Метафорические ассоциативные карты как инструмент в работе специалистов социально – психологической службы по профилактике безнадзорности и правонарушений
методическая разработка на тему
Метафорические карты как метод диагностики давно используются в работе специалистов для выявления проблемы, послужившей толчком для развития существующего состояния. Любая область психологии будь то семейная, индивидуальная и групповая может использовать ассоциативные карты в качестве серьезного помогающего инструмента. Можно отметить несколько целей работы с метафорическими картами:
- обход рационального мышления;
- осуществление диалога «внутреннее – внешнее»;
- реконструкция прошлых событий, повлекших за собой возникновение нарушения поведения, фобии, невроза, психотравмы;
- прояснение актуальных переживаний и потребностей;
- завершение «неоконченных» событий, забирающих энергию;
- моделирование линии времени от прошлого к будущему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_konkurs.docx | 42.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Людмила Вячеславовна Ткачева,
ГБОУ НАО «Средняя школа № 3»
социальный педагог
г.Нарьян-Мар
Дуркина Екатерина Михайловна,
ГБОУ НАО «Средняя школа № 3»
педагог - психолог
г.Нарьян-Мар
Метафорические ассоциативные карты
как инструмент в работе специалистов
социально – психологической службы
по профилактике безнадзорности
и правонарушений
В настоящее время в нашей стране наблюдается рост числа несовершеннолетних детей и подростков, находящихся в социально опасном положении, увеличение социального сиротства, безнадзорности и правонарушений. Для того, чтобы уменьшить число таких детей, необходимо проводить профилактическую работу, направленную на выявление несовершеннолетних «группы риска». Существует достаточно много разных методик профилактической работы с этой категорий детей. Большинство из них давно уже устарели или малоэффективны, потому что скучны и не интересны, так как чаще всего они навязывают мнение взрослых, как необходимо правильно поступать. Наш мир современного общества постоянно находится в движении. Дети уже не те, что были 20 лет назад, поэтому необходимо совершенствовать системы педагогического подхода, создавать и применять новые формы и методы в работе с детьми. Одним из таких методов работы являются метафорические ассоциативные карты, которые эффективны в профилактической работе и нравятся современным детям.
Метафорические ассоциативные карты – это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины. Некоторые наборы карт совмещают картинку с надписью, другие включают отдельно карты с картинками и карты со словами. Совмещение слов и картин создает игру смыслов, обогащающуюся при помещении в тот или иной контекст, изучения одной или другой темы, актуальной для клиента в настоящее время.
Метафорические ассоциативные карты – это уникальный инструмент и помощник специалистов службы сопровождения, особенно они эффективны и незаменимы в профилактической работе с детьми и подростками, когда затруднено установление контакта.
Цель работы с метафорическими картами
Метафорические карты как метод диагностики давно используются в работе специалистов для выявления проблемы, послужившей толчком для развития существующего состояния. Любая область психологии будь то семейная, индивидуальная и групповая может использовать ассоциативные карты в качестве серьезного помогающего инструмента. Можно отметить несколько целей работы с метафорическими картами:
- обход рационального мышления;
- осуществление диалога «внутреннее – внешнее»;
- реконструкция прошлых событий, повлекших за собой возникновение нарушения поведения, фобии, невроза, психотравмы;
- прояснение актуальных переживаний и потребностей;
- завершение «неоконченных» событий, забирающих энергию;
- моделирование линии времени от прошлого к будущему.
Задачи работы с метафорическими картами:
Установление первоначального контакта. Эта задача стоит перед любым специалистом, работающим с детьми. Если контакт сложился хорошо, у ребенка возникло доверие – дальнейшая работа имеет хорошие шансы быть успешной. Но в первое время ребенок опасается, стесняется или просто затрудняется. Задача взрослого – предложить ему безопасный способ взаимодействия. Метафорические карты – хороший вариант начала знакомства.
Сбор информации о ребенке и его ситуации. Дети могут не уметь описать свои переживания, затрудняться назвать чувства, описать состояние. Хотя бы в силу недостаточного словарного запаса. Есть методики работы с ребенком с помощью метафорических карт, которые помогают выяснить эти важные вещи. Кроме того, ребенок может затрудняться рассказать о ситуации в семье или о затруднениях в отношениях со сверстниками. Но с помощью метафорических карт можно примерно понять, где лежит проблема и часто «разговорить» ребенка, вывести его на открытый диалог. Здесь метафорические карты пригодится не только специалисту службы сопровождения, но и педагогу, классному руководителю.
Помощь в установлении контакта между детьми. Это актуально, если вы имеете дело с группой детей, незнакомых друг с другом. Возможно, это детская психологическая группа или только сформировавшийся кружок, детский коллектив не психологической направленности. Смена в детском лагере или группа продленного дня. С помощью метафорических карт процесс знакомства, установления связей, распределения ролей можно провести более успешно. И сразу заметить, если в группе намечаются «аутсайдеры» и выровнять ситуацию впервые минуты ее зарождения.
Помощь при приходе в группу нового ребенка – или нового взрослого специалиста в сложившуюся детский коллектив. Известно, что при приходе в группу нового участника группа создается заново. И это – не только о работе групп психологической направленности. Процесс прихода в коллектив нового человека можно не пускать на самотек, а уделить ему внимание. Организовать ритуал знакомства с помощью игры – и в этом тоже помогут метафорические карты.
Развитие творческих способностей и раскрытие талантов у детей. Метафорические карты хорошо помогает выявить способности, которые находятся в «дремлющем» состоянии. На которые пока не обратили внимание взрослые и, соответственно, не могут организовать условия для их развития. Метафорические ассоциативные карты с помощью ряда методик дают возможность раскрыть сильные стороны ребенка и научить его на них опираться.
Организация полезного и интересного досуга. Такая задача часто стоит перед педагогами, классными руководителями - организаторами досуга. Если подходить к ее решению формально, то дети оказываются, вовлечены в неинтересное им самим, бесполезное и ненужное занятие. Между тем, игры, основанные на метафорических картах, всегда идут у детей «на ура». И это не только увлекательно, но и полезно – помогает лучше понимать себя и других, укрепляет отношения, делает взаимодействия богаче, развивает творческое мышление.
Учитывая огромное разнообразие колод метафорических карт и методик их применения, метафорические ассоциативные карты способны на порядок улучшить качество работы с детьми любого специалиста.
Изначально метафорические ассоциативные карты являются проективной методикой:
- в которой важен не заложенный изначально в эту картинку смысл, а душевный отклик каждого клиента на попавшуюся ему картинку;
- эффективная методика, позволяющая практически мгновенно получить без сопротивления доступ к бессознательному клиента, раскрыть субъективные причины поведения человека, межличностного поведения на более глубоких слоях подсознания;
- методика для работы с различной проблематикой как индивидуально, так и в групповом режиме с широчайшим спектром применения, от психотерапии до семейной игры, от бизнеса до театра.
Карты стимулируют творческий потенциал и коммуникацию, а также могут использоваться в качестве игры. Процесс обучения использования карт прост и доступен не только квалифицированным специалистам.
Карты наглядно демонстрируют картину любых межличностных отношений или картину взаимоотношений человека с любыми идеями и образами из его внешней или внутренней реальности. Использование карт для обращения к психотравмирующей ситуации через метафору позволяет избежать дополнительной ретравматизации и создает безопасный контекст для поиска и моделирования решения своей проблемы. Карты запускают внутренние процессы самоисцеления и поиска своего уникального пути выхода из кризиса, работа с картами поражает глубиной диагностики и быстротой терапии.
В одной и той же картинке разные люди увидят совершенно разные образы, или феномены, и в ответ на этот стимул (визуальный образ) каждый вынесет свое внутреннее содержание актуальных переживаний. Более того, в разные периоды жизни и в контексте разных тем ассоциации и толкование происходящего на картинке будут отличаться даже у одного и того же человека. С этой точки зрения колода ассоциативных карт неисчерпаема: количество комбинаций тем работы и картинок бесконечно.
Метафорические ассоциативные карты позволяют быстро и наглядно получить необходимый объем информации для качественной работы с клиентом, диагностировать его проблему, прояснить и осознать актуальные переживания и потребности клиента, его незавершенные внутренние процессы.
К основным достоинствам проективных карт можно отнести:
- создание обстановки, способствующей подлинно глубокому, искреннему общению людей, их самовыражению, раскрытию и рефлексии;
- возникновение чувства доверия и безопасности – человек сам выбирает, насколько глубоко он готов раскрыться в данный момент, без ощущения давления на него;
- возможность решения проблем на символическом уровне, возможность привлекать неосознаваемые ресурсы психики;
- создание общего контекста для психолога и клиента, общего метафорического языка при обсуждении той или иной ситуации из жизни клиента.
Диапазон областей, где обращение через метафорические ассоциативные карты к воображению, фантазии и потоку ассоциаций может оказаться весьма эффективным и полезным, весьма широк, вот некоторые из них:
- коммуникационные игры и тренинги;
- создание положительной (безопасной) обстановки, в которой может осуществляться коммуникация и обмен мнениями без оценочных суждений;
- тренинг позитивного мышления;
- развитие интереса к самоизучению и саморазвитию;
- актуализация личностного роста;
- коррекция и терапия межличностных отношений;
- терапия детско-родительских отношений;
- помощь в разрешении конфликтов;
- работа с линией времени, моделирование и исследование любых процессов в прошлом и будущем;
- реабилитационная работа;
- проработка и терапия травм;
- работа с посттравматическим синдромом;
- помощь в преодолении стрессов;
- проработка и терапия страхов;
- работа с психосоматическими явлениями;
- работа со сновидениями и фантазиями;
- развитие творческого потенциала детей и взрослых;
и многое, многое другое.
При использовании данной методики, необходимо придерживаться ряда правил:
1. Эксклюзивным правом интерпретировать карту обладает только тот, кто ее вытащил. Только хозяин карты решает, что в данный момент является для него существенной деталью, а что не играет никакой роли. Поэтому (как бы взрослому не казалось, что на выбранной ребенком карте изображены негативные события) если ребенок видит на ней (казалось бы) несущественную маленькую бабочку где - то вдалеке и твердит о счастье, значит, эта карта имеет именно такое значение;
2. Если хозяин карты по личным причинам не хочет или не может говорить о своих картах, он вправе отложить их и отказаться от интерпретации – ребенок сам выбирает, что сказать и о чем умолчать;
3. Если в групповой работе два ребенка хотят взять одну и ту же карту, сначала им обоим предлагается выбрать какую-то другую, которая также покажется им подходящей. Если никто из них не согласен, то можно предложить первому участнику передать карту второму после интерпретации и окончания работы с ней;
4. Если по инструкции нужно вытянуть одну карту, а ребенок желает взять две или даже больше, это допустимо.
На сегодняшний день разработаны и с успехом используются целый ряд колод для работы с детьми и подростками. Рассмотрим подробнее несколько из них, которые можно активно применять специалистам службы социально-психологического сопровождения в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений.
Колода «Из сундука прошлого. Метафора детских переживаний»
Автор: Кац Г., Мухаматулина Е.
В набор входят: 64 карты с изображениями, 32 карты со словами. Комплект включает в себя репродукции картин грузинской художницы Нино Чакветадзе и маленькие карточки со словами и словосочетаниями. Все это вместе – инструмент работы практического психолога, называемый метафорическими картами.
Карты могут использоваться в консультировании, психотерапии, коучинге, в групповой и индивидуальной работе с детьми и подростками.
Предлагаемый набор карт призван помочь всем – психологам, педагогам и их воспитанникам, поговорить о детстве, воскресить в памяти его картинки, ощутить запахи и звуки. Было бы банально рассуждать о важности такого разговора – разговора об истоках происхождения силы и слабости, о том, какие идеалы и способы решения проблем были впитаны с молоком матери и в результате наблюдений за отцом, о том, что помогало, поддерживало и продолжает поддерживать, а что останавливало смелые мечты, убивало радужные фантазии и мешает по сей день, ставя заслоны на пути самореализации.
На обложку колоды вынесена необычайно значимая для нас картинка – сундук, заглянув в который, каждый найдет множество сладостных и болезненных воспоминаний, от встречи с которыми становятся почти ощутимыми прикосновения рук и губ «мамы молодой и отца живого». Каждый найдет там свое детство, растревоженное и заговорившее благодаря возникающим ассоциациям. Используя данную колоду «Из сундука прошлого», можно применять в консультировании различные техники:
Техника по решению проблемы.
Даем ребенку карты в руки и просим в открытую найти картинку, близкую к его состоянию. Даем время на выбор карты.
- Почему ты выбрал именно эту картинку? Легко ли тебе было?
- Что ты видишь? Когда это происходит? Есть ли на ней ты?
- Что испытывает персонаж на картинке?
Просим выбрать карту – мечту. Каким бы ты хотел себя видеть?
- Что на этой карте? Почему ты выбрал ее?
- Что испытывает персонаж на этой картинке?
Теперь в закрытую просим выбрать 3 карты. Кладем их рубашкой вверх.
«Какие шаги нужно сделать, чтобы мечта осуществилась?»
По одной карте переворачиваем и ребенок делает выводы.
- Что нужно сделать?
и так каждую карту.
Вытаскиваем в слепую еще 3 карты
«Что мешает нам быть таки, как в мечтах?» или «Какие препятствия на пути к мечте?»
По одной открывает и отвечает на вопрос.
2 карты - ресурс
«Кто или что может помочь?»
1 Какими качествами обладает персонаж?
Чем он может тебе помочь?
Какие из этих качеств есть у тебя?
Делаем выводы, записываем на листок. Фотографируем расклад.
Техника "У меня ничего не получается!“
Автор: Борисова Наталья, кризисный и семейный психолог, практикующий психотерапевт, специалист в области экстремальной психологии.
Можно использовать любую событийную (универсальную) колоду.
Инструкция:
1. Клиент на листе бумаги выписывает все свои "неудачи": неразрешенные вопросы, нереализовавшиеся планы, и т.д.
2. Из колоды вытаскивает вслепую по 1 карте на каждую "неудачу". В данном случае эти карты будут символизировать причину того, ПОЧЕМУ не получилось или ЧТО ПОМЕШАЛО.
3. На листе бумаги клиент пишет небольшой рассказ - историю первопричин своих неудач.
4. Читает написанное вслух. Анализирует: что общего во всех причинах неудач? Есть ли какая-либо закономерность?
5. Теперь вытягиваем из колоды вслепую ровно столько карт, сколько было у клиента неудач - это "возможности и ресурсы".
6. Анализирует каждую карту и записывает полученные выводы.
Колода «Я и все-все-все». Метафорические ассоциативные карты
Автор К.Крюгер, художник В.Кирдий
В состав набора входят: карты 50 штук. Карты предназначены и для профессионального использования и для использования любым педагогом во внеклассных мероприятиях с детьми. Персонажи этого комплекта главным образом дети. Эти карты можно использовать не только в работе с детьми, так же они прекрасно работают и со взрослой аудиторией, в темах внутреннего состояния ребёнка, детско-родительских отношений.С помощью этого комплекта профессионалы могут решать широкий спектр задач, а родители — развивать своего ребёнка и разнообразить досуг семьи.
Карты могут использоваться как в индивидуальной, так и в групповой работе. Можно использовать для домашних игр, для создания историй.
Варианты использования карт в работе специалиста:
- индивидуальная консультативная работа с ребёнком;
- консультирование в режиме ребёнок + родитель или братья/сестры;
- групповая работа с детьми, детские тренинги;
- индивидуальная консультативная работа со взрослыми;
- групповая работа со взрослыми: взрослые тренинговые группы.
Варианты использования карт в деятельности специалиста:
- на уроках;
- на внеклассных мероприятиях.
Варианты использования кат родителями:
- игры для детской компании;
- игры с ребёнком дома и в дороге.
Изображения на картах позитивны, немного «мультяшны», среди них нет сюжетов, которые однозначно могли бы быть восприняты как негативные, пугающие, драматичные. Тем не менее, учитывая проективные механизмы психики, все эти карты при достаточной квалификации специалиста могут быть использованы и для работы с детскими переживаниями, травмами, страхами.
С помощью данных карт мы можем решить любую проблему, которая волнует ребенка. Образы карт помогут обойти защитные барьеры ребенка, которые мешают ему развиваться.
Техники работы с картами:
- «Расскажи историю».
Эта процедура может быть использована на первом этапе индивидуальной работы с ребенком для установления контакта. Специалист предлагает ребенку выбрать карту, которая больше всего понравилась, и сочинить по ней историю. Специалист в данном случае оказывает на ребенка и сочиненные им истории минимальное воздействие. Его основные задачи сводятся к созданию позитивной мотивации на работу, к анализу выбранной карты и созданной на ее основе истории.
- «Страх уходи!»
Ребенок выбирает карту, персонаж которой ему кажется самым смелым – тем, кто не боится того, чего боится он сам. Далее ребенок сочиняет о персонаже историю, в которой ребенок может описать, как бороться со страхом. Другой вариант, когда ребенок выбирает два персонажа, один назначается трусишкой, другой смельчаком. Смельчак рассказывает трусишке, как перестать боятся.
- «Нарисуй продолжение»
Игра может быть использована в тренингах для развития креативности и гибкости мышления. Ведущий или один из участников выбирает наугад одну карту, которая будет основой для работ всех участников. В обоих случаях после завершения творческого этапа имеет смысл создать галерею работ - так их будет удобнее рассматривать и – при необходимости – обсуждать, используя ряд вопросов:
- Что изображено на карте?
- Кто является главным действующим героем изображенной истории?
- Чем история началась и чем закончилась?
- Кто я на этой картинке?
- Что она для меня означает?
Карты созданы для того, чтобы вам было легче было установить контакт с подростком, помочь ему проявить себя, поскольку карточки это не методика работы, а средство взаимодействия с ним.
Таким образом, метафорические карты помогают работать с подсознанием ребенка. Раскрывают внутренние проблемы детей, помогают бороться со страхами при этом, не оказывая травмирующего воздействия на психику. Карты помогают выявить внутренние проблемы и переживания испытуемого.
Колода «Волшебный сундучок»
Колода из набора «Волшебный сундучок» - это карты с изображением героев сказок, их друзей-помощников в «зверином» обличье и предметов, наделенных волшебными свойствами (волшебная палочка, золотой ключик, меч-кладенец).
Колода «Мир сказочных историй»
Колода «Мир сказочных историй» - это 40 карт с изображениями Волшебного и Повседневного мира, Страны волшебников и Королевского двора, персонажи которых представлены в различных сказочных ситуациях.
Колода «Ежкины сказки»
Колода «Ежкины сказки» делится на 4 категории – герои, антураж героя, действия и взаимодействия, а карты «Злодеи и герои» дополнительно могут использоваться в сказкотерапии.
Каким образом можно использовать карты в работе с детьми?
Вот несколько примеров игр и упражнений для детей и подростков:
- предложите ребенку сочинить историю по картам – выберите нужные для вашей сказки изображения и разложите их в определенном смысловом порядке, предоставив ребенку проявить свою фантазию и воображение.
- по очереди вытягивайте по одной карте из колоды, сочиняя историю на ходу; такой вариант замечательно подходит и для групповой работы, объединяет детский коллектив, учит взаимодействовать и прислушиваться друг к другу.
- прочитайте ребенку сказку, предоставив ему возможность ее «проиллюстрировать», подбирая карты по смыслу.
- разложите карточки со сказочными персонажами и предложите ребенку подарить каждому герою волшебный предмет, объяснив свой выбор — почему именно такой подарок, для чего он нужен именно этому герою, в чем польза подарка; такая игра развивает фантазию ребенка, его способность вставать на место другого человека и лучше понимать его.
- предложите ребенку выбрать одну карту, которая ему понравится, или вытянуть ее наудачу, прикрепите карту в центре большого и плотного листа бумаги (например, ватмана) и цветными карандашами, фломастерами, красками позвольте ребенку «расширить» свою картинку, продолжая узоры, линии, изгибы абстрактного изображения; когда лист бумаги превратится в большую картину, карту можно убрать и зарисовать оставшееся от нее место. Если в игре будут участвовать несколько детей, то это также позволит подружить их между собой – в процессе рисования дети сами найдут эффективные и безопасные пути друг к другу, гармонично объедения свои разные характеры в единую картину.
Важно помнить, что, сочиняя историю, рассказчик обычно дентифицируется с одним из действующих лиц, а желания, стремления и конфликты этого персонажа могут отражать желания, стремления и конфликты рассказчика. Это особенно важно в работе с детьми, поскольку они зачастую в силу своего недостаточного эмоционального и жизненного опыта, а также включения психологических защит, не могут еще полностью осознавать и открыто сообщать о своих проблемах. При этом стремления и внутренние конфликты рассказчика могут быть представлены в неявной или символической форме.
Рассказы также могут отражать события из прошлого ребенка, в которых он не участвовал, но был их свидетелем или читал, слышал о них и т.п. Такой выбор событий для рассказа говорит о некоторой значимости для ребенка данных событий. Однако не всегда рассказы детей обладают одинаковой значимостью для диагностики их импульсов и конфликтов. Более внимательно стоит отнестись к повторяющимся темам.
Результат работы с детьми и подростками при использовании метафорических ассоциативных карт не заставит себя долго ждать, мы можем отметить сразу несколько показателей эффективности проведенной работы:
- Методика позволит обойти внутреннее сопротивление и рациональное мышление путем снижения сознательной цензуры.
- Ослабит внутреннее напряжение и сопротивление.
- Создаст атмосферу безопасности и доверия.
- Позволит быстро и наглядно получить необходимый объем информации для качественной работы с подростком и глубоко диагностировать его проблему.
- Позволит наглядно увидеть картину любых межличностных отношений.
- Покажет картину взаимоотношений подростка с любыми идеями и образами из его внешней или внутренней реальности, создавая диалог между его внешним и внутренним миром.
- Позволит прояснить и осознать актуальные переживания и потребности подростка, его незавершенные внутренние процессы.
- Позволит моделировать процессы прошлого и будущего, работать с линией времени.
- Позволит обратиться к психотравмирующей ситуации подростка через метафору, и тем самым избежать его дополнительной ретравматизации.
- Позволит подростку проговорить и осознать свои чувства и переживания, что само по себе имеет терапевтический эффект (вербализация проблемы).
- Создаст безопасный для подростка контекст поиска и моделирования решения.
Результатом использования метафорических ассоциативных карт будет быстрая и эффективная терапия, которая запустит внутренние процессы самоисцеления путем поиска индивидуального и уникального пути выхода из кризиса, выбранного самим клиентом.
Использованная литература
1. Канц Г. Метафорические карты: Руководство для психолога. – 2-е изд.
– М.: Гинезис, 2014
2. Метафорические ассоциативные карты для детей и взрослых «Я и все-все-все»/ К. Крюгер; худож. В. Кирдий. – СПб.: Речь, 2016. – 48 с.
3. «Использование ассоциативных карт в работе с детьми и подростками» Н.В. Буравцова, год издани 2017 г., 200 стр.
Используемые интернет - ресурсы:
- https://www.b17.ru/article/15482/
- https://womanadvice.ru/metaforicheskie-karty-chto-eto-takoe-kak-rabotat-s-associativnymi-kartami
- https://vk.com/topic-110017588_34194643
- https://vk.com/feed?q=%23%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%B0_%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0§ion=search
- http://psycards.ru/karty-v-rabote-s-detmi-i-podrostkami/mak-podrostki-otryvok-2/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации социального педага "Оптимизационная модель управления работой социально-психологической службы по профилактике отклонений в поведении учащихся "
По оптимизации управления социально-психологической службой в работе с детьми с отклонениями в поведении можно рекомендовать следующее: необходимо создание благоприятного психологического климата, в ц...
ДОКЛАД ТЕМА: « ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА, КАК ФОРМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА»
В настоящее время сохраняется комплекс проблем в сфере жизнедеятельности и правовой защищенности детей, вызывающих серьезную об...
Отчет педагога-психолога МБОУ СОШ№69 по организации работы по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики. Необхо...
Доклад на тему"О работе педагогического коллектива МБОУ «Зубово-Полянская гимназия» по предупреждению совершения противоправных действий со стороны обучающихся, профилактике безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий учащихся, защите их п"
Данный материал будет полезен для классных руководителей и заместителей директора по ВР....
План работы по профилактике безнадзорности, правонарушений с учащимися, их родителями (законными представителями), педагогами в МБОУ "СОШ №5"
Документ содержит план работы по профилактике безнадзорности, правонарушений с учащимися, их родителями (законными представителями), педагогами в МБОУ "СОШ №5"...
Профилактическая работа ( профилактика безнадзорности, правонарушений, других асоциальных явлений)
Профилактика безнадзорности, правонарушений, других асоциальных явлений должна рассматриваться как необходимая и естественная составляющая воспитательной работы....
карта работы классного руководителя по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Вопросы профилактической деятельности являются приоритетными для многих классных руководителей. Предлагаем систему индивидуально-ориентированной деятельности классного руководителя по организации проф...