Разработка урока по ОПК в 7-м классе. Семья как малая церковь
план-конспект урока (7 класс) на тему
Данная разработка урока приготовлена для представления урока по Основам православной культуры в 7-м классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_kak_malaya_tserkov.docx | 30.97 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ОПК В 7-М КЛАССЕ
«СЕМЬЯ КАК МАЛАЯ ЦЕРКОВЬ»
РАЗРАБОТАЛА УЧИТЕЛЬ ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ МБОУ СОШ № 22 – ШАРАПОВА МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА
Тема урока: «Православные традиции и семейные ценности. Семья – малая Церковь».
Цель урока: дать представление о семье как о базовой ценности общества.
Задачи урока:
а) образовательные: познакомить с составляющими компонентами (категориями), необходимыми для создания Семьи, ввести их наименования в активный словарный запас учащихся; познакомить с таинством венчания;
б) воспитательные: воспитывать нравственный долг детей перед родителями, представителями старшего поколения;
в) развивающие: развивать способности коммуникативного общения, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока.
Участники: учащиеся 7-ого класса
Подготовительная работа: подготовить листочки с напечатанными ромашками, презентацию для сопровождения теоретического материала.
Оборудование: учебное пособие «Основы православной культуры» 7 класс, рабочие тетради, магнитная доска и магниты, карточки с опорными словами, ЭОР.
Ход урока:
I. Организационный момент: эмоциональный настрой учащихся на совместную работу с педагогом (учащиеся садятся в расставленные по кругу стулья)
– Добрый день! Сегодня у нас не совсем обычный урок. У нас много гостей. Мы очень рады видеть их в нашем классе. И я неслучайно выбрала сегодня такую форму общения – круг. Оказывается, круг – наиболее совершенная фигура, в кругу проще вести открытый разговор. А еще это возможность некоторое время быть вместе, вот так – глаза в глаза, рука к руке. Круг – гарантия вашей защиты. Форму круга имеет кольцо. Кольцо венчает любовь. В одной песне так и поется «Любовь кольцо, а у кольца нет ни начала, ни конца.
– Ребята, а сейчас я задам вам первый вопрос, будьте внимательны. Подумайте и ответьте всем нам, за что вы любите себя? (Отвечают по кругу, первым отвечает педагог.При ответе каждый свою руку кладет на плечо соседа.)
– Сейчас я приоткрыла каждого из вас для себя, а все мы открылись для одноклассников. А сейчас подумайте над таким вопросом – за что вас любят в семье? (Отвечают только дети)
+ Меня любят за то, что я… помогаю родителям, помогаю маме с младшим братом, всегда вместе с родителями, делюсь с родителями новостями школьной жизни, аккуратный и хорошо учусь…
А за что вы любите своих мам и пап?
II. Сообщение темы урока:
– Спасибо за ваши ответы. Я думаю, вы догадались, о чем мы сегодня поведем разговор?
+ Мы будем говорить о семье.
– Правильно, сегодня мы расширим наши представления о понятии «семья», познакомимся с православными традициями и ценностями семьи. Увидим, что же оно в себя включает, какие категории входят в понятие «христианская семья». Тема нашего урока: «Православные традиции и семейные ценности. Семья – малая Церковь». Присядьте, пожалуйста, за парты. Слайд 1.
Эмоциональное погружение: звучит музыка. Родительский дом.
Учитель: В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!
И в жизнь ты выходишь из семьи! Слайд 4.
III. Обсуждение смысла понятия «семья- малая Церковь»
Прочитайте первое предложение на стр.92.Что же это значит? Слайд 5.
+Семья-это-ячейка общества, гнездо, где человек растит своих детей, ковчег-место, где человек укрывается от житейских бурь.
А на каких основах должна строиться семья.
+ на любви, доверии, уважении.
Конечно, на любви супругов друг к другу, на любви родителей к детям и детей к родителям и любви кБогу, который благословил их союз. Слайд 6.
– Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, венчались в церкви. Венчание – одно из важнейших таинств Православной церкви. Венчание будущих супругов совершается священником, который благословляет жениха и невесту на счастливую семейную жизнь. Молодые люди обещают любить друг друга, заботится друг о друге, никогда не оставлять ни в беде, ни в болезни и никогда не нарушать священного брачного союза. На головы жениху и невесте во время венчания возлагают венцы
Как Вы, думаете ребята, а за что любят Вас в семье?
+ Нас любят в семье не за что-то, а за то, что мы родились, за то, что мы есть.
Стихотворение читает Моор Настя:
Любили тебя безо всяких причин.
За то, что ты внук,
За то, что ты сын.
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож
И эта любовь до конца твоих дней,
Останется тайной опорой твоей.
– Правильно. Вы – дочери и сыновья, вы – внуки, племенники и племянницы. Любят вас уже за это. Рождение ребенка наполняет семейную жизнь светом, радостью, смыслом. Слайд 7.
Семья это большая ответственность, на ней лежит воспитание детей.
Что семья должна воспитать в детях?Слайд 8.
А еще семья должна передать детям традиции и ценности русского народа. Слайд 9
+ Рождество Христово, Пасха, вербное воскресенье, крещение. В эти дни люди становятся ближе друг к другу.
+ Семейные традиции.
– Ребята, а кто пояснит нам значение слова «традиция»? (Если дети затрудняются, учитель объясняет сам.)
+ То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.(Традиции- это то, что переходит от одного поколения к другому через предания, взгляды, литературу, бытовой уклад)
Притча. Но задумывались ли Вы о том, что и наши родители тоже нуждаются в нашей любви, заботе, понимании.
Я бы хотела, что бы вы сейчас очень внимательно посмотрели притчу. (Вспомните, что такое притча) и ответили на вопрос, как мы должны относиться к своим родителям. Просмотр притчи «Воробей» Правильно, родители берегли нас, когда мы были малы, скоро наступит и наша очередь
Давайте вспомним, какая самая важная заповедь? Слайд 10.(Чти отца своего и мать свою.)Человек, который любит своих родителей, никогда не может . была счастлива?
Читаем притчу о счастливой семье. Притча.
Так что же нужно для счастья?
IV. Физминутка. Видео.
V. Беседа с учащимися, активизация знаний предыдущего урока:
А можете Вы привести примеры христианской семьи?
+, Петр и Феврония. (рассказывают о них) Слайд 11.
Давайте послушаем легенду о Петре и Февронии.Просмотр «Легенда о Петре и Февронии»
Чем нам дороги Петр и Феврония?
Слайд 12. У нас России есть свой праздник семьи и любви. С 2006 года 8 июля в день святых благоверных Петра и Февронии мы отмечаем День семьи, любви и верности, символом которого, стала ромашка. Простой русский цветок. А раньше в этот день совершались помолвки.
(Ромашка на доске, символ понятия «семья», по мере выполнения заданий заполняем ее лепестки).
– Посмотрите, наше понятие «семья» обогатилось очень емкими словами. Прочитаем их вслух.
Выполнение заданий. Слайды 13-17.
Самостоятельная работа. Посмотрите на ромашки на ваших столах. Представьте, что ромашка-это ваша семья. Что в семье должно быть главным? Напишите это на лепестках ромашки (индивидуальная работа). И еще у меня такая просьба, если вам понравился урок нарисуйте улыбкув центре ромашки, а если нет- гримасу.
VI.Домашнее задание:
– Я прошу вас перечитать дома материал учебного пособия урок 17. Привлекайте к чтению родителей или представителей старшего поколения. Все вместе постарайтесь ответить на вопросы на странице 87, особое внимание обратите на последний вопрос: «Расскажите, какие традиции есть в вашей семье». При рассказе на уроке вы можете использовать фотографии.)
Итог урока:
– Скажите, ребята, о чем мы сегодня вели разговор? О семье, ее традициях, ценностях
VII. Рефлексия.
– Я прошу вас снова построиться в круг. Возьмитесь за руки. Посмотрите, сколько компонентов мы внесли с вами в такое понятие как «Семья». И все-таки произнесите сейчас всего лишь одну ценность для семейного счастья (по кругу).
– А можно ли обойтись одним из этих понятий для того, чтобы семья была счастливая, крепкая, дружная? Конечно, нет!
А дом, заставленный добром, – еще не дом.
И даже люстра над столом, – еще не дом.
И на окне с живым цветком – еще не дом.
И даже с чайника баском – еще не дом
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста –
Что от ладоней до окна наполнен дом –
Твоим теплом.
– Хочу пожелать вам, вашим родителям и представителям старшего поколения здоровья, успехов в любых начинаниях. Пусть в ваших семьях чаще улыбаются, встречаются. Дарите свое тепло и заботу родителям, бабушкам и дедушкам, всем близким. Умейте прощать и не помните зла.
А теперь послушаем «Гимн семье».
Дополнительный материал. Притча. Жили два брата. Старший был женат, у него были дети. А младший был холост. Братья не захотели жить вместе и поделили все, что у них было. Когда они поделили зерно, ямы, в которых оно хранилось, оказались у старшего по одну сторону мельницы, у младшего – по другую.
Старший брат украдкой брал зерно из своей ямы и ссыпал его в яму брата, говоря:
– Бог дал мне жену и детей, у меня есть кому зарабатывать на хлеб. А у моего брата нет никого. Пусть он ест этот хлеб.
Но младший брат тоже брал зерно из своей ямы и тайком высыпал его в яму старшего брата, говоря:
– Один я на земле, куда бы ни забрел – легко найду пропитание. У брата же семья, ему больше моего нужно. Пусть это хлеб достанется ему.
Так прожили они всю жизнь. Бог приумножал добро обоих братьев, и доля каждого не оскудевала. Господь всегда помогает в благих и добрых деяниях.
Вопрос: Почему Бог приумножил добро и старшего, и младшего брата?
+ Бог приумножил добро каждого из братьев, так как оба помогали друг другу. Каждый заботился не о себе, а о брате. (На магнитной доске –«Братская любовь», «Нравственный долг».)
Литература:
1.Забылин М. Русский народ. Полная иллюстрированная энциклопедия. Праздники, обряды и обычаи. М.: Изд-во Эксмо, 2005.
2. Основы религиозной культуры и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений /.-Учебник по ОПК: Костюкова Т.А., Воскресенский О.В., Савченко К.В. и др. … Основы православной культуры, М. Дрофа. 2013
3.Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4–5 классы: Учебн. пособ. для общеобразоват. учрежд. / А.В. Кураев. М.: Просвещение, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока- тренинга по обществознанию в 6 классе: "Психологический климат в семье"
Познакомить участников тренинга с основами нравственно – правовых норм семейных отношений....
Разработка урока по английскому языку по теме "Моя семья. Буква Rr" для 2 класса
Разработка урока по английскому языку по теме "Моя семья. Буква Rr" для 2 класса по учебнику М.З.Биболетовой "Enjoy English" по технологии проблемного диалога и технологии оценивания....
технологическая карта и разработка урока по английскому языку в 5 классе по теме "Моя семья"
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования предъявляет требования не только к предметным, но и к метапредметным и личностным результатам. Реализовать эти требован...
Методическая разработка урока по немецкому языку в 5 классе по теме"Моя большая семья" с использованием ИКТ (УМК "Alles klar")
Данная методическая разработка подготовлена к уроку в 5 классе по УМК "Alles klar" . Урок ориентирован на систематизацию лексико-грамматических навыков; развитие навыков диалогической речи...
Методическая разработка урока: «Какие бывают источники доходов. Структура доходов семьи»
Тема: «Какие бывают источники доходов. Структура доходов семьи» важна как для обучающихся 8 класса, так и для их родителей, поскольку проблема соотношения доходов и расходов в услови...
Разработка урока ОРКСЭ "Основы исламской культуры" по теме: "Семья в исламе"
Тема урока: Семья в исламе.Цель урока:Формирование представлений о мусульманской семье как ячейке общества, о роли семьи в жизни человека.Задачи: Расширить знания учащихся о семье. Позна...
Методическая разработка урока по английскому языку на тему "Моя семья"
Методическая разработка включает в себя презентацию и конспект урока английского языка во второй четверти учебника "Spotlight 5" (авторы Ю.Е.Ваулина,О.Е.Подоля...