Разработка урока ОРКСЭ "Основы исламской культуры" по теме: "Семья в исламе"
план-конспект урока (5 класс) на тему

Тема урока: Семья в исламе.

Цель урока:

Формирование представлений о мусульманской семье как ячейке общества, о роли семьи в жизни человека.

Задачи:

—  Расширить знания учащихся о семье.

—  Познакомить с особенностями и традициями исламской семьи, ее ценностями.

—  Развивать у учащихся творческое восприятие семейных ценностей.

—  Воспитывать ответственное отношение к созданию своей будущей семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok_semya.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Семья в исламе.

Цель урока:

Формирование представлений о мусульманской семье как ячейке общества, о роли семьи в жизни человека.

Задачи:

  • Расширить знания учащихся о семье.
  • Познакомить с особенностями и традициями исламской семьи, ее ценностями.
  • Развивать у учащихся творческое восприятие семейных ценностей.
  • Воспитывать ответственное отношение к созданию своей будущей семьи.

Оборудование: ромашки, смайлики, мультимедийная презентация, видео «Что это», карточки со словами, словарь Ожегова, учебники.

                             ХОД УРОКА

I. Организация деятельности учащихся

   Предложить взять одну из ромашек (желтого или белого цвета) , сесть за столы отмеченные соответствующим цветом.

РЕФЛЕКСИЯ. Психологический настрой детей (смайлики)

II. Подготовка к изучению нового материала

        1.Беседа с учащимися по вопросам

-У каждого человека есть свои нравственные ценности - это то, что он больше всего ценит в жизни, что для него свято, в чем он убежден и чем руководствуется в своих поступках.

- Что вы понимаете под словом «ценности»? (карточки со словами)

Запись ответов детей на доске : здоровье, любовь, милосердие, дружба, семья, общение, природа)

         - Какая из этих ценностей , на ваш взгляд, самая важная? (Семья).

 

         - О чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему.(Семья в исламе)

 Сегодня, на уроке мы с вами поговорим не только о семье в целом, но и об особенностях и традициях в исламской семье.

НА стр. 60 прочитайте то, о чем мы узнаем на уроке.

 1.Какое значение имеет семья в жизни мусульман?

 2.Какие качества нужны человеку , чтобы создать прочную семью?.

У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за все простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях: родителях, братьях и сестрах, бабушках и дедушках.


III. Усвоение новых знаний

1 . Словарная  работа. Индивидуальная работа

- А что же, по – вашему, семья? (ответы детей)

- А теперь посмотрим,  как объясняется слово семья в словарях. Объясним значение слова семья с помощью словарей (Ожегов, Даль)

- Кто входит в состав вашей семьи?  (мама, папа, бабушка, дедушка, тетя, дядя).

2. Работа в группах.  Игра "На что похожа семья".(5 минут)

А) Каждая группа получает 2  карточки с рисунком и выбирает подходящий ответ:
1 группа – солнце , звезда
2 группа – свеча,  жемчужина

Дается время для подготовки.

- Мусульманские семьи, как правило, очень велики. Они часто включают не только супругов и их детей, но и остальных родственников. Мусульманскую семью объединяют не только крепкие родственные чувства, но и обязанности. Мусульмане считают, что только большая семья может справиться с жизненными трудностями. 

- А что помогает преодолеть жизненные неудачи? (любовь)

 РОМАШКА

- Ребята, это необычная ромашка.  Вы  видите, что она без лепесточков. Но мы с вами сейчас все их найдем.

На лепестках  ромашки - качества , необходимые в семейной жизни.

 (любовь) – 1 качество.

Б) –Что еще необходимо  для  создания  прочной семьи?

- Прочитайте текст параграфа в учебнике , стр. 60, абзац 2 и 3.

Сформулируйте ответ на вопрос.

РОМАШКА – доброта, схожие взгляды на жизнь, понимание

3.  Работа в группе.

 Как распределяются обязанности в мусульманской семье?

1 группа- Жена- мусульманка (стр.60)

Выступление групп.

Согласно исламским традициям после свадьбы женщина приходит в дом мужа. Её основная обязанность – ведение домашнего хозяйства и забота о детях. Мусульмане считают, что жена должна во всём слушаться своего мужа, заботиться о нём и его детях. Мусульманке разрешается работать, если это не наносит ущерб её основным обязанностям. 

2 группа – Муж-мусульманин (стр. 60-61)

Выступление групп.

 Муж – глава мусульманской семьи. Муж должен трудиться и делать всё возможное, для того чтобы члены его семьи не испытывали лишений и вели достойный образ жизни. Все расходы по содержанию семьи мусульманин старается взять на себя. Когда мусульманин женится, он преподносит своей невесте особый свадебный дар – махр. Это могут быть украшения, другие ценные вещи или деньги. 

СЛОВАРИК (махр – свадебный подарок невесте)

4. Дискуссия

- Получается, что семейные обязанности- нелегкая ноша. Согласны с этим утверждением?

- Ваши родители жалуются на то, что им тяжело выполнять свои обязанности?

-  Нет.

ВЫВОД: если муж и жена живут в согласии друг с другом, то обязанности будут не в тягость , а в радость.

РОМАШКА  (согласие)

5.Физкультминутка - игра.  
- А сейчас мы проведем очень коротенькую игру. Встаньте рядом с партой на одну ногу, руки вытяните вперед. А теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах  возьмитесь за руки.
- Когда было легче удержаться на одной ноге? 
- Почему в паре легче, как думаете?
- Что вам помогло?
- Да, поддержка человеку нужна всегда, особенно она необходима в семье.

РОМАШКА (поддержка)

6. Работа с текстом                              Притча «Корзину-то возьми»
Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться.
Усадил он отца в корзину и отнес высоко в горы. Отпустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его:
- Сынок, я не в обиде, что ты принес меня сюда, но корзину-то возьми!
- На что она мне?
- Твоему сыну пригодится, когда он захочет принести тебя сюда…

Анализ притчи
-О чем эта притча?
-О чем забыл сын? (Обязанность «чтить отца и мать» не кончается, когда отец и мать стареют)
-О каком важном законе нравственности  напоминает притча?
-В чем заключается ответственность родителей и детей друг к другу?
-Чему учит притча?

7. Видеоролик «Что это?»

РЕЗЕРВ

В истории Ислама есть случай, когда сын носил на своей спине мать весь хадж. И когда он спросил у Пророка Мухаммада, отплатил ли он матери за её заботу, Посланник Аллаха ответил, что он отплатил ей всего лишь за одну бессонную ночь. А сколько их было в течение жизни?

РОМАШКА. Ответственность перед родителями

 - Чего не хватает на нашей ромашке?

   (уважение, милосердие)

 «Хочешь знать, как будут относиться к тебе дети в дни твоей старости – оглянись на то, как ты относишься к своим родителям». Персидская поговорка

7. Рефлексия

- Считаешь ли ты полезным то , о чем мы говорили?

- Что особенно понравилось?

- Какие вопросы по теме урока тебя волнуют?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по английскому языку тема: «Семья – самое важное в жизни» (лексика) «Артикли» (грамматика).

тема: «Семья – самое важное в жизни» (лексика)«Артикли» (грамматика).  Цель:активизация навыков грамматики и говорения учащихся, основанных на умении использовать изученный лексический...

Разработка урока английского языка по теме:"Семья" 6 класс Комарова

Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС ООО...

Разработка урока истории. Исламский мир в Средние века

урок истории в 10 классеУМК: Всеобщая история. 10кл.Уколова В.И., Ревякин А.В. М.: Просвещение, 2015Тема: Исламский мир в Средние векаИспользуемая педагогическая технология: здоровьесберегающие т...

Технологическая карта урока урока французского языка по теме "Семья"

Данная технологическая карта урока разработана с учетом всех требований ФГОС к уроку иностранного языка...

Конспект урока по ОРКСЭ по теме: ""Семья. Портрет счастливой семьи"

Данный урок ОРКСЭ относится к разделу «Религия и мораль». Он построен на основе системно-деятельностного подхода. Главная цель урока - Совместная деятельность детей и родителей....

Разработка по испанскому языку на тему "Семья. Отношения между родителями и детьми"

Данный материал служит для отработки лексичеких единиц и навыков диалогичекой речи по теме "Семья" для обучающихся 8 классов школ с углублённым изучением испанского языка....