Разработка урока ОРКСЭ "Основы исламской культуры" по теме: "Семья в исламе"
план-конспект урока (5 класс) на тему
Тема урока: Семья в исламе.
Цель урока:
Формирование представлений о мусульманской семье как ячейке общества, о роли семьи в жизни человека.
Задачи:
Расширить знания учащихся о семье.
Познакомить с особенностями и традициями исламской семьи, ее ценностями.
Развивать у учащихся творческое восприятие семейных ценностей.
Воспитывать ответственное отношение к созданию своей будущей семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok_semya.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Семья в исламе.
Цель урока:
Формирование представлений о мусульманской семье как ячейке общества, о роли семьи в жизни человека.
Задачи:
- Расширить знания учащихся о семье.
- Познакомить с особенностями и традициями исламской семьи, ее ценностями.
- Развивать у учащихся творческое восприятие семейных ценностей.
- Воспитывать ответственное отношение к созданию своей будущей семьи.
Оборудование: ромашки, смайлики, мультимедийная презентация, видео «Что это», карточки со словами, словарь Ожегова, учебники.
ХОД УРОКА
I. Организация деятельности учащихся
Предложить взять одну из ромашек (желтого или белого цвета) , сесть за столы отмеченные соответствующим цветом.
РЕФЛЕКСИЯ. Психологический настрой детей (смайлики)
II. Подготовка к изучению нового материала
1.Беседа с учащимися по вопросам
-У каждого человека есть свои нравственные ценности - это то, что он больше всего ценит в жизни, что для него свято, в чем он убежден и чем руководствуется в своих поступках.
- Что вы понимаете под словом «ценности»? (карточки со словами)
Запись ответов детей на доске : здоровье, любовь, милосердие, дружба, семья, общение, природа)
- Какая из этих ценностей , на ваш взгляд, самая важная? (Семья).
- О чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему.(Семья в исламе)
Сегодня, на уроке мы с вами поговорим не только о семье в целом, но и об особенностях и традициях в исламской семье.
НА стр. 60 прочитайте то, о чем мы узнаем на уроке.
1.Какое значение имеет семья в жизни мусульман?
2.Какие качества нужны человеку , чтобы создать прочную семью?.
У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за все простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях: родителях, братьях и сестрах, бабушках и дедушках.
III. Усвоение новых знаний
1 . Словарная работа. Индивидуальная работа
- А что же, по – вашему, семья? (ответы детей)
- А теперь посмотрим, как объясняется слово семья в словарях. Объясним значение слова семья с помощью словарей (Ожегов, Даль)
- Кто входит в состав вашей семьи? (мама, папа, бабушка, дедушка, тетя, дядя).
2. Работа в группах. Игра "На что похожа семья".(5 минут)
А) Каждая группа получает 2 карточки с рисунком и выбирает подходящий ответ:
1 группа – солнце , звезда
2 группа – свеча, жемчужина
Дается время для подготовки.
- Мусульманские семьи, как правило, очень велики. Они часто включают не только супругов и их детей, но и остальных родственников. Мусульманскую семью объединяют не только крепкие родственные чувства, но и обязанности. Мусульмане считают, что только большая семья может справиться с жизненными трудностями.
- А что помогает преодолеть жизненные неудачи? (любовь)
РОМАШКА
- Ребята, это необычная ромашка. Вы видите, что она без лепесточков. Но мы с вами сейчас все их найдем.
На лепестках ромашки - качества , необходимые в семейной жизни.
(любовь) – 1 качество.
Б) –Что еще необходимо для создания прочной семьи?
- Прочитайте текст параграфа в учебнике , стр. 60, абзац 2 и 3.
Сформулируйте ответ на вопрос.
РОМАШКА – доброта, схожие взгляды на жизнь, понимание
3. Работа в группе.
Как распределяются обязанности в мусульманской семье?
1 группа- Жена- мусульманка (стр.60)
Выступление групп.
Согласно исламским традициям после свадьбы женщина приходит в дом мужа. Её основная обязанность – ведение домашнего хозяйства и забота о детях. Мусульмане считают, что жена должна во всём слушаться своего мужа, заботиться о нём и его детях. Мусульманке разрешается работать, если это не наносит ущерб её основным обязанностям.
2 группа – Муж-мусульманин (стр. 60-61)
Выступление групп.
Муж – глава мусульманской семьи. Муж должен трудиться и делать всё возможное, для того чтобы члены его семьи не испытывали лишений и вели достойный образ жизни. Все расходы по содержанию семьи мусульманин старается взять на себя. Когда мусульманин женится, он преподносит своей невесте особый свадебный дар – махр. Это могут быть украшения, другие ценные вещи или деньги.
СЛОВАРИК (махр – свадебный подарок невесте)
4. Дискуссия
- Получается, что семейные обязанности- нелегкая ноша. Согласны с этим утверждением?
- Ваши родители жалуются на то, что им тяжело выполнять свои обязанности?
- Нет.
ВЫВОД: если муж и жена живут в согласии друг с другом, то обязанности будут не в тягость , а в радость.
РОМАШКА (согласие)
5.Физкультминутка - игра.
- А сейчас мы проведем очень коротенькую игру. Встаньте рядом с партой на одну ногу, руки вытяните вперед. А теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах возьмитесь за руки.
- Когда было легче удержаться на одной ноге?
- Почему в паре легче, как думаете?
- Что вам помогло?
- Да, поддержка человеку нужна всегда, особенно она необходима в семье.
РОМАШКА (поддержка)
6. Работа с текстом Притча «Корзину-то возьми»
Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться.
Усадил он отца в корзину и отнес высоко в горы. Отпустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его:
- Сынок, я не в обиде, что ты принес меня сюда, но корзину-то возьми!
- На что она мне?
- Твоему сыну пригодится, когда он захочет принести тебя сюда…
Анализ притчи
-О чем эта притча?
-О чем забыл сын? (Обязанность «чтить отца и мать» не кончается, когда отец и мать стареют)
-О каком важном законе нравственности напоминает притча?
-В чем заключается ответственность родителей и детей друг к другу?
-Чему учит притча?
7. Видеоролик «Что это?»
РЕЗЕРВ
В истории Ислама есть случай, когда сын носил на своей спине мать весь хадж. И когда он спросил у Пророка Мухаммада, отплатил ли он матери за её заботу, Посланник Аллаха ответил, что он отплатил ей всего лишь за одну бессонную ночь. А сколько их было в течение жизни?
РОМАШКА. Ответственность перед родителями
- Чего не хватает на нашей ромашке?
(уважение, милосердие)
«Хочешь знать, как будут относиться к тебе дети в дни твоей старости – оглянись на то, как ты относишься к своим родителям». Персидская поговорка
7. Рефлексия
- Считаешь ли ты полезным то , о чем мы говорили?
- Что особенно понравилось?
- Какие вопросы по теме урока тебя волнуют?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по английскому языку тема: «Семья – самое важное в жизни» (лексика) «Артикли» (грамматика).
тема: «Семья – самое важное в жизни» (лексика)«Артикли» (грамматика). Цель:активизация навыков грамматики и говорения учащихся, основанных на умении использовать изученный лексический...
Урок английского языка по теме "Семья" (учебник М.З. Биболетовой. 5-й класс)
Открытый урок для5 класса по теме " Моя семья"...
Конспект урока английского языка по теме "Семья" 5 класс
Урок направлен на развитие лексико- грамматических навыков говорения, аудирования, чтения и письма. Кроме того,он предусматривает закрепление грамматического материала по теме словообразование...
Разработка урока английского языка по теме:"Семья" 6 класс Комарова
Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС ООО...
Разработка урока истории. Исламский мир в Средние века
урок истории в 10 классеУМК: Всеобщая история. 10кл.Уколова В.И., Ревякин А.В. М.: Просвещение, 2015Тема: Исламский мир в Средние векаИспользуемая педагогическая технология: здоровьесберегающие т...
Технологическая карта урока урока французского языка по теме "Семья"
Данная технологическая карта урока разработана с учетом всех требований ФГОС к уроку иностранного языка...
Конспект урока по ОРКСЭ по теме: ""Семья. Портрет счастливой семьи"
Данный урок ОРКСЭ относится к разделу «Религия и мораль». Он построен на основе системно-деятельностного подхода. Главная цель урока - Совместная деятельность детей и родителей....