Программа элективного курса "Нравственные основы семьи и брака"
рабочая программа (10 класс) на тему
Основной функцией семьи является продолжение человеческого рода, то есть рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Семья обеспечивает развитие личности в течение всей жизни человека.
Характер семьи, ее духовное и моральное здоровье во многом определяет характер человека, правильное воспитание подрастающего поколения
Ведущей целью курса «Нравственные основы семьи и брака» является формирование готовности к вступлению в брак и воспитанию будущих детей, уважительного отношения к семье, ее духовным ценностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivngo_kursa_nravstvennye_osnovy_semi_i_braka_.docx | 38.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основной функцией семьи является продолжение человеческого рода, то есть рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Семья обеспечивает развитие личности в течение всей жизни человека.
Характер семьи, ее духовное и моральное здоровье во многом определяет характер человека, правильное воспитание подрастающего поколения
Ведущей целью курса «Нравственные основы семьи и брака» является формирование готовности к вступлению в брак и воспитанию будущих детей, уважительного отношения к семье, ее духовным ценностям.
Исходя из главной цели курса, были определены его задачи:
- Формировать систему знаний о семье как важной общечеловеческой ценности;
- Подготовить старшеклассников к будущей семейной жизни;
- Сформировать потребность в самовоспитании качеств будущего семьянина;
- Осуществить ориентацию учащихся на духовно-нравственные ценности семьи.
Данная программа имеет в основе экспериментальный вариант типовой программы «Этика и психология семейной жизни» М., 1997 г. и учебную программу «Нравственные основы семьи и брака» Л.Н. Урбанович, Смоленск, 2007 год. Однако в данной программе внесены дополнения, изменения, разработки с учетом интересов современных старшеклассников; проблем, с которыми сталкивается сегодня семья, с учетом духовно-нравственного ориентирования молодежи. Необходимо иметь в виду, что воспитание качеств семьянина у школьников и подготовка их к будущей семейной жизни не ограничивается рамками данного курса, а является общепедагогической задачей, которая решается всей системой воспитания и обучения в семье и в школе.
Курс «Нравственные основы семьи и брака» базируется на ряде основных идей обязательных для реализации учителем, ведущим предмет:
- Курс органически связан с общей программой и логикой воспитания старшеклассников; является для социального педагога дополнительным средством нравственного воспитания учащихся 10 классов.
- Назначение курса – формирование ценностного отношения к семье;
- Курс рассчитан на год 34 часа (1 час в неделю), имеет 6 логически связанных между собой разделов
Программа вариативная. Она может корректироваться (по тематике, содержанию, типам уроков, их методике) в зависимости от задач и стратегии воспитания, специфики классного коллектива, особенностей отдельных учащихся, характера окружающей воспитательной среды и сложившейся психолого-педагогической ситуации, а также от возможностей личности педагога.
Эмоционально-личностному восприятию курса способствует использование произведений литературы (прозы, поэзии, мемуарных и публицистических произведений и т.п.) музыки (классической и современной), изобразительного искусства, фильмов и др.
Учитель может использовать различные методики изучения учащихся: тесты, анкеты, опросники, психологические практикумы, ситуационно-ролевые игры, воспитывающие ситуации и т.д.
На основании описанных выше особенностей курса и отдельных тем учителем могут быть выбраны различные типы уроков: урок-лекция, урок-семинар, урок-дискуссия, урок-размышление, урок-встреча, урок-конференция и др.
Возможны уроки с различными группами учащихся: девушками и юношами, группами по интересам, трудными учащимися и т.д. В проведении уроков могут участвовать приглашенные учителя предметники, ученые, священники, интересные люди, врачи, выпускники школ и т.д. Уроки могут проводиться и вне школы: в музее, библиотеке и т.д.
Структура и содержание каждого урока такова: для осмысления проблемной ситуации, в начале урока учащимся предлагается эпиграф; в основной части раскрываются главные мысли; в завершении урока предлагаются для обсуждения вопросы и задания. Как правило, на каждом уроке присутствует практикум самовоспитания (в соответствии с темой урока).
Учитель может предложить учащимся вести специальную тетрадь, в которой могут быть не только записи уроков, но и творческие задания, мысли по поводу…, газетные и журнальные статьи, репродукции, материалы анкет, тестов, программы по самовоспитанию.
В конце курса «Нравственные основы семьи и брака» предполагается итоговая аттестация, которая может проводиться в самых различных формах (реферат, зачет, конференция и т. д.)
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные результаты:
Ученик научится
- Определять особенности межличностных отношений юношей и девушек. Расставлять приоритеты в межличностных отношениях.
- Основам этикета, культуры поведения.
Ученик получит возможность научиться
- Культуре поведения влюбленных.
- Расценивать «Любовь как высшее человеческое чувство».
- Проявлению внешней культуры, самовоспитанию
Метапредмнтные результаты:
Ученик научится
- Воспринимать семью, как ячейку человеческого общества.
- Устои и традиции русского народа в семейных отношениях, семейную культуру других народов мира воспринимать как общечеловеческие ценности.
Ученик получит возможность научиться
- Осознавать генетические аспекты брака. Влияние вредных привычек (табакокурения, алкоголизма, наркомании) на организм человека и на организм эмбриона в особенности. Соматические расстройства наркоманов и их детей. Деградацию личности.
Предметные результаты:
Ученик научится
- Давать определение семьи. Определять факторы, влияющие на создание семьи и давать им оценку.
- Определять законодательные и нравственные нормы брака.
- Определять основные функции семьи.
Ученик получит возможность научиться
- Осмысливать проблемные ситуации, давать им оценку.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение
Содержание, цели и задачи курса «Нравственные основы семьи и брака». Связь курса с другими учебными предметами.
Раздел первый
На пороге взрослой жизни
Тема 1. Понятие о межличностных отношениях.
Особенности межличностных отношений юношей и девушек. Юношеская дружба. Понятие личности. Психологические особенности мужского и женского пола. Трудности переходного возраста. Женственность. Непреходящие ценности женского характера. Девичья честь и достоинство. Современный юноша. Понятие о мужественности. Долг юноши – оберегать и охранять достоинство и честь девушки. Роль внешней привлекательности и моды в отношениях молодых людей.
Тема 2. Этикет или как правильно себя вести.
Культура общения. Правила «хорошего тона» во взаимоотношениях юношей и девушек. Проявления внешней культуры. Секреты знакомства. Искусство делать подарки.
Тема 3. Культура поведения влюбленных.
Понятие целомудрия. Ранние добрачные отношения и их последствия. Мотивы вступления в половую близость несовершеннолетних. Медицинские, психологические и религиозные аргументы, доказывающие негативность ранних половых отношений и их последствий.
Ранняя беременность и ее постоянные спутники. Аборт и его последствия. Отношение Православной Церкви к аборту.
Раздел второй
Любовь как высшее человеческое чувство
Тема 1. Понятие любви. Источники любви. О любви и влюбленности.
Понятие любви. Любовь, связанная с самоотдачей. Личностная любовь. Предпосылки и источники любви.
Тема 2. Формы любви в древнем обществе.
Мифы, легенды и быль о зарождении любви между мужчиной и женщиной. Философское обоснование природы любви.
Понятие любви в Древней Индии. Многоликая любовь Древней Греции, Гимн любви в Книге Книг – Библии. Уровни любви в христианстве – «Тайна сия велика есть».
Тема 3. Любовь и нравственность
Счастье взаимной любви. Любовь и возраст: любви все возрасты покорны. Зрелая любовь – чувство сильное и устойчивое.
Нравственный долг верности влюбленных. Любовь и нравственные опасности: 1) неадекватная поведенческая реакция из-за страха потери любимого; 2) дурное влияние; 3) ревность и неверность.
Раздел третий
Подготовка к супружеству. Выбор спутника жизни
Тема 1. Творчество выбора
Критерии выбора спутника жизни. Суженый – с ним суждено встретиться. Первейшее условие выбора – выбирать человека, с которым хотелось бы выбирать создать семью. Брак по любви или расчету?
Тема 2. Факторы, влияющие на создание семьи
Влияние родительского дома, социальная разница и возрастная, профессиональная принадлежность и психологическая совместимость – все это может играть важную роль для построения гармоничных отношений в семье или быть осложняющим фактором.
Раздел четвертый
Жизнь в браке
Тема 1. Вступление в брак
Любовь, желание создать семью, вырастить и воспитать детей – как ведущие мотивы заключения брака; скрытая мотивация – бегство от неблагоприятных обстоятельств. Брачный возраст. Брак явление историческое.
Тема 2.Законодательные и нравственные нормы брака
Брак как устойчивый союз мужчины и женщины. Регистрация брака: необходимые условия для заключения брака. Препятствия к заключению брака.
Разнообразие современного законодательства о форме брака – гражданский и церковный брак. Исторические аспекты брачного права. Нравственные нормы брака в христианстве. Церковный брак или браковенчание. Безбрачие. «Пробный» брак. Негативные последствия стимулированных браков.
Тема 3. Брак и семья в культурных традициях общества
Древнерусская семья. Особенности взаимоотношений супругов. Устои и традиции русского народа.
Брак и семья в еврейской традиции. Семья – одна из основных микроскопических клеток Творения.
Полигамный брак. Брачные традиции мусульман. Полиандрия как модель семьи тибетских народов – сильнодействующий фактор сдерживания роста населения.
Брачные обряды и традиции в индуизме. Предназначение женщины в Индии – быть женой. Обряд «сати»- знак верности своему супругу.
Семейная культура Китая – конфуцианская модель семьи.
Раздел пятый
Семья и ее ценности
Тема 1 Понятие семьи и ее характеристики.
Психология семьи. Типология моделей семьи. Современные формы семьи.
Тема 2. Основные функции семьи.
Репродуктивная функция и связанная с ней воспитательная функция, т. к инстинкт иметь детей, заботиться о них, воспитывать – заложен в человеке. Роль отца и матери в воспитании детей.
Семейная экономика и бюджет. Быт – важный фактор семейной жизни. Распределение обязанностей, планирование дел в семье. Проблема главенства семьи.
Тема 3. Нравственный климат семьи.
Семья выполняет эмоциональную функцию. Уют и тепло домашнего очага. Семейная атмосфера – психологический климат семьи. Ответственность супругов за семью. Возможность создания положительного (оптимистического) климата в семье.
Тема 4. Культура и искусство супружеского общения
Общение в семье – коммуникативная функция. Искусство быть вместе. Умение разговаривать и слушать друг друга. Настрой на близкого человека. Общение, которое обеспечивает счастье семьи. Ошибки общения. Как правильно понять любимого человека. Пять способов выражения любви.
Тема 5. Организация семейного досуга.
Содержание и формы проведения досуга. Досуг – средство семейного воспитания. Совместные прогулки и поездки. Опасность превращения телевизора в «теленяньку». Отпуск как одна из форм проведения досуга.
Тема 6. Здоровье супругов и будущего потомства.
Законы семьи и наследственность. Функция сохранения здоровья. Генетические аспекты брака. Вредные привычки. Курение и здоровье. История табакокурения и борьба с ним. Разрушительное действие никотина на женский организм.
Влияние алкоголя на организм человека. Алкогольная зависимость. Влияние алкоголя на физическое и психическое здоровье детей.
Наркомания – опьянение, помешательство, болезненное непреодолимое пристрастие. Стадии наркотического опьянения. Влияние наркотиков на организм человека. Соматические расстройства наркоманов и их детей. Деградация личности.
Тема 7. Супружеские отношения.
Сексуальная функция. Любовь, бережное, внимательное отношение друг к другу как залог семейного счастья.
Раздел шестой
Нарушение семейных отношений и их профилактика
Тема 1. Проблемы молодой семьи
Типичные причины конфликтов в первые годы брака. «Притирка» характеров. Психологическая методика разрешения и предотвращения конфликтов.
Развитие добрых отношений с родителями обоих супругов – дуэт поколений. Родительские трудности. Трудности совместного проживания. Взаимоотношения невестки и свекрови.
Психологические проблемы, связанные с рождением ребенка.
Тема 2. Причины и последствия разлада семейных отношений.
Нарушение супружеских отношений. Ревность, недоверие друг другу. Неверность супругов. Причины несовместимости супругов – отсутствие единомыслия и единогласия по основным жизненным позициям.
Тема 3. Развод. Дети и разведенные родители.
Причины развода – дисфункции семьи. Бракоразводный процесс и ребенок. Дети и разведенные родители.
Психологические «трудности детей развода». Повторный брак.
Аннотация к рабочей программе по курсу по выбору «Нравственные основы семьи и брака»
Название курса | Нравственные основы семьи и брака |
Класс | 10 |
Количество часов | 34 |
Составитель | Шурунова И.Л. |
Реализуемый УМК | - |
Цель курса | Формирование готовности к вступлению в брак и воспитанию будущих детей, уважительного отношения к семье, ее духовным ценностям. Формировать систему знаний о семье как важной общечеловеческой ценности. |
Срок реализации программы | 1 год |
Место учебного предмета в учебном плане | Курс по выбору. 10 класс. 34 часа(1 час в неделю) |
Результаты освоения учебного предмета | Личностные результаты: Овладение основами этикета, культуры поведения, в том числе культурой поведения влюбленных. Формирование представления о «Любви как высшем человеческом чувстве». Формирование навыков самовоспитания. Метапредметные: Формирование представления о семье как ячейке человеческого общества., как важной общечеловеческой ценности. Предметные: Давать и понимать определение семьи. Определять факторы, влияющие на создание семьи и давать им оценку. Определять законодательные и нравственные нормы брака. Определять основные функции семьи. |
Структура курса | 1. Введение 1 час 2. Раздел 1 «На пороге взрослой жизни» 6 часов 3. Раздел 2 «Любовь как высшее человеческое чувство» 5 часов 4. Раздел 3 «Подготовка к супружеству» 3 часа 5. Раздел 4 «Жизнь в браке» 5 часов 6. Раздел 5 «Семья и ее ценности» 9 часов 7. Раздел 6 «Нарушение семейных отношений и их профилактика» 4часа 8. Зачетное занятие 1 час |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«Нравственные основы семьи и брака»
№ раздела | Темы занятий | Количество часов |
Введение | 1 | |
1 | На пороге взрослой жизни | |
| 2 | |
2.Этикет или как правильно себя вести | 2 | |
3.Культура влюбленных | 2 | |
2 | Любовь как высшее человеческое чувство | |
1.Любовь. Источники любви. О любви и влюбленности. | 2 | |
2.Формы любви в древнем обществе. | 1 | |
3.Любовь и нравственность. | 2 | |
3 | Подготовка к супружеству. Выбор спутника жизни. | |
1.Творчество выбора. | 1 | |
2.Факторы, влияющие на создание семьи. | 2 | |
4 | Жизнь в браке. | |
1.Вступление в брак. | 1 | |
2.Законодательные и нравственные нормы брака. | 2 | |
3.Брак и семья в культурных традициях общества | 2 | |
5 | Семья и ее ценности | |
1. Понятие семьи и ее характеристики | 1 | |
2.Основные функции семьи | 2 | |
3.Нравственный климат семьи | 1 | |
4.Культура и искусство супружеского общения | 2 | |
5.Организация семейного досуга | 1 | |
6.Здоровье супругов и будущего потомства | 1 | |
7.Супружеские отношения. | 1 | |
6 | Нарушение семейных отношений и их профилактика. | |
1.Проблема молодой семьи | 2 | |
3.Развод. Дети и разведенные родители. | 2 | |
Зачетное занятие | 1 |
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Агапова И. Давыдова М. Рушим брак — строим семью М., 2005.
Балашов Н. Прот., Комментарии к социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2001.
Бездырев К.К. Как быть счастливым в браке. М., 1987.
Белова В.А. Повторные браки и рождаемость (Социально-демографические исследования брака, семьи, рождаемости и репродуктивных установок. Ереван, 1983.
Белорусов С. Интимность и духовность: влюбленность и любовь. М., 2005
Бестужев-Лада И.В Ступени к семейному счастью. М., 1988.
Библия
Босанец М. Внебрачная семья. М., 1981
Владин В., Капустин Д. Гармония брака. Минск, 1985.
Гагарин И. Прот. Любить, а не искать любви. Клин, 2005.
Гадасина А. Плоды запретов. М., 1991.
Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
Гребенников И.В. Основы семейной жизни. М., 1991
Гроф С. За пределами мозга. М., 1993.
Докучаев В.В., Докучаева Л.Н. Законы моего рода. Екатеренбург, 2002.
Дружинин В. Психология семьи. М., 1996
Евдокимов П. Женщина и спасение мира. Минск, 1999.
Зорин К.В. И будут два одной плотью. М., 2004.
Зверева О.А., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999.
Карабанова О.А. Психология семейных отношений. Самара, 2001.
Морозова Е.А. Гармония в семье и браке: духовные и психологические аспекты. Самара, 2006.
Пандей Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды. М., 1982.
Почагина О.В. Модели семейной организации в Китае и на Филиппинах. М., 1997
Религиозные традиции мира. Энциклопедия. М., 1996.
Телеповы М.Н. Поговорим о супружеском счастье. Пенза, 2003
Телеушкин И. Еврейский мир. М., 1995.
Узы брака и свободы: Проблемы семьи и одиночества глазами ученых М., 1990.
Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по обществознанию в 9 классе "Правовые основы семьи и брака"
Разработка урока включает электронную презентацию, опорные схемы....
программа элективного курса "Основы избирательного права" 9 класс
Вопросы избирательного права включены в обязательный минимум содержания обществоведческого образования, отражены в программах и учебниках по обществознанию. Однако эти вопросы представлены не полно, ...
программа элективного курса " Основы здоровья"
Программа элективного курса "Основы здоровья" для учащихся 5 класса.В ней изложено примерное содержание и тематическое планирование, которое может корректировать учитель по мере необходимости. Цель да...
Правовые основы семьи и брака
Урок в 9 классе....
урок обществознания "Правовые основы семьи и брака"
Семья всегда считалась основным носителем культурных ценностей, а также необходимым условием социализации личности. Данный урок способствует формированию у учащихся представления о личностной и социал...
интегрированное занятия элективного курса "Нравственные основы семьи и брака"
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Например у тревожной матери вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют св...
Тема:"Правовые основы семьи и брака"
В данной методической разработке представлена методика проведения занятия по дисциплине «Право». Профессиональное образование на сегодняшний день претерпевает тр...