программа элективного курса " Основы здоровья"
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме
Программа элективного курса "Основы здоровья" для учащихся 5 класса.В ней изложено примерное содержание и тематическое планирование, которое может корректировать учитель по мере необходимости. Цель данного курса состоит в формировании научного понимания сущности здорового образа жизни. Рекомендован учебник , который можно использовать для чтения учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_4.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработала учитель биологии и химии
МБОУ « Гатчинская школа-интернат СОО»
Н.С.Зайцева
Программа элективного курса
для учащихся 5 класса
« Основы здоровья».
(34 часа, 1час в неделю)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На сегодняшний день очень много внимания уделяется вопросам здоровьесбережения , здорового образа жизни учащихся общеобразовательных учреждений. Актуальность этой проблемы определяется тем, что подрастающее поколение в процессе образовательной деятельности и влияния окружающей среды испытывает систематические физические и психические перегрузки, ведущие к возможной хронической патологии.
Цель данного курса состоит в формировании научного понимания сущности здорового образа жизни и воспитания потребности здоровья.
Тематика курса « Основы здоровья» для учащихся 5 класса направлена главным образом на доступное восприятие ключевых моментов, способных оказать положительное влияние на формирование мировоззрения школьников. Данный курс интегрирует в себе знания по анатомии, цитологии, медицине, гигиене, физиологии, педагогике, которые позволяют педагогу донести информацию до каждого учащегося, осведомить о трагических последствиях, сопряженных с безответственными поступками детей.
Предметом изучения элективного курса является индивидуальное здоровье человека, которое может быть определено качественно. Здоровье человека, можно прогнозировать на физиологическом, психологическом и социальном уровнях,
что является немаловажным в процессе формирования потребности здоровья учащихся , и понимания сущности здоровьесберегающего образа жизни.
Содержание курса предусматривает знакомство учащихся с профилактическими мерами заболеваний и травматизма. Для наиболее полного восприятия учебного материала учащимися курс «Основы здоровья» включает в себя ряд практических занятий, которые призваны повысить интерес школьников к дисциплине и наглядно продемонстрировать причины, на основании чего человек должен отказаться от той или иной привычки. В школе, есть уроки физической культуры, способные оказывать влияние на физическое развитие учащихся, но к сожалению, чем старше дети, тем больше уроки физкультуры носят принудительный характер. В курсе « Основы здоровья» рассматривается вопрос о нормах физической нагрузки, о причинах занятия спортом, что коренным образом меняет отношение детей к занятиям физкультурой и спортом. Таким образом, беседа с детьми на уроках способствует росту сознательности и ответственности каждого учащегося в отдельности.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
для учащихся 5 класса « Основы здоровья».
( 34 часа, 2 часа в неделю).
Введение.
Что изучает элективный курс «Основы здоровья»?
Тема 1.
Здоровье. Уровень здоровья.
Понятие «здоровье». Оценка состояния здоровья ( рождаемость, средняя продолжительность жизни, смертность).
Факторы, влияющие на здоровье человека ( наследственность , окружающая среда, медицина, образ жизни, социальные блага)
Тема 2.
Суточный режим .
Понятие « биологические ритмы». Рациональный суточный режим школьника.
Тема 3.
Организм - единое целое.
Клетка - структурная и функциональная единица живого. Понятие « ткань», «орган», «системы органов». Нервная и гуморальная регуляция.
Тема 4.
Окно в мир. Зрение. Значение органа зрения. Зрительный анализатор: строение глаза. Работа органа зрения. Предупреждение развития близорукости и дальнозоркости. И глаза тебе скажут « спасибо». Упражнения для глаз.
Ухо, его значение и строение. Предупреждение заболеваний органа слуха. Вкусовые и обонятельные ощущения. Вкусовой и обонятельный анализатор.
Предупреждение нарушений вкуса и обоняния. Кожа, кожная чувствительность. Строение кожи. Видоизменения кожи ( ногти, волосы). Кожа-зеркало здоровья. Кожные заболевания и их профилактика.
Тема 5.
Пищеварение и питательные вещества. Понятие « пищеварение». Система пищеварения. Зубы и их особенности строения и значения. Микробы и кариес зубов. Меры предупреждения кариеса. Налет зубов. Практическая работа. Значение пищи. Качество продуктов. Основные составляющие рациона человека (белки, жиры, углеводы). Источники потребления и значение. Суточная потребность организма. Ожирение. Витамины.
Минимальный витаминный набор для организма. Источники витаминов. Авитаминоз. Гипервитаминоз.
Минералы и вода. Основные функции. Норма и источники потребления. Сбалансированное питание. Принцип сбалансированного питания. Термин « диета» , «лечебная диета».
Тема 6.
Кровь, кровообращение. Значение и состав крови .Группы крови и их совместимость. Кровеносные сосуды. Движение крови по сосудам. Пульс. Давление. Подсчет пульса до и после физической нагрузки. Практическая работа. Наследственные и ненаследственные заболевания крови и системы кровообращения.
Тема 7.
Организм человека и физическая нагрузка. Система опоры и движения, ее строение и значение. Остеохондроз и причины его развития. Сколиоз и нарушение осанки. Позвоночник и компьютер. Потребность организма в движении. Степени физической нагрузки (достаточная, эпизодическая). Методы самоконтроля. Ограничение физической нагрузки. Гиподинамия.
Тема 8.
Закаливание организма. Понятие « закаливание». Воздушные и солнечные ванны. Водные процедуры.
Тема 9.
Нервная система и высшая нервная деятельность. Нервные клетки. Рефлекс.
Центральная нервная система. Периферическая нервная система. Истощение нервной системы. Сон и сновидения. Память - уникальное свойство головного мозга. Методы развития памяти . Практическая работа. Темперамент-определяющая единица поведения человека. Определение типа темперамента. Практическая работа.
Тема 10.
Вредные привычки. Влияние табака на организм человека. Причины курения Опасные традиции. Действие алкоголя на организм человека. Наркотические вещества и общество.
Примерное календарно-тематическое планирование для элективного курса в 5 классе
(34 часа, 1 час в неделю).
Предмет « Основы здоровья»
Класс 5
УМК Г.К.Зайцев, А.Г.Зайцев из-во «детство-пресс» 2002 г
№ урока с начала года | Тема урока | Деятельность учащихся | Тсо, наглядные пособия | Параграф, стр. | |
1 | введение | Слушают,включаются в беседу, выполняют самоанализ | 1 | ||
2 | Понятие «здоровье» оценка состояния здоровья. | Работа в тетради,беседа,наглядность, самоанализ | Просмотр к.ф о значении физических упражнений | ||
3 | Факторы, влияющие на организм человека | Экскурсия в музей гигиены | |||
4 | Понятие « биологические ритмы» .Рациональный суточный режим школьника. | ответы на вопросы, беседа, работа в тетради | См.тетр. | ||
5 | Органим-единое целое. Клетка-структурная и функциональная единица живого | Ответы на вопросы, работа в тетради | Таблица организм человека | 2,3 | |
6 | Зрение. Значение органа зрения. | Беседа,работа в тетради | Просмотр презентации к уроку « строение глаза» | 6 | |
7 | Зрительный анализатор: строение глаза | Беседа, работа в тетради, выполнение самоанализа | Таблица «строение глаза», | 6 | |
8 | Работа органов зрения. Беречь глаза. | Беседа, работа в тетради | 6 | ||
9 | Предупреждение развития дальнозоркости и близорукости. И глаза тебе скажут «спасибо» | Беседа, пр.р. упражнение для глаз | Стр.28 | ||
10 | Ухо, его значение и строение. Предупреждение заболеваний органа слуха. | Беседа, самоанализ в тетради | Таблица « строение уха»,просмотр презентации значение и строение уха. | 7 | |
11 | Вкусовые и обонятельные ощущения. Вкусовой и обонятельный анализатор | Беседа, работа в тетради, самоанализ | Просмотр к.ф. | 8 | |
12 | Кожа, кожная чувствительность. Строение кожи. | Беседа,работа в тетради | Таблица « строение кожи» | 20 | |
13 | Пищеварение и питательные вещества | Беседа,работа в тетради | Презентация к уроку «питатательные вещества» | 4 | |
14 | Понятие «пищеварение». Система пищеварения. | Беседа, работа в тетради | Таблица « система пищеварения» | См.тетр. | |
15 | Зубы, их строение и значение. | Беседа,работа в тетради, самоанализ,пр.р | Таблица «строение зубов» | 9 | |
16 | Значение пищи. Качество продуктов. | Беседа, самоанализ | Просмотр презентаций «значение пищи» | См.тетр. | |
17 | Минералы и вода. .Сбалансированное питание. | Беседа, работа в тетради | Просмотр к.ф «еда» | См.тетр | |
18 | Значение и состав крови. Группы крови. | Беседа, работа в тетради | Таблица «группы крови.» «клетки крови» | См.тетр | |
19 | Кровеносные сосуды. Пульс | Беседа, пр.р | Просмотр к.ф.кровообращение | 14 | |
20 | Наследственные и ненаследственнные заболевания крови. Иммунитет | Беседа,самостоя тельная работа с книгой | 24 | ||
21-24 | Организм человека и физические нагрузки | Беседа, пр.р, работа с текстом | Просмотр к.ф. о значении физической нагрузки | ||
25 | Закаливание организма | Беседа, работа с дополнительной литературой | Презентация» методы закаливания организма» | См.тетр | |
26 | Нервная система и высшая нервная деятельность | Беседа, работа с дидактическим материалом | Таблица «нервная система человека» | См.тетр | |
27 | Нервные клетки. Рефлекс | Беседа, работа в тетради | Рис. В втетр | ||
28 | Центральная и периферическая нервная системы | Беседа, работа в тетради | Презентация» строение нервной системы» | ||
29 | Сон и сновидения | Беседа,работа с дополнительными источниками | Оп.материал | ||
30 | Память - уникальное свойство головного мозга | Беседа,пр.р.работа в тетради | Доп.мат | ||
31 | Темперамент-определяющая единица поведения человека | Беседа,пр.р,работа в тетради | |||
32 | Влияние табака на организм человека | Доп.мат | |||
33 | Опасные традиции действие алкоголя | Доп.мат | |||
34 | Обобщение изученного материла. |
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА
Учащиеся должны знать:
-уровни организации организма;
-особенности строение и функции органов и систем органов;
-сущность здоровья и здоровьесберегающего образа жизни;
-правила гигиены;
-особенности действия факторов среды на организм человек;
-последствия влияния вредных привычек на организм человека;
-факторы здоровья.
Учащиеся должны уметь:
-распознавать органы;
-понимать причины нарушения деятельности органов;
-применять правила личной гигиены;
-самостоятельно работать с книгой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Основы здорового образа жизни".
Элективный курс "Основы здорового образа жизни"для 5 класса....
программа элективного курса "Основы избирательного права" 9 класс
Вопросы избирательного права включены в обязательный минимум содержания обществоведческого образования, отражены в программах и учебниках по обществознанию. Однако эти вопросы представлены не полно, ...
Программы элективного курса "Основы эмбриологии"
Объем курса 17 часов. Предназначен для изучения в 10-м классе естественноначного профиля. Цель - обеспечить углубленное изучение вопросов индивидуального развития организмов....
Программа элективного курса Основы медицинских знаний.
Данный курс поможет поддержать и углубить знания учащихся по биологии, медицине. Предназначен для уч-ся 9-11 классов....
Программа элективного курса Основы медицинских знаний.
Элективный курс «Основы медицинских знаний » предусматривает знакомство учащихся с разнообразными медицинскими профессиями, побуждает школьников задуматься и осмыслить самые разные аспекты медиц...
Рабочая программа элективного курса "Основы журналистики"
Элективный курс "Основы журналистики” предлагается для учащихся 9-ых классов как элемент активизации интереса к урокам развития речи, предпрофильной подготовки для ориентации на гуманитарный профиль о...
Программа элективного курса "Основы агротехники в теплице"
Основным содержанием курса является изучение особенностей выращивания рассады и овощной продукции в защищенном грунте. Главная цель курса - воспитание культуры земледелия у подростков на основе теорет...