Правовые основы семьи и брака
методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Шутанова Тамара Юрьевна,
учитель истории и обществознания МКОУ Чантырская СОШ.
Методическая разработка урока обществознания в 9 классе
по теме «Правовые основы брака и семьи».
Цель урока: сформировать у учащихся четкое осознание необходимости правового регулирования семейных отношений.
Задачи урока:
1). Образовательные:
* познакомить учащихся с основными нормами и ролью семейного права в регулирования семейных правоотношений;
* усвоение и закрепление следующих понятий: брак, семья, брачный договор, личные и имущественные правоотношения супругов;
2) Развивающие:
* способствовать развитию речевой и мыслительной деятельности учащихся в процессе анализа текста Семейного кодекса;
*совершенствование умения применять знания в измененной ситуации;
* формирование умения выделять главное, систематизировать, доказывать свое мнение;
*формирование умения работы с информацией;
3). Воспитательные:
* развитие познавательного процесса, воспитание целеустремленности и уверенности в себе;
*содействие формированию нравственных и коммуникативных качеств;
*гражданско-правовое воспитание.
Тип урока: урок новых знаний.
Ведущая технология: Развитие критического мышления с ИКТ.
.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: презентация, выполненная в программе Power Point, мультимедийный проектор, видеофильм, Семейный кодекс, музыка «Марш Мендельсона», документы: паспорт, свидетельство о заключении брака, свидетельство о расторжении брака, раздаточный материал на бумажных носителях.
План - конспект урока
Этапы урока | Цели этапа | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | Приемы | Средства |
Организационный (1 мин.) | Обеспечить внешнюю обстановку для работы на уроке. Психологически подготовить учащихся к общению на учебном занятии. | Здравствуйте ребята! Я рада всех вас видеть. Начнем наш урок. Я надеюсь, что наше сотрудничество будет плодотворным. | Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу. | Мини-диалог | |
Мотивационный (4 мин.) | Обеспечить мотивацию деятельности, принятие учащимися учебно-познавательной деятельности. | Определите тему урока (звучит музыка)Цель урока -… Наступает самое прекрасное время в вашей жизни-юность. Вы уже много знаете, многое умеете, чувствуете себя взрослыми- и при этом все еще впереди. Но это и самое сложное время – время выбора. Пройдет еще несколько лет, и кто-то из школьных друзей пригласит вас на свадьбу. А через некоторое время уже Вы будете приглашать гостей на свою свадьбу. Может показаться, что создание семьи – это личное дело человека, но это не совсем так. В Конституции РФ закреплено положение, в соответствии с которым семья, материнство, детство находятся под защитой государства. Знание положений семейного законодательства, своих прав и обязанностей обязательно понадобятся Вам в жизни. | Слушают учителя, участвуют в формулировании темы урока, цели урока | Создание входящей проблемной ситуации Прием значимости | Марш Мендельсона |
«Вызов» (актуализация субъектного опыта) (8 мин.) | Актуализация имеющихся у учащихся знаний по изучаемой теме; Мотивация предстоящей деятельности; Подготовка учащихся к выполнению последующей работы; Создание ситуации успеха на уроке. | Выделяет ключевые понятия темы и предлагает учащимся написать как можно больше слов или выражений, связанных с предложенными понятиями за 1 минуту. Формирует на доске кластер, отражающий знания по теме. Зачем человеку семья? Может ли человек жить без семьи, не испытывая трудностей? | Выполняют работу индивидуально. Обсуждение полученных записей в парах. Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа. Каждая пара поочередно называет одно из выписанных выражений. | Прием «Я уже знаю» Прием «Сброс идей в корзину» | Высказывания знаменитых людей о семье |
«Осмысление» (15 мин.) | Развитие у школьников навыков работы с учебными текстами; Достижение оптимального уровня усвоения нового материала. Снятие эмоционального напряжения у школьников; Мотивация к последующему этапу урока | Предлагает учащимся выдержки из Семейного кодекса (каждому – индивидуальная распечатка) и объявляет, что в течение 10 минут каждый работает самостоятельно. Дается задание: «Читаем и делаем пометки в тексте». Какие виды браков вы знаете? Какой брак признается в России? Каковы условия вступления в брак? Как можно зарегистрировать брак? Что дальше ждет новобрачных? (счастье или развод). Развод – это конфликт. Развод –это раздел имущества. Предлагает игру «Дележ». А теперь взгляните в Семейный кодекс. Все ли сделали по закону? | Получают распечатку текста. Читают текст и на полях делают предложенные учителем пометки. Участвуют в обсуждении Участвуют в игре «Дележ» | Прием «Пометки на полях» Деловая игра «Дележ» (См. Приложение) | Индивидуальные распечатки выдержек из Семейного кодекса Видеофильм «Регистрация брака в органах ЗАГС»; Свидетельство о заключении брака; Свидетельство о расторжении брака |
«Рефлексия» 10 мин. | Формирование независимой, взвешенной позиции по отношению к изучаемой теме; Развитие умения аргументировано отстаивать свою точку зрения. | Проводит блиц-опрос. Предлагает учащимся исправить, систематизировать и дополнить кластер. Предлагает учащимся по выбору решение познавательных задач или тестирование. | Блиц-опрос Исправляют кластер в соответствии с новыми знаниями. Решение познавательных задач(см. Приложение) Тестирование. | Прием «Составление кластера» | Раздаточный материал на бумажных носителях; Тестирование на слайде в презентации к уроку |
Домашнее задание (2 мин.) | 1.Прочитать§15.Ответить на ?? № 1-4. По выбору: 2.Выполнить практикум, стр. 117 3. Придумайте ситуации, где бы рассматривались вопросы прав и обязанностей родителей и детей, а также имуществен- ных отношений супругов. 4. Составить брачный договор. | Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают комментарии учителя | На слайде в презентации к уроку |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по обществознанию в 9 классе "Правовые основы семьи и брака"
Разработка урока включает электронную презентацию, опорные схемы....
презентация к уроку обществознания "Правовые основы брака и семьи"
Работу выполнила Бондарь Лилия Михайловна.Работу можно использовать в качестве демонстрационного материала к уроку. данную работу можно использовать на уроке обществознания 9 класса. На сла...
урок обществознания "Правовые основы семьи и брака"
Семья всегда считалась основным носителем культурных ценностей, а также необходимым условием социализации личности. Данный урок способствует формированию у учащихся представления о личностной и социал...
Урок обществознания.10 кл.Брак и семья. Правовые основы брака и семьи.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний....
Программа элективного курса "Нравственные основы семьи и брака"
Основной функцией семьи является продолжение человеческого рода, то есть рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Семья обеспечивает развити...
интегрированное занятия элективного курса "Нравственные основы семьи и брака"
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Например у тревожной матери вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют св...
Тема:"Правовые основы семьи и брака"
В данной методической разработке представлена методика проведения занятия по дисциплине «Право». Профессиональное образование на сегодняшний день претерпевает тр...