Профилактика и преодоление коммуникативной дезадаптации у дошкольников с ОВЗ.
статья на тему
“От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”.
(В.А.Сухомлинский)
Инновационный подход к профилактике и преодолению коммуникативной дезадаптации у дошкольников с ОВЗ.
Общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя, о чем свидетельствуют фундаментальные исследования отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). В дошкольном возрасте запускаются те качества развития личности, которые будут «разворачиваться» на протяжении всей жизни. С самого рождения ребенок постепенно овладевает социальным опытом, через эмоциональное общение со взрослыми, через игрушки и предметы, окружающие его, через речь и т.д. В коммуникативной деятельности дошкольников с ОВЗ обнаруживаются стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта, проявляющиеся в снижении коммуникативно-познавательной потребности в общении. У большинства детей недостаточно сформирована речевая коммуникация и связная речь, что создает барьеры в межличностном взаимодействии. Это проявляется в следующем: дети в основном малоразговорчивы с воспитателем и со сверстниками, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, передавать их содержание, участвуют в общении часто по инициативе других, хотя понимают обращенную к ним речь.
Проблема обучения и социализации таких детей остается актуальной и в нашей стране, и за рубежом. Дети с проблемами поведения и особенностями развития эмоционально-волевой сферы испытывают выраженные трудности при адаптации к новой ситуации и нуждаются в целенаправленной помощи педагога и/или специальной организации условий обучения.
Для повышения социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ необходимо специально организованное, целенаправленное коррекционно – развивающее воздействие – психолого-педагогическое сопровождение.
Важным условием комплексного психолого-педагогического сопровождения социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста является интеграция усилий субъектов дошкольного образовательного учреждения (воспитателей,педагогов-психологов, логопедов, дефектологв): – воспитатели, реализуя свою педагогическую функцию посредством игровой, обучающей или иной деятельности способствуют формированию и развитию СКР; – психологи, используя психологические методы, способствуют формированию СКР дошкольника, нивелируя или сглаживая негативные аспекты, связанные с психологическим развитием ребенка; –дефектологи и логопеды- организуют подбор необходимых для СКР ребенка коррекционных методов в соответствии с результатами диагностики, проводят индивидуальные коррекционные занятия; обеспечивают информационную поддержку родителей.
Литература:
- Аутизм / Под.ред. проф. Э.Г. Улумбекова. – М.: Гэотар-мед, 2002.
- Аутичный ребенок: пути помощи. – М.: Теревинф, 1997. – 342 с.
- Баенская Е.Р. Особенности раннего аффективного развития аутичного ре- бенка в возрасте от 0 до 1,5 лет//Дефектология.-1995. – № 5.-С.76-83.
- Пантелеева Л.А. Профессиональные компетенции логопеда в современных условиях модернизации образования //Современные реалии создания кор- рекционно-образовательного пространства для детей с ограниченными воз- можностями здоровья. Материалы всероссийской конференции с междуна- родным участием 22 апреля 2016 года.-Москва.-ЛОГОМАГ, 2016, С.105-108.
- Жигорева М.В. Концептуальные подходы к реализации инклюзивного об- разования детей с ограниченными возможностями здоровья //Ж-л Инициати- вы ХХI века, №3, 2014. С.72-75.
- Савельев В. В. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста / В. В. Савельев [Электронный ресурс]: — Режим доступа // http://doo7.ru/социально- коммуникативное-развитие/ (20 марта 2015)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
“От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”.
(В.А.Сухомлинский)
Инновационный подход к профилактике и преодолению коммуникативной дезадаптации у дошкольников с ОВЗ
Общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя, о чем свидетельствуют фундаментальные исследования отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). В дошкольном возрасте запускаются те качества развития личности, которые будут «разворачиваться» на протяжении всей жизни. С самого рождения ребенок постепенно овладевает социальным опытом, через эмоциональное общение со взрослыми, через игрушки и предметы, окружающие его, через речь и т.д. В коммуникативной деятельности дошкольников с ОВЗ обнаруживаются стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта, проявляющиеся в снижении коммуникативно-познавательной потребности в общении. У большинства детей недостаточно сформирована речевая коммуникация и связная речь, что создает барьеры в межличностном взаимодействии. Это проявляется в следующем: дети в основном малоразговорчивы с воспитателем и со сверстниками, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, передавать их содержание, участвуют в общении часто по инициативе других, хотя понимают обращенную к ним речь.
Проблема обучения и социализации таких детей остается актуальной и в нашей стране, и за рубежом. Дети с проблемами поведения и особенностями развития эмоционально-волевой сферы испытывают выраженные трудности при адаптации к новой ситуации и нуждаются в целенаправленной помощи педагога и/или специальной организации условий обучения.
Для повышения социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ необходимо специально организованное, целенаправленное коррекционно – развивающее воздействие – психолого-педагогическое сопровождение.
Важным условием комплексного психолого-педагогического сопровождения социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста является интеграция усилий субъектов дошкольного образовательного учреждения (воспитателей,педагогов-психологов, логопедов, дефектологв): – воспитатели, реализуя свою педагогическую функцию посредством игровой, обучающей или иной деятельности способствуют формированию и развитию СКР; – психологи, используя психологические методы, способствуют формированию СКР дошкольника, нивелируя или сглаживая негативные аспекты, связанные с психологическим развитием ребенка; –дефектологи и логопеды- организуют подбор необходимых для СКР ребенка коррекционных методов в соответствии с результатами диагностики, проводят индивидуальные коррекционные занятия; обеспечивают информационную поддержку родителей.
Литература:
- Аутизм / Под.ред. проф. Э.Г. Улумбекова. – М.: Гэотар-мед, 2002.
- Аутичный ребенок: пути помощи. – М.: Теревинф, 1997. – 342 с.
- Баенская Е.Р. Особенности раннего аффективного развития аутичного ре- бенка в возрасте от 0 до 1,5 лет//Дефектология.-1995. – № 5.-С.76-83.
- Пантелеева Л.А. Профессиональные компетенции логопеда в современных условиях модернизации образования //Современные реалии создания кор- рекционно-образовательного пространства для детей с ограниченными воз- можностями здоровья. Материалы всероссийской конференции с междуна- родным участием 22 апреля 2016 года.-Москва.-ЛОГОМАГ, 2016, С.105-108.
- Жигорева М.В. Концептуальные подходы к реализации инклюзивного об- разования детей с ограниченными возможностями здоровья //Ж-л Инициати- вы ХХI века, №3, 2014. С.72-75.
- Савельев В. В. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста / В. В. Савельев [Электронный ресурс]: — Режим доступа // http://doo7.ru/социально- коммуникативное-развитие/ (20 марта 2015)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Пути преодоления психологической дезадаптации детей и подростков с особыми потребностями»
Теоретический и практический материал для педагогов и родителей о проблеме раннего детского аутизма....
Статья "Профилактика школьных рисков и дезадаптации среди учащихся".
В статье отражены технологии профилактической работы и коррекционно-реабилитационной работы с детьми и подростками «группы риска» и их родителями в условиях модернизации образования.Основной целью про...
Использование игровых приемов в логопедической работе по предупреждению школьной дезадаптации у дошкольников и младших школьников с ОВЗ
Данная статья...
Профилактика и преодоление дезадаптации учащихся на примере работы объединения «Юный защитник Отечества»
2015-2016 учебный годВыступления на конференциях1. Теория и практика военно-патриотического воспитания, учащихся в современной РоссииДоклад на межрегиональной конференции «Социально-педагогическ...
Применение ритмопластики при профилактике и коррекции школьной дезадаптации первоклассников в адаптационный период.
Применение ритмопластики при профилактике и коррекции школьной дезадаптации первоклассников в адаптационный период....
Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с нарушениями речевого развития
Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и др., рассматриваются прежде всего как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей ...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников». НА 2017-2018 учебный год.
Актуальность темы:Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция недостатков речи дошкольников требует систематических заня...