Статья "Профилактика школьных рисков и дезадаптации среди учащихся".
статья по теме
В статье отражены технологии профилактической работы и коррекционно-реабилитационной работы с детьми и подростками «группы риска» и их родителями в условиях модернизации образования.
Основной целью профилактической работы социального педагога является - создание комплексной системы, направленной социокультурной деятельности, основанной на организации здорового социального пространства для становления активной социально-адаптированной личности учащихся, способных самостоятельно и ответственно строить свою жизнь.
Для реализации данной задачи используются следующие формы работы: Совет по профилактике, работа кружка «Познай себя», технологии индивидуального сопровождения детей и подростков «группы риска», работа с родителями.
Цель работы Совета по профилактике- коррекция отклоняющегося поведения учащихся, предупреждение безнадзорности и правонарушений среди учащихся.
Технологии индивидуального сопровождения предполагает составление и реализацию планов сопровождения детей, контроль за успеваемостью, посещаемостью и занятостью детей, работа с родителями.
Работа кружка «Познай себя» способствует формированию у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей предупредить употребление ПАВ, формирование мотивации к сохранению здоровья, воспитание правовой культуры и законопослушания.
Результатом профилактической работы необходимо отметить снижение количества детей и подростков «группы риска», состоящих на профилактических учетах в ПДН ОМВД России по городу Арзамасу, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города Арзамаса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vachaevoy.docx | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Т.Ю. Вачаева
социальный педагог
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10», г.Арзамас, РФ
T. Vachaeva
social teacher
Municipal budget educational institution
"Secondary school № 10" Arzamas, Russia
Технологии профилактической работы и коррекционно -реабилитационной работы с детьми и подростками «группы риска» и их родителями в условиях модернизации образования.
Technologies of prevention and correctional and rehabilitation work with "risk group" children and adolescents and their parents in conditions of education modernization.
Аннотация.
В статье отражены технологии профилактической работы и коррекционно-реабилитационной работы с детьми и подростками «группы риска» и их родителями в условиях модернизации образования.
Основной целью профилактической работы социального педагога является - создание комплексной системы, направленной социокультурной деятельности, основанной на организации здорового социального пространства для становления активной социально-адаптированной личности учащихся, способных самостоятельно и ответственно строить свою жизнь.
Для реализации данной задачи используются следующие формы работы: Совет по профилактике, работа кружка «Познай себя», технологии индивидуального сопровождения детей и подростков «группы риска», работа с родителями.
Цель работы Совета по профилактике- коррекция отклоняющегося поведения учащихся, предупреждение безнадзорности и правонарушений среди учащихся.
Технологии индивидуального сопровождения предполагает составление и реализацию планов сопровождения детей, контроль за успеваемостью, посещаемостью и занятостью детей, работа с родителями.
Работа кружка «Познай себя» способствует формированию у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей предупредить употребление ПАВ, формирование мотивации к сохранению здоровья, воспитание правовой культуры и законопослушания.
Результатом профилактической работы необходимо отметить снижение количества детей и подростков «группы риска», состоящих на профилактических учетах в ПДН ОМВД России по городу Арзамасу, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города Арзамаса.
Abstract.
The article describes the technologies of prevention and correctional and rehabilitation work with children and young people of "risk group" and their parents in conditions of modernization of education.
The main purpose of prevention of social teacher is a creation of complex system, which is aimed to socio-cultural activities, based on the organization of a healthy social space for the formation of an active and socially-adapted students’ personalities, which are able to build their lives by themselves in a responsible manner.
To realize this task, the following forms are used: An advice in prophylaxis, work of the coterie «Learn yourself», technologies of individual support of children and young people of "risk group", working with parents.
The aim of work of the Prevention Council is a correction of deviant behavior of pupils, prevention of child neglect and delinquency among students.
Individual accompaniment technologies involve the preparation and implementation of plans for support of children, monitoring academic progress, attendance and employment of children, working with parents.
Work of the coterie «Learn yourself» contributes to the formation children’s skills of effective adaptation in society to help prevent psychoactive substance usage, formation of the motivation to preserve health, education of law culture and orderliness.
The result of prevention efforts should be noted as decrease in the number of children and adolescents "risk group" being on prophylactic registries in PDN OMVD (Juvenile Division of the Ministry of Internal Affairs ) of Russia in Arzamas, the Commission on Juvenile Justice and protection of their rights under the administration of Arzamas town.
Ключевые слова: Совет по профилактике, кружок «Познай себя», индивидуальное сопровождение детей, создание ситуации успеха у детей, работа с родителями.
Keywords: Prevention Council, the coterie «Learn yourself» , individual support for children, creating a situation of success among children, working with parents.
Изменения экономической, политической и социальной жизни в нашей стране привели к появлению новых социальных проблем, которые отразились на воспитании, развитии и социальном формировании детей, подростков, молодежи. Можно говорить о нарастающих проблемах в сфере детства: увеличение детской безнадзорности и социального сиротства, детский алкоголизм, токсикомания и наркомания, жестокое обращение с детьми и насилие над ними - все это вывело социально-педагогическую работу с детьми за рамки традиционных педагогических сфер.
Социальный педагог - это прежде всего посредник между личностью ученика и государственно-общественными службами и организациями, призванными заботиться о ребенке и его семье, одновременно он - защитник интересов ребенка, его законных прав. Социальный педагог работает как с детьми, так и семьями, цель его работы - обеспечение успешной социализации подрастающего поколения и реализация его индивидуального потенциала, формирование навыков саморазвития человека. При этом, решая данные цели, социальный педагог осуществляет социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, создает социально-психологический климат, который является необходимым условием саморазвития и социализации личности. В процессе сопровождения создаются условия для самостоятельного, творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершенствования каждым ребенком личностно значимых выборов.
В нашей школе сложилась определенная система работы социального педагога со всеми участниками воспитательного процесса по психолого-педагогическому индивидуальному сопровождению детей социальной группы риска, которое должно быть ориентировано на те личностные достижения, которые реально есть у ребенка. Прежде всего социальный педагог должен владеть нормативно-правовой базой по организации социального сопровождения детей.
Опираясь на нормативные документы, для профилактической работы в школе была разработана и действует программа по формированию системы наркопрофилактики и предупреждения безнадзорности и правонарушений «Альтернатива», цель программы - создание комплексной системы, направленной социокультурной деятельности, основанной на организации здорового социального пространства для становления активной социально-адаптированной личности учащихся, способных самостоятельно и ответственно строить свою жизнь.
Реализация программы предполагает проведение первичного социально-педагогического обследования школы для составления социального паспорта. Формой первичного документа по результатам обследования является социально-педагогический паспорт. Это базовый документ, формирующий общее представление о детях и семьях, обучающихся в образовательном учреждении. Социальный паспорт заполняется на основе информации, полученной от классных руководителей, и корректируется в течение учебного года. Социальный паспорт представлен на слайде.
Социальный паспорт МБОУ СОШ № 10.
2011-2012 | 2012-2013 | 2013-2014 | ||
1 | Всего учащихся 1-11 классов | 794 | 780 | 771 |
2 | Всего семей | 690 | 680 | 671 |
3 | Количество неполных семей | 235 -30 % | 238-35% | 213-28% |
Семьи матерей-одиночек | 27-3 % | 28-4% | 28-4% | |
Семьи, где потеря кормильца | 37 -5% | 34-5% | 35-5% | |
Семьи, где родители состоят в разводе | 177 -22 % | 176-26% | 150-20%- | |
4 | Количество многодетных семей | 9-1 % | 13-2% | 14-2% |
5 | Количество семей, где один из родителей - инвалид | 10 -1% | 12-2% | 10-1% |
6 | Количество семей, где оба родителя - инвалиды | 2-1% | 3-0,5% | 2-1% |
7 | Количество семей, где родители безработные | 0 | 0 | 0 |
8 | Количество семей, получающих дотацию | 149 – 19 % | 117-17% | 81-9 |
9 | Количество семей группы риска | 0 | 3-0,5% | 2-2% |
10 | Количество социально-опасных семей | 0 | 0 | 0 |
11 | Количество детей-инвалидов | 6-0,8% | 6-1% | 8-2% |
12 | Количество детей, находящихся под опекой | 9-1,1% | 6-1% | 8-1% |
13 | Количество детей, состоящих на учете в школе | 9-1,1% | 7-0,8% | 4-0,8% |
14 | Количество детей, состоящих на учете в ПДН УВД города Арзамаса | 7-0,9% | 4-0,3% | 1-0,1% |
15 | Количество детей, состоящих в Департаменте образования города Арзамаса | 7-0,9% | 4-0,3% | 1-0,1% |
16 | Количество детей, состоящих на учете в КДН и ЗП при администрации города Арзамаса | 2-0,2% | 1-0,1% | 1-0,1% |
Обладая информацией о социальном статусе семей обучающихся, социальный педагог в течение учебного года организует индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение детей социальной группы риска, поставленных на внутришкольный учет по решению Совета по профилактике.
Цель работы Совета по профилактике- коррекция отклоняющегося поведения учащихся, предупреждение безнадзорности и правонарушений среди учащихся.
Документация Совета по профилактике включает в себя следующее: положение Совета по профилактике, приказ Совета по профилактике, план Совета по профилактике, протоколы Совета по профилактике.
Для постановки обучающегося на ВШУ классный руководитель предоставляет психолого-педагогическую характеристику ребенка, приглашает ребенка с родителями на Совет по профилактике. После постановки обучающегося на ВШУ, социальный педагог создает банк данных детей группы риска, где отражается вся информация о подростке и его семьи, вид учета, причин учета, его занятость. Форма банка данных корректируется, вносятся изменения по мере необходимости, представлена на слайде.
Специалистами образовательного учреждения создается план индивидуально-психологического сопровождения, где предусмотрены все мероприятия, направленные на социальное самоопределение ребенка: контроль за успеваемостью, посещаемостью, занятостью, вовлечение в социально-значимую деятельность, консультирование с родителями, коррекционная работа с обучающимся, и результат проведенной работы. В разработке плана принимают участие как социальный педагог, так и педагог-психолог, так и классный руководитель.
Для осуществления успешного психолого-педагогического сопровождения необходимо обладать полной информацией о ребенке и его семье, социальный педагог составляет учетную карту трудного подростка, в которой также отслеживается формы работы с детьми, ее результаты.
С целью осуществления контроля за успеваемостью социальный педагог проводит беседы с классными руководителями, ведет учет посещаемости, успеваемости, затем информация об успеваемости сообщается на педагогических советах по итогам четвертей. Текущие итоги контроля за успеваемостью, посещаемостью фиксируются в справках. Социальный педагог организует летнею занятость детей, состоящих на учетах, сотрудничая с различными организациями профилактики города.
Обучающиеся чаще совершают правонарушения в свободное от учебы время, поэтому необходимо контролировать досуговую занятость детей, предоставляются справки о занятости в кружках и секциях.
Как одной из эффективных форм работы с детьми, состоящими на учетах, являются коррекционные занятия в рамках кружка «Познай себя». Программа занятий предназначена для подростков 10-15 лет, когда происходит бурное психофизиологическое развитие и перестройка социальной активности ребенка. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования. В связи с этим реализуется цель программы: воспитание правовой культуры и законопослушания, высокой нравственности и общей культуры, предоставление учащимся возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков формирование личностных черт, которые позволяют быть полноценным участником общественной жизни, чувства собственного достоинства, дисциплинированности, активной социальной позиции, устранение негативных явлений в сфере поведения детей и их отношений с окружающими. При этом ставятся следующие задачи: активизировать разъяснительную работу среди учащихся и родителей по вопросам правопорядка, развивать умение управлять своим поведением, развитие умения подростка видеть и понимать себя, развивать навыки преодоления трудностей, повышение уверенности в себе, выработать способность у подростков к самостоятельному принятию решений. В работе кружка используют следующие методы: игры и упражнения-активаторы, групповые дискуссии, мозговой штурм, психогимнастика, методы релаксации, беседы, ролевые игры.
Ребенок, имеющий девиантное поведение, чаще всего воспитывается в семье, которая обладает низким педагогическим потенциалом, где родители используют такие стили воспитания как гипоопека или гиперопека, причем достаточно часто встречается семьи, где родители уделяют воспитанию детей мало внимания в силу своей занятости. Поэтому социальный педагог проводит индивидуальную работу с родителями (консультирование, беседы), которые фиксируются в журнале учета индивидуальной работы с родителями), осуществляется патронаж семьи с целью усиления контроля за воспитанием и обучением детей, в случае отсутствия положительного изменений предоставляется информация в ПДН ОМВД по городу Арзамасу.
Результатом систематической и планомерной работы социального педагога является снижение количество детей, состоящих на учетах в ПДН ОМВД России по городу Арзамасу и Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации горда Арзамаса, поэтому использование форм психолого-педагогического сопровождения детей - одна из эффективных технологий в работе с детьми, отличающимися девиантным поведением.
Мониторинг детей МБОУ СОШ № 10, состоящих на профилактических учетах.
№ п/п | 2011-2012 | 2-12-2013 | 2013-2014 | |
1 | Дети, состоящие на внутришкольном учете | 9 | 7 | 4 |
2 | Дети, состоящие на учете в Департаменте образования администрации города Арзамаса | 7 | 4 | 1 |
3 | Дети, состоящие на учете в ПДН ОМВД России по городу Арзамасу | 7 | 4 | 1 |
4 | Дети, состоящие на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города Арзамаса | 2 | 1 | 1 |
Список литературы.
1.Аверин В.А. «Психология раннего детства»(Текст).-СПБ.- 2000.-С.25-45.
2.Бабушкин А.В. «Как подростку защитить свои права?»(Текст).- Москва- 1999-С.95-124.
3.Василькова Ю.В. «Методика и опыт работы социального педагога»(Текст)-Москва-2001.-С.127-231.
4.Василькова Ю.В. «Социальная педагогика. Курс лекций: Учебное пособие»(Текст)- Москва.- 2001.-С.39.
5.Василькова Т.А., Василькова Ю.В. «Социальная педагогика Курс лекций. Учебное пособие»(Текст) –Москва- 2010.-С.69.
6.Лютов Е.К., Монин Г.Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»(Текст)- СПБ.6 –Речь.- 2000-С.94.
7.Мардахаев.Л.В. «Методика и технология работы социального педагога»(Текст). – Москва-2002-С.243.
8.«Профилактическая работа по предупреждению правонарушений среди учащихся»(Текст).- Йошкар-Ола- 2001-С.24.
9.«Родительский всеобуч: чтоб подросток не вырос подранком»(Текст). - Министерство образования Российской федерации-2003-С.39.
10.«Работа социального педагога в школе и микрорайоне»(Текст)-Москва, № 1-5- 2011-с.15-45.
11..Фалькович.Т.А., Высоцкая.Н.В., Толстоухова.Н.С. «Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях»(Текст).- Москва- «Вако»- 2007-С.142
12.Филипович.И.В.,Майстрова М.В. «Психология девиантного поведения»(Текст). – Москва- ЗАО «Веды»- 2003-С.123..
13.Шишковец.Т.А. «Справочник социального педагога»(Текст)-Москва- «Вако»- 2007-С.23.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа адаптационных занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации у учащихся 1 классов «Здравствуй школа – это я!»
Адаптироваться к школе для первоклассника — задачка не из легких. Происходит это у всех по-своему и, увы, не всегда гладко. И если «не гладко» (это называется дезадаптацией), то есть с нар...
ПОЛОЖЕНИЕ о проведении школьного соревнования по жиму штанги лёжа на горизонтальной скамье среди учащихся старших классов.
Правила и условия проведения соревнования по жиму лежа среди учащихся 10-11 классов....
Научное общество учащихся «АТЛАНТИДА».Положение о школьном конкурсе «Электронная презентация на уроке» среди учащихся 6 - 11 классов
Одно из главных в современном образовании сегодня - создать максимально благоприятные условия для самореализации, самосовершенствования и самоутверждения школьника. Для реализации этой идеи в Зуевской...
Консультация для педагогов по школьной дезадаптации у учащихся
Консультация для педагогов по школьной дезадаптации у учащихся...
Методическая разработка на тему: работа социального педагога с подростками. Проявления школьной и социальной дезадаптации.
С каждым годом увеличивается количество детей и подростков, для которых характерны те или иные проявления школьной и социальной дезадаптации, проявляющиеся стойкие нарушения поведения. Поэтому проблем...
Школьная олимпиада по сольфеджио среди учащихся 2 классов
Основная цель подготовки и проведения олимпиады по сольфеджио - тренировка полученных на уроках сольфеджио знаний и навыков. Обычно в олимпиадах принимают участие учащиеся с высоким уровнем подготовки...
Инструкция. Алгоритм действий классных руководителей в случае выявления фактов самоповреждения или риска суицидального поведения среди учащихся
Инструкция для классных руководителей в случаях выявления фактов самоповреждающего или анвитального поведения учащихся....