Профилактика и преодоление дезадаптации учащихся на примере работы объединения «Юный защитник Отечества»
методическая разработка по обж (5, 6, 7 класс)
2015-2016 учебный год
Выступления на конференциях
1. Теория и практика военно-патриотического воспитания, учащихся в современной России
Доклад на межрегиональной конференции «Социально-педагогическая деятельность гражданско-патриотической направленности: сущность, содержание, технологии». 25 февраля 2015 года.
Кафедра социально-педагогического образования Академии постдипломного педобразования (СПб АППО)
https://konferencii.ru/info/109275
2. Профилактика и преодоление дезадаптации учащихся на примере работы объединения «Юный защитник Отечества»
Доклад на районом семинаре "Современныеподходы к организации обучения учащихся в контексте реализации ФГОС" 22 апреля 2015 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.1._doklad_25.02.2015_mezhregkonferentsiya.docx | 16.05 КБ |
1.2._statya_2015_rayon.docx | 19.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Теория и практика военно-патриотического воспитания, учащихся в современной России
Хадаев Сергей Александрович,
преподаватель – организатор ОБЖ,
ГБОУ СОШ №164
Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
(Межрегиональная конференция «Социально-педагогическая деятельность гражданско-патриотической направленности: сущность, содержание, технологии». 25 февраля 2015 года.
Кафедра социально-педагогического образования Академии постдипломного педобразования (СПб АППО)
https://konferencii.ru/info/109275
В настоящее время назрела необходимость в коренной перестройке всей системы военно-патриотического воспитания российских учащихся. При этом проведение перестройки системы военно-патриотического воспитания учащихся может быть успешным, если она опирается на достаточно разработанную теоретическую и научно-методическую базу и осуществляется на основе реалистичной концепции, отражающих существующие реалии жизни страны.
Анализ литературы по военно-патриотическому воспитанию детей, подростков, молодёжи в современной России выявил отсутствие в них комплексного системного подхода к вопросу военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Вместо типологии военно-патриотического воспитания в ряде случаев анализировались формы и способы военно-патриотической работы. Методологические средства военно-патриотического воспитания были ориентированы на решение прикладных узконаправленных задач по реализации той или иной формы военно-патриотической работы.
Военно-патриотическая работа с учащимися представляет собой совокупность мер и действий, направленных на реализацию социально-педагогических возможностей и наиболее полное использование имеющихся ресурсов образовательных учреждений, государственных и общественных организаций, религиозных объединений в воспитании защитников Отечества. Она представляет собой составную часть системы патриотического воспитания населения страны, является неотъемлемым показателем профессионального качества учителей и преподавателей.
В ГБОУ СОШ №164 действует объединение военно-патриотической направленности «Юный защитник Отечества». Объединение, ориентированное на обучающихся 7-11 классов, имеет программу, новизна которой определяет интеграция образовательных модулей:
1) Основы военного законодательства;
2) Назначение и состав Вооруженных Сил Российской Федерации;
3) Тактическая подготовка;
4) Огневая подготовка;
5) Военная топография;
6) Гражданская оборона – составная часть системы обороноспособности страны;
7) Спортивный туризм и ориентирование;
8) Военно-медицинская подготовка;
9) Общефизическая и специальная физическая подготовка.
Другая особенность программы и ее новизна заключается в отсутствии ориентации на отдельный вид Вооруженных сил, что традиционно существует в клубах «Юных моряков», «Юных десантников» и т.п. Программа основана на новой концепции патриотического воспитания, основу которой составляет патриотическая идея: дух искания, ответственности и служения, дух создания и строительства новой России. Ведущей идеей концепции является идея о том, что на основе личностно-ориентированного, программно-целевого подхода к процессу профессиональной военно-прикладной подготовки можно заблаговременно воздействовать на формирование и развитие у обучающего ряда важных физических и специальных качеств и обеспечить высокий уровень пригодности юношей к военной службе.
Программа предусматривает формирования у обучающихся готовности к освоению программ военно-профессионального образования более высокого уровня, развитие и усовершенствование навыков участия в военно-прикладных видах спорта, формирование интереса к регулярным занятиям военно-прикладными видами спорта, овладение двигательными умениями и навыками, улучшение физической подготовки, повышение культурного уровня.
На базе объединения в школе проводятся конкурсы рисунков, викторины, военно-спортивные игры, культурно-массовые мероприятия, посвященные вооруженным силам Российской Федерации. Все мероприятия, проводимые в школе, нравятся обучающимся, год от года количество участников увеличивается. Как результат, растет количество юношей, которые не боятся служить в армии и готовы связать свою жизнь с вооруженными войсками Российской Федерации.
Традицией в школе стало проведение в школе месячника военно-патриотической работы, посвященного Дню защитника Отечества, месячник «Пожарная безопасность», проведение Дня призывника, Вахты памяти, Дня Победы, военно-спортивной игры «Зарница».
В заключении хотелось бы сказать, что наша работа, работа всего педагогического коллектива школы по военно-патриотическому воспитанию требует дальнейшего совершенствования, углубления по всем направлениям, главный итог которой, выпускник школы - патриот, надёжный будущий защитник Родины! Профессия - Родину защищать навсегда останется для всех поколений россиян социально значимой, исполненной высокого, благородного смысла.
Предварительный просмотр:
Профилактика и преодоление дезадаптации учащихся на примере работы объединения «Юный защитник Отечества»
Хадаев С.А., преподаватель-организатор ОБЖ,
ГБОУ СОШ № 164
Дезадаптация - это социально-психологическое и социально педагогическое явление неуспешности ребенка в сфере обучения, связанное с субъективно неразрешимым для него (ребенка) конфликтом между требованиями образовательной среды и ближайшего окружения и его психофизическими возможностями и способностями, соответствующими возрастному психическому развитию.
Различные негативные процессы в обществе приводят к увеличению количества дезадаптированных детей и воспитательная работа с подростками, имеющими отклонения в поведении, приобретает особую остроту и актуальность. В настоящее время диагностика, профилактика дезадаптации, реадаптация осуществляются в общеобразовательных заведениях социальными педагогами, психологами, учителями, классными руководителями, но их усилия, как правило, не всегда взаимосвязаны, что снижает эффективность их работы. Это заставляет по-новому посмотреть на формы педагогической поддержки учащихся в дезадаптационно опасных ситуациях через создание целостной системы работы педагогического коллектива по профилактике школьной дезадаптации и организации процесса реадаптации подростков.
Внеурочная деятельность создаёт благоприятные условия для успешной работы учителя с дезадаптированными детьми. Цель внеурочной деятельности: создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.
На основе опыта реализации образовательной программы внеурочной деятельности «Юный защитник Отечества» для 6-8 классов, можно создать инновационную модель воспитательной работы по профилактике дезадаптации обучающихся. Данная педагогическая модель будет включать в себя следующие составные части:
- взаимодействие и совместная работа со службой комплексного сопровождения: своевременное выявление дезадаптированных, педагогически запущенных подростков, коррекционно-реабилитационная и индивидуальная помощь, социально-правовая защита и педагогическая поддержка несовершеннолетних, в разрешении конфликтов в семье, школе, вне дома;
- реализация индивидуально-дифференцированного похода в обучении и воспитании дезадаптированных подростков: применение доступных педагогических средств, форм и методов воспитательной и образовательной работы;
- создание личностно-развивающих ситуаций и ситуаций успеха, имеющих личностный смыл для подростков, позволяющих повысить их самостоятельность, активность и заинтересованность в достижении поставленной цели;
- создание здорового психологического климата в коллективе объединения, атмосферы доверия, доброжелательности и непринужденности на основевзаимопонимания, добрых доверительных, гуманных взаимоотношений между подростками;
- осуществление взаимодействия с семьей, школой, общественностью и правоохранительными органами.
Внеурочная деятельность – как средство формирования социально развитой личности. Но главное, надо помнить, что участие обучающихся во внеурочной деятельности строится только на добровольной основе. Нельзя заставить, но можно заинтересовать.
Вступая в ряды «Юнармии», обучающийся посещает занятия внеурочной деятельности «Юный защитник Отечества», где образовательная программа имеет универсальную особенность – модульное построение. Модульная программа - повышает эффективность и качество подготовки обучающихся, способствует формированию универсально-профессиональных компетенций.
Образовательное пространство создается из 7 модулей, которые предполагают участие обучающихся в мероприятиях, проводимых за приделами общеобразовательного учреждения. Все модули соответствуют одному из направлений работы по внеурочной деятельности: духовно-нравственному, спортивно-оздоровительному, общекультурному и социальному. В модулях предусмотрена проектная деятельность.
Обучающиеся имеют возможность посещать музеи и тренажерные классы Военного института ДПО ВУНЦ ВМФ Военно-морской академии. Программой предусматривается подготовка и участие в различных военно-патриотических слетах и акциях, исследовательских конкурсах. Данные мероприятия отражаются в календарно-тематическом планировании.
Благодаря расширению образовательного пространства, активному взаимодействию с различными общественными и военно-шефскими организациями программа позволяет создать условия: для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами; для всестороннего развития личности обучающихся 6-8 классов, удовлетворения их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании; повышения престижа военной службы, сохранения и приумножение патриотических традиций.
Реализация программы измеряется в удовлетворении стремлений юношей и девушек к выполнению гражданско-патриотического долга во всем многообразии его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым в дело процветания Отечества.
Личность развивается в процессе деятельности и социализации. Образовательная программа внеурочной деятельности «Юнармеец защитник Отечества» позволяет создать условия:
- для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами;
- для всестороннего развития личности обучающихся 6-8 классов, удовлетворения их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании.
Благодаря реализации образовательно программы внеурочной деятельности «Юный защитник Отечества» у обучающихся:
- развиваются положительные коммуникативные черты характера (гуманность, доброта, терпимость, справедливость, проявления дружбы и товарищества, честность и искренность в отношении к людям и к своим обязанностям и др.);
- значительно повышается уровень культуры поведения;
- повысились дисциплинированность и организованность, появляются навыки работы в команде, формируется адекватная самооценка;
- исчезают такие отрицательные качества, как замкнутость, отчужденность, грубость, агрессивность и конфликтность;
- 95% обучающихся, ранее состоявшие на внутришкольном учете из-за плохого поведения, были сняты с данного учета.
Это свидетельствует об улучшении поведения у дезаптированных и педагогически запущенных обучающихся, повышении их адаптации в социуме.
Данные положительные результаты, полученные нами в процессе проведения педагогической работы, свидетельствуют о перспективности применения созданной модели профилактики подростковой дезадаптации и в других образовательных упражнениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие для учеников 4-6 классов "ЮНЫЕ ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА. Витя Коробков".
Материал поможет учителю подготовить и провести в 4-6 классах внеклассное мероприятие ко Дню Победы. Ученики узнают о юном герое Вите Коробкове, о его подвигах. Представлен сценарий и презентация с фо...
Методическая разработка классного часа в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида на тему "Юные защитники отечества"
Методическая разработка содержит презентацию и план-конспект классного часа. Классный час проводится в конкурсно - игровой форме с учащимися 9 класса....
Игровая программа "Юные защитники Отечества"
Игровая программа посвящена празднованию 23 февраля и нацелена на укрепление здоровья подрастающего поколения, привлечение их к систематическим занятиям физической культурой и спортом, формирован...
«Юные защитники Отечества»
Военно-патриотическая игра...
Юные Защитники Отечества
Ежегодно к 23 февраля проходят в школе ряд мероприятий посвященных оборонно-массовой работе. Данное мероприятие проводилось для мальчиков и юношей 5-11классов, где они демонстрировали своюсилу, снаров...
Классный час: "Мы - юные защитники Отечества"
Классный час имеет форму игры - конкурса. Ребята в игровой форме узнают много интересной и новой для себя информации ( в процессе подготовки к мероприятию). Для данной возрастной категории (11 - 12 ле...
"Игра - соревнования "Юный защитник Отечества", посвященная Дню защитника Отечества"
Игра - соревнования для 5-11 классов...