Проект «Связь поколений» - заботливое воспитание патриотизма
статья по теме
Начало XXI века - время бурно развивающихся технологий, смены приоритетов и подходов ко многим вещам, в том числе и в системе образования. Сегодняшние подростки – это дети, родившиеcя уже в двадцать первом веке, воспитанные на всевозможных гаджетах и современных технологиях, кардинальным образом отличаются от своих предшественников: они с легкостью обращаются с любой техникой, умеют пользоваться планшетом и ноутбуком, еще не научившись разговаривать. Они предпочитают жить в виртуальном пространстве, все дальше отстраняясь от реального мира, их взгляды устремлены на западные страны, кумирами становятся псевдогерои. И это становится большой проблемой.
Все это становится причиной падения патриотизма среди молодежи: отсутствие интереса к истории своей страны, стремления сохранять ее устои и традиции, уважительно относиться к старшему поколению и т.п.
Как вернуть подростков в реальный мир из виртуального, привить им основополагающие принципы, необходимые для воспитания патриота и гражданина своей страны?
Для этого создан проект "Связь поколений", речь о котором пойдет в статье...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_svyaz_pokoleniy_-_zabotlivoe_vospitanie_patriotizma.docx | 37.31 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 37.017.4
Дудкина Ольга Борисовна
Педагог-организатор ГБУ ДО ЦДЮТТ Московского района Санкт-Петербурга, г.Санкт-Петербург
Проект «Связь поколений» -
заботливое воспитание патриотизма
Начало XXI века - время бурно развивающихся технологий, смены приоритетов и подходов ко многим вещам, в том числе и в системе образования. Сегодняшние подростки – это дети, родившиеcя уже в двадцать первом веке, воспитанные на всевозможных гаджетах и современных технологиях, кардинальным образом отличаются от своих предшественников: они с легкостью обращаются с любой техникой, умеют пользоваться планшетом и ноутбуком, еще не научившись разговаривать. Они предпочитают жить в виртуальном пространстве, все дальше отстраняясь от реального мира, их взгляды устремлены на западные страны, кумирами становятся псевдогерои. И это становится большой проблемой.
Все это становится причиной падения патриотизма среди молодежи: отсутствие интереса к истории своей страны, стремления сохранять ее устои и традиции, уважительно относиться к старшему поколению и т.п.
Как вернуть подростков в реальный мир из виртуального, привить им основополагающие принципы, необходимые для воспитания патриота и гражданина своей страны?
Над этими вопросами ломают головы ученые, педагоги, политики. В настоящее время воспитание гражданина является приоритетной задачей образовательной системы России. Она нашла отражение и в Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации», и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы».
Сегодня становятся совершенно необходимыми обновление и модернизация гражданско-патриотического воспитания, поиск методов и подходов, способных заинтересовать современного подростка, раскрыть личностный потенциал каждого, развить стремление к духовному росту и здоровому образу жизни.
Целью любой программы по гражданско-патриотическому воспитанию является формирование личности гражданина и патриота своей страны с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения. Д.С. Лихачев писал: «К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать – воспитывать духовную оседлость… Мы не только должны знать историю всего, что нас окружает, начиная с нашей семьи, продолжая селом или городом и кончая страной и миром, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего».[2]
В школах гражданско-патриотическому воспитанию уделяется повышенное внимание, как на уроках, так и в рамках внеурочной деятельности. Однако, в большинстве случаев данная деятельность носит достаточно формализованный характер и больше подходит для младших и средних школьников.
Хорошим подспорьем общеобразовательной школе в гражданско-патриотическом воспитании подростков могут стать социальные проекты, реализуемые в учреждениях дополнительного образования, в том числе и в деятельности детских общественных организаций.
Более подробно остановимся на формах и методах гражданско-патриотического воспитания, используемых в Центре детского(юношеского) технического творчества Московского района Санкт-Петербурга на протяжении нескольких лет.
Все обучающиеся Центра детского и юношеского творчества Московского района Санкт-Петербурга, приходя на занятия, не только посещают кружки, секции, но и принимают участие в работе детской общественной организации «Город Мастеров». «Город Мастеров» – это территория самоуправления подростков со своими традициями и обычаями, Уставом, законами дружбы, творчества, сотрудничества. Участие в жизни «Города Мастеров» учит самостоятельности, смелости, находчивости. Участие детей в совместных, социально значимых проектах, акциях раскрывает внутренний потенциал ребенка, дает много возможностей проявить себя как личность целеустремленную, организованную, творческую.
Потребность подростков быть частью какого-либо сообщества, получить признание в среде сверстников и взрослых положена в основу многих проектов гражданско-патриотической направленности «Города Мастеров». Один из таких проектов - «Связь поколений», наглядно демонстрирует, что существуют способы и методы вовлечь подростков в созидательную деятельность, причем участвуют они в ней добровольно, с полной отдачей и удовольствием, получая положительные эмоции и жизненно важный опыт.
Социальный проект «Связь поколений» реализуется с 2014 года. Основная идея - организация и проведение совместных мероприятий для обучающихся ЦДЮТТ, родителей, педагогов, пожилых людей.
Понимание, для чего нужны эти совместные мероприятия приходит ко всем участникам постепенно. Они осознают, что взаимодействие людей разных поколений позволяет расширить границы своих знаний, границы восприятия жизни, зачастую заставляет испытывать чувство сострадания, заботы. По мнению Д.С. Лихачева, «забота – объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее. Это не само чувство – это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма».[2]
Организаторы проекта считают важным научить детей и подростков взаимодействию и общению с людьми разных поколений, развивать интеллектуальный и нравственный уровень участников, способствовать формированию гражданской позиции, воспитанию чувства уважения к старшему поколению.
Для долгосрочной реализации проекта заключен договор социального партнерства с СПб ГБУ Комплексный центр социального обслуживания населения (КЦСОН) Московского района. Одно из направлений деятельности этого учреждения - работа по социальной реабилитации и организации досуга людей пожилого возраста.
Взаимодействие и обмен опытом между детьми и взрослыми людьми разных поколений в рамках проекта происходит на встречах, мероприятиях, праздниках, которые проводятся на базе ЦДЮТТ и на базе КЦСОН. Организуются совместные мастер-классы с участием детей и пожилых людей, а также интерактивные экскурсии в Музее компьютерной техники ЦДЮТТ.
Организаторами мероприятий выступают сами дети – учащиеся ЦДЮТТ, представляющие общественную организацию «Города Мастеров». На сборах они придумывают форматы проведения мероприятий, готовят необходимый иллюстративный материал, компьютерные презентации, викторины, видеоролики и т.п., используя технические возможности Центра, а также навыки, приобретенные на занятиях в ЦДЮТТ.
Особой чертой «Связи поколений» является освещение всех событий и мероприятий в прессе: на сайте ЦДЮТТ, газете ЦДЮТТ «Будни», а также в муниципальной газете «Звездная газета», размещающей материалы, написанные детьми. Такая возможность появилась в результате создания в 2011 году совместного с Муниципальным образованием Муниципального округа Звездное проекта «Газета в газете». Сначала в рамках проекта в «Звездной газете» публиковались лишь отдельные статьи учащихся, но со временем проект расширился, и в настоящее время почти каждый месяц выходит «Звездная газета», в которой целую полосу (А3) занимают материалы ученической газеты «Будни».
Юные журналисты, являясь непосредственными участниками встреч, готовят репортажи, берут интервью, проводят опросы по итогам проводимых мероприятий, пропуская, таким образом, все происходящее через себя, анализируя и донося свои впечатления и эмоции до читательской аудитории. Также на встречах с пожилыми людьми активно работают учащиеся объединений фото- и видеотворчества, дополняя журналистские тексты фотографиями и видеороликами.
Таким образом, общаясь с людьми разных поколений – пенсионерами, ветеранами войны, блокадникам, ребята чувствуют свою нужность и важность того, что они делают, при этом узнавая что-то новое, интересное для себя и передавая увиденное и услышанное другим. Такое взаимное общение важно, как для детей, так и для взрослых.
Пожилые люди, особенно одинокие, нуждаются во внимании. И потому, встречи, организованные педагогами и обучающимися в рамках проекта «Связь поколений», помогают наладить общение и скрасить одиночество пожилых людей. Благодаря многообразию форм и методов взаимодействия людей разных поколений и подростков, каждый выносит из этого общения много нового для себя, получает положительные эмоции. А, как известно, положительные эмоции продлевают жизнь!
Данные мероприятия позволяют объединить взрослых разных поколений и юных участников проекта в общем деле, что создает положительную атмосферу, учит культуре общения между взрослыми и детьми, сплачивает ребят на этапах подготовки и проведения мероприятий различного уровня.
В таблице 1 представлены основные этапы реализации проекта
Таблица 1
Этапы реализации проекта | ||
Подготовительный этап: | ||
Информирование педагогов и воспитанников ЦДЮТТ о старте проекта «Связь поколений» | Декабрь 2013 г. | |
Заключение договора с СПб ГБУ КЦСОН Московского района | Январь 2014 г. | |
Основной: | ||
Разработка сценариев мероприятий с участием ветеранов, пенсионеров, блокадников – посетителей различных клубов СПб ГБУ КЦСОН Московского района. | Январь 2014 г. | |
Подготовка и проведение акции «Неделя памяти», посвященного 70 годовщине со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады:
| 27-31 января 2014 г. | |
Подготовка и проведение акции «И мужество как знамя пронесли»:
| 5-8 Мая 2014 г. | |
Подготовка и проведение встреч и мастер-классов, посвященных Дню пожилого человека:
| 1, 3 Октября 2014 г. | |
Мастер-класс «Мастерская Деда Мороза», посвященный Новому году совместно с обучающимися объединения «Начальное техническое творчество с применением компьютера». | Декабрь 2014 г. | |
Подготовка и проведение мероприятия «Интерактивная экскурсия в Музей компьютерной техники», посвященного годовщине освобождения Ленинграда от фашистской блокады:
| Январь 2015 г. | |
Подготовка и проведение мероприятия «Неделя памяти», посвященного 71 годовщине со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. | 26-31 Января 2015 г. | |
Мастер-класс «Видеооткрытка», посвященный годовщине ВОВ совместно с учащимися объединения «Видеостудия». | Апрель 2015 г. | |
Подготовка и проведение акции «И мужество как знамя пронесли», посвященной 70-летию окончания Великой Отечественной войны:
| Май 2015 г. | |
Мастер-классы «Краски осени» для учащихся совместно с пожилыми людьми:
| 1 Октября 2015 | |
| Январь 2016 г. | |
Неделя мужества, посвященная годовщине Победы в Великой Отечественной войне:
| Май 2016 г. | |
Встреча и мастер-класс с пожилыми людьми в Музее компьютерной техники ЦДЮТТ и интерактивном пространстве «ЛогикУм» | 1 октября 2016 г. | |
Встреча учащихся с ветеранами-блокадниками «Мы помним о блокадных днях». | Январь 2017 г. | |
Творческая встреча учащихся ЦДЮТТ с ветеранами и блокадниками на базе СПб ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Московского района», посвященная 72 годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Концерт ветеранов – детям. | Май 2017 г. | |
Публикации о прошедших мероприятиях на сайте ЦДЮТТ, в газетах «Будни» и «Звездная газета». | В течение всего периода | |
Анализ отзывов и пожеланий участников проекта. | В течение всего периода |
О том, как проходят и какой оставляют след встречи, акции, праздники, можно судить из высказываний и отзывов подростков:
«Я довольно много знала о блокаде и до начала встречи, поэтому не могу сказать, что узнала много нового, но мне всё равно было очень интересно общаться с этими замечательными женщинами. Я горжусь, что в моём районе всё ещё остались люди, жившие во времена блокады Ленинграда, и я рада, что в нашем городе сохраняется память об этих страшных днях».
Дарья Николаева, 13 лет
«На мой взгляд, эта встреча прошла очень успешно, каждый узнал для себя что-то новое. Отныне, я еще больше уважаю подвиг блокадников. Хоть с каждым годом ветеранов становится меньше, я хочу призвать всех людей почитать их великий подвиг. Я надеюсь, что больше в нашем мире не будет таких зловещих и ужасных войн».
Марина Барашкина, 12 лет
Я побывала на празднике «День пожилого человека», который состоялся в ЦДЮТТ. Встреча проходила в Музее компьютерной техники, где нам показали много интересных экспонатов от старинных счетов до объемных фигур, распечатанных на 3D-принтере. Оказывается, многие пожилые люди до сих пор помнят, как считать на счетах, они научили этому всех собравшихся ребят. Лично меня удивило, как активно пожилые люди участвовали в викторине про осень: пели, рассказывали стихи, угадывали мелодии очень хорошо. Мне понравился этот праздник тем, что пожилые люди участвовали во всем наравне со школьниками. Потом мы все пошли пить чай и беседовать о жизни.
Алина Золотухина, 13 лет
Я побывала на встрече с ветеранами, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. И хотела бы поделиться с вами своими впечатлениями. Программа была очень интересная и творческая. Это был не просто концерт для ветеранов, а настоящая работа в командах, причем в каждой команде дети и взрослые работали вместе. Это, на мой взгляд, было правильно, так как взрослые рассказывали нам разные истории и очень помогали. С помощью этой работы каждый из нас узнал что-то новое о городах-героях и о войне. Ветераны были очень общительные, отзывчивые и готовые прийти на помощь. Это было превосходно! Встреча закончилась вкусным чаепитием, за которым мы пели песни военных лет.
В общем, эмоции от этой встречи остались только положительные. Это очень здорово, что мы не забываем нашу историю и наших героев!
Дарья Ситкарёва, 13 лет
Веселые, бодрые и добрые бабушки доказали, что возраст - это всего лишь цифра. Чего они только не делали: танцевали, пели, давали нам интервью, рассказывали о своем нелегком детстве. Лично для меня самым поразительным оказались их танцы, таких живых и энергичных движений от людей «серебряного возраста» мы не ожидали! Огромное им спасибо ЗА ВСЕ!
Малена Иконникова, 13 лет
Пожилые люди с благодарностью принимают внимание ребят, делятся воспоминаниями, увлеченно участвуют во всех мероприятиях, искренне благодарят за уважение к памяти, помощь, тепло и внимание.
Отзыв жительницы блокадного города Зинаиды Александровны Щетниковой после того, как получила письмо в рамках акции «Письмо ветерану»:
«Благодарю ребят за письмо. Мне было очень приятно получить такой знак внимания. Видно, что дети старались. Очень ценно, что им рассказывают о блокаде, что они не забывают о нас и ценят. Еще раз большое спасибо!».
Отзыв о встрече с ребятами Зинаиды Николаевны Королевой, жительницы блокадного Ленинграда:
«Мы, повидавшие и испытавшие в своей жизни многое, были приятно удивлены неподдельным интересом детей к нашим судьбам, к тому, что происходило в блокаду с нами – детьми. Мы разволновались от такого теплого приема, даже свои стихи от волнения читали, сбиваясь. Будущие журналисты брали у нас интервью с профессиональными вопросами о том, что происходило в городе в дни блокады. Есть в этих ребятах внутренняя культура восприятия, есть стремление к познанию, и мы, «Дети блокады» и «Дети войны», благодарны за память, за оказанное внимание.
Благодарим организаторов этой важной для нас встречи за теплый прием, за достойное воспитание детей».
Таким образом, практическая значимость данного проекта заключается в возможности непосредственного продуктивного общения детей и взрослых разных поколений, стимулировании детей и подростков на свершение добрых, благородных поступков, в «заботливом воспитании» патриотизма.
Используемые источники информации:
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы». – М., 2016г.
- Лихачев Д.С. Письма о добром. Санкт-Петербург: издательство «LOGOS», - М., 2006г.
- Проект «Связь поколений», Санкт-Петербург: ЦДЮТТ Московского района - СПб, 2013г.
- Проект «Сообщество детей и взрослых «Город Мастеров – территория социализации детей и подростков», Санкт-Петербург: ЦДЮТТ Московского района СПб, - 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Связь поколений"
Проект приурочен к дню пожилого человека...
проект "Связь поколений"
этот проект был разработан и реализован в целях привлечения внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного общества...
проект "Связь поколений"
этот проект был разработан и реализован в целях привлечения внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного общества...
Социальный проект "Связь поколений"
Началом всех начал для человека является семья...
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ»
Предложены основные методы проведения мероприятий по развитию взаимосвязей между поколениями, использование их в воспитании подрастающего поколения....
СЕМЕЙНЫЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ: БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА И СОВРЕМЕННАЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ СЕМЬЯ»
Проектирование как технология представляет собой конструктивную творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе пробл...
ПРОЕКТ "СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ"
В материале представлена работа с детьми дошкольгого возраста по данной теме. Цели и задачи проекта,этапы реализации,конечный результат....