СЕМЕЙНЫЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ: БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА И СОВРЕМЕННАЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ СЕМЬЯ»
проект по музыке (7 класс) на тему
Проектирование как технология представляет собой конструктивную творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем в сфере проектной деятельности и выявлении причин их возникновения, разработке инновационных подходов к решению актуальных социокультурных проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_09_10_14.docx | 22.85 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
СЕМЕЙНЫЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ: БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА И СОВРЕМЕННАЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ СЕМЬЯ»
Бибичина Марина Витальевна,
педагог дополнительного образования
Мартынова Марина Владимировна,
методист
Слайд 1
Взаимодействие семьи и образовательной организации во много раз увеличивает эффективность воспитательного воздействия. Такое сотрудничество может осуществляться в рамках совместной культурно-образовательной деятельности детей и родителей. В результате педагогического поиска инновационных форм организации такой деятельности была разработана технология формирования семейных ценностей «Связь поколений: блокада Ленинграда и современная петербургская семья». Это семейный культурно-исторический проект, основанный на двух видах проектирования: социально-педагогическом и социокультурном.
Проектирование как технология представляет собой конструктивную творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем в сфере проектной деятельности и выявлении причин их возникновения, разработке инновационных подходов к решению актуальных социокультурных проблем.
Слайд 2
Проект «Связь поколений» рассчитан на три года.
Основная тема первого этапа проекта «Жизнь людей в блокадном Ленинграде».
Основная тема второго этапа проекта «Работа художников в блокадном городе»
Основная тема третьего этапа проекта «Театральное искусство в блокадном городе».
Слайд3
Особенность данной технологии заключается в активном вовлечении родителей в совместную проектную и исследовательскую деятельность, в обращении к истории семьи и родного города.
Слайд 4
Новизна технологии заключается в применении и синтезе методов социально-педагогического и социокульурного проектирования* для решения воспитательной задачи формирования семейных ценностей, а также в организации совместной проектной деятельности представителей трех поколений в семье: детей, родителей, бабушек и дедушек.
*Социально-педагогическое проектирование выступает как педагогическое по области применения (сфера образования) и социальное по своим последствиям (изменения в общественной жизни, общественном сознании, поведении). Сегодня такое проектирование осуществляется на различных уровнях системы образования.
Социокультурное проектирование как технология представляет собой конструктивную творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем в сфере проектной деятельности и выявлении причин их возникновения, разработке инновационных подходов к решению актуальных социокультурных проблем.
Слайд 5
Цель – формирование семейных, патриотических, культурно-исторических и эстетических ценностей обучающихся на основе совместной проектной и исследовательской деятельности представителей нескольких поколений семьи: детей, родителей, бабушек и дедушек.
*Задачи:
• содействовать созданию условий для формирования активной социальной позиции родителей в воспитании детей, развитию гражданских качеств личности ребенка;
• создавать условия для проявления творческой активности обучающихся;
• способствовать популяризации лучших образов различных видов искусства;
• формировать и развивать навыки исследовательской деятельности обучающихся;
• воспитывать у подрастающего поколения чувство любви к родной земле, уважение к памяти ее защитников;
• воспитывать чуткость, эмоциональную отзывчивость детей, способность к сопереживанию, бережное отношение к семейным и историческим ценностям;
• содействовать процессам саморазвития и саморелизации детей.
Слайд 6
Итоговые продукты проекта:
1) эссе учащихся;
2) презентации, подготовленные учащимися и их родными;
3) электронный плакат «Освобождение Ленинграда от фашистской блокады», подготовленный учащимися и их родными;
4) фильм-интервью о жизни в блокадном городе с представителями старшего поколения, созданный учащимися и их родными.
Слайд 7
Ожидаемый результат:
У обучающихся сформируется ценностное отношение к категориям «ценности моей семьи», «историческое прошлое моего города и моей страны через историю моей семьи». Дети совместно с родителями (бабушками, дедушками) и педагогами проведут исследования по изучению военно-исторического прошлого России, города, подготовят информационный материал для защиты проекта (презентация), видео-презентации, плакаты, стихотворения.
Слайд 8
Условия реализации:
• разновозрастная группа участников проекта: 12-14 лет;
• количество человек в группе: на усмотрение педагога;
• квалификация педагогов: педагог дополнительного образования, концертмейстер, учитель, учитель музыки;
• материально-техническая база: учебный класс, фортепиано, стулья, мультимедийный проектор, ноутбук, экран, электронная презентация, музыкальный центр, CD-R диски с записями.
Подобная работа дает возможность сместить фокус внимания в общении детей и родителей с решения бытовых, материальных проблем в область духовного соприкосновения, совместного переживания событий прошлого.Во время работы над проектом происходит соприкосновение душ детей и взрослых. Это дает возможность остановиться и подумать о вечных человеческих ценностях.
Мы проводили анкетирование учащихся до проекта и после него, и сделали следующие выводы: до проекта в ответах детей в большей степени присутствовал знаниевый компонент, не было эмоциональной составляющей. Они говорили о событиях, но не о своем отношении к ним, ответы были социально ожидаемыми.
После проекта отношение изменилось и к тому, что происходило в городе, к людям старшего поколения, изменились отношения в семье благодаря совместной деятельности и совместным переживаниям. Легко работать с родителями тогда, когда они неравнодушны.
Например:
№ | Вопросы | Ответы до проекта | Ответы после проекта |
1. | Насколько необходимы были различные виды искусства в блокадном городе? | Людям некогда было заниматься творчеством; Чтобы отвлечься от грусти и прочего, наверное…; Они были оченнь нужны; Я думаю, что различные виды искусства были не нужны, потому что люди должны были искать пропитание и т.д.; Людям некогда было заниматься творчеством. | Искусство отвлекало людей от жестокой действительности, помогало людям в это тяжелое время оставаться людьми, а не превращаться в зверей; Это было необходимо для жизни, появлялась надежда, вера; Различные виды искусства в блокадном городе были крайне необходимы для того, чтобы жиители города не отчаивались, не падали духом в условиях, тяжелейших для жизни. |
2. | Какое значение в жизни жителей блокадного Ленинграда имели: -Радио -Работа филармонии -Работа школ и детских садов -Работа музыкальных школ -Работа Дворца пионеров. | По радио ленинградцы узнавали о новой бомбежке; Порадио ленинградцы узнавалиразную информацию; В филармонии, скорее всего не было концертов; Ну зачем же надо было получать образование?!; Музыкальные школы возможно не работали; Во дворце пионеров дети помогали раненым. | Колоссальное значение имели для города радио, школы, т.к. внушали надежду на окончание того кошмара, который окружал ленинградцев ежечасно: голод,холод, смерть, страх…Деятельность этих учреждений давала ощущение принадлежности к внешнему миру в осажденном городе; Благодаряработе этих учреждений люди Ленинграда чувствовали, что город жив, могли приобщиться к прекрасном через музыку, театры. Дети могли отвлечься от действительности занимаясь любимым делом. |
3. | Как жили дети, оставшиеся в блокадном городе? | Не могу ответить; Сидели дома, а некоторые были в детских домах; Не знаю, наверное плохо. Я была бы в шоке; Голодали, страдали,замерзали. | Люди, живущие сейчас, к счастью, не представляют себе как это было… Но я думаю, что как бы тяжело и страшно не былоим в осажденном городе, все-таки находилось место простому детскому счастью; Дети стали больше ценить своих близких, поняли, что могут их терять. Они быстро взрослели, приобретали суровый жизненный опыт; Дети, оставшиеся в блокадном городе, хотя и жили в невероятно тяжелых условиях, все равно старалист помочь своему городу, защитить его наравне со взрослыми, они понимали, что что если город сдастся, то это повлияет на его будущее. |
4. | Как вы думаете, как часто современный человек задумывается и вспоминает о блокаде Ленинграда? | Очень редко; Несколько раз в год, на памятные даты войны и блокады; Не часто, потому что у людей есть свои интересы; Не очень часто, поскольку люди заняты работой, учебой и т.д.; Нет. | Я думаю, что современный человек задумывается о блокаде Ленинграда в день памяти блокады и иногда, когда наблюдает за своей жизнью и мысленно сравнивает ее с той, блокадной, потому что разница очень большая: ведь нам не грозит каждый день смерть от голода, холода, бомбежки; На мой взгляд, к сожалению, реже, чем хотелось бы. Люди поглощены бытовыми проблемами и не задумываются над такими вещами, а некоторые невежды просто не предают этим событиям значения; Все зависит от воспитания и уважения людей к живущим в то время. Лично я часто сравниваю нынешние времена с блокадными, представляю, какой ценой люди добились победы, как им трудно было жить. |
5. | Нужно ли в современном мире помнить о событиях блокадного города? | Да; Иногда стоит; Да,нужно; | Не помня прошлого не построишь будущего. Эту истину нужно помнить, тщательнейшим образом хранить и культивировать в умах народа; Нужно! Потому что те, кто из последних сил защищал блокадный Ленинград, старались сохранить его для нас; Да, конечно. Мы должны помнить подвиг наших предков, благодарить их, возводить памятники, потому что они этого достойны; Да, потому что мы живем сейчас благодаря тем людям, которые отстояли наш город. Мы обязаны помнить об этом страшном событии. |
Как же можно использовать проект в школе?
Изучение темы блокадного города никого не оставляет равнодушным и педагогам остается только найти ту область интересов, которая значима для учащихся, и на этих интересах строить проектную работу с учениками над темой блокадного Ленинграда. Интересы детей, которые приходят к нам в ДДЮТ связаны с различными видами искусства. Поэтому работу над проектом мы начали с общих вопросов жизни в блокадном городе, а на следующих этапах нас заинтересовало, как жили и творили художники и аритсты театра во время блокады. Нам это было ближе по роду деятельности. А вы можете связать это с тем, что инересно вашим ребятам, например: со спортом, с наукой, с техникой и т.д.
Для себя мы поняли, что проект, где взаимодействуют родители, дети и учителя может быть успешным при условии, обязательного присутствия двух составляющих: когнетивной и эмоциональной.
Мы, педагоги, зачастую, больше всего обращаем внимание на знания, а эмоции отходят на второй план. Но в проектной деятельности очень важно, чтобы эти два компонента работали вместе, это дает более эффективный результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Связь поколений"
Проект приурочен к дню пожилого человека...
проект "Связь поколений"
этот проект был разработан и реализован в целях привлечения внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного общества...
проект "Связь поколений"
этот проект был разработан и реализован в целях привлечения внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного общества...
Социальный проект "Связь поколений"
Началом всех начал для человека является семья...
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ»
Предложены основные методы проведения мероприятий по развитию взаимосвязей между поколениями, использование их в воспитании подрастающего поколения....
проект "Детям о блокаде Ленинграда"
Разработан группой педагогов для совместной деятельности с детьми 7-10 лет с умеренными и тяжелыми интеллектуальными нарушениями....
Блокада Ленинграда. Разговор современными школьниками
Хорошо известно, что народ жив до тех пор, пока в его «настоящем» реально присутствует его «прошлое». Память о прошлом – это духовная «скрепа», которая соедин...