СЕМЕЙНЫЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ: БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА И СОВРЕМЕННАЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ СЕМЬЯ»
проект по музыке (7 класс) на тему
Проектирование как технология представляет собой конструктивную творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем в сфере проектной деятельности и выявлении причин их возникновения, разработке инновационных подходов к решению актуальных социокультурных проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.85 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
СЕМЕЙНЫЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ: БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА И СОВРЕМЕННАЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ СЕМЬЯ»
Бибичина Марина Витальевна,
педагог дополнительного образования
Мартынова Марина Владимировна,
методист
Слайд 1
Взаимодействие семьи и образовательной организации во много раз увеличивает эффективность воспитательного воздействия. Такое сотрудничество может осуществляться в рамках совместной культурно-образовательной деятельности детей и родителей. В результате педагогического поиска инновационных форм организации такой деятельности была разработана технология формирования семейных ценностей «Связь поколений: блокада Ленинграда и современная петербургская семья». Это семейный культурно-исторический проект, основанный на двух видах проектирования: социально-педагогическом и социокультурном.
Проектирование как технология представляет собой конструктивную творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем в сфере проектной деятельности и выявлении причин их возникновения, разработке инновационных подходов к решению актуальных социокультурных проблем.
Слайд 2
Проект «Связь поколений» рассчитан на три года.
Основная тема первого этапа проекта «Жизнь людей в блокадном Ленинграде».
Основная тема второго этапа проекта «Работа художников в блокадном городе»
Основная тема третьего этапа проекта «Театральное искусство в блокадном городе».
Слайд3
Особенность данной технологии заключается в активном вовлечении родителей в совместную проектную и исследовательскую деятельность, в обращении к истории семьи и родного города.
Слайд 4
Новизна технологии заключается в применении и синтезе методов социально-педагогического и социокульурного проектирования* для решения воспитательной задачи формирования семейных ценностей, а также в организации совместной проектной деятельности представителей трех поколений в семье: детей, родителей, бабушек и дедушек.
*Социально-педагогическое проектирование выступает как педагогическое по области применения (сфера образования) и социальное по своим последствиям (изменения в общественной жизни, общественном сознании, поведении). Сегодня такое проектирование осуществляется на различных уровнях системы образования.
Социокультурное проектирование как технология представляет собой конструктивную творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем в сфере проектной деятельности и выявлении причин их возникновения, разработке инновационных подходов к решению актуальных социокультурных проблем.
Слайд 5
Цель – формирование семейных, патриотических, культурно-исторических и эстетических ценностей обучающихся на основе совместной проектной и исследовательской деятельности представителей нескольких поколений семьи: детей, родителей, бабушек и дедушек.
*Задачи:
• содействовать созданию условий для формирования активной социальной позиции родителей в воспитании детей, развитию гражданских качеств личности ребенка;
• создавать условия для проявления творческой активности обучающихся;
• способствовать популяризации лучших образов различных видов искусства;
• формировать и развивать навыки исследовательской деятельности обучающихся;
• воспитывать у подрастающего поколения чувство любви к родной земле, уважение к памяти ее защитников;
• воспитывать чуткость, эмоциональную отзывчивость детей, способность к сопереживанию, бережное отношение к семейным и историческим ценностям;
• содействовать процессам саморазвития и саморелизации детей.
Слайд 6
Итоговые продукты проекта:
1) эссе учащихся;
2) презентации, подготовленные учащимися и их родными;
3) электронный плакат «Освобождение Ленинграда от фашистской блокады», подготовленный учащимися и их родными;
4) фильм-интервью о жизни в блокадном городе с представителями старшего поколения, созданный учащимися и их родными.
Слайд 7
Ожидаемый результат:
У обучающихся сформируется ценностное отношение к категориям «ценности моей семьи», «историческое прошлое моего города и моей страны через историю моей семьи». Дети совместно с родителями (бабушками, дедушками) и педагогами проведут исследования по изучению военно-исторического прошлого России, города, подготовят информационный материал для защиты проекта (презентация), видео-презентации, плакаты, стихотворения.
Слайд 8
Условия реализации:
• разновозрастная группа участников проекта: 12-14 лет;
• количество человек в группе: на усмотрение педагога;
• квалификация педагогов: педагог дополнительного образования, концертмейстер, учитель, учитель музыки;
• материально-техническая база: учебный класс, фортепиано, стулья, мультимедийный проектор, ноутбук, экран, электронная презентация, музыкальный центр, CD-R диски с записями.
Подобная работа дает возможность сместить фокус внимания в общении детей и родителей с решения бытовых, материальных проблем в область духовного соприкосновения, совместного переживания событий прошлого.Во время работы над проектом происходит соприкосновение душ детей и взрослых. Это дает возможность остановиться и подумать о вечных человеческих ценностях.
Мы проводили анкетирование учащихся до проекта и после него, и сделали следующие выводы: до проекта в ответах детей в большей степени присутствовал знаниевый компонент, не было эмоциональной составляющей. Они говорили о событиях, но не о своем отношении к ним, ответы были социально ожидаемыми.
После проекта отношение изменилось и к тому, что происходило в городе, к людям старшего поколения, изменились отношения в семье благодаря совместной деятельности и совместным переживаниям. Легко работать с родителями тогда, когда они неравнодушны.
Например:
№ | Вопросы | Ответы до проекта | Ответы после проекта |
1. | Насколько необходимы были различные виды искусства в блокадном городе? | Людям некогда было заниматься творчеством; Чтобы отвлечься от грусти и прочего, наверное…; Они были оченнь нужны; Я думаю, что различные виды искусства были не нужны, потому что люди должны были искать пропитание и т.д.; Людям некогда было заниматься творчеством. | Искусство отвлекало людей от жестокой действительности, помогало людям в это тяжелое время оставаться людьми, а не превращаться в зверей; Это было необходимо для жизни, появлялась надежда, вера; Различные виды искусства в блокадном городе были крайне необходимы для того, чтобы жиители города не отчаивались, не падали духом в условиях, тяжелейших для жизни. |
2. | Какое значение в жизни жителей блокадного Ленинграда имели: -Радио -Работа филармонии -Работа школ и детских садов -Работа музыкальных школ -Работа Дворца пионеров. | По радио ленинградцы узнавали о новой бомбежке; Порадио ленинградцы узнавалиразную информацию; В филармонии, скорее всего не было концертов; Ну зачем же надо было получать образование?!; Музыкальные школы возможно не работали; Во дворце пионеров дети помогали раненым. | Колоссальное значение имели для города радио, школы, т.к. внушали надежду на окончание того кошмара, который окружал ленинградцев ежечасно: голод,холод, смерть, страх…Деятельность этих учреждений давала ощущение принадлежности к внешнему миру в осажденном городе; Благодаряработе этих учреждений люди Ленинграда чувствовали, что город жив, могли приобщиться к прекрасном через музыку, театры. Дети могли отвлечься от действительности занимаясь любимым делом. |
3. | Как жили дети, оставшиеся в блокадном городе? | Не могу ответить; Сидели дома, а некоторые были в детских домах; Не знаю, наверное плохо. Я была бы в шоке; Голодали, страдали,замерзали. | Люди, живущие сейчас, к счастью, не представляют себе как это было… Но я думаю, что как бы тяжело и страшно не былоим в осажденном городе, все-таки находилось место простому детскому счастью; Дети стали больше ценить своих близких, поняли, что могут их терять. Они быстро взрослели, приобретали суровый жизненный опыт; Дети, оставшиеся в блокадном городе, хотя и жили в невероятно тяжелых условиях, все равно старалист помочь своему городу, защитить его наравне со взрослыми, они понимали, что что если город сдастся, то это повлияет на его будущее. |
4. | Как вы думаете, как часто современный человек задумывается и вспоминает о блокаде Ленинграда? | Очень редко; Несколько раз в год, на памятные даты войны и блокады; Не часто, потому что у людей есть свои интересы; Не очень часто, поскольку люди заняты работой, учебой и т.д.; Нет. | Я думаю, что современный человек задумывается о блокаде Ленинграда в день памяти блокады и иногда, когда наблюдает за своей жизнью и мысленно сравнивает ее с той, блокадной, потому что разница очень большая: ведь нам не грозит каждый день смерть от голода, холода, бомбежки; На мой взгляд, к сожалению, реже, чем хотелось бы. Люди поглощены бытовыми проблемами и не задумываются над такими вещами, а некоторые невежды просто не предают этим событиям значения; Все зависит от воспитания и уважения людей к живущим в то время. Лично я часто сравниваю нынешние времена с блокадными, представляю, какой ценой люди добились победы, как им трудно было жить. |
5. | Нужно ли в современном мире помнить о событиях блокадного города? | Да; Иногда стоит; Да,нужно; | Не помня прошлого не построишь будущего. Эту истину нужно помнить, тщательнейшим образом хранить и культивировать в умах народа; Нужно! Потому что те, кто из последних сил защищал блокадный Ленинград, старались сохранить его для нас; Да, конечно. Мы должны помнить подвиг наших предков, благодарить их, возводить памятники, потому что они этого достойны; Да, потому что мы живем сейчас благодаря тем людям, которые отстояли наш город. Мы обязаны помнить об этом страшном событии. |
Как же можно использовать проект в школе?
Изучение темы блокадного города никого не оставляет равнодушным и педагогам остается только найти ту область интересов, которая значима для учащихся, и на этих интересах строить проектную работу с учениками над темой блокадного Ленинграда. Интересы детей, которые приходят к нам в ДДЮТ связаны с различными видами искусства. Поэтому работу над проектом мы начали с общих вопросов жизни в блокадном городе, а на следующих этапах нас заинтересовало, как жили и творили художники и аритсты театра во время блокады. Нам это было ближе по роду деятельности. А вы можете связать это с тем, что инересно вашим ребятам, например: со спортом, с наукой, с техникой и т.д.
Для себя мы поняли, что проект, где взаимодействуют родители, дети и учителя может быть успешным при условии, обязательного присутствия двух составляющих: когнетивной и эмоциональной.
Мы, педагоги, зачастую, больше всего обращаем внимание на знания, а эмоции отходят на второй план. Но в проектной деятельности очень важно, чтобы эти два компонента работали вместе, это дает более эффективный результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Связь поколений"
Проект приурочен к дню пожилого человека...

проект "Связь поколений"
этот проект был разработан и реализован в целях привлечения внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного общества...

проект "Связь поколений"
этот проект был разработан и реализован в целях привлечения внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного общества...
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ»
Предложены основные методы проведения мероприятий по развитию взаимосвязей между поколениями, использование их в воспитании подрастающего поколения....

проект "Детям о блокаде Ленинграда"
Разработан группой педагогов для совместной деятельности с детьми 7-10 лет с умеренными и тяжелыми интеллектуальными нарушениями....

Блокада Ленинграда. Разговор современными школьниками
Хорошо известно, что народ жив до тех пор, пока в его «настоящем» реально присутствует его «прошлое». Память о прошлом – это духовная «скрепа», которая соедин...