Классный час "Умеем ли мы общаться"
классный час (5, 6 класс) на тему

Классный час для учащихся 5-6 классов для сплочения классного коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_dlya_5_klassov.docx22.74 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«Умеем ли мы общаться?»

«КТО Я?»

У каждого подростка есть потребность во внимании и уважении, каждый стремится быть замеченным другими. Поэтому подросткам очень нужны такие упражнения в ходе которых они оказываются в центре всеобщего внимания, при этом находясь в психологически наиболее безопасной и комфортной атмосфере. Инструкция: “Я прошу каждого сейчас написать загадку, в которой он описывает самого себя. Например, кто-нибудь из мальчиков может написать: “Я мальчик. Я живу в небольшом белом доме. Я люблю гулять с огромной чёрной собакой. Я умею рисовать красивые картинки. Я с удовольствием играю в футбол. Иногда я проявляю нетерпение. Кто я?” Напишите пять или шесть предложений и завершите загадку о себе вопросом: “Кто я?” Написав, ребята складывают листики со своими сочинениями вчетверо и складывают в одну общую коробку. Коробка “проходит” по кругу, и каждый достаёт одну из загадок. Тот, кто случайно вытащит своё сочинение, должен вернуть его и взять из коробки другое. После этого каждый ученик зачитывает вслух доставшуюся ему загадку и предлагает всему классу угадать, кто имеется в виду. Когда загадка будет разгадана, сочинение зачитывает следующий человек. Чья загадка понравилась больше всего? Твою загадку быстро разгадали? Ты загадал слишком сложную загадку?

Социальный педагог: Сегодня мы поговорим об общении. Ваш жизненный опыт еще мал, и порой вы не знаете, как себя вести в разных ситуациях, как поступать, чтобы не было конфликтов. Давайте, прежде всего, проверим,   конфликтная ли вы личность. Для этого ответьте на вопросы анкеты.

Ключи к анкете:

1-й вариант ответа – 4 очка, 2 – 2 очка, 3 – 0 очков.

22 – 32 очка.  Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» не может вашим девизом. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если обстаятельства потребуют, высказывайтесь принципиально, невзирая на лица.

12 – 20 очков. Вы слывете человеком конфликтным. Но это приувелечение. Вы конфликтуете только, если нет иного выхода, когда все другие средства исчерпаны. Вы способны твердо отстаивать свое мнение, не думая как это отразиться на отношениях к вам товарищей. При этом вы не «выходите за рамки», не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

До 10 очков. Споры иконфликты – это ваша стихия. Вы ведь любите критиковать других, если же услышите замечание в свой адрес – можете съесть человека живьем. Это критика ради критики. Не будьте эгоистом. Очень трудно приходиться тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивае людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Постарайтесь обуздать свой характер.

 Социальный педагог: Вам хочется стать чуточку лучше. Это я знаю по себе. А ведь есть много возможностей научитьсяжить бесконфликтно. Один из способов – умение делать комплименты. Давайте поучимся говорить друг другу приятные слова.

Вызываются два человека – мальчик и девочка. Делая вперед по одному шагу, они говорят друг другу комплименты. Кто выиграет?

Социальный педагог: Умение высказать свое расположение к собеседнику – это еще не все. Молодому человеку надо уметь вести диалог, т.е. поддерживать беседу, не отвлекаясь от основной темы. Итак, следующий конкурс называется «Культурная беседа». Два человека садяться друг против другаю. Письменно на бумаге в течение двух минут каждый должен изложить тему и цель разговора. Например, я хочу знать, какой последний фильм посмотрел мой собеседник, и какое мнение у него сложилось об этом фильме.

Социальный педагог формулирует для ребят задачу: предлагает построить беседу таким образом, чтобы можно было внимательно выслушать своего партнера, помочь ему раскрыть тему, а заодно решить и свои задачи (время диалога – 4 минуты)

В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость – неотъемлемое качество общения. Давайте же поиграем в «Речевой этикет».

Играют два человека.

  1. Назовите слова приветствия. (Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Приветствую вас! Привет! Салют!)
  2. Выскажите просьбу. (Вы можете мне сказать? Не могли бы вы мне? Скажите, пожалуйста… Разрешите попросить вас… Не могли бы вы? Будьте так любезны… Будьте добры!)
  3. Какими словами лучше всего начать знакомство? (Разрешите представить вам… разрешите познакомить вас.… Познакомьтесь… как тебя зовут? Вы знакомы? Позвольте познакомиться.)
  4. Как принято извиняться в культурном обществе? (Приношу вам свои извинения… Позвольте мне извиниться… Не могу не принести вам свои глубокие извинения… Простите за…)
  5. Есть ли несколько словутешения и ободрения у тебя в запасе? (Не огорчайся… Нет повода для беспокойства… Нет ничего плохого в том, что… Все будет хорошо… Успокойтесь…)
  6. Есть ли у тебя запас слов благодарности? (Благодарю вас… Спасибо. Разрешите поблагодарить вас… Зарание благодарен… Признателен вам… Примите мою благодарность.)
  7. Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя? (До свиданья! Надеюсь увидемся еще! Доброго пути! До завтра! Всего хорошего! Всегда рады вас видеть! Приятно было познакомиться!)

Социальный педагог: При общении очень часто возникают трудные ситуации, найти выход из которых порой не легко. Но нужно. Попытаеися это сделать.         

  Лена (обижена): Вчер ты, Андрей, шел мне на встречу и не поздоровался. Это не вежливо.

Андрей (удивлен): А почему я должен здороваться? Ты меня первая увидела, вот бы  и поздоровалась.

Социальный педагог: Кто прав? (Кто лучше воспитан, здоровается первым.)

Катя: Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что я не хочу здоровья ей желать. Что же мне притворяться?

Социальный педагог: Права ли Катя?

Социальный педагог: Тебя обозвали. Твоя реакция?

  1. Не придам значения.
  2. Отделаюсь шуткой (демонстративно раскланяюсь и поблагодарю за «хорошие» слова).
  3. Отблагодарю тем же (обзову).
  4. Пожалуюсь старшим.

Социальный педагог: Какими качествами характера должен обладать человек, который достоин подражания, которому можно во всем и всегда довериться? Создадим коллективный портрет, предворительно разобьемся на три группы и посовещаемся.

(В это время у доски один человек разбирает на две стопки карточки, на которых указаны положительные и отрицательные качества.)

Положительные качества: доброжелательность, безотказность, тактичность, миролюбивость, вежливость, честность, великодушее, гостеприимство, деликатность, добросердечность, жизнирадостность, инициативность, остроумие, отзывчивость, скромность, справедливость, корректность, неподкупность, патриотизм.

Отрицательные качества: грубость, бестактность, несдержанность, придирчивость, раздрожительность, агрессивность, завистливость, равнодушие, болтливость, вздорность, ехидность, жадность, злопамятность, легкомысленность, лицемерие, корыстолюбие, небрежность, назойливость, обидчивость.

Социальный педагог: А теперь я предлагаю всем самое серьезное задание. В течение 5 минут 3 группы (по рядам в классе) напишут свои предложения в общий свод законов общения нашего класса. За основу можно взять опыт всего человечества. Кто-то вспомнит заповеди из Библии, а кто-то советы психологов…

Законы, о которых идет речь можно записать, например, так:

  1. Самый главный человек на свете – это тот, кто перед тобой. Полюбите его, найдите положительные качества в нем. Дарите ему знаки внимания и уважения.
  2. Ищите то, что вас сближает, старайтесь не противоречить собеседнику по  любому поводу.
  3. Старайтесь не отзываться о людях дурно, ни в чем не обвиняйте собеседника.
  4. Стройте общение на  равных, не смотрите на собеседника свысока.
  5. Берегите собеседника, избавьте его от обид и обвинений.
  6. Не спорьте по мелочам.
  7. Не спорьте с тем, с кем спорить бесполезно.
  8. Не спорьте с тем, кому важнее спор, а не истина.
  9. Избегайте категоричности, особенно в возрожениях.
  10. Ищите возможность согласиться, а не возразить.
  11. Стремитесь не к победе, а к истине и миру.

Социальный педагог: В заключении хочу вам дать еще несколько рецептов поведения.

  1. Не вежливо во время разговора отводить кого-нибудь в стороны, чтобы говорить с ним наедине; невежливо подслушивать, о чем говорят двое встороне, - в таких случаях следует просто отойти от них подальше.
  2. Никогда не шепчитесь в гостях. Не прирывайте говорящего. Если кто-то заговорит одновременно с вами, приостоновитесь и дайте ему закончить фразу.
  3. В обществе и за столом не демонстрируйте равнодушие, хотя лучше молчать, чем говорить слишком много.
  4. Никогда не говорите другим того, что было бы неприятно выслушать вам самим. Грубые, резкие слова часто возвращаются бумерангом и бьют самого говорящего.

Я думаю, что после сегодняшней игры мы еще раз задумаемся о нашем отношении к близким нам людям.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

 Игра «КТО Я?»

У каждого подростка есть потребность во внимании и уважении, каждый стремится быть замеченным другими. Поэтому подросткам очень нужны такие упражнения в ходе которых они оказываются в центре всеобщего внимания, при этом находясь в психологически наиболее безопасной и комфортной атмосфере. Инструкция: “Я прошу каждого сейчас написать загадку, в которой он описывает самого себя. Например, кто-нибудь из мальчиков может написать: “Я мальчик. Я живу в небольшом белом доме. Я люблю гулять с огромной чёрной собакой. Я умею рисовать красивые картинки. Я с удовольствием играю в футбол. Иногда я проявляю нетерпение. Кто я?” Напишите пять или шесть предложений и завершите загадку о себе вопросом: “Кто я?” Написав, ребята складывают листики со своими сочинениями вчетверо и складывают в одну общую коробку. Коробка “проходит” по кругу, и каждый достаёт одну из загадок. Тот, кто случайно вытащит своё сочинение, должен вернуть его и взять из коробки другое. После этого каждый ученик зачитывает вслух доставшуюся ему загадку и предлагает всему классу угадать, кто имеется в виду. Когда загадка будет разгадана, сочинение зачитывает следующий человек. Чья загадка понравилась больше всего? Твою загадку быстро разгадали? Ты загадал слишком сложную загадку?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Умеем ли мы общаться"

Психологический классный час о правилах человеческого общения....

Классный час "Как мы общаемся"

Классный час на тему: «Как мы общаемся»...

Классный час "Земля - наш общий дом"

Конспект классного часа...

Классный час "Югра - наш общий дом"

Классный час позволяет расширить и обобщить знания учащихся о истории родного края, вспомнить о трудовом подвиге российского народа в освоении северных нефтегазовых месторожде...

Классный час:"Земпя - наш общий дом"

Экологией занимаются сейчас ученые во всем мире. Это слово часто звучит по радио, телевидению, появляется в газетах. Почему? Потому что наш природный дом оказался в опасности. Чтобы его сберечь, кажды...

Классный час "Земля-наш общий дом"

природе; развивать познавательный интерес к различным проявлениям природы; формировать гуманное отношение к природе и чувство ответственности за все живое на Земле.   Задачи:-повторить эколо...

Классный час «Земля - наш общий дом!» интеллектуальная интерактивная игра «Терра Инкогнито»

Цель: Формирование экологической культуры и экологического сознания школьниковЗадачи:Воспитать у детей стремление к распространению экологических знаний.Формировать чувство уважения к планете Земля;Ра...