Повестка 21 УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ для Строчковской средней общеобразовательной школы
проект (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2013_povestka_21dlya_strochkovskoy_sredney_shkoly.doc | 202.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Повестка 21
УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
для Строчковской средней общеобразовательной школы
Разработчики: инициативная группа из учащихся, учителей Строчковской средней школы и жителей села Строчково
Координатор проекта : учитель школы Петрова Л.Г.
2013 г.
Введение.
Обеспокоенность обострением экологических проблем и понимание того, что они не могут быть решены в отрыве от экономических и социальных проблем, желание позитивных перемен и повышение качества жизни школьного сообщества, вызвало потребность в разработке данного документа.
Ключевой задачей этой работы является осуществление перехода школы на устойчивое развитие. Под « устойчивым понимается такое развитие, при котором удовлетворение потребностей современного человечества не ставит под угрозу благополучие последующих поколений и их способность удовлетворять собственные насущные потребности.»
В данном документе разработаны пути повышения качества жизни в нашем сообществе, представлена общая картина развития сообщества в будущем, учтены потребности всех социальных групп.
На Международной конференции по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро,1992г.) лидеры большинства стран, включая Россию, приняли «Концепцию устойчивого развития» в качестве новой модели всего мирового сообщества.
Реализация Повестки21предполагает взаимодействие всех социальных групп сообщества, понимание необходимости этой деятельности в интересах всех и каждого.
Повестка 21 – не кратковременная акция, а постоянный процесс повышения качества жизни ныне живущих людей с сохранением возможностей для жизни будущих поколений.
Каждая, успешно реализуемая повестка 21 повысит устойчивость школы, района, региона, страны и планеты в целом.
Инструменты и методы подготовки и реализации повестки 21 для школы
- Инициирование повестки 21
Создание инициативной группы
- распостранение информации о Повестке 21: оформление стенда «Что такое Повестка 21»
- организация встречи заинтересованных людей
- знакомство участников
- более подробное знакомство с повесткой 21
- выработка критериев сплоченной команды
- разработка правил работы в команде
- создание инициативной группы
- распределение ролей и ответственности в группе
Определение состава и структуры школьного сообщества
- определяем основные элементы сообщества
- распределяем группы по секторам общества: государственный, производственный, общественный
характеризуем связи между элементами сообщества
Оценка устойчивости школьного сообщества
Инициативная группа собирает информацию методом опроса представителей всех социальных групп о позитивных переменах происходящих в школьном сообществе в последнее время/8лет/.
Материалы позволяют проанализировать частоту, направленность перемен, удовлетворенность интересов разных социальных групп.
Оценка негативного воздействия школы на окружающую среду и комплексное решение социальных, экологических и экономических проблем производилась по предложенным вопросам.
Проделанная работа позволила оценить устойчивость школьного сообщества и предложить меры по повышению его устойчивости
Предложения были сведены в таблицу /Требует улучшения и новое/
2.Подготовка повестки 21 для школы
Проведение информационной компании
- наглядная информация и агитация: выпуск листовок, плакатов;
- организация стендов в разных секторах школы с учетом возрастных групп;
- встречи представителей из инициативной группы с разными секторами школьного сообщества;
- проведение публичной акции.
Создание общего видения будущего школьного сообщества.
- проводились интервью «фокус-групп» по заранее составленным инициативной группой вопросам;
- для учащихся начальных классов - конкурс сочинений «Моя школа в будущем»
- для родителей – анкетирование на собраниях
- индивидуальные беседы
Собранные материалы сведены в таблицу: «Учет интересов целевых групп в образе будущего.
Разработка общего плана действий
Опираясь на учет интересов всех социальных групп в образе будущего и результаты оценки устойчивости сообщества, был составлен план действий, обеспечивающий достижение желаемых перемен.
25 26
1 24
2 23
3 22
4 21
5 20
6
19
7 18
8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Оценка устойчивости школьного сообщества
1.Постоянное улучшение качества жизни людей в сообществе.
Перемены в жизни нашего сообщества происходят постоянно. Небольшая часть перемен /около20 %/ вызвана действиями членов школьного сообщества /80% инициирована администрацией школы/. Большая часть средств на осуществление изменений поступали от сельской администрации и колхоза, поддержка школы со стороны государства стала возрастать к концу первого десятилетия 21 века . Переменны, происходящие в сообществе затронули все социальные группы, большая их часть удовлетворяла потребности учащихся/70%/. 80% перемен касаются материальной стороны жизни сообщества. 100% из них ориентированы на длительный срок действия.
2.Сохранение возможностей и ресурсов для жизни будущих поколений.
Исследованя показали, что в школе экономия ресурсов /электроэнергия, вода, тепло/ осуществляется недостаточно, хотя действия со стороны администрации в этом направлении предпринимаются постоянно.
В недостаточной степени происходит утилизация вторичного сырья /макулатуры, металлолома/.
В школе проводятся мероприятия направленные на сохранение живой природы и окружающей среды.
3.Развитие самоуправления в школе, согласованность со всеми социальными группами планов развития сообщества и хода их реализации.
Все члены школьного сообщества имеют возможность принять участие в разработке программы развития школы.
С помощью опроса были выявлены основные потребности различных социальных групп. Соотнеся количество потребностей с количеством улучшений, произошедших в последние годы, можно сделать вывод, что скорость и объем удовлетворения потребностей не достаточен.
4.Комплексное решение социальных, экономических и экологических проблем.
В результате анкетирования и опроса основных социальных групп школьного сообщества, можно сделать вывод о явном преобладании экономических и социальных проблем. Решение проблем практически всегда происходит изолированно друг от друга, существует необходимость в их комплексном решении.
Список мер по повышению устойчивости школьного сообщества, уменьшению негативного воздействия на окружающую среду.
Необходимо улучшить | Новое |
Школа и общество | |
Работа Совета школьной молодежи | Совместная деятельность всех компонентов школьного сообщества |
Решение проблем табакокурения, употребления спиртных напитков | Работа Совета школы |
Эффективность психологической поддержки для членов школьного сообщества | Участие школьников в благотворительной деятельности |
Реализация идей здорового питания в школьной столовой | Оборудование мест отдыха |
Творческие связи с другими школами | Образование и активная деятельность в области здорового образа жизни |
Школа и энергетические проблемы | |
Контролировать расход электроэнергии, выключать свет в пустых помещениях и при ярком дневном свете | Освещение вопросов связанных с получением и потреблением тепла и электроэнергии на уроках и внеклассных мероприятиях |
Изолировать окна от сквозняков и потерь тепла | Переоборудование входных дверей |
Школа и окружающая среда | |
Благоустройство игровых площадок у детского сада | Благоустройство детской площадки перед школой |
Состояние санузлов | |
Школа и проблемы потребления | |
Регулярность сбора вторичного сырья | Пропагандировать при покупке товаров учет экологических критериев |
Школа и природа | |
Озеленение школьных помещений | Искусственные гнездовья |
Состояние пришкольной территории | |
Школа и проблемы экономии воды | |
Ремонт водопроводных кранов и смывных бачков | Плакаты об экономии воды около кранов |
Учет интересов целевых групп в образе будущего
Социальная группа | Интересы (потребности) социальных групп | Методы учета интересов (виды деятельности, которые ведут к планируемым результатам) | Результат (что конкретно улучшится в жизни каждой группы людей) | |
Учителя | 1.Оснащение учебно – методическими и наглядными пособиями 2.Создание места отдыха для учителей 3.Участие родителей в воспитании детей | - Приобретение пособий
пособий
- Воспитание ребенка в семье | Повышение качества образовательного процесса и как следствие, качества знаний учащихся Повышение работоспособности, улучшение самочувствия Уменьшение конфликтных ситуаций | |
Администрация | 1 Уменьшение затрат рабочего времени на работу с документами 2.Коллектив единомышленников 3.Самоуправление школьников |
| Своевременность и качество оформления документов Согласованность и целенаправленность деятельности педколлектива -Активизация общественной работы -Рост самосознания учащихся | |
Управление образования | Высокие результаты работы школы | - Участие и победы в олимпиадах, конкурсах и др. - Сохранение высокого уровня качества знаний | Высокий рейтинг школы Конкурентоспособность школы и ученика | |
Колхоз | Помощь в сельхоз -работах | Работа в колхозе | Своевременное выполнение работ | |
Жители села | Снижение преступности, правонарушений | - Разработка и реализация программы профилактики асоциального поведения | Благоприятный социально-психологический климат в селе | |
Сельская администрация | Благоустройство села | - Участие школьников в озеленении, уборке территории поселка | Улучшение качества окружающей среды | |
Детсад | Благоустройство игровой территории д/с | - Помощь родителей, учащихся в благоустройстве д/с | Улучшение качества окружающей среды | |
Дом ветеранов | Внимание детей | - Посещение ветеранов учащимися - Организация встреч с концертной программой | Воспитание у подрастающего поколения уважения к старшему поколению | |
Учащиеся начального звена
| Интересное проведение свободного времени |
- поездки, экскурсии | Всестороннее развитие детей, создание дружного коллектива
| |
Учащиеся среднего звена | 1.Интересный досуг 2.Техническая оснащенность учебного процесса | Активизация работы культурно-досугового сектора СШМ Приобретение телевизора и других учебных технических устройств | Улучшение качества социальной среды Интерес к учебе | |
Учащиеся старшего звена | 1.Интересный досуг 2.Сохранение психического и физического здоровья 3 Качественное образование. Приобретение канц- товаров | -Активизация работы культурно-досугового сектора СШМ -Разработка и реализация программы профилактики асоциального поведения -Психологическая поддержка школьников - Организация образовательного процесса на высоком уровне -высокий уровень преподавания -наличие дополнительных занятий, обеспечивающих подготовку к поступлению -Торговая точка для продажи канцтоваров | Улучшение качества социальной среды Возможность поступление в ВУЗ Реализация потребности | |
Работники столовой | 1.Уважение школьников 2.Горячая вода 3.Исправная работа канализации 4.Дежурной учитель в столовой в большие перемены | -Воспитательная работа -Работа СШМ -Оснащение столовой горячей водой Своевременный ремонт Организация дежурства в столовой | Психологический комфорт Быстрое и качественное приготовление пищи Порядок в столовой | |
Уборщицы | 1.Уменьшение количества мусора 2.Уважительное отношение к работе | -Организация дежурства -Воспитательная работа -Контроль за сменной обувью -Воспитательная работа | Улучшение санитарно – гигиенических условий Психологический комфорт | |
*Библиотекарь | Сохранность учебников | Активизация работы учебного сектора по сохранности учебников | Обеспеченность учебниками | |
*Завхоз | Сохранность школьного имущества | Привлечение родительской общественности и школьников к организации ремонта школьного имущества | Сохранение материальной базы школы | |
*Сторож | Сохранность школьного имущества | Ремонт входных дверей и оснащение их качественными замками | Сохранение материальной базы школы | |
*Родители | Качественное образование Воспитание ребенка Сохранение и укрепление здоровья Сохранность вещей в гардеробе | Организация образовательного процесса на высоком уровне -высокий уровень преподавания -наличие дополнительных занятий, обеспечивающих подготовку к поступлению -Формирование нравственных качеств личности -Уроки физвоспитания -Регулярные медосмотры -Соблюдение гигиенических норм и требований -Полноценное питание -Режим труда и отдыха Переоборудование решеток гардероба | Возможность поступление ребенка в ВУЗ Воспитанный человек Здоровый ребенок Сохранность вещей |
Социальное партнерство
Сектора общества | Кто и в какие виды деятельности будет привлечен | Что сделают для школьной повестки 21 | Что получат в результате |
Колхоз | Помощь в обустройстве игровой площадки в д/с | Улучшение условий воспитания и развития для малышей | Дети колхозников дошкольного возраста - улучшение условий воспитания |
Управление образования | Приобретение компьютеров по президентской программе | Удовлетворение потребности школьного сообщества | Образовательный процесс на современном уровне |
Сельская администрация | Ремонт водопроводного и сантехнического оборудования в школе | - Уменьшение потерь воды - Соблюдение гигиенических норм | - Уменьшение потерь воды - Благодарность школьного коллектива |
Родители | -Ремонт мебели, покраска помещений -Проклейка окон -Участие во внеклассных мероприятиях | -Сохранность, продление срока службы школьного имущества -Экономия газового топлива -Интересный досуг учащихся | -Улучшение условий обучения детей -Комфортный температурный режим для детей -Взаимопонимание с детьми |
Жители поселка | -Устранение несанкционированных свалок -Уборка территории поселка | Благоустройство территории поселка | Улучшение среды обитания |
РЕСУРС- КАРТА
Кто может помочь Что может помочь
1.Колхоз /руководство 1.Материалы, выполнение и специалисты/ работ
2.Сельская 2. Финансы
администрация Повестка 21 3.Участие в разных сферах
3.Родители для школы жизни школы
4.Работники ДК, 4.Сотрудничество в сфере
библиотеки воспитания и организации
досуга учащихся
5.Работники медицинской 5.Регулярные медосмотры
амбулатории учащихся и учителей
специалистами
6.Управление образования 6.Оборудование, финансы, организация курсов
7.Выпускники 7. Спонсорская помощь, воспитательная работа
8.Пенсионеры- учителя 8.Сохранение традиций
9. Неравнодушные жители 9.Благоустройство села поселка
10.Российское отделение 10.Материалы по сохранению
Международного фонда окружающей среды
защиты животных
11.Нижегородские 11.Участие в акциях по охране
общественные организации окружающей среды
План действий
Задачи | Методы- виды деятельности | Ресурсы | Исполнители | Сроки | Результат |
Создать комфортную атмосферу внутри школьного сообщества | 1.Проведение конкурса на самый уютный класс 2.Психологические тесты и тренинги в классных коллективах 3.Занятия с родителями 4.Занятия «Тренинги личностного роста» 5.Воспитательная работа / беседы, ролевые игры, др./ по нравственному воспитанию подростков 6.Разработка и реализация программы профилактики асоциального поведения подростков 7.Встречи с пожилыми людьми Дома милосердия | Внутришкольный ресурс - - Не требуются - - - | Учащиеся, классные руководители, зав. кабинетами Психолог Классные руководители, психолог Психолог из центра «Помощи семье и детям» Зам по внеклассной работе Соцпедагог Зам по внеклассной работе | 1 полугодие 2015 г. 2 полугодие 2014 г. 2 полугодие 2013 г. октябрь, ноябрь 2013 г. Регулярно 2013-2014г. Регулярно | Созданы более комфортные условия в классных комнатах Улучшение микроклимата в классах /атмосфера доброжелательности и взаимопонимания/ Улучшение качества социальной среды |
Провести благоустройство территории поселка | 1. Ликвидация несанкционированных свалок 2. Уборка территории поселка 3.Реконсрукция игровых площадок в д/с 4.Создание игровой площадки перед школой | - - Колхоз, сельская администрация, спонсоры | Жители поселка Жители поселка, школьники Колхоз, сельская администрация | Весна 2014 г. Весна 2014г. 2014 г. 2014 г. | Проведено благоустройство территории поселка |
Обеспечить сохранность школьного имущества | 1.Система дежурства, обеспечивающая необходимый контроль 2.Ремонт силами учащихся и родителей поврежденной мебели и др. 3.Приобретение и монтаж дверей для центрального входа 4.Контролирование состояния учебников 5.Ремонт книг 6.Восстановление наглядных пособий | - Сельская администрация, колхоз - - - | СШМ, зам. по внеклассной работе Ученики и родители Сельская администрация, колхоз Учебный сектор СШМ «Друзья книги» Ученики | Ноябрь –декабрь 2014 г. Август 2014г. Конец октября 2014г. Июнь ежегодно В течение года | Обеспечена сохранность школьного имущества |
Cнизить негативное воздействие на окружающую среду | 1.Ремонт водопроводных кранов и смывных бачков 2.Изготовить плакаты по экономии воды 3.Проклейка окон 4.Контроль над расходом энергии 5.Сбор макулатуры 6.Пропаганда экономии природных ресурсов: - во время уроков - тематические классные часы -внеклассные мероприятия соответствующей тематики 7.Функционирование кружков – клубов экологической направленности: -«ЮнЭк» для начальной школы -«Эколого-туристический» для среднего звена | Сельская администрация - - - - бюджет | Слесарь Учащиеся 10 класса Ученики старших и средних классов, родители Ответственные по классам СШМ Учителя Классные руководители Зам. по внеклассной работе Зам по внеклассной работе | По мере необходимости Ноябрь 2014г. Октябрь 2014г. Постоянно Раз в полугодие Регулярно Апрель 2014г. Март-апрель 2015г. «2013-2014г.г. | Экономия воды Экономия тепла Экономия энергии Экономия бумаги |
Обеспечить качественное образование школьников | 1.Профессиональный рост педагогов 2.Преподавание учебных курсов на высокопрофессиональном уровне 3.Освоение и реализация современных образовательных программ, УМК 4.Организация факультативных и групповых занятий с учетом потребностей учащихся и родителей 5.Приобретение модема /выход в Интернет/ 6.Поставка компьютеров | Внутришкольный ресурс, УО - бюджет - бюджет | Администрация школы Учителя Администрация, педагоги Завуч Директор УО, директор | Постоянно - - Сентябрь 2014г 2014г. 2013-14.г. | Обеспечено качественное образование |
Сохранение и укрепление здоровья учащихся | 1.Контроль за состоянием здоровья учащихся мед работниками -регулярные и всесторонние медосмотры -санация ротовой полости у стоматолога 2.Тщательный подбор школьной мебели в соответствии с возрастными особенностями учащихся 3.Введение регулярных физкультминуток в начальной школе и среднем звене 4.Ознакомление с новыми физкультурными комплексами и методиками по оздоровлению учащихся 5.Разработка и реализация комплексной программы «Здоровье» | - - - - - спонсоры | Медработники амбулатории Стоматолог Завхоз, классные руководители Учителя Преподаватель физкультуры Совет школы | Раз год Раз в полгода Октябрь Сентябрь 2013г. 1 полугодие 2014г 2 полугодие 2015г 2014-2015г.г. | Сохранение и укрепление здоровья учащихся |
Риск-анализ
Вероятные препятствия реализации Повестки 21 для школы | Действие по преодолению препятствий | Исполнители |
Недостаточная заинтересованность работой участников инициативной группы, снижение активности по мере реализации Повестки 21. | Стимулирование участников: 1) распостранение информации о деятельности членов инициативной группы, о значимости этой работы, о результатах деятельности; 2) материальное поощрение(премирование, предоставление отгулов, дополнительных дней к отпуску и т.д.) | -активная часть членов инициативной группы, пресс-центр Повестки 21, руководство школы, органы управления образованием, СМИ -руководство школы |
Недооценка значения, непонимание необходимости перемен в жизни сообщества | Усиление информационной компании по повестке 21 | Пресс-центр Повестки 21 |
Отсутствие уверенности в положительных результатах деятельности, в возможности перемен | Наличие первых положительных результатов; Распостранение информации о положительном опыте | Инициативная группа |
Слабая поддержка групп влияния | 1) рекламирование даже незначительных действий поддержки повестки21 группами влияния; 2) убеждение в необходимости для школы, района и т.д. данной деятельности | Инициативная группа, пресс-центр |
Недостаток ресурсной базы | Работа со спонсорами( колхоз им.Куйбышева, сельская администрация): -приглашение спонсоров на мероприятия по Повестке 21; - изготовление материалов, информирующих о Повестке 21 | Представители из инициативной группы, администрация школы |
Индикаторы устойчивого развития и успешности решения задач
Задача | Показатель успешности ее решения /индикатор/ | методика | Периодичность измерений |
Создать комфортную атмосферу внутри школьного сообщества | Субъективная оценка членами школьного сообщества комфортности пребывания в сообществе |
| Раз в полугодие |
Провести благоустройство территории поселка | 1. Ликвидация несанкционированных свалок или сокращение их численности; отсутствие динамики роста площади свалок 2. Чистота территорий поселка 3.Реконсрукция игровых площадок в д/с 4.Создание игровой площадки перед школой 5.Реконструкция ограждений вокруг жилых домов |
| Раз в четверть |
Обеспечить сохранность школьного имущества | 1)уменьшение количества поврежденной и изломанной мебели, наглядных и учебных пособий и т.д. | - учет завхозом
| Раз в полугодие Раз в полугодие Раз в полугодие Раз в четверть |
Cнизить негативное воздействие на окружающую среду | 1.Снижение водопотребления 2.Расход газового топлива 3. Уменьшение количества потребленной электроэнергии 4. Температурный режим в помещении 5.Количество собранной макулатуры 6.Сформированность экологически грамотного поведения, бережного отношения к природе |
(наличие динамики роста)
| Раз в месяц -//-//- -//-//- ежедневно раз в полугодие раз в полугодие |
Обеспечить качественное образование школьников | 1.Профессиональный рост педагогов 2.Преподавание учебных курсов на высокопрофессиональном уровне 3.Освоение и реализация современных образовательных программ, УМК 4.Организация факультативных и групповых занятий с учетом потребностей учащихся и родителей 5.Приобретение модема /выход в Интернет/ 6.Поставка компьютеров |
| Раз в год Раз в год 2-я половина 2008года 2009 годы |
Сохранение и укрепление здоровья учащихся | 1Результаты медосмотров в сельской амбулатории 2.Динамика роста простудных заболеваний среди учащихся( по данным амбулатории0 3. Данные о пропусках занятий учащимися по болезни( из классных журналов) 4.Спортивные достижения учащихся 5.Наличие регулярных физкультминуток в начальной школе и среднем звене 6.Ввведение новых физкультурных комплексов и методик по оздоровлению учащихся 7.Наличие и реализация комплексной программы «Здоровье» |
| Раз в полугодие Раз в полугодие Раз в четверть Раз в полугодие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития МОУ "Ялгинская средняя общеобразовательная школа"
Основная образовательная программа Муниципального общеобразовательного учреждения «Ялгинская средняя общеобразовательная школа» определяет содержание и организацию образовательного процесса и направле...
Проект перспективного развития муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Камеево муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан на основе национальной образовательной инициативы "ННШ"
Проект перспективного развитиямуниципального общеобразовательного бюджетногоучреждения средняя общеобразовательная школа с. Камеево муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостанна осн...
Развитие профильного направления образования в средней общеобразовательной школе через взаимодействие школа-ВУЗ
Статья о механизме сотрудничества средней общеобразовательной школы с ВУЗом. Работа учащихся и учителей в системе школа-ВУЗ в свете внедрения ФГОС основоной общеобразовательной школы....
Особенности развития творческих способностей школьников в совместной работе средней общеобразовательной школы и детской школы искусств
Школьный возраст мы рассматриваем потому, что он является наиболее удачным периодом для развития творческих способностей. В этом возрасте наблюдается любознательность, впечатлительно...
Технология развития проектной культуры учащихся. Книга 2: методика применения технологии развития проектной культуры учащихся в средней общеобразовательной школе
Пособие (в трёх книгах) посвящено инновационной образовательной технологии – технологии развития проектной культуры учащихся (ТРПК).Книга 2 содержит методику применения и примеры реализации ТРПК...
Программа развития Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Брединская средняя общеобразовательная школа № 4»
Настоящая Программа разработана на основании приоритетов образовательной политики, закрепленных в документах федерального, регионального и муниципального уровней. Программа представляет собой основной...
Практика организации самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся Гляденской основной общеобразовательной школы филиала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Холмогорской средней общеобразовательной школы «Взгляд в будущ
Прежде чем предоставить помощь молодому человеку в профессиональном самоопределении к рабочей профессии, нужно понимать смысл предоставления помощи, чётко осознавать возможности развития личности в за...