Особенности адаптации подростков
статья на тему

Главной особенностью подростка является личностная нестабильность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мальцева А.Н., воспитатель

ГБУ Центр содействия семейному воспитанию №3 Выборгского района

Санкт-Петербург

Особенности адаптации подростков

Подростковый возраст, который так часто именуется наиболее сложным, определяется физическими границами как 11-15 лет. В это время происходит основная перестройка организма:

  • физиологическая: проявляются первичные и вторичные половые признаки, благодаря увеличению выделения в кровь гормонов, соответствующих полу (мужских / женских);
  • психологическая, такая, как идентификация себя с мужчиной / женщиной, построение поведения, общения, отношения к своему внутреннему и внешнему миру. 

Главной особенностью подростка является личностная нестабильность. Именно в это время подросток заявляет о себе, как о личности с большой буквы. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения. Именно это чаще всего и становится наиболее конфликтной стороной при общении подростков с более старшими людьми.

У подростков происходит адаптация к социально - устойчивым представлениям о мужчине и женщине, стратегиях поведения в обществе, со сверстниками, с родителями. В этот небольшой промежуток времени подросток должен сориентироваться в понятиях «мужчина» и «женщина», а также применять к себе эти понятия, чувствуя отличия своего теперешнего состояния и того, кем он был/была до этого. При взрослении ребенка происходит его становление, готовность к жизни во взрослом обществе, как равноправного участника жизни.

Новая для него позиция проявляется:

  • во внешнем облике,
  • манерах (как часть поведенческой идентификации со своим полом),
  • копирование отношений (как часть половой идентификации),
  • включение во взрослую интеллектуальную жизнь (участие в таких отраслях жизни, как: наука, искусство, занятие самообразованием),
  • помощь в решении ежедневных домашних проблем (например, ежедневные обязанности по дому, помощь уставшей на работе маме).

Одновременно с этими проявлениями возникает чувство взрослости — отношение подростка к себе, как к взрослому, ощущение себя взрослым (как особая форма самосознания).  При этом надо оговориться о том, что подросток всеми известными и доступными для него методами пытается показать, что он является такой же весомой и значимой частью общества, как и все, кто его окружает, но все эти доказательства создаются для получения дополнительных прав, которых у него/нее ранее не было, а не для получения дополнительных обязанностей. Одновременно возникает интерес к своему внутреннему миру, подросток открывает сложные переживания, связанные с новыми отношениями, пристально анализирует свои поступки. Происходит становление основ мировоззрения. При этом часто сближение воображения и теоретического мышления является импульсом к творчеству, но не все подростки стремятся к достижению объективного творческого результата, хотя и используют возможности своего творческого воображения.

Все ранее высказанные переживания и приводят к наиболее заметным и известным всем взрослым конфликтам взрослый – подросток. Надо учесть, что немного завышенные требования к себе и окружающим– это всего лишь результат самоутверждения подростка в его новом качестве, а не проявление его наиболее вредных черт характера, который взрослые связывают с наличием таких же отрицательных черт у родственников подростка.

Самоутверждение — это долгий, растянутый во времени, сложный процесс, во время которого человек сам утверждает самого себя как единую, целую и гармоничную личность. Самоутверждение происходит путем выбора стратегии самоутверждения.

Классификация самоутверждения личности:

  • неуверенное поведение,
  • ассертивное поведение,
  • агрессивный стиль межличностного общения.

Для людей, выбравших неуверенное поведение (неуверенная личность), характерно:

  • ориентация личности на конформное поведение (т.е. строгие рамки законов, правил поведения, общественной морали являются обязательными и не могут даже подвергаться пересмотру),
  • тенденция скрывать собственное мнение (которое может иногда и не формироваться из-за отсутствия необходимости его высказывать), 
  • адекватные эмоциональные реакции, с предпочтением неопределенных и мало выразительных форм речевого общения (то, что от него могут ждать и не более).

Для людей, выбравших ассертивное поведение (конструктивная личность) характерно:

  • отвечать без заминки, говорить достаточно громко и естественным для себя тоном
  • не избегать смотреть на собеседника,
  • охотно обсуждать предложенную тему,
  • открыто давать знать о своих чувствах,
  • высказывать свое мнение,
  • учитывать при беседе или любом личном контакте правила и законы, присущие данному коллективу, но при этом ориентироваться и использовать их по своему усмотрению.

Для людей, выбравших агрессивный стиль межличностного общения (доминирующая личность), характерно:

  • отвечать, прежде чем собеседник успел закончить свою мысль,
  • громко говорить вызывающим тоном,
  • смотреть на других свысока,
  • пренебрежительно отзываться о предмете разговора (осуждать, порицать, принижать),
  • навязывать всем свое мнение,
  • с жаром изливать свои чувства,
  • ставить себя выше всех и причинять боль другим, чтобы не сделать больно себе.

Неуверенная личность в различных жизненных ситуациях используют стратегию самоподавления. Например, говорят «да», когда надо сказать «нет»; избегают ситуаций, когда надо брать инициативу на себя. Но могут реагировать конструктивно, если в ситуации отсутствует конкретный партнер. 

Конструктивная личность ведет себя твердо, но корректно, умеет выразить недовольство и радость, стремится к людям, используя стратегию сотрудничества.

Доминирующая личность использует стратегии агрессии, в тех ситуациях, когда конструктивная личность ведет себя, как описывалось ранее.

Следовательно, самоутверждение заключается в том, что именно благодаря ему человек находит способ обретения Смысла Жизни. Это самораскрытие себя, как Человека и постановка своего места в Жизни.

Самоутверждение и адаптация для подросткового возраста являются единым целым, при этом самоутверждение можно рассматривать как внутренний процесс, а адаптация – его внешнее проявление, или самоутверждение – это основной способ адаптации.

Адаптация — это процесс активного приспособления индивида к условиям новой среды, при последовательном достижении результатов: в обществе, коллективе, семье и по отношению к себе.

Адаптация включает в себя следующие подвиды:

  • биологический (телесный),
  • психологический (внутренний мир),
  • социальный (внешнее проявление в семье и коллективе).

Адаптация – это схема, или стиль разрешение различных видов проблем:

  • временной (при нахождении временно в коллективе или ситуации),
  • постоянной (общение со школьными друзьями или родителями дома),
  • трудной (требующей долгого и терпеливого разрешения),
  • простой (разрешаемой сама по себе),
  • разрешимой (ведь как говорят старейшие: есть три выхода из любой        ситуации: один - знает человек, который завел тебя в эту ситуацию, другой - ты найдешь сам, а третий - никто не знает),
  • не разрешимой (то есть по твоему мнению у этой проблемы нет выхода);
  • вообще не быть проблемой, в зависимости от ситуации, коллектива, и самого человека, ведь именно он определяет для себя постановку данного вопроса.

Сам субъект может замечать или не замечать данную проблему, в зависимости от ее актуальности на данный момент и личной стратегии самоутверждения. 

Наиболее активно из всех видов адаптации проявляется социальная адаптация, ее главной особенностью является сближение целей и ценностных ориентаций группы, и входящего в нее человека, усвоение им норм, традиций, групповой культуры, вхождение в ролевую структуру группы. Адаптация происходит строго в рамках социума, в котором находится человек и предусматривает все нюансы, как для отдельного человека, так и для группы, вне зависимости от ее количества, так как именно социум и является контролирующей и корректирующей совокупностью для человека. Так как практически даже выходя на улицу, мы должны общаться со всеми, кто нас окружает.

Адаптация так же предусматривает возрастные особенности, в данном случае это подростковые, а именно подросток является новым человеком, начинающим принимать нормы социального поведения как взрослый член общества. Следовательно, это принятие ряда норм, обязанностей и прав.

Доля поисков стратегии самоутверждения и адаптации подростка индивидуально не слишком велика, так как большое влияние на него оказывают сверстники и особенно домашний микроклимат взаимоотношений в семье. Дело в том, что самое первое и самое глубокое воспитание закладывается в ребенке с рождения родителями, ведь не зря говорят, что, если вы не стали воспитывать вашего ребенка с первой минуты его рождения, значит, вы уже упустили время. Коррекционная работа по формированию личности подростка в семье, как наиболее сложный процесс должна происходить постоянно. Ведь именно она и является отправной точкой отсчета для подростка. 

Подводя итог выше сказанному, можно еще раз напомнить, что сложный мир подростка, далеко не всегда понятный взрослому, нуждается в ежедневной поддержке и корректировки, надо чаще предлагать помощь подростку в освоении новых норм и правил, чтобы потом долго и утомительно не заниматься исправлением их ошибок. Ведь именно взрослый осознанно или нет, формирует личность, стратегию самоутверждения и адаптацию у своего подростка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ШМО классных руководителей по теме" Особенности адаптации адаптация в 5 классе".

Выступление на ШМО классных руководителей по теме"Особенности адаптации в 5 классе"...

«Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой трудовой деятельности и более успешной социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья»

Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники коррекционных школ-интернатов VIII вида  недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неп...

Формирование социальной адаптации подростка средствами шахматной игры

Среди проблем, связанных с социализацией пристальное внимание  исследователей  последние годы привлекает вопрос о социальной адаптации.Особую важность этот вопрос приобретает в системе допол...

Условия успешной адаптации к школе. Возрастные особенности младших подростков. Роль семьи в учебной мотивации

Здравствуйте, уважаемые родители! Переход в среднее звено – это важный момент в жизни школьника.  Здесь у них  начнётся новая жизнь. Какой она будет – во многом зависит не только от школы, н...

Физиологические и анатомические особенности организма детей среднего и старшего школьного возраста, особенности адаптации к физическим нагрузкам.

Физиологические особенности организма детей дошкольного, младшего школьного возраста. Особенности ЦНС, высшей нервной деятельности, сенсорных и других систем. Особенности адаптации к физическим нагруз...

Учебно - проектная работа на тему: «Особенности коммуникации подростков с нарушениями слуха (поведение по типам темперамента и особенности речи)»

Учебно - проектная работа на тему:«Особенности коммуникации подростков с нарушениями слуха(поведение по типам темперамента и особенности речи)»...

Консультация для подростков "Особенности труда подростков"

В наше время рыночных отношений молодые люди стремятся как можно раньше начать зарабатывать, дабы перестать быть материально зависимыми от родителей. Поэтому неудивительно, что труд подростков в разли...