Физиологические и анатомические особенности организма детей среднего и старшего школьного возраста, особенности адаптации к физическим нагрузкам.
статья по физкультуре
Физиологические особенности организма детей дошкольного, младшего школьного возраста. Особенности ЦНС, высшей нервной деятельности, сенсорных и других систем. Особенности адаптации к физическим нагрузкам .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Физиологические и анатомические особенности организма детей среднего и старшего школьного возраста, особенности адаптации к физическим нагрузкам.
1. Развитие ЦНС, высшей нервной деятельности и сенсорных систем:
Этот период характеризуется ослаблением тормозных влияний коры на нижележащие структуры и активную деятельность подкорковых структур, вызывающих сильное возбуждение по всей коре и усиление эмоциональных реакций. Эти изменения ведут к нарушению координации движений, ухудшают память и чувство времени. Временно усиливается роль правого полушария в поведенческих реакциях (до 13-15 лет, затем доминирует левое). При этом снижается контролирующее влияние коры на поведенческие реакции. Это приводит к внушаемости и несамостоятельности подростков, которые перенимают вредные привычки.
Зрительная сенсорная система к 10-12 годам достигает функциональной зрелости. Детская дальнозоркость исчезает, но привычка рассматривать мелкие предметы с близкого расстояния и может привести к близорукости. В 12-13 лет заканчивается созревание слуховой сенсорной системы.
2. Физическое развитие и опорно-двигательная система.
В костной ткани продолжается процесс окостенения, который в юношеском возрасте завершается. Заметным является «пубертатный скачек роста» (13-14 лет до 8-10 см. в год). В среднем школьном возрасте завершается формирование морфотипа. Неправильное соотношение тонуса симметричных мышц приводит к асимметрии плеч и лопаток, что приводит к функциональным нарушениям осанки. На средний и старший школьный возраст приходятся сенситивные периоды развития всех физических качеств (кроме гибкости).
3. Особенности крови, кровообращения и дыхания.
Система кровообращения полностью формируется. Увеличивается количество эритроцитов и гемоглобина, количество лейкоцитов снижается до норм соответствующих взрослому организму. МОК увеличивается за счет систолического объема. АД (125/73) и ЧСС (70-80) еще несколько ниже, чем у взрослых. Возрастает дыхательный объем и снижается частота дыхания (в 14 лет приближаясь к взрослому уровню). МОД к 14 годам (5 л/мин.) также приближается к величинам взрослого (5-8 л/мин.). К 16-17 годам развитие дыхательных функций в основном завершается.
4. Особенности пищеварения выделения и эндокринной системы.
В 10-м возрасте процессы всасывания в желудке прекращаются и осуществляются у подростка главным образом в тонком кишечнике. К старшему школьному возрасту все основные функции пищеварительной системы завершают свое развитие. Средний и старший школьный возраст характеризуется активным половым созреванием, проходящим в 5 стадий. При этом Д опережает М на 1-2 года. В этот период происходит значительная перестройка деятельности всей эндокринной системы.
5. Особенности терморегуляции, обмена веществ и энергии.
В этом возрасте снижается значение химической терморегуляции и повышается роль физической. В юношеском возрасте терморегуляционные реакции становятся более эффективными и экономичными. Положительный азотистый баланс к юношескому возрасту сменяется азотистым равновесием.
6. Физиологические особенности адаптации к физическим нагрузкам.
Физические качества у детей формируются гетерохронно, в разные возрастные периоды. Раннее физическое качество гибкость, совершенствование которой начинается в дошкольном и младшем школьном возрасте, продолжается в среднем и наиболее высоких показателей достигает к 15 годам. После чего начинает снижаться. Благоприятный период развития ловкости 7-14 лет. С 10 до 15 лет резко улучшаются различные показатели быстроты. 11-14 лет является сентситивные для развития скоростно-силовых способностей. Сенситивный период развития силы приходится на 14-17 лет. Позже других качеств развивается выносливость к длительной циклической работе (сенситивный период 15-20 лет). Статистическая выносливость нарастает к возрасту 18-20 лет.
Процессы аэробной энергопродукции у подростков достигают основного развития, что приводит к повышению аэробных возможностей организма и величины МПК. Максимальных значений абсолютные величины МПК достигают в 14-15 лет. Длительность устойчивого состояния короче, чем у взрослых, утомление развивается быстрее. .
7.Влияние физических нагрузок на развитие функций, здоровья и работоспособность.
В этом возрасте велика роль физической активности, поскольку оптимальные систематические занятия физическими упражнениями крайне необходим растущему организму. Систематические занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье, повышает неспецифическую резистентность к простудным заболеваниям и вирусным инфекциям. Велика роль закаливающих процедур в этом возрасте, которые ускоряют развитие механизмов развитие физической терморегуляции, что также снижает возможность простудных заболеваний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организационно-методические особенности физического воспитания детей среднего и старшего школьного возраста.
1) Введение 2) Возрастные и организационно-методические основы физического воспитания детей средего школьного возраста. 3) Возрастные и организационно-методические основы физического воспитания дете...

Оказание психологической помощи детям среднего и старшего школьного возраста, участникам конкурсов различной направленности
Участие ребенка в конкурсе - очень ответственный и волнительный момент. Волнение, переживание, эмоциональное напряжение всегда имеет определенное объяснение. В статье представлены методы и прием...

Формирование коммуникативных компетенций у детей среднего и старшего школьного возраста
Учитель высшей категорииФирсова Клавдия Викторовнапредставила опыт работы на ШМОучителей естественно-научного цикла.Протокол №2 от 3 ноября 2015 гСегодня основная деятельность педагогов, работающих в ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА обучения, воспитания, развития и оздоровления в процессе занятий волейболом детей среднего и старшего школьного возраста.
Рабочая программа по волейболу предназначена для спортивных секций общеобразовательных учреждений. Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной форм...

Дополнительная образовательная программа спортивной секции «Настольный теннис» для детей среднего и старшего школьного возраста.
Рабочая программа по настольному теннису предназначена для организации занятий в школьной спортивной секции. Занятия рассчитаны на четыре года обучения с последовательным углублением теоретически...
Дополнительная общеразвивающая программа по вокальному искусству для детей среднего и старшего школьного возраста « Эстрадный вокал »
Дополнительная общеразвивающая программа по вокальному искусству для детей среднего и старшего школьного возраста « Эстрадный вокал »...

«Основы журналистики» Программа дополнительного образования для детей среднего и старшего школьного возраста. Срок реализации-3 года
Средства массовой информации сегодня занимают всё большее коммуникационное поле, оказывая большое влияние на формирование общественного мнения. Футурологи говорят о наступлении «третьей волны» цивилиз...