Формирование социальной адаптации подростка средствами шахматной игры
статья по теме
Среди проблем, связанных с социализацией пристальное внимание исследователей последние годы привлекает вопрос о социальной адаптации.
Особую важность этот вопрос приобретает в системе дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_shakhmaty_.docx | 25.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование социальной адаптации подростка средствами шахматной игры |
Среди проблем, связанных с социализацией пристальное внимание исследователей последние годы привлекает вопрос о социальной адаптации. Особую важность этот вопрос приобретает в системе дополнительного образования. |
Дополнительное образование детей - неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванное обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей и адаптации. Проблема социальной адаптации в подростковом возрасте актуальна по причине вероятного переформирования мировоззрения личности, изменения ценностных ориентаций, когда авторитет взрослых снижается и на первый план выходит мнение сверстников, и как следствие изменение самооценки, образа «Я» и отношения к окружающему миру. [3] |
Освещение проблемы социальной адаптации нашло отражение в трудах Т.В. Азаровой, Н. Алешиной, М.В. Антроповой, М.В. Битяновой, Ю.В. Васильковой, М.А. Галагузовой, В.Н. Гурова, Б.С. Ерасова, С.А. Козловой, М.М. Кольцовой, Л.В. Корель, А.И. Кравченко, Л.В. Мардахаева, В.С. Маркова, А.В. Мудрик, Л.Я. Селюковой и др.[5] |
Данную проблему социальной адаптации ребенка рассмотрим через игру в шахматы. Что дает эта игра детям? Шахматы – это не только игра, доставляющая много радости, удовольствия, но и эффективное средство их умственного развития и адаптации. Поэтому, ведущим направлением деятельности творческого объединения «Шахматы» является становление гармонически развитой, социально-адаптированной личности, способной успешно развиваться и жить в современном обществе. |
Обучение шахматам оказывает большое влияние на развитие не только мыслительных способностей ребенка, но и его характера. Шахматы требуют дисциплинированности, постоянного самоконтроля, учат ответственности за каждый сделанный во время соревнования ход, который невозможно отменить. Занятие по шахматам состоит в необходимости сочетания смелости и решительности с ответственностью и осмотрительностью. |
Ведь, каждая партия и соревнование в целом неизбежно становятся серьёзным психологическим испытанием для юного человека. Это подготовка и ожидание борьбы с трудным соперником в присутствии конкурентов и болельщиков, в то же время, сама схватка, наполненная переживаниями за сильные и красивые ходы, реальные и мнимые ошибки (отличить первые от вторых часто удаётся лишь в анализе после игры), ответственность за результат, в том числе перед родителями, преподавателем шахмат, товарищами по команде. [4] |
Занятие шахматами заключается в умении проявлять выдержку, самообладание, стойкость и упорство в экстремальных ситуациях, преодолевая как неуверенность и отрицательные эмоции, так и неоправданную эйфорию, преждевременно расслабляющую и лишающую объективности. Поэтому неудивительно, что школьники и студенты - шахматисты сдают различные экзамены, гораздо лучше, чем сверстники, не имеющие равный с ними уровень текущей успеваемости. Важно заметить, обучение шахматам развивает объективность в отношении к ситуации. Каждая позиция имеет свою объективную оценку, не зависящую от мастерства, воли или желания любого из игроков. А вот успех шахматиста как раз зависит от того, насколько его субъективная оценка каждой возникающей позиции будет близка к объективной. Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия для активизации мыслительной деятельности каждого обучающегося и успешной социальной адаптации его в процессе обучения. |
Для этого, мною, на занятиях обучению шахматам используются различные методы обучения, данные методы представлены у вас на слайде.
|
В процессе обучения любой метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей. Остановлюсь подробнее на тех, которые использую на занятиях особенно часто.
Так при обучении шахматам юный шахматист овладевает искусством сравнительного анализа, умением находить существенные различия в похожих ситуациях и сходство во внешне различных. [2] |
Обучаемые, основываясь на прежнем опыте и знаниях, вызывают предположения о путях решения задачи, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант решения задачи. Такие упражнения развивают культуру и дисциплину мышления юных шахматистов. Под руководством преподавателя ребята прочно осваивают пятиэтапную схему которая представлена у вас на слайде. Эта схема мышления имеет универсальный характер и применяется для решения учебных, научных, экономических, военных и других задач. |
Рост шахматиста без критического осмысления своего творчества невозможен. Конечно, надо изучать дебют, эндшпиль, миттельшпиль, исключительно полезно изучение партий сильных шахматистов, но на своих примерах и ошибках мы учимся. Выявление ошибки, постепенно понимаешь, с чем они могли быть связаны. Анализируя сыгранную партию, подросток должен задуматься над дебютной стратегией. Очень важно искать новые возможности. Общепринято, что оценка начальной позиции ближе к ничьей, чем к выигрышу белых или, тем более чёрных. Поэтому проигрыш без ошибок невозможен, и проигравшему игроку следует обязательно найти и признать их. Тщательный разбор всех сыгранных партий, сопровождающийся критическим самоанализом, является важным средством самовоспитания. |
На любом занятии мною применяются различные приемы и средства. При этом прием обучения выступает составной частью метода, а средствами обучения являются все те материалы, с помощью которых педагог осуществляет обучающее воздействие. Данные средства обучения игре в шахматы представлены на слайде. |
К простым и составным формам обучения и их разнообразных сочетаниях при изучении шахматной игры можно отнести:
|
Мини-турниры и турниры, применяемые как метод, требуют длительного, устойчивого, интенсивного и объёмного внимания со стороны подростка. Ведь стоит на мгновение ослабить, совершить одну грубую ошибку, и плоды всей предыдущей работы будут утеряны. Дисциплинирует мышление и такая особенность обучения шахматам, как ограничение времени на обдумывание. Так на блиц - турнире дается определенное количество времени для игры с соперником, где игрок учится рациональному распределению времени, объективной оценке временных интервалов и быстрому принятию решений в стрессовой ситуации. |
Шахматы не только развивают объективность отношения к ситуации, они учат аргументировано отстаивать своё мнение и уважать чужое. Ведь обучение шахматам воспитывает объективность в отношении не только себя, но и соперников и вообще других людей. Шахматисту приходится анализировать не только позиции на доске, но также сильные и слабые стороны соперника, особенности его характера, при этом он учится мысленно ставить себя на место другого. |
Несомненно, такой опыт облегчает взаимопонимание и взаимодействие с людьми в различных ситуациях. Занятия по шахматам и соревнования с их чёткими и справедливыми правилами прививают подросткам корректность, умение вести себя в обществе, уважение к людям. К тому же, шахматная игра позволяет им заинтересованно и, в определённом смысле, на равных общаться с взрослыми шахматистами. Таким образом, занятия шахматами – это широко направленный процесс, формирующий личность ребенка в умственном, социальном и эмоциональном направлении и способствующий скорейшей адаптации его новой жизни. |
Я всегда говорю своим обучающимся: «ШАХМАТЫ - ЭТО БОРЬБА УМОВ И ХАРАКТЕРОВ! ЭТО СПОРТ, ИСКУССТВО И НАУКА, то есть те ТРИ КИТА, которые достаточны для самовыражения и самоутверждения человека, для гармоничного развития психики (души). |
Спасибо за внимание! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой трудовой деятельности и более успешной социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья»
Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники коррекционных школ-интернатов VIII вида недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неп...
Программа социальной адаптации подростков методом творческого самовыражения "Творческая гостиная"
Авторы-составители:Протасова Л.Д., педагог-психолог, МКОУ «Детский дом-школа № 74», г. НовокузнецкГилёва Т.А., педагог-психолог,МКОУ «Детский дом № 5», г. Новокузнецк В основу программы социально...
Программа тренинговых занятий по социальной адаптации подростков
Цель: приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в обществе, классе, социальной группе системой норм и ценностей.Цель группы: развитие социальной компетент...
Технологическая карта занятия в клубе социальной адаптации подростков "Лидер"
Технологическая карта занятия "Путешествие по дорогам профессий" в клубе социальной адаптации подростков "Лидер"...
Социальная адаптация подростков посредством занятий мотоспортом
Методическая разработка по теме: Социальная адаптация подростков посредством занятий мотоспортом....
Формирование социальной адаптации обучающихся коррекционной школы на уроках социально-бытовой ориентировки.
Одним из механизмов социализации является социальная адаптация, которая позволяет воспитанникам коррекционных учреждений активно включаться в разные структурные элементы социума, посильно участво...