Формирование культуры межнационального общения на уроках литературы и во внеурочной деятельности.
статья на тему
Каждому взрослому человеку понятно, что в современном мире люди сосуществуют в многонациональном обществе. И это прекрасно, потому что даёт возможность сохранять индивидуальность и в то же время видеть общность народов, слышать речь представителей разных этносов, учить других своему языку, с внутренним трепетом поражаться обычаям и традициям друг друга, удивляться красоте и многообразию национальных костюмов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитание культуры межнационального общения. | 39.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование культуры межнационального общения на уроках литературы и во внеурочной деятельности.
Введение
Каждому взрослому человеку понятно, что в современном мире люди сосуществуют в многонациональном обществе. И это прекрасно, потому что даёт возможность сохранять индивидуальность и в то же время видеть общность народов, слышать речь представителей разных этносов, учить других своему языку, с внутренним трепетом поражаться обычаям и традициям друг друга, удивляться красоте и многообразию национальных костюмов. А сколько у нас в России межнациональных семей! Наши дети часто слышат слова «этносы», «народы», «терпимость», «толерантность», «межнациональное общение», но сразу ли они понимают, что представители разных национальностей отличаются друг от друга лишь языком, обычаями, внешними признаками, а общечеловеческие категории устойчивы и неизменны для всех народов? Думаю, именно родители и учитель должны объяснить ребёнку эти простые истины, показать, что и таджик, и еврей, и армянин, и русский на подсознательном уровне воспринимает добро и зло, любовь и ненависть, сострадание и безразличие одинаково.
Недавно я прошла курсы ФРПЦЯ и открыла для себя много нового в вопросе формирования у детей культуры межнационального общения, поняла, в чём кроется проблема обучения ребят другой национальности русскому языку. Там я узнала, что представители разных народов в силу воспитания, менталитета, традиций видят окружающий мир несколько по - разному. Если для нас берёзка – символ России, девичества, то в Бурятии, например, это символ самосовершенствования. И совсем не для всех народов лиса – хитрый зверь, а сова – мудрый. И это мировосприятие надо учитывать при работе в межнациональном классе. Наша задача как учителей и воспитателей будущего поколения создать в коллективе доброжелательную атмосферу, помочь ребятам разных национальностей наладить общение, показать детям, что все мы, несмотря на несколько разное восприятие мира, чувствуем одинаково, любим и страдаем тоже одинаково. Это очень важная миссия!
Я убеждена, что невозможно развивать ум подростка, давать ему знания по предмету, если ребёнок не научился чувствовать сострадание, быть милосердным, не в состоянии мирно выстроить общение с представителями других народностей. Вопросы межнационального общения не новы для педагогики. Идеи гармонии между народами находят отражения в работах К.Д.Ушинского, который писал «о любви ненца к родной тундре, о песне камчадала про медведя, трудной судьбе хантов и манси…». « Никто не забыт – Россия огромна, но едина», – эта мысль красной нитью проходит через творчество великого педагога.
К сожалению, национальный вопрос может быть причиной неприязни и розни, непонимания и жестокости, конфликтов и войн. Если сегодня мы, учителя, не научим ребят разных национальностей жить в мире, понимая друг друга, на уроках русского языка и литературы, в различных внеклассных мероприятиях не будем уделять внимание формированию толерантности, культуре общения народов, то в будущем именно мы можем быть виноваты в возникновении межнационального конфликта. Может, это громкие слова! Но в чём тогда роль учителя, воспитателя, друга и наставника ребят! Разве не этих же принципов в воспитании придерживался Кирилл Васильевич Россинский? Просветитель говорил: «Развитие ума, без души – смерть всего дела». С этими словами трудно не согласиться!
Наш президент В.В. Путин в статье от 23.01.12 «Россия: национальный вопрос» заметил, что «Россия возникла и веками развивалась как многонациональное государство, в котором «постоянно шёл процесс взаимного привыкания,взаимного проникновения, смешивания народов на семейном, на дружеском, на служебном уровне». Какие верные слова! Ведь и задача учителя – показать своим ученикам, что народы России являются одной дружной семьёй, напомнить ребятам, что, например, во время существования СССР национальный вопрос не стоял так остро: ведь все мы жители одной страны!
Необходимым условием мирного сосуществования людей в многонациональном обществе является воспитание культуры межнационального общения, и эта культура должна воспитываться в семье и в учебных учреждениях. Наша краснодарская школа № 41 – одна из старейших школ города. Ей уже более семидесяти лет. В силу месторасположения и сложившейся традиции мы всегда были многонациональным учебным заведением. В школе обучаются дети разных национальностей: русские, армяне, грузины, таджики, цыгане, езиды. Учителя могут с уверенностью сказать, что у нас крайне редко бывают конфликты на национальной почве. В школе создана система работы по формированию культуры межнационального общения. И работа по этой системе даёт ощутимые результаты. Что же делается для воспитания толерантности, культуры общения между представителями разных национальностей на уроках литературы и в общешкольной внеурочной деятельности? Почему наши дети, не задумываясь о национальной принадлежности, чувствуют себя членами одной дружной школьной семьи? Почему ученики даже после выпуска не забывают друг друга и учителей и с гордостью могут сказать, что учились в краснодарской школе № 41?
Основная часть
В нашем школе неотъемлемой частью процесса нравственного воспитания является внеклассная и внешкольная работа. Благоприятную психологическую атмосферу в многонациональном коллективе создаёт совместное обучение и повседневное общение детей разных национальностей. Постоянное взаимодействие членов коллектива способствует формированию у детей уважение к нациям и народностям, к их разнообразной культуре. Конечно, нельзя забывать и о специфике различных культур и традиций, носители которых входят в школьное сообщество. Чтобы представители разных национальностей могли рассказать другим ребятам о своих традициях и обычаях, порой своеобразных и завораживающих, в школе создан клуб межнационального общения. В уютной атмосфере школьной библиотеки под руководством Каспари Ромелы Алеши члены клуба могут пообщаться, прочитать интересную книгу, обсудить её и понять, что добро у всех национальностей – это понимание, взаимовыручка, а зло – всегда зло!
Учителя стараются проводить классные часы, помогающие детям разных национальностей лучше узнать традиции друг друга. Таких мероприятий у нас много. Одно из них – классный час, проведённый для учеников 9 класса «Традиции и обычаи моего народа». Ученики ещё за несколько недель начали готовиться к мероприятию. Грузинка Элла Гвишиани всегда удивляет ребят: она вышла в национальном костюме и рассказала о свадебных обычаях своего народа. Глаза детей просто горели! В классе много езидов. Это небольшая народность с интереснейшими обычаями. Например, девочки у этого народа везде ходят в сопровождении взрослых и старших братьев. Поэтому и в классах они обучаются чаще всего вместе с братьями. Сафоян Нелли, гордость школы, ведущая общешкольных мероприятий, рассказала удивлённым ученикам о своём народе, о его вере. Для многих детей стало открытием, что родина езидов – Месопотамия. По преданию, древние езиды могли предсказывать катастрофы и обладали даром ясновидения. Мне кажется, что у детей даже поменялось отношение к представителям этого народа. Одноклассники теперь с уважением посматривают на Нелли и Юру, ведь они столько знают о своих предках! А наши многочисленные представители армянского народа всегда любят удивлять. Они подготовили целый проект об истории и традициях армян! Конечно, и русские ребята не остались в стороне. Они рассказали о праздновании Масленицы. Если учесть, что в нашей школе ученики всех национальностей принимают участие в этом празднике: пекут блины, украшают столы, учат стихи и танцуют во дворе школы, то обсуждение русских обычаев перетекло в живейшую дискуссию.
В рамках программы по литературе наши учителя часто проводят литературную гостиную «Поэты Кавказа о Родине». В прошлом учебном году это мероприятие особенно удалось. Ребята читали стихи на национальных языках. Это вызвало бурю эмоций в классе. Только представьте себе исполнение отрывков из поэмы Шота Руставели «Рыцарь в тигровой шкуре» на грузинском языке! Это произведение недаром относится к образцам мировой средневековой литературы, ведь в нём повествуется о бессмертной любви и настоящей дружбе.
Стихотворения армянских, украинских, белорусских поэтов о добре, родине, дружбе прозвучали на языках оригинала. Оказывается, дети владеют национальными языками, такими красивыми и звучными. Но никто из них не забывает, что говорят они в школе на русском языке. Поэтому все участники мероприятия в очередной раз не могли сдержать эмоций, когда в исполнении Водяник Надежды прозвучало стихотворение «Письмо к женщине» понятного для всех народов русского поэта Сергея Есенина. Надя знает около восьмидесяти стихотворений поэта и прекрасно их читает. Подобные мероприятия помогают детям понять, что поэты разных народов говорят об одном и том же: любви и ненависти, дружбе и предательстве, влиянии природы на душевное состояние человека.
Ещё одно интересное мероприятие, способствующее формированию культуры межнационального общения, - это Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика». Для участия в проекте мы стараемся привлекать детей разных национальностей. В прошлом году девятиклассница Гвишиани Элла, неожиданно превратившаяся в задорного мальчишку Зураба, прекрасно прочитала отрывок из романа Нодара Думбадзе « Я, Бабушка, Илико и Илларион». Читала она, кстати, снова в национальном костюме.
Неиссякаемым источником воспитания нравственности и толерантности является поэзия Великой Отечественной войны. Каждый год, независимо от своей национальной принадлежности, ученики со слезами на глазах слушают проникновенные песни на стихи А.Суркова «Бьётся в тесной печурке огонь», М. Исаковского, К. Симонова «Жди меня», Расула Гамзатова «Журавли». Дети понимают, что победа в ВОв – это общая победа всех народов Советского Союза, воплощённая в песнях и стихотворениях военных лет.
К таким урокам я всегда прошу детей расспросить прадедушек и прабабушек о годах войны. Дети рассказывают о патриотизме и доблести советских солдат не отвлечённо, а основываясь на воспоминаниях родных. В прошлом году нас всех поразил рассказ Бибика Константина о его прабабушке, которая спряталась со своими малолетними детьми под столом от немцев, зашедших в дом. Немец, подняв скатерть, приложил палец к губам, чтобы бабушка сидела тихо, и увёл своих товарищей. Дети долго обсуждали эту ситуацию и пришли к выводу, что нравственные качества зависят только от самого человека, а не от того, на чьей стороне он воюет, к какому народу относится. Для многих это стало открытием!
На такие уроки я всегда приношу блокнот моего дедушки Павлова И.Г., ветерана и бывшего директора нашей школы № 41. В чудом сохранившемся блокноте дедушкина переписка с бабушкой, фото с однополчанами: белорусами, украинцами и узбеками. Там же дневниковые записи и переписанные от руки стихи и песни военных лет, а на первом странице каллиграфическим бисерным почерком написан Гимн Советского Союза. После такой подготовительной работы у детей не остаётся сомнений, что все народы – это одна семья, члены которой всегда готовы помочь друг другу, встать на защиту границ своей страны.
Выводы:
Многообразие языков, обычаев, культурных традиций – такова наша школа, наше государство, наша цивилизация. А «стержень, скрепляющая ткань этой уникальной цивилизации – русский народ, русская культура», - писал В.В. Путин. Равнодушное отношение общества и школы к национальному вопросу может привести к утрате позитивного восприятия своей этнической общности, отразиться на понижении национального самосознания будущего поколения. При недостаточной работе учителя по формированию культуры межнационального общения дети, вырастая, будут равнодушными не только к собственным этническим корням, но и культурному наследию как своего народа, так и народа России. Задача каждого неравнодушного педагога - помочь в формировании культуры межнационального общения, не подавляя собственное самосознание детей разных национальностей. Именно об этом особом характере русской государственности писал Иван Ильин: «Не искоренить, не подавить, не поработить чужую кровь; не задушить иноплеменную и инославную жизнь, а дать всем дыхание и великую Родину - всех соблюсти, всех примирить, всем дать молиться по-своему, трудиться по-своему и лучших отовсюду вовлечь в государственное и культурное строительство». Начинаться такая сложная работа должна в детском саду, в школе, в семье. Взрослым необходимо совершить практические шаги в этом направлении.
Наша задача ещё в школьные годы на практике показать подросткам, что такое уважение и терпимость по отношению к другим народам. Вместе участвуя в различных мероприятиях, рассказывая друг другу об обычаях и традициях своего народа, наслаждаясь литературными произведениями, горячо обсуждая поступки героев любимых книг, наши ученики получат основы, необходимые для полноценного развития личности. Воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие чувству страха и отчуждения по отношению к другим народам. Стараниями учителя, а особенно учителя литературы, у учащихся будет формироваться личностное отношение к ключевым понятиям культуры разных народов, навыки межкультурного взаимодействия и межнационального общения.
Список использованной литературы и источников
- В.В.Путин// Независимая газета/ статья: Россия: национальный вопрос. – 23.01.2012/ http://www.ng.ru/politics/2012-01-23/1_national.html
- Материалы с собственного сайта учителя Бубновой Н.В./ http://nsportal.ru/bubnova-nataliya-valerevna
- И. А. Ильин//О России. Три речи. 1926-1933. София, изд. «За Россию», 1934/ http://legitimist.ru/lib/philosophy/i_ilin_tri_rechi_o_rossii.pdf
- Материалы сайта ИРО Краснодарского края// ФЦП « Русский язык»/ http://фцпря.иро23.рф/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта "Формирование личностных универсальных учебных действий обучающихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС""
Презентация инновационного педагогического проекта...
Формирование культуры межнационального общения школьников средствами коллективной творческой деятельности на уроках истории.
Формирование культуры межнационального общения школьников средствами коллективной творческой деятельности на уроках истории....
Инновационный опыт «Формирование толерантного поведения и культуры межнационального общения на уроках обществознания»
Инновационный опыт...
Программа: «Формирование культуры межнационального общения и толерантности у подростков в рамках воспитательного процесса»
Для России, пожалуй, нет проблемы более актуальной, более животрепещущей, чем проблема межнациональных отношений. И это понятно: ведь страна, в которой проживает более 150 наций и народностей, не може...
Программа «Формирование культуры межнационального общения и толерантности у обучающихся»
В настоящее время национальной доктриной является воспитание человека культуры, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия прошлого своего народа и наро...
Мероприятие по формированию культуры межнационального общения «Секреты здоровья»
laquo;Секреты здоровья»Цели: формирование знаний воспитанников об основных составляющих элементах здоровой и долгой жизни человека.Задачи:1.Образовательные: показать значимость соблюдения ...
Мероприятие по формированию культуры межнационального общения «Планета друзей»
Планета друзей»Цель: познакомить детей с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, научить доброжелательности и снисходительности, стремлению понимать друг друга...