Мероприятие по формированию культуры межнационального общения «Планета друзей»
материал
Планета друзей»
Цель: познакомить детей с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, научить доброжелательности и снисходительности, стремлению понимать друг друга, разделять радости и печали друзей, формирование собственной позиции в отношении важности дружбы в жизни людей.
Задачи:
- осмысление детьми сущности понятия «дружба»;
- развивать способность формулировать суждения, аргументировать точку зрения;
- побуждать детей к анализу собственных поступков, развитию критического отношения к себе.
Актуальность данного занятия: основной задачей воспитания в начальной школе является сплочение детского коллектива, формирование товарищеских взаимоотношений, умения дружить. Ведь дружба дарит ребенку не только близких по интересам людей, но и дополнительную возможность научиться уважать другого человека, доверять ему. Именно при дружеских отношениях ребенок учится полноценному общению. Однако дружба не развивается спонтанно, а формируется благодаря развитию у детей нравственных качеств, таких как взаимопонимание, уважение, толерантность, сопереживание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meropriyatie_po_formirovaniyu_kultury_mezhnatsionalnogo_obshcheniya_planeta_druzey.docx | 61.3 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
дом детского творчества станицы Калининской
Объединение «Грация»
Мероприятие по формированию культуры межнационального общения «Планета друзей»
педагог дополнительного образования
С.А.Лапина
ст. Калининская
2023 г.
«Планета друзей»
Цель: познакомить детей с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, научить доброжелательности и снисходительности, стремлению понимать друг друга, разделять радости и печали друзей, формирование собственной позиции в отношении важности дружбы в жизни людей.
Задачи:
- осмысление детьми сущности понятия «дружба»;
- развивать способность формулировать суждения, аргументировать точку зрения;
- побуждать детей к анализу собственных поступков, развитию критического отношения к себе.
Актуальность данного занятия: основной задачей воспитания в начальной школе является сплочение детского коллектива, формирование товарищеских взаимоотношений, умения дружить. Ведь дружба дарит ребенку не только близких по интересам людей, но и дополнительную возможность научиться уважать другого человека, доверять ему. Именно при дружеских отношениях ребенок учится полноценному общению. Однако дружба не развивается спонтанно, а формируется благодаря развитию у детей нравственных качеств, таких как взаимопонимание, уважение, толерантность, сопереживание.
Ход занятия
Добрый день, ребята и уважаемые взрослые! Для того чтобы наше занятие прошло хорошо, нужно, чтобы у каждого было хорошее настроение. А чтобы настроение было хорошим, давайте улыбнемся друг другу.
Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Выходя поутру из ворот,
Понимаешь, у каждого в жизни,
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица,
Или чья- то сердитая речь.
Ты улыбкой сумей поделиться,
И ответную искру зажечь.
Мы сегодня с вами поговорим о дружбе. Что такое настоящая дружба? Кого человек вправе назвать другом? Однозначных ответов на эти вопросы не существует, но задуматься над этими вопросами должен каждый из вас.
Без друзей человек не может быть счастлив. Мы поговорим о том, каким должен быть настоящий друг, и постараемся сформулировать правила дружбы.
Мы совершим волшебное путешествие по «Планете друзей». Это необычная планета: её улицы и переулки, аллеи, площади открыты только для тех, кто умеет дружить, правильно себя ведет, не обижает слабых, всегда придет на помощь.
Я сейчас прочитаю вам сказку, а вы внимательно слушайте.
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет… Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник. – Одну зовут Радость, другую- Доброта, третью – Красота, четвертую- Печаль, пятую – Дружба.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя, правда, – ответил волшебник,- они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь. Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
- А кого выбрали бы вы? Почему?
Любовь подошла к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.
- Почему Любовь выбрала Дружбу? Ответы детей.
Педагог: Какое прекрасное слово «дружба»! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, смотреть фильм или посекретничать о своем.
Мы начинаем путешествие по «Планете Друзей». А начнем мы с улицы Дружбы. Но на этой улице потерялась девочка. Послушайте стихотворение и подумайте, почему с этой девочкой никто не хотел дружить? Ученица читает стихотворение «Требуется друг» А. Барто.
- Почему с этой девочкой никто не хотел дружить? Что вы ей посоветуете?
Эта девочка в дружбе ищет выгоду, а дружить нужно просто так.
В толковом словаре В. И. Даль приводит такое определение дружбы. Дружба – бескорыстная стойкая приязнь. На первое место знаменитый ученый ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не потому, что это выгодно тебе. Ты дружишь потому, что этот человек близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга за «красивые глаза». Умеет человек хорошо и модно одеваться – буду с ним дружить. Не умеет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив.
Открываем закон дружбы:
Выбирай друга по душевным качествам, а не по одежде.
А мы движемся дальше. Послушайте стихотворение и скажите, от чего стало больно мальчику. Ученик читает стихотворение.
Помню:
С дерева в бору
Я упал однажды летом
Было больно, но к утру
Я забыл уже об этом.
Помню:
Руку в мастерской
Я пилой поранил в школе,
Час прошел или другой,
Я пилил, забыв о боли.
Помню:
С братом как-то раз
Лбами мы в игре столкнулись.
Искры брызнули из глаз…
Боль прошла – мы улыбнулись.
Но обидным словом друг
Рану мне нанес когда-то
Стало очень больно вдруг…
Больно и сейчас, ребята.
- Какая боль оказалась настоящей болью? Действительно, боль, нанесенная обидным словом, оказалась сильнее, чем боль физическая.
Открываем закон дружбы:
Не обзывай и не обижай своего друга.
А сейчас останавливаемся на веселой полянке. На этой полянке мы проверим, какие вы внимательные и дружные. Внимательно послушайте вопрос, и если согласны, что это относится к вам, то отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья» Если не согласны, то молчите.
Игра «Это я, это я, это все мои друзья».
-Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?
-Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?
-Кто из вас хранит в порядке ручки, книжки и тетрадки?
-Кто из вас, скажите братцы, забывает умываться?
-Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?
-Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
- Кто, играя в волейбол, забивает в окна гол?
- Кто из вас не смотрит хмуро, любит спорт и физкультуру?
-Кто из вас, скажите вслух, на уроках ловит мух?
Молодцы, ребята, вы настоящие друзья!
Ребята, мне кажется, что эти мальчики нам хотели что-то рассказать. Послушаем их.
С виду мы не очень схожи: Петька толстый, я худой,
Не похожи мы, а все же, нас не разольешь водой!
Дело в том, что он и я - закадычные друзья!
Все мы делаем вдвоем: даже вместе отстаем!
Дружба дружбою, однако, и у нас случилась драка…
Дрались честно, как положено друзьям:
- Я как стукну!
- Я как тресну!
- Он как даст!
- А я как дам!
Скоро в ход пошли портфели, книжки в воздух полетели.
Словом скромничать не буду, драка вышла хоть куда!
Только смотрим, что за чудо?
С нас ручьем бежит вода!
Это Борькина сестра облила нас из ведра!
А она ещё смеётся:
- Вы действительно друзья, вас водой разлить нельзя!
- Ребята, что бы вы посоветовали этим друзьям?
Открываем закон дружбы:
Умей признать свои ошибки и помириться с другом
Предлагаю вам послушать такую историю:
Несколько мальчиков играли в мяч. Один из ребят ударил по мячу, и он случайно попал в идущих неподалеку молодых ребят. Они обступили мальчика, стали его ругать, обижать. Мальчик испугался, заплакал, стал извиняться. Его друзья в это время тоже испугались взрослых ребят, и убежали. Правильно ли они поступили и почему?
Закон дружбы:
Друзей нельзя предавать
Ребята, как вы думаете, почему с такими детьми не хотят дружить?
Жалоба
Тронь её нечаянно – сразу: «Караул!
Ольга Николаевна, он меня толкнул!»
«Ой, я укололась», - слышен Сонин голос.
«Мне попало что-то в глаз, я пожалуюсь сейчас!»
Дома снова жалобы: - Голова болит…
Я бы полежала бы – мама не велит,
Сговорились мальчики: - Мы откроем счет
Сосчитаем жалобы – сколько будет в год
Испугалась Сонечка и сидит тихонечко.
Жадина
Кто держит конфету свою в кулаке,
Чтоб съесть её тайно от всех в уголке
Кто, выйдя во двор, никому из соседей
Не даст покататься на велосипеде,
Кто мелом, резинкой, любой безделицей
В классе ни с кем не поделится?
Имя тому подходящее дадено
Даже не имя, а прозвище Жадина
Жадину я ни о чем не прошу
В гости я жадину не приглашу
Не выйдет из жадины друга хорошего,
Даже приятелем не назовешь его
Поэтому – честно, ребята, скажу –
С жадными я никогда не дружу.
Следующий закон дружбы:
Останови друга, если он делает что-то плохое
Вашему вниманию представляется сценка «Три подруги»
(разговаривают три девочки)
-Привет!
-Привет!
-Добрый день!
- Представляете, девочки. Я сейчас была в библиотеке, читала книги о музеях. Вы ведь знаете, что это мне очень интересно. Я прочитала, что в Швейцарии есть музей кошек. Там есть картины, плакаты, афиши, марки и даже пасхальные яйца с изображением кошек.
А в Московском музее образования есть очень необычный зал, посвященный буквам. Хорошо знакомая нам азбука представлена здесь в самых необычных формах: игрушки и сказочные замки из букв, даже есть пахучий алфавит.
- Это очень интересно! Мы об этом не знали!
- А я, девочки, была недавно с мамой в нашем музее Природы и человека. Мне там очень понравилось, я узнала много интересного. Если хотите, мы можем вместе сходить.
- Конечно, хотим!
- Это отличная идея!
-Вот было бы замечательно когда-нибудь путешествовать вместе по миру!
-Путешествовать с друзьями! Что может быть лучше!
- Давайте очень постараемся! Будем беречь нашу дружбу, и может когда-нибудь наша мечта сбудется!
-Какой вывод можно сделать из этой истории?
Закон дружбы:
Живи интересами друга, делись с другом тем, что знаешь и умеешь сам
Впереди у нас Парк пословиц.
Издавна люди свой жизненный опыт передавали из поколения в поколение. Своё отношение к добру и злу народ отразил в пословицах и поговорках.
Поиграем в игру «Собери пословицу» Нужно собрать пословицы правильно.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты.
Один за всех, и все за одного.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Дружба как стекло, разобьёшь – не сложишь.
Человек без друзей. Что дерево без корней.
Недруг поддакивает, а друг спорит.
Послушайте внимательно притчу. Выберите к ней одну из пословиц, которая является доказательством того, для чего же нужна дружба.
Притча
Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда наутро хозяин пришел в овчарню, чтобы выгнать своё стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал.
Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошел еще один день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли к нему помочь.
С тех пор его стадо в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.
- О какой пословице шла речь?
-Зачем нужна дружба?
Вывод: помогать в трудную минуту, радоваться, когда людям хорошо.
Послушайте рассказ одной девочки:
Когда я была маленькой, у меня был свой секрет. Я собирала цветные стеклышки (красные, зеленые, желтые) смотрела на солнце, загадывала желание и говорила, что я волшебница. Я рассказала об этом одной девочке, а она разболтала всем в классе. Надо мной все смеялись, говорили, что я врушка, а я горько-горько плакала, ведь я была не врунишка, а фантазерка, любила мечтать. А вот та девочка была «болтушка»
- Можно ли девочек назвать подругами? Почему нельзя?
- Какое правило дружбы нарушила девочка? Назовите его. Сохраняй тайны своего друга.
-А вы хотели бы дружить с болтушкой? Почему?
- Умеете ли вы хранить секреты? Если не умеете, то нужно этому учиться.
Практическое задание «Ладошки»
Ребята, мы с вами совершили путешествие по планете друзей. Сформулировали правила дружбы, узнали, каким должен быть настоящий друг. Посмотрите на плакат, не кажется ли вам наша планета скучной и одинокой. Давайте заселим её. Каждый из вас должен на ладошке написать по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может. Какими качествами должен обладать настоящий друг? (Выдается макет ладошки, дети пишут в тайне, а затем приклеивают на ватман). Зачитывают свои качества.
Просмотр слайдов и на этом фоне чтение стихотворения:
Давайте, люди,
Дружить друг с другом,
Как птица – с небом,
Как травы – с лугом,
Как ветер – с морем,
Поля – с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами!
Давайте, люди,
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица
И доверяли
Повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям!
Дружат птицы в вышине,
Дружат рыбы в глубине,
Дружит с небом океан,
Дружат дети разных стран.
Дружат солнце и весна,
Дружат звезды и луна,
Дружат в море корабли,
Дружат дети всей Земли.
Дружат лисята, слоны и медведи.
Козочки дружат, коровы и дети…
Выбрала лошадь для дружбы… котенка
Нежно заботится, как о ребенке.
Утром по полю котенка катает,
Вечером песни ему напевает…
Дружба – наука, дружба - искусство,
Дружба – прекрасное, доброе чувство.
Игра – рефлексия «Клубочек»
Прошу всех выйти на середину комнаты. Дети по очереди называют имена друг друга со словами: «Я рада, Таня, что ты рядом со мной».
Наматывают на палец нить клубочка и отдают соседу и т.д. Получается круг дружбы. Дружно поднять руки вверх, затем вниз, чтобы не разорвать общий круг.
Подведение итогов. Наш классный час о дружбе закончен. Наш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта,
уважение, любовь, взаимопонимание. Будем ценить, и беречь хороших и верных друзей. Ведь дружба дороже богатства.
Законы дружбы
Выбирай друга по душевным качествам, а не по одежде.
Не обзывай и не обижай своего друга.
Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
Друзей нельзя предавать.
Останови друга, если он делает что-то плохое.
Живи интересами друга, делись с другом тем, что знаешь и умеешь сам.
Радуйся успехам своего друга.
Сохраняй тайны своего друга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование культуры межнационального общения школьников средствами коллективной творческой деятельности на уроках истории.
Формирование культуры межнационального общения школьников средствами коллективной творческой деятельности на уроках истории....
Инновационный опыт «Формирование толерантного поведения и культуры межнационального общения на уроках обществознания»
Инновационный опыт...
Формирование культуры межнационального общения на уроках литературы и во внеурочной деятельности.
Каждому взрослому человеку понятно, что в современном мире люди сосуществуют в многонациональном обществе. И это прекрасно, потому что даёт возможность сохранять индивидуальность и в то ...
Программа: «Формирование культуры межнационального общения и толерантности у подростков в рамках воспитательного процесса»
Для России, пожалуй, нет проблемы более актуальной, более животрепещущей, чем проблема межнациональных отношений. И это понятно: ведь страна, в которой проживает более 150 наций и народностей, не може...
Программа «Формирование культуры межнационального общения и толерантности у обучающихся»
В настоящее время национальной доктриной является воспитание человека культуры, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия прошлого своего народа и наро...
Завершился онлайн-курс «Формирование гражданственности и культуры межнационального общения» для специалистов в области воспитания
Курс «Формирование гражданственности и культуры межнационального общения» был направлен на формирование теоретических и методических компетенции у педагогов для проведения занятий по форми...
Мероприятие по формированию культуры межнационального общения «Секреты здоровья»
laquo;Секреты здоровья»Цели: формирование знаний воспитанников об основных составляющих элементах здоровой и долгой жизни человека.Задачи:1.Образовательные: показать значимость соблюдения ...