Программа: «Формирование культуры межнационального общения и толерантности у подростков в рамках воспитательного процесса»
учебно-методический материал
Для России, пожалуй, нет проблемы более актуальной, более животрепещущей, чем проблема межнациональных отношений. И это понятно: ведь страна, в которой проживает более 150 наций и народностей, не может нормально жить и развиваться, если не будет достигнуто межнациональное согласие, основанное на равноправии народов, независимо от их численности, вероисповедания, особенностей культуры, быта. Волна насилия и преступности среди молодежи не спадает. Возрастает количество межличностных, межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Укрепление такой черты характера подростка, как агрессивность, является одной из серьёзных опасностей, которые возникает на пути личностного развития ребёнка в современном обществе, чреватом человеческими конфликтами. Жестокость, нетерпимость к сверстникам, людям иных национальностей, убеждений, социального положения чаще всего являются недостатком воспитания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учрежднние «Средняя оющеобразовательная школа п.Пионерский»
Программа: «Формирование культуры межнационального общения и толерантности у подростков в рамках воспитательного процесса»
Автор: Лукина Екатерина Юрьевна
социальный педагог
пгт Пионерский.
Информационная карта программы
Название программы: «Формирование культуры межнационального общения и толерантности у подростков в рамках воспитательного процесса»
Ф.И.О. и должность автора: Лукина Екатерина Юрьевна классный руководитель
Наименование учреждения: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»
Адрес, контактные телефоны: ХМАО- Югра Советский район
пгт. Пионерский, ул. Ленина, д.13, тел.4-02-01
Пояснительная записка.
Высшим результатом образования является терпимость.
Хелен Келлер, американская писательница ХХ в.
Для России, пожалуй, нет проблемы более актуальной, более животрепещущей, чем проблема межнациональных отношений. И это понятно: ведь страна, в которой проживает более 150 наций и народностей, не может нормально жить и развиваться, если не будет достигнуто межнациональное согласие, основанное на равноправии народов, независимо от их численности, вероисповедания, особенностей культуры, быта.
Волна насилия и преступности среди молодежи не спадает. Возрастает количество межличностных, межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Укрепление такой черты характера подростка, как агрессивность, является одной из серьёзных опасностей, которые возникает на пути личностного развития ребёнка в современном обществе, чреватом человеческими конфликтами. Жестокость, нетерпимость к сверстникам, людям иных национальностей, убеждений, социального положения чаще всего являются недостатком воспитания.
В настоящее время национальной доктриной является воспитание человека культуры, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия прошлого своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение.
Подростковый и юношеский возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда в человеке закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому эти возраста является одним из основных этапов воспитания, в котором воспитываются основные принципы гуманной жизни.
У подрастающего поколения необходимо формировать уважение к другим народам и культурам, готовность к деловому сотрудничеству и взаимодействию, совместному решению общечеловеческих проблем; нужно научить уважать любого человека, представителя иной социокультурной группы; стимулировать желание познавать разные культуры; формировать толерантность к этническим культурам, учить предотвращать или творчески преодолевать конфликты.
Проблемы межнациональных отношений уходят корнями в проблемы формирования культуры личности, как гармоничного единства физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития. В этих условиях остро стоит задача формирования культуры межнациональных отношений в школе. Различным проблемам формирования культуры межнациональных отношений и межнационального общения в рамках образования в полиэтнических обществах посвящены исследования В.Х. Абэляна, И.А. Дадова, И.В. Жуковского, З.Т. Гасанова, Т.Н. Бартеневой.
По их мнению, культура межнациональных отношений зависит от умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы и мораль. Сущности толерантного межкультурного взаимодействия и подготовки к нему посредством образования уделяли внимание многие российские и зарубежные исследователи – А.Г. Асмолов, В.С. Библер, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, А.А. Леонтьев,
И.И. Халеева, В.И. Слободчиков, А. Маслоу, М. Мид, Р. Хенви, и др.
В период взросления подросток остро ощущает потребность в совместной общественной деятельности, во вхождении в сообщества. В реальности межличностных отношений он предстает как целое, как живой уникальный субъект во всем многообразии своих индивидуально-неповторимых проявлений и свойств, как социальный индивид, как участник культурной жизни общества, как субъект творческой и сознательной деятельности. Вместе с тем, в современном образовании практически отсутствуют методики для формирования культуры межнациональных отношений в рамках школьного образования.
Этика общения — неотъемлемый компонент культуры общения детей школьного возраста. В ее основе — выработанные человечеством в ходе своего исторического развития этические нормы и правила, предписывающие проявление приветливости, внимательности, доброжелательности, учтивости. Культура межнационального общения зависит от общего уровня обучающихся, от их умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы и мораль.
Таким образом, проблема формирования культуры межнациональных отношений в практической работе в образовании остаётся всё еще мало разработанной.
Общая характеристика программы: в силу возрастных особенностей
подростки не имеют необходимых знаний, позволяющих с достаточной глубиной понимать современные этнические проблемы. Современные дети живут в новом мире, где в условиях этноса, к которому они принадлежат, поневоле включаются в ситуации пересечения многих культур(контакты со сверстниками других национальностей), в ситуации не двуязычия, а многоязычия. Это не всегда может регулироваться родителями, школой, обществом. Проблема формирования толерантного отношения, межкультурных, межэтнических отношений является остроактуальной и значимой. (Приложение №1) Данная программа должна указать приоритеты воспитательной работы с многонациональными классами.
Главными направлениями являются:
- познание и принятие себя ( толерантность к себе ), принятие себя как субъекта семейной культуры, изучение семейной самобытности, обучение основам толерантного общения в семье;
- определение и принятие культуры Малой Родины, своего этноса, осмысление себя полноправным участником этой культуры, формирование толерантности к своему народу (только уважающий свою культуру будет уважать культуру другого);
- понимание мультикультурного пространства России и формирование толерантности к представителям народов и народностей России;
- постижение идей культуры мира и определение стратегии толерантного взаимодействия в мировом культурном пространстве. Деятельность по данным направлениям может быть организованна последовательно.
Подобный подход не означает, что в процессе воспитательной работы учитель или классный руководитель не обращается к тому или иному направлению или не затрагивает темы и разделы, изучаемые ранее. Умения и навыки постоянно пополняются, усовершенствуются с каждым новым направлением.
Идея программы: формирование культуры межнационального общения в образовании со смешанным национальным составом будет эффективным, если:
- четко определено соотношение национального и интернационального в воспитании;
- выявлены инвариантные и вариативные компоненты традиционных культур, функционирующих в процессе формирования культуры межнационального общения;
- представлена конкретная целевая установка образовательных учреждений на формирование национального самосознания подростков;
- методически обеспечены пути содержания педагогического руководства процессом воспитания у подростков культуры межнационального общения.
Культура межнационального общения должна рассматриваться как интегративная характеристика, освещающая три основных структурных компонента, в соответствии с которыми выделяются главные направления в педагогической деятельности:
1) познавательный (рациональный, интеллектуальный, когнитивный) - обогащение подростков знаниями по проблемам теории и практики межнациональных отношений;
2) эмоциональный (эмоционально-психологический) - развитие
эмоционально-психологических характеристик;
3) поведенческий (волевой, деятельный) - формирование сознательного активного, деятельного субъекта межнационального общения.
Жизненная необходимость воспитания культуры межнационального общения объясняется тем, что население России и ее регионов по своему составу многонационально. Необходимость регулирования отношений между людьми разных национальностей объясняется и тем, что межнациональные отношения остаются сложнейшими. Обострилась межнациональная обстановка и в России. Необходимо включить в учебный план образовательных учреждений программу, которая поможет восполнить этот пробел и это поможет избежать ошибок, способствовать развитию дружбы народов России.
Цель программы – подбор и внедрение в образовательную, воспитательную систему подрастающего поколения оптимальную совокупность средств, способствующих формированию культуры межнациональных отношений.
Задачи программы:
1) воспитывать глубокое уважение к многонациональному народу России, любовь к Отечеству;
2) культивировать бережное отношение к людям различных национальностей страны, к их языкам, социальным ценностям;
3) воспитывать в духе мира и уважения ко всем народам Земли;
4) воспитывать в духе терпимости к религиозным чувствам людей, обеспечивать мирное разрешение возникающих конфликтов, культуры на стыке различных религий.
Контингент участников программы: учителя, классные руководители, родители, учащиеся 5-9классов, общее количество- 121 подросток и взрослые. Возраст участников вариативной программы 10-15 лет (подростковый период).(Приложение №1) Данный возрастной этап характеризуется интериоризацей (познанием себя) и социализацией (активным вхождением в общество), поэтому в содержание программы включены проблемы, затрагивающие вопросы понимания и принятия себя.
Условия участия в программе: организаторами выступают учителя, классные руководители, социальный педагог и психолог. Необходимо отметить, что процесс формирования толерантности, как и любого нравственного качества, зависит не только от профессиональных усилий педагога, но и от той среды, в которой происходит воспитание и в которой «обитает» ребенок. Следовательно, результативность данного процесса зависит не только от четкого следования программы, но и от наличия атмосферы толерантности в образовательной и социальной среде. Поэтому данная программа предполагает активное участие в ее реализации семей подростков, сотрудников школы и учреждений смежных ведомств.
Ресурсное обеспечение реализации программы: в целях научно-методического, программно-методического и информационного обеспечения реализации программы в структуре управления создается методическая служба. Деятельность методической службы направлена на развитие творческого потенциала педагогов, осуществляющих непосредственно воспитательный процесс в рамках программы. Основными функциями методической службы являются: обобщение и распространение опыта работы педагогического коллектива - участника программы; создание банка данных соответствующего управленческого и педагогического опыта; подготовка методических рекомендаций по направлениям программы; проведение экспертизы разработанных материалов.
Для организации и проведения исследований, связанных с выполнением целей и задач программы; подготовки конференций, научно-практических семинаров, дискуссий и пр.; создания банка методических материалов по вопросу организации содержательного досуга детей и взрослых; подготовки публикаций, рекламных и информационных материалов для СМИ в структуре методической службы создаются временные группы.
Материально-техническое и финансовое обеспечение реализации программы производится на основе целевого выделения денежных средств на финансирование мероприятий программы согласно смете расходов(приложение 3 Районного конкурса вариативных программ по профилактике экстремистской деятельности и ксенофобии).
Сроки реализации: сентябрь 2013г. - сентябрь 2016г. Формирование межэтнической толерантности представляет собой сложный и достаточно длительный процесс, охватывающий все время обучения в школе. Определенное отношение к людям разных национальный культур у детей, растущих в поликультурной среде, возникает не только в результате наблюдения за повседневным общением их родителей в производственной деятельности, но и в результате того, что они живут в одном доме, на одной улице, вместе участвуют в подготовке и проведении общих для всех праздников. Поэтому воспитательная работа в данном направлении должна начинаться уже в младших классах, так как именно в младшем школьном возрасте возникают психологические предпосылки для формирования толерантности как качества личности. Кроме того, в этом возрасте происходит не только систематизация знаний о других народах и культурах, но и закладываются отношение к ним, основы поведенческой модели к своей и другим этническим группам.
Этапы и сроки реализации программы:
1.Организационный этап(2013-2014г.г.): разработка организатором программы «Формирование культуры межнационального общения и толерантности у подростков в рамках воспитательного процесса». Создание рабочей группы, которая будет разрабатывать методы, научно-методические и технологические способы профилактики проявлений ксенофобии и экстремизма, формирования толерантного сознания и поведения. Обобщение имеющегося опыта формирования толерантного сознания в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Выработка критерий оценки эффективности заявленной программы и разработка методики оценки уровня толерантности у школьников.
2.Деятельностный этап(2014-2015г.г.): реализация системы открытых мероприятий, конференций круглых столов для воспитания подростков в духе мира, терпимости, гуманного межэтнического, межкультурного и межконфессионального взаимодействия в школе.
3.Оценочно-регулятивныйэтап(2015-2016г.г.): создание системы контроля и анализа выполненных мероприятий программы. Выявление проблем и пути их решения. Обобщение достигнутого опыта и оценка результатов реализации программы. Составление перспективного плана дальнейшей работы в этом направлении.
Особенности проведения программы, виды деятельности участников:
Результаты и успехи программы зависят от качества участия в совместной деятельности участников. Опыт совместной деятельности у детей и взрослых очень разный, и часто, к сожалению, негативный. Поэтому наша программа направлена на формирование и обогащение у участников совместной деятельности опыта группового взаимодействия и опыта рефлексии по результатам решения поставленных задач.
В ходе проведения программы запланированы мероприятия: - ежегодная корректировка по результатам исполнения мероприятий;
- информационное, организационно-методическое и экспертно-аналитическое сопровождение проводимых мероприятий;
- проведение просветительской работы среди педагогов, учащихся, родителей, направленной на распространение адекватных знаний об истории и культуре народов России и мира с целью уважения к мировым культурным ценностям;
- проведение исследовательских работ, освещение в средствах массовой информации процессов и результатов реализации программы.
Данная программа предполагает реализацию определенных форм и методов воспитания.(Приложение № 2)
Формы взаимодействия организаторов программы с участниками и другими субъектами: определенная роль в формировании межэтнической толерантности у школьников принадлежит внеклассной и внеучебной работе. Она предоставляет широкие возможности для неформального общения учеников с учителями и между собой, создает условия для свободного, не ограниченного рамками программы, взаимопознания культурных особенностей разных народов через совместную практическую деятельность. При этом школьники получают возможность проявлять свою индивидуальность. Просмотр кино- и телефильмов, прослушивание музыки, посещение выставок произведений изобразительного искусства местных авторов, национальных театров дает возможность непосредственно чувственному восприятию тех или иных видов национального искусства. Творческие кружки, театральные и хореографические объединения учащихся, хорошо продуманные школьные вечера способствуют обогащению художественного и жизненного опыта, развитию творческой активности учащихся в тех или иных видах своего национального искусства и искусства других народов, проживающих рядом. Все это позволяет организовать воспитание детей в духе межэтнической толерантности и культуры мира. Однако для успешного решения данной проблемы должны быть соблюдены определенные педагогические условия. Ребенок «впитывает» родную культуру буквально с первых лет жизни благодаря членам семьи, и прежде всего матери. Затем он продолжает познавать ее с помощью родных и близких. Поэтому большинство детей России примерно с четырех лет, а иногда на более раннем возрастном этапе начинают осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения. Основной путь воспитания этики межнационального общения — приобщение детей к культуре разных народов. Детям доступен следующий примерный объем знаний о культуре нескольких народов:
- место жительства каждого из них; труд, по возможности с учетом его специфики; быт (жилище, предметы быта, национальные кушанья);
- язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, загадки, потешки, подвижные игры и игрушки, музыка, колыбельные песни);
-искусство(песни, танцы, национальные костюмы, произведения художественной литературы и изобразительного искусства, в том числе живописи и декоративно-прикладного искусства);
- общечеловеческие нравственные качества.
Организатор программы должен учитывать особенности восприятия, мышления детей, их сравнительно небольшой жизненный опыт, а значит, исходить из национального состава группы, ближайшего национального окружения, действуя по принципу «от близкого к далекому». Педагоги должны не только перечислять, но и обосновывать, раскрывать средства воспитания этики межнационального общения: общение с представителями разных национальностей (непосредственное и опосредованное); устное народное творчество (принцип отбора народных сказок и пословиц, методика ознакомления детей с ними); художественная литература (принцип отбора художественных произведений, методика их использования); игра (все виды детских игр), народная игрушка и национальная кукла; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыка; миниэтнические музеи в образовательных учреждениях.(Приложение № 3)
Вариативная программа, участниками которой являются социальные службы, родители, педагогический коллектив, учащиеся создана для эффективного взаимодействия семьи и школы.
Предполагаемые формы взаимодействия:
- информирование родителей о деятельности ОУ;
- сопровождение родителей в решении возникающих проблем;
- организация образовательной деятельности родителей;
- вовлечение родителей в информационное пространство ОУ.
В школе существует информационное пространство для эффективного взаимодействия с родительской общественностью:
- ежедневно обновляется информация на информационном стенде;
- ведется работа по развитию школьного сайта;
- проводятся общешкольные родительские тематические собрания с привлечением социальных партнеров;
- организуются консультации и беседы с родителями.
Но на сегодняшний день информационное направление недостаточно востребовано родителями. Необходимо вводить новые формы информационного взаимодействия с родителями. Вся воспитательная система школы, субъектами которой являются учителя, учащиеся и их родители, строится на принципах гуманно-демократических воспитательных отношений, один из которых гласит: единое информационное пространство является основой процесса взаимодействия педагогов, родителей и учащихся. Существуют направления взаимодействия.
Образовательное направление.
Цель - способствовать активному участию родителей в обучении и воспитании ребенка.
Содержание деятельности:
- привлечение родителей к участию в обучении и воспитании ребенка;
- обеспечение родителей актуальной информацией о достижениях ребенка;
- организация, при необходимости, просвещения родителей о способах адекватного взаимодействия с ребенком и возможностях его развития.
Для реализации данного направления предлагается систематически проводить:
- «День открытых дверей», где будут демонстрироваться достижения ребенка, учителя и родителя, которые должны быть партнерами в образовательном процессе.
- Индивидуальные консультации родителей по воспитанию ребенка, в рамках которых им будет предоставляться информация о возможностях и способностях ребенка.
- Встречи со специалистами службы психолого-педагогического сопровождения для снятия индивидуальных проблем учащихся.
Спортивно-оздоровительное направление.
Цель - формировать у учащихся и их родителей идеологию здорового образа жизни через взаимодействие школы, учащегося и его семьи.
Содержание деятельности:
- привлечение родителей к совместным спортивно-оздоровительным мероприятиям;
- проведение бесед с родителями о важности и необходимости вести здоровый образ жизни;
- обеспечение сохранности и укрепления здоровья учащихся, учителей и родителей за счет создания безопасных и комфортных условий обучения.
Профориентационное направление.
Цель - привлечь родителей к активному участию в профессиональной ориентации детей.
Содержание деятельности:
- организация родителями экскурсий на предприятия, на которых они работают;
- проведение родителями встреч с интересными людьми;
- создание семейных проектов.
Художественно-эстетическое направление.
Цель - формировать культуру как часть общего духовного развития всех участников образовательного процесса.
Содержание деятельности:
- приобщение к национальному и мировому наследию;
- стимулирование эмоционально-ценностного отношения учащихся и родителей к отечественной культуре;
- организация деятельности учащихся и родителей в творческих делах.
Хозяйственно-трудовое направление.
Цель - приобщить учащихся с родителями к трудовой деятельности, которая способствует социализации личности.
Содержание деятельности:
- организация совместных с родителями трудовых десантов и субботников;
- проведение «Ярмарки семейных дел»;
Успешность решения проблемы воспитания толерантности зависит от того, как в деятельности организаторов мероприятий программы реализуется ряд принципов:
1. Принцип субъектности требует опоры на активность самого ребёнка, его самостоятельность и инициативу, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми;
2. Принцип адекватности требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс (т.е. особенностям экономики, политики, духовности общества).
3. Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории воспитания индивидуального сознания и поведения, выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню сформированности толерантности у ребёнка; раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия;
4.Принцип рефлексивной позиции предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к какой-либо значимой для них проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках;
5. Принцип создания толерантной среды требует формирования в учебном заведении гуманистических отношений, т.е. предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в классе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности.
При организации работы по воспитанию толерантности педагогам необходимо знать и учитывать:
-Индивидуальные особенности каждого ребёнка, особенности воспитания в семье, семейной культуры;
- Национальный состав коллектива учащихся;
-Проблемы в отношениях между детьми и их причины;
-Культурные особенности окружающей среды, этнопедагогические и этнопсихологические черты культуры, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди учащихся и в семьях.
При воздействии на интеллектуальную сферу используется, прежде всего, метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство необходимости толерантного поведения. Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности, используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни. Убеждению соответствует самоубеждение – метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребёнком.
В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребёнка, является внушение и связанные с ним приёмы аттракции. Метод внушения может реализоваться через использование цитат из библии, высказываний великих людей, музыкальных произведений, использование речёвок, заучивание лозунгов и т.д. Процесс внушения часто сопровождается самовнушением, когда ребёнок пытается сам себе внушать ту или иную эмоциональную оценку своему поведению, как бы задавая себе вопрос: «Что бы мне сказал в этой ситуации учитель, или родители?»
Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование, в основе которого лежит формирование у детей осознанных побуждений их жизнедеятельности. Стимулирование может осуществляться в различных вариациях. Одобрительный взгляд, одобрительная фраза, когда ребёнок изменяет своё поведение в позитивную сторону.
В сфере саморегуляции необходимо формировать нравственную правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести своё поведение с другими, самоконтроль и др. К методам воздействия на сферу саморегуляции можно отнести метод коррекции поведения. Он направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребёнок внесёт изменения в своё поведение в отношениях с людьми. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления поступка учащегося с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности. В качестве модификации этого метода можно рассматривать пример педагога, который должен выступать эталоном толерантного поведения. Коррекция невозможна без самокоррекции. Опираясь на идеал, пример, сложившиеся нормы, ребёнок может сам изменить своё поведение и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием.
Методы воздействия на предметно-практическую сферу направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность. Это методы воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых ребёнок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Это, прежде всего, проблема выбора способа отношений с другими людьми. Воспитатель умышленно создаёт лишь условия для возникновения ситуаций. Когда в ситуации возникает проблема для ребёнка и существуют условия для самостоятельного её решения, создаётся возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей. Формирование сознательного отношения к своим действиям требует любовь к себе и другим, заботу о красоте тела, речи, души, понимание морали в себе. Метод дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы «за» и «против». Дилеммы всегда порождают спор в коллективе, где каждый приводит свои доказательства, а это даёт возможность в будущем сделать правильный выбор в жизненных ситуациях. Соответствующим методу дилемм методом самовоспитания является рефлексия, означающая процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Рефлексия предполагает не только познание человеком самого себя в определённой ситуации, но и выяснение отношений к себе окружающих, а также выработку представлений об изменениях, которые могут произойти. Она проводится с помощью приемов.(Приложение № 3).
В основе педагогической деятельности учителя должно быть живое общение с детьми на основе живого слова. И это важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к доброжелательному взаимодействию, пониманию. Если педагог толерантен, то он открыт, доброжелателен. Он уважает «самость» ребёнка, его индивидуальность, понимает, что поведение ученика имеет для него субъективный, аутентичный смысл. Взаимопонимание рождается в диалоге, в котором учитель постигает своеобразие и целостность личности ребёнка, проникает в глубину его переживаний, опираясь на чувство исследователя и интуицию.
В средних классах используют интерактивные методы обучения — модель открытого обсуждения, развивающую в детях умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем.
Интерактивное обучение — это погружение в процесс общения, основанного на учебно-воспитательном взаимодействии ученика с другими учащимися и педагогами, педагогами и родителями, учащимися и родителями (в зависимости от того, кто включен в работу).
Цели этой методики — развивать эмпатические способности у педагогов, детей и родителей; воспитывать терпимость к инакомыслию; развивать коммуникативные способности как основной признак личности, обладающей толерантным сознанием; воспитывать у детей среднего школьного возраста неприятие к жестокости, насилию к природе, людям, ко всему окружающему миру.
Практикуются уроки - тренинги, цель которых в том, чтобы создать условия для полноценного общения.
Занятия строят в игровой форме. К такому виду работы теперь готовы и дети, и учитель. В каждой предложенной ситуации как обязательные элементы присутствуют все стороны общения. Структура тренинга «информация — взаимодействие — восприятие» позволяет последовательно выработать у каждого участника общения умение находить своё место в групповом решении, при необходимости брать на себя лидирующую роль, адекватно оценивать ситуацию, оказывать помощь и поддержку остальным членам группы. Игры на восприятие и взаимопонимание помогают не только узнать что-то новое о людях, окружающих нас, но и понять их позицию, открыть для себя некоторые мотивы их поведения.
Игры помогают развивать уважение и самоуважение, преодолевать внутреннее беспокойство, учит умению поддерживать друг друга, доверять и доверяться самому, преуспевать без соперничества, верить, что всё это необходимо не только в школе, но и в жизни.
Обучение посредством общения основано на умении принять чужую точку зрения в атмосфере, способствующей честности и открытости, на полном согласии я доверии учеников. В данном случае учитель и ученик становятся частью одной команды и работают над достижением общей цели.
В старших классах можно предложить такую методику воспитания толерантности:
— игра в «Ассоциации» (терпение; терпимость);
— обсуждение ассоциативных понятий: сходство и различия — определение понятий «терпение, терпимость, толерантность».
— воспитание способности видеть другого, обсуждение поведенческих характеристик, этических умений «видеть другого»;
-причины конфликтности людей (нетерпимости), способность «Не видеть», «не замечать».
- игра «Почта комплиментов»;
- рефлексия.
Воспитание способности «слышать другого»:
- упражнение «Психология восприятия информации»;
- упражнение «Поза и интонация»;
- упражнение «Заговори, чтобы я увидел»;
- рефлексия.
Воспитание способности «принимать другого»:
упражнение «А не странен кто?».
«Что такое патогенное мышление?»;
— упражнение «Аттракция»;
— рефлексия.
Формы (внутренние с привлечением педагогов, психологов, работников культуры, правоохранительных органов, представителей различных религиозных структур, общин и диаспор):
- Беседы
- Дискуссии
- Игровые тренинги
- Коммуникативные тренинги
- Праздники
- Игровые и конкурсные программы
- Игры имитационные, деловые, драматизации
- Викторины, познавательные игры
На данные формы деятельности необходимо инвестирование образовательных учреждений.
- (внешние)
- Фестивали
Основная цель фестивалей содружества культур в области искусства и с помощью искусства. Главная идея Организаторов собрать творческие коллективы, занимающиеся фольклорным и национальным творчеством (танцевальные, вокальные, инструментальные коллективы и прикладные ремесла) из разных стран мира и разных городов России для тесного общения, представления своей культуры и знакомства с культурой других стран мира, с целью дальнейшего взаимообогащения культур, содействие международному культурному сотрудничеству.
А также идеей фестивалей является передача народных традиций подрастающему поколению, с целью возрождения и дальнейшего развития национальных достижений, развитие новых форм коммуникации и межкультурного общения
- Праздники национальные, межнациональные
- Детские межнациональные лагеря
Целью лагеря является воспитание межнациональной толерантности, обучение противостоянию ксенофобии и антисемитизму.
Задача – сформировать сознание того факта, что Холокост – это не еврейская проблема, Депортации – не проблема депортированных народов, Голодомор – не проблема украинцев - это ужасающие примеры геноцида, пример того, к чему может привести нетерпимость. Необходимо воспитать толерантность и сохранить разнообразие мира.
Метод работы лагеря: формирование толерантности через погружение в национальные культуры, каждый день весь коллектив лагеря живет жизнью определенного национального общества.
Участники лагеря каждый день погружаются в атмосферу национальной жизни, обычаев, языка, музыки и танцев, изучают национальные ремесла, едят национальную пищу. Личное знакомство с представителями другой национальности способствует самоидентификации, персонализации ощущений, помогает преодолеть имеющиеся стереотипы в восприятии другого народа, снизить уровень безразличия, агрессивности и даже страха, наладить дружеские отношения между представителями разных этносов.
- Экскурсии по городам России, в национальные деревни, города – столицы разных республик и краев России
- Встречи с представителями различных общин и диаспор
В данных формах программы требуется финансовая поддержка всех заинтересованных сторон, и в первую очередь государства.
Основное содержание программы.
Тематическое планирование
Программа содержит восьми разделов:
Раздел 1. Воспитание культуры толерантности через систему образования.
Раздел 2. Укрепление толерантности и профилактика экстремизма в подростковой среде.
Раздел 3. Развитие толерантной среды школы средствами массовой информации.
Раздел 4. Содействие национально-культурному взаимодействию в сельском сообществе.
Раздел 5. Поддержание межконфессионального мира и согласия.
Раздел 6. Совершенствование механизмов обеспечения законности и правопорядка в школе.
Раздел 7. Использование ресурсов внешнего сотрудничества в деле формирования культуры мира и толерантности.
Раздел 8. Организационное, научно-методическое обеспечение, мониторинг хода реализации Программы.(Приложение № 4)
Результаты программы можно будет увидеть уже через несколько лет, когда подрастет новое, воспитанное в интернациональном духе, поколение. Для этого общественным организациям, образовательным учреждениям необходимо осознать качественное изменение роли и функций человечества в биосфере Земли в результате возрастающего научного и технологического могущества человека, вытекающей из этого факта ответственности его за будущее планеты и цивилизации.
Принять в качестве цели формирование системы национального и международного непрерывного миротворческого образования и воспитания, выражая убеждение в том, что трагический опыт предшествующих тысячелетий и мировых войн создал у человеческого сообщества основы неприятия войн и насилия как средств решения возникающих проблем, а позитивный опыт предотвращения и разрешения крупных конфликтов во второй половине ХХ века показал реальную возможность мирной жизни в XXI веке и в третьем тысячелетии
Мы утверждаем, что образование в современном мире должно строиться на признании прав и основных свобод человека, независимо от каких-либо различий по признакам расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, по национальному или социальному происхождению, имущественному положению или иным обстоятельствам, учитывая должным образом важность традиций, культурного наследия, духовных, социальных и материальных ценностей каждого народа при осуществлении идей миротворческого воспитания.
Выводы.
Мы созданы все разными по характеру, темпераменту и национальности. То, что мы разные, не означает, что кто-то лучше, а кто-то хуже.
Наша задача сохранить и развить это разнообразие. Убедить наших детей в том, что любой другой человек нравственно равен тебе самому, у него нет преимуществ перед тобой, и – наоборот, у тебя нет преимуществ перед другим.
Необходимо воспринимать другого таким, каким он есть, с его традициями, обычаями, темпераментом, настроением, характером. Воспринимать боль каждого народа как свою боль, как боль всего человечества. Собственно это и есть принципы демократического будущего. Принять в качестве цели формирование системы национального и международного непрерывного миротворческого образования и воспитания, выражая убеждение в том, что трагический опыт предшествующих тысячелетий и мировых войн создал у человеческого сообщества основы неприятия войн и насилия как средств решения возникающих проблем, а позитивный опыт предотвращения и разрешения крупных конфликтов во второй половине ХХ века показал реальную возможность мирной жизни в XXI веке и в третьем тысячелетии
Образование в современном мире должно строиться на признании прав и основных свобод человека, независимо от каких-либо различий по признакам расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, по национальному или социальному происхождению, имущественному положению или иным обстоятельствам, учитывая должным образом важность традиций, культурного наследия, духовных, социальных и материальных ценностей каждого народа при осуществлении идей миротворческого воспитания
Список использованной литературы
- Погодина А.А. «Программа по формированию толерантности у подростков в рамках классного коллектива».
- Дереклеева Н. И. “Родительские собрания” М., “Вербум”, 2001.
- Е. Н. Арсенина “Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе” М.: “Глобус”, 2001
- Н. И. Дереклеева “Справочник классного руководителя” М.: “Вако”, 2003.
- Л. Н. Яровая “Внеклассные мероприятия” М.: “Вако”, 2004
- М. П. Нечаев “Практика управления воспитанием в школе” М., 2003,
- “Классный руководитель” № 1, 2003.
- Е. В. Титова “Если знать, как действовать” М., 1993.
- Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы), – С–П.: Речь, 2001 – 127 с.
- Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга, М; 1998.
- Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств, – С–П.: Речь, 2001 – 346 с.
- Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61.Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.
- 4. Дмитриев Т.Д. Многокультурное образование М. Народное образование 1999 г.
- Козлова С. А. Я — человек: Программа приобщения ребенка к социальному миру.— М., 1996.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Комплексная программа, – С–П.6 Речь, 2001 – 189 с.
- Ненасилие. Программа по формированию способности к ненасильственному взаимодействию у детей дошкольного возраста, – Череповец, 1999 – 183 с.
- Основы конструктивного общения. Практикум. Составители: Т.Г. Григорьева, Т.П. Усольцева, Новосибирск – Москва, 1997.
- Основы конструктивного общения. Хрестоматия. Составители: Т.Г. Григорьева, Т.П. Усольцева, Новосибирск – Москва, 1997 – 197 с.
- Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. Методические разработки занятий, М: Новая школа, 1993 – 47 с.
- Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости, – М: Издательство Института Психотерапии, 2002 – 212 с.
- Солдатова Г.У., Шалгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире собой и другими. Тренинг толерантности для подростков, – М: Генезис, 2001 – 105 с.
- Титова Е.В. Если знать, как действовать.
- 3. Тишков В.А. “Очерки истории и политики этничности в России”. М. 1997 г.
- Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации, – С–П: Речь, 2001 – 215 с.
- Философский энциклопедический словарь, М., 97 с.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4 частях, – М: Генезис, 2001.
- Шучияма Б. Воспитание детей в духе мира и мирового гражданства //Там же;
- Самохвалова В. И.
- О содержании понятия «толерантность» в современном культурном контексте
- http://www.intelros.ru/readroom/fg/fg_1/5392-o-soderzhanii-ponyatiya-tolerantnost-v-sovremennom-kulturnom-kontekste.html
- http://nodifference.ucoz.ru/publ/1-1-0-2
- http://www.pravo.ru/news/view/14081/
- http://www.molgvardia.ru/nextday/2010/01/25/13479
- Декларация принципов толерантности. ЮНЕСКО. 1995.
- Конвенция о правах ребенка. 1989.
- Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теорияи практика). Сборник научно-методических статей, М., 2002.
- Кукушкин B.C. Воспитание толерантной личности в поликультурном
социуме, Ростов-на-Дону, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование культуры межнационального общения школьников средствами коллективной творческой деятельности на уроках истории.
Формирование культуры межнационального общения школьников средствами коллективной творческой деятельности на уроках истории....
Инновационный опыт «Формирование толерантного поведения и культуры межнационального общения на уроках обществознания»
Инновационный опыт...
Формирование культуры межнационального общения на уроках литературы и во внеурочной деятельности.
Каждому взрослому человеку понятно, что в современном мире люди сосуществуют в многонациональном обществе. И это прекрасно, потому что даёт возможность сохранять индивидуальность и в то ...
Воспитание толерантности и культуры межнационального общения
Положение человека (и взрослого, и ребенка) в обществе определяют его права, обязанности и ответственность. В современном обществе для подготовки детей к решению многих жизненных проблем крайне необхо...
Программа «Формирование культуры межнационального общения и толерантности у обучающихся»
В настоящее время национальной доктриной является воспитание человека культуры, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия прошлого своего народа и наро...
Мероприятие по формированию культуры межнационального общения «Секреты здоровья»
laquo;Секреты здоровья»Цели: формирование знаний воспитанников об основных составляющих элементах здоровой и долгой жизни человека.Задачи:1.Образовательные: показать значимость соблюдения ...
Мероприятие по формированию культуры межнационального общения «Планета друзей»
Планета друзей»Цель: познакомить детей с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, научить доброжелательности и снисходительности, стремлению понимать друг друга...