Инновационный опыт «Формирование толерантного поведения и культуры межнационального общения на уроках обществознания»
методическая разработка по обществознанию на тему
Предварительный просмотр:
Инновационный опыт учителя обществознания МБОУ «СОШ №9» Рузаевского муниципального района Советовой Елены Андреевны
«Формирование толерантного поведения и культуры межнационального общения на уроках обществознания»
Воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
В последнее время часто используется понятие толерантность - в политике, культуре, в образовании, даже в быту. Вполне понятно, что именно сейчас стала особенно актуальной проблема становления терпимого отношения к людям иной национальности и конфессиональной принадлежности. Постоянные межэтнические, межконфессиональные конфликты, в том числе и грозящие, перерасти в глобальные, требуют формирования новой культуры отношений, построенных на уважении, принятии чужой культуры.
Изучение предмета «обществознание» дает чрезвычайно богатый материал по воспитанию толерантности у учащихся. Обращение к формированию толерантности при изучении обществоведческого материала крайне необходимо. Во многом это связано с содержанием самого материала учебников.
Формирование понятия толерантности проходит постепенно, в зависимости от возрастных способностей учащихся и особенностей изучаемого материала. Отдельный урок по толерантности, не сможет сформировать толерантного сознания. Поэтому я со своими учениками веду постоянную кропотливую работу от занятия к занятию в зависимости от темы урока.
Методы работы:
Создание толерантной атмосферы в классе я добиваюсь путём применения различных активных методов работы на уроке: диалоги, дискуссии, ролевые и деловые игры, круглые столы, эвристические беседы, в процессе которых учащиеся разных национальностей учатся понимать другой тип поведения, мышления.
Эвристическая беседа как один из таких методов позволяет учащимся не просто осмысливать информацию, а переживать ее усвоение как субъективное открытие еще не известного для себя знания. Центральное место в эвристической беседе – это создание (и, естественно, решение) проблемных ситуаций. С помощью соответствующих методических приемов (постановка проблемных и информационных вопросов, выдвижение гипотез и их опровержение, обращение к классу «за поддержкой») нужно побуждать учеников к совместному размышлению, развивая тем самым терпимое отношение к мнению других людей.
Ролевая игра – это маленькая пьеса, разыгрываемая учениками, в основном импровизированная. На таких занятиях преследуется цель оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам. В результате применения такого метода повышается понимание ситуации и вызывается сопереживание по отношению к оказавшимся в ней людям. Например, в ролевой игре о праве на равенство ученик, играя роль человека, чьи права ущемляются, может понять, каково быть жертвой дискриминации.
Ролевая игра позволяет поддерживать активность учащихся, провоцировать их нестандартные мысли и поступки. Она, имитируя реальную жизнь, ставит вопросы, на которые нет простого и однозначного ответа. Это дает возможность ребятам в процессе обсуждения прийти к пониманию о наличии различных точек зрения в решении предлагаемой ситуации.
Так, проблемы связанные с инакостью, позволяют разрешить ролевые игры. Например, «Портрет», «Голубоглазые и кареглазые», «Тропи» напрямую связаны с проблемой инакости. Как мы судим о людях, окружающих нас, как относимся, к чужим «странностям», наконец к другой традиции, культуре – вот, вопросы, которые я ставлю в игре. Здесь мы выходим на этические нормы, лежащие в основе многих норм правовых. В результате школьники получают опыт разрешения конфликтных ситуаций; вживаясь в роль, они учатся понимать людей другой культуры, нации, социального статуса.
Анализ проведенных ролевых игр необходимо проводить совместно с учащимися, вместе выявлять причины неудач, строить планы на будущее.
Широко используемый на уроках метод дискуссии дает возможность ученикам исследовать и анализировать вопросы, касающиеся прав человека, развивать умение слушать, вести полемику, а также приобретать иные навыки, важные для формирования толерантности мышления и поведения. Для успешного проведения дискуссии с учащимися необходимо разработать на первых занятиях «Правила дискуссии». К ним можно отнести следующие: слушать того, кто говорит, не прерывать его; поднимать руку, если есть желание высказаться; при несогласии с кем-либо критиковать мнение, но не того, кто его высказывает; не смеяться, когда кто-либо говорит; поощрять всех к участию в дискуссии.
Эффективным способом формирования толерантности мышления выступает метод открытых вопросов. Они предполагают различные ответы и точки зрения. Вот несколько примеров подобных вопросов: гипотические вопросы помогают ученикам вообразить те или иные ситуации, стимулирующие мыслительный процесс («Что бы вы сделали/ подумали, если бы…?»); побуждающие к размышлениям («Как бы мы могли помочь решить эту проблему?»); поощряющие\поддерживающие («Это интересно, а что случилось дальше?») – они позволяют ученикам делиться собственным опытом и взглядами; выявляющие мнение («Что вы думаете или чувствуете по поводу…?») – такие вопросы показывают ученикам, что их мнение для учителя важно и интересно; зондирующие («Почему вы так думаете?»), заданный не в агрессивной форме, а с искренней заинтересованностью, этот вопрос может помочь учащимся задуматься и объяснить/ проанализировать свое мнение; разъясняющие/ обобщающие («Буду ли я права, если скажу, что вы думаете…?»).
Большое внимание на уроках обществознания уделяю изучению основополагающих документов по правам человека («Декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка»). Провожу эти занятия в атмосфере психологической комфортности, создающей ситуацию успеха каждому ребенку.
Считаю, что поведение учителя является для учащихся некоторым образцом. Уверена, что толерантная культура учителя есть условие формирования толерантности школьников. Поэтому практически на каждом уроке создаю так называемые эпизоды толерантности: несколько минут интересной информации о культуре, о быте, об известных людях – представителях той или иной национальности.
Предмет обществознание имеет огромный потенциал для формирования толерантной личности школьника. Так, при изучении темы «Этнические общности» в 11 классе предлагаю ребятам выступить с мини-презентацией «Традиции и обычаи моего народа». Очень важно, чтобы учащиеся выступали без стеснения, с чувством национальной гордости, а их одноклассники достаточно внимательно слушали, задавали много вопросов. Таким образом, происходит своеобразный межкультурный диалог на ученическом уровне, способствующий взаимопроникновению культур, развитию коммуникативной открытости.
Одной из особенностей школы является обучение и воспитание детей из Реабилитационного Центра «Солнышко». В школу периодически приходят дети из других учебных заведений, коллективов, дети из незащищенной социальной среды, из неблагополучных семей, так называемые «трудные дети». Задача педагогического коллектива – создать условия, организовать образовательную и внеурочную деятельность учащихся таким образом, чтобы дети понимали, принимали и уважали друг друга. На начальном этапе организации обучения детей из РЦ «Солнышко» выделялся ряд проблем: неадекватное отношение многих учащихся друг к другу, неумение слушать и слышать, нетерпимость к мнению других, неумение анализировать конкретные жизненные ситуации с правовой точки зрения. Эти причины побудили меня совместно с педагогами школы и психологами РЦ «Солнышко» начать работу над проблемой воспитания толерантности мышления у школьников. На протяжении нескольких месяцев велась целенаправленная работа по формированию толерантного отношения детей друг к другу: беседы с учащимися, выступление педагогов на родительских собраниях, проведение внеклассных мероприятий (круглые столы, ролевые игры) совместно с работниками РЦ «Солнышко» и т. д.
Так, шаг за шагом, в результате живого диалога между школьниками, в результате взаимодействия педагогов, психологов, родителей, в школе на данный момент сложилась атмосфера доверия, доброжелательности и толерантности.
Принципы работы:
Я считаю, что успешность формирования толерантной личности школьника во многом определяется толерантной культурой учителя. В своей педагогической деятельности я исхожу из следующих принципов:
- принимать ребенка таким, каков он есть. Каждый школьник – самобытен;
- верить в способности ребенка, стимулировать его творческую активность;
- уважать личность ученика, создавать ситуацию успеха для каждого ребенка;
- не сравнивать никого ни с кем, сравнивать только результаты действий;
- не унижать достоинства ребенка;
- каждый имеет право на ошибку;
- каждый имеет право на свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.
Реализация этих принципов позволяет создать в классе атмосферу доверия, открытости, психологической комфортности, толерантности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование толерантного сознания обучающихся 10-11 классов на уроках обществознания"
Работа посвящена теме толерантности, о которой сегодня не рассуждает только ленивый да ребенок, которому это понятие незнако...
Формирование культуры межнационального общения школьников средствами коллективной творческой деятельности на уроках истории.
Формирование культуры межнационального общения школьников средствами коллективной творческой деятельности на уроках истории....
Формирование культуры межнационального общения на уроках литературы и во внеурочной деятельности.
Каждому взрослому человеку понятно, что в современном мире люди сосуществуют в многонациональном обществе. И это прекрасно, потому что даёт возможность сохранять индивидуальность и в то ...
Воспитание толерантности и культуры межнационального общения
Положение человека (и взрослого, и ребенка) в обществе определяют его права, обязанности и ответственность. В современном обществе для подготовки детей к решению многих жизненных проблем крайне необхо...
Программа: «Формирование культуры межнационального общения и толерантности у подростков в рамках воспитательного процесса»
Для России, пожалуй, нет проблемы более актуальной, более животрепещущей, чем проблема межнациональных отношений. И это понятно: ведь страна, в которой проживает более 150 наций и народностей, не може...
Программа «Формирование культуры межнационального общения и толерантности у обучающихся»
В настоящее время национальной доктриной является воспитание человека культуры, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия прошлого своего народа и наро...
Завершился онлайн-курс «Формирование гражданственности и культуры межнационального общения» для специалистов в области воспитания
Курс «Формирование гражданственности и культуры межнационального общения» был направлен на формирование теоретических и методических компетенции у педагогов для проведения занятий по форми...