Коррекционная работа с детьми с ОВЗ
статья на тему

Новые стандарты требуют от  учителя новых компетенций, в том числе умения работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnaya_rabota.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ

Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе – это все технологии, применение которых в процессе обучения идет на пользу учащимся.

  1. условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  2. рациональная  организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми,  индивидуальными особенностями  и гигиеническими требованиями);
  3. соответствие  учебной  и  физической  нагрузки  возрастным возможностям ребенка;
  4. необходимый, достаточный  и  рационально  организованный двигательный режим.

 Все формы здоровьесберегающих технологий в школе связаны в единую систему и основаны на стремлении самих учителей к совершенствованию. Если при реализации педагогических функций решается задача сохранения у педагогов и учащихся здоровья, то можно говорить о том, что осуществление учебно-образовательного процесса ведется в соответствии со здоровьесберегающими технологиями.

На современном этапе развития общества значительно возрастает роль учителя как активного субъекта педагогического процесса. Повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. В соответствии с профессиональным стандартом для современного педагога должна быть характерна «готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку». Что требует от  учителя новых компетенций, в том числе умения работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Начиная работать с такими детьми, я столкнулась с рядом проблем:

  1. Культура инклюзивного образования пока не сформирована как у детей, так и общества в целом.
  1. Хотя по официальным данным сегодня лишь 5% выпускников школ практически здоровы, 80% школьников хронически больны, свыше 70% страдают нервно-психическими расстройствами. Из каждой тысячи рождающихся младенцев 900 имеют врожденные пороки развития. В ряде регионов России от 50 до 70% молодых людей призывного возраста не способны нести воинскую службу в армии по медицинским показаниям. Чтобы сухие данные статистики не заслонили конкретного ребенка, важно наличие у педагога знаний о состоянии психического и физического здоровья детей, с которыми он работает.

Для этого я обращалась за помощью в Центр «Семья», которые проводили в нашем классе  программу  «Уроки о себе». Также было проведено психологическое тестирование класса. Для работы с родителями и принятия ими классного коллектива было проведено родительское собрание с помощью психолога Бакановой Надежды Герасимовны.

Поэтому обязательным условием является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка -создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, включая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции. 

  1. Еще одной проблемой является недостаточный уровень специальных знаний у педагогов, позволяющих осуществлять работу с детьми с ОВЗ;

Доктор медицинских наук, профессор В.Ф. Базарный  полагает, что болезнь – это медицинская категория, а здоровье – педагогическая, поскольку является мерой реализации генетических потенциалов человека.  При работе с детьми с ОВЗ должна быть разработана принципиально новая концептуальная основа и методологическая система раскрепощения учащихся в образовательном процессе, основанная на принципах телесной и сенсорной свободы, двигательно-поисковой активности, трудового и художественного творчества.

Для этого, в рамках своей работы я тесно сотрудничаю с Психолого-педагогическим центром «Доверие», где дети посещали такие занятия как «Волна» и «сенсорная комната», которые способствуют снятию психо-эмоционального напряжения.

Таким образом, использование педагогом природосообразных педагогических технологий позволяет не только сохранить, но и укрепить здоровье детей.

  1. Низкий уровень профессиональных умений по применению специальных технологий, методов, приёмов коррекционно-развивающей работы является также проблемой.

Такие личностные качества педагога как гуманизм, высокая нравственность, эмпатия в работе с детьми с ОВЗ приобретают особую значимость, поскольку «при всем совершенстве дидактических приемов учебно-воспитательный процесс в первую очередь должен нести нравственное начало, которое может быть реализовано через саму личность педагога. И только проблемы, поставленные и решенные на уровне совести и ответственности, могут найти интеллектуальное и методическое решение».

Учащиеся моего класса успешно участвовали в  дистанционных  викторинах для детей с ОВЗ, такие как «Знатоки родного края» и «Самара космическая» в Центре дистанционного обучения на базе СИПКРО.

Данные мероприятия с детьми с ОВЗ позволили им повысить самооценку, мотивацию к учебе. Дети искренне радовались своим успехам, что обеспечивает более высокую степень уверенности в своих силах, а это позволяет лучше адаптироваться в обществе.

 Таким образом, сочетание данных компетенций учителя по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья позволяет ему, по меткому выражению профессора Е.А. Ямбурга, стать «специалистом по ребёнку» и успешно решать педагогические задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с проблемами развития. Особенности логопедической работы. 2007 г. Диплом за победу в III туре конкурса журнала "ЛОГОПЕД"

В докладе представлен краткий обзор существующих методических разработок в коррекционной работе с детьми раннего возраста с речевыми нарушениями, дается описание контингента детей, посещающих коррекци...

Выступление из опыта работы на тему: «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционой работе с детьми с ТНР»

С введением нового закона «Об образовании в Российской Федерации» и  модернизации дошкольного образования важным направлением ДОУ является обеспечение государственной гарантии доступности и равны...

Коррекционная работа с детьми с нарушением интеллекта в специальных (коррекционных) учреждениях

Диагностика, программа индивидуальной работы, конспекты занятий...

«Музыкально-коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья – как ресурс дальнейшего развития, существования, и реализации» (поточный метод работы)

Переход на поточный метод работы в отделении реабилитации детей с ограниченными физическими и умственными возможностями потребовал разработки нового программного содержания индивидуальных коррекционны...

Применение нейрогимнастики в коррекционной работе с детьми с ЗПР для повышения эффективности коррекционного процесса

Дети, имеющие речевые и психические нарушения, быстро утомляются, имеют низкую производительность, им сложно переключать своё внимание, удерживать и распределять его - эти характеристики являются приз...

Выступление Тема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра» Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, НОО «О коррекционной работе с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами в рамках

ВыступлениеТема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра»Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, Н...