Коррекционная работа с детьми с нарушением интеллекта в специальных (коррекционных) учреждениях
учебно-методическое пособие

Зорина Татьяна Юрьевна

Диагностика, программа индивидуальной работы, конспекты занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_korr-razv.raboty.docx29.38 КБ
Файл konspekt_individ.docx27.17 КБ
Файл konspekt_podgr.docx29.55 КБ
Файл karta_obsledov_-_kopiya.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова

Институт педагогики и психологии

Кафедра специальной педагогики и психологии

 

Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребенком 2 класса

Исполнитель: Зорина Татьяна Юрьевна

г.Кострома 2015 год

Сроки реализации

Цель занятий

Название игры/упражнения

Задачи игры/упражнения

Оборудование

Ход игры

1 неделя

Развитие мелкой моторики

«Колечко»

Развить координацию движения, внимание, память, умение сосредоточиться.

Длинная нитка, кольцо средних размеров (чуть больше, чем необходимо для указательного пальца), большое помещение, в котором можно подвесить колечко.

Это игра рассчитана на 2 участников, но чем больше в ней игроков, тем она веселее и увлекательнее.

Подвешивается колечко на такой высоте, чтобы участники могли попасть в него пальцем вытянутой руки. Выбирают первого игрока и ведущего. Ведущий подводит участника к подвешенному кольцу на расстояние вытянутой руки, затем отводит его на три шага назад и поворачивает его несколько раз вокруг себя. Все остальные участники встают полукругом и наблюдают.

После того как первого смельчака раскрутили, он с вытянутой рукой должен сделать три шага по направлению к кольцу и точно попасть в него пальцем. Если с первого раза это не получилось, у него есть еще несколько попыток нащупать пальцем кольцо.

Усложнить эту игру можно различными способами. Во-первых, можно увеличить количество шагов. Во-вторых, игроку можно завязать глаза и мешать различными комментариями и неправильными указаниями.

«Палочки-моталочки»

Развитие зрительно-моторной координации

Веревка, палка

1 вариант: дорожки, препятствие в конце дорожки, веревочка один конец которой привязан к палочке, а другой к машинке.

2 вариант: веревочка один, конец которой привязан к палочке, а другой к предмету.

Ход работы:

1 вариант: Ребенок наматывает веревочку на палочку (работает пальцами), машинка отъезжает, объезжает препятствие и возвращается. Ребенок следит за машинкой глазами.

2 вариант: Ребенок наматывает веревочку на палочку (работает кисть), предмет поднимается вверх. Ребенок следит глазами за предметом.

«Собери из частей»

1.Формировать представление о насекомых;

2.Упражнять складывать целое изображение из нескольких частей;

3.Развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики рук.

Образец насекомых (гусеница, божья коровка, бабочки, пчела), вырезанные части насекомых.

Воспитатель выкладывает перед ребёнком образец насекомого (гусеницы, божьи коровки, бабочки или пчелы), части насекомого (голова,туловище, лапки, крылья, элементы узоров на туловище). Затем ребёнку предлагается рассмотреть, назвать из каких частей состоит данное насекомое на образце (гусеница, божья коровка, бабочки или пчела) и собрать части насекомого вместе.

2 неделя

Развитие  восприятия

«Половинки»

Развитие целостности зрительного восприятия

Карточка с нарисованными по разные стороны половинками фигур, цветные карандаши.

Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит найти и соединить две половинки так, чтобы получилась фигура и их раскрасить.

«Куда ползут улитки»

Развитие зрительно-пространственного восприятия

Карточка с нарисованными улитками, ползущими в разные стороны, цветные карандаши.

Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит раскрасить улиток разноцветными карандашами, в соответствии с условиями, написанными на карточке.

«Что звучит»

Развитие слухового восприятия

Карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка

Перед ребенком выставляются хорошо знакомые ему предметы: карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка. Взрослый объясняет ему, что только по слуху ребенку предстоит определить, что он услышит и рассказать о действиях взрослого возможно полнее. Затем ребенок поворачивается спиной к предметам или они закрываются ширмой. Взрослый переливает воду из одной чашки в другую, режет бумагу ножницами, рвет её, мнёт, стучит ножницами о чашку, водит карандашом по бумаге. После каждого произведенного действия ребёнок должен рассказать о нём в силу своих речевых возможностей, но максимально подробно. При значительных трудностях звучание повторяется со зрительной опорой. Упражнение проводится до стойкой дифференциации звучаний.

«Приметы времени»

Развитие восприятия времени

4 картинки с изображением явлений природы в четырех временах года

Покажите ребенку 4 картинки с изображением явлений природы в четырех временах года. Например, приметы осени: гроздь рябины; желтый лист; кочан капусты; белка делает запасы; дети в осенней одежде идут с корзинками в лесу; деревья с желтыми листьями; убранное поле.

Расспросите ребенка о временах года: "Когда бывает снег? Когда опадают листья с деревьев? Когда появляются подснежники? Когда птицы вьют гнезда?" и т. д. Через 1-2 дня ребенку последовательно показывают 4 картинки с изображением времен года и просят назвать, какое время года изображено, и объяснить, почему он так думает.

Если ребенок затрудняется в определении времен года, продолжайте эту игру дальше, подготовьте другие картинки, постарайтесь вносить разнообразие в вопросы.

Такой же подход можно использовать и в развитии у ребенка представлений о месяцах.

3 неделя

Развитие внимания

«Расставь как было»

Развитие зрительного внимания.

Несколько игрушек

Перед детьми на столе воспитатель расставляет семь игрушек. После того, как дети рассмотрели игрушки, взрослый просит их отвернуться от стола, а он в это время игрушки меняет местами и даёт задание: «Расставьте игрушки в той последовательности, которой они были».

«Опиши предмет»

1.Развитие концентрации внимания;

2.Развитие зрительной памяти.

Несколько предметов различной величины, цвета, формы, желательно обогащенных различными деталями. (куклы, игрушки и т.д)

Ребенку предлагается внимательно рассмотреть предметы, которые педагог в течение одной-двух минут показывает (например, ручка, карандаш, футляр, камешки, небольшая кукла, машинка и пр.)

Затем эти предметы закрывают, и педагог предлагает ребенку подробно описать каждый предмет, его величину, форму, цвет и другие признаки.

Развитие сенсорных эталонов формы и величины

«Сестрички-матрешки»

1.Учить ребенка выстраивать сериационный ряд в убывающем порядке: от низкого к высокому и наоборот;

2.Закреплять в речи слова высокий, ниже, еще ниже, низкий, самый низкий;

3.Развивать память, внимания, наблюдательность.

Набор матрешек из 5 штук, Петрушка.

Петрушка приносит ребенку матрешку и предлагает построить матрешек по росту: это высокая, эта ниже, эта еще ниже, самая низкая.

«Поймай рыбку»

1.Учить ребенка отличать предметы по размеру;

2.Закреплять в речи слова большой/средний/маленький;

3.Развивать внимание и наблюдательность.

Набор из нескольких рыбок и ведерок разной величины.

Ребенку предлагают сходить на рыбалку. Но при этом уточняется, что каждая пойманная рыбка кладется в ведерко соответствующего размера (маленькая рыбка в маленькое ведерко и т.д).

«Разложи на группы по форме, родовому признаку».

Развитие эталона формы

Картинки с изображением предметов

Изучая тему овощи, дети учатся раскладывать картинки по форме: круглые: помидор, капуста, лук, тыква; овальные: кабачок, огурец, баклажан; треугольные: морковь, перец.

4 неделя

Развитие мышления

«Сокращение рассказа»

Развитие организованности и повышение четкости, умения отвлекаться от мелочей.

Распечатка рассказа

Предъявляется отпечатанным или зачитывается короткий рассказ. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь одно-два-три предложения, и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова. При этом основное содержание рассказа, конечно же, должно сохраниться, второстепенные же моменты и детали следует отбросить.

«Последовательность»

Установление последовательности событий в цепочке предложений

Незаконченная последовательность предложений

1. На небе сгустились тучи. Сверкнула молния. Начался дождь…2. Из-за холодов птицам стало труднее добывать пищу. Птицы собрались в стаю. Они отправились в дальний перелет…

3. Прозвенел звонок. Школьники вошли в класс. Они сели на свои места…

4. Набежали тучи. Пошел дождь. Выглянуло солнце…

5. Расцвели цветы. Прилетели пчелы. Пчелы собрали нектар, отнесли его в улья…

«Определи понятия»

Развитие гибкости ума

Наборы слов

Ребенку предлагаются следующие наборы слов:

·        Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья;

·        Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой

·        Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус

Попросите ребенка представить себе человека, который не знает значение ни одного из этих слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово».

Перед тем, как ребенок попытается дать определение слову, убедитесь в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?»

«Собери из частей»

1.Формировать представление о насекомых;

2.Упражнять складывать целое изображение из нескольких частей;

3.Развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики рук.

Образец насекомых (гусеница, божья коровка, бабочки, пчела), вырезанные части насекомых.

Воспитатель выкладывает перед ребёнком образец насекомого (гусеницы, божьи коровки, бабочки или пчелы), части насекомого (голова,туловище, лапки, крылья, элементы узоров на туловище). Затем ребёнку предлагается рассмотреть, назвать из каких частей состоит данное насекомое на образце (гусеница, божья коровка, бабочки или пчела) и собрать части насекомого вместе.

Развитие памяти

«Цепочки из слов»

Развитие слухоречевой памяти

Набор слов

Ребенок должен повторить цепочки слов, названные взрослым. Количество слов увеличивается постепенно. Для усложнения - повторить в обратном порядке (10-12 слов).

«Инопланетяне»

Развитие зрительной памяти

Рисунок, на котором изображены 3 инопланетянина, цветные карандаши, лист бумаги.

В город прилетели 3 инопланетянина и необходимо внимательно изучить их портреты, запомнив все детали внешнего вида гостей. После этого демонстрируется рисунок с изображением инопланетян. На запоминание дается 30 секунд и рисунок убирается. Вы даете ребенку задание: «К тебе в гости спешит второй инопланетянин. Закрой глаза, представь его внешний вид и точно нарисуй портрет второго по счету инопланетянина». 

Портреты инопланетян составляются из геометрических фигур. По аналогии вы сможете сами составить подобные фигуры для последующих занятий. Также можно раскрасить фигуры, это усложнит задание. Но не используйте при этом более трех цветов. После выполнения задания рисунок, сделанный ребенком, сравнивается с образцом. Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданием, то можно предложить ему нарисовать в следующий раз двоих или всех троих инопланетян. Также можно варьировать время, отведенное на запоминание рисунка, в зависимости от количества допускаемых ошибок. Не забывайте, что ребенку нужно напоминать, чтобы он закрывал глаза и мысленно рисовал образ. В этом и состоит суть зрительной памяти — таким способом предмет фиксируется и запоминается.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова

Институт педагогики и психологии

Кафедра специальной педагогики и психологии

ОГКОУ школа VIII вида №3 Костромской области

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по психомоторике и развитию сенсорных процессов по формированию наглядно-образного мышления

На примере лексической темы «Весна»

Исполнитель: Зорина Татьяна Юрьевна

г.Кострома

2015 год

Цель: Формирование наглядно-образного мышления

Задачи:

1. Образовательные:

  • Дать представления о признаках весны (появляются цветы, животные просыпаются от зимней спячки, зимняя одежда меняется на весеннюю);
  • Познакомить с первоцветами (подснежник, одуванчик, ландыш);
  • Познакомить с животными, которые просыпаются от зимней спячки (медведь, лягушка).

2. Коррекционные: 

  • Формирование процессов анализа, синтеза, сравнения;
  • Формирование конструктивного праксиса.

3. Развивающие:

  • Развивать зрительное восприятие ребенка;
  • Развивать память, внимание, мышление;
  • Развивать воображение;
  • Развивать мелкую моторику.
  • Развивать речь.

4.Воспитательные

  • Воспитывать интерес к занятию, умение внимательно слушать педагога и выполнять задания по словесной инструкции;
  • Воспитывать активность при выполнении заданий.

5.Здоровьесберегающие:

  • Соблюдать санитарно-гигиенические нормы;
  • Соблюдать нагрузки, избегая переутомления ребенка;
  • Следить за правильной осанкой ребенка.

Продолжительность:  40 минут

Методы и приемы:

Наглядные: показ и рассматривание изображений .

Словесные: художественное слово, пояснения, инструкции к действию, наводящие вопросы, указания, объяснения, загадки

Практические: составление целого из частей, выполнение заданий по картинкам .

Оборудование: разрезные картины, звукозапись ветра, предметные изображения цветов, картины с изображением одежды, образец для представления-ребенок в весенней одежде, незаконченные изображения впадающих в спячку животных-лягушка и медведь, коробка для аппликации, карандаши, шаблоны цветов, клей.

Содержание работы

I.Организационный момент

Педагог: Здравствуй. Сегодня мы с тобой отправимся в гости к Весне. Наше путешествие будет необычное, и ты узнаешь много интересного о признаках весны. Хочешь подружиться с Весной? (ответ ребенка)

II.Основная часть

1.«Выбор одежды»

Педагог: Но прежде чем отправляться в путешествие, ты должен правильно одеться. Посмотри внимательно на картинки (показ и рассматривание совместно с ребенком изображений одежды) и выбери ту одежду, что мы одеваем весной (ребенок выбирает весеннюю одежду из числа весенней и зимней одежды . Посмотри внимательно на картинку (ребенку предъявляется изображение ребенка в весенней одежде), ты правильно оделся? (ответ ребенка)

Педагог: Молодец! Теперь мы можем отправляться в путешествие!

Педагог: Смотри, мы пришли на весеннюю поляну (ребенку предъявляется изображение поляны с первоцветами). Как много здесь красивых цветов! А какие это цветы, ты сейчас и узнаешь.

2.«Загадки»  (Попутно ребенку задаются вопросы про цветы, как они выглядят, какого цвета)

На лесной проталинке
Вырос цветик маленький.
Прячется в валежник
Беленький...(подснежник)

На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (одуванчик)

Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Белые цветки висят. (ландыш)

Педагог: Молодец. Отгадал загадки, рассказал про цветы.

3. «Зрительная гимнастика». 

Весна, Весна! Пришла Весна! (потереть ладошки друг о друга)

Тепло на крыльях принесла.

И вот на самом солнцепеке (закрыть сомкнутые глазки)

С поднятой гордо головой (широко открыть глаза)

Расцвел подснежник голубой! (поморгать)

4. «Разрезные картины»

Педагог: Какой сильный ветер поднялся (включается звукозапись) и все наши цветы разлетелись, нужно их собрать.  (Ребенку предлагаются разрезные изображения цветов). Посмотри внимательно, что у нас тут (ребенок рассматривает части изображений), давай попробуем собрать из этого цветок (выполнение ребенком задания, поочередно предлагаются все цветы).

Педагог: Молодец, какие красивые цветы получились. А что это за цветы? (ребенок отвечает, что это одуванчик, ландыш и подснежник) Какие они? (ребенок говорит какого цвета стебелек, цветок)

5. «Физкультминутка»

Всё проснулось ото сна, значит, к нам пришла весна. (Потягивание)

Солнце греет всё теплей, на прогулку все скорей! (Выбрасывание пальцев рук из кулачка с одновременным разведением рук вверх, в стороны)

Справа - первые цветочки появились на лужочке. (Правая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором)

Слева - быстрый ручеёк с бугорка к реке потёк. (Левая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором)

Мы кораблик смастерили, (Соединить ладони перед грудью)

В ручеёк пустить решили. (Удаление сложенных ладоней вперёд от себя)

Уплывай, кораблик мой, прямо к речке голубой! (Машем ладонями, прощаясь с корабликом)

Вот как весело играть и в весенний день гулять! (Легкие подпрыгивания на месте)

Дышит свежестью земля, подышу «весной» и я! (Потягивание)

6. «Дорисуй животных»

Педагог: Весной некоторые животные просыпаются от зимней спячки. Давай их найдем? (ответ ребенка)Посмотри-ка на эту картинку (Ребенку предъявляется незаконченные изображения животных: сначала медведь, потом лягушка). Давай ты дорисуешь ее и мы узнаем, какое животное проснулось от зимней спячки (ребенок выполняет задание) Молодец! Кто у нас получился? (ответ ребенка) Правильно, это медведь. (То же самое повторяется с лягушкой)

Педагог: Какие животные просыпаются от зимней спячки? (ответ ребенка) Правильно, медведь и лягушка.

7. «Создание подарка Весне»

Педагог: Ну что ж пора заканчивать наше путешествие! Но чтобы ты всегда о нем вспоминал, я предлагаю тебе сделать вот такую  волшебную коробку (ребенку предъявляется образец коробки). Будем делать? (ответ ребенка) Давай начнем: сначала делаем цветы (ребенку предлагаются шаблоны цветов), их нужно обвести (ребенок выполняет),теперь вырезаем (ребенок выполняет), берем клей, намазываем наши цветы с обратной стороны (ребенок выполняет) и приклеиваем на нашу коробку (ребенок выполняет).

Педагог: Красивая у тебя получилась коробка? (ответ ребенка) Надеюсь она всегда будет тебя радовать.

III. Заключительная часть.


Педагог:  Тебе понравилось наше путешествие? (ответ ребенка) Какие цветы мы сегодня увидели? (ответ ребенка) С какими животными познакомились? (ответ ребенка) Молодец, ты сегодня очень хорошо работал!



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова

Институт педагогики и психологии

Кафедра специальной педагогики и психологии

ОГКОУ школа VIII вида №3 Костромской области

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов с детьми 1 класса по развитию слухового восприятия

На тему: «Кто как голос подает»

Исполнитель: Зорина Татьяна Юрьевна

г.Кострома

 2015 год

Цель: Развитие слухового восприятия

Задачи:

1.Образовательные:

  • Дать элементарное представление о том, какую пользу приносят домашние животные (кошка, собака, лошадь, корова) в жизни человека;
  • Познакомить детей с детёнышами домашних животных (у кошки- котёнок, у собаки – щенок, у коровы – телёнок, у лошади — жеребёнок);
  • Дать представление о том, чем питаются домашние животные;
  • Познакомить детей с голосами животных.

2.Коррекционные: 

  • Учить узнавать на слух голоса домашних животных;  
  • Учить дифференцировать голоса домашних животных и их детёнышей.

3.Развивающие:

  • Развивать память, внимание, мышление;
  • Развивать мелкую моторику;
  • Развивать воображение;
  • Развивать у ребенка наблюдательность, любознательность, сообразительность;
  • Развивать речь.

4. Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к занятию, умение внимательно слушать педагога и выполнять задания по словесной инструкции;
  2. Воспитывать активность при выполнении заданий;
  3. Воспитывать умение работать в группе, слушать ответы других детей, учитывать их мнение.

5.Здоровьесберегающие:

  • Соблюдать санитарно-гигиенические нормы;
  • Соблюдать нагрузки, избегая переутомления детей;
  • Следить за правильной осанкой детей.

Продолжительность: 40 минут.

Методы и приемы:

Наглядные: показ и рассматривание изображений животных

Словесные: художественное слово, пояснения, инструкцию к действию, наводящие вопросы, указания, объяснения, загадки

Практические: соотнесение изображений животных и того, какую пользу они приносят, соотнесение изображений животных с изображением их пищи, соотнесение изображений животных и их детенышей.

Оборудование:  изображения домашних животных, теремка, бабушки,  звукозапись голосов животных и их детенышей, листы бумаги с изображением животного и его детеныша, листы бумаги с изображением животных и того, какую пользу они приносят человеку, листы бумаги с изображением животных и их пищи, лошадь для зрительной гимнастики.

Содержание работы

I.Организационный момент

Педагог: Ребята, здравствуйте! У кого-нибудь из вас есть домашние животные? (ответы детей)  Замечательно! А сегодня мы с вами отправимся в гости к бабушке, чтобы посмотреть какие же еще есть домашние животные.

Лады-лады-ладушки,
Идём в гости к бабушке.
Вот и терем-теремок,
Из трубы идёт дымок,
Видно бабушка пироги печёт,
И нас в гости с вами ждёт. (стихотворение сопровождается движениями)

II.Основная часть

Педагог: В этом тереме бабушка живет со своими друзьями. А кто они вы должны отгадать.  Слушайте внимательно: ( если дети самостоятельно не дают ответа , то отгадывание загадок происходит с непосредственным показом животного детям)

1.«Загадки»
Большая, рогатая,
Траву жуёт, людям молока даёт (корова)

Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржёт, не лает,
Нападает на клубки,
Выпускает коготки (кошка)


Проживает во дворе,
В личном доме – конуре,
И на всех, кого не знает,
То рычит она, то лает (собака)


У меня большая грива,
Ушки и копытца,
Прокачу того игриво,
Кто не побоится.
Моя шерстка гладкая, кто же я …? (лошадка)

Педагог: А как можно назвать одним словом: корову, кошку, лошадь, собаку? (домашние животные)
- А почему их так называют? (они живут рядом с человеком, он ухаживает за ними, кормит их, а они приносят ему пользу). А какую пользу они приносят человеку? (дети отвечают, если они не знают ответ то педагог объясняет: Корова даёт молоко и мясо; лошадь перевозит тяжёлые грузы, возит людей, на ней можно прокатиться верхом; кошка в доме ловит мышей; собака днём и ночью сторожит дом).Педагог должен сделать так, что бы дети сами сказали  то,  что необходимо. По наводящим вопросам, подсказкам, но ребенок должен «дойти» до этого сам.

2. «Пальчиковая гимнастика»

(Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков).

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, (Мизинцы).

Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал. (Безымянные).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю ("Фонарики").

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю (Сжимаем и разжимаем кулачки).

Этот толстый поросёнок носом землю ковырял, (Средние).

Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал. (Указательные).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю (Сжимаем и разжимаем кулачки).

Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал, (Большие).

Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал. (Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь).


Педагог: А сейчас мы проверим, как вы запомнили какую пользу домашние животные приносят человеку.

3. «Кто чем полезен»

На парту выдается задание, в котором детям необходимо будет соединить линиями животного и то, какую пользу он приносит человеку : корова-молоко, лошадь-перевозка грузов, кошка-мышь, собака-охрана дома.


Педагог: Молодцы, запомнили кто чем полезен!

Педагог: У каждого взрослого домашнего животного есть маленькие дети. Кто знает, как их называют? (ответ детей) Правильно – детёныши.
-Как зовут детеныша коровы? (ответ детей) Правильно-теленок.
-Посмотрите корова, какая? (большая), а телёнок какой? (маленький) (сопровождается показом животного)
-Послушайте как мычит корова (звук) (корова мычит громко, протяжно), а телёнок не так протяжно как корова.
-Как зовут детеныша лошади? (ответ детей) Верно-жеребенок.
-Посмотрите лошадь, какая? (большая), а жеребёнок какой? (маленький) (сопровождается показом животного)
-Послушайте как голос свой подаёт лошадь (звук) (лошадь ржёт громко), а жеребёнок тихо, потому что он ещё маленький.
-А у кошки как зовут детеныша? (ответ детей) Все правильно-котенок.
-Посмотрите кошка, какая? (большая), а котёнок какой? (маленький) (сопровождается показом животного)
-Послушайте как мяукает кошка (звук) (громко, протяжно), а котёнок тихо,
тоненьким голоском.
-Ну а у собаки как зовут детеныша? (ответ детей) Конечно, это щенок.
-Посмотрите собака, какая? (большая), а щенок какой? (маленький) (сопровождается показом животного)
-Послушайте как лает собака (звук) (громко, сердито), а щенок звонко,
тоненьким голоском.

Вопросы могут быть разными, ( а чем покрыто тело собаки, что есть у коровы, но нет у лошади …..)

Педагог: Молодцы. Всех детенышей знаете. А за это вас лошадь покатает верхом.

4.«Зрительная гимнастика»

Мы поскачем на лошадке (Прослеживание глазами за предметом)
Вправо – влево.
(Вправо - влево)
Вверх – вниз.
(Вверх – вниз)

5. «Найди маму»

Однажды телёнок, котёнок, щенок и жеребёнок пошли гулять и
заблудились. Сидят на лужайке и плачут, никак не могут найти дорогу к своим мамам. Давайте поможем найти им своих мам. (Каждому ребенку выдается задание, в котором ему необходимо нарисовать дорожку от детеныша к маме)( необходимо учесть индивидуальный подход : Женя и Данил требуют помощи или адаптированного задания)

6. «Физкультминутка»

Шли по крыше три кота,

Три кота Василия (ходьба на месте)

Поднимали три хвоста

Прямо в небо синее (поднимание рук)

Сели кошки на карниз, (приседание)

Посмотрели вверх и вниз (наклоны головы вверх, вниз)

И сказали три кота:

-Красота! Красота! (хлопки в ладоши)

7. «Кто чем питается»

Педагог: Ребята, наши животные проголодались. Но вот беда, бабушка совсем забыла, кого и чем кормить. Вы ей поможете? (ответы детей) (Каждому ребенку предлагается задание, в котором ему необходимо соотнести животное и то, чем оно питается).( учесть индивидуальные особенности)

Педагог: Молодцы, всех животных накормили.

8. «Узнай, кто спрятался»

Педагог: Бабушкины животные любят играть в прятки. Хотите с ними поиграть? Они сейчас спрячутся, а вы по голосу должны узнать, кто спрятался, взрослое животное или его детёныш. (включать голоса животных, а дети угадывают и на доске выбирают изображение животного, которое издает звук)

Педагог: Молодцы, ребята. Всех животных запомнили.

III.Заключение

Педагог: Молодцы, ребята. Бабушка очень рада, что вы пришли к ней в гости. И она будет ждать новой встречи с вами. Пора отправляться домой.

Лады-лады-ладушки,
Где были?  (дети отвечают : «У бабушки»)
Кого встречали? Вспоминай
И скорее называй. (дети называют животных с которыми сегодня познакомились),
Вот занятие прошло,

До скорого свидания!
Всем друзьям и взрослым,
Скажем: «До свидания!»



Предварительный просмотр:

Карта обследования уровня сформированности психомоторных и сенсорных процессов.

Имя учащегося —

Возраст при обследовании—

Контакт —

Работоспособность —

Стойкость интереса —

Использование помощи —

Эмоционально-волевая сфера —

Наименование теста, методики (автор)

Исследуемая функция

Задание

Результат выполнения

Диагност-е. задания Н.И. Озерецкого и М.О. Гуревича

Состояние общей моторики

Оценка статического равновесия

Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожание конечностей в течение 6-8 секунд

Оценка динамического равновесия

Отклонение направления движения не должно быть более 50 см

Диагност-е. задания Н.И. Озерецкого и М.О. Гуревича

Состояние мелкой моторики

Координация поочередно каждой руки

«Коза»  (правая и левая рука)

«Ножницы» (правая и левая рука)

«Кольцо» (правая и левая рука)

Координация движения обеих рук

«Кулак-ладонь»

Соотнесение части и целого, конструктивный праксис

Из 3,4, нескольких частей

Тест Керна- Йирасика

Зрительно-моторная координация

Простые геометрические фигуры

Пересекающиеся линии

Буквы

Цифры

Срисовывание фразы из 3 слов, написанной письменным шрифтом, с сохранением всех элементов и размеров образца

Состояние тактильных ощущений

Узнавание знакомых предметов на ощупь (правая, левая рука)

Узнавание на ощупь объемных фигур (правая, левая рука)

Владение сенсорными эталонами

Диагност-е. задания Н.И. Озерецкого и М.О. Гуревича

Цветоразличение

Красный

Зеленый

Черный

Желтый

Синий

Белый

Коричневый

Оттенки

Различение формы

Подобрать правильно 15 фигур

Восприятие величины

Выложить по убыванию 10 палочек длиной от 2 до 20 см

Ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, что убрали

Исследование восприятия

Узнавание и называние реалистических изображений (А.Р Лурия)

Альбом Н.Я Семаго

Состояние зрительного восприятия (зрительный гнозис)

Скамейка

Ремень

Ведро

Телефон

Шкаф

Дерево

Мяч

Футбол

Велосипед

Мухомор

Шапка

Диван

Чемодан

Пальто

Змея

Тетрадь

Очки

Узнавание перечеркнутых изображений

Устойчивость зрительного образа

Бабочка

Лампа

Ландыш

Молоток

Балалайка

Расческа

Фигуры Поппельрейтора

Целостность восприятия

Ведро

Ножницы

Грабли

Вилка

Миска

Топор

Кисточка

Чайник

Бутылка

Стакан

Узнавание недорисованных изображений

Сохранность зрительного образа, наличие фрагментарности

Ведро

Клещи

Сабля

Лампочка

Чайник

Булавка

Буквенный гнозис

Выделение букв и цифр, написанных разным шрифтом, перевернутых

Нелепицы

Анализ, зрительный гнозиса, чувство юмора

Книга=дверь

Самолет=рыба

Абажур=зонт

Вилка=ручка

Хвост=лопата

Кость=трубка

Ухо=чашка

Веник=букет

Кастрюля=шляпа

Слуховое восприятие

Воспроизведение несложных ритмических рисунков

Реальные шумы

Определение начального согласного в слове

Пространственное восприятие

Показ и называние предметов, изображенных на картинке

Аналогично в групповой комнате

Конструирование по образцу из 10 счетных палочек

Оценка восприятия времени

Дни недели

Месяц

Время года

Прошедшее и будущее

Корректурная проба

Исследование внимания

Объем

Устойчивость

Исследование памяти

Объем и скорость зрительной памяти

Зонт

Машина

Клубника

Помидор

Мяч

Объем и скорость слухоречевой памяти. Определение объема кратковременной слуховой памяти (А.А Шабанова)

Лес

Хлеб

Окно

Стул

Вода

Брат

Конь

Гриб

Игла

Мед

Механическая память

Слухомоторная память

Кукла, курица, лошадь, книга, щетка, корова, барабан, петух, зубы, молоко

Смысловая память

Исследование мышление

Методика исследования наглядно-образного мышления на основе матриц Д.Равена

Анализ

Четвертый лишний

Обобщение, анализ, суждение, выводы на образном уровне

1

2

3

4

Сравнение

Предлагается найти различия на картинах

Классификация

Умение составлять рассказ по картинке

Ответы на вопросы

Пересказ

Понятие скрытого смысла

Устанавливать причинно- следственные связи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа с детьми с нарушением интеллекта

В статье рассказывается о формах и методах работы  по коррекции и развитиии личности ребенка....

Консультация для педагогов "Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения, на прогулке".

Консультация предназначена для педагогов, которые работают в детских садах компенсирующего видадля детей с нарушением зрения. В предложенном материале даются описания видов коррекционной работы, котор...

Практикум. Коррекционная работа с детьми с нарушениями интеллекта.

Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта  Цель программы: привести к условной возрастной норме уровень познавательного развития младших дошкольников.Задачи прогр...

Модифицированная программа логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком, обучающимися в специальной коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта

Программа основывается на принципе коммуникативной направленности и комплексно-тематическом принципе обучения неродному языку. В ней представлены и раскрыты 4 темы: «Вежливые выражения речевого ...

Обучение чтению в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушениями интеллекта (умственно отсталых).

Чтение один из видов речевой деятельности, представляющий собой перевод буквенного кода в звуковой и осмысление воспринятой информации....