«Музыкально-коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья – как ресурс дальнейшего развития, существования, и реализации» (поточный метод работы)
рабочая программа по музыке
Переход на поточный метод работы в отделении реабилитации детей с ограниченными физическими и умственными возможностями потребовал разработки нового программного содержания индивидуальных коррекционных музыкальных занятий. В связи с посещением детей реабилитационных занятий с различными отклонениями в развитии (ЗПР, ЗПРР, РДА, ДЦП и т.п.), мною была поставлена задача структурирования базы комплексных методов, изучение новых эффективных технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 67.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Министерство социального развития Московской области»
Государственное казенное учреждение социального обслуживания
Московской области «Ивантеевский социально - реабилитационный
центр для несовершеннолетних «Теремок»
Подпрограмма
«Музыкально-коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья – как ресурс дальнейшего развития, существования, и реализации»
(поточный метод работы)
Выполнила: Музыкальный руководитель
Вдовина Людмила Мухарамовна
2019 год
Пояснительная записка
Процесс комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья направлен на устранение или возможно более полную компенсацию ограниченной жизнедеятельности. В этот процесс включена музыкально-коррекционная работа. Музыкальные занятия в процессе социализации детей с ОВЗ необходимы как способ эмоционального воздействия на ребенка, с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира.
Сущность музыкальных занятий состоит в способности вызывать у ребенка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребенка, являются мощным стимулом для дальнейшего развития всех психических процессов, его коммуникативных способностей, обусловливают творчество ребенка во всех областях искусства и в жизни в целом.
Многочисленные методики музыкальной коррекции предусматривают как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего факторов воздействия (прослушивание музыкальных произведений, музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов (логоритмика, ритмическая гимнастика, самомассаж, артикуляционная гимнастика) для усиления их воздействия.
Проблема:
Переход на поточный метод работы в отделении реабилитации детей с ограниченными физическими и умственными возможностями потребовал разработки нового программного содержания индивидуальных коррекционных музыкальных занятий. В связи с посещением детей реабилитационных занятий с различными отклонениями в развитии (ЗПР, ЗПРР, РДА, ДЦП и т.п.), мною была поставлена задача структурирования базы комплексных методов, изучение новых эффективных технологий.
Самым эффективным методом, по моему мнению, является Музыкальная терапия – ресурс дальнейшего развития, существования и реализации.
Актуальность
Музыкальная терапия с успехом может быть использована в коррекционной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Она может помочь выйти на контакт с ребёнком, выявить его страхи и проблемы, справиться с ними. Даже уже само общение с музыкой изменяет ребёнка изнутри, делает его мир богаче, разнообразнее.
Использование музыкальной терапии для восстановления, укрепления и сохранения здоровья детей с проблемами в развитии даёт возможность для реабилитации каждого ребёнка, создаёт условия для самореализации и самоутверждения детей, имеющих проблемы в развитии.
Поэтому в детской практике музыкотерапия должна стать эффективным средством выявления нарушений и коррекции личностного развития, коммуникативных и других психологических проблем.
Коррекционное воздействие методом музыкальной терапии включает в себя следующие направления:
- коррекция отклонения психоэмоциональной сферы;
- оказание помощи детям с ОВЗ при социально-адаптивных нарушениях;
- коррекция психосоматических нарушений (вегетативная система, дыхательные нарушения, сердечно-сосудистая деятельность, зрение и др.);
- помощь в самореализации ребёнка через активизацию творческих процессов и повышение его художественно-эстетических потребностей.
Основной целью музыкотерапии в работе с детьми, имеющими ОВЗ, является гармонизация личности ребёнка посредством самопознания, самовыражения. Цель эта напрямую связана с продуктивным характером музыки.
Применение метода музыкотерапии основывается на восприятии детьми музыки, которое имеет свои особенности при каждой отдельно взятой проблеме.
Дети с отставанием в развитии во многих случаях обнаруживают хорошие способности к игре на музыкальных инструментах, пению и другим способам музицирования. В случаях отставания в развитии музыкотерапия даёт наиболее показательные результаты.
Эффект от применения музыкальной терапии прежде усматривают в следующем: — эмоциональная разрядка, — облегчение ситуации взаимодействия, — регуляция эмоционального состояния, — повышение доступности для сознательных переживаний психо- и социодинамических процессов, — приобретения новых средств эмоциональной экспрессии, — создание основы коммуникативных навыков, развитие творческого воображения и фантазии, — содействие самовыражению и саморазвитию, — облегчение возможностей усвоения больным новых отношений и наставлений.
Применение музыкальной терапии для детей с аутичным типом развития обусловлено несколькими факторами. Как известно, дети с синдромом раннего детского аутизма (РДА) имеют особенную тягу к музыке и есть эмоционально уязвимы в восприятии музыки. В научных исследованиях говорится, что эмоциональная чувствительность на музыку и особая необходимость в ней связаны прежде всего с уровнем нейротизма. По мнению П. Фреза и Ж. Пиаже, тревожные индивиды, независимо от происхождения их тревоги, имеют высокую энергетическую мобилизацию, которая порождает многочисленные эмоциональные реакции и трудно поддается контролю, тогда как у «неэмоциональных» индивидов наблюдаются прежде приспособительные реакции. Кроме учитывания эмоциональной уязвимости детей с РДА, уместность применения музыки на занятиях с ними обусловлена следующим:
1) как известно, одной из главных проблем при налаживании взаимодействия с аутичными ребенком есть отсутствие его внимания, пребывание на «своей волне». Особенно подобранная музыка привлекает внимание и организовывает относительную устойчивость процесса восприятия ребенка с РДА;
2) обнаружена большая приверженность аутистов в отношении к предметам, чем к людям обуславливает эффективность налаживания диалога с ними опосредованно, например, через музыкальные инструменты.
Современные методы музыкотерапии:
1. Методы, направленные на отреагирование, а также эмоциональную активацию;
2. Релаксационные и регулятивные методы;
4. Коммуникативные методы;
5.Творческие методы в форме инструментальной, вокальной, двигательной импровизации.
Эти методы могут стать важными ориентирами психолого-педагогического воздействия на развитие детей с РДА. Они направлены на составляющие основного спектра аутичной проблематики, а именно: нарушения в социальном взаимодействии и коммуникации, неадекватность функционирования эмоциональной сферы, отсутствие гибкого поведения в соответствии с социальным контекстом и разнообразной спонтанной социальной игры-имитации, стереотипные виды их поведения.
Проблема, решаемая во время реабилитационного периода музыкальным руководителем.
Ориентированность на визуальный ряд.
Нарушение слухового восприятия.
Планируемый результат.
Построение слухового канала.
Основой работы с детьми с ОВЗ является гуманистическая парадигма.
Основные принципы:
- Движение от внутреннему к внешнему.
- Инициатива важна.
- Эмоциональная заряженность.
Цель №1. Присоединиться к инициативе ребенка, следовать за ним, входить в его мир.
Цель№2. Вывести ребенка в наш общий мир.
Конечная цель. Вовлечение в общий мир.
Фундамент для общения:
- Отношение.
- Включенность.
- Удовольствие от общения.
- Игра с ребенком.
- Развитие мотивации и интересов ребенка.
- Опора на сильные стороны.
Запланированный результат:
- Максимально возможная для каждого ребенка компенсация и преодоление проблемных зон.
- Улучшение качества жизни.
Сложность в результативности: Короткий срок пребывания.
По форме выделяют индивидуальную и подгрупповую работу.
В зависимости от активности детей, степени их участия в процессе занятий и поставленных задач музыкальная коррекция может быть представлена в форме активной (ребенок активно включен в процесс занятия –поет, двигается, играет на музыкальных инструментах) и пассивной (рецептивной) музыкальной коррекции (когда только слушает музыку).
Цель:
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкальной деятельности.
Задачи:
- Способствовать развитию и коррекции психических процессов;
- Стимулировать собственную игровую, коммуникативную и речевую активность ребенка;
- Формировать произвольную регуляцию поведения;
- Развивать эмоциональную сферу личности, потребность самовыражения в процессе музыкальной деятельности;
- Вырабатывать координацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук и артикуляционных движений;
- Формировать представление об окружающем мире;
- Воспитывать культурные привычки в процессе общения ребенка и педагога.
В основу подпрограммы заложены следующие принципы:
- Принцип единства диагностики и коррекции развития обуславливает соответствие цели и содержания коррекционной работы комплексному, системному, целостному и динамическому изучению ребенка, при этом сам процесс коррекции дает материал для более полной диагностики.
- Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации указывает на взаимообусловленность этих понятий, то есть система коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с проблемами.
- Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития определяет индивидуальный подход к ребенку и построение коррекционной работы, опираясь на основные закономерности психического развития с учетом сензитивных периодов, понимания значения последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка.
- Деятельностный принцип определяет выбор средств, путей, способов достижения поставленной цели и основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития, что на каждом этапе существует ведущая деятельность, и развитие любой деятельности требует специального формирования.
- Принцип систематичности предопределяет непрерывность, регулярность, планомерность коррекционного процесса. Многократные систематические повторения позволяют каждому ребенку прочно усвоить материал в индивидуальном для него темпе; для эффективного повторения необходимо сочетать раннее усвоенное с новым, что бы процесс повторения носил вариативный характер.
- Принцип постепенного повышения требований определяет постепенный переход к новым сложным упражнениям по мере закрепления формирующихся навыков.
- Принцип наглядности определяется единством чувственной и логической ступеней познания, обусловливает широкое взаимодействие всех анализаторов и осуществляется путем эмоционального показа упражнений педагогом, образностью музыки и различными играми.
- Принцип доступности и индивидуализации предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей с различными нарушениями.
- Принцип оптимистического подхода предлагает организацию «атмосферы успеха» для ребенка, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений.
- Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе.
- Принцип учета эмоциональной сложности материала. Проводимые занятия должны создавать благоприятный эмоциональный фон.
- Принцип комплексности предполагает связь музыкально-коррекционных занятий с другими видами психолого-педагогического воздействия.
Реализация программы.
Срок реализации программы –в течении каждого года.
Занятия проводятся в индивидуальной и малой групповой форме.
Программа состоит из 3-х этапов.
- Этап первичной психолого-педагогической диагностики отклонений развития у детей включает в себя изучение всех сторон психики, моторики, а также особенностей развития музыкальных способностей детей. Психодиагностическое обследование организуется с учетом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребенка.
- На основном этапе в соответствии с календарно-тематическим планированием Отделения Реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья проводятся музыкальные коррекционно-развивающие занятия.
- На контрольном этапе в конце срока реабилитации используются те же диагностические процедуры, что и на этапе первичной диагностики, с целью выявления динамики психического развития ребенка.
Структура занятий:
Цели и содержание занятий формулируются исходя из физических, психических и умственных возможностей детей, а основные элементы занятий направлены на решение значимых для ребенка проблем.
Занятия проходят от двух и более в неделю, по 30 мин*, по схеме:
По возможности (исходя из восприятия ребенка), необходимо ритуализировать занятие, соблюдать постоянную структуру, последовательность разных видов музыкальной деятельности, тогда ритуал становится канвой занятия. Повторяющиеся элементы занятий и музыкальные произведения создают у детей ощущение безопасности и открывают возможности к овладению новыми умениями.
В результате проведения занятий развиваются двигательные, сенсорные и речевые функции, познавательные процессы, формируются навыки общения.
*По возрастным нормам САНПиН
Основные направления и технологии:
- Элементарное музицирование
- Коммуникативные танцы и музыкальные игры
- Интуитивное обучение игре на инструментах
- Сказкотерапия, сказки-шумелки.
- Активная музыка.
Методы и приёмы
- следование за ребенком;
- подхватывание действий, жестов ребенка;
- словесные подсказки;
- выполнение заданий ребенком сопряженными действиями с взрослым;
- комментирование взрослым всех своих действий и действий ребенка;
- подражание ребенком действий и жестов взрослого;
Ежедневная работа:
с детьми - индивидуальные занятия по коррекции и развитию музыкальных навыков.
с родителями - обучение приемам взаимодействия с детьми;
рекомендации по музыкальному репертуару для слушания дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/06/picture-516106-1415267884.jpg)
Доклад на тему: «Духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по развитию слухового восприятия и правильного произношения, на уроках и во внеурочное время».
Духовно - нравственное воспитание в школе - интернате для детей с ОВЗ— неотъемлемая часть единого коррекционно-воспитательного процесса. В процессе выполнения режимных моментов и на занятиях по развит...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/06/picture-516106-1415267884.jpg)
«Духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по развитию слухового восприятия и правильного произношения, на уроках и во внеурочное время».
laquo;Духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по развитию слухового восприятия и правильного произношения, на уроках и во вне...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/06/picture-516106-1415267884.jpg)
«Духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по развитию слухового восприятия и правильного произношения, на уроках и во внеурочное время».
laquo;Духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по развитию слухового восприятия и правильного произношения, на уроках и во внеурочно...
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов с ограниченными возможностями здоровья.(ОВЗ)
Учебно-методические пособия...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/11/picture-88645-1641901439.jpg)
Методы коррекционной работы на уроках ИЗО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) с применением здоровьесберегающих технологий
Дети, испытывающие трудности в обучении, в достижении творческих результатов, нуждаются в особенной помощи со стороны преподавателя, в его внимании, в создании условий для пробуждения и реализации их ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/23/picture-1308539-1684815104.jpg)
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье рассматривается вопрос профоориентации в МКОУ "Специальная школа № 80". Делимся опытом своей работы....
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/17/picture-1405325-1652796138.jpg)
Статья «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей посредством разработки и реализации проектов»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28874388","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н.Белов И.А. Психолого-педагогическое сопрово...