Варианты создания карт личностно-ориентированного планирования
проект на тему
Проект. Варианты создания карт личностно-ориентированного планирования для воспитанников с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект. Личностно-ориентированное планирование. | 20.74 КБ |
Предварительный просмотр:
«Варианты создания карт личностно-ориентированного
планирования для воспитанников с ОВЗ»
Слайд №1.
Наблюдение и опыт изучения социальной адаптации воспитанников с умственной отсталостью в интернатном учреждении показывают большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни.
Несформированность личностных качеств, знаний и умений влечет за собой не успешность в решении задач независимого жизнеустройства. Задача педагогического коллектива состоит в том, чтобы максимально, учитывая возможность воспитанника, развивать социально-бытовые навыки, навыки социально-средовой ориентации, а также сформировать самостоятельность мышления, ответственность.
Мы изучили опыт личностно –ориентированного планирования и на протяжении ряда лет совместно с воспитанницами его реализуем.
Исходя из актуальности в подготовке молодых людей с интеллектуальными нарушениями к самостоятельной жизни и накоплению ими социального опыта в условиях реабилитационного центра я разработала карты личностно-ориентированного планирования – «Мой социальный опыт или как я готовлюсь к самостоятельной жизни», в котором выделены три основных направления:
«Я сама», «Я и другие», «Я и окружающий мир».
Слайд 2.
Цель: способствовать приобретению социального опыта, подготовке вхождения в самостоятельную жизнь молодых людей с нарушениями умственного развития.
Из этой цели вытекают следующие задачи:
Слайд 3.
- Определить сильный и слабый уровни самостоятельности воспитанницы. (Я работаю с группой девушек)
- Разработать формы педагогической поддержки воспитанницы по повышению ее готовности к самостоятельной жизни и накоплению социального опыта.
- Задействовать все условия в учреждении для успешной реализации цели.
Слайд 4.
Результативность подготовки может быть обеспечена, если:
- будет совместная заинтересованность воспитанницы и педагога в достижении цели;
- содержание обучения будет ориентировано на подготовку воспитанницы к социально-бытовой и социально-средовой ориентации;
- условия учреждения будут максимально использованы для этого проекта.
Слайд № 5.
Траектория социально-личностного развития «Я сама», «Я и другие», «Я и окружающий мир» заключается в выявлении сильных и слабых сторон личности в социально-бытовой и социально-средовой подготовке и на этой основе выстраивание дальнейшей деятельности совместно с воспитанницей.
Методом наблюдения и совместной практической деятельности с воспитанницей выявляем сильные и слабые стороны умений и навыков воспитанницы.
Сильные стороны
Слайд № 6. «Я САМА»
Социально-бытовые навыки:
- Я знаю режим дня и выполняю его
- Я знаю свои обязанности и выполняю их.
- Я умею проводить влажную и сухую уборку помещений, поддерживать порядок.
- Я умею ухаживать за одеждой и обувью.
- Я знаю основные виды продуктов питания, правила их содержания.
- Я могу приготовить яичницу, сварить макароны, сделать бутерброды, заваривать чай).
- Я знаю назначение денег, могу планировать покупки
Слайд № 7. «Я И ДРУГИЕ»
- Я могу вместе с ребятами и девушками работать в мастерских, выполнять коллективную работу.
- У меня есть друзья среди сверстников и взрослых детского дома.
- Я могу помочь другому, если меня попросят об этом.
- Я стараюсь ни с кем не ссориться.
Слайд № 8. «Я И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
1. Я могу выходить за территорию детского дома самостоятельно.
- Я знаю, где находится железнодорожный вокзал, поликлиника, больница, магазины, аптека, кинотеатры, храм и парки Петергофа и как доехать.
- Я знаю правила поведения в транспорте;
- Я знаю правила безопасного поведения в городе;
- Я стараюсь быть культурной с окружающими меня людьми.
В дальнейшем, в процессе совместной работы с воспитанницей, выявляем ее слабые стороны и определяем, что:
Слайд №9 . «Я САМА»
- Я неаккуратно содержу личную одежду и обувь.
- Я не умею стирать в машине автомат.
- Я не умею пользоваться духовой печью электроплиты.
- Я не могу готовить салаты, первые и вторые блюда, выпекать.
- Я не могу рассчитать свои расходы с доходами.
- Я не умею считать деньги
Слайд № 10. «Я И ДРУГИЕ»
- У меня мало друзей.
- Я могу быть не сдержанной
- Прислушиваюсь к чужому мнению.
Слайд № 11. «Я И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
- Я не могу обратиться с вопросом или просьбой к окружающим меня людям, находясь в транспорте, магазине, на улице.
- Я не уверена в своих действиях, когда мне надо выйти на нужной остановке, выбрать одежду, обувь, найти свое место в театре и т.д.
- Я не могу рассчитываться с продавцом за покупки, не умею считать деньги, не понимаю цены.
Определив слабые стороны социальной ориентации воспитанницы, воспитатель, совместно с воспитанницей, составляют план действий- выстраиваем линию поведения:
Слайд № 12, Линия поведения.
- Развивают и закрепляют основные бытовые умения и навыки воспитанницы, обеспечивающие постепенное вхождение в социально-бытовую жизненную среду.
- Постепенно расширяют спектр социально-средовых умений и навыков воспитанницы, которые необходимы в процессе её жизнедеятельности.
- Формируют и вводят в межличностное социальное общение воспитанницы продуктивные средства коммуникации.
Для более продуктивных результатов в достижении цели задействуем окружающих людей воспитанницы, привлекаем персонал группы, выстраиваем взаимодействие воспитанницы с педагогами, психологом, работниками социальной службы учреждения и др.
Опираясь на слабые стороны умений и навыков воспитанницы, совместно с ней развиваем и закрепляем основные бытовые умения и навыки.
Слайды № 13, 14. Мой социальный опыт. Я учусь.
- Я учусь сервировать стол. (Эту задачу решает воспитатель совместно с воспитанницей в период проведения дней рождений воспитанниц, новогодних праздников. Привлекается педагог по социально-бытовой ориентации на занятиях с воспитанницей. Дополнительно просматриваются видео материалы по обучению навыкам сервировки)
- Я учусь готовить первые и вторые блюда, делать салаты и выпечку. (Воспитатель совместно с воспитанницей составляют план, определяют основные виды кулинарных блюд, которые воспитанница желает научиться готовить, совместно изучают рецепты приготовления блюд. Привлекается педагог по социально-бытовой ориентации на занятиях с воспитанницей в кафе.)
- Я учусь стирать в машине автомат. (Наилучшим образом эту задачу поможет решить «любимая» санитарка группы, как они называют людей, к которым испытывают симпатии, в период еженедельной стирки белья в машине автомат в группе.)
- Я учусь считать деньги, планировать расходы в сочетании с доходами. (Совместно с воспитанницей воспитатель, ориентируясь на возможности воспитанницы, составляет поэтапный план для обучения воспитанницы навыкам планирования расходов, счета денег. Совместно с воспитанницей проводит практические занятия.)
- Я учусь быть аккуратной хозяйкой. (Воспитатель на примерах показывает воспитаннице порядок содержания личных вещей, обучает умениям, проводит практические занятия и конкурсы на самую аккуратную хозяйку, тем самым, мотивируя воспитанницу на проявление аккуратности содержания вещей).
Формируем и закрепляем навыки социально-средовой ориентации.
Слайды № 15, 16, 17. Мой социальный опыт. Я учусь.
Воспитатель совместно с воспитанницей составляют план действий по обучению социально-средовых умений. На начальных этапах проводятся практические занятия-моделирование различных ситуаций в группе. Затем последовательно закрепляются социально-средовые умения воспитанницы в период выхода за территорию учреждения.
- Я учусь пользоваться общественным транспортом.
- Я учусь оплачивать за проезд.
- Я учусь ориентироваться в городе, когда выхожу за территорию учреждения
- Я учусь выбирать продукты
- Я учусь выбирать вещи.
- Я учусь оплачивать за товар.
- Я учусь покупать лекарства в аптеке
- Я учусь пользоваться терминалом
- Я учусь соблюдать правила пешеходов.
Формируем и вводим в межличностное социальное общение воспитанницы продуктивные средства коммуникации.
Слайд № 18. «Учусь общению»
- Расширяется круг общения воспитанницы. (Совместно с воспитанницей воспитатель составляет план, в котором воспитанница будет принимать участие в праздниках, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях. Решением этих задач занимаются воспитатели группы, а также привлекаются педагоги дополнительного образования, музыкальный руководитель).
- Спектр социальных коммуникаций. (Совместно с воспитанницей воспитатель составляет план, в котором воспитанница будет обучаться различным социальным коммуникациям: как обратиться с вопросом и обменяться информацией в различных социально-средовых условиях – обратиться с вопросом к прохожим, обменяться информацией с продавцом в магазине и т. д.)
- Формируется, развивается культура коммуникаций и нормы поведения. (Контроль негативных эмоций, сдержанность в общении с окружающими людьми. Воспитатель, согласно своему плану, совместно с воспитанницей проводит практические занятия, используя модели различных ситуаций, ядром которых является культура и норма коммуникаций. К решению данной задачи задействуется также педагог-психолог, взрослое окружение воспитанницы).
Важную роль по подготовке к самостоятельному проживанию воспитанниц играет социальный дом, в котором в полном объеме воспитанницы приобретают социальный опыт.
Слайд № 19.
Это мой опыт. Карта личностно ориентированного планирования «Мой социальный опыт или как я готовлюсь к самостоятельной жизни» не представляет собой знакомой нам карты. Это комплект карт, в которых отражен весь спектр мероприятий, форм и методов работы по реализации цели проекта - личностно-ориентированного социального развития воспитанниц.
Слайд №20
Вывод:
По истечении времени пребывания в Центре реабилитации воспитанники выходят на самостоятельное проживание в социальные квартиры или во взрослое учреждение.
Работа по проекту личностно ориентирования планирования дали хорошие результаты. За два последних года 6 воспитанниц группы получили социальные квартиры и успешно, самостоятельно проживают в них.
Таким образом, успешность приобретения ими социального опыта свидетельствует о целесообразности реализации такого проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Практика взаимодействия классного руководителя, воспитателя ГПД, психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования по созданию необходимых условий для нравственного и личностно- ориентированного развития ребенка
выступление на секции заместителей директора по ВР...
Реализация личностно-ориентированного подхода как условие создания комфортности обучения»
Трудно всякое дело, если только не хо...
Личностно ориентированный интегрированный урок по физике, математике, информатике "Графическое представление физических формул.Создание графиков в текстовом редакторе MS Word"
Тема урока:«Графическое представление физических формул. Создание графиков с использованием средств текстового редактора MSWord»Цели урока:используя математические знания, помочь учен...
Методические рекомендации по составлению и работе с картами личностно - ориентированного планирования
Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждения социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №1»Комитета по социальной политике...
Методика Личностно -ориентированного планирования. Работа с картами страхов и стрессов
Описание методики ЛОП. Работа по отдельным картам страхов и стрессов...
Технологическая карта личностно ориентированного урока по истории 5 класса .
Технологическая карта личностно ориентированного урока по истории 5 класса ....
Персонализированное обучение как один из вариантов реализации личностно-ориентированного обучения
Федеральные государственные образовательные стандарты ориентированы на становление личностных характеристик выпускника. Школе необходимо сформировать личность свободную и толерантную, ответственную и ...