Педагогический проект "Я в безопасном мире"
проект на тему
Здоровьесберегающие технологии - Педагогический проект "Я в безопасном мире" - отражает вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности молодых людей с нарушениями интеллекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогический проект- здоровьесберегающие технологии | 504.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развитии №1»
Комитета по социальной политике
Педагогический проект
Тема: «Я в безопасном мире»
Участники проекта:
Сергеева Галина Клавдиевна –руководитель проекта –
Руководитель МО, воспитатель 27 гр., инструктор по труду;
Белова Надежда Викторовна – воспитатель 22 гр., инструктор по труду;
Фомина Татьяна Григорьевна – воспитатель 26 гр.
Мосина Галина Павловна – воспитатель 23 гр.
г.Петергоф
Вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности являются особенно актуальными для молодых людей с нарушением интеллекта и комплексом дефектов.
Разработка данного проекта предопределена необходимостью дополнительного образования в области охраны здоровья и обеспечения безопасной жизнедеятельностью воспитанников с нарушениями интеллекта в общем образовательном пространстве Центра реабилитации.
Перед тем, как приступить к процессу проектирования, мы – участники проекта, определили проблему, которая заключалась в отсутствии систематической работы по формированию знаний и практического опыта воспитанников по обеспечению безопасной жизнедеятельностью.
Наши воспитанники, в силу особенностей своего развития, нуждаются в конкретном изучении курса основ безопасности жизнедеятельности и приобретении навыков безопасного поведения, соблюдая элементарные правила и умение на практике оценить степень риска и применить соответствующие полученные знания.
Проект «Я в безопасном мире» для молодых людей с нарушениями умственного развития предполагает проведение серий интерактивных ( взаимодействовать, самим поучаствовать в процессе) занятий направленных на передачу воспитанникам знаний и устойчивых навыков сбережения собственной жизни и здоровья. Содержание занятий ориентировано на понимание воспитанниками необходимости личного участия в обеспечении собственной безопасности и формировании навыков культуры собственного безопасного поведения.
Слайд №1.
Цель проекта:
Способствовать формированию у молодых людей с нарушениями умственного развития навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях и умений в оказании себе и окружающим первой необходимой элементарной действенной помощи.
Слайд №2
Задачи проекта:
1.Формирование знаний и умений воспитанников выявлять в окружающем пространстве индикаторы опасности и навыки оказания элементарной помощи себе и окружающим в различных опасных ситуациях.
2. Коррекция понимания необходимости личного участия воспитанника в обеспечении собственной безопасности.
3 Воспитание устойчивой привычки к контролю окружающего пространства.
Слайд №3
Вопросы проекта:
1.Как обеспечить безопасность жизнедеятельности молодых людей с нарушениями умственного развития в различных жизненных ситуациях?
2.Как организовать работу по безопасности в жизнедеятельности воспитанников так, чтобы она была эффективна?
Слайд №4
Предполагаемый продукт проекта.
Результат работы проектной группы - приобретение воспитанниками базовых и основных уровней знаний по обеспечению личной безопасной жизнедеятельности в различных социально-бытовых условиях, учебно-производственных мастерских и в условиях социума.
Слайд №5
Основные параметры и ограничения в реализации проекта проектной группы
- Предложения по изменению должны соответствовать современным требованиям.
- Все предлагаемые изменения в проекте, должны быть объединены одной идеей.
- Разработанный проект должен быть выполнимым, не сложным в исполнении.
Разработка идей, вариантов. Обоснование выбора.
Во время заседания проектной группы каждый участник проектной группы (воспитатели групп) активно предлагал свои конструктивные решения проблемы, затем обсуждали выполнимость предложенных идей.
На начальном этапе проектирования мы исследовали потребность воспитанников в изучении основ безопасности жизнедеятельности. Проводили тестирование. На основании проведённой работы мы разработали предложения, составили образовательные программы, которые могут способствовать деятельности педагогического коллектива по организации работы в области безопасности жизнедеятельности молодых людей с ограниченными умственными способностями.
Слайд №6
Критерии оценки эффективности выполнения проекта.
- Отражение в занятиях педагогов целей и задач, направленных на обеспечение знаниями и практического опыта воспитанников РЦ по безопасности жизнедеятельности.
- Сформированность у педагогов умений организовывать работу по приобретению воспитанниками знаний и опыта в области безопасности жизнедеятельности (подготовленность педагогов по вопросам использования методов проектной деятельности; стиль педагогического общения, включающий практическую реализацию индивидуально-дифференцированного и личностно-ориентированного подходов).
- Наличие внешних маркеров эффективной работы –умение воспитанниками предвидеть опасность, обеспечить личную безопасность в различных жизненных ситуациях.
- Наличие образовательных программ, направленных на обеспечение личностных результатов.
Слайд №7
Содержание проекта «Я в безопасном мире»
Часть I . «Моя безопасность»
Слайд №8
Задачи участников проекта:
- Проанализировать литературу, методические рекомендации, пособия по данной проблеме.
- Разработать образовательные программы, методические рекомендации по изучению основ безопасности жизнедеятельности, здоровом образе жизни.
Слайд №9
Методы и приемы исследования: изучение и анализ научной литературы по данной проблеме. Проведение тестовых заданий с воспитанниками в форме устного опроса - выявление знаний и опыта в области безопасности жизнедеятельности в разнообразных жизненных условиях, здоровом образе жизни.
На основании полученных данных разработать дополнительные общеобразовательные программы: «Школа выживания» «Азбука здорового образа жизни», Земля – наш дом», «Труд и человек», по организации работы, которая должна помочь воспитанникам получить знания и опыт по обеспечению личной безопасности в окружающем пространстве и здоровом образе жизни.
Слайд №10
Часть II. «Мы вместе»
Суть образовательной подготовки воспитанников – создание образовательного пространства, способствующего усвоению образовательных программ по курсу «Школа выживания» «Земля – наш дом», «Азбука здорового образа жизни», «Труд и человек».
- организацию занятий;
- информационную работу;
- практическую работу через моделирование ситуаций и практическую социально-бытовую, учебно-производственную ориентацию и ориентацию в социальной среде.
Существует несколько вариантов подготовки. Для организации подготовки в условиях РЦ наиболее подходит вариант деятельности, когда педагоги обеспечивают объединение своих образовательных ресурсов в виде занятий и в практической направленности в условиях учреждения и социальной среды.
Слайд №11
Модель взаимодействия по организации образовательного процесса:
Педагог – группа воспитанников, педагог – воспитанник в и социально-бытовая среда группы, педагог (педагог доп. образ.)- воспитанник в учебно-производственных мастерских, педагог – воспитанник в социальной среде.
соц.
Взаимоотношения субъектов образовательного пространства в образовательном процессе обучаемых педагоги организуют:
1. Проведение занятий с воспитанниками;
2. Посещение учебно-производственных мастерских и проведение мастер классов совместно с инструкторами по труду и педагогами дополнительного образования.
3. Включение в планы воспитательной работы и в занятия педагогов РЦ практическую работу с обучаемыми непосредственно в социально-бытовом пространстве группы и учреждения, учебно-производственных мастерских, а также в условиях социума.
Выполнение проекта требует отслеживание результатов деятельности и эффективность проводимых мероприятий. Методическое сопровождение проекта включает в себя обсуждение вопросов выполнения проекта на заседаниях методического объединения РЦ, разработку системы мониторинга.
При помощи системы мониторинга необходимо отслеживать:
- представление обучающихся о своих знаниях, способностях;
- степень овладения знаниями и практическими навыками по темам проекта «Я в безопасном мире»;
- востребованность в углубленном изучении тех или иных направлений, плохо усвоенных обучаемыми.
Слайд №12
Часть III. «Безопасность +»
Рекомендуется последовательное изучение всех образовательных уровней. При этом у обучающихся от уровня к уровню совершенствовать навыки безопасного поведения в различных жизненных ситуациях, укреплять понимание собственной причастности к процессу формирования своей безопасности.
Слайд №13
Базовый уровень. Содержание занятий данного уровня направлено на:
- коррекцию понимания своей роли в процессе обеспечения собственной безопасности;
- представление о диапазоне нестандартных ситуаций, неправильном поведении, которое может привести к наступлению травмоопасных последствий;
- самостоятельное и с помощью педагога открытие алгоритма безопасного поведения; здоровье сберегающих технологий;
-проверка поведения в различных опасных жизненных ситуациях, знание правил о здоровом образе жизни.
Слайд №14
Основной уровень
Акцент сделан на практические (игровые) занятия для закрепления алгоритмов действий в каждом конкретном случае проявления опасности.
При этом учтены методические рекомендации по содержанию и методики преподавания безопасности жизнедеятельности.
Программы направлены на практико-ориентированный комплексный подход к выработке у воспитанника навыков безопасного поведения в дополнение к имеющимся или получаемым знаниям.
Её главный методический акцент направлен на личностный подход к каждому обучающемуся в соответствии с его индивидуальными возможностями и способностями, а также запросами к содержанию программы на активизацию собственной познавательной деятельности воспитанника на различных этапах его обучения.
Универсальность и вариативность использования программ обеспечивается:
- возможностью ее использования в системе дополнительного образования, практико-ориентированного подхода в рамках выхода в социальную среду и как курс в рамках летних и зимних оздоровительных лагерей;
- наличием различных форматов мотивации: увлекательная игра (сюжетно-игровая модель), использование новейших технических средств (интерактивные доски, компьютерные программы, пр.), применение современных педагогических технологий (формы проведения занятий, - презентации, пр.).
Для обучаемых преобладающим в занятиях должны быть сюжетно-ролевые и моделирующие игры, использование визуальных образов. К изучаемому материалу подбор образов из реальной жизни.
Все занятия строятся от степени рациональной организации процесса обучения, учета индивидуальных особенностей обучающихся.
Занятия по программам могут проводиться в различных организационных форматах:
-групповая форма обучения воспитывает чувство взаимопомощи, при выполнении практических заданий;
-индивидуальная . Используя этот вариант занятий, воспитатель имеет возможность дозировать индивидуальную нагрузку обучения для каждого обучающегося;
-фронтальная форма обучения позволяет одновременно контролировать выполнение определенного задания всеми обучающимися, общий уровень усвоения знаний в группе.
Методы работы.
Интерактивное обучение:
- различные виды игр;
- игровые упражнения;
- моделирование ситуаций;
- просмотр и обсуждение фильмов;
- решение ситуационных задач.
- Тестирование.
В проекте предусматривается обучение воспитанников по 5 направлениям в области безопасной жизнедеятельности:
Слайд №15
Часть 1. «Мое здоровье в моих руках»
Получение воспитанниками знаний и навыков гигиены, профилактики заболеваний, ухода за телом, укрепление здоровья.
Воспитанники получают представление об анатомии и строении организма человека, конкретизируют и закрепляют знания о профилактике заболеваний, здоровом образе жизни.
Слайд №16
Цель: формирование элементарных знаний об анатомии и строении тела человека; развитие личности, проявляющей заботу о своем здоровье
Задачи:
-сформировать знания об организме человека, его функционировании в разных социальных и природных условиях, о факторах здоровья и здорового образа жизни;
- учить применять на практике способы поддержания и сохранения здоровья на основе здоровье сберегающих знаний.
Ожидаемые результаты:
1.Актуализация темы здорового образа жизни.
2.Использование здоровье сберегающих знаний.
Слайд №17
Часть 2. «Безопасность в быту».
Изучение и оценка потенциальных опасностей в отдельном конкретном помещении, применение правил безопасного поведения в отдельных конкретных ситуациях (электричество, пожар, бытовые ожоги, травмы, пр.), моделирование различных ситуаций и проверка знаний и умений на практике.
Слайд №18
Цель: формирование знаний воспитанников о потенциальных опасностях в быту. Правила безопасного поведения.
Задачи:
- выявить факторы риска и угрозы для обучаемых в быту;
- обучить правилам безопасного поведения;
- учить применять на практике знания и навыки в случае опасности
Ожидаемые результаты:
1.Актуализация темы безопасности в быту
2.Использование правил безопасного поведения в быту.
Слайд №19
Часть 3. «Безопасность на производстве».
В процессе обучения труду и выполнения работ учить контролировать свою деятельность, умение выполнять правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования.
Слайд №20
Цель: систематизировать знания воспитанников о правилах безопасного труда в учебно-производственных мастерских, создать систему комплексного обучения – воспитатель – педагог доп. образования – воспитанник.
Задачи:
- формировать знания правил техники безопасности, гигиенических требований к организации рабочего места;
- выявить факторы риска и опасности на производстве для обучаемого;
- обучить правилам безопасного поведения;
- учить применять на практике знания и навыки в случае опасности.
Ожидаемые результаты:
1.Актуализация темы безопасного поведения в производственной деятельности;
2.Использование правил безопасного поведения на производстве.
Слайд №21
Часть 4. «Безопасность в обществе».
Эта часть направлена на изучение воспитанниками потенциальных опасностей в общественных местах, при общении с чужими людьми на улице, применение знаний и навыков безопасного поведения в толпе, во время присутствия на массовых мероприятиях и т.д.; развитие навыков и умений правильно обратиться за помощью, и иных коммуникативных качеств.
Слайд №22
Цель: формирование у обучаемых умение распознавать факторы риска в обществе и отрабатывать элементарные навыки, правила безопасного поведения в различных ситуациях.
Задачи:
- выявить факторы риска и угрозы для обучаемого, возможные со стороны общества;
- обучить правилам безопасного поведения;
- учить применять на практике знания и навыки в случае опасности.
Ожидаемые результаты
1.Актуализация темы безопасности в обществе для обучаемых;
2.Использование правил поведения в опасных ситуациях.
При изучении безопасности в различных сферах жизнедеятельности воспитанника предложены разнообразные формы работы в виде упражнений, инсценировании ситуаций, игры, решение ситуативных задач и т.д.
Слайд №23
Часть 5. «Безопасность на улице,
в путешествиях на транспорте».
Изучение правил дорожного движения, правил поведения в опасных ситуациях, связанных с использованием различных видов транспорта, в местах скопления людей на вокзалах (посадка и высадка). Знакомство с правилами безопасного поведения в пути и выхода из неё в соответствии с правилами безопасного поведения.
Слайд №24
Цель: формирование у обучаемых знаний об опасных ситуациях на улице и в транспорте, правил дорожного движения, навыков безопасного поведения.
Задачи:
- выявить факторы риска и угрозы для обучаемых на улице и на транспорте;
- обучить навыкам безопасного поведения на улице и в транспорте.
- учить применять на практике знания и навыки в случае опасности.
Ожидаемые результаты:
1.Актуализация темы безопасного поведения на улице и в транспорте;
2.Повышение ценности собственной жизни и здоровья;
3.Использование правил безопасного поведения на улице и в транспорте.
Слайд №25
Часть 6. «Безопасность в мире
окружающей природы»
Знакомство с многообразием растительного мира (растения, ягоды, грибы, пр.) и возможных опасностей соприкосновения с ним. Изучение животного мира с позиции безопасности жизнедеятельности, а также знакомство с опасными ситуациями, идущими от домашних животных (агрессия, заражение, царапины, укусы, пр.), практика применения знаний и навыков безопасного общения с живой природой и оказания первой помощи в нестандартных ситуациях
Знакомство (изучение) с наиболее вероятными опасными природными явлениями (наводнение, ураган, сильные ливни, грозы, штормовой ветер, лесной пожар, пр.), изучение правил безопасного поведения в рассматриваемых конкретных случаях, отработка навыков применения правил безопасности в различных игровых моделях, приобретение навыков оказания первой помощи себе и окружающим в отдельных конкретных случаях, привлечения помощи извне.
Слайд №26
Цель: формирование у обучаемых умение распознавать факторы риска в мире окружающей природы, научить действовать в случае опасности. Воспитание личности, стремящейся к охране окружающей среды.
Задачи:
- выявить факторы риска и угрозы для обучаемого, возможные в мире окружающей природы;
-обучить навыкам безопасного поведения в мире окружающей природы;
- учить применять на практике знания и навыки поведения в мире окружающей природы в случае опасности.
Ожидаемые результаты:
1.Актуализация темы безопасного поведения в условиях окружающей природы;
2.Повышение ценности собственной жизни и здоровья;
3.Использование правил безопасного поведения.
Слайд №27
Этапы выполнения проекта. План-график.
№ п/п | Этапы проекта | Содержание деятельности | Время выполнения | Ответственные |
1. | Проектировочный уровень | Анализ проблемы | Сентябрь-ноябрь 2013 | Педагоги групп Сергеева Г.К., Белова Н.В., Фомина Т.Г., Мосина Г.П. |
1.1. |
| Разработка учебных образовательных программ. | Ноябрь 2013 январь 2014 | Педагоги групп |
1.2. | Информационная работа | Проведение занятий по программам | Январь-сентябрь 2014 | Педагоги групп
|
1.3 | Педагогическая диагностика | Промежуточный мониторинг усвоения программ | Март 2014 | Педагоги групп |
1.4 | Информационная работа | Проведение открытых занятий | Январь-май 2014 | Педагоги групп |
2. | Педагогическая диагностика | Диагностика усвоения программ первого года обучения | Сентябрь 2014г. | Педагоги групп |
2.1. | Информационная работа | Проведение занятий по программам | Сентябрь-2014- август 2015 | Педагоги групп |
2.2 | Педагогическая диагностика | Промежуточный мониторинг усвоения программ | Март, май 2015 | Педагоги групп |
2.3 | Информационная работа | Проведение открытых занятий, конкурсов | Сентябрь 2015. Август 2016 | Педагоги групп |
3. | Педагогическая диагностика | Диагностика усвоения программ второго года обучения | Сентябрь 2015г. | Педагоги групп |
3.1. | Информационная работа | Проведение занятий по программам, конкурса | Сентябрь 2015 Август 2016 | Педагоги групп |
3.2 | Педагогическая диагностика | Промежуточный мониторинг усвоения программ | Март, Май - 2016 | Педагоги групп |
3.3. | Информационная работа | Проведение открытых занятий, | Сентябрь 2016 Август 2017 | Педагоги групп |
4. | Педагогическая диагностика | Диагностика усвоения программ третьего года обучения | Сентябрь 2017г. | Педагоги групп |
Слайд №28
Творческая деятельность обучающихся (рисунки, разработка слайд фильмов)
№ п/п | Творческое объединение | Руководитель | Время выполнения проектов |
1. | «Азбука здоровья» | Белова Н.В. | 2017 г |
2. | «Я в мире окружающей природы» | Фомина Т.Г. | 2017 г. |
3. | «Моя безопасность» | Сергеева Г.К. | 2017 г. |
4. | «Мы-пассажиры» | Мосина Г.П. | 2017 г. |
Окончание изученного материала должно предусматривать итоговое занятие, которое может проходить в виде открытых занятий, творческих работ (как индивидуально, так и групповой).
Слайды №№29-34
В течение периода работы над проектом участники проекта провели открытые занятия: 2014 год - Мосина Г.П.- Я « Я в большом городе Транспорт» -2014 г., Фомина Т.Г. «Путешествие в страну экологию», Белова Н.В. – «Безопасность в моем доме»; 2015 г. Мосина Г.П. «Мы пассажиры», Фомина Т.Г. «Надежная защита организма»; 2016 г. Мосина Г.П. «Витамины в нашей жизни», Фомина Т.Г. –«Безопасность в быту и на улице», Белова Н.В. –«Путешествие в мир труда», 2017 г. Белова Н.В. – «Наше тело», «Мосина Г.П. – «Здоровые зубы-красивая улыбка», Фомина Т.Г. « Безопасность на природе»
Слайд №35
Творческие работы в виде рисунков воспитанников по безопасности жизнедеятельности:
Слайд №36
В 2016 году совместно с музыкальным руководителем Ахмедовой О.В. был проведен конкурс в рамках учреждения «Хочу все знать».
Цель конкурса:
1.Определить уровень сформированных знаний и приобретенных навыков воспитанников по итогам освоения образовательных программ.
Выполнение проекта, рассчитанный на 4 года с 2013-по 2017 гг., предполагает проведение работы по данному алгоритму:
1.Диагностика усвоения воспитанниками материала по программам.
2.Итоговый мониторинг, индивидуальное собеседование.
Г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на тему: «Формирование информационной компетенции как основного средства познания современного мира»
Аттестация в форме педагогического проекта...
Социально-педагогический проект "Маршрут твоей безопасности"
Социально-педагогический проект решает задачи первичной профилактики наркомании и алкоголизма....
Педагогический проект "В мире сказок"
Педагогический проект «В мире сказок».I. Тип проекта − групповой, краткосрочный,8-и недельный.По содержанию: познавательныйПо числу участников:- дети первой младшей группы;- родители воспитанник...
педагогический проект "Дорожно-транспортная безопасность"
Проект «Дорожно – транспортная безопасность»Творческое название проекта: «Безопасность - дорога в будущее». Аннотация проекта:Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы об...
Педагогический проект "В мире вежливых слов и добрых поступков"
Педагогический проект...
Педагогический социальный проект "Интернет- безопасная среда для школьников"
Интернет стал еще одной средой существования человека, которая может быть небезопасной. Наряду с полезной и необходимой информацией, способствующей получениюновых знаний, свободному общению, пользоват...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Безопасная песочница» (межгрупповой, творческий, краткосрочный
В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с дошкольниками. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования побуждает педагогов ДОУ ...