«Помощник в познании окружающего мира» (листы – помощники)
консультация

Выступление на семинаре - практикуме для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon listy_-_pomoshchniki_vystuplenie.doc605 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №14» г. Туймазы

муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Выступление на семинаре -  практикуме для педагогов

«Помощник в познании окружающего мира»

(листы – помощники)

Дошкольники с ЗПР – это дети с нереализованными возможностями, так как все основные психические новообразования возраста формируются у них сзапаздыванием и имют качественное своеобразие. Для детей данной категории характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимение достаточно длительное время и переключать его при смене деятельности. Им свойственна повышенная отвлекаемость, посторонние раздражители вызывают значительное замедление выполняемой ими деятельности и увеличивают число ошибок. Затруднена ориентировочно – исследовательская деятельность, направленная на исследованиес войств и качеств предметов (умение применять обследовательские действия). В структуре дефекта познавательной деятельности детей с ЗПР особое место занимают нарушения памяти – граниченный объем памяти и снижение её прочности. Своеобразие отмечается и в развитии мыслительной деятельности, которое проявляется:

- в крайне низкой познавательной активности, в избежании интеллектуального напряжения вплоть до отказа от задания;

- в отсутствии потребности ставить перед собой цель, планировать свои действия;

- в несформированности умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения.

Для формирования у детей с ЗПР уменя планировать свою деятельность целесообразно использовать на начальных этапах «предметное расписание»: на стол выставляются все необходимые для занятия пособия, дидактические игрушки, предметы для графических работ и.т.п. После выполнения задания пособие убирается со стола; когда на столе ничего не останется, занятие является законченным. Данный прием помогает ребенку планировать свою деятельность, определяя начало и весь процесс работы на занятии, втдеть окончание выполнения каждого задания ито, что еще необходимо сделать. Сдругой стороны, уже на начальном этапе ребенка необходимо учить выбирать задание, которое он будет выполнять. Введение ситуации выбора повышает активность ребенка, его интерес к занятию, делает процесс обучения более осознанным, развивает речь ребенка и умение общаться со своими сверстниками и взрослым. В дальнейшем возможен переход к расписанию занятия в виде рисунков, картинок, фотографий. Переход от предметного к рисуночному расписанию предполагает умение ребенка узнавать изображения и соотносить его с реальным предметом. Как вариант на занятии можно использовать «лист – помощник», на котором ребенок может увидеть все задания, которые он должен выполнить, определить последовательность работы. У педагога есь возможность использовать «лист-помощник» как назанятии, так и в совместной деятельности с ребенком, часть заданий предложить выполнить дома.

 Например, на занятии по ФЭМП можно использовать такой «лист помощник», где изображены все задания, а затем раздаются листы с каждым заданием.

(приложения)

                

        

Задание 1.

Назови предметы. Раскрась три понравившихся тебе рисунка в соответствии с его реальным цветом. Заполни пропуски известными тебе фруктами.

Задание 2.

Соедини карандашом форму и предмет. Назови правильно, например: «огурец овальный» и т.д. Вспомни предметы треугольной и квадратной форм.

Задание 3.

Раскрась первый шар зеленым цветом; шар, который после зелёного – желтым цветом; последний шар – синим; шар между зеленым и синим – красным цветом.

Задание 4.

Помоги сделать картинку цветной – раскрась фрукты и овощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чувственное познание окружающего мира

на данном уроке учащиеся выесняют как и с помощью, как органов чувст человек познаёт окружающий мир, и к какому процессу окружающего мира относится тот или иной орган чувств....

Чувственное познание окружающего мира

на данном уроке учащиеся выесняют как и с помощью, как органов чувст человек познаёт окружающий мир, и к какому процессу окружающего мира относится тот или иной орган чувств....

Чувственное познание окружающего мира

на данном уроке, учащиеся выясняют, как и с помощью, каких органов чувст человек познаёт окружающий мир, и к какому процессу окружающего мира относится тот или иной орган чувств. ...

Чувственное познание окружающего мира

на данном уроке учащиеся выесняют как и с помощью, как органов чувст человек познаёт окружающий мир, и к какому процессу окружающего мира относится тот или иной орган чувств....

"Глаза как орган познания окружающего мира"

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР....

Конспект урока по развитию речи и окружающему миру "Наши помощники"

Конспект урока для детей с умеренными интеллектуальными нарушениями....

Формирование словесной речи детей. как средства общения познания окружающего мира и интеграции ребёнка в общество"

Для развития мышления и речи глухих детей важно научить их читать. В статье говорится о приёмах обучения чтению....