Взаимодействие субъектов учебного процесса.
статья на тему
Статья рассказывает о взаимодействии субъектов образовательного процесса. Взаимодействие - есть процесс встречной активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья о взаимодействии субъектов образовательного процесса | 24.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Ельникова Валентина Борисовна
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
МКОУ СОШ № 14 с.Надежда
Ставропольский край. Россия
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА»
Социокультурные и социально - экономические преобразования общества, масштабы инновационных тенденций реформирования образовательной системы России существенно влияют на содержание, характер и условия формирования культуры социального взаимодействия. Целевой ориентир формирования культуры социального взаимодействия соотносится с необходимостью интеграции в социум человека нового поколения, владеющего компетентностью успешного познания и преобразования современного общества, готового к принятию самостоятельных решений, осознанному выбору способов реализации собственного жизненного пути.
Тема актуальна, так как введение новых стандартов – комплексная проблема всего образовательного сообщества, в том числе и каждого учителя в рамках преподаваемого предмета. Переход на новые образовательные стандарты должно явиться результатом именно взаимодействия педагогов разных уровней и специальностей, взаимодействия педагогов и учеников.
В ФГОС второго поколения обнаруживаются кардинальные изменения. Среди актуальных компетенций, которыми должен обладать профессионал в сфере образования, указываются: умение учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся; готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе, а также с родителями, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса и др. Все это свидетельствует о серьезном переосмыслении феномена педагогического взаимодействия, как на уровне теории, так и на уровне практической деятельности учителя, педагога-администратора, работника сферы образования.
Взаимодействие – есть процесс встречной активности, т. е. воздействия субъектов друг на друга, которое осуществляется посредством общения.
Под влиянием взаимодействия и общения между участниками педагогического процесса складываются определённые взаимоотношения, конфликтные или бесконфликтные.
Формирование культуры социального взаимодействия школьника выступает как целостный, специально организованный процесс поэтапного изменения мотивации, мышления, индивидуального опыта и отношений субъектов образовательного процесса и социума, что обеспечивает гуманистическую направленность, ценностно – смысловую и личностную ориентированность их взаимодействия.
Вместе с тем, значительная часть участников образовательного процесса испытывает трудности адаптации в школьном коллективе, в общении с сотрудниками, в усвоении норм и правил, существующих в школе. Они не готовы работать в команде, строить партнерские взаимоотношения, отвечать за результаты своего вклада в результат совместной деятельности, что значительно затрудняет процесс их интеграции в ученическое пространство. Школьная действительность показывает, что практическая работа по формированию культуры отношений и поведения школьников сегодня ещё далека от совершенства.
Говоря о педагогическом взаимодействии в сфере образования, большинство исследователей концентрируют свое внимание на анализе контактов между учителем и учащимися, заметно меньшее число психологов и педагогов изучают взаимоотношения между учащимися; еще меньше – профессиональные и межличностные связи, возникающие в коллективе педагогов. Существует несколько уровней взаимодействия:
Первый уровень включает взаимодействие личности с самой собой. Здесь происходит осмысление себя как другого, оценка и прогнозирование своих действий в будущем. От умения личности взаимодействовать с собой во многом зависит конструктивность ее отношений с окружающими людьми. Второй уровень отражает взаимодействие личности с Другим. Им может быть значимый человек, равноправный партнер, а может оказаться человек, чье мнение не играет существенной роли.
Отдельное место на этом уровне занимают взаимодействия личности с Другими. Поведение индивида часто изменяется в зависимости от того, сколько человек его окружает и как это окружение относится к индивиду.
Третий уровень взаимодействий характеризует взаимоотношения личности с определенной системой. Например, с образованием. Школа, является достаточно стабильной организацией, представляет собой совокупность первичных учительских и ученических групп: административный совет школы; педагогический совет; методический совет; ученический класс, родительский комитет, совет учащихся и т.д. Взаимодействие этих групп обусловлено общей целью, пространством, временем, а также относительно устойчивыми взаимоотношениями, которые складываются между субъектами педагогических взаимодействий. В каждой группе педагог играет определенную роль. В классе-организатор; в методическом объединении – опекаемый или наставник, в педагогическом коллективе – рядовой сотрудник. Таким образом, отношения индивида и системы отражают разнообразие профессиональных и межличностных взаимодействий внутри педагогического коллектива. Группы формируются добровольно, на основании личных интересов, вкусов, привязанностей. В профессиональное взаимодействие эти же участники педагогического процесса вовлекаются по какому-либо формальному признаку: возрастной ценз, показатель интеллектуального коэффициента, учебная и профессиональная результативность и т.д. Успех работы всего педагогического коллектива складывается из совокупности достижений каждого участника образовательного процесса.
Во взаимодействиях между людьми наиболее приемлем принцип гуманизации педагогического взаимодействия. Действительно личность воспитывается личностью. Эта идея должна быть заложена в основу гуманизации учебно-воспитательного процесса в школе. Гуманистическое педагогическое взаимодействие - это диалогическое, творческое, личностное и индивидуализированное взаимодействие. Оно обеспечивает не просто передачу некоторого содержания знаний, умений, навыков, привычек, способов действия и т.п. от учителя учащимся, но и их взаимообогащающее личностное развитие.
Решающее значение для формирования культуры педагогического взаимодействия учителя имеет диалогическое взаимодействие участников учебного процесса, в основе которого лежит диалог, одновременно выступающий формой обучения, путём получения информации об окружающем мире, средством развития, совершенствования и саморазвития личности. Диалог (от гр. dialogos – «разговор, беседа») – это «двустороннее речевое общение, которое выражается в обмене репликами-высказываниями, связанными между собой содержательно и формально». По определению В. Ф. Беркова, диалог – это «логико-коммуникативный процесс взаимодействия людей путём выражения своих смысловых позиций» М.Бахтин объясняет диалог как «взаимопонимание участников процесса взаимодействия и в то же время сохранение собственного мнения». Мы рассматриваем диалог как форму интерактивного педагогического взаимодействия в условиях конкретной учебной ситуации, которая обеспечивает взаимообмен учебной информацией, взглядами, позициями и способствует усвоению социального и культурного опыта в условиях учебного сотрудничества. Сущность такого диалога определяется не только сочетанием общения, контактов, обмена мыслями, обсуждений, переговоров, консультаций в совместных действиях с целью достижения взаимопонимания, но и совокупностью полемики и дискуссии, критики и самокритики, борьбы противоположных взглядов и мыслей, разных точек зрения. Конструктивный диалог должен быть гуманистическим и демократичным, поскольку он должен учитывать уникальность участников, их принципиальное равенство, вариативность взглядов каждого, ориентацию субъекта на восприятие, понимание и активную интерпретацию точек зрения другими субъектами. Такой диалог должен предусматривать взаимную активность, при которой каждый не только испытывает влияние, но и сам в равной степени влияет на другого путём взаимного проникновения партнёров в мир чувств и переживаний друг друга, стремления к соучастию, сочувствию.
Хочется остановиться на таких понятиях как:
Такт педагогический – чувство меры в осуществлении педагогического воздействия на учащегося. Проявляется в умении учителя держать себя подобающим образом. Просто и убедительно разговаривать с воспитанниками, уважать их достоинство, выдвигать разумные и педагогически обоснованные требования.
Уважение – 1.Почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств. 2.Неформальная высокая оценка деятельности индивида или его личных качеств окружающими, не зависящая от его статуса и престижа.
Тактичность - свойства личности, являющееся воспитанной способностью, переросшей в привычку, соблюдать меру в общении, не допуская действий и слов, которые могут быть неприятны собеседнику.
Эмпатия – качество личности, ее способность проникать с помощью чувств в душевные переживания других людей, сочувствовать им, сопереживать.
Коммуникативный – ищущий и обеспечивающий связь. Различают коммуникативную деятельность, цель которой состоит в создании связей и общении; коммуникабельность, или свойство, характеризующее непринужденность и легкость общения в неофициальной и деловой обстановке.
Сегодня культура взаимоотношений всё настойчивее осознается как неотъемлемый элемент содержания и технологии образования в современной школе. Этот компонент призван сыграть важную роль в воспитании подрастающего поколения: побуждать и закреплять у учащихся интерес друг к другу, прививать любовь к труду, учить работать творчески, проявлять инициативу и ответственность, помогать в определении своих наклонностей и способностей, а главное — способствовать нравственному и духовному становлению личности ученика. К сожалению, в повседневной практике взаимоотношений детей проявляются негативные явления, показывающие недостаток культуры взаимоотношений: агрессивные проявления, конфликты, нецензурные выражения, драки и т.п. Это следствие того, что школа и семья в последнее время во многом утратили свой воспитательный ресурс. Учащиеся среднего и старшего звена общаются и употребляют множество слов, засоряющих русский язык. Младшие школьники, не понимая многие слова, используют их во всех случаях и считают это хорошим тоном общения. То есть в практике образования достаточно остро назрела проблема формирования культуры взаимоотношений, позволяющая облагородить и нормализовать взаимоотношения будущих поколений.
Знание основ взаимодействий позволят педагогу конструктивно строить свои взаимодействия с коллегами, с учениками и с самим собой.
Некоторые объективные требования к деятельности преподавателя в образовательном процессе:
− постоянно находится в состоянии личностного и профессионального развития;
− ориентировать цели преподавательской деятельности на развитие и образование школьника;
− обладать высокой степенью адаптивности к постоянно меняющимся социокультурным условиям и новым субъектам образования;
− сочетать широкую эрудированность с методологической культурой на фоне постоянного обновления содержания учебного предмета;
− обладать толерантностью и владеть технологиями преподавания, дающими возможность излагать различные точки зрения;
− вступать в широкие интеграционные связи с другими преподавателями для обеспечения процесса образования.
Литература:
1.Беляев Л.А. Проблема понимания в педагогической деятельности: уч. пособие/ Урал гос. пед. ун-т.Екатеринбург, 1995
2.Дудина М.Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике. Екатеринбург, 1998
3.Днепров С.А. Педагогическое сознание: теории и технологии формирования у будущих учителей. Екатеринбург, 1998
4.Лихачев Б.Т. Педагогика. М. Прометей, 1992
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирования метапредметных компетенций у обучающихся в условиях осуществления межпредметного взаимодействия в учебном процессе
Работа посвящена анализу возможностей взаимодействия физики и математики в образовательном процессе....
Взаимодействие субъектов образовательного процесса в условиях модернизации образовательной системы в контексте преподаваемого предмета.
Сообщение на городское методическое объединение учителей технологии по теме"Взаимодействие субъектов образовательного процессав условиях модернизации образовательной системыв контексте преподаваемого ...
Роль учителя в позитивном взаимодействии субъектов образовательного процесса
В настоящее время в бразовательном процессе происходит взаимодействие трех субъектов: уеник-учитель-родители. Ведущая роль в этом взаимодействии принадлежит учителю. В статье рассма...
Ткачева Г.А. Программа создания комплекса условий для проектирования модели ученического самоуправления на основе открытого сетевого взаимодействия субъектов образовательного процесса
Стержневой проблемой общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, то есть ее социализация. Особенно актуальной для общества является социал...
Статья на тему "Взаимодействие субъектов образовательного процесса"
Статья на тему: "Взаимодействие субъектов образовательного процесса"...
Оптимизации речевого взаимодействия участников учебного процесса по иностранному языку
Речевой навык представляет собой очень сложное явление, особенности которого обязательно нужно учитывать при его формировании. Всем нам знакомы ученики, не участвующие на уроках, предпочитающие отмалч...
Взаимодействие субъектов образовательного процесса
Взаимодействие субъектов образовательного процесса...