Роль учителя в позитивном взаимодействии субъектов образовательного процесса
статья на тему
В настоящее время в бразовательном процессе происходит взаимодействие трех субъектов: уеник-учитель-родители. Ведущая роль в этом взаимодействии принадлежит учителю. В статье рассматриваются условия, обеспечивающие эффективность и результативность взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роль учителя в позитивном взаимодействии субъектов образовательного процесса | 20.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль учителя в позитивном взаимодействии
субъектов образовательного процесса
(выступление на открытом педагогическом совете 02.04.2014)
Учитель русского языка и литературы
Баринова Светлана Викторовна
Если учитель имеет только любовь к делу,
он будет хороший учитель. Если учитель имеет
только любовь к ученику, как отец, мать, - он
будет лучше того учителя, который прочел все
книги, но не имеет любви ни к делу, ни к
ученикам. Если учитель соединяет в себе
любовь к делу и к ученикам, он - совершенный
учитель.
Лев Николаевич Толстой
Социально-экономические изменения, произошедшие в нашей стране в последнее время, обусловили появление ряда проблем в сфере образования. Образовательные учреждения и специалисты, в них работающие, выполняя социальный заказ, должны обеспечивать доступность качественного образования в условиях, гарантирующих психологическую и физическую безопасность обучающимся, что предъявляет высокие требования к профессионализму и компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения. Для того чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, современному педагогу необходимо самому быть здоровым, сохраняя высокую работоспособность и творческое долголетие. Вместе с тем, исследования последних лет свидетельствуют о неблагоприятном состоянии здоровья субъектов образовательного процесса: практически каждый выпускник школы страдает разного рода заболеваниями, неблагополучна ситуация и со здоровьем учителя. Данная проблема особенно остро стоит в основной школе. Кардинальные изменения в организме подростка, бурный процесс полового созревания зачастую вызывают различного рода отклонения в здоровье школьника, которые усугубляются многопредметным обучением, необходимостью приспосабливаться к требованиям учителей, различающихся по своим профессиональным и личностным характеристикам. Предъявляя высокий уровень требований к педагогам, подростки нередко вступают с ними в конфликт, отстаивая формирующееся чувство взрослости и независимости. Постоянный самоконтроль, напряжение внимания, эмоциональное возбуждение создают стрессовую ситуацию педагогической деятельности. Все это обостряет проблему здоровьесбережения в образовательных учреждениях
Решение данной проблемы видится в изменении взгляда педагогической общественности на роль образа учителя в его профессиональной деятельности. От характера деятельности педагога, от его личностных особенностей, ценностных ориентаций, жизненных установок и условий, которые он создает, зависит не только качество усвоения школьниками установленных образовательным стандартом знаний, но и характер взаимоотношений субъектов образовательного процесса, атмосфера, в которой протекает педагогическое взаимодействие
Педагог – самая важная фигура для ребенка в системе образования. Профессионализм педагога, его квалификация, уровень его личностного развития, его установки, убеждения, свобода его действий – то есть процессы, связанные с его профессиональным сознанием, во многом определяет сам процесс образования. Отбор содержания образования, форма общения, реализуемая в процессе образования, определяет направление и качество развития ребенка. Именно в контексте взаимодействия педагога с детьми собственно и происходит развитие личности ребенка, а также его компетентности в определенных предметных областях.
Взаимодействие педагог – ребенок начинается с признанием педагогом индивидуальности ребенка и с включением его в учебную деятельность. Ребенок становится активным субъектом обучения. Учитель постоянно активизирует ученика: предлагает высказать и аргументировать свою точку зрения, предложить свой способ решения задачи, вывести самому правило, поработать с дополнительной или справочной литературой. На каждом этапе урока ученик должен знать, чем он занимается и для чего ему это необходимо. Часто учитель использует на уроках групповую форму работы. Это необходимо для освоения детьми способа сотрудничества по принятию единого решения, формирования дружеских межличностных взаимоотношений. Наблюдая за работой детей, педагог опосредованно (через дополнительные вопросы, создание проблемных ситуаций) направляет учебные действия детей на решение учебной задачи. Его цель: поддержать творческую обстановку на уроке, научить детей исследовательским методам работы на начальном этапе обучения.
Для поддержания субъект-субъектных отношений используется и технология проблемного обучения. При проблемном обучении устраняется доминирующая роль педагога в процессе освоения знаний и опыта учащимися. При такой организации обучения педагог должен не только и не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направляя его познавательную деятельность.
Современная проектная деятельность учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Активное участие школьников в создании тех или иных проектов даст им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.
Взаимодействие педагог – ученик – это создание учителем условий для самоопределения ученика, самоутверждения и самопродвижения в учебной деятельности.
В стратегии ФГОС подчеркивается особая роль и ответственность родителей, как активных субъектов образовательного процесса. Главное противоречие между позицией сегодняшней школы и позицией многих родителей в отношении ребенка заключается в характере основных требований к ребенку. Школа добивается оптимального развития каждого ребенка, соответствующего возрасту и его (ребенка) индивидуально-личностным особенностям, склонностям и способностям, в основу оценки такого развития кладется не абсолютная, а в первую очередь относительная успешность, темп продвижения ребенка. Многие родители, однако, подходят к оценке успешности своих детей формально, измеряя эту успешность количеством положительных и отрицательных отметок, недооценивая индивидуальные склонности, особенности и трудности именно данного ребенка, стремясь, чтобы их ребенок был «как все», а не шел своим собственным путем. Часто возникают противоречия между позицией школы и позицией родителей в отношении ребенка, требований к нему. Поэтому одна из главных задач школы – сделать родителей своими единомышленниками, разделяющими цели и задачи школы, особенно если школа реализует программы развивающего обучения. Многие родители не готовы к трудностям, которые они встретят при освоении ребенком школьных программ. Ребенок и родитель начинают не понимать друг друга. Задача педагога – помочь родителям ребенка. Начинается активное взаимодействие педагог – родитель. Для этого используются различные педагогические формы: индивидуальные собеседования, консультации по учебным предметам, открытые уроки, внеклассные мероприятия, родительские собрания, психологические тренинги. Постепенно родители осознают свою роль: не становиться учителем дома, но оказывать ребенку эмоциональную, психологическую поддержку, предоставлять детям максимально возможную самостоятельность в организации своих действий по выполнению домашнего задания и только положительно оценивать деятельность ребенка.
Одной из главных задач школы в современных условиях является создание условий для формирования и развития личности, способной к саморазвитию и самоопределению.
При активном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса педагогов – учащихся – родителей становится реальной цель нашей школы: выпустить в жизнь молодых людей не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, компетентными, самостоятельными, способными совершенствовать себя и окружающий мир.
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что педагогическое взаимодействие во всех перечисленных выше проблемных полях может быть эффективно и результативно, если соблюдаются следующие условия:
- в основу всех действий и решений ставится понимание и соблюдение интересов ребенка, учет его индивидуальных особенностей;
- в классном и школьном коллективах создается атмосфера сотрудничества и доброжелательности;
- взаимодействие строится в активной совместной деятельности и сотрудничестве;
- педагогические формы работы подбираются с учетом возрастных особенностей и с использованием здоровьесберегающих технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль учителя в ходе мониторинга образовательного процесса"
Чтобы объективно, а не на глазок ответить на вопросы: каковы изменения в школе и что надо сделать, чтобы улучшить качество образовательного процесса и, как следствие, качества образованности ее восп...
«Роль школьного методического объединения в образовательном процессе школы»
Опыт работы методического объединения. Представлены таблици для заполнения....
Ведущая роль учителя в создании комфортной образовательной среды и формирования качества знаний учащихся.
Сообщение, которое может быть использовано на пед.совете....
«Диагностика и анализ педагогического конфликта в системе взаимоотношений «учитель-ученик» как субъектов образовательного процесса. Профилактика педагогических конфликтов в образовательной организации»
В данной работе анализируется конфликтая ситуация педагога и учеников, рассматриваются ее причины и последствия, разрабатывается план мероприятий по профилактике педагогических конфликтов в учебном уч...
Статья. Роль дистанционного обучения в модернизации образовательного процесса
Все большее место в модернизации образовательного процесса занимает Дистанционное обучение. Оно делает возможность создать единую образовательную среду. В настоящий момент стремительное развитие глоба...
Инновационная роль учителя в условиях цифровой образовательной среды
В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов учитель должен выстраивать учебный процесс, используя все возможности информационной образовательной среды.Информационно-образовательная ...