Методические рекомендации по теме «Волонтерство – путь к успеху!»
методическая разработка (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Данный материал предназначен для вожатых, руководителей, работающих с лидерами ДО, волонтерами и волонтерскими отрядами. Возраст ребят от 14 лет. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по теме «Волонтерство – путь к успеху!»

к Занятию №1.

методиста МБОУ ДО ДДТ МО Кавказский район Т.В. Буханцовой

Данный материал предназначен для вожатых, руководителей, работающих с лидерами ДО, волонтерами и волонтерскими отрядами. Возраст ребят от 14 лет.

 

Для начала необходимо подросткам рассказать об истории и современном добровольческом движении в Краснодарском крае, на Кубани.

Что такое волонтерство? Волонтерство – это добровольный благотворительный труд людей на благо нуждающихся в помощи. Российская история знает множество таких примеров: Екатерина Великая, а затем императрица Мария Федоровна заявили себя в качестве благотворителей. Основанные императрицами благотворительные заведения, послужили основой к созданию российской системы социального патронажа. Наиболее важным общественным занятием дам придворного круга и жен государственных деятелей стало патронирование благотворительных заведений.

Символом женского милосердия стала княгиня Мария Дондукова-Корсакова. Её многолетнее бескорыстное служение на поприще благотворительности заслужило уважение во всех кругах общества. Княгиня Мария Михайловна активно сотрудничала с ведомством императрицы Марии Федоровны. Получив после смерти деда большое наследство, использовала его на благотворительность.

Но нельзя говорить о том, что добровольная помощь была уделом только людей из высшего света. История донесла до нас много обычаев, бескорыстной поддержки ближнего людьми простыми. Это и сборы пожертвований на строительство школ, больниц, возведение храмов и помощь в сборе урожая.

Благотворительность служила милосердию и в то же время выражала гражданскую позицию, потому часто носила комплексный характер. Например, в структуру Русского женского взаимно благотворительного общества в начале века входили курсы по обучению и профессиональной подготовке женщин, бюро по приисканию мест и занятий для женщин, совет по устройству общежитий, юридическая комиссия. В 70-х годах XIX века Высшие женские курсы на общественных началах стали работать в Москве, Казани, Киеве и Санкт-Петербурге. За свою благотворительную деятельность Русское женское взаимно благотворительное общество получило золотую медаль в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже.

В одной из крупнейших московских благотворительных организации «Обществе попечения нуждающихся детей» добровольцы были сборщиками пожертвований и посещали бедных. Опять же в Москве в 1894 году по инициативе профессора МГУ Владимира Ивановича Герье Московской Городской Думой было учреждение «Городских попечительств о бедных». На обязанности попечительства была возложена задача по изучению потребностей нуждающегося населения, сбору средств и оказанию индивидуальной помощи. Уже в 1899 году было рекомендовано «распространить опыт Москвы в другие города». И таких организаций было множество. На рубеже XIX-XX века в России было 14854 благотворительных учреждения по вопросам общественного патронажа и частной благотворительности.

Термин «добровольчество» в современном понимании или тем более термин «волонтерство» не был знаком России до середины 80-х годов ХХ века.

«Добровольцами» в первую очередь называли людей, которые в военное время, не дожидаясь повестки на военную службу, шли защищать свою Родину, так было и в Первую мировую войну, и в Великую Отечественную войну. В советское время – они ехали на Целину, строительство БАМа.

Сегодня, почти два тысячелетия спустя, добровольческий сектор состоит из сотен тысяч разнообразных объединений и некоммерческих организаций. На территории Российской Федерации и Краснодарского края в частности стало активно развиваться добровольчество, получив дополнительную популярность в молодежной среде.

Наличие свободного времени,

желание развиваться, в том числе и в профессиональном плане,

привели многих молодых людей к участию в добровольческой деятельности.

Волонтерская работа необходима во многих социально-значимых сферах, в том числе: социальном обеспечении, здравоохранении, образовании, культуре, соблюдении прав человека, экологии, защите животных и т.д.

«Добрых людей, как всегда не хватает,

Добрых людей, как всегда, дефицит.

Добрых людей не всегда понимают,

Сердце у добрых сильнее болит.

Добрые – щедро больным помогают.

Добрые – дарят тепло и уют,

Добрые – в ногу со слабым шагают

И никакого спа-си-бо не ждут.»  

Генрих Акулов

…в волонтеры я б пошел – пусть меня научат!

Что же означает «волонтер»?

Кто такой волонтер?

Слово «волонтер» произошло от французского «volontaire», которое в свою очередь произошло от латинского «voluntarius» и в дословном переводе означает «доброволец», «желающий».

Волонтер (доброволец) – это человек, который по доброй воле принял решение посвятить своё время, опыт, знания, умения и навыки работе общественного блага, помощи другим или проведению какого-либо мероприятия на безвозмездной основе.

 

Важно доступно объяснить подросткам на примерах своих одноклассников (волонтеров) из школы, почему становятся добровольцами?

  1. Идея, отражающая важность и принципы деятельности. Именно идея определяет, будет ли человек понимать, что он делает и зачем, появятся ли у него гордость, самоуважение и удовлетворение от работы и результатов деятельности;
  2. Психологическая потребность быть нужным. Добровольческое (волонтерское) движение позволяет реализовать эту потребность, ощутить свою потребность;
  3. Потребность в общении. Если подбирается классная, веселая компания и в ней интересно и комфортно, то хочется быть рядом;
  4. Интерес. Работа волонтером зачастую связана не стандартными подходами и новыми возможностями;
  5. Антураж. Начинающих добровольцев чаще интересует внешняя привлекательность движения (единая форма одежды, значки и т.д.), чем идея, цели или конечный результат, особенно это касается детей и подростков;
  6. Карьера и самореализация. Сюда относится возможность улучшить свое социальное положение в карьерной и межличностной сфере. Иногда карьера психолога или педагога начинается именно в волонтёрском движении. Будучи волонтером, можно установить новые связи, научиться новому. Зачастую именно в волонтерском движении проявляются некоторые способности, например, организаторские;
  7. Творческие возможности. Можно проявить себя в различных видах деятельности вне зависимости от возраста или от имеющейся профессии -  журналистика, преподавание, менеджмент, выступления, написание сценариев, дизайн;
  8. Досуг. Время можно тратить двумя способами -  с пользой и без. Первый вариант – это волонтерское движение;
  9. Подтверждение своей самостоятельности и взрослости. Став волонтером и работая над серьезными проблемами, люди проявляют свою зрелость и самостоятельность;
  10. Ресурсные возможности. Работая волонтерами, люди становятся обладателями сопутствующих благ – поездок, интересных книг и фильмов, новых связей, возможности участия в интересных мероприятиях и т.д.

Основные виды добровольческой (волонтерской) деятельности:

- Профессиональное добровольчество. Направлено на получение опыта работы по избранной специальности.

Например, будущие социологи, психологи, юристы, медицинские и социальные работники, педагоги выбирают волонтёрское движение для приобретения профессиональных навыков.

- Общественное волонтерство. Нам очень известна массовая полезная работа: уборка клумб и парков, очистка водоемов, посадка саженцев и т.д. Цель такой работы – знакомство с новыми людьми, общение и помощь обществу.

- Виртуальное добровольчество. Бесплатная Интернет работа в домашних условиях. В отличие от других видов волонтерства виртуальная деятельность не ограничена временными рамками. Онлайн помощь может осуществляться в течение 24 часов в сутки, в выходные и праздничные дни, в любых погодных условиях.

- Семейное добровольчество. Это деятельность нескольких членов семьи (взрослые, дети)

На данном этапе можно взять пятиминутную паузу для размышления над высказыванием «Волонтерами не рождаются…»

И только после высказываний, можно перейти к сути волонтерства.

Так с чего начать?

1 шаг. Сделайте доброе дело своими руками (проведите акцию, приготовьте поздравительные открытки и т.д.)

2 шаг. Получите информацию об общественных объединениях и благотворительных организациях.

3 шаг. Познакомьтесь с волонтерскими центрами, действующими на территории Краснодарского края (краевой реестр детских и молодежных организаций)

4 шаг. Зарегистрируйтесь на сайте www.доброволецкубани.рф www.технология-добра.рф Заполните заявление-заявку. Заведите волонтерскую книжку (в ОМП или в ДОО).

5 шаг. Добро пожаловать в многочисленную семью добровольцев Кубани (России)!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме: «Решение уравнений с модулем в курсе математики 7-8 класса»

Методические рекомендации по теме: «Решение уравнений с модулем в курсе математики 7-8 класса». В работе представлены способы решения уравнений с модулем. Даны карточки заданий: с применением классифи...

Методические рекомендации «Развитие диалогической речи путем использования сказочных сюжетов»

С помощью сказки ребенка легче всего приобщить к восприятию другой культуры, другого народа, другой страны. Создать ситуацию общения на неродном языке легче, если облечь совместную игровую деятел...

Презентация на тему: "Здоровье путь к успеху" для классного часа к конкурсу "Учитель года-2014"

Презентация на тему: "Здоровье путь к успеху" для классного часа к конкурсу "Учитель года-2014"...

Методическая разработка классного часа "Здоровье путь к успеху" к презентации на конкурс "Учитель года-2014"

Методическая разработка  классного часа "Здоровье путь к успеху" к презентации на конкурс "Учитель года-2014"...

Методическая разработка для 10-11 классов на тему: "На пути к успеху".

Помощь старшеклассникам в определении своих жизненных целей, анализировании своих действий и поступков,обретении уверенности в себе....

Методические рекомендации по теме «Иллюстрирование тетрадей на уроках русского языка как методическая система приёмов совершенствования общеучебных умений (СОУ)»

Методические рекомендации по применению технологии «Иллюстрирование тетрадей на уроках русского языка» предназначены   для педагогов школы. В них изложены приёмы технологии иллюс...