Методические рекомендации по теме «Иллюстрирование тетрадей на уроках русского языка как методическая система приёмов совершенствования общеучебных умений (СОУ)»
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)
Методические рекомендации по применению технологии «Иллюстрирование тетрадей на уроках русского языка» предназначены для педагогов школы. В них изложены приёмы технологии иллюстрирования тетрадей в рамках реализации ФГОС, которые учителя могут использовать в своей практике, адаптируя их под свои дисциплины. В технологии иллюстрирования тетрадей разработан целый ряд конкретных стратегий, приёмов, методов, которые могут применяться на разных стадиях урока (или блока уроков). Но учитель может использовать и свои собственные приёмы, которые считает наиболее эффективными. Главную роль играет подход к организации обучения, а не набор методов. Они могут быть и, наверное, должны быть разные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации по теме «Иллюстрирование тетрадей на уроках русского языка | 134.1 КБ |
Приложение | 842.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кутуликская средняя общеобразовательная школа
Методические рекомендации по теме «Иллюстрирование тетрадей на уроках русского языка как методическая система приёмов совершенствования общеучебных умений (СОУ)»
п. Кутулик, 2022 г
Методические рекомендации по применению технологии «Иллюстрирование тетрадей на уроках русского языка» для педагогов / составитель Дубовик Оксана Викторовна– МБОУ Кутуликская СОШ, 22 стр
Аннотация
Методические рекомендации по применению технологии «Иллюстрирование тетрадей на уроках русского языка» предназначены для педагогов школы. В них изложены приёмы технологии иллюстрирования тетрадей в рамках реализации ФГОС, которые учителя могут использовать в своей практике, адаптируя их под свои дисциплины. В технологии иллюстрирования тетрадей разработан целый ряд конкретных стратегий, приёмов, методов, которые могут применяться на разных стадиях урока (или блока уроков). Но учитель может использовать и свои собственные приёмы, которые считает наиболее эффективными. Главную роль играет подход к организации обучения, а не набор методов. Они могут быть и, наверное, должны быть разные.
Содержание:
- Введение
- Основная часть
- Методическое обоснование темы.
- Методические рекомендации по проведению уроков русского языка
3. Выводы
4. Список литературы
5. Приложения
1.Введение
Современная школа в новом тысячелетии продолжает своё активное развитие. Основной целью модернизации всей системы образования в последние годы является повышение качества образования. Запрос государства к системе образования получил новое звучание: необходимо повысить “качество образования”. Сегодня представление о том, что школа должна давать, прежде всего, умения, навыки, т.е служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признаётся не актуальным. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход в обучении обучающихся. Необходимыми условиями для его реализации должны стать отказ от репродуктивных методов и способов обучения; задачный принцип построения предметного содержания; организация самостоятельного поискового действия; широкое использование знаково- символических средств для решения проблем и учебных задач; организация различных форм коллективного сотрудничества.
Актуальность данной темы обусловлена в поиске решений: как действовать, какие шаги осуществить, чтобы научить Учиться, иметь те навыки и умения, которые будут необходимы всегда, и не утратятся через год, другой? С чего начать?» Ведь надёжность обучения – важный критерий не только для школы в целом, но и для отдельных классов, параллелей, уровней. Обозначилась проблема – как осуществить эту идею?
Искали наиболее эффективные пути управления процессом через внедрение в школьную практику технологий развивающего обучения. Поиск новых технологий и подходов к эффективному решению названной проблемы продолжался.
Такую технологию, наиболее полно учитывающую эти требования, удалось найти. Автор Всеволод Зайцев, научный руководитель Межрегиональной экспериментально-технологической площадки «Преемственность», назвал ее «Диагностико-технологическое управление процессом обучения». Путь к успеху в этой технологии лежит через обогащение традиций применением диагностики и технологий - и мы приняли переход к диагностико-технологическому уровню профессионального мышления за основное направление своей деятельности в борьбе за качественное образование.
Целью методических рекомендаций является исследование эффективности применения технологии иллюстрирования тетрадей как методической системы приёмов совершенствования общеучебных умений (СОУ), обеспечивающая правильное понимание учебного материала и включающая задания, которые позволяют улучшить понимание смысла новых слов, усвоение определений, терминов, выделение главного в учебном материале, выявление взаимосвязей при объяснений явлений, построение свёрток информации, конспектирование.
Основными задачами представленной работы являются:
- выявить особенности, цели, задачи, методы и приемы «Иллюстрирование тетрадей» как общепедагогической технологии;
- обосновать возможность применения технологии «Иллюстрирование тетрадей» в процессе преподавания.
2.Основная часть
В. Зайцевым вычислены средние гимназические, среднемассовые показатели качества успеваемости и низкий уровень:
Классы | СГ | СМ | НУ | |
1 | 5 | 42 | 32 | 20 |
2 | 6 | 43 | 25 | 15 |
3 | 7 | 33 | 18 | 11 |
4 | 8 | 30 | 17 | 9 |
5 | 9 | 25 | 17 | 10 |
Школа ориентируется на средний гимназический показатель. Подводим итог обученности каждой четверти и учебного года по оценочной шкале В. Зайцева.
Эффективность обучения.
Эффективность обучения оценивается по сохранности его качества. а его можно понимать как сохранность + рост качества обучения. Как вычислить эффективность? Например, в 5-м классе качество составляло 40%, а через год, в 6-м, у этих же учеников упало до 30%. Годовая сохранность: 30% : 40% = 0,75
Уровень | Надёжность, сохранность |
Европейский | 0,9 |
Гимназический | 0,85 |
Массовый | 0,8 |
Школьный | 1,01 |
Как мы работаем над повышением качества предметных результатов?
Дидактическая доступность обучения
Дидактическая доступность обучения – уровень реальных возможностей – индекс качества. В каждом классе по итогам четверти и учебного года заполняется диагностическая ведомость
Индекс качества % | Уровень дидактической доступности обучения |
Более 75 | Очень высокий (гимназический) |
60 - 75 | Высокий |
50 - 60 | Удовлетворительный |
Менее 50 | Низкий |
Для определения индекса качества в таблице отмечают результаты:
М – занимающиеся на «4» и «5», хорошисты и отличники -1
В – резервисты, имеющие 1-2 «тройки» по самым трудным предметам - 0
Р – троишники, имеющие по устным предметам более трёх отметок «3» - 0
Э – очень слабые ученики, имеющие не более трёх высоких отметок по лёгким предметам -0.
Таким образом определяется усвоенная зона предметныых результатов и планируется зона ближайшего развития: необходима работа с слоем В, Р, Э в ЗПВ. Нельзя формировать предметные навыки, если не проделана восстановительная работа по отношению к общеучебным умениям. Коллектив включился в работу. В работе с учащимися начальных классов и 5 - 7 классов основным аспектом, подлежащим регулярному контролю, стала работа по формированию и поддержанию достаточного уровня техники чтения и счёта, скорости письма. В начале каждого учебного года делали замеры уровня техники чтения, скорости письма, овладения навыками пересказа, которые отражали в диагностической тетради. В технологии Зайцева В.Н. критерии оценивания ОУУ (в переводе в оценки по 5-бальной шкале), даны определённые показатели техники чтения (количество слов в минуту), скорости письма (количество правильно написанных букв). Если в классе более 70% учеников вышли на уровень 120/60/30 хотя бы по одному из умений, то класс освобождался от дальнейших упражнений. В противном случае тренировку продолжали в течение всего учебного года. При этом ученики освобождались от нее в индивидуальном порядке по мере достижения нужного уровня. Нормальным можно считать положение, когда не менее половины класса умеют хорошо читать, писать, считать (120-60-30). В начальной школе – 40%. В старшей стремиться к 70-75%, тогда можно перестать проводить замеры.
Эффективность обучения заметно возросла, обучающийся осмысленно работает над своим развитием, стремится самостоятельно находить и устранять свои ошибки – при письме, в речи, в организации собственной деятельности, учится исследовать, анализировать собственную деятельность на предмет выявления своих ошибок, чтобы их в дальнейшем не допускать, и своих достижений, чтобы их зафиксировать и воспроизводить, т. е. эффективность обучения напрямую зависит от формирования и развития общеучебных умений и навыков.
За годы своей работы пришли к выводу, что учебно- познавательную деятельность стимулирует не только интересный учебный материал и методы обучения, но и та атмосфера, в которой протекает процесс обучения. В обстановке, где ценятся личностные достоинства ученика, его самостоятельная мысль, склонность к творческому поиску, он начинает стремиться к решению более сложных задач.
Сравнительный анализ предметных результатов подтверждает положительную динамику по классам пилотной площадки. Как измерить достоверность выставленных оценок?
Если результаты контрольных срезов меньше, подтверждают итоговые отметки на 70%, то можно сделать вывод, что уровень требования в школе достаточно объективен.
С 1998 года наша школа перешла на управление педагогическим процессом на диагностико- технологической основе. Эта технология привлекает своей доступностью и быстрым результатам. В основе этой технологии- общеучебные умения. Автор этой технологии- Всеволод Зайцев считает, что для того чтобы повысить качество знаний необходимо общеучебные умения довести до 12/60/30.Если ученик не считает бегло, медленно пишет и считает, он не может хорошо учиться. Для достижения такого уровня существуют технологии СОУ (совершенствование общеучебных умений):
1.Технология достижения оптимального чтения
2.Технология увеличения скорости письма
3.Технология совершенствования вычислительных умений
4.Подготовка психики первоклассника к развитию речи (технология Корыстылевой)
5.Технология повышения орфографической грамотности
6.Правила конспектирования
7.Пересказ «по – самарски»
8.Иллюстрирование тетрадей
Все эти технологии изучаются с сентября всеми учителями- предметниками и применяются на каждом уроке в течение 5 минут. Здесь важна не длительность, а частота упражнений. Работая по этим технологиям наша школа получила реальный результат. Например, в первый же год внедрения этих технологии количество хорошистов увеличилось по школе с 289 до 357, на 68 человек, т.е на 23 %! За 1 полугодие текущего учебного года качество повысилось на 20 %. Такой видимый результат даёт ощущение успеха коллективу учителей и является стимулом для дальнейшей работы.
Глагол «учиться» не случайно имеет в русском языке значение «учить себя»: раскрыть личность ребёнка, помочь её реализации, самовыражению- одна из задач процесса обучения. Известно, что становление орфографического навыка у школьников идёт трудно и медленно. Работая на уроках русского языка над системой закрепительно-тренировочных упражнений, приходится обращаться к однотипным заданиям, сталкиваться с проблемой соотношения единства теории и практики. Крайне важен этап практического освоения знаний на фоне положительного отношения к учёбе, которое закрепляется через нетрадиционные задания, доступную детям форму подачи лингвистических знаний. Такой формой является игра. Игра - это, прежде всего, свободная деятельность ребёнка. В ней отсутствуют прямые указания учителя, но имеется относительная свобода ребёнка в выборе средств, способов самовыражения, авторства в выборе замысла, самоценность самого процесса.
Одной из технологии СОУ является «Иллюстрирование тетрадей на уроках русского языка». Это игровая методическая система приемов, обеспечивающая правильное понимание учебного материала и включающая задания, которые позволяют улучшить понимание смысла новых слов, усвоение определений, терминов, выделение главного в учебном материале, выявление взаимосвязей при объяснений явлений, построение свёрток информации, конспектирование. Техника иллюстрирования включает самые простые операции: рисование по клеткам, яркую или не очень яркую карандашную, акварельную раскраску, наклейки журнально- газетных вырезок, фотокарточек, составление текстов и заданий к иллюстрациям. Чтобы дети почувствовали интерес к теме, я предлагаю им сочинить сказки, рассказы, разные лингвистические истории и их проиллюстрировать. Можно разнообразить жанры. Это может быть детектив, «ужастик», «страшилка» и т.д. Необязательно иллюстрированием заниматься по какой- то определённой теме, выполнять всё в последовательности, можно ограничиться теми местами, которые вызывают наибольшие затруднения. Детское иллюстрирование наглядно демонстрирует метод наблюдения над языком. Ребёнок в рисунке наблюдает над словом, осмысливает его. А сколько положительных эмоций приносит рисунок! Пусть это небольшое, но самовыражение! Восприятие ребёнка конкретное, образное, и не учитывать этого в процессе преподавания нельзя. Вспомним «золотое правило» Яна Амоса Каменского, которое гласит: «Всё, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами». Об этом же писал К.Д. Ушинский: «Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств- глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус приняли участие в акте запоминания». Чем больше задействовано органов восприятия, тем меньше психологическая перегрузка, порождаемая монотонностью и однообразием.
Слух ребёнка в школе, как правило, перегружен. Письменная работа и чтение вызывают напряжение зрения. Способность детей длительно сосредотачивать внимание невелика: 11-13-летние дети воспринимают материал не отвлекаясь, - 4-5 минут, 14-15- летние- 5-7 минут. Как расширить «границы восприятия?» Не вызывает сомнения тот факт, что лучше воспринимаются цветные пособия, чем просто чёрно-белые. Самое главное мы выделяем красным цветом. Цвет помогает сосредоточиться, не вызывая перегрузки, он ненавязчиво фокусирует внимание ребёнка. Восприятие цвета «раскрепощает» воспроизведение языка. Творческая природа языка взаимодействует через картину или рисунок с творческой природой ребёнка. Рисунок или картина помогают конкретизировать восприятие языка, а ребёнок лучше усваивает конкретное.
Приведём приёмы иллюстрирования. Обучающемся даётся задание выучить орфограмму «Чередование гласных в корне слова». Затем написать сказку или рассказ на данную орфограмму и проиллюстрировать. Так получилось, что корень -кас- дружит с суффиксом -а-. (приложение 1)
Или рисунок, отражающий выделение главного в материале. Орфограмма «Правописание суффиксов -ек, - ик в именах существительных». (приложение 2)
Обратимся ещё к некоторым темам. Обобщающее слово объединяет несколько предметов по какому- либо признаку: «В вазе лежали фрукты: яблоки, груши, виноград.» Изображение вазы и следующих после двоеточия фруктов. Можно заменить рисунок аквариума с рыбками, букета цветов, мебели и т.д. Учитель обращает внимание детей на то, что двоеточие выражает пояснение, конкретизацию. Последующий ряд однородных членов разделён на рисунке запятой. (приложение 2)
«О – Ё после шипящих в корне слова»- дети рисуют расчёску, бечёвку, жёлудь и слова- исключения: шоссе, шоколад, шов, крыжовник, капюшон. (приложение 3)
Чтобы обучающиеся почувствовали интерес к работе, я предлагаю заранее тему, таким образом дети сочиняют лингвистические сказки и рассказы на разные темы: «Приставки- нарушители», «Сказка о королеве Морфологии и злом Морфе», «Путешествие в страну «Фонетика»», «Грустная история о словах – врагах». Все придуманные истории иллюстрируются. (приложение 4)
Так, при выполнении упражнения по развитию речи, в котором нужно было определить этимологию слов: улитка, улей обучающиеся пришли к выводу, что эти слова образованы от слова ула и имеют корень -ул-. Текст упражнения интересен по своему содержанию, и у нас получилась своего рода свёртка информации. (приложение 5).
Удачно иллюстрированными получились темы: «Правописание гласных в приставках пре- и при-.» Обучающиеся сумели выделить не только главное в изученном материале, но и частное. (приложение 6)
Все иллюстрирования по теме «Лексика. Фразеология» также получились интересными и познавательными. Рисунок на заданные темы сочетает в себе осмысление темы и эмоциональное личностное самовыражение ребёнка. (приложение 7).
Считаю, что любое иллюстрирование предполагает свёртку информации, что является очень важным в процессе обучения. (приложение 8)
Выводы
Иллюстрирование не должно проводиться очень трудоёмкими или дорогостоящими способами, поэтому мы включили в технику иллюстрирования самые простые операции. Любой учитель научит этим нехитрым премудростям техники оформления своих учеников. Рисуют они с большим удовольствием, чем пишут. Ребёнок через рисунок сам осознаёт тему без лишних назиданий. Оставляя слову только абстрактно- грамматическую оболочку, мы объединяем поэтическое восприятие слова. Красота и многоцветие окружающей нас жизни воплощаются в звуке, в слове. Так стоит ли при изучении языка исходить только из абстракции, когда одна из главных задач учителя – словесника- научить чувствовать и понимать слово, осознавать его красоту?
Дети будут с удовольствием иллюстрировать свои тетради, если эти работы можно будет использовать при взаимоопросе, во время тематических зачётов или при проведении конкурсов по русскому языку. Основная трудность состоит в том, чтобы составить к иллюстрациям тексты заданий, вопросы с определённой дидактической нагрузкой.
Иллюстрирование тетрадей способствует развитию абстрактного, ассоциативного мышления, развивает творческие способности обучающихся, активизирует мыслительную деятельность, дифференцирует знания и способности, воспитывает интерес к предмету. Все виды иллюстрирования я использую на своих уроках как раздаточный иллюстративный материал, в проведении внеклассных мероприятий.
Список литературы:
1.Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие // Челябинск.- ЧГПУ, -2012
2. Зайцев В.Н. С чего начать. // Донецк, -1995.
3. Зайцев В.Н. Самое сложное - простые истины // Народное образование. - 1994. - №3.
4. Зайцев В.Н., Разин А.Ф. и др. Мамина школа. //Донецк, 1995.
5.Зайцев В.С. Важна не длительность, а частота: (упражнений); от простого к сложному // УГ. – 1997. – № 21.
6.Селеменев С.А. Опорные конспекты // Школьные технологии. – 2002. –
7.Нестеренко А.А. Игры по развитию творческого воображения // Школьные технологии. – 2001. – № 1.
8.Кудина Г.Н. Диагностика читательской деятельности школьников// Москва., Международный Образовательный и Психологический колледж. -1996.
9. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении// Томск: - Пеленг. -1993.
10.Коротаева Е.В. Учить, общаясь, а не поучая// Директор школы. -1998.-№8
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по развитию речи учащихся на уроках русского языка с родным (нерусским) языком обучения
Главной целью методических рекомендаций является развитие учащегося как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: познание, коммуникации, пр...
Методические рекомендации по развитию орфографической зоркости на уроках русского языка.
В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку школьников – формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точност...
Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.
В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...
Методические рекомендации по развитию речи учащихся на уроках русского языка
Методические рекомендации по развитию речи учащихся на уроках русского языка...
«Методические рекомендации по развитию орфографической зоркости на уроках русского языка ».
В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку школьников – формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точност...
Методические рекомендации по организации патриотического воспитания на уроках русского языка.
Данные рекомендации даны для уроков русского языка в 5 - 9 классах....
Методические рекомендации по развитию творческих способностей на уроках русского языка и литературы
Методические рекомендации по развитию творческих способностей на уроках русского языка и литературы...