Программа кружка "Подросток и закон"
рабочая программа на тему
Цель программы:
Формирование правового сознания школьников, составляющих «группу риска»
Задачи:
-информирование учащихся об основных нормативных документах, законопроектах, регулирующих и защищающих их жизнедеятельность;
– содействие в предупреждении антиобщественного, антисоциального поведения учащихся;
– воспитание желания жить и трудиться, соблюдая нормы гражданского права;
– воспитание чувства ответственности за совершённые дела и поступки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_podrostok_i_zakon.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка "Подросток и закон"
Цель:
Формирование правового сознания школьников, составляющих «группу риска»
Задачи:
-информирование учащихся об основных нормативных документах, законопроектах, регулирующих и защищающих их жизнедеятельность;
– содействие в предупреждении антиобщественного, антисоциального поведения учащихся;
– воспитание желания жить и трудиться, соблюдая нормы гражданского права;
– воспитание чувства ответственности за совершённые дела и поступки
Направленность:
Социально – педагогическая
Возраст детей, на которых рассчитана программа:
Учащиеся специальной коррекционной общеобразовательной школы 8 вида 11 –16 лет
Срок реализации программы:
Программа краткосрочная. Рассчитана на 1 год
Цели, задачи, предполагаемый результат
Цель программы: Профилактика правонарушений и негативных явлений несовершеннолетних.
Задачи программы:
Информирование учащихся об основных нормативных документах, законопроектах, регулирующих и защищающих их жизнедеятельность. Содействие в предупреждении антиобщественного, антисоциального поведения учащихся.
Воспитание желания жить и трудиться, соблюдая нормы гражданского права.
Воспитание чувства ответственности за совершенные дела и поступки.
Привитие навыков здорового образа жизни.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 10 до 16 лет.
Срок реализации программы: 1 год.
Учебный материал делится на две части: теоретический и практический
Режим занятий
Занятия ведутся группой, подгруппой или индивидуально.
Ожидаемые результаты:
За 1 год занятий дети и подростки должны:
- Знать содержание наиболее значимых законодательных актов (или фрагментов из них), общие правила применения права, содержание прав и свобод человека;
- Иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности; о месте гражданина России в осуществляющей системе экономических и политических отношений, регулируемых правом, об условиях и порядке участия в качестве субъектов правоотношений в экономической и политической жизни страны; о видах юридической ответственности граждан;
- Усвоить совокупность конкретных правил поведения в школе, на улице, в учреждениях культуры, на зрелищных мероприятиях, в местах отдыха, основанных на уважении к правам и свободам других граждан;
- Различать правомерное и неправомерное поведение, основание и порядок назначения наказаний; полномочия судов, органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
| Тема | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Какие мы? Знакомство с группой, тестирование. | 2 | 1 | 1 |
2 | Что такое вина? Что такое ответственность? Виды юридической ответственности. Игра «Лабиринты права» | 2 | 1 | 1 |
3 | Конвенция ООН о правах ребенка Знакомство с книгой »Ваши права « Е. С.Шабальник | 2 | 1 | 1 |
4. | Круглый стол Я гражданин России Викторина “Человек. Личность. Гражданин” | 2 | 1 | 1 |
5. | Игра «Крестики-нолики» по профилактике алкоголизма | 2 | 1 | 1 |
6. | Диагностика (интересы, проблемы, конфликтные ситуации) | 2 | 1 | 1 |
7. | Игра «Здоровье - это здорово» (профилактика негативных явлений) | 1 | - | 1 |
8. | Круглый стол “Сила привычки ” | 1 | 1 | 1 |
9. | Преступления, совершаемые подростками.Почему это происходит(встреча с инспектором ПДН) | 2 | 1 | - |
10. | Влияние молодежных групп. Неформалы - кто это? Я не такой как все. | 2 | 1 | 1 |
11. | Механизмы воздействия наркотических веществ на организм человека. | 1 | 1 | - |
12. | Формирование зависимости от наркотиков. Как отказаться? | 1 | 1 | - |
14. | Создание презентаций о вреде курения | 2 | - | 2 |
15. | Анкетирование (отношение к курению, алкоголю, наркотическим веществам) Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
16
| Просмотр видеороликов и презентаций о вреде наркотических веществ «Мы против » | 1 | - | 1 |
17 | Индивидуальные беседы по профилактике преступлений и правонарушений. | 2 | - | 2 |
18 | Правовая игра “Подросток и закон” | 1 | - | - |
19 | Игра – тренинг “Как не стать жертвой преступления?” | 1 | - | 1 |
20 | Диагностика “Склонности к отклоняющемуся поведению(совместно с педагогом психологом) | 1 | - | 1 |
21 | Взыскания и наказания | 2 | 1 | 1 |
22 | О правопорядке. Правонарушения и преступления. | 2 | 1 | 1 |
23 | Итоговое занятие – практикум “Защити свои права” | 1 | 1 | - |
| итого 34часа | 14 часов | 20 часов |
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ
Вводное
Составление плана работы на учебный год. Определение состава и структуры групп для занятий. Знакомство, распределение обязанностей.
“Права и обязанности школьников”
Положение о педагогических требованиях к учащимся.
“Конвенция ООН о правах ребенка”
Основные права ребенка. Применение их в жизни. Отношение к человеческой жизни со стороны государства и общества.
“Человек. Личность. Гражданин”
Гражданско-правовое образование учащихся. Активная гражданская позиция. Развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности.
“Кто кого, или подросток в мире вредных привычек”
Влияние вредных привычек на организм подростка. Быть здоровыми – это необходимость.
“Диагностика”
Выявление интересов, проблем, конфликтных ситуаций у подростков.
“Здоровый образ жизни. Вредным привычкам скажем, нет!”
Формирование понятия “здоровый образ жизни”. Влияние вредных привычек на организм человека. Формирование взглядов и убеждений, соответствующих здоровому образу жизни. Выявление его преимуществ для личности и общества. Борьба против негативных явлений.
“Стоит ли идти за Клинским?”
Вредные привычки. Преступления, совершаемые подростками.
“Влияние молодежных групп”
Различные молодежные группы. Их возникновение, основатели.
Неформалы – кто они?
“Природа наркотизма. Механизм воздействия наркогенных веществ”
Что такое наркотики? Формирование зависимости от наркотиков. Характеристика основных групп наркогенных веществ, используемых в молодежной среде. Признаки использования наркотических или токсических веществ. Способы лечения. Анкетирование (отношение к наркотикам). Игра “Наркоманы – особые, особенные или…”. Игра-обсуждение “Эпидемия”. Меры наказания за хранение, употребление и сбыт наркотических веществ. Посещение отделения наркологической помощи.
Формы организации занятий
Занятия кружка проводятся группой, подгруппой, индивидуально. Работая в группах воспитанники учатся размышлять, задавать вопросы, делать собственные выводы, критически воспринимать разнообразную информацию, самостоятельно искать решение проблемы, получают навык устного выступления, умение оценить свою работу и работу одноклассников.
Основные формы и методы проведения занятий: беседа, сообщение, диалог, дискуссия, игра – тренинг, практикум, круглый стол, правовая игра, деловая игра, ролевая игра, викторина, тестирование, анкетирование. Интерес к деятельности резко возрастает, если воспитанники включены в игру. В игре ребёнок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению.
На занятиях используются практические задания, которые позволяют заметно оживить беседу, преодолеть или ослабить влияние формального изложения материала, рассмотреть положение закона на конкретном примере с тем, чтобы раскрыть его актуальность и стимулировать интерес воспитанников в целом. Кроме того, практические задания дают информацию для разработки методики изучения педагогом степени сформированности гражданского сознания (гражданственности)
Семинар – предполагает самостоятельное изучение отдельных вопросов и тем по заданию педагога с последующим оформлением материала в виде тезисов для реферата, доклада.
Фронтальная беседа – специально организованный диалог, в ходе которого педагог руководит обменом мнений по проблеме (теме)
Диспут – специально организованное представление, в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по проблеме (теме).
Используемая литература
Азбука права. //автор-составитель Бобкова Н.Н. – Волгоград, 2006.
Алексеев С.С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. Начальные сведения. – Москва, 1998.
Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов. – СПб, 2001.
Воспитание. Пособие для педагогов.//Осипова М.П., Козлович С.И., Король Е.Д.; под общей редакцией Осиповой М.П. – Минск, 2002. С.143 – 206.
Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых. – Москва, 1992.
Ефремова Н.П. Твои права, подросток.//Библиотека – №12, 2000. С.37-39.
Конвенция ООН о правах ребенка. – Москва, 2001.
Любимов А.П. Конституция Российской Федерации: Альбом таблиц и схем. – Москва, 1998.
Права человека: Новое издание. – Москва, 1995.
Психолого-педагогический словарь. – Ростов-на-Дону, 1998.
Ребенок должен знать свои права.//Библиотека – №6, 2000. С.45-47.
Савельева М. Знай закон смолоду.//Библиотека – №5, 1999. С.66-67.
Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка.//автор-составитель Маньшина Н.А. – Волгоград, 2007.
Смагина Л.И. 100 уроков по правам ребенка. – Минск, 1998.
Справочник классного руководителя. 5-11 классы.//Дереклеева Н.И. – Москва, 2003.
Ты имеешь право.// Составитель Жук Л.И. – Минск, 2003.
Усачев А.А. Приключения маленького человечка: Повесть-сказка. – Москва, 1994.
Шабельник Е.С. Права ребенка. – Москва, 1997.
Яковлев Ю. Ваши права, дети. – Москва, 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Подросток и закон"
Данная программа расчитана на воспитанниц специального профессионального училища закрытого типа, которые уже совершили противоправные действия....
Программа по правовому воспитанию детей «Закон обо мне. Мне о Законе»
Дать общие понятия детям о из правах и обязанностях....
Программа элективного курса Законы сохранения 9 класс
Данный курс «Законы сохранения» поддерживает изучение основного курса физики и способствует лучшему усвоению его базового курса. Материал данного курса уделяет большее внимание тем вопросам программы,...
Рабочая программа "Мы и закон"
Рабочая программа по внеурочной деятельности по предмету обществознание...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Законы права"
Курс «Законы права» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальной развитие личности. Курс расширяет знания учащихся и включает новые, не содержащиеся в базовых...
Рабочая программа "Не знание закона, не освобождает от ответственности".
Данная программа обусловлена тем, что правовая культура имеет незаменимые возможности нравственного воздействия. У обучающихся развивается правовая культура, воспитывается цивилизованное правосознание...