Рабочая программа "Не знание закона, не освобождает от ответственности".
учебно-методический материал по праву (7 класс)
Данная программа обусловлена тем, что правовая культура имеет незаменимые возможности нравственного воздействия. У обучающихся развивается правовая культура, воспитывается цивилизованное правосознание, уважение к закону, а так же привычки правомерного поведения - один из самых действенных и надежных средств стабилизации общественной жизни, создания разумных условий для духовного и физического существования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.57 КБ |
Предварительный просмотр:
КО УВО «Аннинская специальная общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Не знание закона, не освобождает от ответственности».
выполнила
Гончарова Г.А.
Специфика школы.
Подростки поступающие в КО УВО «Аннинская специальная общеобразовательная школа» педагогически запущены, нуждающиеся в особых условиях воспитания и обучения, требующие специального педагогического подхода. Поэтому формирование правовой грамотности у воспитанников становится одной из актуально-важных задач социальной защиты детей.
Пояснительная записка.
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Основы правовой культуры формируются уже в период пребывания детей в школе. В связи с этим особенно существенна оптимальная организация правового образования
Подростковый период - период социального взросления, поэтому необходим курс, который бы дал детям необходимые знания об обществе, в котором они живут. Курс ориентирован на изучение школьниками базовых правовых понятий, формирование общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с правовой информацией, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя, полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы. Важно, чтобы обучающиеся знали правоохранительные органы, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. В программе уделяется внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что правовая культура имеет незаменимые возможности нравственного воздействия. У обучающихся развивается правовая культура, воспитывается цивилизованное правосознание, уважение к закону, а также привычки правомерного поведения – одни из самых действенных и надежных средств стабилизации общественной жизни, создания разумных условий для духовного и физического существования.
В программе применяются следующие понятия:
закон – не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, данность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром;
право - совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми;
обязанность – круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения;
ответственность – необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках;
правонарушение – деяние, противоречащее принятым в государстве правовым нормам, влекущее применение мер правового воздействия;
свобода – отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно – политическую жизнь и деятельность какого –нибудь класса, всего общества или его членов;
гуманизм - гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям;
патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу;
толерантность – терпимость, переносимость чего –либо, устойчивость к воздействию.
Программа разработана на основе следующих документов:
- Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999г.) № 120.
- Конвенция о правах ребенка.
- Закон РФ «Об образовании».
- Кодекс РФ об административных правонарушениях.
- Декларацией прав ребенка.
- Конституцией РФ.
Цель: формирование правовой культуры обучающихся.
Задачи:
1. создать целостное представление о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом;
2. научить обучающихся вести себя в общественных местах, соблюдать дисциплину и порядок в школе;
3. сформировать умение различать хорошие и плохие поступки;
4. способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям;
5. предупредить опасность необдуманных действий, свойственных подростковому возрасту, которые могут привести к совершению преступлений.
Виды и формы содержания деятельности.
Основной формой является беседа, в процессе которой обучающиеся приобретают теоретические знания. Наряду с беседами используются такие формы, как деловая, дидактическая, ролевая игры, практикум, устный журнал, конкурс рисунков и газет, викторина, круглый стол, встречи с представителями социальных структур, проведение тестирования с целью выявления склонности подростков к правонарушениям, защита проектов, которые способствуют развитию умений школьников.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач;
- критически оценивать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относится к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми, как внутри образовательной организации, так и за ее пределами;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях.
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто излагать свою точку зрения с использованием устных и письменных языковых средств;
- распознавать конфликтные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию.
Исполнители программы: участники образовательного процесса.
Краткое содержание
Тема № 1 Введение «Наши правила просты!»
Положение о педагогических требованиях к учащимся.
Тема № 2 «Ваши права и ваши обязанности» или «Основной закон государства».
Основные права ребенка. Применение их в жизни. Отношение к человеческой жизни со стороны государства и общества.
Тема № 3 «Моя семья-мое богатство».
Право и бесправие. Наличие прав - признак свободы. Психологический климат в семье. Факторы, влияющие на семейные отношения. Социальные роли в семье. Родители дети. Проблемы «отцов и детей». Предупреждение конфликтов. Семейный кодекс РФ. Права и обязанности родителей и детей в отношении друг к другу.
Тема №4 «Город как источник опасности».
Правонарушения подростков на железной , автомобильной дорогах и их возможные последствия. Права и обязанности водителей веломототранспорта, основные правила езды и меры безопасности.
Тема №5 «Мои первые документы».
Свидетельство о рождении. Паспорт гражданина РФ. Другие важные документы в жизни человека. Как поступить в случае утери (утраты) документов.
Тема №6 «Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?»
Как попадают в преступную группу. Данные науки о групповых преступлениях. Стремление к общению и самоутверждению. Антисоциальная ориентация группы. Причины ухода подростков в преступную группу сверстников. Подросток в группе взрослых преступников. Причины преступного поведения подростка в группе: система групповых норм и ценностей; авторитет лидера. Ответственность за групповые преступления. Соучастие в преступлении. Исполнитель. Организатор. Подстрекатель. Пособник. Степень ответственности за различные формы соучастия в преступлении. Отказ от совершения преступления. Укрывательство преступлений.
Тема № 7 «Права детей в истории России».
Представить информацию о том, как развивались права детей от Древней Руси до наших дней, изложить собранный материал доступным языком, воспитывать уважение к правам и обязанностям человека.
Тема №8 Ответственность и ее виды. Уголовное законодательство.
Конкурс стенных газет «Подросток и закон».
Право граждан на спокойную жизнь. Проблема преступлений несовершеннолетних. Материальный и моральный ущерб от правонарушений. Что такое правонарушение. Понятие аморального поведения. Правонарушение. Уголовный и административный поступок. 'Кодекс РФ об уголовных правонарушениях. Понятие преступления.
Тема №9 «Юридическая ответственность несовершеннолетних».
Уголовный кодекс. Кодекс об административных правонарушениях. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. Закон и порядок. Юридическая ответственность. Многообразие видов юридической ответственности: гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная, административная, уголовная. Преступление - особо важное правонарушение. Организация правосудия в нашей стране. Права задержанного несовершеннолетнего.
Тема № 10 Правовая оценка современных неформальных молодежных движений.
Различные молодежные группы. Их возникновение, основатели. Неформалы – кто они?
Тема № 11 «Твоя воинская обязанность».
Для чего нужна армия? Назначение армии. Сущность службы в армии как исполнение гражданского долга. Причины уклонения некоторых людей от службы в армии. Альтернативная гражданская служба. Основные направления подготовки к армейской службе. Основные требования морали в сфере отношений человека к службе в армии.
Тема № 12 «Социальные сети- почему люди предпочитаю виртуальное общение живому» .
Выяснить, какое влияние социальные сети оказывают на человека - положительное или отрицательное.
Тема №13 «Что такое хулиганство» или «Правопорядок и полиция».
Понятие правопорядка. Факторы, влияющие на состояние правопорядка, Понятие общественного порядка. Участие граждан в укреплении правопорядка. Правоохранительные органы государства. Задачи милиции. Органы внутренних дел. Структура отдела (городского, районного) внутренних дел. Задачи милиции общественной безопасности. Патрульно-постовая служба. Административное задержание и порядок наложения взыскания за него. Отделение дознания и его функции. Изолятор временного содержания. Отделение организации работы участковых инспекторов. Задачи участкового инспектора. Добровольные дружины. Отделение по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Задачи криминальной милиции. Работа отделения уголовного розыска. Действия милиции в отношении подозреваемого в преступлении. Задачи следственного отделения ОВД. Проведение предварительного следствия. Обвинительное заключение.
Тема № 14 «Знатоки права»
Закрепление знаний по праву.
Тема № 15 «Правовая Ассамблея сказочных героев».
Закрепить знание статей Всеобщей Декларации прав человека.
Тема № 16 «В гостях у Шерлока Холмса».
Государство, его основные признаки и функции. Понятие права. Роль права в жизни человека, общества, государства. Соотношение права и закона. Правовое государство. История возникновения государства и права. Политическая жизнь. Человек в сферах общественной жизни. Теории возникновения государства и права. Закон как форма.
Тема № 17 «Ответственность за нарушения ПДД».
Правовая ответственность - административное законодательство. Плата за совершение нарушений - здоровье и человеческая жизнь. Наказание за помехи движению.
Тема № 18 «Спрашивайте-отвечаем» .
Ответственность за правонарушения, понятия групповые правонарушения, за что ставят на учет в ПДН, как не стать жертвой преступления и т.д.
Разделы содержания.
№ п/п | Тема | Модуль «Ключевые общешкольные дела» | Форма | Цель. | Ответственные |
1 | Введение «Наши правила просты!»
| На уровне класса. | Беседа. | Дать обучающимся первоначальные понятия о правилах поведения в обществе, об ответственности за их нарушение. | Воспитатели групп |
2 | «Ваши права и ваши обязанности» или «Основной закон государства» | На уровне класса. | Беседа-викторина. | Ознакомить с содержанием статей Всеобщей Декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка. Составление памяток «Имею право и могу им воспользоваться…», «Несу ответственность по закону…» | Воспитатели групп Кл. руководители. |
3 | «Моя семья – моё богатство!» | На уровне класса. | Круглый стол. | Формирование понятий семейных ценностей. Рисунки семьи. | Воспитатели групп Библиотекарь |
4 | «Город как источник опасности…» | На уровне класса. | Игра-викторина. | Правонарушения подростков на железной , автомобильной дорогах и их возможные последствия. Права и обязанности водителей веломототранспорта, основные правила езды и меры безопасности. | Воспитатели групп Соц. педагог Инструкторы ф-ры |
5 | «Мои первые документы». Оформление правового уголка. | На уровне класса. | Беседа. | Свидетельство о рождении. Паспорт гражданина РФ. Другие важные документы в жизни человека. Как поступить в случае утери (утраты) документов | Соц. педагог |
6 | «Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?» | На школьном уровне. | Круглый стол. Презентация. | Уличные компании, их законы. Как не попасть в «плохую» компанию. Алкоголь и правопорядок. | Воспитатели групп Педагог организатор |
7 | «Права детей в истории России». | На школьном уровне. | Проект. | Формирование правовой культуры у несовершеннолетних детей; понимание важности соблюдения своих прав и прав других людей. | Гончарова Г.А. |
8 | Ответственность и ее виды. Уголовное законодательство. Конкурс стенных газет «Подросток и закон» | На уровне класса. | Беседа-викторина, изготовление стенгазеты. | Конституционные обязанности. Ответственность и ее виды. Уголовная ответственность несовершеннолетних | Воспитатели групп Соц. педагог. Педагог-психолог. Библиотекарь |
9 | Юридическая ответственность несовершеннолетних. | На уровне класса. | Деловая игра. Анкетирование. | Конституционные обязанности. Ответственность и ее виды. Юридическая ответственность несовершеннолетних. Ответственность за деяния, связанные с оборотом наркотиков. | Воспитатели групп Соц. педагог. Педагог-психолог. |
10 | Правовая оценка современных неформальных молодежных движений. | На уровне класса. | Круглый стол, презентация. | Неформальные молодежные движения. Как в них попадают? Ответственность за участие в движениях | Воспитатели групп |
11 | Твоя воинская обязанность. | На уровне класса. | Беседа. Анкетирование. | Солдат – это звучит гордо? Воинская обязанность. Что может быть за уклонение от службы в армии. | Воспитатели групп Инструктор ф-ры Соц. педагог |
12 | «Социальные сети- почему люди предпочитаю виртуальное общение живому». | На школьном уровне. | Проект | Выяснить, какое влияние социальные сети оказывают на человека - положительное или отрицательное. | Гончарова Г.А. Черноухова О.Н. |
13 | «Что такое хулиганство».или «Правопорядок и полиция». | На уровне класса. | Правовая игра. | Способствовать формированию у учащихся навыков правомерного поведения, умения самостоятельно принимать решения в различных ситуациях через игру, навыков общения в процессе овладения знаниями через игровую ситуацию; ознакомить с одним из институтов общества; стимулировать творческую активность учащихся. | Соц. педагог Педагог –психолог Воспитатели групп |
14 | «Знатоки права». | На школьном уровне. | Игра – турнир. | Закрепление знаний по праву, через решение практических задач. | Педагог организатор Воспитатели групп |
15 | «Правовая Ассамблея сказочных героев». | На школьном уровне. | Деловая игра. | Закрепить знание статей Всеобщей Декларации прав человека, развивать умение работать в группах. | Педагог организатор Воспитатели групп |
16 | «В гостях у Шерлока Холмса». | На уровне класса. | Игра-викторина. Презентация. | Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; формирование правовых знаний, законопослушного поведения и основ толерантности; развитие правового самосознания; аптимизация познавательной деятельности подростков; воспитание чувства ответственности за свои поступки, взаимовыручки и уважения к окружающим людям; развитие памяти, внимания, мышления.
| Воспитатели групп |
17 | Ответственность за нарушения ПДД. | На уровне класса. | Презентация. Беседа. | Правовая ответственность - административное законодательство. Плата за совершение нарушений - здоровье и человеческая жизнь. Наказание за помехи движению. | Инспектор ПДН Администрация Соц. педагог |
18 | «Спрашивайте-отвечаем» | На школьном уровне | Круглый стол | Дать разъяснения по интересующим вопросам. | Администрация Соц. педагог |
Работа с родителями.
Задачи.
- формирование позитивного отношения родителей к социальным нормам, правилам, праву и их использованию на практике;
- выработке общего, совместного с ребенком языка общения, основанного на существующих в обществе моральных и правовых нормах;
- знакомству с наиболее важными правами ребенка и способами их защиты, а также формированию умений их использования на практике;
- обеспечению безопасности ребенка в разных жизненных ситуациях, регулируемых правом;
- приобретению опыта разработки собственных правил и норм (например, защиты своих потребительских прав, дополнений и поправок в
устав школы и др.);
- умению выделять правовое содержание жизненных ситуации и обращаться к источникам права или экспертам за помощью в их
разрешении;
- формированию способности к реальным действиям в ситуациях, регулируемых правовыми нормами.
Работа с родителями проводится в форме консультаций, бесед, анкетирования, родительских собраний, оформления информационных стендов.
Литература.
Азбука права. //автор-составитель Бобкова Н.Н. – Волгоград, 2006.
Алексеев С.С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. Начальные сведения. – Москва, 1998.
Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов. – СПб, 2001.
Воспитание. Пособие для педагогов.//Осипова М.П., Козлович С.И., Король Е.Д.; под общей редакцией Осиповой М.П. – Минск, 2002. С.143 – 206.
Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых. – Москва, 1992.
Ефремова Н.П. Твои права, подросток.//Библиотека – №12, 2000. С.37-39.
Конвенция ООН о правах ребенка. – Москва, 2001.
Любимов А.П. Конституция Российской Федерации: Альбом таблиц и схем. – Москва, 1998.
Права человека: Новое издание. – Москва, 1995.
Ты имеешь право.// Составитель Жук Л.И. – Минск, 2003.
Правовой статус несовершеннолетних с рождения до совершеннолетия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАКОН БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ЗА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
ПринятБелгородской областной Думой20 января 2005 года...

ЧАС ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ «Закон одинаков для всех!»
Цель:- упорядочить знания ребят о правонарушениях.Задачи:-познакомить с видами нарушений и наказаниями за них;-развивать представления о последствиях противоправных деяний;-воспитывать чувство ответст...

Урок систематизации и обобщения знаний « Законы постоянного тока». ( Отчёт в НИИ Электрического Тока) 8 класс.
Цели урока:формирование интереса учащихся к науке, их отношения к проблемам, связанным с научными исследованиями и их ролью в обществе.Задачи урока:в нетрадиционной форме повторить основные ...
Беседа: «Незнание закона не освобождает от ответственности»
В современном мире у молодого поколения есть множество возможностей для своего духовного и физического развития - музыкальные и художественные школы, молодежные театральные студии,...

«Брейн- ринг для учащихся 7-х классов «Незнание не освобождает от ответственности…»»
laquo;Брейн- ринг для учащихся 7-х классов «Незнание не освобождает от ответственности…»» может быть проведен и для учащихся 5-6 классов....

Занятие по правовому воспитанию: "Незнание законов не освобождает от ответственности"
Ознакомление учащихся с правами и обязанностями несовершеннолетних в сфере гражданских правоотношений....