Программа элективного курса Законы сохранения 9 класс
методическая разработка по физике (9 класс) на тему

Данный курс «Законы сохранения» поддерживает изучение основного курса физики и способствует лучшему усвоению его базового курса. Материал данного курса уделяет большее внимание тем вопросам программы, которые вызывают особый интерес школьников, имеют наибольшую ценность в решении задач профориентации учащихся. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности. Наряду с основной задачей расширения и углубления теоретического и практического изучения школьного курса физики данный курс позволяет ближе подвести учащихся  к современному уровню развития науки, что обеспечит больший интерес к предмету. А уделение внимания практическим приложениям физики, связи физики с жизнью призвано ориентировать значительную часть учащихся на выбор профессии инженера, техника, рабочего, механизатора.

Программа рассчитана на 17 часов в год, по 1 уроку в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zakony_sohraneniya.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная общеобразовательная средняя школа №29

Утверждено

педагогическим советом

от 02. 09. 2011 г.

       

Программа элективного курса

Законы сохранения

9 класс

Образовательная область: Физика

Учебная дисциплина: Физика

Вид образовательной  программы:

Общеобразовательная (предметная)

II ступень образования (основное (общее) образование)

Программа составлена

учителем физики

Громовой  С.И.

Нижневартовск, 2011

Пояснительная записка

Изучение в школьном курсе физики наиболее общих законов природы – законов сохранения – имеет не только большое образовательное значение, но и способствует выработке у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения. Данная программа уделяет этим вопросам большое внимание.

        В данном курсе учащиеся получают первоначальные сведения о двух законах сохранения - законе сохранения импульса тела и законе сохранения энергии. Изучение этих законов в данном курсе создаёт благоприятные условия для того, чтобы подчеркнуть и довести до сознания школьников специфику законов сохранения, их большую важность и особую роль в науке.

        Значение законов сохранения состоит ещё и в том, что во многих случаях решение задач на основе использование этих законов значительно быстрее приводит к цели и упрощает решение в сравнении с ранее изученными методами (например, на основе применения законов Ньютона или закона Гука и др.). При решении задач по механике на основе законов сохранения не возникает необходимости находить ускорение и знать силы. Используя понятие импульса, можно определять очень малые промежутки времени взаимодействия между телами, чего нельзя сделать непосредственным измерением. В этом состоит несомненное достоинство применения законов сохранения для решения задач.

Данный курс «Законы сохранения» поддерживает изучение основного курса физики и способствует лучшему усвоению его базового курса. Материал данного курса уделяет большее внимание тем вопросам программы, которые вызывают особый интерес школьников, имеют наибольшую ценность в решении задач профориентации учащихся. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности. Наряду с основной задачей расширения и углубления теоретического и практического изучения школьного курса физики данный курс позволяет ближе подвести учащихся  к современному уровню развития науки, что обеспечит больший интерес к предмету. А уделение внимания практическим приложениям физики, связи физики с жизнью призвано ориентировать значительную часть учащихся на выбор профессии инженера, техника, рабочего, механизатора.

Программа рассчитана на 17 часов в год, по 1 уроку в неделю.

Цели курса : 

-расширить некоторые темы в содержании основного курса, придающие ему                                                            необходимую  целостность;

-углубить знания учащихся путём решения разнообразных задач, в которых                              показываются многочисленные применения законов сохранения;

-помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы;

-формировать качества мышления, характерные для физико-математической деятельности и необходимые человеку для жизни в современном обществе.

Задачи курса:

            - показать учащимся несомненное достоинство законов сохранения для

            решения задач.

          - научить учащихся решать задачи более высокой, по сравнению с

            обязательным уровнем сложности;

          -показать роль естественных наук (в том числе и физики) для

           нравственного воспитания, вооружающих учеников конкретными

           Знаниями о природе.

          -помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения

           образовательной дисциплины.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

  • Понятия: импульс тела; импульс силы, работа силы, потенциальная и кинетическая энергия тела.
  • Законы и принципы: Закон сохранения импульса; закон сохранения и превращения энергии.
  • Практическое применение: Реактивное движение, устройство ракеты, КПД машин и механизмов.

Учащиеся должны уметь:

  • Измерять и вычислять физические величины (импульс, работу, мощность, КПД механизмов).
  •  Решать простейшие задачи на определение импульса, работы, мощности, энергии, КПД.
  • Изображать на чертеже при решении задач направление векторов силы, импульса тела.
  • Рассчитывать скорость ракеты, вагона при автосцепке с использованием закона сохранения импульса.

 

           

  Учебно-тематический план элективного курса

Законы сохранения

Темы занятий

Методы, формы

Содержание, основные понятия

Деятельность учащегося.

1

Сила и импульс

Репродуктивный метод: объяснение.

Импульс тела, импульс силы, новая формулировка II закона ньютона.

Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельная работа.

2

Закон сохранения импульса.

Объяснение.

Замкнутая система тел. Внутренние силы системы. Закон сохранения импульса.

Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельная работа.

3

Реактивное движение. Значение работ К.Э. Циолковского.

Объяснение, беседа,

Подготовка сообщений.

Понятие о реактивном движении. Его связь с законом сохранения импульса. Реактивное движение в природе, технике, быту. Принцип действия ракетных и воздушно-реактивных (самолётных) двигателей. Вклад К.Э. Циолковского, С.П. Королёва, Ю.А. Гагарина в развитие отечественной космонавтики. Первые шаги человека на луне.

Выступление и заслушивание сообщений.

4

Механическая работа.

Объяснение, беседа.

Определение механической работы.

Анализ случаев, когда работа положительна, отрицательна, равна нулю.

Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельная работа.

5

Работа, совершаемая силами, приложенными к телу и изменение его скорости. Теорема о кинетической энергии тела.

Объяснение. Работа в парах.

Понятие о кинетической энергии. Связь работы силы, приложенной к телу, и его кинетической энергии.

Выполнение тренировочных упражнений.

6

Работа силы тяжести. Потенциальная энергия тела, на которое действует сила тяжести.

Объяснение. Работа в парах.

Работа силы тяжести.

Выбор нулевого уровня потенциальной энергии.

Выполнение тренировочных упражнений.

7

Работа силы упругости. Потенциальная энергия тела, на которое действует сила упругости.

Объяснение. Работа в парах

Работа силы упругости.

Выбор нулевого уровня потенциальной энергии.

Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельная работа.

8

Закон сохранения полной механической энергии

Объяснение. Работа в парах.

Понятие полной механической энергии системы. Вывод закона сохранения полной механической энергии

Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельная работа.

9

Работа силы трения и механическая энергия.

Работа с учебником

И.К. Кикоин и А.К. Кикоин: «Физика. Механика». Конспект § 49.

Нарушение закона сохранения энергии, если в системе действуют силы трения, и переход механической энергии в другие её виды.

Самостоятельная работа с учебником.

Решение задач.

10

Мощность.

Объяснение. Работа в парах.

Механическая мощность, её связь с работой.

Выполнение тренировочных упражнений.

11

Решение задач на работу и мощность.

Разбор алгоритма решения задач. Работа в парах.

Анализ задач, которые требуют применения следующих формул:

А=FS*cosά, N=Fv,

А=ΔЕк , А=-ΔЕп, Екп=const, ΔЕк=mv2/2, Еп=mgh,

Еп =kx2/2, а также знаний о законах кинематики и динамики. Анализ комплексных задач с использованием закона сохранения полной механической энергии и закона сохранения импульса в механике.

Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельная работа.

12

Л/Р «Изучение закона сохранения энергии».

Инструктаж по выполнению Л/Р.

Работа в парах.

Экспериментальное доказательство справедливости закона сохранения механической энергии на основе сравнения двух полученных результатов.

Выполнение лабораторной работы.

13

Превращение энергии и использование машин. К.П.Д.

Работа с учебником

И.К. Кикоин и А.К. Кикоин: «Физика. Механика». Конспект § 51.

Закон сохранения энергии в механических процессах. Потери механической энергии в двигателях .Коэффициент полезного действия механизма.

Самостоятельная работа с учебником.

Решение задач.

14

Движение жидкостей по трубам. Закон Бернулли. Подъемная сила.

Работа с учебником

И.К. Кикоин и А.К. Кикоин: «Физика. Механика». Конспект § 52.

Зависимость давления жидкости от скорости течения и сечения трубы. Подъёмная сила крыла самолёта.

Самостоятельная работа с учебником.

Решение задач.

15

Значение законов сохранения.

Беседа.

Обобщение изученного материала. Законы сохранения – важнейшие и наиболее общие законы природы. Практическое применение законов сохранения.

Заслушивание сообщений.

16

Обобщающее повторение. Решение задач.

Повторение законов сохранения и основных понятий темы. Решение основных типов задач на закон сохранения импульса и энергии.

Анализ задач, которые требуют применения следующих формул:

А=FS*cosά, N=Fv,

А=ΔЕк , А=-ΔЕп, Екп=const, ΔЕк=mv2/2, Еп=mgh,

Еп =kx2/2, а также знаний о законах кинематики и динамики. Анализ комплексных задач с использованием закона сохранения полной механической энергии и закона сохранения импульса в механике.

Выполнение тренировочных упражнений.

17

Контрольная работа.

Самостоятельное выполнение учащимися заданий по различным видам познавательной деятельности.

Контрольная работа по решению комплексных задач, требующих знаний из разных областей механики.

Самостоятельное решение задач.

Литература.

1.А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. «Физика. 9 класс». М., 2007 г.

2 И.К. Кикоин, А.К. Кикоин. «Физика. Механика.10класс». М., 2004 г.

3.Г.Н. Степанова. «Сборник задач по физике». М.,   2005 г.

4.А.И. Черноуцан. «Физика. Задачи с ответами и решениями». М.,  2005 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса для 6 класса основы естествознания

по программе работаю 2-ой год, она помогает детям определиться с выбором дальнейшего профиля обучения. Ориентирована на привлечение детей к изучению предметов естественнонаучного цикла....

Программа элективного курса для 11 класса "Сочинение-рассуждение на экзамене: авторская позиция, собственное мнение, аргументация"

В соответствии с основными требованиями к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку работа по подготовке к написанию сочинения-рассуждения должна включать в себя три составляющие:1) выявление, ос...

Программа элективного курса для 8 класса "Обучение различным видам изложения"

Изложение наряду с сочинением является средством формирования коммуникативных умений, а значит, изложение – один из основных видов работ по развитию связной речи школьников. По выражению М.А. Ры...

Программа элективного курса для 9 класса

Программа курса  по выбору «Химия вокруг нас»     предназначена для учащихся  9 класса средней общеобразовательной школы, рассчитана на 17 часов....

программа элективного курса для 9 класса"аналитическая химия"

предпрофильная подготовка, элективный курс...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...