Программа по коррекции познавательной сферы.
методическая разработка на тему

Волкова Ольга Валерьевна

Для использования во внеклассной работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_korrektsii_emots-vol.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Программа психокоррекционных занятий

 по индивидуальной работе

 с детьми,

 имеющими нарушения в интеллектуальной и эмоциональной сферах.

Программа включает в себя два цикла: цикл занятий по коррекции познавательной сферы и цикл занятий по коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы.

Программа по коррекции познавательной сферы.

Программа рассчитана на 7 дней. Цель программы – активизация мыслительной деятельности детей. Продолжительность занятий от 35 до 40 минут. Занятия могут проводится как индивидуально, так и в группе. Началу коррекционных занятий предшествует проведение психодиагностического исследования мыслительных и мнемических особенностей.

Занятие 1.

Цель:

  • Снятие эмоционального напряжения.
  • Определение развития способности сравнения.
  • Развитие сосредоточенности и концентрации внимания.

Порядок проведения:

  1. Мотивация участников к проведению занятия.
  2. Японская пальчиковая гимнастика (5 минут).

Инструкция: «Две руки ладонями внутрь расположить на уровне груди. Начиная с левого мизинца, внимательно рассмотреть каждый палец, затем также начиная с мизинца, сгибать поочередно каждый палец сначала на левой руке, затем на правой. Согнуть все пальцы, подержать кулачки, затем пальцы выпрямить».

  1. Сравнение понятий – выделение существенных признаков при характеристике понятий (15 минут):

Утро – вечер                                             Ворона – воробей

Корова – лошадь                                      Волк – луна

Летчик – танкист                                     Молоко – вода

Лыжи – коньки                                         Ветер – соль

Трамвай – автобус                                    Золото – серебро

Озеро – река                                              Сани – телега

Река – птица                                              Очки – деньги

Дождь – снег                                             Воробей – курица

Поезд – самолет                                        Кошка – яблоко

Ось – оса                                                    Вечер – утро

Обман – ошибка                                        Дуб – береза

Стакан – петух                                          Голод – жажда

Маленькая девочка – большая кукла     Сказка – песня

Ботинок – карандаш                                 Корзина – сова

Яблоко – вишня                                        Картина – портрет

  1. Количественные отношения (20 минут).

Детям предлагают ряд однотипных логических задач исходными суждениями в этих задачах являются хорошо усвоенные отношения предметов по количественной величине. Нужно сделать умозаключение и определить отношение (больше – меньше) двух величин, внесенных в знаменатель.

Например, А>Б в 2 раза,

                   Б<В в 4 раза; определить, что больше: А или В?

(Это видно из того, что если А=9, то Б=1, если Б=1, то В=4, следовательно, А=9>В=4).

1. А>Б в 9 раз                                                 2. А<Б в 3 раза

    Б<В в 4 раза                                                    Б>В в 4 раза

          В ? А                                                              В ? А

3. А<Б в 10 раз                                               4. А<Б в 3 раза

    Б>В в 6 раз                                                     Б>В в 5 раз

          А ? В                                                               А ? В

5. А<Б в 3 раза                                               6. А>Б в 9 раз

    Б>В в 7 раз                                                     Б<В в 12 раз

         А ? В                                                                А ? В

Пример задачи.

Даны три сосуда: 37, 21, 3 литра. Как отмерить ровно 10 литров воды?

Занятие 2.

Цель:

  • Снятие эмоционального напряжения.
  • Развитие логического мышления.
  • Развитие пространственного и конструктивного мышления.
  • Концентрация внимания, сообразительность.

Порядок проведения.

  1. «Заряд бодрости» (5 минут).

Инструкция: «Закройте глаза, ни о чем не думайте, чуть-чуть опустите голову. Одну минуту вы отдыхаете. Теперь с закрытыми глазами вы представляете, что ваша голова становится легкой, свободной, что вы способны легко усваивать новое. Вы открываете глаза и с новыми силами принимаетесь за работу».

2. Задачи, решение которых состоит в перекладывании палочек, чтобы получить изменение фигуры (20 минут) (проверка развития образного мышления):

а) в фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить три палочки так, чтобы поучилось 3 таких же квадрата:

б) переложить 6 палочек так, чтобы из корабля получился танк:

 

в) переложить 2 палочки так, чтобы фигура, похожая на корову, «смотрела» в другую сторону:


        

г) составить домик из 6 палочек, а затем переложить две палочки так, чтобы получился флажок:

д) в фигуре переложить 3 спички так, чтобы получилось 4 равных треугольника:

е) дана фигура из 6 квадратов; надо убрать 2 палочки, чтобы осталось 4 квадрата:

3. «Подбери слово по смыслу» (10 минут). Проводится в группе.

Кровать – лежать                        Стул – … (сидеть).

Воробей – птица                         Окунь – …

Малина – ягода                           Девять – …

Овца – стадо                                Буква – …

Волк – пасть                                Птица – …

Паровоз – вагоны                        Лошадь – …

Птица – гнездо                            Человек – …

Лошадь – жеребенок                   Корова – …

Пробка – плавать                         Камень – …

Нога – костыль                            Глаза – …

4. «Шестерка» (5 минут).

Все участники группы встают в круг. Каждый человек (начиная с ведущего) по очереди называют числа: 1,2,3 … Запрещается называть числа, содержащие числа 6 и 9.

Если игроку достались эти цифры, он должен молча подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши. Тот, кто ошибется, выбывает из игры. Играть можно до трех оставшихся, наиболее внимательных игроков.

Занятие 3.

Цель:

  • Снятие эмоционального и физического напряжения.
  • Выявление характера логических связей и отношений между понятиями.

1. «Насос и мячик» (5 минут) – преодоление скованности и напряженности участников группы, тренировка мышечного расслабления.

Ведущий играет роль «насоса»: он делает движения руками, имитирующие работу с насосом, и издает характерные звуки. Участники сначала расслабленно сидят в креслах, голова опущена, руки вяло висят вдоль тела. С каждым движением насоса «мячи» начинают надуваться. Дети распрямляются, поднимают голову, напрягают руки и встают в полный рост. Через несколько минут ведущий выдергивает затычку из мяча, игроки с шипением (ш – ш  – ш!) расслабляются и постепенно опускаются на корточки. (Можно повторить 2–3 раза).

2. «Домино» (15 минут).

На рисунке изображены картинки домино. Расположение костяшек на рисунке, а также количество точек на домино подчинено определенному правилу. В каждом задании имеется пустая костяшка, количество точек на ней не обозначено. Необходимо проставить количество точек в половинах пустой фишки.

3. Формирование умений устанавливать связи между понятиями.

Задача состоит в том, чтобы последовательно выявлять существенные признаки для установления аналогий. Выполняется индивидуально. Детям перечисляют слова, имеющие отношение к определенному предмету. Из общего списка слов надо выбрать два таких, без которых данный предмет не существует (рука – кольцо, палец; ладонь – украшение, перчатка).

4. «Веселые кружочки» (10 минут).

Под музыку необходимо дорисовать в определенной последовательности нарисованные на листке бумаги кружочки.

Занятие 4.

Цель:

  • Снятие эмоционального напряжения.
  • Развитие творческого мышления.
  • Формирование способностей оперировать смыслом.
  • Исследование уровня мышления после проведения коррекционных мероприятий.
  1. «Графическая музыка». Под музыку в течение 3–4 минут на листе бумаги дети рисуют произвольные линии простым карандашом. Музыка заканчивается. Дети пытаются найти в нарисованных линиях осмысленные изображения, которые выделяют, заштриховывая.
  2. Формирование способностей оперирования смыслом (10 минут).

Инструкция: «Сейчас я прочитаю вам пословицы, а вы попробуйте подобрать к каждой из них подходящую фразу, отражающую ее общий смысл».

1. Семь раз отмерь, один отрежь.  а) если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы;          

 б) прежде чем сделать, надо хорошо подумать;

 в) продавец отмерил 7 метров ткани и отрезал.

2. Лучше меньше, да лучше.                а) одну хорошую книгу прочесть полезней, чем 7 плохих;

б) один вкусный пирог стоит десяти невкусных.

3. Поспешишь – людей насмешишь.  а) клоун смешил людей;

б) чтобы сделать работу лучше, надо прежде хорошо подумать;

в) торопливость может привести к нелепым результатам.

4. Куй железо, пока горячо.                 а) кузнец кует горячее железо;

б) если есть благоприятные возможности для дела, надо сразу их использовать;

в) кузнец, который работает не торопясь, часто успевает больше, чем тот, который торопится.

5. Нечего на зеркало пенять,               а) не стоит кивать на обстоятельства, если

    коли рожа крива.                              дело в тебе самом;

б) хорошее качество зеркала зависит не от рамы, а от самого стекла;

в) зеркало висит криво.

6. Не красна изба углами, а                 а) нельзя питаться одними пирогами, надо

    красна пирогами.                              есть ржаной хлеб;

б) о чьем–либо доме судят не по красивой обстановке, а по гостеприимству и радушию хозяев;

в) один вкусный пирог стоит десяти невкусных.

7. Сделал дело – гуляй смело.    а) если выполнил работу хорошо, можешь                     отдохнуть;

б) мальчик вышел на прогулку.

8. Умелые руки не знают скуки.    а) Петр Иванович никогда не скучает;

б) мастер своего дела любит и умеет трудиться; он не может сидеть праздно.

9. Не в свои сани не садись.           а) если не знаешь дела, не берись за него;

б) зимой ездят на санях, а летом на телеге;

в) езди только в своих санях.

10. Не все то золото, что блестит.  а) медный браслет блестит, как золотой;

б) не всегда внешний блеск сочетается с хорошим качеством;

в) не всегда то, что кажется нам хорошим, действительно хорошо.

Занятие 5.

Цель:

  • Развитие способностей сравнения и обобщения.

Задача состоит в умении определять сходства и различия предметов.

Порядок проведения. Детям показывают напечатанные на маленьких белых карточках слова (каждое отдельно) и громко произносят: «банан» и «персик». Ребенка спрашивали: «Чем похожи друг на друга банан и персик?» затем к двум первым словам присоединялось слово «картофель». И снова психолог задавал вопрос: «Чем картофель отличается от банана и персика?» И затем: «Что общего между бананом, персиком и картофелем?» Следующим присоединялось слово «мясо». Детей спрашивали: «Чем мясо отличается от банана, персика и картофеля?» Затем: «В чем состоит сходство между бананом, персиком, картофелем и мясом?» Эту процедуру продолжают до тех пор, пока не получится ряд, состоящий из следующих слово: банан, персик, картофель, мясо, молоко, вода, воздух, бактерия. В конце ряда присоединяют «контрастный» объект, о котором спрашивают, чем он отличается от предыдущих объектов. Например слово «камень», которое завешает список «банан – песик». Затем тем же способом предлагается детям второй ряд слов: колокольчик, рожок, телефон, радио, газета, книга, картина, обучение – и по контрасту с предшествующими словами – «смущение».

Дети находятся во власти внешней видимости вещей – их цвета или пространственной близости. Необходимо сформировать умение детей выделять функции предметов, т.е. их практическое назначение, и сопоставлять их между собой.

Занятие 6.

Цель: активизация самостоятельной познавательной активности детей.

Игра называется «Поиск информации».

Порядок проведения. Использовались два варианта игры и вопросы. Согласно первому варианту, детям показывали набор из 42 картинок, изображающих знакомые предметы, и задачей ребенка было отгадать, какой из предметов загадал экспериментатор. Дети могли задавать вопросы, но только в такой форме, чтобы на них можно было ответить лишь «да» или «нет».

Во втором варианте игры задача ставилась в следующей форме: «Один человек ехал в машине по дороге, машина съехала с дороги и врезалась в дерево. Узнай, как это случилось». Или в другом случае: «Мальчик уходит из школы в середине занятий. Что произошло?» И в этом случае ребенку также нужно найти ответ, задавая вопросы, рассчитанные на ответ «да» или «нет».

В обоих вариантах ребенку можно осложнить задачу, попросив его задать минимальное количество вопросов (подобная тенденция редко выступает как «натуральная» и у взрослых, и у детей).

Эти задания характеризуют способ познания ребенком мира.

Занятие 7.

Цель: проведение психодиагностического исследования уровня сформированности логического мышления, обобщающей функции мышления, опосреданного непосредственного запоминания.

Диагностическим материалом служат методики «Исключение лишнего», «Существенный признак» и «Пиктограмма».

Задача исследования состоит в фиксировании изменений мыслительной деятельности и мнемических функций.

Подобный цикл занятий рекомендуется проводить с интервалом в 2,5 – 3 месяца с тем, чтобы закрепить полученный эффект и использовать его в системе основных обучающих программ.

 

 

 

  1. Психологическая коррекция

 нарушений эмоционально–волевой сферы детей.

Любое отклонение от нормы в развитии предполагает нарушение не только отдельной функции. Полноценность ребенка снижается во всех его жизненных проявлениях, в том числе и в эмоциональной сфере, которая определяет содержание мотивов деятельности и тем самым регулирует его поведение (К.С. Лебединская).

ЗПР характеризуется глубокими изменениями в структуре и качественных характеристиках эмоциональных реакций и состояний ребенка, что предполагает включение ребенка в систему коррекционной работы программы занятий по оптимизации изменений его эмоционально сферы.

Структура коррекционной программы включает в себя:

  1. первичное диагностическое обследование уровня сформированности и особенностей эмоциональной сферы детей;
  2. направленное коррекционное воздействие с целью оптимизации нарушенных эмоциональных реакций и состояний детей;
  3. рекомендации родителям по осуществлению коррекционно–воспитательных воздействий на детей;
  4. заключительное психодиагностическое обследование для определения эффекта коррекционного воздействия.

Для определения результативности коррекционного воздействия психодиагностическое обследование необходимо осуществлять непосредственно до и после проведения программы.

Содержание коррекционного воздействия. Оно включает в себя индивидуальные и групповые формы работы с целью коррекции эмоциональных нарушений детей с ЗПР через оптимизацию межличностного взаимодействия. Программа включает в себя 8 занятий. Время одного занятия 25 – 35 минут. Программа рассчитана на детей младшего школьного  и младшего подросткового возраста.

Если занятие проводится  в группе, то группа должна быть однородна по возрасту, число участников группы 6–8 человек.

Занятие 1. Как  видит себя ребенок в окружающем мире.

Цель: дать возможность ребенку с помощью вербальных и невербальных приемов объяснить окружающим свое понимание себя в окружающем его мире.

Стимульный материал: цветные карандаши, фломастеры, большие листы ватмана, маленькие призы.

Порядок проведения. Детям предлагается выбрать образ сказочного героя, с которым бы они могли себя сравнить, или представить себя сказочным героем, который им больше всего нравится.

Затем каждому ребенку дают возможность объяснить, почему он выбрал именно этого сказочного персонажа и что в нем больше всего привлекает.

После этого каждому ребенку предлагается нарисовать свой образ сказочного персонажа на карточке и потом эту карточку приколоть к одежде. С детьми договариваются, что при общении с другими людьми они будут вести себя как их герой.

В заключительной части детям предлагается объяснить, что именно привлекло их в манере общения того или иного сказочного персонажа.

Занятие 2. Умею ли я слушать другого человека.

Цель: формирование положительных эмоциональных реакций ребенка в отношениях с другими людьми.

Стимульный материал: музыкальные фрагменты с записями спокойной и агрессивной музыки.

Порядок проведения: детям рассказывается сказка о том, как жили–были в одной стране разные сказочные герои (те герои, которых выбрали сами дети), а потом каждому ребенку дается возможность рассказать, как жили, что делали, как общались между собой сказочные герои. После этого специалист, включая фрагменты с записями агрессивной музыки, обращает внимание детей на негативные формы общения. После этого вместе с детьми необходимо сделать вывод о том, как важно уметь внимательно слушать другого человека, а также ободрить положительное эмоциональное реагирование детей.

Занятие 3. Хочу сказать приятное другому человеку.

Цель: формирование эмпатических реакций ребенка.

Порядок проведения: задание состоит в том, чтобы сказочные персонажи, по очереди входя в помещение, сначала похвалили других, а потом и себя. По ходу выполнения задания психолог обращает внимание на ту похвалу, которая вызвала положительные реакции окружающих. Затем он просит рассказать о том, что чувствовали дети, когда их хвалили, и что больше им понравилось: слушать похвалу в свой адрес или самому хвалить другого.

В заключение психолог дает задание детям похвалить своих родственников, друзей, знакомых и даже незнакомых людей.

Занятие 4. Роли, которые играют люди.

Цель: формирование навыков эмоционально стабильных реакций детей в ситуациях отсутствия предварительного опыта.

Стимульный материал: разные атрибуты –  шапочка доктора, указка учителя, кисточка художника и т.д.

Порядок проведения. Детям предлагается сначала определить роли сказочных героев. Согласно выбранным ролям строится ситуация общения, после чего дети должны объяснить, как изменилось их эмоциональное состояние и поведение.

Вторая часть занятия включает в себя моделирование ситуаций, в которых сказочные герои действуют как профессионалы, используя соответствующие  атрибуты. После этого дети должны объяснить, как изменились их эмоциональное состояние и поведение.

Занятие 5. Где мне сесть?

Цель: сформировать у детей представления о зависимости эмоциональных реакций от ситуаций общения.

Порядок проведения. На открытом пространстве детям предлагается приблизится друг к другу на максимально удобное для общения расстояние. Психолог следит за тем, как дети осуществляют этот процесс, и затем просит их объяснить, почему они выбрали такое расстояние. После этого он предлагает детям удалиться друг от друга и общаться с этого расстояния, а потом объяснить, что они при этом испытывают и что изменилось. Выбрав, наиболее комфортное  пространственное размещение, дети должны объяснить, какое эмоциональное состояние они испытывают на различных дистанциях общения.

Занятие 6.

Цель: создать возможность, чтобы ребенок мог задуматься о природе человеческой привлекательности и симпатии.

Стимульный материал: изображения человеческих лиц.

Порядок проведения. Психолог показывает детям изображения разных людей и просит отметить те, которые им более всего понравились. Затем выбирают те портреты, которые понравились большинству или всем, и просит объяснить, почему именно эти портреты привлекли внимание детей. Дети описывают свои эмоциональные реакции, возникающие при просмотре тех или иных изображений.

В следующем упражнении детям предлагается объяснить смысл поговорки: «Не все то золото, что блестит». В результате занятия психолог подводит детей к пониманию того, что не только внешняя привлекательность, но и внутренние достоинства человека позволяют нам признать его красоту.

Занятие 7.

Цель: формирование у детей умений и навыков неконфликтных реакций.

Порядок проведения. В ходе занятия разыгрываются ситуации, в которых сказочные персонажи должны участвовать в решении спорных вопросов и проблем. Сначала сказочным персонажам предлагают самостоятельно разрешить эти вопросы, а затем психолог предлагает решение этих проблем с использованием приемов неконфликтного реагирования.

В заключение занятия детей просят объяснить, какие способы реагирования привели к положительному решению ситуации и почему.

Занятие 8.

Цель: познакомить детей с тем, как важно испытывать сочувствие к другим людям.

Порядок проведения. В начале занятия конструируется сказочная ситуация, в которой персонажи помогают одному из них справиться со сложным положением, причем его дети выбирают сами. Затем психолог просит объяснить каждого ребенка, что он чувствовал, когда помогал другому, и в итоге подводит всех к выводу о том, что помощь может вызывать радостные чувства и у того человека, который ее оказывает.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация программы по коррекции познавательных процессов и представлений об окружающем у детей 6-10 лет "Дом, в котором мы живем"

Презентация программы по коррекции познавательных процессов и представлений об окружающем у детей 6-10 лет "Дом, в котором мы живем"...

Рабочая программа индивидуальных занятий по коррекции познавательной сферы учащихся 2-5 классов с трудностями в обучении.

В ряде случаев нарушение речи является не первичным дефектом, а проявляется на фоне органического поражения коры головного мозга, минимальной мозговой дисфункции, задержки психического развития, при к...

Рабочая программа по развитию познавательной сферы для 4 класса

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.  Коррекционно-развив...

Рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие и коррекция познавательной сферы"

Программа разработана на основе методического пособия "Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте" А.В.Семенович...

Интерактивная песочница, как инновационный инструмент в развитии и коррекции познавательной сферы детей

Сегодня многие педагоги знают о существовании песочной терапии и об удивительных результатах для развития и здоровья детей. Метод входит в число самых популярных видов арт-терапии вместе с музыкотерап...

Программа по развитию познавательной сферы младших школьников

Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы первоклассников с умственной отсталостью. Разработанные коррекц...

Программа по развитию познавательной сферы старших школьников

В основе концепции программы "Развитие познавательной сферы старших школьников" лежит педагогическая коррекция умственного развития несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуац...