Интерактивная песочница, как инновационный инструмент в развитии и коррекции познавательной сферы детей
статья

Камалдинова Ольга Геннадьевна
Сегодня многие педагоги знают о существовании песочной терапии и об удивительных результатах для развития и здоровья детей. Метод входит в число самых популярных видов арт-терапии вместе с музыкотерапией, изотерапией и сказкотерапией. Конечно, он применяется не в каждом образовательном учреждении, но от этого не становится менее эффективным и интересным. В учреждениях дополнительного образования массово появляются песочницы, песочные столы и даже интерактивные песочницы. Интерактивная песочница - самый современный и эффективный инструмент для детских учреждений, позволяющий перенести песочную терапию и образовательный процесс на новый уровень, раскрыть внутренние резервы и природные способности детей; инструмент развития познавательной сферы детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества», Качканарский городской округ, г. Качканар

Интерактивная песочница, как инновационный инструмент в развитии и коррекции познавательной сферы детей

Сегодня многие педагоги знают о существовании песочной терапии и об удивительных результатах для развития и здоровья детей. Метод входит в число самых популярных видов арт-терапии вместе с музыкотерапией, изотерапией  и сказкотерапией. Конечно, он применяется не в каждом образовательном учреждении, но от этого не становится менее эффективным и интересным. В учреждениях дополнительного образования  массово появляются песочницы, песочные столы и даже интерактивные песочницы. Психологи напрямую связывают подсознание и глубинные слои сознания ребенка с тем, что он изображает из песка. Доказано, что занятия с песком через развитие мелкой моторики стимулируют работу мозга, что положительно сказывается на развитии здоровых детей и детей с различными нарушениями.

Современное общество развивается быстрыми темпами, в связи с этим для развития интереса современных детей к процессу обучения необходимо использовать ИКТ. Перенос традиционных педагогических занятий в интерактивную песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Интерактивная песочница - самый современный и эффективный инструмент для детских учреждений, позволяющий перенести песочную терапию и образовательный процесс на новый уровень, раскрыть внутренние резервы и природные способности детей; инструмент развития познавательной сферы детей. Работа интерактивной песочницы построена на технологиях дополненной реальности, благодаря чему обычный песок превращается в Волшебную Вселенную. Перед пользователями открываются живописные пейзажи, которые они могут изменить в одно мгновение.

Песочная терапия в интерактивной песочнице: 

  • Улучшает координацию движения
  • Развивает сенсорное восприятие
  • Стабилизирует психологическое состояние, снимает напряжение
  • Совершенствует предметно-игровую деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
  • Более гармонично и интенсивно способствует развитию всех познавательных функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речи и моторики. 
  • Развивает пространственное воображение, фантазию
  • Существенно усиливает желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно
  • Мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
  • Уменьшает невротические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство при социальных контактах, боязливость в новых ситуациях, излишнюю впечатлительность и эмоциональную лабильность, а также негативизм в отношениях с близкими и сверстниками.

Интерактивная песочница является своеобразной моделью окружающего мира, в которой ребенок может "проиграть" и отпустить всё, что его беспокоит.

В песочнице создается дополнительный  акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка. На песок проецируются настоящие текстуры водных объектов, гор, вулканов и многих других поверхностей. Песочница дает детям возможность своими руками создать собственный мир, который можно изменить одним движением руки. Ребенок лучше освоит материал, когда своими руками построит Байкал, Уральские горы, либо сделает реконструкцию Куликовской битвы.
С помощью интерактивной песочницы
можно изучать: географию, историю, астрономию, природоведение, ОБЖ, естествознание, биологию и даже иностранные языки. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, повышается мотивация ребенка к занятиям, с другой стороны, более гармонично и интенсивно происходит развитие познавательной сферы учащихся. Развивающий и коррекционный эффект достигается за счет пластических свойств песка, который способствует тактильной стимуляции, развитию мелкомоторных движений, увеличению манипулятивных комбинаций и речевому (звуковому) сопровождению игрового или образовательного процесса. Игровой режим расширяет представление детей о мире, погружает в особенности природных явлений, радует и волнует своей красотой. Ребенок находит ответы на многие вопросы, а педагог имеет возможность осветить любые темы, связанные с окружающим миром, взаимосвязью человека и природы.

Примеры познавательных игр в интерактивной песочнице

• игры на ознакомление с окружающим миром (познаем то, что рядом с нами: животные, реки, моря, города)

• географические игры (моделируем в песочнице климатические зоны и жизнь на них, узнаем, как живут люди в разных уголках планеты)

• фантастические игры (дети имитируют жизнь на других планетах- ландшафт Луны, поверхность Марса)

• исторические игры (строят, ломают, изучают стратегию боевых действий и снова строят)

•игры-экскурсии по городу (знакомим с родным городом и его историей).

Познавательные игры на песке предлагаются детям в виде дидактической сказки через:
• сенсорные игры (о своих физических и чувственных возможностях, о свойствах вещей и окружающего)
• языковые игры (поупражняться в грамматике и развить фонематический слух)
• дидактические навыки (конкретные умения и навыки, развить психические процессы)
• игры-загадки (развивают саморегуляцию и учат четкому выполнению учебной задачи)
При этом опора идет на зрительное-слуховое-тактильно-кинестетическое восприятие. Задействованы все анализаторы. Дети не только видят и слышат, а еще и включают «телесную» память, плюс развитие моторики.

Занятия в интерактивной песочнице должны базироваться на определенных принципах. Это поможет проводить занятия с наибольшим эффектом.

Комфортная среда для ребёнка

Любое занятие должно быть местом, где дети чувствуют себя в безопасности, где они могут свободно творить и где их идеи не оцениваются с негативной стороны. Интерактивная песочница создаёт уютную атмосферу для занятий, с помощью направленного светового потока и приглушённого света в кабинете.

Инструкция к играм в сказочной или стихотворной форме

Так дети лучше усваивают правила. К тому же, они, таким образом, развивают свою фантазию и творческий подход. Не нужно бояться изменять знакомые сказки или придумывать  новые, к этому процессу можно подключать и детей. А интерактивная песочница с помощью цветовой стимуляции надолго удерживает внимание даже маленьких детей.

Контакт с педагогом

Педагог с детьми должен выстроить открытые отношения, где каждый ребёнок может свободно обмениваться впечатлениями, проговаривать свои ощущения. Интерактивная песочница вызывает восторженные эмоции у детей, это поможет педагогу получить их доверие и по-настоящему заинтересовать темой занятия.

Упражнения подходящие возрастным и индивидуальным особенностям детей

Важно выбирать оптимальную сложность упражнений, чтобы детям было немного трудно их выполнять. Так вы развиваете моторное планирование, что способствуют гармоничному развитию. Для этого в интерактивной песочнице есть градация по уровням сложности. Можно легко подбирать необходимую сложность под каждого ребёнка.

 

"Проживание" разных ситуаций в игровой форме

У ребёнка в процессе игры осуществляется взаимный переход "воображаемого" в "реальное" и наоборот. Это помогает ему осознать, какой поступок он совершил: правильный или ошибочный. В интерактивной песочнице разработаны специальные режимы для проживания ситуаций в игровой форме и для оценки своих действий.

"Оживление" абстрактных символов

Когда ребёнок взаимодействует с цифрами или геометрическими фигурами, он лучше усваивает знания. А режимы интерактивной песочницы визуализируют на новом уровне абстрактные понятия.

Не смотря на явную популярность и все более проявляемый интерес педагогов и родителей к данному методу, необходимо знать, что есть состояния и заболевания, при которых без разрешения врача, применять песочную терапию не следует.

 К таким противопоказаниям относятся:

  • синдром дефицита внимания;
  • эпилепсия, сопровождающаяся частыми приступами с потерей сознания и судорогами;
  • синдром навязчивых движений, при котором ребенок не может творить свободно, повторяющиеся непроизвольные движения, они будут мешать и злить ребенка;
  • аллергия на пыль и песок, бронхиальная астма в тяжелой форме;
  • туберкулез;
  • тяжелые психические расстройства, сопровождающиеся полной идиотией, глубокой дебильностью, неспособностью и нежеланием контактировать с окружающими людьми и предметами;
  • детский возраст до 1,5-2 лет.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе,

педагог дополнительного образования ВКК

Камалдинова Ольга Геннадьевна

https://isandbox.ru/wp-content/uploads/2018/05/imgonline-com-ua-Resize-PhyRcRFj8QHM0bc-1-e1529313946322.jpg

https://storage.myseldon.com/news_pict_36/365BE5632AA1973AC1C4DCB7973CB9EB


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лыжная подготовка как фактор коррекции двигательной сферы детей, имеющих задержку психического развития

Характерные нарушения двигательной сферы у детей с ЗПР:нарушения произвольной регуляции движений;недостаточная четкость непроизвольных и сложно-координационных движений;быстрая утомляемость....

Рабочая программа групповых занятий по развитию и коррекции познавательной деятельности детей 5-7 летнего возраста с невыраженными нарушениями в развитии.

Рабочая программа составлена на основе программы "Развитие и коррекция познавательной деятельности детей 5-7 летнего возраста с неярко выраженными нарушениями в развитии", Штырмер Т...

Рабочая программа индивидуальных занятий по развитию и коррекции познавательной деятельности детей 5-7 летнего возраста с невыраженными нарушениями в развитии.

Рабочая программа составлена на основе программы "Развитие и коррекция познавательной деятельности детей 5-7 летнего возраста с неярко выраженными нарушениями в развитии", Штырмер Т...

Рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие и коррекция познавательной сферы"

Программа разработана на основе методического пособия "Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте" А.В.Семенович...