Особенности педагогического сопровождения детей из различных групп риска
учебно-методический материал на тему

Галанина Татьяна Викторовна
-Самоопределение в сферах человеческих смыслов, идеалов, ценностей
-определение жизненного и профессионального пути
-постановке задач будущего (образование, карьера, семья)
-приобретения навыков межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола
- уменьшения эмоциональной зависимости при сохранении потребности в психологической и материальной поддержки
-развитие абстрактного и творческого мышления

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon osobennosti_soprovozhdeniya_trudnyh.ppt460.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности педагогического сопровождения детей из различных групп риска Галанина Татьяна Викторовна

Слайд 2

Кого можно отнести к группе риска? К группе риска относится категория детей, которые обладают слабой сопротивляемостью к факторам социального риска в силу возрастных и психологических особенностей и (или) имеющих дефицит социально-психологической поддержки. Они объективно (добровольно или нет) находятся в зоне реального или потенциального риска, проявляют различные формы социальной дезадаптации, выражающейся главным образом в педагогической запущенности и трудновоспитуемости вследствие нарушения их социализации.

Слайд 3

Дети группы риска Дети с проблемами в развитии Дети из неблагополучных семей Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей Дети из семей находящихся в трудной жизненной ситуации (бедные, многодетные, неполные, семьи беженцев и эмигрантов)

Слайд 4

Выделяют три основные характеристики детей «группы риска» Социальная изоляция Обделённость в распределении ресурсов Отклонения в поведении

Слайд 5

Для детей дошкольного возраста характерны следующие ситуации повышенного риска Враждебное жестокое отношение в семье к ребёнку Эмоциональное отвержение ребёнка Недостаток надзора и ухода за ребёнком Родители фактически находятся в состоянии развода Чрезмерные требование к ребёнку, гиперопека Появление нового члена (мачеха, отчим, брат, сестра) Противоречивое воспитание или смена его типа Чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура)

Слайд 6

Для детей школьного возраста помимо перечисленных ситуаций психотравмирующими могут стать Невозможность соответствовать ожиданиям семьи (быть отличником, рекордсменом) Переживание чрезмерной ответственности за других членов семьи (мл. братьев, сестёр) Неприятие ребёнка педагогом, сверстниками Неспособность справиться с учебной нагрузкой Отрыв от семьи, смена школьного коллектива, перемена места жительства Травма, серьёзное соматическое заболевание Ситуации связанные с насилием над ребёнком

Слайд 7

Факторы, связанные с ребёнком Дети с особенностями развития и характера Психические заболевания, инвалидизация ребёнка) Школьная дезадаптация Нарушения поведения ребёнка (воровство, уходы из дома, употребление ПАВ)

Слайд 8

Ситуационные факторы Трагические события (смерти, пожары, увечья и пр.) Потеря жилья и работы, выраженные материальные проблемы Попадание в зону военных действий и межнациональных конфликтов, вынужденная миграция Сепарация ребёнка, обусловленная внешними причинами (длительный отрыв ребёнка от матери, особенно в раннем детстве) Отсутствие родственников, оказывающих поддержку семье

Слайд 9

Факторы социального сиротства, связанные с родителями и семьёй Собственный негативный опыт родителей Злоупотребление алкоголем отцом или матерью (иногда обоими) Душевные заболевания у родителей Негативные особенности личности родителей (низкий интеллект, инфантильность, эгоцентризм, невротизация) Низкий уровень социальной адаптации (низкий уровень образования, отсутствие профессии или низкая квалификация) Особенность семьи (многодетность, нарушенные отношения между родителями, хаотичность, спутанность ролей в семье, разобщённость семьи, бедность социальных связей) Физическое, эмоциональное и сексуальное насилие по отношению к ребёнку

Слайд 10

Девиантное поведение – устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности , а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией

Слайд 11

Формы проявления деструктивного девиантного поведения Асоциальное – уклоняющееся от морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений Деликвентное (антисоциальное) – противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих Аутодеструктивное - отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности - Суицидальное - Аддиктивное (зависимое)- связанное со злоупотреблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации

Слайд 12

1. Индивидуально-типологическая ранимость Сензитивность Эмоциональность Эмоциональная лабильность Пониженный фон настроения Импульсивность Низкая адаптивность Склонность к быстрому формирования стереотипов поведения Склонность к сомотизации

Слайд 13

2. Психофизиологические особенности Подростковый возраст, типичные реакции подростков (группирование, протестные реакции, самоутверждение, противоречивые тенденции в развитии) Особенности характера (акцентуации)

Слайд 14

3. Дефицит социально поддерживающих систем Семьи Сверстников Близких друзей Низкий статус в группе Проблемная компания (друзья) Общественная занятость

Слайд 15

Психологический портрет девиантного подростка нарушение самосознания и саморегуляции обедненность или нарушения эмоциональной сферы высокий уровень тревожности, враждебности агрессивности ярко выраженная дезадаптация низкий уровень самоконтроля, саморегуляции преобладание негативных эмоций нарушения самосознания (от чувства вседозволенности до ущербности) утрата чувства безопасности (незащищенность) негативное самопринятие - низкий уровень самоуважения, самооценки - уверенность в невозможность добиться в жизни чего-то своими силами - трудности во взаимоотношениях с окружающими, которые приводят к утрате своей ценности, убеждении в своей ненужности обществу

Слайд 16

Профилактика – предупреждение Коррекция - изменение Реабилитация – восстановление Психолого-педагогическое сопровождение Психолого-педагогическая поддержка

Слайд 17

Критерии эффективности работы Стабильность посещения детьми занятий Наличие распорядка дня, учитывающего занятия учебной деятельностью Регулярное получение детьми психологической помощи Стабильное посещение детьми школы Наличие учёта случаев жестокого обращения с детьми Налаженное взаимодействие специалистов Постоянный контакт с родителями

Слайд 18

Четкие правила Похвала Поддержка хорошего поведения Предотвращение негатива (быть на 1 шаг впереди) Пример правильного поведения Последствия Последова - тельность действий

Слайд 19

Мотивы плохого поведения Привлечение внимания Власть Месть Избегание неудачи Социальные причины Эмоциональная холодность родителей внимание уделяется плохому, а не хорошему поведению Мода на «сильную личность», отсутствие примеров конструктивного подчинения в окружении ребёнка Рост насилия в обществе Слишком высокие требования родителей и учителей Сущность поведения Получить особое внимание «Ты мне ничего не сделаешь» Вредить в ответ на обиду Не буду и пробовать, всё равно не получится «Сильные стороны» поведения Потребность в контакте с учителем Смелость, сопротивление влияниям Способность защищать себя от боли и обид Нет Реакции учителя: эмоции Раздражение, негодование Гнев, негодование, может быть, страх Обида, боль, опустошение, плюс страх и негодование Профессиональная беспомощность Реакции учителя: импульс Сделать замечание Прекратить выходку с помощью физического действия Немедленно ответить силой или уйти из ситуации Оправдаться и объяснить неудачу с помощью специалиста Способы предотвращения Учить детей просить внимания приемлемыми способами. Оказывать внимание за хорошее поведение Уходить от конфронтации, отдавать часть своих организационных функций Строить отношения с учеником по принципу заботы о нём Поддержка ученика, чтобы его установка «Я не могу» сменилась на «Я могу»

Слайд 22

Педагогическая поддержка подросткам предполагает помощь в решение жизненно важных задач, а именно: Самоопределение в сферах человеческих смыслов, идеалов, ценностей определение жизненного и профессионального пути постановке задач будущего (образование, карьера, семья) приобретения навыков межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола становление новых, более независимых отношений в семье: уменьшения эмоциональной зависимости при сохранении потребности в психологической и материальной поддержки развитие абстрактного и творческого мышления

Слайд 23

Педагог учитывает следующие особенности подросткового возраста

Слайд 24

Педагог может помочь подростку в освоении следующих видов социального опыта: Ценностного, который включает нравственные нормы, предпочтения, интересы, идеалы, убеждения операционального, в который входят общетрудовые знания и умения, навыки саморегуляции, развитие памяти, мышления, воображения, реалистичность жизненных планов привычной активации - оперативная адаптивность к стабильным и нестабильным условиям, социальная устойчивость к негативным воздействиям, адекватный уровень достижений сотрудничества - коммуникативные знания и умения, личностные притязания, умение разрешать конфликты, работать в команде, находить личностный смысл в каждом деле рефлексии , предполагающий способность человека осознавать своё состояние, знать свои возможности и ограничения, развивать такие качества как эмпатия, толерантность, ассертивность, уметь анализировать ситуацию и принимать правильные решения

Слайд 25

Педагог помогает подростку осуществить следующие шаги: Шаг первый: «Я-хочу» - обретение своей, а не чужой цели, узнавание будущего результата Шаг второй: «Я-могу» - открытие, актуализация и развитие своих способностей, их соотнесение со своими целями Шаг третий: «Мои ограничения» - выявление преград и препятствий, мешающих достичь личностно-значимых целей Шаг четвёртый: «Мой план» - совместный поиск путей достижения целей, соотнесение их с целям других людей, определение способов преодоления препятствий Шаг пятый: «Корректировка» - оценка промежуточных результатов (где я нахожусь, в нужном ли направлении двигаюсь), корректировка целей или путей их достижения

Слайд 26

Оказывая поддержку педагог придерживается следующих принципов: согласие ребёнка на помощь и поддержку опора на силы и потенциальные возможности личности вера в ребёнка и его возможности совместность, сотрудничество, содействие конфиденциальность доброжелательность и безоценочность безопасность, защита прав, здоровья, человеческого достоинства реализация принципа «Не навреди»

Слайд 27

Формы работы с подростком-правонарушителем Реабилитация Ресоциализация Коррекция поведения и социальных установок Создание ситуации успеха и повышение статуса подростка

Слайд 28

№ п/п Направление и содержание работы Формы и методы работы Предполагаемый результат 1 Выявление психобиологических предпосылок и социальных причин отклоняющегося поведения Социально-педагогическая диагностика, изучение личных дел, медицинских карт, анализ социального окружения. Карта проблемных зон и факторов риска (семья, школа, сверстники). Список причины неблагополучия. 2 Выявление индивидуальных особенностей характера подростка Наблюдение и психологическая диагностика, анализ ситуации развития Социально-психологический портрет ребёнка, его роли и статусы

Слайд 29

3 Вовлечение подростков в социально-полезную деятельность, закрепление альтернативных форм поведения. Формирование и поддержка разносторонних интересов и увлечений. Досуговые объединения, кружки, участие в хозяйственно- трудовой деятельности, участие в групповых и общешкольных мероприятиях Повышение статуса ребёнка среди сверстников, сознательный выбор и принятие новых ролей. Самоутверждение и самовыражение через социально-одобряемые формы деятельности 4 Развитие когнитивных процессов. Восстановление и развитие способностей подростков к учению. Недирективное формирование учебной мотивации. Технология активного обучения, создание ситуации устойчивого успеха в учебе, стимулирование успехов, предметные недели, индивидуальная работа на занятиях СМП. Повышение уровня учебных достижений, развитие познавательных мотивов, появление собственных целей (поступить в вуз, быть не хуже других...)

Слайд 30

5 Расширение сферы социального взаимодействия подростка, восстановление его связей с окружающим миром. Экскурсии, походы, участие в городских конкурсах, викторинах, соревнованиях, выставках, акциях. Ощущение у подростка самоценности, новый круг общения и новые возможности для самореализации. 6 Повышение значимости общечеловеческих ценностей и общепринятых норм поведения для подростков. Нравственное воспитание (часы общения, часы нравственности). Привитие норм морали, повышение общего уровня культуры. Принятие общепринятых ценностей и норм поведения, участие в обсуждении и выработке групповых соглашений. 7 Культивирование в среде воспитанников здорового образа жизни. Повышение валеологических знаний, комплекс спортивных, медицинских, воспитательных мероприятий. Сознательное стремление ограничить употребление ПАВ, занятия спортом, собственный распорядок дня.

Слайд 31

Ситуация “Честь имею”

Слайд 32

Ситуация “Цирк” Учитель природоведения сидит за столом и объясняет новую тему, покачиваясь на стуле. Неожиданно открывается дверь, в класс вбегает Петя и радостно сообщает, что школьный организатор дала ему билеты в цирк на Кио. В это время ломается ножка стула и учитель падает на пол. Весь класс заливается смехом. Учитель может: Потребовать у Пети дневник и выгнать из класса за сорванный урок Сказать, что Петя сам фокусник. От его голоса ломаются ножки у стула. Впредь ему придётся говорить только спокойно Дать пять минут для нормализации обстановки и продолжить объяснение Заметить, что стулья имеют свойство ломаться, когда их раскачивают и, что, по-видимому, нужно отказаться от этой привычки, чтобы уберечь семейный бюджет от лишних растрат”

Слайд 33

Ситуация “Школьная линейка” На школьной линейке дети никак не могут успокоиться. Учитель по физкультуре подошёл к одному из классов (10 класс) и обратился к ученикам с просьбой замолчать, на что один из ребят (сын учительницы этой же школы) сказал: “Отойдите подальше и не дышите на меня, а то после вас закусывать можно”. Не обратить на эту реплику внимания. Прочитать мораль. Поговорить с его мамой Отшутиться.

Слайд 34

Ситуация «Опоздание» Наташа регулярно опаздывает на первый урок. Вот и сегодня, в очередной раз она вошла в класс через 15 минут после звонка, когда урок был в самом разгаре. Не обратить никакого внимания на это опоздание (привыкли). Похвалить Наташу за то, что она пришла на целых 15 секунд раньше, чем обычно. Прогресс. Устроить “торжественную” встречу “Её Величества Наташи” с бурными аплодисментами всего класса и восхищёнными возгласами учителя.

Слайд 35

Сопровождение в условиях дополнительного образования Создание безопасного реабилитационного пространства Адаптация к новым условиям жизнедеятельности Социализация (ресоциализацию) Создание ситуации успеха

Слайд 36

Методика «Личностный дифференциал» Оцените степень выраженности у Вас каждого данного качества и отметьте соответствующую числовую точку шкалы Красивый 3 2 1 0 -1 -2 -3 Некрасивый Добрый Злой Честный Лживый Мягкий Грубый Доброжелательный Враждебный Умный Глупый Хороший Плохой Общительный Замкнутый Жизнерадостный Унылый Интересный Неинтересный положительное самооценивание - от 10 до 30 баллов, отрицательное - от –10 до –30 баллов. скорее положительное -от 1 до 9, скорее отрицательное - от –1 до –9.

Слайд 37

Медитация. Далеко – далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое Чувство живет в домике определенного цвета. Кто – то живет в красном домике, кто – то в синем, кто – то в черном, кто – то в зеленом… Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами. Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось. И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда – всю краску унес ветер. У тебя есть цветные карандаши. Пожалуйста, помоги жителям и раскрась домики.

Слайд 38

Баранья голова. Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам предоставляется широкая возможность, обычно недоступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Ведь часто бывает так: кому – то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого – то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих. А кто – то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. Есть люди, которые имели в детстве забавное прозвище и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. У нас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать себе игровое имя. Все остальные члены группы – и я, тоже – в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени. А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, чтобы сразу и прочно запомнить все игровые имена. Наше представление будет организовано так: первый участник называет свое имя, второй - имя предыдущего и свое, третий – имена двух предыдущих и свое и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена всех членов группы, сидящих перед ним. Записывать имена нельзя – только запоминать. Это упражнение называется "Баранья голова". Почему? Если вы, называя своих партнеров, забыли чье – то имя, то произносите "баранья голова" - конечно, имея в виду себя, а не того, кого забыли. Дополнительное условие – называя имя человека, обязательно посмотреть ему в глаза.

Слайд 39

Картина . Сейчас вам предлагается нарисовать картину общими усилиями. Каждый из участников называет что бы он сделал для начала, например: первый участник берет полотно и натягивает его, второй участник повторяет то что сказал предыдущий и добавляет свое "беру полотно натягиваю его и рисую солнышко в верхнем правом углу. Третий повторяет то, что нарисовали до него, и добавляет свое и т.д.

Слайд 40

Баржа. Дети сидят в кругу. У психолога в руках мяч. - Сейчас мы все займемся тяжелым физическим трудом – будем грузить баржу. Делать мы это будем следующим образом: я назову одну из букв алфавита и какое – нибудь слово, обозначающее предмет, который в принципе может быть погружен на баржу, и брошу мяч кому – то из нас. Тот, в свою очередь, называет предмет, начинающийся на ту же букву, и отправляется мяч дальше. Делать это надо быстро, чтобы погрузка шла без задержек и с участием всех присутствующих. Иногда мы будем менять букву. Кроме того, у нас будут некоторые ограничения: на баржу нельзя грузить то, что не может быть на ней перевезено: астероиды, айсберги, а также будем гуманистами и не будем грузить, например, аборигенов и антилоп. Экспертом, разрешающим спорные ситуации, буду я.

Слайд 41

Скульптура. Группа делится на две части. Одна должна "вылепить" скульптуру человека с чувством собственного достоинства, другая – человека без чувства собственного достоинства. Фигура "лепится" из одного из участников, которому все участники группы придают необходимую позу, "создают" ему мимику. Каждая подгруппа выбирает "экскурсовода", который будет описывать скульптуру, рассказывать, что и как она выражает. "Экскурсанты" (члены второй подгруппы) могут соглашаться или не соглашаться, вносить свои коррективы.

Слайд 42

Узел. Участникам предлагается завязать узел из тел, двигаясь медленно в центр круга и держась за руки, при этом руки опускать нельзя. Когда будет уже невозможно выполнять действия, участники останавливаются и начинают распутывать узел. В дальнейшем участникам интерактивного спектакля предлагается выполнить это же упражнение, но с закрытыми глазами.

Слайд 43

Робот. Играющие разбиваются на пары. Один человек в паре – "робот", второй – "оператор". "Робот" может делать только то, что говорит ему "оператор", глаза у него закрыты. Вместе пара должна, например, взять какой – то предмет и переложить в другое место. Затем играющие меняются ролями.

Слайд 44

Зеркало. Играющие разбиваются на пары и становятся или садятся друг напротив друга. Первый в паре – "человек", второй – " зеркало". "Человек" начинает медленно и плавно двигать руками, а "зеркало" старается как можно точнее повторить его движения, "слиться" с ним. "Зеркало" может почувствовать ритм дыхания "человека" и синхронизировать с ним свое дыхание. Через несколько минут ведущий предлагает "зеркалу" и "человеку" поменяться ролями. В конце упражнения можно попросить ребят рассказать о своих ощущениях в разных ролях. Какая роль была легче – "зеркала" или "человека"? Почему? Что нужно для того, чтобы быть хорошим "зеркалом"?

Слайд 45

Восковая палочка. Образовать круг лицом в центр, а в центре становится юноша или девушка, расслабляется, закрывает глаза и начинает падать назад, вперед, вбок – в любую сторону. Стоящие кругом мягко его ловят и передают напротив или по кругу так, чтобы у стоящего в кругу появилось ощущение колыбельки или качания на волнах. Важно, чтобы составляющие круг встали надежно, с отставленной назад опорой ногой и готовыми – надежными и нежными – руками. Начало и конец качания и смена качающегося происходит по команде ведущего. После каждого качания качающийся и группа обмениваются впечатлениями – одна минута: чувствовала ли группа доверие к ней, качающийся описывает свои ощущения, может указать "лучшие" и "худшие" руки (более или менее вызывающие доверие).

Слайд 46

Лес. - Представьте себе лес. Кто что видит на своем внутреннем экране? Теперь представьте себе, что все вы не люди, а растения в этом лесу: Вы – березка, Вы – рябинка, Вы – огромная сосна, Вы – ромашка, Вы – одуванчик, Вы – трава, Вы – шишка на ветке, Вы – раскидистый старый дуб, Вы – белый гриб… Раз вы – дерево, значит, ваши руки – самые большие из ваших веток. Раскиньте их пошире! А ноги – корни… Видите, как муравей ползет по вашей руке – ветке? Слышите ли шум своих листьев? А если вы – трава, как вам живется? Тянете руки – стебельки ввысь, чтобы быть поближе к теплому солнцу? Как ветер колышет вас? Яркий солнечный день, легкий ветерок. Хорошо греться? Спокойная, безмятежная жизнь… Вдруг тучи налетели, подул сильный ветер. Что делается с одуванчиком? Не страшно ли шишке? Ливень! Дуб в восторге, а для ромашки – трагедия: все лепестки обвисли… Дождь прошел, снова солнце выглянуло. Березка, суши свои листочки! А если: Я – ветер! Я – дождь! Я – град! Я – солнце!

Слайд 47

Гиациндия. Давным-давно, когда нас с вами еще не было на свете, на Земле существовало только два государства: Розалиндия и Гиациндия. В Розалиндии жили маленькие красавицы. Среди них были и блондинки, и брюнетки, и шатенки. Каждая была по – своему хороша. В этой стране царили чистота и красота. В Гиациндии жили сильные и смелые люди. Они строили каменные дома и крепости, охотились на зверей. В этой стране царил дух соперничества и силы. Как вы уже догадались, в Розалиндии жили только девочки, а в Гиациндии - мальчики. Давайте попробуем отгадать, какими еще качествами обладали жители Гиациндии, а какими – жители Розалиндии. Сейчас вы разделитесь на команды и нарисуете страну Гиациндию, страну, в которой живут только мальчики. После того как рисунки будут готовы, каждая команда должна рассказать: Какие здания в этой стране? Чем занимаются ее жители? Как они выглядят? Что любят есть? Что делают в свободное время? Каждый ребенок показывает, как жители этой страны ходят, как они работают. Один ребенок выходит в круг и с помощью пантомимы показывает, что делает житель Гиациндии. Остальные участники угадывают, что он показывает.

Слайд 48

Пирог. Перед началом работы психолог объясняет, что каждый человек ведет себя по – разному в разных ситуациях – в зависимости от того, с кем он вступает в контакт и как себя чувствует. Например, он по-разному ведет себя в школе, дома и с близкими друзьями. Люди имеют разные задатки: один склонен к занятиям спортом, другой – к художественному творчеству, третий – к научному познанию. Все это также может означать, что личность каждого человека многогранна. В процессе своего краткого вступления психолог рисует нечто похожее на бублик. Этот бублик затем делит на четыре сегмента. Затем психолог предлагает ребенку нарисовать в каждом сегменте ту или иную картинку, отражающую стороны его личности. Психолог обращает внимание на необходимость по завершении работы объяснить, что же находится в центре. Это придает работе определенную интригу и дополнительно мотивирует к выполнению задания. Когда рисунок создан, психолог спрашивает, не забыли ли что-нибудь отразить или что еще следует нарисовать, чтобы придать работе завершенность. Дети обязательно скажут, что остается что-нибудь нарисовать в центре. Психолог отвечает, что в центре находится "глаз пирога", который он рисует. Поясняется, что у каждого из нас есть "внутренний глаз", позволяющий нам осознавать все стороны своей личности, понимать, что мы переживаем и что мы делаем в тот или иной момент жизни, помогающий нам решить, как поступать в определенной ситуации. Психолог может предложить детям вспомнить об этом глазе при первой же возможности, когда они будут чем – то расстроены, чтобы запомнить свои чувства и после обсудить их.

Слайд 49

. Игра "Я – хозяин?" Каково ваше представление о хозяине? Ваше представление о не – хозяине? Обычно отвечают: это сильный, уверенный в себе человек, он не ждет оценок, он готов оценивать сам; это не тревожный, не суетливый человек, чувствует себя раскрепощенным и спокойным, может распоряжаться другими. - Итак, одна из главных черт хозяина – это уверенность в себе. Кто в себе уверен, встаньте! Поздравьте того, кто встал первым, а остальные пусть сядут. Я верю, что ты – хозяин, но докажи это другим. Сделай или скажи что – то, организуй так, чтобы все поняли, что хозяин здесь ты. Пожалуйста! У сильных это обычно получается неплохо. Это может быть, например, спокойное распоряжение: "Андрей, закрой, пожалуйста, форточку, девушкам холодно!". Ведущий может прокомментировать сделанное, обратив внимание в первую очередь на успешные моменты. - Прекрасно! Но это было мое мнение, а теперь пусть даст тебе оценку группа. Сделай так, чтобы тебя оценили! Как ни странно, это обычно выполняют хуже. Игрок "забывает", что он хозяин, и неуверенно распоряжается предоставленной ему инициативой. Коротко обсуждается это. - Теперь как хозяин передай свои полномочия: назначь другого хозяина ("Хозяином будешь ты!") из претендентов; претендент должен произнести какую – нибудь фразу или, например, просто назваться так, чтобы все поняли – это сказал человек, чувствующий себя в этой ситуации и этом помещении хозяином. Свои ощущения все члены группы выражают жестом: поднятым вверх большим пальцем – если считают, что человек говорит, как хозяин, или опущенным вниз большим пальцем – если считают, что говорящий – человек зависимый, не уверенный в себе. Так делают несколько раз, чтобы вся группа поняла, как продемонстрировать: "я – хозяин!".

Слайд 50

Далее – командная игра; группа разбивается на команды. Группа разбивается на 4 команды по правилам формирования команд. Предупреждение: ваша задача – обязательно оказаться в группе! Все внимательны и активны. Обратите внимание на тех, кто оказался вне команды. Итак, образовались четыре команды. Перед каждой командой стоит двойная задача: найти в соседней команде слабого и подготовиться к тому, чтобы опровергнуть обвинения в адрес своих слабых. Опровержение слабый может выразить словами и действием, лучше действием. На подготовку – 5 минут. Команда называет слабых у соседей, те опровергают своей реакцией и своими действиями. Ведущий комментирует и подчеркивает стороны слабых. Собственно игра ( доказательство "я – хозяин") играется по очереди: одна группа бросает вызов другой, обвиняемый доказывает свою силу (обсуждение); затем обвинители сами оказываются в роли обвиняемых и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска. Из опыта работы

Формы работы. Просвещение школьников. Индивидуальные формы работы. Консультирование учащихся. Просвещение родителей. Консультирование родителей. Просвещение педагогов....

Программа социально-педагогического сопровождения детей группы "группы риска" из неблагополучных семей

Программа направлена на оказание комплексной помощи учащимся из неблагополучных семей: в формировании личностных нравственных кчеств, а также навыков организации здорового образа жизни, социальная защ...

Презентация "Особенности педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития на уроках технологии в рамках ФГОС".

Презентация была представлена в  городских педагогических чтениях «Профессиональное мастерство - на современный уровень», в рамках инклюзивного обучения детей с ОВЗ. Для проведения лю...

Монография ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА

В монографии излагаются теоретические основы и практические аспекты педагогического сопровождение семейной социализации подростков группы риска в условиях совместной деятельности образовательного учре...

Модель психолого- педагогического сопровождения семейной социализации подростков «группы риска».

   Объектом  исследования является процесс семейной социализации подростков  «группы риска».     Предмет исследования – психолого-педаг...

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА

Научная новизна результатов диссертационного исследования состоит в следующем:уточнено содержание понятия «семейная социализация», рассматриваемого как процесс усвоения и воспроизводства ч...

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ПРОЦЕСС СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «ГРУПП РИСКА»

Проблема подростковой девиации, подростковой криминализации, к сожалению, актуальна для России. Все государственные, общественные институты заинтересованы в развитии деятельности, способной стабилизир...