Модель психолого- педагогического сопровождения семейной социализации подростков «группы риска».
статья по психологии
Объектом исследования является процесс семейной социализации подростков «группы риска».
Предмет исследования – психолого-педагогическое сопровождение семейной социализации подростков «группы риска».
В результате исследовательской работы представлена модель психолого-педагогического сопровождения семейной социализации подростков «группы риска».
Ключевые слова. Психолого-педагогическое сопровождение, семейная социализация, подростки «группы риска».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Модель психолого- педагогического сопровождения
семейной социализации подростков «группы риска».
Автор:
Руководитель Сызранского филиала
ГБОУ «Школы-интернат № 2 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г.о. Жигулёвск,
к.п.н. Панова Ольга Васильевна
Генезис понятия «психолого-педагогическое сопровождение» раскрывается в процессе историко-философского анализа. Его ведущие идеи – видение в ребёнке человека, гуманное отношение и любовь к нему, учёт возрастных особенностей и природных задатков, знаний, развивающихся особенностей, способностей, взаимопонимание и сопровождение развития – встречаются и в трудах Демокрита, Платона, Аристотеля и др. мыслителей прошлого.
Принципиальное значение для понимания сущности психолого-педагогического сопровождения социализации имеют взгляды представителей гуманистической психологии (А. Маслоу, Ш. Бюлер, К. Роджерс). Согласно их воззрению главное в подростке – устремлённость в будущее, к свободной реализации своих возможностей и способностей. По их мнению, в ходе воспитания необходимо устранить следующие препятствия: недостаток у подростка информации о себе; непонимание стоящих перед личностью проблем; недооценка ребёнком собственных возможностей, интеллектуального, эмоционального и волевого потенциала. Предлагаемая нами модель психолого-педагогического сопровождения семейной социализации подростков «группы риска» позволяет устранить вышеупомянутые препятствия.
Помочь человеку обнаружить в себе то, что в нём уже заложено – вот, по мнению А. Маслоу, главная задача педагога при организации психолого-педагогического сопровождения. Признание субъективной свободы человека является отправным пунктом концепции К. Роджерса, поэтому основной задачей педагога, он считает помощь подростку в его личностном росте [2, с. 12].
М.И. Рожков в психолого-педагогическом аспекте сопровождение рассматривает как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение это всегда взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого [3, с. 322].
Методы драматизации, убеждения, внушения, примера помогают реализовать стратегию сопровождения. Психолого-педагогическое сопровождение не является «пассивной» стратегией помогающего воспитания. Сопровождение отличается от поддержки своей непрерывностью, комплексным характером и опосредованностью оказываемой помощи» [1, с. 10]. При сопровождении взрослый идёт рядом с ребёнком, вместе с ним, а иногда – чуть впереди, если надо объяснить возможные пути.
Сущность семейной социализации, мы определяем, как процесс усвоения человеком семейно-ролевых отношений, семейных ценностей, определяющих его отношение к окружающему миру и к самому себе, с целью их воспроизводства, а также саморазвития и самореализации человека в социуме.
У детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, не формируется представление о собственной ценности (о том, что они любимы и нужны), задерживается развитие способности к сочувствию и сопереживанию, не развивается способность адекватно воспринимать себя и других. Таким образом, у детей формируется целый комплекс психологических проблем, препятствующих их успешной семейной социализации, а именно: искажённое формирование «Я» - концепции, высокая тревожность, отсутствие позитивного эмоционального контакта в семье, трудности в составлении профессиональных планов, депривация, перенос негативного опыта взаимоотношений в родительской семье на свою семью и т.п. Следовательно, детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, мы относим к «группе риска». Именно у таких детей часто отмечается отклоняющееся (девиантное) поведение, которое отрицательно влияет на гармоничное развитие личности в целом.
Потому при конструировании модели психолого-педагогического сопровождения семейной социализации подростков «группы риска» мы основывались на следующие методологические подходы:
- Философско-антропологический. Он ориентирует нас на поиск ответов не на вопрос, что нужно делать, а на вопрос, из чего, из каких предельных ценностей и идеалов следует исходить для успешной реализации процесса семейной социализации.
- Культурологический подход направлен на личностное развитие подростков «группы риска» через их семейную социализацию.
- Аксиологический подход предполагает восприятие и интериоризацию подростками, перевод во «внутренний план» семейных ценностей и выработку своей собственной системы ценностных ориентаций.
- Деятельностный подход определяется признанием ведущего значения деятельности в развитии и формировании личности. Семейная социализация подростков «группы риска», согласно данному подходу, выступает в качестве деятельности по формированию подростком собственной системы ценностных ориентаций, в основе которых лежат действия по сравнению ценностей семьи и общества.
В основу психолого-педагогического сопровождения семейной социализации подростков «группы риска» положены следующие принципы:
1. Принцип целостности – ориентации педагогического сопровождения на создание условий для целостного развития личности, обеспечения всех составляющих социального здоровья семьи.
2. Принцип индивидуализации – учёт индивидуальных особенностей семьи и конкретного ребёнка.
3. Принцип комплексности, сквозного подхода – заключается в преемственности между различными видами детской деятельности и в привлечении всех членов семьи к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности по осуществлению успешной семейной социализации подростка.
4. Принцип развития – учёт возрастных особенностей, системы отношений между ребенком подросткого возраста и социальной действительностью.
5. Принцип социального партнёрства, под которым мы понимаем обеспечение особого типа взаимодействия семьи, школы и общественности - социального окружения ребёнка, нацеленного на его успешную семейную социализацию.
Психолого-педагогическое сопровождение семейной социализации подростков «группы риска» включает в себя следующие этапы:
- диагностический, который предполагает определение детей «группы риска», социального статуса семьи и стиля семейного воспитания. Задачами данного этапа являются: раскрыть причины девиантного поведения подростка, изучить социально-психологическое самочувствие семьи, выявить ошибки семейного воспитания.
- организационно-педагогический, включающий в себя проведение занятий с подростками и их родителями, совместные детско-родительские занятия, направленные на нормализацию детско-родительских отношений и формирование социально адаптивного поведения подростков «группы риска». А также деятельность, осуществляемая педагогами и руководством школы, по обеспечению единства семьи и школы, координации с другими учреждениями образования в решении проблемы девиантного (отклоняющегося) поведения подростков.
Задачами данного этапа являются: нормализовать детско-родительские отношения, сформировать ценностно-нормативную позицию и социально адаптивное поведение подростка, повысить уровень педагогической культуры родителей.
- консультационный, осуществляемый психологами и педагогами посредством организации групповых консультаций (тренингов) и индивидуальной помощи подросткам в осознании ценностных основ, в развитии и коррекции мотивационно-ценностной сферы и личностно значимых качеств. Проведение индивидуальных консультаций для родителей по разрешению возникающих личностно - и социально-значимых проблем ребёнка. Задачи данного этапа заключаются в том, чтобы помочь каждому члену семьи критически оценить свою позицию в области семейных отношений; укрепить веру в свои силы и желание добиться успеха в решении проблем семейной социализации ребёнка.
Педагогическими условиями, обеспечивающими успешную организацию психолого-педагогического сопровождения семейной социализации подростков «группы риска» являются следующие: учёт особенностей семейной социализации подростков «группы риска»; стематическое отслеживание педагогического статуса подростков с точки зрения его актуального состояния и перспектив ближайшего развития.
Второй компонент – создание социально-психологических условий для успешной социализации ребёнка в семье.
Третий компонент – создание специальных социально-психологических условий для решения проблем общения и семейной социализации.
Модель психолого-педагогического сопровождения семейной социализации подростков «группы риска» представлена в таблице.
Этапы деятельности по психолого-педагогическому сопровож-дению | Задачи психолого-педагогичес-кого сопровождения | Принципы | Педагогические условия | Формы, приёмы работы | Критерии |
Диагностический Оганизационно-педагогический Консультационный | Раскрыть причины девиантного поведения подростка. Изучить социально-психологическое самочувствие семьи. Нормализовать детско-родительские отношения Сформировать ценностно-нормативную позицию подростка. Повысить уровень педагогической культуры родителей. Разрешить возникающие личностно - и социально-значимые проблемы ребёнка | Принцип целостности; Принцип индивидуализации Принцип комплексности; Принцип социального партнёрства; Принцип развития. | учёт особеннос-тей семейной социализа-ции подростков «группы риска»; систематическое отслеживание статуса семьи и подростков с точки зрения их актуального состояния и перспектив ближайшего развития; создание социально-психологических условий для успешной семейной социализации подростка; специальные психолого-педагогические условия для решения проблем общения и социализации подростка в семье, включающая педагогическое просвещение родителей. | Анкетироване; беседа, включённое наблюдение, совместные детско-родительские занятия; тренинги; приём использования ключевых фраз ребёнка (родителя) с целью перейти на их язык (аудит); убеждение, одобрение или осуждение, приём активного слушания, конструктивный спор; вербальная дискуссия; планирова-ние совместной работы членов семьи и педагога. | Позитивное социально-психологическое самочувствие подростка и его родителей; Социально-адаптивное поведение подростка; Степень сформированности ценностно-нормативной позиции личности подростка Повышение педагогической культуры родителей. |
В подростковом возрасте особенно отчётливо проявляется двухсторонний процесс социализации (подросток не может занять позицию «взрослого», если не будет признания её со стороны общества). Стремление подростка к занятию более самостоятельной, более взрослой позиции, накладывает отпечаток на его отношения с родителями. Именно в подростковом возрасте наблюдается рост детей с девиантным поведением, составляющих так называемую «группу риска». Поэтому гуманистическая позиция педагога при реализации данной модели психолого-педагогического сопровождения выражается в следующем:
- в установке на открытое общение, взаимодействие и диалог с подростком и его родителями;
- в эмпатийном понимании подростка и его семьи;
- в создании условий для саморазвития личности, для усвоения семейно-ролевых отношений, семейных ценностей, определяющих отношение подростка к окружающему миру и к самому себе, с целью их воспроизводства, а также саморазвития и самореализации в социуме.
- в готовности содействовать подростку в проблемной ситуации;
- в освоении разнообразных тактик поддержки подростка и соответствующих им ролей: «координатора», «советника», «консультанта», «защитника».
Модель психолого-педагогического сопровождения семейной социализации подростков «группы риска», включает комплексную технологию поддержки и помощи семье, которая представляет собой особый вид организованного взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого с изменением ценностно-смысловых ориентаций и установок подростков и их родителей.
Литература.
- Борытко Н.М. Гуманитарные стратегии социального воспитания / Н.М.Борытко // Актуальные проблемы социального воспитания: Сборник научных статей научно-практической конференции / Под редакцией Н.Н. Никитиной. –Ульяновск: УлГПУ, 2006 – С. 36-40
- Маслоу А. Самоактуализация// Психология личности. / А. Маслоу.- М.: Московского университета, 1982. – С. 79
- Рожков М.И. Социально-педагогическое сопровождение: концептуальное осмысление процесса/ М.И. Рожков // Психология и педагогика социального воспитания: Материалы научно0-практической конференции, посвящённой 70-летию со дня рождения А.Н. Лутошкина – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2005. – С. 322 - 329
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на уроках математики в классах педагогической поддержки».
Методическая разработка преподавателя математики – Удодовой Л.В. На тему: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на...
Психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска. Из опыта работы
Формы работы. Просвещение школьников. Индивидуальные формы работы. Консультирование учащихся. Просвещение родителей. Консультирование родителей. Просвещение педагогов....
Социально- педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»
Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...
Программа социально педагогического сопровождения детей «группы риска»
Программа рассчитана на 2 года, в течение 2012-2014 года. Программу разработала социальныйПедагог МОУ КолычёвскойСпециальной (коррекционной)Школы-интерната для детейсирот ...
Социально-педагогические технологии в работе с детьми «группы риска»
Социально-педагогическая работа с детьми "группы риска". Социально-педагогические технологии для профилактики асоциального поведения подростков с отклоняющимся поведением....
Программа «SOS» (социально-педагогическая деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершенно-летних, работа с детьми «группа риска», противодействию употребления ПАВ)
Программа «SOS» (социально-педагогическая деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, работа с детьми «группа риска», противодействию употребления ПАВ)...
Работа с детьми группы риска, основания выделения в группу. Социально-педагогическое воздействие.
1. Введение, 2. Специфика социально-педагогического исследования детей «группы риска», 3. Взаимодействие социального педагога с детьми «группы риска» , 4. Те...