Модель психолого- педагогического сопровождения семейной социализации подростков «группы риска».
статья по психологии

Ольга Васильевна Панова

     Объектом  исследования является процесс семейной социализации подростков  «группы риска».

     Предмет исследования психолого-педагогическое сопровождение  семейной социализации подростков «группы риска».

     В результате исследовательской работы представлена модель психолого-педагогического сопровождения семейной социализации подростков «группы риска».

Ключевые слова. Психолого-педагогическое сопровождение, семейная социализация, подростки «группы риска».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модель  психолого- педагогического сопровождения

семейной  социализации  подростков  «группы риска».

Автор:

Руководитель Сызранского филиала

ГБОУ «Школы-интернат № 2 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г.о. Жигулёвск,

к.п.н. Панова Ольга Васильевна

Генезис понятия «психолого-педагогическое сопровождение» раскрывается в процессе историко-философского анализа. Его ведущие идеи – видение в ребёнке человека, гуманное отношение и любовь к нему, учёт возрастных особенностей и природных задатков, знаний, развивающихся особенностей, способностей, взаимопонимание и сопровождение развития – встречаются и в трудах Демокрита, Платона, Аристотеля и др. мыслителей прошлого.

Принципиальное значение для понимания сущности психолого-педагогического сопровождения социализации имеют взгляды представителей гуманистической психологии (А. Маслоу, Ш. Бюлер, К. Роджерс). Согласно их воззрению главное в подростке – устремлённость в будущее, к свободной реализации своих возможностей и способностей. По их мнению, в ходе воспитания необходимо устранить следующие препятствия: недостаток у подростка информации о себе; непонимание стоящих перед личностью проблем; недооценка ребёнком собственных возможностей, интеллектуального, эмоционального и волевого потенциала. Предлагаемая нами модель психолого-педагогического сопровождения семейной социализации подростков «группы риска» позволяет устранить вышеупомянутые препятствия.

Помочь человеку обнаружить в себе то, что в нём уже заложено – вот, по мнению А. Маслоу, главная задача педагога при организации психолого-педагогического сопровождения. Признание субъективной свободы человека является отправным пунктом концепции К. Роджерса, поэтому основной задачей педагога, он считает помощь подростку в его личностном росте [2, с. 12].

М.И. Рожков в психолого-педагогическом аспекте сопровождение рассматривает как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение это всегда взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого [3, с. 322].

Методы драматизации, убеждения, внушения, примера помогают реализовать стратегию сопровождения. Психолого-педагогическое сопровождение не является «пассивной» стратегией помогающего воспитания. Сопровождение отличается от поддержки своей непрерывностью, комплексным характером и опосредованностью оказываемой помощи» [1, с. 10]. При сопровождении взрослый идёт рядом с ребёнком, вместе с ним, а иногда – чуть впереди, если надо объяснить возможные пути.

Сущность семейной социализации, мы определяем, как процесс усвоения человеком семейно-ролевых отношений, семейных ценностей, определяющих его отношение к окружающему миру и к самому себе, с целью их воспроизводства, а также саморазвития и самореализации человека в социуме.

У детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, не формируется представление о собственной ценности (о том, что они любимы и нужны), задерживается развитие способности к сочувствию и сопереживанию, не развивается способность адекватно воспринимать себя и других. Таким образом, у детей формируется целый комплекс психологических проблем, препятствующих их успешной семейной социализации, а именно: искажённое формирование «Я» - концепции, высокая тревожность, отсутствие  позитивного эмоционального контакта в семье, трудности в составлении профессиональных планов, депривация, перенос негативного опыта взаимоотношений в родительской семье на свою семью и т.п. Следовательно,  детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, мы относим к «группе риска». Именно у таких детей часто отмечается отклоняющееся (девиантное) поведение, которое отрицательно влияет на гармоничное развитие личности в целом.

Потому при конструировании модели психолого-педагогического сопровождения семейной социализации подростков «группы риска» мы основывались на следующие методологические подходы: 

  • Философско-антропологический. Он ориентирует нас на поиск ответов не на вопрос, что нужно делать, а на вопрос, из чего, из каких предельных ценностей и идеалов следует исходить для успешной реализации процесса семейной социализации.
  • Культурологический подход направлен на личностное развитие подростков «группы риска» через их семейную социализацию.
  •  Аксиологический подход предполагает восприятие и интериоризацию подростками, перевод во «внутренний план» семейных ценностей и выработку своей собственной системы ценностных ориентаций.  
  • Деятельностный подход определяется признанием ведущего значения деятельности в развитии и формировании личности. Семейная социализация подростков «группы риска», согласно данному подходу, выступает в качестве деятельности по формированию подростком собственной системы ценностных ориентаций, в основе которых лежат действия по сравнению  ценностей семьи и общества.

В основу психолого-педагогического сопровождения семейной социализации подростков «группы риска» положены следующие принципы:

1. Принцип целостности – ориентации педагогического сопровождения на создание условий для целостного развития личности, обеспечения всех составляющих социального здоровья семьи.

2. Принцип индивидуализации – учёт индивидуальных особенностей семьи и конкретного ребёнка.

3. Принцип комплексности, сквозного подхода – заключается в преемственности между различными видами детской деятельности и в привлечении всех членов семьи к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности по осуществлению успешной семейной социализации подростка.

     4. Принцип развития – учёт возрастных особенностей, системы отношений между ребенком подросткого возраста и социальной действительностью.

5. Принцип социального партнёрства, под которым мы понимаем обеспечение особого типа взаимодействия семьи, школы и общественности - социального окружения ребёнка, нацеленного на его успешную семейную социализацию.

Психолого-педагогическое сопровождение семейной социализации подростков «группы риска» включает в себя следующие этапы:

  • диагностический, который предполагает определение детей «группы риска», социального статуса семьи и стиля семейного воспитания. Задачами данного этапа являются: раскрыть причины девиантного поведения подростка, изучить социально-психологическое самочувствие семьи, выявить ошибки семейного воспитания.
  • организационно-педагогический, включающий в себя проведение  занятий с подростками и их родителями, совместные детско-родительские занятия, направленные на нормализацию детско-родительских отношений и формирование социально адаптивного поведения подростков «группы риска». А также деятельность, осуществляемая педагогами и руководством школы, по обеспечению единства семьи и школы, координации с другими учреждениями образования  в решении проблемы девиантного (отклоняющегося) поведения подростков.

Задачами данного этапа являются: нормализовать детско-родительские отношения, сформировать ценностно-нормативную позицию и социально адаптивное поведение подростка, повысить уровень педагогической культуры родителей.

  • консультационный, осуществляемый психологами и педагогами посредством организации групповых консультаций (тренингов) и индивидуальной помощи подросткам в осознании ценностных основ, в развитии и коррекции мотивационно-ценностной сферы и личностно значимых качеств. Проведение индивидуальных консультаций для родителей по разрешению возникающих личностно - и социально-значимых проблем ребёнка. Задачи данного этапа заключаются в том, чтобы помочь каждому члену семьи критически оценить свою позицию в области семейных отношений; укрепить веру в свои силы и желание добиться успеха в решении проблем семейной социализации ребёнка.

Педагогическими условиями, обеспечивающими успешную организацию психолого-педагогического сопровождения семейной социализации подростков «группы риска» являются следующие: учёт особенностей семейной  социализации  подростков «группы риска»; стематическое отслеживание педагогического статуса подростков с точки зрения его актуального состояния и перспектив ближайшего развития.

Второй компонент – создание социально-психологических условий для успешной социализации ребёнка в семье.

Третий компонент – создание специальных социально-психологических условий для решения проблем  общения и семейной социализации.

Модель психолого-педагогического сопровождения семейной социализации подростков «группы риска» представлена в таблице.

Этапы

деятельности по психолого-педагогическому сопровож-дению

Задачи психолого-педагогичес-кого

 сопровождения

Принципы

Педагогические условия

Формы, приёмы  работы

Критерии

Диагностический

Оганизационно-педагогический

Консультационный

Раскрыть причины девиантного поведения подростка.

Изучить социально-психологическое самочувствие семьи.

Нормализовать детско-родительские отношения

Сформировать ценностно-нормативную позицию подростка.

Повысить уровень педагогической культуры родителей.

Разрешить

возникающие личностно - и социально-значимые проблемы

ребёнка

Принцип целостности;

Принцип индивидуализации

Принцип комплексности;

Принцип социального партнёрства;

Принцип развития.

учёт особеннос-тей семейной  социализа-ции  подростков «группы риска»;

систематическое отслеживание статуса семьи и подростков с точки зрения их актуального состояния и перспектив ближайшего развития;

создание социально-психологических условий для успешной семейной социализации подростка;

специальные психолого-педагогические условия для решения проблем общения и социализации подростка в семье, включающая

педагогическое просвещение родителей.

Анкетироване;

беседа, включённое наблюдение,

совместные детско-родительские занятия;

тренинги;

приём использования ключевых фраз ребёнка (родителя) с целью перейти на их язык (аудит);

убеждение, одобрение или осуждение, приём активного слушания,

конструктивный спор;

вербальная дискуссия;

планирова-ние совместной работы членов семьи и педагога.

Позитивное социально-психологическое самочувствие подростка и его родителей;

Социально-адаптивное поведение подростка;

Степень сформированности ценностно-нормативной позиции личности подростка

Повышение педагогической культуры родителей.

В подростковом возрасте особенно отчётливо проявляется двухсторонний процесс социализации (подросток не может занять позицию «взрослого», если не будет признания её со стороны общества). Стремление подростка к занятию более самостоятельной, более взрослой позиции, накладывает отпечаток на его отношения с родителями. Именно в подростковом возрасте  наблюдается рост детей с девиантным поведением, составляющих так называемую «группу риска». Поэтому гуманистическая позиция педагога при реализации данной модели психолого-педагогического сопровождения выражается в следующем:

  1. в установке на открытое общение, взаимодействие и диалог с подростком и  его родителями;
  2. в эмпатийном понимании подростка и его семьи;
  3. в создании условий для саморазвития личности, для усвоения семейно-ролевых отношений, семейных ценностей, определяющих отношение подростка к окружающему миру и к самому себе, с целью их воспроизводства, а также саморазвития и самореализации в социуме.
  4. в готовности содействовать подростку в проблемной ситуации;
  5.  в освоении разнообразных тактик поддержки подростка и соответствующих им ролей: «координатора», «советника», «консультанта», «защитника».

Модель психолого-педагогического сопровождения семейной социализации подростков «группы риска», включает комплексную технологию поддержки и помощи семье, которая представляет собой особый вид организованного взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого с изменением ценностно-смысловых ориентаций и установок подростков и их родителей.

Литература.

  1. Борытко Н.М. Гуманитарные стратегии социального воспитания / Н.М.Борытко // Актуальные проблемы социального воспитания: Сборник научных статей научно-практической конференции / Под редакцией Н.Н. Никитиной. –Ульяновск: УлГПУ, 2006 –  С. 36-40
  2. Маслоу А. Самоактуализация// Психология личности. / А. Маслоу.- М.: Московского университета, 1982. – С. 79
  3. Рожков М.И. Социально-педагогическое сопровождение: концептуальное осмысление процесса/ М.И. Рожков // Психология и педагогика социального воспитания: Материалы научно0-практической конференции, посвящённой 70-летию со дня рождения А.Н. Лутошкина – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2005. – С. 322 - 329


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на уроках математики в классах педагогической поддержки».

Методическая разработка преподавателя математики – Удодовой Л.В.    На тему: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на...

Психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска. Из опыта работы

Формы работы. Просвещение школьников. Индивидуальные формы работы. Консультирование учащихся. Просвещение родителей. Консультирование родителей. Просвещение педагогов....

Социально- педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»

Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...

Программа социально педагогического сопровождения детей «группы риска»

Программа рассчитана на 2 года, в течение 2012-2014 года.    Программу разработала социальныйПедагог МОУ КолычёвскойСпециальной (коррекционной)Школы-интерната для детейсирот ...

Социально-педагогические технологии в работе с детьми «группы риска»

Социально-педагогическая работа с детьми "группы риска". Социально-педагогические технологии для профилактики асоциального поведения подростков с отклоняющимся поведением....

Программа «SOS» (социально-педагогическая деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершенно-летних, работа с детьми «группа риска», противодействию употребления ПАВ)

Программа «SOS» (социально-педагогическая деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, работа с детьми «группа риска», противодействию употребления ПАВ)...

Работа с детьми группы риска, основания выделения в группу. Социально-педагогическое воздействие.

1. Введение,  2. Специфика социально-педагогического исследования детей  «группы  риска», 3. Взаимодействие социального педагога с детьми «группы риска» , 4. Те...