Психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска. Из опыта работы
статья по теме
Формы работы. Просвещение школьников. Индивидуальные формы работы. Консультирование учащихся. Просвещение родителей. Консультирование родителей. Просвещение педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo-pedagog_sopr._detey_gruppy_riska.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение детей «группы риска»
(из опыта работы).
Сопровождения - это система профессиональной деятельности специалистов, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития ребёнка в ситуациях школьного взаимодействия.
Цель: Оказание помощи в социальной адаптации детям группы риска путем создания безопасного реабилитационного пространства.
Задач:
- вовлечение детей в досуговую и игровую деятельность;
- оказание помощи в учебной деятельности детям, повышение образовательной мотивации;
- оказание психологической помощи детям;
- изменение отрицательного образа «Я» (повышение самооценки ребенка);
- принятие социальной нормативности и привитие
норм поведения;
- развитие межличностных отношений.
Результат:
- возможность жизненного самоопределения
детей с помощью успешной адаптации и социализации;
- повышение образовательной мотивации и успеваемости учебной деятельности ребенка;
- повышение самооценки и формирование положительного образа «Я»;
- расширение круга общения;
- снижение количества происшествий (драк, воровства);
- приобретение опыта в организации жизнедеятельности, занятости детей группы риска.
Формы работы
С учащимися педагогами родителями
тренинги; пед. семинары; собрания;
классные часы; тренинги; уроки;
круглые столы; мастер-классы; индивидуальные
индивидуальные консилиумы; беседы;
консультации; круглые столы; лектории;
психологические конференции; конференции;
творческие вечера; индивидуальные
развивающие занятия; консультации;
психологические акции; психологические
большие психологические практикумы; игры
Просвещение школьников
Просвещение школьников - один из основных видов деятельности службы, так как наличие психологических знаний, адекватных возрасту, снижает риск нежелательного поведения, может уберечь от ошибочных действий, может помочь школьникам в поисках причин их поведения.
Основные методы в этом виде деятельности - беседа, рассказ с демонстрацией наглядных материалов (видео, аудио), круглые столы, выступление ребят.
Полученные психологические достоверные знания ребята могут применять в различных жизненных ситуациях.
Индивидуальные формы работы
Работа осуществляется по результатам диагностических исследований, запросов педагогов и родителей.
Предметом коррекционной работы является:
- Коррекция тревожности и страхов;
- Коррекция самооценки и уровня притязаний;
- Коррекция агрессивности и конфликтности;
- Коррекция неадекватных поведенческих проявлений;
- Коррекция отклонений в развития познавательных процессов.
Формы: обучающая психодиагностика, ролевые игры, упражнения построенные по принципу «Незаконченных предложений», релаксации с визуализацией и т.д.
Консультирование учащихся.
Индивидуальное консультирование учащихся осуществляется как по запросу ученика, так и по запросу родителя или педагога.
Структура ведения консультации учащегося:
- Установление эмоционального контакта, создание доверительной обстановки.
- Выяснение сути проблемы.
- Построение гипотезы причины сложившейся ситуации.
- Подтверждение гипотезы (диагностика).
- Выбор направлений и формы оказания помощи.
При необходимости возможен цикл консультаций с одним ребенком.
На консультациях использую различные методы: беседы, наблюдения, тестирование, анкетирование, психодрамма, арт. – терапия.
Основные аспекты проблем учащихся:
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие со сверстниками;
- взаимодействие с педагогами;
- взаимодействие с самим собой.
Просвещение родителей.
Цель просвещения родителей - создание социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения.
При встрече с родителями служба знакомит их с актуальными проблемами учащихся, способствуя более глубокому пониманию взрослыми динамики детского развития.
Формы работы: беседы на классных часах (чаще по итогам проведенных исследований в классе), тематические родительские собрания, уроки, тренинги для родителей, лекторий.
Наряду с традиционными методами взаимодействия с родителями активно использую интерактивные: групповое решение проблемы, моделирование трудных ситуаций, обучение практикой действия, «мозговой штурм», обучающая диагностика и т.д.
Цель психологического консультирования – организация сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса. По всем трем направлениям ведется учетная текущая документация.
Консультирование родителей.
Это основной вид деятельности при взаимодействии с родителями.
Психолого-педагогическое консультирование родителей, проводимое по запросу родителей или инициативе психолога, может выполнять различные функции:
- информирование родителей о школьных проблемах ребенка (родители не всегда имеют о них достаточно полное и объективное представление);
- консультативно-методическая помощь в организации эффективного детско-родительского общения (если с таким запросом обратились сами родители или психолог считает, что именно в этой области кроются причины школьных проблем ребенка);
- получение дополнительной диагностической информации от родителей;
- психологическая поддержка родителей (в случае обнаружения серьезных психологических проблем у их ребенка либо в связи с серьезными эмоциональными переживаниями и событиями в его семье).
Просвещение педагогов
Психологическое просвещение коллектива направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно значимое для них знание. Прежде всего, речь идет о психологических знаниях и навыках, позволяющих педагогам:
- организовать эффективный процесс предметного обучения школьников и с содержательной, и с методической точек зрения;
- построить взаимоотношения со школьниками и коллегами на взаимовыгодных началах;
- осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками внутришкольных взаимодействий.
Основными формами работы являются – психологические семинары-практикумы, тематические педагогические советы, лектории, конференции, тренинги для педагогов.
Консультирование педагогов
Индивидуальное консультирование педагогов осуществляется чаще всего по их собственному запросу, реже по запросу родителей и учащихся. Иногда при решении, какого–либо вопроса появляется необходимость поговорить с педагогом, выяснить какие- либо детали, узнать его мнение – это происходит также в рамках индивидуального консультирования.
Основные темы консультации педагогов:
- Взаимодействие с классом, учеником;
- Взаимодействие с родителями, семьей;
- Личные проблемы, конфликты.
Дети еще 2 часа после уроков, находятся под опекой взрослых.
М все же самое главное при работе с детьми «группы риска» - это наши психологические приемы. Это проявления доброты, внимания, заботы и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа социально педагогического сопровождения детей «группы риска»
Программа рассчитана на 2 года, в течение 2012-2014 года. Программу разработала социальныйПедагог МОУ КолычёвскойСпециальной (коррекционной)Школы-интерната для детейсирот ...
Индивидуальное сопровождение детей "группы риска в условиях сельской общеобразовательной школы"
Программа разработана для организации работы с детьми "зоны риска", "группы риска"в условиях сельского социума. Личностно -ориентированный подход в обучении и воспитании ребенка - это один из эффекти...
Программа по сопровождению детей "группы риска"
Пояснительная записка Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основно...
Психолого-педагогическое сопровождение детей "группы риска" в ОСШИ
Классификационно в "группу риска" входят и дети, находящиеся в сложной жизненной ситуации, так как они имеют те же факторы, нарушающие условия нормальной жизнедеятельности ребенка....
Опыт работы по сопровождению детей "группы риска"
Для социальныйх педагогов...
Подготовка кадров к работе в летнем оздоровительном лагере. Сопровождение детей группы риска
Сопровождение детей группы риска...
«Социально-педагогическое сопровождение детей «группы риска» в условиях поликультурной общеобразовательной школы».Курсовая работа
В работе представлена психолого-педагогическая характеристика детей «группы риска», рассказывается о технологии социально-педагогического сопровождения детей«группы риска» в...