Алгоритм совместных действий КДН и ЗП и ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района в рамках процедуры восстановительной медиации
статья на тему
Согласно статистике Выборгского района 17% правонарушений, совершаемых несовершеннолетними и их родителями, возникают на почве конфликта. Ввиду значительного числа правонарушений, совершаемых на почве разного рода конфликтов, с апреля 2015 года в ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района особое внимание уделяется сопровождению формирования в школах и колледжах психологической среды комфортной для участников образовательного процесса. В рамках данной деятельности ГБУ ДО ЦППМСП придерживается медиативного подхода к рассмотрению ситуаций правонарушений, совершаемых подростками, в частности восстановительного подхода к медиации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Алгоритм совместных действий КДН и ЗП и ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района в рамках процедуры восстановительной медиации.
- КДНиЗП как площадка для реализации восстановительного подхода
Одна из ключевых задач работы Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав это организация работы по выявлению и социальной реабилитации подростков, находящихся в социально опасном положении, работа с правонарушениями среди несовершеннолетних.
На заседаниях Комиссии часто рассматриваются материалы о конфликтах, возникающих между учащимися в образовательных учреждениях. Согласно статистике Выборгского района 17% правонарушений, совершаемых несовершеннолетними и их родителями, возникают на почве конфликта. В конфликт бывают включены и учащиеся, и преподаватели, и родители. Конфликтная ситуация травмирует всех ее участников, создается неблагоприятная атмосфера в классе, в школе, в семье.
В связи с этим в ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района особое внимание уделяется сопровождению формирования в школах и колледжах психологической среды комфортной для участников образовательного процесса. В рамках данной деятельности ГБУ ДО ЦППМСП придерживается медиативного подхода к рассмотрению ситуаций правонарушений, совершаемых подростками, в частности восстановительного подхода к медиации.
1.1 Восстановительная медиация. В России Общественным центром «Судебно-правовая реформа» разрабатывается новая модель медиации - восстановительная медиация, ориентирующаяся на взаимопонимание и сохранение взаимоотношений. Восстановительная медиация подходит для ситуаций, в которых конфликтующие стороны продолжают встречаться в дальнейшем (например, образовательное учреждение) и для криминальных ситуаций (где есть обидчик и пострадавший - в том числе дела из КДН и ЗП и суда).
Восстановительная медиация (стандарты которой разработаны и утверждены Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации) – это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах решения проблем (при необходимости – о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций. В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации.
Процедура: восстановительная медиация включает предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора.
Область применения:
Использование восстановительного подхода необходимо тогда, когда межчеловеческие отношения насыщаются ненавистью и мстительностью, которые обрывают возможность протекания нормальной человеческой жизни.
Восстановительные программы помогают людям исправить зло, причиненное конфликтами и преступлениями. Восстановительный подход в разрешении конфликтов и криминальных ситуаций с помощью медиаторов помогает реализовать важные для общества ценности: примирение конфликтующих сторон, исцеление жертв преступлений, заглаживание вреда силами обидчиков, участие в этих процессах ближайшего социального окружения.
1.2 Рассмотреть регламент (алгоритм) совместных действий КДН и ЗП и ГБУ ДО ЦППМСП в рамках процедуры восстановительной медиации можно с помощью модели, представленной на рисунке 1.
Рис.1 Модель алгоритма совместных действий КДН и ЗП и ГБУ ДО ЦППМСП в рамках процедуры восстановительной медиации.
Несовершеннолетний рассматривается на заседании КДН и ЗП. Специалист ГБУ ДО ЦППМСП, прошедший повышение квалификации по медиации, участвует в заседании комиссии, в составлении индивидуального плана реабилитационно-профилактической работы с семьей/несовершеннолетним (далее – ИПР). Учащийся направляется комиссией в ГБУ ДО ЦППМСП.
ГБУ ДО ЦППМСП получает информацию от специалистов КДН и ЗП. В ходе реализации ИПР специалисты сообщают клиентам о возможности проведения с ними восстановительных процедур (медиации).
На данном этапе деятельность педагога-психолога ориентирована на подготовку несовершеннолетнего (одного или нескольких, в зависимости от ситуации), направленного на КДН и ЗП, к участию в проведении процедуры медиации.
Педагог-психолог составляет план работы, проводит консультирование, диагностическое исследование учащегося, направленное на определение его мотивационной и личностной готовности к разрешению конфликта посредством метода медиации, готовит персональное психологическое заключение. Заключение содержит описание особенностей поведения несовершеннолетнего во время консультации, данные экспериментально-психологического исследования познавательной деятельности, особенностей характера, личностных особенностей, прогноз, вывод о возможности проведения процедуры медиации в конкретном случае, рекомендации. Рекомендации носят индивидуальный характер, касаются особенностей образовательного маршрута, организации досуга несовершеннолетнего.
Готовое заключение по результатам диагностики передается в КДН и ЗП Выборгского района. По результатам диагностики проводится повторное консультирование учащихся для выяснения согласия на участие сторон в процедуре восстановительной медиации. Затем стороны направляются к медиатору, назначается дата проведения процедуры медиации, проводится процедура медиации, происходит подготовка документов для КДН и ЗП администрации Выборгского района по результатам проведенных мероприятий.
1.2.1 Рассмотрим случай. В ГБУ ДО ЦППМСП поступил запрос от КДН и ЗП Выборгского района на проведение процедуры восстановительной медиации. На комиссии рассматривался конфликт между двумя учащимися 9 класса (девочки: Д. и Н.), который в определенный момент времени проявился в форме драки.
После поступления запроса был составлен план работы с участниками конфликта, включающий следующие этапы:
- Установление контакта с каждой из несовершеннолетних.
- Первичная беседа с целью прояснения ситуации индивидуально с каждой из несовершеннолетних.
- Индивидуальная диагностика несовершеннолетних, направленная на определение мотивационной и личностной готовности к разрешению конфликта посредством метода медиации (проводит педагог-психолог).
Личностная готовность к участию в разрешении конфликта посредством процедуры медиации:
- уровень развития интеллекта
- осознание личной ответственности за возникновение конфликтной ситуации
- уровень самооценки
- уровень агрессивности
- уровень развития коммуникативных навыков.
Мотивационная готовность:
- готовность к участию в разрешении конфликта посредством процедуры медиации
- Обработка результатов диагностики. Подготовка психологического заключения на каждую девочку.
- Вывод о возможности проведения процедуры медиации в конкретном случае.
- Подбор индивидуальных рекомендаций в соответствии с результатами диагностики.
- Предоставление результатов диагностики в КДН и ЗП.
- Консультирование родителей учащихся: знакомство с процедурой медиации, получение согласия на участие несовершеннолетних в проведении процедуры медиации.
- Если случай подходит и участники конфликта согласны,
- Назначение даты проведения процедуры медиации.
- Проведение процедуры восстановительной медиации.
- Вступительное слово медиатора: знакомство, озвучивание принципов медиации (добровольность, конфиденциальность, равноправие, нейтральность), знакомство с процедурой медиации, заключение соглашения о вежливости.
- Презентация сторон.
- Дискуссия.
- Проведение кокуса (индивидуальной беседы с каждой участницей конфликта). Составление первичного примирительного соглашения.
- Совместная сессия.
- Заключение соглашения, выход из медиации
- Предоставление отчета о проведенной медиации в КДН и ЗП.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Алгоритм совместных действий КДН и ЗП и ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района в рамках процедуры восстановительной медиации
организация работы по выявлению и социальной реабилитации подростков, находящихся в социально опасном положении, работа с правонарушениями среди несовершеннолетних КДН и ЗП как площадка для реализации восстановительного подхода
– это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах решения проблем (при необходимости – о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций. В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации. Восстановительная медиация
Процедура: восстановительная медиация включает предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора. Область применения: Использование восстановительного подхода необходимо тогда, когда межчеловеческие отношения насыщаются ненавистью и мстительностью, которые обрывают возможность протекания нормальной человеческой жизни . Восстановительная медиация
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа №1, самостоятельные работы "Совместные действия обыкновенных и десятичных дробей", "Решение уравнений ( совместные действия)" в 6классе по математике
Данный материал оформлен в виде раздаточных карточек для распечатки. Материал работ взят из сборника "Самостоятельные и контрольные работы по математике для 6 класса " Е.С.С...
Опыт создания здоровьесберегающей среды школы в Выборгском районе (в рамках стратегии развития системы образования Санкт- Петербурга 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020»)
В статье представлен опыт работы ГБОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения Выборгского района Санкт-Петербурга по формированию здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях район...
Восстановительная медиация как технология школьных служб примирения.
Наиболее органичной для образовательной среды и отвечающей современным запросам формирования личности мы увидели организацию и деятельность Школьной Службы примирения, осуществляющей работу с конфликт...
Презентация "Конфликты в школе и восстановительная медиация"
Будет интересна школам, где только начинает свою деятельность служба примирения ШСП, в качестве ознакомительного материала. Презентацию можно показать на родительских собраниях, педсоветах. В помощь к...
Интеграция основного и дополнительного образования в рамках реализации проекта «СИМВОЛ» по формированию качеств личности школьников Выборгского района Санкт-Петербурга.
Социально-педагогический проект «СИМВОЛ» был разработан в 2009 году как обобщение опыта работы Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Дом детского творчества &l...
Программа урегулирования конфликтов между участниками образовательного процесса «Восстановительная медиация»
laquo;В целях развития дружественного к ребенку правосудияпредусматривается ... организация школьных служб примирения, нацеленных наразрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактикупр...