Программа урегулирования конфликтов между участниками образовательного процесса «Восстановительная медиация»
учебно-методический материал
«В целях развития дружественного к ребенку правосудия
предусматривается ... организация школьных служб примирения, нацеленных на
разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику
правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном
учреждении».
(Национальная стратегия действий в интересах детей
на 2012 -2017 годы, утвержденной 1 июня 2012 г.
Указом Президента России. VI глава документа )
Служба примирения осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании», Положения, а так же в соответствии с «Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», ФГОС основного (полного) образования и стандартам восстановительной медиации от 2009 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vosstanovleniya_dlya_roditeley.docx | 40.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
урегулирования конфликтов
между участниками образовательного процесса
«Восстановительная медиация»
Составители: педагог- психолог
Чиркова Юлия Викторовна,
с. Семилуки
2018 г.
Пояснительная записка
«В целях развития дружественного к ребенку правосудия
предусматривается ... организация школьных служб примирения, нацеленных на
разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику
правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном
учреждении».
(Национальная стратегия действий в интересах детей
на 2012 -2017 годы, утвержденной 1 июня 2012 г.
Указом Президента России. VI глава документа )
Служба примирения осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании», Положения, а так же в соответствии с «Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», ФГОС основного (полного) образования и стандартам восстановительной медиации от 2009 года.
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в частности, на принципе свободного развития личности, воспитании взаимоуважения, ответственности и т.д.
В статье №45 «Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» указывается, что в организации, осуществляющей образовательную деятельность, создается «Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений».
В МКОУ Семилукская сельская СОШ служба примирения способствует реализации требований ФГОС среднего общего образования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: «Личностные результаты должны отражать готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения».
Служба примирения действует на основании действующего законодательства и Положения о школьной службе примирения. Программа составлена на основе практического руководства «Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений» автора А. Коновалова. Занятия со школьниками проводятся во второй половине дня во внеурочное время. С родителями в вечернее время и в клубах выходного дня. Продолжительность занятия и распределение времени определяется в зависимости от включения участников в активную коммуникацию. Срок реализации программы 2 года.
Цель:
Снижение количества конфликтов через внедрение модели реализации восстановительных технологий в систему профилактики конфликтных ситуаций в школьной среде; создание условий успешной социализации несовершеннолетних.
Задачи:
1. Установление порядка организации и проведения восстановительных программ.
2. Мониторинг организации восстановительных процедур в ОУ.
3. Создание информационного поля о восстановительных технологиях и реализации
программ в ОУ.
4. Реализация восстановительных программ.
Планируемые результаты обучения:
-знание норм и правил межличностного общения, социального взаимодействия в рамках общего образовательного пространства с субъектами образовательного процесса;
-умения формулировать и отстаивать объективную оценку реальной ситуации, отбирать эффективные способы конструктивного разрешения конфликта;
-владение техниками, методиками разрешения спора, приводящих стороны конфликта к разрешению разногласий.
Чем служба примирения может помочь родителям?
1. Родители могут обратиться в службу в случае конфликта со своими детьми, чтобы лучше понять их и уметь договориться с ним;
2. Родители могут обратиться в службу в случае конфликта с учителем;
3. Родители и родительский комитет могут обратиться в службу по поводу конфликтов с администрацией;
4. Родители могут освоить навыки восстановительного способа разрешения конфликтов и использовать их в соответствующих ситуациях.
Что могут сделать родители для поддержки восстановительной культуры?
Родителям, в первую очередь, надо поддерживать своих детей в их стремлении научиться разрешать конфликты конструктивным способом; могут поддерживать положительные изменения в детях после медиации, в классе и школе в результате деятельности службы примирения.
Родителям важно знать, во что вовлекаются их дети и к каким последствиям это приведёт, поэтому служба примирения обязательно проводит презентацию на родительских собраниях. Еще большее внимание уделяется родителям школьников-медиаторов, поэтому с ними лучше поговорить лично куратору и получить письменное разрешение на участие их ребенка в деятельности школьной службы примирения. Куратор может написать письма родителям школьников-медиаторов, поздравив с выбором детей, объяснить смысл службы и рассказать о преимуществах, которые она может дать школе и самим медиаторам.
Тематический план
№ | Темы | Количество часов |
1. | Предварительная встреча с администрацией ОУ и педагогами, имеющими отношение к сложившейся ситуации. | 1 |
2. | Предварительная встреча с каждой из сторон конфликта по отдельности (предварительные встречи) | 3 |
3. | Примирительная встреча | 2 |
4. | Аналитическая беседа, обратная связь | 1 |
5 | Написание отчета | 1 |
Итого | 8 |
Описание программы.
ЭТАП 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Задачи работы ведущего (медиатора):
- Получив информацию о случае, определить, подходит ли он по критериям для работы с использованием восстановительных программ;
Критерии, по которым случай может быть принят в работу:
- стороны конфликта (криминальной ситуации) известны;
- в случаях, где есть обидчик и пострадавший, обидчик признает свою вину (или, как минимум, свое участие) в содеянном.
- Если дело разбирается в официальных органах (милиция, суд или КДНиЗП), выяснить, на какой стадии разбирательства находится дело и каковы юридические последствия успешного проведения программы;
- Связаться со сторонами и договориться о проведении индивидуальной встречи. Если участниками конфликта являются несовершеннолетние (обидчик и/или пострадавший) и данный случай рассматривается компетентными органами, медиатор обязательно связывается с законными представителями несовершеннолетнего.
Ведущему (медиатору) нередко приходится преодолевать стену подозрительности, непонимания, эмоционального напряжения, которая возникла из-за конфликта или криминальной ситуации, а также нередко из-за действий представителей государственных органов и учреждений, и предложить участникам конфликта восстановительный способ разрешения ситуации. В ходе проведения программы восстановительной медиации на протяжении всей работы медиатору необходимо также удерживать сквозные задачи. Их реализация помогает сторонам переключиться на будущее и построить конструктивный выход из сложившейся ситуации. Эти задачи таковы:
- достижение и удержание контакта со сторонами;
- создание условий для конструктивного выражения эмоций;
- создание безопасной атмосферы во время работы;
- создание условий для взаимопонимания.
ЭТАП 2. ВСТРЕЧА СО СТОРОНОЙ
1 фаза. Создание основы для диалога со стороной
Задача: представить себя и программу.
Различные роли сторон в ситуации противоправного деяния и, соответственно, принципиальные различия ее последствий для правонарушителя и жертвы диктуют специфику предварительных встреч ведущего с каждым из них. В то же время должна быть выполнена одна из наиболее важных задач ведущего по отношению к сторонам – безопасная атмосфера во время работы. Встречаясь со сторонами, медиатор должен позаботиться об этом и четко уяснить для себя, как он будет представляться, то есть:
- кто он и его роль в деле;
- роль и функции организации, которую он представляет;
- его взаимоотношения со сторонами.
Вариант представления:
Добрый день! Меня зовут (представиться). Я пришел по поводу ситуации (…). Информацию о ней нам передал (называете человека или организацию). Я – ведущий программ восстановительной медиации (медиатор) (…) (называете организацию или службу), я не представляю ни одну из сторон, то есть я не адвокат и не советчик. Наша организация (служба) помогает участникам конфликта организовать диалог друг с другом и самим найти выход из конфликта без применения насилия. Участие в наших программах добровольное, поэтому в конце разговора вы сами примете решение, будете ли вы в ней участвовать. Наш разговор конфиденциален, то есть я не буду разглашать никакую информацию кроме вашего решения участвовать или не участвовать в наших программах. Исключение составляет ситуация, если мне станет известно о готовящемся преступлении, в этом случае я обязан сообщить в компетентные органы.
2 фаза. Понимание ситуации
Задача: помочь обозначить различные аспекты конфликтной ситуации, важные с точки зрения участников и принципов восстановительной медиации.
Возможные действия медиатора:
Обсуждение ситуации
- помочь человеку (вопросами, переформулированием, уточнением и пр.) рассказать о том, что произошло (до ситуации, сейчас, после, о других участниках, о потерпевшем, о друзьях, о своих состояниях и чувствах, об отношении к произошедшему и его последствиям);
- внимательно слушать и улавливать, что беспокоит человека;
- в случае необходимости помочь пережить сильные чувства;
- обсудить ценности относительно различных способов реагирования на ситуацию, рассказать о ценностях восстановительной медиации.
Обсуждение последствий
- обсудить, к каким последствиям привела ситуация (или еще может привести), что человеку в этом не нравится. Если о последствиях уже упоминалось при обсуждении ситуации, резюмировать для того, чтобы перейти к поиску вариантов выхода.
3 фаза. Поиск вариантов выхода
Задача: поддержать принятие стороной ответственности за восстановительный выход из ситуации.
Обсуждаемые вопросы:
- какие выходы возможны из создавшейся ситуации, и к каким последствиям эти выходы могут привести;
- пытались ли сами разрешить ситуацию, встретиться со второй стороной;
- варианты заглаживания вреда;
- в случае возмещения ущерба родителями и других трат родителей (например, на адвоката) обсудить, в чем будет конкретный вклад несовершеннолетнего в заглаживании вреда, в частности, как он будет возмещать траты родителей;
- если в ситуации участвовали несовершеннолетние, обсудить планы несовершеннолетних на будущее, поддержку этих планов со стороны родителей и ближайшего социального окружения;
- рассказать о встрече со второй стороной (если она была) или о возможности такой встречи;
- обсудить встречу с другой стороной как возможный вариант действия, направленного на выход из ситуации. Подчеркнуть, что главными на встрече являются стороны, а медиатор обеспечивает конструктивность и безопасность;
- предложить сформулировать перечень вопросов, которые сторона хочет обсуждать на встрече (сформировать повестку дня);
- проинформировать о юридических последствиях заключения примирительного соглашения;
- если сторона не согласна на встречу, можно выяснить причины такого несогласия. Можно предложить форму челночной медиации, а также другие программы восстановительного правосудия: круги или семейные конференции. В случае категорического несогласия на любые формы общения можно предложить не решать вопрос окончательно и оставить памятку и свои координаты;
- независимо от согласия на встречу обсудить, требуется ли помощь каких-то специалистов;
- если сторона согласна на встречу сторон, приступить к 4 фазе.
4 фаза. Подготовка к встрече
Задача: прояснить суть предстоящей процедуры и поддержать принятие стороной своей роли на встрече.
Возможные действия медиатора:
- рассказать о формате примирительной встречи (обсуждаемых вопросах, правилах, роли сторон, медиатора, законных представителей, возможности участия других лиц). Сформировать на основе предыдущих этапов повестку дня встречи. При обсуждении правил встречи спросить, готовы ли участники их соблюдать; предложить внести дополнения;
- если со второй стороной еще не было индивидуальной встречи, пояснить ее право отказаться от участия в программе;
- пояснить свою роль медиатора на совместной встрече (ответственность за безопасность, координирование действий, поддержка диалога). Подчеркнуть ответственность сторон за принятие решения;
- обсудить перечень участников будущей встречи, предпочтительное время и место встречи;
- поблагодарить за беседу, оставить контактный телефон и памятку о программе.
Правила встречи
- Не перебивать - у каждого есть возможность быть выслушанным до конца.
- Не оскорблять, чтобы все чувствовали себя в безопасности.
- Конфиденциальность – не рассказывать окружающим, что происходило на встрече (только результат или подписанный договор).
- Каждый участник может при необходимости предложить сделать перерыв, перенести продолжение встречи на другой день.
- Медиатор может поговорить с кем-то из участников наедине, а также участник с медиатором.
ЭТАП 3. ВСТРЕЧА СТОРОН
1 фаза. Создание условий для диалога между сторонами
Возможные действия медиатора:
- Заранее подготовить место для встречи сторон;
- Поприветствовать участников, поблагодарить за то, что пришли, если необходимо – познакомить участников друг с другом;
- Объявить цели встречи, огласить правила, обозначить позицию медиатора;
- Объявить основные пункты повестки дня.
2 фаза. Организация диалога между сторонами
Задача: организовать взаимопонимание в процессе диалога.
Возможные действия медиатора:
1. Предложить сторонам рассказать свою версию случившегося и его последствия;
2. Предложить сторонам высказать свое отношение к услышанному;
3. Поддержать диалог между сторонами по поводу ситуации и ее последствий. В ходе встречи необходимо трансформировать негативные высказывания так, чтобы это помогало конструктивному диалогу, и усиливать позитивные идеи и шаги по отношению друг к другу.
3 фаза. Поддержка восстановительных действий на встрече и фиксация решений сторон.
Задачи:
- Поддержать понимание и признание последствий криминальной ситуации;
- Поддержать извинения и прощение;
- Инициировать поиск вариантов решений и анализ предложений;
- Обсудить и зафиксировать взаимоприемлемые варианты разрешения ситуации;
- Обсудить и принять механизм реализации решений.
4 фаза. Обсуждение будущего
Задача: поддержать проектирование будущего участников.
Вопросы для обсуждения:
- Что будете делать, если попадешь в похожую ситуацию?
- Что нужно сделать, чтобы подобное не повторилось?
- Какую профессию (специальность) хочешь получить, и кто может поддержать тебя в этом?
- Чем будешь заниматься в свободное время, есть ли желание заниматься в каком-либо кружке, секции, клубе и кто может помочь этому осуществиться.
5 фаза. Заключение соглашения
Задача: зафиксировать достигнутые результаты и договоренности.
Возможные действия медиатора:
- Фиксировать решения и четкий план их реализации.
- Обсудить, что делать, если план не будет выполнен.
- Зафиксировать устное соглашение или письменный договор.
6 фаза. Рефлексия встречи
- Обсудить, удовлетворены ли участники встречей, осталось ли что-то недоговоренное?
- Спросить, что важного для себя они узнали в результате встречи.
После встречи, по возможности, организовать чаепитие с рассказом сторон друг другу о себе (кто что любит, чем занимается, в чем чувствует свою успешность).
ЭТАП 4. АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА, ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ.
(Может проходить через 2-3 недели)
Задачи:
1. Провести рефлексию результатов медиации.
2. Выяснить, выполнено ли достигнутое соглашение.
3. Обсудить ценности восстановительного способа разрешения конфликтов и криминальных ситуаций.
Вопросы для обсуждения с подростком и его родителями:
- Как развиваются ваши отношения, и как выполняется договор.
- Что важного для себя вы поняли в результате встречи?
- Рассказали ли про медиацию друзьям, знакомым, как они к этому отнеслись?
- Бывают ли у них ситуации, где нужен медиатор, посоветовали бы обратиться к медиаторам?
Служба примирения важное звено воспитательного процесса в школе.
Информационные ресурсы
1. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство. Под общей редакцией Карнозовой Л.М. – М.: МОО Центр ≪Судебно-правовая реформа≫, 2012.
2. Коновалова О.В.Организация деятельности школьных служб примирения в образовательных учреждениях Пензенской области. Сборник материалов. Пенза 2013.
3. Школьные службы примирения. Методы, исследования, процедуры. Сборник материалов. Составитель и ответственный редактор Н.Л. Хананашвили. М: Фонд «Новая Евразия», 2012.
4. http://www.671601.ru/index.php/proekt-mediatsiya-v-dejstvii/oproekte/73-projectinfo
5. http://irkmediator.ru/projects/proekt-put-k-soglasiyu-mediaciya-kakinnovacionnyy-institut-grazhdanskogo-obshchestva
6. http://www.8-926-145-87-01.ru/
7. http://mediators.ru/rus/course/school/
8. http://www.rg.ru/2011/03/23/mediacia-dok.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений Муниципального казенного общеобразовательного уч
Положение разработано в соответствии с новым Законом об образовании. Включает 5 разделов: общие положения; порядок создания Комиссии; организация работы Комиссии; права, обязанности и ответственность ...
Урегулирование конфликтов между участниками образовательного процесса.
В нашей школе для предотвращения и урегулирования конфликтов между учениками проводятся занятия (тренинги), которые проводит психолог. Во время прохождения тренинга дети учатся не только конструктивно...
Статья "Эмоциональный интеллект как один из механизмов эффективного взаимодействия между участниками образовательного процесса"
Статья освещает понятие эмоционального интеллекта и его значимость в сфере коммуникаций. На личном опыте описано исследование уровня развития эмоционального интеллекта участников образовательного учре...
Использование облачных технологий в организации эффективной коммуникации между участниками образовательного процесса.
Использование облачных технологий в организации эффективной коммуникации между участниками образовательного процесса.Из опыта работы учителя информатики в рамках дополнительного образования дете...
Выписка из приказа о создании комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
Приказ о составе школьной службе примирения (медиации)...
Выступление по теме "Эффективное взаимодействие между участниками образовательного процесса"
Наше современное общество характеризуется большим объемом информации, высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности образовательного учрежден...
ПОРЯДОК создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения
ПОРЯДОК создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения...