Эссе "Я - учитель"
статья на тему

Павлова Лариса Юрьевна

Эссе для конкурса "Учитель года Сочи - 2017" Павлова Лариса Юрьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_ya_-_uchitel.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе на конкурс «Учитель года Сочи – 2017»

«Я - учитель»

      Почему я стала учителем?  Не могу сказать, что это был осознанный и целенаправленный выбор. Так случилось, что из всех предметов в школе я больше всего любила историю, потому  что меня – я в этом абсолютно уверена - учил замечательный педагог. На дворе стоял тяжелый 1991 год. У родителей не было возможности отправить меня учиться в другой город, поэтому я поступила в Адыгейский государственный университет на факультет истории. На первом курсе меня потрясли слова преподавателя по истории педагогики. Он прочел рассуждения пожилого человека о молодом поколении, в котором говорилось, какое оно бездарное, безответственное и бестолковое, что на него нельзя оставить страну, и спросил: «Как вы думаете, когда были написаны эти строки?». Мы называли самое разное время, и никто не угадал. Когда все выдохлись, преподаватель торжественно провозгласил, что этим рассуждениям 3 тысячи лет. Пораженные, мы замолкли. Тогда я впервые стала подозревать, что выбрала не самую простую профессию. Профессию, которая на протяжении последних 3 тысяч лет  делает из  тех самых бестолковых, безответственных  и бездарных индивидов умных, ответственных и талантливых личностей.

О роли педагога в обществе, сказано огромное количество мудрых и проникновенных слов. От Конфуция до Билла Гейтса.  Мне лично не нравится термин «педагог». В переводе с древнегреческого он означает «раб, ведущий ребенка», поэтому буду пользоваться замечательным русским словом «учитель». В любом толковом словаре сказано: «Учитель - тот, кто научил или учит чему-либо, кто оказывает или оказывал влияние на развитие кого-либо, воспитатель, наставник.» В самой этимологии слова учитель заключена его главная функция – быть наставником.

Чему же должен наставлять детей учитель в современном обществе? Я не просто так вспомнила о великом китайском мудреце Конфуции. В 523 г. до н.э.  он основал первую частную школу в мире «по воспитанию человеческих характеров» и начал учительскую деятельность. Он считал, что стабильность общества покоится на воспитании согласно социальному назначению. «По своей природе люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки». Основные принципы этико-политического учения (конфуцианства) включают «Шесть искусств»:

1. «ЛИ» - должное поведение в обществе, группе.

2. «И» — умение подчинить долгу себя и окружающих.

3. «СЯО» — сыновья почтительность или должное подчинение старшему (по возрасту, по должности).

4. «ЭНЬ» — принцип гуманности, человечности.

5. «ЧЖИ» — знание.

6. «ИНЬ» — верность.

Конфуций выступал против любой формалистики, «технизма» в обучении: техническое знание, по его мнению, мешает истинному совершенствованию. Взамен он предлагал следующие методы: диалоги учителя с учениками, классификация и сравнение фактов и явлений, подражание образцам, обучение умению самостоятельно ставить вопросы и искать на них ответы. 

Скажите, какой из этих принципов утратил свое значение за 2500 лет? Я слушала преподавателя на курсах ФГОС и думала, что все новое – это хорошо забытое старое. Учение Конфуция оказало большое влияние на мое становление как учителя.

Я считаю, что ребенок гораздо охотнее учится, если полученные знания он может применить на практике. Например, азы политологии, социологии, экономики, права, психологии и философии, которые мы изучаем в курсе обществознания, необходимы каждому человеку в его личной практической жизни. Для меня показателем усвоения материала ребенком являются его слова:

-Я понимаю, что говорил ведущий новостной или аналитической программы.

-Я объяснил родителям, что ЦБ повысил ставку рефинансирования, а значит сейчас брать кредит не стоит.

-Мы спорили с папой о реставрации монархии в России, я объясняла ему, что монархия – это форма правления, а не политический режим. Великобритания монархическая страна с развитой демократией и без крепостного права.

Я испытала гордость за себя, когда мои одиннадцатиклассники спросили: «С какой целью проводят экзамен ЕГЭ для учителей? Что будет с теми, кто не сдаст? Уволят? Нет, иначе некому будет работать. Тогда зачем?». Я поняла, что добилась главной цели учителя – научила их критически мыслить.  

Еще более необходимый  предмет история, потому что именно он учит мыслить масштабно, на перспективу. Что есть история? Понимание причинно-следственных связей между событиями и явлениями в их прошлом, настоящем и будущем. Ведь не зря план «ОСТ» предусматривал уничтожение фашистами нашей истории. Превратить нас «в Иванов, не помнящих родства своего» - такова была его цель. История  - это корни народа. Лишите дерево корней, и оно засохнет. Так и народ: лишите его своей истории, и он исчезнет. Недаром в определении этноса наряду с такими признаками, как общий язык, традиции и культура, называется общая историческая память.

Одной из важнейших задач историка и обществоведа является воспитание любви к своей Родине. В наше время при отсутствии другой национальной идеи слово «патриотизм» затерли до дыр. Когда слово используют очень часто, оно теряет свое значение. Мне кажется, мы так часто и попусту говорим «любовь», «совесть», «гуманизм», «долг», что эти слова обесценились и утратили свое значение. Может, поэтому Библия велит не употреблять имя Господа «всуе». Тем не менее, мы должны учить детей понимать истинное значение этих слов. Вложить это понимание не просто в голову, а в сердце и душу ребенка.

В нашем современном обществе все более значимую роль играют информационные технологии. Интернет -  это место жизни, а Gogl - гуру современных детей, поэтому в процессе воспитания я часто прибегаю к новым авторитетам. Статья Билла Гейтса «11 вещей, которым тебя забыли научить в школе» помогает не только детям идентифицировать свое место в социальной структуре общества, но и учителю мотивировать детей к обучению. В старших классах, когда юношеский максимализм играет в крови, а пример Базарова с его нигилизмом не дает покоя, это лучшее средство заставить старшеклассников учиться.

Приведу особенно «убойные» из этих 11 вещей.

1) Жизнь несправедлива - свыкнись с этим фактом.

 2) Миру наплевать на твое самоощущение и самоуважение. Мир ожидает от тебя каких-нибудь достижений, перед тем как принять во внимание твое чувство собственного достоинства.

3) Очень маловероятно, что тебе начнут платить 40 тысяч в год сразу после окончания школы. Ты не станешь вице-президентом компании с лимузином и личным шофером, пока ты не заслужишь этого.

 4) Если ты думаешь, что твой учитель строг и требователен - подожди знакомства со своим боссом. В отличие от учителя, карьера босса зависит от того, как ты справляешься со своими заданиями.

10) Не путай реальную жизнь с тем, что показывают по телевидению. В жизни людям приходится большую часть времени проводить не в кофейне, а на рабочем месте.

Цинично? Негуманно? Розовые очки разбились вдребезги?

Я согласна с человеком, который руководил одной из самых крупных компаний мира, человеком, который сохранил и многократно преумножил состояние семьи. Разве не эти ценности пропагандирует современное общество? А ведь идеи Билла Гейтса стары как мир. Каждому воздастся по заслугам его, каждый человек творец своего счастья. Займи место подобающее тебе, и мир это признает. Но готовит ли школа ребенка к осознанию этих фактов? К жизни в мире взрослых, которая начнется уже на первом курсе ВУЗа. В мире, где ты сам по себе не представляешь никакой ценности. В мире, где тебя будут оценивать по твоей ответственности, трудолюбию, способности организовывать свое время и достигать поставленной цели. Вы скажите, что я не открыла ничего нового и будете абсолютно правы.

Таким образом, я вернулась к тому, с чего начала. Несмотря на всю свою динамичность, в некоторых вопросах общество остается неизменным. Ценности, которые называются общечеловеческими, по-прежнему важны и значимы. И по-прежнему научить человека быть Человеком -  главный долг учителя.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"

КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...

Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР

В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...