Индивидуальная программа развития ребёнка с ОВЗ в процессе организации внеурочной деятельности: "Мы вместе"
методическая разработка на тему
Индивидуальная программа развития ребёнка с ОВЗ составлена для организации сопровождения его в системе дополнительного образования: во внеурочной деятельности. Цель программы: развитие самостоятельной, творческой, уверенной в себе личности и раскрытие её индивидуальных особенностей, создавая условия для самоопределения и самореализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
indiv.programma_razvidiya_rebyonka_s_ovz.docx | 32.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято на заседании методического объединения классных руководителей Протокол от 23.08.2014 №1 Руководитель __________/Г.И. Манычева/ | Утверждаю Директор МБОУ Петровской СОШ ___________А.В.Буланова Приказ от 28 . 08.2014г. № 130 |
Индивидуальная программа развития ребёнка с ОВЗ
в процессе организации внеурочной деятельности
« Мы вместе »
Уровни образования:
Основное общее образование
Предмет (ы): география, краеведение
Автор-составитель:
Тицкая Людмила Ильинична
Учитель географии
МБОУ Петровская СОШ
х.Нижнепетровский, Милютинский район
e-mail:tli_140262@mail.ru
2014 г.
Пояснительная записка
Одной из важнейших задач образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, является обеспечение условий, для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, детей с ограниченными возможностями здоровья, учёт образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности, должны быть включены в общую систему образования, воспитываться вместе со своими сверстниками по месту жительства. Инклюзивное образование не только повышает статус ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи, но и способствует развитию толерантности и социального равенства в обществе.
Инклюзия, являясь ведущей тенденцией современного этапа развития системы образования, не должна подменять собой систему специального обучения в целом. Это лишь одна из форм, которой предстоит существовать не монопольно, а наряду с другими - традиционными и инновационными. Совместное обучение не противопоставляется специальному образованию, а выступает как одна из его форм. Ребенок-инвалид должен иметь возможность реализовывать свое право на образование в любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную помощь.
Цель программы: развитие творческой, самостоятельной, уверенной в своих силах, личности и раскрытие её индивидуальных особенностей, создавая условия для самоопределения и самореализации.
Задачи программы:
1). Выявить индивидуально-психологические особенности школьницы;
2). Определить уровень познавательной активности по предметам;
3). Расширять образовательное пространство обучающегося посредством применения информационно-коммуникационных технологий;
4).Поддерживать и координировать социально-педагогическую активность родителей;
5).Организовывать творческую и досуговую деятельность обучающейся;
6.Расширять социализирующее пространство через знакомство с работой краеведческого кружка «Истоки»;
7). Помочь личности познать себя, самоопределиться;
8). Отслеживать достижения в развитии ребёнка.
Основные методы работы по реализации программы:
- Анкетирование;
- Диагностирование;
- Психологические тренинги;
- Индивидуальные занятия;
- Беседы;
- Тестирование;
- Портфолио ученицы;
- Анализ участия школьницы в классных и общешкольных мероприятиях.
Срок реализации программа: 2014-2019 гг.
Участник программы – ученица МБОУ Петровская СОШ, Милютинского района, Ростовской области ( ФИО ).
Данная программа разработана в результате социального заказа родителей и составлена с целью комплексного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и комплексной помощи её родителям.
Этапы реализации программы:
I этап – организационно-подготовительный (сентябрь – декабрь, 2014г.)
II этап - диагностический (январь – май, 2015 г.)
III этап - коррекционно-развивающий (сентябрь 2015г.- март 2019г.)
IV этап – заключительный: рефлексивный и аналитический (апрель, 2019г. )
Ожидаемый результат:
Модель личности, способной грамотно адаптироваться в современной жизни и уверенно достигать своих целей.
Формирование познавательного интереса
• Развитие способностей к учебным предметам
• Развитие коммуникативных умений
• Формирование толерантности
• Воспитание коллективизма
• Воспитание трудолюбия
• Формирование собственной внутренней позиции
• Сохранение здоровья учащейся и максимальный учет индивидуальных образовательных потребностей школьника.
Деятельность по реализации программы
1) Подготовительный этап.
Цель: выявление особенностей развития и самооценки обучающегося.
Мероприятия по реализации подготовительного этапа:
- Изучение документации (классный журнал, личное дело, медицинская карта и т.д.).
- Посещение ребёнка на дому, беседа с родителями.
- Наблюдение за ребёнком на уроках, во время перемен и внеклассных мероприятий
Ожидаемый результат:
Полное представление о личности ребёнка
2) Этап реализации проекта (диагностический).
Цель: углубленное психолого–педагогическое изучение ребёнка, выявление его индивидуальных особенностей.
Мероприятия по реализации данного этапа:
Диагностика развития личности ученицы путем анкетирования, тестирования, наблюдения по следующим направлениям:
· диагностика психологического здоровья;
· исследование эмоционально-личностной сферы, интересов и склонностей;
· исследование в области профориентации
· диагностика познавательной деятельности;
· диагностика межличностных отношений;
Психологическую диагностику желательно проводить совместно с психологом школы.
3) Этап коррекционно-развивающий
На основе диагностических данных, ученицей были определены цели собственного развития на предстоящий год.
Учитывая диагностические данные и целевые установки самой ученицы, я составила Индивидуальную программу развития ребёнка. Работа, которая сопровождает создание программы, включает в себя планирование общешкольных и классных мероприятий. На основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, выявления проблем в личностном развитии и межличностных отношениях я выбрала следующие направления индивидуальной программы:
· Здоровье
· Ценности
· Учение
· Образ жизни
· Самопознание
Каждое направление имеет свои цели, задачи, мероприятия и ожидаемые результаты.
4) Этап – заключительный: рефлексивный и аналитический
Цель: обобщить результаты, продемонстрированные ребёнком в рамках реализации программы его индивидуального развития.
Задачи:
- Определение тех мероприятий и занятий, которые способствуют достижению поставленных ранее целей собственного развития;
- Постоянное взаимодействие классного руководителя, социального педагога, родителей по повышению социального статуса школьницы, помощи в реализации её способностей;
- Самостоятельное включение ученицы во все внеклассные мероприятия согласно её интересам и желанию
Ожидаемый результат:
- Индивидуальная программа развития ребенка должна способствовать его самореализации, найти свое место в жизни.
Обработка результатов
Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:
• математика и техника
• гуманитарная сфера
• художественная деятельность;
• физкультура и спорт;
• коммуникативные интересы;
• природа и естествознание;
• домашние обязанности, труд по самообслуживанию.
Направления реализации программы:
Основные направления совместной деятельности | Цель совместной деятельности | Формы совместной деятельности |
1. Саморазвитие | Вызвать желание, стремление ребёнка к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию. | - тренинг «Как научиться управлять собой»; - беседа;- «Что такое скромность?» - тренинг «Будь уверен в себе!»; -игра «Дарите людям доброту!»; - беседа «Права ребёнка в новом веке; - классный час «Учиться - всегда пригодится»; -участие в конкурсе творческих работ, посвященного дню пожилого человека. |
2. Творческая деятельность | Развитие творческих способностей и интересов ребёнка. | - участие в выставке «Дары осени» - оформление классного уголка - оформление кабинета к Новому году; - участие в новогоднем мероприятии«У ёлки»; |
3. Работа в семье | Формирование педагогической культуры семьи. | - посещение ребёнка на дому; - беседа «Я и мои родители»; - индивидуальные беседы с родителями и родительские собрания. собрание на тему: « Папа, мама, я – читающая семья». - « Школьные трудности у учащихся» - родительское собрание: « Телевизор в жизни семьи и ученика». - итоговые родительские собрания. - «Роль семьи в развитии творческих способностей ребёнка», - «Родитель – ученик - учитель»; - классный час «Моя семья - мое богатство»; - конференция родителей «Роль семьи в формировании здорового образа жизни»; |
4. Здоровье | Развивать стремление к познанию и совершенствованию своего организма, сохраняя и укрепляя здоровье. Воспитать у учащихся любовь к спорту и здоровому образу жизни. Показать учащимся значимость их физического и психического здоровья для будущего самоутверждения. | Ежедневные прогулки, утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки на уроках, гимнастика для глаз, рациональное питание. Еженедельно - Гигиена -классные часы на тему «Здоровье», где обязательно присутствует ученица: «Утомление и отдых»; «Режим питания»; «Гигиена жилища, одежды»; «Правила закаливания»; «Правила дорожного движения»; «Правила ППБ (противопожарной безопасности)»; «Безопасные каникулы»; «Бытовые приборы и правила обращения с ними». - осенние, весенние походы; - беседа «Твоё здоровье – в твоих руках!»; - весёлые старты; - беседа: «Правильная посадка за партой. Хорошая осанка». |
5.Трудовая деятельность | Формировать позитивное отношение к труду, научить понимать общественную ценность труда, побуждая к труду других. | - уборка классной комнаты; - контроль за дежурством в классе (староста класса); - само-презентация «Мои любимые дела»; - акция «Зелёный лук»; - акция «Берегите книги!»; - участие в ярмарке «Дары природы» - круглый стол: « Как провести праздник в доме?» - мультимедийная презентация: «Все профессии хороши - выбирай на вкус»; |
6. Взаимоотно шения в коллективе | Научить ребёнка определять свою роль в коллективе и работать для достижения общей цели, наполнить работу ребёнка интересной разно-образной творческой деятельностью, развивающей инди- видуальные качества личности. | - занятие «Друг в беде не бросит»; - беседа: «О товариществе дружбе и коллективизме»; - театрализованная игра «В царстве вежливости и доброты» - классный час «Что такое настоящая дружба»; - конкурсная программа «В гостях у улыбки и смеха»; - игровая программа «Мы – друзья природы»; - «На чём основано взаимопонимание»; классные часы: - «Зависть»; - «О лени и лентяях»; - «Как быть прилежным и старательным»; - «В дружбе сила»; - «Школьные друзья. Взаимоуважение и взаимовыручка» |
7. Научная деятельность | Развитие интеллектуальных способностей ребёнка . | - беседа «Встречают по одёжке, провожают по уму»; - классный час «Успехи и неудачи учёбы»; - - викторина «литературная гостиная»; - викторина «Лесные тайны»; - проект «Уголок живой природы»; - участие в дистанционных интеллектуальных играх Центра развития молодёжи - классный час «Я ученица, а это значит…» - экскурсия в сельскую библиотеку; |
Ожидаемые результаты:
- повышение активности ребёнка в жизнедеятельности класса и школы;
- участие в школьных, районных, всероссийских мероприятиях и конкурсах;
- проявление инициативы в организации внеклассной работы;
- формирование уверенности в себе путём вовлечении ребёнка в различные сферы деятельности.
IV этап – заключительный: рефлексивный и аналитический (апрель, 2019 )
Цель: обобщить результаты, продемонстрированные ребёнком в рамках
реализации программы его индивидуального развития.
Мероприятия | Специалисты Учителя-предметники | Сроки |
1. Отслеживание достижений в развитии ребёнка. Сравнительный анализ. | Школьный психолог, классный руководитель | Апрель, 2019 г. |
2. Совет – конференция с привлечением всех специалистов, участвующих в реализации программы. | Школьный психолог, классный руководитель, Учителя-предметники, родители | Апрель, 2019 г. |
3. Само-презентация ребёнка «Мои достижения и результаты». Защита портфолио. | Классный руководитель, родители | Апрель, 2019 г. |
Ожидаемый результат:
- анализ полученных достижений, выделение наиболее успешных и интересных форм работы;
- составление графиков динамики развития личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С ТЯЖЁЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГосударственное автономное образовательное учреждениевысшего профессионального образованияМОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯКАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И...
Итоговый аттестационный проект на тему: Организация внеурочной деятельности в учебном процессе напримере театральной студии.
Введение стандартов второго поколения в школах вызывает массу вопросов, один из которых связан с организацией внеурочной деятельности.Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовател...
ИГРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной статье раскрывается необходимость применения игровых технологий во внеурочной деятельности младших школьников с целью уменьшить психологические, умственные и физические перегрузк...
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) образования (вариант 6.4) для обучающихся с умеренной, тяжёлой и...
ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТЫ ЗАНЯТОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ОО
ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТЫ ЗАНЯТОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ОО...
Организация внеурочной деятельности как способ реализации индивидуально-ориентированного подхода
Организация внеурочной деятельности как способ реализации индивидуально-ориентированного подхода...
Развитие ИКТ –компетенции обучающихся в процессе организации проектной деятельности при изучении курсов истории.
Анализ интернет-ресурсов для организации проектной деятельности....