Организация внеурочной деятельности как способ реализации индивидуально-ориентированного подхода
статья

Пешкова Татьяна Геннадьевна

Организация внеурочной деятельности как способ реализации индивидуально-ориентированного подхода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_vneurochke.docx30.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Организация внеурочной деятельности как способ реализации индивидуально-ориентированного подхода

Введение

  В условиях введения ФГОС актуализируется воспитательный и развивающий личность школьника потенциал «иностранного языка» как предмета. Иностранный язык в роли учебного предмета (или дисциплины) отличается тем, что обучение не подчиняется задаче овладения основами наук, а заключается в овладении новым вербальным кодом как средством межкультурного общения, инструментом приобретения новых знаний о мире.

       Личностно-ориентированное воспитание средствами иностранного языка предполагает, с одной стороны, использование учебного иноязычного общения, сотрудничества и активной творческой деятельности ученика на уроке, а с другой стороны, учителю необходимо  включить ученика в реальную языковую коммуникацию, смоделировать процесс вхождения в культуру.

       Сложность организации учебно-воспитательного процесса обучения иностранному языку в школе состоит также в том, что овладение иностранным языком происходит вне языковой среды при ограниченном количестве часов, когда на одного ученика приходится в среднем одна – две минуты говорения за урок. В основном, на уроке задача развития у учащихся речевых навыков и умений решается посредством выполнения большого количества языковых и речевых упражнений. Отсутствие  у ученика мотивации, основанной на естественной потребности к общению на иностранном языке, а также отсутствие возможности использовать иноязычный речевой опыт в реальной жизни   ограничивает  достижение существенных результатов в обучении иностранному языку.

       В этой связи внеурочная деятельность по иностранному языку приобретает особую актуальность в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов образования школьников. Именно во внеурочной деятельности становится возможным создание уникальной ситуации естественной языковой среды, способствующей не только освоению иностранного языка, но также возрастанию культурообразующей функции образования. В этом и является актуальность выбранной  темы

Особенности организации внеурочной деятельности по английскому языку

  1. Направления внеурочной деятельности

В документах ФГОС подчеркивается, что внеурочная деятельность  - это  не  механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное при этом – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования. Поэтому важно помнить, что внеурочная деятельность не должна сводиться к набору формальных мероприятий, что усиливает объективно существующую в современной культуре тенденцию к изоляции детской субкультуры не только от взрослых, но и от старшего поколения детей и молодёжи.

Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

Так, например, внеурочная деятельность по иностранному языку может быть организована по разным направлениям.

- Научно-познавательная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, научного общества учащихся, интеллектуальных клубов, читательских студий, клубов юных музееведов, олимпиад, викторин и т. д. Содержание деятельности может охватывать аспекты страноведения и краеведения, литературы изучаемого языка, искусства ведения дебатов и дискуссий.

- Художественно-эстетическое направление внеурочной деятельности может быть представлено работой школьных лингвистических театров, проведением выставок декоративно-прикладного  и художественного искусства на иностранном языке, функционированием клубов песни (на иностранном языке)

- Общественно полезная и проектная деятельность по иностранному языку может быть организована в форме лингвистических лагерей во время каникул с привлечением носителей языка – волонтеров из зарубежных стран, где в совместных добровольческих акциях возможна реализация социально значимых проектов.

Внеурочная деятельность по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания иностранного языка, но  и  развитию творческой активности обучаемых, их эстетического вкуса и,как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны. Важным моментом внеурочной деятельности, повышающим мотивацию и интерес к изучению иностранного языка, является создание ситуации успеха, где ребенок имеет возможность испытать радость, почувствовать веру в себя.

Внеурочная деятельность по иностранному языку способствует достижению личностных (готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок; способность ставить цели; способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме) и метапредметных (умение самостоятельно определять цели, развивать мотивы и интересы своей учебной и познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности; умение организовывать сотрудничество с учителем и сверстниками; формирование и развитие компетентности в области ИКТ) результатов, требования к которым прописаны в образовательном стандарте второго поколения.

Значение внеурочной деятельности при обучении иностранному языку трудно переоценить, так как внеклассные мероприятия помогают обучающимся усвоить учебный материал и овладеть  с помощью доступных и интересных методов. Осуществление внеурочной деятельности по иностранному языку направлено на решение следующих задач и развитие универсальных учебных действий:

- усовершенствование навыков и умений, приобретенных на уроках иностранного языка(ведет к достижению предметных результатов);

- развитие коммуникативных УУД ведет к достижению предметных, метапредметных и личностных результатов;

- развитие памяти, мышления, воображения, внимания (метапредметные результаты);

- развитие их творческих способностей,самостоятельности,эстетических

вкусов (метапредметные результаты);

- повышение интереса к истории и культуре страны изучаемого языка, приобретение страноведческих знаний (предметные и личностные результаты);

- воспитание любви к своему краю, родине, культуре и уважения к другим людям, представителям других культур (личностные результаты).

Следует отметить, что хотя цели и задачи урочной и внеурочной деятельности по иностранному языку совпадают, в их содержании,организации   и   формах наблюдаются существенные различия.

1. Добровольный характер участия учащихся во внеурочной деятельности в отличие от обязательности урочной.Учащиеся решают для себя вопрос об участии в тех или иных видах внеклассной работы исходя, прежде всего из своих интересов, желания узнать что-тоновое,заняться языком дополнительно с какими-то определенными целями. Этот ведущий принцип организации внеурочной деятельности по иностранному языку обязывает учителя своевременно обнаружить заинтересованность учеников внеклассной работой и языком, вовлечь их в интересующую их деятельность во внеурочное время и тем самым пробудить в них интерес к ней. Этот принцип определяет содержание и форму внеклассной работы — она должна постоянно поддерживать,углублять и развивать интерес к иностранному языку.

2.Внеурочный характер занятий, который выражается,во-первых,вотсутствии строго урочной регламентации, касающейся времени,места,формы их проведения.Местом проведения работы может быть парк,зал музея, школьный сад и т. д. Во-вторых, в отсутствии строгого учета знаний,навыков и умений,оценок в баллах.Проверка результатов   внеклассной   работы осуществляется в  форме отчетов,концертов,сборов,    выпуска стенгазет на иностранном языке и т. д.

3. Большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении внеурочных поручений. В отличие от учебной работы, где помощь учителя играет ведущую роль,во внеклассной работе учащиеся проявляют больше самостоятельности, изобретательности, творчества, как в выполнении, так и в организации внеурочных мероприятий, в выборе форм работы,   отвечающих интересам учащихся начальной школы, их склонностям.

2. Принципы организации внеурочной деятельности

Принципы   добровольности   и   массовости,   принцип   учета   и   развития индивидуальных особенностей и интересов учеников, принцип связи внеклассной работы с уроками.

Принцип добровольности состоит  в том, что ученики включаются   во внеурочную деятельность по собственному желанию.

Принцип массовости предусматривает   активное   участие   во внеклассных мероприятиях наибольшего количества учеников с разным уровнем подготовки по предмету.

Принцип учета и развития индивидуальных особенностей и интересов обучающихся предусматривает учет в контексте деятельности учеников их собственного опыта,интересов,желаний,наклонностей,мировоззрения, эмоционально-чувственной сферы и статуса личности в коллективе.

Принцип связи внеурочной деятельности с уроками, прежде всего,состоит в том, чтобы обеспечить единство практических, развивающих и   воспитательных   целей внеклассных занятий и мероприятий и уроков. Он также предусматривает связь учебных материалов,которые используются во внеклассной работе, с материалом действующих УМК по иностранному языку.

Все вышеназванные принципы дополняют друг друга и   в   комплексе обеспечивают целенаправленное, последовательное, систематическое и вместе с тем разностороннее влияние на развитие личности.

3. Формы внеурочной деятельности

В методической литературе и в практике школы традиционно различаю три формы внеурочной деятельности: индивидуальная, групповая и массовая.

В основу такого деления возложен признак количественного охвата участников.

Индивидуальная внеурочная работа проводится с отдельными учениками, которые готовят сообщение или доклад о стране,язык которой изучается,о значительных датах и событиях, выдающихся людях, разучивают стихи,песни, отрывки из литературных произведений на иностранном языке, изготовляют наглядные пособия,   оформляют   стенгазеты,   альбомы,   стенды   и   т.п. Индивидуальная работа может проводиться постоянно или эпизодически.

Групповая форма внеурочной деятельности имеет четкую организационную структуру и относительно постоянный состав участников,объединенных общими интересами. К этой форме принадлежат разнообразные кружки:разговорные, вокальные, драматические, переводчиков, филателистов, внеклассного чтения и т.п. Некоторые методисты рекомендуют организовывать для учеников всех классов разговорные и хоровые кружки. Положительно комбинированные кружки,где объединяются разные виды деятельности, например, разучивание песен и подготовка инсценировок, внеклассное чтение и просмотр диафильмов с дальнейшим обсуждением просмотренного.Занятия в кружках, как правило, проводятся регулярно.

Массовые формы внеурочной деятельности не имеют четкой организационной структуры. К ним относят такие мероприятия, как вечера, фестивали, конкурсы,карнавалы,тематические вечера   ит.п. Эти мероприятия проводятся эпизодически.

По содержанию можно выделить такие формы внеурочной деятельности по иностранному языку в начальной школе:

1) соревновательные (конкурс,   игра,   олимпиада, викторина и др.);

2) средства массовой информации (стенгазета,объявление, бюллетень, устный журнал, дайджест, выставка-викторина и др.);

3) культурно-массовые (праздник,   посвященный традициям родной страны или страны, язык которойизучается;праздник, посвященный знаменательной дате:Christmas, the 23d ofFebruary, Mother’sDay, etc.; тематические внеклассные мероприятия: A HappyFamily, MyHome, A FunnyZoo, etc.).

Заключение

Подводя итоги, можно сказать: - что внеурочную деятельность по иностранному языку можно определить как систему неоднородных по смыслу, назначению и методике проведения просветительно-воспитательных мероприятий, которые выходят за пределы обязательных учебных программ;

- внеурочная деятельность обучаемых играет важную роль и проводится в соответствии со спецификой предмета. Она решает две главные задачи: во-первых,способствует развитию иноязычной коммуникативной компетенции, повышению интереса,углублению знаний, совершенствование навыков и умений по данному предмету; во-вторых,помогает организовать свободное время учащихся с целью их общего развития, нравственного и эстетического воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Статья написана в помощь учителям "Технологии" для огранизации и проведения внеклассной работы с учащимися 5-7 классов....

Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО

Предлагаем теоретический материал "Организация внеурочной деятельности"...

Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Как ведется внеурочная деятельность в нашей школе. Что для этого предпринимается....

Организация внеурочной деятельности в условия реализации ФГОС основного общего образованиях

Выступление на методическом объединении учителей биологии и химии. Внеурочная деятельность в рамках дисциплин естественно-научного цикла....

Организация внеурочной деятельности обучающихся по реализации ФГОС ООО

Доклад "Организация внеурочной деятельности обучающихся по реализации ФГОС ООО"...

Доклад на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы" на тему: "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ", 2016 год.

Данный материал содержит выступление на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы" (2016 год)....

Проектная деятельность как способ реализации системно-деятельностного подхода на уроках английского языка

Урок  с использованием проектной технологии развивает умение добывать и применять знания, расширяет кругозор, обогащает ученика творческим и практическим опытом. Проектная деятельность формирует ...