Социальное самоопределение воспитанников школы-интерната
статья на тему

Социальное самоопределение воспитанников  школы-интерната

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Хакасия  «Аскизская   школа-интернат»

        

Доклад

«Социальное самоопределение воспитанников  школы-интерната»  

                                      Выполнила:  К.М.Чебодаева.,      

                                                                                                 социальный педагог

        

                 

2016 г.

            За последние годы в Российской Федерации произошли существенные изменения в образовательной политике, реализуемой в отношении лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Сущность современного периода функционирования системы специального образования в стране состоит в том, что он носит переходный характер. При этом очевидна обязательность построения такой системы специального образования, основополагающими характеристиками которой являлись бы:

- охват образованием всех без исключения детей с особыми образовательными потребностями, создание и реализация условий для получения общего и профессионального образования;

- специализированный образовательный стандарт, предполагающий вполне определенный уровень не только образовательных достижений ребенка, но и достижений в области жизненной компетенции;

- смещение смыслового центра специального образования в сторону личностного, социально- эмоционального развития, развития самосознания у воспитанников, сознательной регуляции поведения в социуме, а именно формирование таких качеств как профессиональная и социальная мобильность, профессиональная предприимчивость.

           Создание особых психолого-педагогических условий осуществления образовательного маршрута для детей с отклоняющимся развитием можно рассматривать как условие качества обучения и воспитания, обеспечивающее решение задач социальной адаптации и реабилитации воспитанников детских домов и школ-интернатов, так как в современных условиях возрастает значимость профессионального самоопределения воспитанников с нарушением интеллекта и актуализируется задача подготовки воспитанника, умеющего ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, способного принимать решения, обладающего развитым чувством ответственности за личностное самоопределение и самореализацию.

       Социальная адаптация ребенка – это процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а так же процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы. Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию.

       Социальная адаптация детей-сирот, является одним из основных компонентов социальной защиты и показателем социальной защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Процесс социальной адаптации происходит через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков.

      Процесс социальной адаптации состоит из нескольких этапов:

Первый этап - подготовительный. Он протекает до момента включения воспитанника в социальную группу и связан с определением его статуса, проведением социальной диагностики, предполагающей ознакомление с его личностными особенностями.

Второй этап - включение в социальную группу, предполагающее помощь новому воспитаннику в адаптации к реальным условиям учреждения.

Третий этап - усвоение социально полезных ролей через участие в социальной деятельности, приобретение нового социального опыта, знаний, умений и навыков.

Четвертый этап - устойчивая социально - психологическая адаптированность, характеризующаяся способностью разрешить любую проблемную ситуацию, возникающую в естественных условиях социальной среды.

       Антонимом социальной адаптации является понятие социальная дезадаптация - это неприспособленность индивида к социальной жизни в обществе. Социальная дезадаптация проявляется в асоциальных формах поведения. У подростков социальная дезадаптация выражена в бродяжничестве, аморальном поведении, правонарушениях и преступлениях, алкоголизме и наркомании, а в конечном итоге - в неумение найти своё место в жизни, невозможности получить образование и профессию, создать семью. Причины дезадаптации несовершеннолетних, имеющих стойкое нарушение познавательной деятельности, объясняются, прежде всего, особенностями их психофизического развития: недоразвитием мыслительных процессов, неспособностью критического осмысливания своих поступков, преобладанием физиологических потребностей над нравственными. Все эти недостатки усугубляются внешними факторами воздействия: неспособностью противостоять лицам сомнительного поведения с сохранным интеллектом, конкретным восприятием и пониманием безнравственных сюжетов средств массовой информации, отсутствием современной общественно-значимой детской организации.

      Школа-интернат для воспитанников - временное место пребывания, после окончания обучения ребята выпускаются в самостоятельную жизнь. От того, насколько сумеет школа-интернат подготовить выпускников к этой самостоятельной жизни, и будет зависеть успешность их дальнейшего жизненного пути.

       Конвенция «ООН» о правах ребенка декларирует, что «ребёнок, который временно или постоянно лишён своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством».

       В соответствие с международным актом и российским законодательством определён ряд форм устройства детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Получили распространение следующие формы: усыновление, опека и попечительство, приёмная семья, патронатная семья, учреждения для детей-сирот.       Вне семьи у ребенка формируются специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у обычного ребенка, - они просто другие. Предположительными причинами иного пути формирования самосознания в таких условиях воспитания считаются:

  • частая сменяемость взрослых в учреждении, которая разрывает непрерывность отношений и опыта ребенка,
  • педагогическая позиция взрослого, при которой ребенок является объектом ухода, воспитания и обучения в отличие от «событийной» позиции взрослого в семье;
  • групповой подход к детям и отсутствие эмоционального контакта с взрослыми, что влечет за собой недифференцированность и неосознанность ребенком своего «Я»;
  •  жесткая регламентация всех действий ребенка в учреждении, не оставляющая возможности выбора и ответственности.

       У воспитанников школы-интерната масса проблем, так как в государственном учреждении у них нет чувства постоянного дома. Некоторым детям приходилось менять множество населенных пунктов, включая место рождения и обучения, два-три детских учреждений.  Домашние связи у сирот разрушаются несколько раз:

1) собственно домашние связи и разлучение с родственниками;

2) домашние связи, когда ребенок начинает считать детское учреждение - домом, а воспитателей и детей - родственниками. Подобные переезды оставляют психологическую травму на всю жизнь.

        Основным критерием эффективности работы по социальной адаптации воспитанников является высокий уровень их адаптированности к самостоятельной жизни в обществе после выпуска из школы-интерната. В качестве основных показателей адаптированности можно отметить:

- насколько успешно воспитанник сумел дальше продолжить свое образование, получить профессиональную подготовку;

- насколько успешно воспитанник сумел устроиться на работу;

- насколько успешно он сумел создать свою семью, воспитать своих детей;

- развитие социальной активности, самостоятельности, ответственности;

- отсутствие девиантного поведения.

      В личностной сфере показателем успешности адаптации является то, насколько выпускник умеет строить свою жизненную перспективу, ставить и успешно решать задачи на этом пути, производить сознательный выбор и брать на себя ответственность за этот выбор.

      Для ребёнка, который воспитывается вне семьи, формируются ложные представления о своей социальной роли. В условиях воспитания в школе-интернате трудности удваиваются. Это происходит потому, что сама организация жизнеспособности детей в школе-интернате устроена таким образом, что у ребёнка формируется только одна ролевая позиция - позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль удерживает ребёнка в инфантильной иждивенческой позиции и блокирует проявление потенциальных возможностей.  У детей нет собственного личного пространства, где ребёнок мог бы уединиться. В редких случаях личным пространством может считаться стены над кроватью, которую ребёнок может украсить по собственному усмотрению, и тумбочка с личными вещами, порядок и содержимое которой контролируется воспитателем. Жизнь в школе-интернате задаёт вынужденную публичность проживания. В школе-интернате жестко регламентирован режим проживания (когда вставать, принимать пищу, играть, учиться, гулять, спать), не позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребёнка.

      Социализация - это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. Социальная адаптация является одной из важнейшей сторон процесса социализации.  

      Задолго до выхода из школы-интерната выпускники должны знать об ответственном и бережном отношении к документам, о наличии профессий, о способах приспособления к различным социальным группам, проблемах, которые их ждут в социуме. У каждого из них должен быть «пакет необходимых документов». Они должны быть сориентированы о том, в какие учреждения им необходимо обращаться в каждом отдельном случае. Этим и занимаемся мы, социальные педагоги.

         Переход к новым социально-экономическим отношениям вызывает изменение роли человека в хозяйственной системе общества, пересмотр требований к нему как к профессиональному работнику. В частности, на первый план выходят такие качества профессионала, как ответственность, социально-профессиональная мобильность, способность принимать самостоятельные решения. В условиях жесткого рынка не все работники имеют постоянную оплачиваемую работу на протяжении всей трудовой жизни, тем более связанную с одной и той же профессией. В связи с этим каждому специалисту необходимо не только постоянно совершенствоваться в профессии, но и быть готовым к изменению профессиональной деятельности.

         Особую важность это имеет для воспитанников интернатных учреждений, а именно детей-сирот, которых отличает инфантилизм, отсутствие доверия к миру людей, искаженное формирование образа себя и значимых взаимоотношений, неумение планировать свою жизнь и управлять ею, низкая готовность к самостоятельному решению проблем, невысокий уровень самоорганизации, отсутствие мотивации к социальной реализации.

        Можно выделить ряд типичных моделей поведения выпускников в постинтернатный период: переход после окончания первого профессионального училища во второе (не для получения новой профессии, а для того чтобы находиться на полном государственном обеспечении); вместо устройства на работу - обращение на биржу труда, где выплаты по безработице выше возможного заработка.

      Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса, при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей учащихся к труду. Выделяют следующие этапы самоопределения учащихся:

Пропедевтический (начальная школа).

Поисково-зондирующий (5-7 классы).

Развитие проф.самосознания и уточнение социально-профессионального статуса (8-9 кл.).

У школьников начальных классов (1-4 классы)  с помощью активных средств профориентационной деятельности (деловые игры, группы по интересам, факультативы, общественно полезный труд, индивидуальные собеседования)  формируется добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установка на выбор профессии, развивать интерес к трудовой деятельности.  При использовании на занятиях коррекционно – развивающих программ профессиональной направленности формируется познавательная активность, словарь профессиональной терминологии.

У подростков (V—VII классы) важно формировать осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.

У школьников VIII—IX классов необходимо формировать представления о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Следует оказывать учащимся индивидуальную консультационную помощь в выборе профессии, а в случае необходимости определить стратегию действий по освоению запасного варианта. Необходимо сосредоточить внимание старшеклассников на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке и коррекции профессиональных планов; знакомить учащихся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избираемой профессии и саморазвития в ней.

        Практическая часть представлена профессиональными пробами, в процессе которых учащиеся получают опыт соответствующей профессиональной деятельности. К проведению профессиональных проб привлекаются инструкторы по труду, воспитатели, классные руководители, руководители кружков, учителя СБО, труда школьным участком и теплицей.

        Таким образом, профориентационная работа в социальной адаптации ребенка подразумевает многолетнюю поэтапную деятельность в содружестве всего педагогического коллектива, служб сопровождения, внешкольной и внеклассной работы.

        Одним из  вариантов решения  проблемы самоопределения, социализации и адаптации воспитанников – реализация на базе школы-интерната «Социальной гостиной», в которой дети получают опыт с проигрыванием ситуаций,  с которыми они могут столкнуться в будущем. Так, в текущем учебном году мы с ребятами проводили различные занятия: на открытии социальной гостиной презентовали блюда из картофеля, участвовали в викторине, на втором занятии рисовали открытки кофе, проводили чаепитие, обсуждали проблемы курения. Также  выезжали в г.Абакан, посещали «Сады мечты», трижды посещали кафе, на практике учились знакомиться с меню, выбирать блюда из расчета 100-130 рублей. Посетили районный музей, районный Дом Культуры, где с нами провели мастер-класс по изготовлению открыток к 8 Марта.   Таким образом, процесс социализации будет эффективен, когда будут учтены все составляющие компоненты, помогающие выпускникам школ-интернатов адаптироваться в обществе с новыми социально-экономическими отношениями. Только учитывая особенности интересов и увлечений каждого воспитанника, уделяя большое внимание индивидуальной работе, не забывая особенности развития детей с ОВЗ, при этом всегда имея в виду трудности, с которыми встречаются дети – сироты при вхождении во взрослую жизнь можно получить эффективные результаты при проведении  работы по  социальной адаптации.

        Социальной службой систематически проводится работа по временной передаче детей в семьи граждан в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.05.2009г. №432, Положением о временной передаче воспитанников ГБОУ РХ «Аскизская специальная (коррекционная) школа-интернат» в семьи граждан. Больше всего родственники забирают детей на период летних и зимних каникул.

Мониторинг по временной передаче

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан

2012г.

2013г.

2014

Всего детей

Передано детей

%

Всего детей

Передано детей

%

Всего детей

Передано детей

%

Весенние каникулы

40

3

8%

26

5

14детей-май

19%

54%

23

9

8детей-май

39%

35%

Летние каникулы

38

17

45%

26

15

58%

Осенние каникулы

25

3

12%

23

7

30%

Зимние каникулы

25

10

40%

23

6

26%

      Временная передача детей способствует социализации, отдохнув в семье родственников, воспитанники на практике познают тонкости семейной жизни: учатся правильно распределять свое время, готовить еду, работать на приусадебном участке, наводить порядок в доме, стирать. Трудовое воспитание занимает основное место в комплексной коррекционной работе с воспитанниками  школы-интерната. Оно призвано подготовить учащихся к самостоятельной практической деятельности, без чего невозможно успешно социализировать выпускника школы в современной жизни. Кроме того, трудовая деятельность является частью физического воспитания, благоприятным фактором коррекции имеющихся психофизических недостатков, а труд детей на природе способствует закаливанию организма, повышает его работоспособность, содействует развитию таких двигательных качеств, как точность, ритмичность.  Побывав у родственников,  наши воспитанники гораздо больше ценят свои вещи, понимают, что все достается трудом.

          В нашей школе реализуется программа «Психологическая реабилитация и социальная адаптация  выпускников  школы-интерната, с дальнейшим сопровождением и интеграцией в общество». Программа рассчитана на 5 лет, с 2011г. по 2016г.

          Социальными педагогами постоянно поддерживается связь с училищами, к сожалению, наши выпускники не обладают  достаточно развитыми социальными навыками, испытывают серьезные проблемы с адаптацией в обществе, подвержены негативному влиянию. Они нуждаются в специальной помощи, которая  может быть оказана  усилиями  специалистов  различного  профиля (педагогов, психологов,  дефектологов, врачей, социальных педагогов) и при длительном  сопровождении. При проведении профориентационной работы стараемся нацеливать выпускников на обучение в 2 училищах, информируем их о том, что в училищах срок обучения – 10 месяцев, нацеливаем их на повышение  учебной мотивации, выстраиваем с ними свою жизненную линию. Разъясняем, что после окончания училища они могут обратиться в ЦЗН, встать на учет, там им помогут подыскать работу. Ежегодно с выпускными классами организуем экскурсии в ЦЗН Аскизского района, экскурсии в училища.  

         В связи с тем, что в жилищном законодательстве происходят постоянные изменения, больше стали проводить индивидуальных бесед по жилищным правам, знакомим с законами, разъясняем воспитанникам процедуру отслеживания льготной очереди, показываем им постановления по жилью, все справки, запросы. Также знакомим со всем личным делом. Отметки в сберкнижках некоторые воспитанники проверяют ежемесячно, при этом с каждым ребенком проводим беседы о неразглашении получаемых пенсий, алиментов, разъясняем о случаях мошенничества, каким образом можно этого избежать.

Все мероприятия по реализации программы проводятся.         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ценностное самоопределение обучающихся как отражение социального заказа

Данный проект был аппробирован в качестве региональной опытно-экспериментальной площадки.Получил положительные отклики....

«Проблемы профессионального самоопределения подростков, пути их решения через взаимодействие семьи и социальных партнеров».

Актуальность проблем профессионального самоопределения весьма значительна и очевидна, и констатируют, что семья- это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельност...

«Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой трудовой деятельности и более успешной социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья»

Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники коррекционных школ-интернатов VIII вида  недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неп...

Посная Г.В. Профессиональное самоопределение как фактор социальной адаптации выпускников детских домов.

Посная Г.В. Профессиональное самоопределение как фактор социальной адаптации выпускников детских домов. Социальное воспитание детей, подростков, молодежи: проблемы формирования социального интеллекта ...

Модель взаимодействия с социальными партнерами города как основа профессионального самоопределения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Статья "Модель взаимодействия с социальными партнерами города как основа  профессионального самоопределения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Проблема профессионального самоопределения личности в психолого-педагогических исследованиях Профессиональная ориентация как часть социального самоопределения личности

Особенность современных общественных устройств, цивилизаций состоит в том, что каждый без исключения человек, все люди непременно проходят через школу. А школа по замыслу – это место интенсивного и це...

Формирование личной жизненной концепции как основы социального самоопределения неслышащих обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Одной из основ процесса социального самоопределения неслышащих обучающихся является формирование личной жизненной концепции. Для формирования личной жизненной концепции реализуется модель социального ...