Социальное самоопределение воспитанников школы-интерната
статья на тему

Социальное самоопределение воспитанников  школы-интерната

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Хакасия  «Аскизская   школа-интернат»

        

Доклад

«Социальное самоопределение воспитанников  школы-интерната»  

                                      Выполнила:  К.М.Чебодаева.,      

                                                                                                 социальный педагог

        

                 

2016 г.

            За последние годы в Российской Федерации произошли существенные изменения в образовательной политике, реализуемой в отношении лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Сущность современного периода функционирования системы специального образования в стране состоит в том, что он носит переходный характер. При этом очевидна обязательность построения такой системы специального образования, основополагающими характеристиками которой являлись бы:

- охват образованием всех без исключения детей с особыми образовательными потребностями, создание и реализация условий для получения общего и профессионального образования;

- специализированный образовательный стандарт, предполагающий вполне определенный уровень не только образовательных достижений ребенка, но и достижений в области жизненной компетенции;

- смещение смыслового центра специального образования в сторону личностного, социально- эмоционального развития, развития самосознания у воспитанников, сознательной регуляции поведения в социуме, а именно формирование таких качеств как профессиональная и социальная мобильность, профессиональная предприимчивость.

           Создание особых психолого-педагогических условий осуществления образовательного маршрута для детей с отклоняющимся развитием можно рассматривать как условие качества обучения и воспитания, обеспечивающее решение задач социальной адаптации и реабилитации воспитанников детских домов и школ-интернатов, так как в современных условиях возрастает значимость профессионального самоопределения воспитанников с нарушением интеллекта и актуализируется задача подготовки воспитанника, умеющего ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, способного принимать решения, обладающего развитым чувством ответственности за личностное самоопределение и самореализацию.

       Социальная адаптация ребенка – это процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а так же процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы. Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию.

       Социальная адаптация детей-сирот, является одним из основных компонентов социальной защиты и показателем социальной защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Процесс социальной адаптации происходит через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков.

      Процесс социальной адаптации состоит из нескольких этапов:

Первый этап - подготовительный. Он протекает до момента включения воспитанника в социальную группу и связан с определением его статуса, проведением социальной диагностики, предполагающей ознакомление с его личностными особенностями.

Второй этап - включение в социальную группу, предполагающее помощь новому воспитаннику в адаптации к реальным условиям учреждения.

Третий этап - усвоение социально полезных ролей через участие в социальной деятельности, приобретение нового социального опыта, знаний, умений и навыков.

Четвертый этап - устойчивая социально - психологическая адаптированность, характеризующаяся способностью разрешить любую проблемную ситуацию, возникающую в естественных условиях социальной среды.

       Антонимом социальной адаптации является понятие социальная дезадаптация - это неприспособленность индивида к социальной жизни в обществе. Социальная дезадаптация проявляется в асоциальных формах поведения. У подростков социальная дезадаптация выражена в бродяжничестве, аморальном поведении, правонарушениях и преступлениях, алкоголизме и наркомании, а в конечном итоге - в неумение найти своё место в жизни, невозможности получить образование и профессию, создать семью. Причины дезадаптации несовершеннолетних, имеющих стойкое нарушение познавательной деятельности, объясняются, прежде всего, особенностями их психофизического развития: недоразвитием мыслительных процессов, неспособностью критического осмысливания своих поступков, преобладанием физиологических потребностей над нравственными. Все эти недостатки усугубляются внешними факторами воздействия: неспособностью противостоять лицам сомнительного поведения с сохранным интеллектом, конкретным восприятием и пониманием безнравственных сюжетов средств массовой информации, отсутствием современной общественно-значимой детской организации.

      Школа-интернат для воспитанников - временное место пребывания, после окончания обучения ребята выпускаются в самостоятельную жизнь. От того, насколько сумеет школа-интернат подготовить выпускников к этой самостоятельной жизни, и будет зависеть успешность их дальнейшего жизненного пути.

       Конвенция «ООН» о правах ребенка декларирует, что «ребёнок, который временно или постоянно лишён своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством».

       В соответствие с международным актом и российским законодательством определён ряд форм устройства детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Получили распространение следующие формы: усыновление, опека и попечительство, приёмная семья, патронатная семья, учреждения для детей-сирот.       Вне семьи у ребенка формируются специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у обычного ребенка, - они просто другие. Предположительными причинами иного пути формирования самосознания в таких условиях воспитания считаются:

  • частая сменяемость взрослых в учреждении, которая разрывает непрерывность отношений и опыта ребенка,
  • педагогическая позиция взрослого, при которой ребенок является объектом ухода, воспитания и обучения в отличие от «событийной» позиции взрослого в семье;
  • групповой подход к детям и отсутствие эмоционального контакта с взрослыми, что влечет за собой недифференцированность и неосознанность ребенком своего «Я»;
  •  жесткая регламентация всех действий ребенка в учреждении, не оставляющая возможности выбора и ответственности.

       У воспитанников школы-интерната масса проблем, так как в государственном учреждении у них нет чувства постоянного дома. Некоторым детям приходилось менять множество населенных пунктов, включая место рождения и обучения, два-три детских учреждений.  Домашние связи у сирот разрушаются несколько раз:

1) собственно домашние связи и разлучение с родственниками;

2) домашние связи, когда ребенок начинает считать детское учреждение - домом, а воспитателей и детей - родственниками. Подобные переезды оставляют психологическую травму на всю жизнь.

        Основным критерием эффективности работы по социальной адаптации воспитанников является высокий уровень их адаптированности к самостоятельной жизни в обществе после выпуска из школы-интерната. В качестве основных показателей адаптированности можно отметить:

- насколько успешно воспитанник сумел дальше продолжить свое образование, получить профессиональную подготовку;

- насколько успешно воспитанник сумел устроиться на работу;

- насколько успешно он сумел создать свою семью, воспитать своих детей;

- развитие социальной активности, самостоятельности, ответственности;

- отсутствие девиантного поведения.

      В личностной сфере показателем успешности адаптации является то, насколько выпускник умеет строить свою жизненную перспективу, ставить и успешно решать задачи на этом пути, производить сознательный выбор и брать на себя ответственность за этот выбор.

      Для ребёнка, который воспитывается вне семьи, формируются ложные представления о своей социальной роли. В условиях воспитания в школе-интернате трудности удваиваются. Это происходит потому, что сама организация жизнеспособности детей в школе-интернате устроена таким образом, что у ребёнка формируется только одна ролевая позиция - позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль удерживает ребёнка в инфантильной иждивенческой позиции и блокирует проявление потенциальных возможностей.  У детей нет собственного личного пространства, где ребёнок мог бы уединиться. В редких случаях личным пространством может считаться стены над кроватью, которую ребёнок может украсить по собственному усмотрению, и тумбочка с личными вещами, порядок и содержимое которой контролируется воспитателем. Жизнь в школе-интернате задаёт вынужденную публичность проживания. В школе-интернате жестко регламентирован режим проживания (когда вставать, принимать пищу, играть, учиться, гулять, спать), не позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребёнка.

      Социализация - это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. Социальная адаптация является одной из важнейшей сторон процесса социализации.  

      Задолго до выхода из школы-интерната выпускники должны знать об ответственном и бережном отношении к документам, о наличии профессий, о способах приспособления к различным социальным группам, проблемах, которые их ждут в социуме. У каждого из них должен быть «пакет необходимых документов». Они должны быть сориентированы о том, в какие учреждения им необходимо обращаться в каждом отдельном случае. Этим и занимаемся мы, социальные педагоги.

         Переход к новым социально-экономическим отношениям вызывает изменение роли человека в хозяйственной системе общества, пересмотр требований к нему как к профессиональному работнику. В частности, на первый план выходят такие качества профессионала, как ответственность, социально-профессиональная мобильность, способность принимать самостоятельные решения. В условиях жесткого рынка не все работники имеют постоянную оплачиваемую работу на протяжении всей трудовой жизни, тем более связанную с одной и той же профессией. В связи с этим каждому специалисту необходимо не только постоянно совершенствоваться в профессии, но и быть готовым к изменению профессиональной деятельности.

         Особую важность это имеет для воспитанников интернатных учреждений, а именно детей-сирот, которых отличает инфантилизм, отсутствие доверия к миру людей, искаженное формирование образа себя и значимых взаимоотношений, неумение планировать свою жизнь и управлять ею, низкая готовность к самостоятельному решению проблем, невысокий уровень самоорганизации, отсутствие мотивации к социальной реализации.

        Можно выделить ряд типичных моделей поведения выпускников в постинтернатный период: переход после окончания первого профессионального училища во второе (не для получения новой профессии, а для того чтобы находиться на полном государственном обеспечении); вместо устройства на работу - обращение на биржу труда, где выплаты по безработице выше возможного заработка.

      Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса, при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей учащихся к труду. Выделяют следующие этапы самоопределения учащихся:

Пропедевтический (начальная школа).

Поисково-зондирующий (5-7 классы).

Развитие проф.самосознания и уточнение социально-профессионального статуса (8-9 кл.).

У школьников начальных классов (1-4 классы)  с помощью активных средств профориентационной деятельности (деловые игры, группы по интересам, факультативы, общественно полезный труд, индивидуальные собеседования)  формируется добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установка на выбор профессии, развивать интерес к трудовой деятельности.  При использовании на занятиях коррекционно – развивающих программ профессиональной направленности формируется познавательная активность, словарь профессиональной терминологии.

У подростков (V—VII классы) важно формировать осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.

У школьников VIII—IX классов необходимо формировать представления о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Следует оказывать учащимся индивидуальную консультационную помощь в выборе профессии, а в случае необходимости определить стратегию действий по освоению запасного варианта. Необходимо сосредоточить внимание старшеклассников на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке и коррекции профессиональных планов; знакомить учащихся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избираемой профессии и саморазвития в ней.

        Практическая часть представлена профессиональными пробами, в процессе которых учащиеся получают опыт соответствующей профессиональной деятельности. К проведению профессиональных проб привлекаются инструкторы по труду, воспитатели, классные руководители, руководители кружков, учителя СБО, труда школьным участком и теплицей.

        Таким образом, профориентационная работа в социальной адаптации ребенка подразумевает многолетнюю поэтапную деятельность в содружестве всего педагогического коллектива, служб сопровождения, внешкольной и внеклассной работы.

        Одним из  вариантов решения  проблемы самоопределения, социализации и адаптации воспитанников – реализация на базе школы-интерната «Социальной гостиной», в которой дети получают опыт с проигрыванием ситуаций,  с которыми они могут столкнуться в будущем. Так, в текущем учебном году мы с ребятами проводили различные занятия: на открытии социальной гостиной презентовали блюда из картофеля, участвовали в викторине, на втором занятии рисовали открытки кофе, проводили чаепитие, обсуждали проблемы курения. Также  выезжали в г.Абакан, посещали «Сады мечты», трижды посещали кафе, на практике учились знакомиться с меню, выбирать блюда из расчета 100-130 рублей. Посетили районный музей, районный Дом Культуры, где с нами провели мастер-класс по изготовлению открыток к 8 Марта.   Таким образом, процесс социализации будет эффективен, когда будут учтены все составляющие компоненты, помогающие выпускникам школ-интернатов адаптироваться в обществе с новыми социально-экономическими отношениями. Только учитывая особенности интересов и увлечений каждого воспитанника, уделяя большое внимание индивидуальной работе, не забывая особенности развития детей с ОВЗ, при этом всегда имея в виду трудности, с которыми встречаются дети – сироты при вхождении во взрослую жизнь можно получить эффективные результаты при проведении  работы по  социальной адаптации.

        Социальной службой систематически проводится работа по временной передаче детей в семьи граждан в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.05.2009г. №432, Положением о временной передаче воспитанников ГБОУ РХ «Аскизская специальная (коррекционная) школа-интернат» в семьи граждан. Больше всего родственники забирают детей на период летних и зимних каникул.

Мониторинг по временной передаче

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан

2012г.

2013г.

2014

Всего детей

Передано детей

%

Всего детей

Передано детей

%

Всего детей

Передано детей

%

Весенние каникулы

40

3

8%

26

5

14детей-май

19%

54%

23

9

8детей-май

39%

35%

Летние каникулы

38

17

45%

26

15

58%

Осенние каникулы

25

3

12%

23

7

30%

Зимние каникулы

25

10

40%

23

6

26%

      Временная передача детей способствует социализации, отдохнув в семье родственников, воспитанники на практике познают тонкости семейной жизни: учатся правильно распределять свое время, готовить еду, работать на приусадебном участке, наводить порядок в доме, стирать. Трудовое воспитание занимает основное место в комплексной коррекционной работе с воспитанниками  школы-интерната. Оно призвано подготовить учащихся к самостоятельной практической деятельности, без чего невозможно успешно социализировать выпускника школы в современной жизни. Кроме того, трудовая деятельность является частью физического воспитания, благоприятным фактором коррекции имеющихся психофизических недостатков, а труд детей на природе способствует закаливанию организма, повышает его работоспособность, содействует развитию таких двигательных качеств, как точность, ритмичность.  Побывав у родственников,  наши воспитанники гораздо больше ценят свои вещи, понимают, что все достается трудом.

          В нашей школе реализуется программа «Психологическая реабилитация и социальная адаптация  выпускников  школы-интерната, с дальнейшим сопровождением и интеграцией в общество». Программа рассчитана на 5 лет, с 2011г. по 2016г.

          Социальными педагогами постоянно поддерживается связь с училищами, к сожалению, наши выпускники не обладают  достаточно развитыми социальными навыками, испытывают серьезные проблемы с адаптацией в обществе, подвержены негативному влиянию. Они нуждаются в специальной помощи, которая  может быть оказана  усилиями  специалистов  различного  профиля (педагогов, психологов,  дефектологов, врачей, социальных педагогов) и при длительном  сопровождении. При проведении профориентационной работы стараемся нацеливать выпускников на обучение в 2 училищах, информируем их о том, что в училищах срок обучения – 10 месяцев, нацеливаем их на повышение  учебной мотивации, выстраиваем с ними свою жизненную линию. Разъясняем, что после окончания училища они могут обратиться в ЦЗН, встать на учет, там им помогут подыскать работу. Ежегодно с выпускными классами организуем экскурсии в ЦЗН Аскизского района, экскурсии в училища.  

         В связи с тем, что в жилищном законодательстве происходят постоянные изменения, больше стали проводить индивидуальных бесед по жилищным правам, знакомим с законами, разъясняем воспитанникам процедуру отслеживания льготной очереди, показываем им постановления по жилью, все справки, запросы. Также знакомим со всем личным делом. Отметки в сберкнижках некоторые воспитанники проверяют ежемесячно, при этом с каждым ребенком проводим беседы о неразглашении получаемых пенсий, алиментов, разъясняем о случаях мошенничества, каким образом можно этого избежать.

Все мероприятия по реализации программы проводятся.         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ценностное самоопределение обучающихся как отражение социального заказа

Данный проект был аппробирован в качестве региональной опытно-экспериментальной площадки.Получил положительные отклики....

«Проблемы профессионального самоопределения подростков, пути их решения через взаимодействие семьи и социальных партнеров».

Актуальность проблем профессионального самоопределения весьма значительна и очевидна, и констатируют, что семья- это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельност...

«Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой трудовой деятельности и более успешной социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья»

Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники коррекционных школ-интернатов VIII вида  недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неп...

Посная Г.В. Профессиональное самоопределение как фактор социальной адаптации выпускников детских домов. Материалы научно-практической конференции.Соц. воспитание детей, подростков ,молодежи

Посная Г.В. Профессиональное самоопределение как фактор социальной адаптации выпускников детских домов. Социальное воспитание детей, подростков, молодежи: проблемы формирования социального интеллекта ...

Модель взаимодействия с социальными партнерами города как основа профессионального самоопределения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Статья "Модель взаимодействия с социальными партнерами города как основа  профессионального самоопределения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Проблема профессионального самоопределения личности в психолого-педагогических исследованиях Профессиональная ориентация как часть социального самоопределения личности

Особенность современных общественных устройств, цивилизаций состоит в том, что каждый без исключения человек, все люди непременно проходят через школу. А школа по замыслу – это место интенсивного и це...

Формирование личной жизненной концепции как основы социального самоопределения неслышащих обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Одной из основ процесса социального самоопределения неслышащих обучающихся является формирование личной жизненной концепции. Для формирования личной жизненной концепции реализуется модель социального ...