Ценностное самоопределение обучающихся как отражение социального заказа
статья по теме
Данный проект был аппробирован в качестве региональной опытно-экспериментальной площадки.Получил положительные отклики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cennostnoe_samoopredelenie_uchashchihsya_kak_otrazhenie_socialnogo_zakaza_shkole.doc | 144 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ЧЕРЛАКСКИЙ КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МОУ «ЧЕРЛАКСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
Ценностное самоопределение учащихся как отражение социального заказа школе
ЧЕРЛАК 2008
Введение
Актуальность темы. Логика развития современного образования ориентирована на понимание его как основы для формирования интеллектуального капитала нации, ценностных ориентаций и базовой культуры, на основе которой осуществляется становление личности в соответствии с принятыми ценностями современного общества. Отсюда особое значение имеет выявление педагогических механизмов, оказывающих продуктивное влияние на ценностное самоопределение школьников в образовательном процессе.
Известно, что ценностное самоопределение формируется на основе ценностных ориентаций личности. При этом сами ценностные ориентации определяют духовный стержень человека, выражают его отношение к миру и к самому себе, оказывают влияние на направленность и содержание духовной активности, наполняют жизнь смыслом, представляют основной канал усвоения человеком духовной культуры общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы поведения, являются системообразующим элементом мировоззрения.
В педагогической литературе представлены исследования наиболее значимых ценностей, являющихся ведущими в ценностном самоопределении учащихся. Это ценности жизни и здоровья, счастья, любви, хорошей семьи (Р.Р. Вагапова, В.И. Петрова), ценности образованности, хорошей работы, высокого материального положения (Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова). ценности карьеры, успеха, престижа (Е.И. Головаха Г.В. Данилова). Кроме этого называются ценности креативности и индивидуальности, а также активных социальных контактов и социальной компетентности (А.И. Санникова, В.С. Собкин).
Специфика ценностного самоопределения заключается в осуществлении на основе потребностей и интересов избирательного отношения человека к условиям жизнедеятельности. Здесь ценности представлены как идеальные цели, к которым стремится человек, и которые дают возможность принять решение в ситуации выбора. Базовыми ценностями для ценностного самоопределения старших школьников, по мнению Н.Н. Лебедевой, являются потребность в труде и способность овладевать навыками, позволяющими осуществлять деятельность на творческих началах; умение ориентироваться в различных формах сознания, что выступает в виде основ научного и гражданского мировоззрения; потребность в общении и способность овладения способами его построения.
В этом смысле ценностное самоопределение выступает как конкретизация отношения к ценностям, воплощение их во вполне определенные мотивы поступков на основе представления о желаемом результате.
Социальный заказ общеобразовательной школе рассматривается как требование к конечному результату её деятельности. В этой связи естественным является направленность социального заказа на ценностное самоопределение обучающихся в образовательном процессе, поскольку в ценностном самоопределении заложены основные базовые интеллектуальные, нравственные, социальные и гражданские ориентиры личности.
Основным социальным заказчиком выступает государство, поскольку оно объективно заинтересовано в реализации общеобразовательной школой требований социокультурной ситуации общественного развития. Эти требования вполне отражаются в представленной таблице 1.
Табл. 1
Государственный заказ образованию на формирование
ценностных ориентаций молодежи
Формулировка государственного заказа образованию | Источник |
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, способные к сотрудничеству, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание. Государственный заказ направлен на обеспечение следующих приоритетов:
| Концепция модернизации Российского образования до 2010 г. Проект школьных стандартов |
Анализ представленной таблицы свидетельствует, что государство определяет основным заказом для образования формирование системы ценностей и идеалов гражданского общества.
При реализации государственного заказа образовательное учреждение ориентируется также на требования обучающихся, родителей, окружающего социума, местного самоуправления. В таблице 2 представлены выявленные нами на основе методики М.Рокича результаты исследования ценностных ориентаций родителей и обучающихся.
Ценностные ориентации родителей и обучающихся
Черлакской общеобразовательной школы № 2
Табл. 2
Ценностные ориентации | Родители | Обучающиеся |
Здоровье Любовь. Счастливая семейная жизнь Образованность Развитие. Умение учиться Уважение окружающих Уверенность в себе Материальное благосостояние. Достаток Наличие хороших и верных друзей Самоконтроль | 73% 60% 65% 36% 25% 15% 2% 25% 18% | 57% 61% 12% 12% 40% 57% 74% 4% - |
Анализ исследований проведенных в Черлакской общеобразовательной школе № 2 свидетельствует, что родители, как социальные заказчики общеобразовательной школе не достаточно четко представляют, каким может быть социальный их заказ в соответствии с государственным заказом.
Данные показывают, что для родителей наибольшую значимость имеют такие ценности, которыми должны владеть их дети, как здоровье, образованность, счастливая семейная жизнь. Обучающиеся, в свою очередь, ориентируются на другие ценности. Несовпадение мнений родителей и детей особенно ярко проявляется в ориентации на такие ценности как образованность, материальное благополучие, умение учиться, наличие хороших и верных друзей, самоконтроль и др.
Отсутствие единства между родителями и детьми в их понимании социальной значимости исследуемых ценностей отражает наличие проблемы, связанной с недостаточно четкой формулировкой требований к общеобразовательной школе со стороны родителей и слабой согласованностью в предъявлении к детям единых задач, решаемых семьей и школой. То есть, это свидетельство о недостаточно четком умении родителей формулировать социальный заказ общеобразовательной школе и использовать единство требований семьи и школы как педагогический механизм формирования социально значимых ценностей обучающихся.
Школа сегодня находится под воздействием различных обстоятельств, оказывающих как положительное, так и отрицательное влияние на ее возможности в формировании ценностного самоопределения обучающихся. Черлакская общеобразовательная школа № 2 испытывает эти влияния в силу обстоятельств, связанных с ее месторасположением. Черлакский район граничит с Казахстаном и лежит на пути, по которому переправляются не только народно-хозяйственные грузы и люди. Через автомобильные трассы, соединяющие район с сопредельным государством часто провозятся товары, востребованные асоциальными элементами: дешевые алкогольные напитки, наркотики, оружие. Только за последние 9 месяцев 2008 года на территории Черлакского муниципального района зарегистрировано 473 преступления, из них 28 совершено несовершеннолетними. Одной из негативных тенденций является рост распространения среди подростков и молодёжи употребления психоактивных веществ, что приводит к быстрому формированию физиологической зависимости от наркотических веществ и создаёт предпосылки криминализации молодёжной среды.
В школе, расположенной на северной окраине поселка, учатся достаточно большое число детей не самых обеспеченных родителей, а, следовательно, не всегда уделяющих должное внимание воспитательной работе в семье: из 558 родителей нашей школы 135 являются безработными, 210 обучающихся из семей с низким материальным уровнем, 8 семей официально являются неблагополучными. Невысок и образовательный уровень родителей: высшее образование имеют 77 родителей, 206 – среднее специальное, 65 – начальное профессиональное, 134 – среднее, 73 – неполное среднее. С сентября 2008 года в школе обучается 47 детей детского дома.
Уже только эти обстоятельства дают основания увидеть проблемы воспитательной работы школы и искать пути их решения. Вместе с тем, анализ общей социокультурной ситуации в поселке показывает, что кроме родителей существуют и другие социальные заказчики общеобразовательной школе: профессионально-образовательные учреждения, работодатели, спортивные организации и т.п. В отличие от государства (в распоряжении которого существуют специальные механизмы и процедуры формирования стандартов, лицензирования, аккредитации и т.д.) и муниципалитетов (являющихся учредителями большинства образовательных учреждений), не все заказчики имеют механизмы перевода своих запросов в требования или заказ. Формирование механизма превращения запросов субъектов внешней среды, представляющих человека и сообщества, в требования (заказ) образовательному учреждению, позволит школе содействовать ценностному самоопределению обучающихся более целенаправленно.
На основании изучения реальной ситуации, в которой находится общеобразовательное учреждение, особенностей становления и развития ценностного самоопределения обучающихся объективными можно считать наличие следующих противоречий:
- противоречие между государственным заказом образованию на создание условий ценностного самоопределения и недостаточным уровнем развития социально-экономических механизмов, оказывающих положительное воздействие на эффективность такого развития;
- противоречие между необходимостью учитывать предъявляемые требования к образовательному учреждению субъектами образовательного процесса и отсутствием условий их превращения в социальный заказ образовательному учреждению;
- противоречие между новыми требованиями, предъявляемыми к личности социокультурной ситуацией общественного развития и недостаточно разработанными педагогическими технологиями, обеспечивающими реализацию этих требований.
Эти противоречия определили проблему, которую необходимо решить в процессе опытно-экспериментальной работы: как реализовать в образовательном учреждении социальный заказ, ориентированный на ценностное самоопределение обучающихся.
Целью опытно-экспериментальной работы является разработка механизмов реализации социального заказа образовательному учреждению, направленного на ценностное самоопределение школьников.
Рабочая гипотеза: реализация социального заказа образовательного учреждения может обеспечить формирование и развитие ценностного самоопределения обучающихся, если:
- определены педагогические условия общеобразовательного процесса, направленные на развитие ценностных ориентаций обучающихся;
- создано социокультурное пространство образовательного учреждения, в котором социальные партнеры выступают как субъекты в реализации задач формирования ценностного самоопределения обучающихся;
- разработана нормативно-правовая база, определяющая содержание и особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса, направленная на развитие ценностей обучающихся;
- разработаны критерии и мониторинг процесса ценностного самоопределения обучающихся.
Задачи исследования:
- Проанализировать литературу по проблеме ОЭР и определить основные педагогические механизмы, способствующие формированию ценностного самоопределения обучающихся.
- Выявить педагогические условия образовательного процесса, способствующие реализации социального заказа в формировании ценностного самоопределения обучающихся.
- Разработать и реализовать программу деятельности с социальными партнерами ОУ, позволяющую реализовывать социальный заказ в формировании ценностного самоопределения обучающихся.
- Определить нормативно-правовую базу, обеспечивающую эффективное взаимодействие субъектов – социальных партнеров ОУ в формировании ценностного самоопределения обучающихся.
- Разработать систему мониторинга процесса ценностного самоопределения обучающихся.
Концепция
Ценностное самоопределение рассматривается как сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях, связанных с принятием социально значимых ценностей (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский). Содержанием ценностного самоопределения является сознательный, ответственный выбор и утверждение обучающимися своей позиции в разнообразных этических ситуациях.
В процессе ценностного самоопределения происходит конкретизация отношения школьников к ценностям, воплощение его в мотивы поступков на основе представления о желаемом результате (Д.М. Гришин, В.И. Петрова). Стратегия ценностного самоопределения школьников реализуется в тактике индивидуально-личностных маршрутов. Психолого-педагогический механизм ценностного самоопределения может быть представлен в виде модели, в которой имеет место два уровня.
I уровень
1.Осмысление сути ценности
Школьник «проживает» ценностные ситуации, на основе которых саморегулирует познавательные процессы
2.Освоение ценности
Восприятие, осмысление, хранение, переработка информации и преобразование в виде суждения
Субъективное осознание отношения человека к ценности
3.Формулирование гипотез
Выделение внутренней смысловой стороны ценности в виде умозаключения
4. Отсеивание гипотез
Выявление истинности гипотез через создание модели содержания ценности
Понимание ценности
5.Извлечение знания
в виде понятий
Овладение объективными значениями ценностей через знания о ценности, с помощью которой оценивается окружающая действительность
Формирование системы понятий, складывающихся в образ жизни
6.Оценки ценностей: позитивные, негативные
Овладение объективными значениями ценностей через знания о ценностях, с помощью которых оцениваются окружающие действия
Витагенный опыт
Механизм выбора и принятия решения
Ценностные ориентации
Раскрытие связи между отдельными элементами содержания ценностей
Первый уровень – это обретение обучающимися ценностных ориентаций в результате осмысления сути ценности, формулирования гипотезы на основе опыта деятельности, отсеивания ложных предположений и приобретения извлеченного в виде понятий знания, оценки.
Второй уровень – это досамоопределение обучающихся в результате сравнения собственных ценностей с ценностями других людей, деятельности на основе ценностных ориентаций, анализа последствий поступков, поведения (Н.Н. Лебедева).
II уровень:
Сформированность потребности и намерения школьников к практическим действиям на основе Ц.О.
Выработка навыков и привычек, развитие воли, мотивации к действию
7.Осуществление поступков и поведения на основе Ц.О.
Самоанализ, самооценка с целью выявления противоречий в понимании ценности объекта, согласования своего понимания с ценностями других, аргументация своего понимания
Принятие ценностей и утверждение их в образе жизни
8. Сравнение собственных ценностей с ценностями других
Прогнозирование результатов будущей деятельности
Умение проектировать поступки
9. Анализ последствий, поступков, поведения
Ценностное самоопределение
Двухуровневая модель ценностного самоопределения лежит в основе жизненного самоопределения, влияющего на личностное, социальное, профессиональное самоопределение и являющееся центральным феноменом в юношеском возрасте (И.С. Кон, А.В. Мудрик, В.Д. Шадриков). Именно этот период в жизни человека является периодом поиска смыслов жизни, формирования обобщенного самосознания, складывания стиля поведения в жизни.
Социальный заказ школе как требование к определенному качеству образовательного процесса, его результатам, отражающимся в приобретаемых личностью ценностях, позволяет создавать и регулировать образовательные, этические, психологические ситуации, оказывающие влияние на формирование социально значимых ценностей обучающихся. Отсюда особенно важно, чтобы в этом заказе, как системе требований, были согласованы позиции основных заказчиков – государства и родителей обучающихся.
Алгоритм реализации социального заказа образовательному учреждению в формировании ценностного самоопределения включает ряд последовательных этапов и действий:
Рис 3. Алгоритм реализации социального заказа
образовательному учреждению.
Диагностика предъявляемых субъект-субъектных требований к определяющей ценностную ориентацию деятельности образовательного учреждения
- теоретический анализ проблемы;
- разработка методов исследования;
- анкетирование;
- анализ состояния социального заказа.
I шаг
Диагности
ческий
С/субъектное взаимодействие, направленное на согласование требований, определяющих ценностную ориентацию деятельности ОУ и перевода их в социально-педагогические задачи.
- создание творческих групп;
- организация работы переговорных площадок;
- формулирование задач ОУ;
- разработка нормативных документов.
II шаг Согласова
ние треб.
Разработка образовательных программ внеучебной деятельности, корректировка учебных программ, создание условий ценностного самоопределения школьникам в соответствии с заказом
-работа творческих групп;
- поиск социальных партнёров;
- реализация организационно-педагогических условий деятельности ЭП.
III шаг
Организа
ционный
этап
IV шаг
Реализа
ционный
Осуществление образовательного процесса на основе индивидуально-личностных маршрутов ценностного самоопределения школьников
Психолого-педагогическое сопровождение реализации социального заказа.
Совместная экспертиза и анализ итогов реализации индивидуально- личностных маршрутов ценностного самоопределения школьников, их соответствие социальному заказу
Анализ и экспертная оценка реализации социального заказа.
V шаг
Аналити
ческий
На основе алгоритма разрабатывается программа конкретных действий по созданию педагогических условий реализации социального заказа. Эта программа реализуется в ряде этапов конкретных действий субъектов социального заказа: школы, родителей, учреждений профессионального образования, работодателей, местные органы самоуправления и др. Такой подход позволяет выявить содержание потребностей к приобретению различных ценностей у различных социальных субъектов и уровнях социального заказа, в том числе:
- ранжировать социально-педагогические задачи образовательного учреждения, направленные на формирование ценностного самоопределения;
- определить педагогические механизмы реализации социального заказа в формировании ценностного самоопределения школьников.
В соответствии с выше изложенным, основными этапами опытно-экспериментальной работы являются:
Этапы исследования
Этап | Задачи этапа |
Диагностико-проектировочный (2009-2010 г.г.) |
|
Апробационный (Внедренческий) (2010-2011 г.г.) |
|
Аналитический (2011-2012г.г.) |
|
Теоретический анализ проблемы ценностного самоопределения обучающихся, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, анализ реальной ситуации, в которой находится школа, учет потребностей субъектов социального заказа позволили выделить следующие критерии и показатели эффективности реализации социального заказа в ценностном самоопределении обучающихся.
Критерии эффективности реализации социального заказа
№ п/п | Критерии | Показатели |
1. | Ценностный (сформированность и осознанность ценностей обучающимися) | - мотивация деятельности (О.С.Гребенюк, - уровень осмысления ценностей (Н,Н.Лебедева); С.П.Шуман); - уровень рефлексии школьников (А.В.Карпов, В.В.Пономарёва) |
2. | Удовлетворённости субъектов социального заказа наличием ценностей у обучающихся | - соответствие между ожидаемым и конечным результатом; - изменение направленности ценностей школьников на решение социально-значимых задач |
3. | Активности субъектов социального заказа в реализации задач ценностного самоопределения обучающихся | - сотрудничество в разработке и реализации условий ценностного самоопределения обучающихся; - участие субъектов социального заказа в различных формах реализации задач образовательным учреждением. |
Условия для проведения эксперимента
Педагогический коллектив, осознающий необходимость реализации социального заказа образовательному учреждению в формировании ценностного самоопределения обучающихся.
Владение современными технологиями обучения и воспитания (блочно – модульной, проектной, технологией индивидуальных образовательных маршрутов, личностно – ориентированного обучения)
Тесное сотрудничество с высшей школой, общественностью р.п. Черлак, родителями, выпускниками.
Управление проектом
Координация и руководство проектом осуществляются на уровне НМС школы. НМС обеспечивает организационную и методическую помощь в проведении основных этапов проекта, привлекает к сотрудничеству лиц, заинтересованных в реализации проекта, разрабатывает основные мероприятия проекта. В состав НМС входят научный руководитель экспериментальной площадки, заместитель директора ОУ по научно-методической работе, руководители школьных методических объединений.
Директор школы осуществляет финансовое обеспечение проекта: материальное стимулирование педагогов, оплату труда привлекаемых специалистов.
Ожидаемые результаты
- Сформулирован и реализован социальный заказ в формировании ценностного самоопределения обучающихся.
- Достигнута положительная динамика в ценностном самоопределении обучающихся.
Определены педагогические механизмы ценностного самоопределения.
- Разработана и реализована программа деятельности по реализации социального заказа в формировании ценностного самоопределения обучающихся.
- Разработана система мониторинга процесса ценностного самоопределения обучающихся.
- Проведён анализ и обобщение полученных результатов ОЭР. Разработаны методические рекомендации по реализации социального заказа ОУ в формировании ценностного самоопределения обучающихся.
План реализации программы опытно – экспериментальной работы
«Реализация социального заказа общеобразовательному учреждению в формировании ценностного самоопределения учащихся»
№ п/п | Этапы | Наименование мероприятий | Сроки | Исполнители |
1 | Диагностико-проектировочный | Изучить литературу по проблеме формирования ценностных ориентаций обучающихся | Инициативная группа | |
2 | Разработать методику исследования социального заказа в формировании ценностного самоопределения. | |||
3 | Разработать систему критериев, определяющих эффективность реализации социального заказа в формировании ценностных ориентаций обучающихся. | |||
4 | Разработать организационно-педагогические условия взаимодействия социальных партнёров в реализации социального заказа ОУ. | |||
5 | Организовать творческие группы из числа педагогов школы и её социальных партнёров. | |||
6 | Разработать формы и содержание теоретических и практических учебных занятий, раскрывающих особенности деятельности экспериментальной площадки и обмена положительным опытом. | |||
7 | Разработать программу деятельности экспериментальной площадки по теме «Реализация социального заказа образовательному учреждению в формировании ценностного самоопределения обучающихся» | |||
8 | Апробационный | Создание системы социального партнёрства в реализации социального заказа образовательному учреждению. | ||
9 | Осуществление программы реализации социального заказа в формировании ценностного самоопределения обучающихся. | |||
10 | Исследование и оценка наиболее эффективных форм реализации социального заказа на основе разработанных критериев | |||
11 | Организация непрерывной системы педагогической учёбы участников экспериментальной площадки. | |||
15 | Аналитичский | Анализ и экспертиза результатов деятельности экспериментальной площадки. | ||
16 | Определение наиболее эффективных социально- педагогических условий в реализации социального заказа образовательному учреждению. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, НАПРАВЛЕННОГО НА ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИЙ ЦЕННОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В СЕМЕЙНОЙ СФЕРЕ
Содержательные аспекты образовательного процесса направленного на ценностное самоопределение школьников: технология создания ситуаций ценностного самоопределения в семейной сфере...
Особенности работы по социально-профессиональному и жизненному самоопределению обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
Статья "Особенности работы по социально-профессиональному и жизненному самоопределению обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)"...
«Воспитание ценностного отношения обучающихся к своему здоровью и жизни через систему занятий по социально-бытовой ориентировке» («День здоровья» - игра по станциям), среди 1-9 классов
Цели и задачи:1.развитие спортивно-массовой работы в школе-интернате, пропаганда здорового образа жизни;2.повышение интереса к физическому совершенствованию своего организма;3.всестороннее развитие уч...
Статья Особенности работы по социально-профессиональному и жизненному самоопределению обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
В новом «Законе об образовании РФ» подчеркнуто, что одним из важнейших показателей эффективности модернизации российского образования является успешность профессиональной ориентации....
3.5.Привлечение печатных и электронных СМИ к отражению социально значимой деятельности обучающихся, обучаемых данным учителем (копии печатных публикаций, ссылки на электронные ресурсы, аудио-видеоматериалы):
Копии статей школьного сайта...