Рабочие программы социального педагога
рабочая программа
В современной социологии семья понимается как объединение людей, основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Семья всегда была первичным институтом социализации ребенка. Происходящее с семьей и в семье процессы, безусловно, отражаются на процессе становления личности. Между тем, молодежь, как правило, отрицает опыт родителей, культуру общения в семье. С другой стороны, большинство семей охвачено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоуправления многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития детей. Кроме того, огромный вред наносит воспитание детей в неблагополучных семьях – происходит снижение успеваемости ребенка или отторжение от школы вообще.
Создавшееся положение способствует детской безнадзорности, преступности, агрессивности и другим негативным явлением. Происходит отчуждение семьи от общества. Возросло количество разводов и одна из причин – отсутствие у молодежи сформированных навыков культурного поведения в семье. А семья, как полноценная составляющая общества, играет приоритетную роль в воспитании детей. И чем выше культура семьи, тем выше и культура общества.
Из всего сказанного ясно, что возрождение нормальной семьи и ее функцией как никогда приобрело первостепенное значение. Образовательное учреждение было, есть и останется одним из социальный институтов, обеспечивающих реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума, способное внести огромную лепту в восстановлении семейственности. Для реализации миссии МБОУ Кызыл-Чыраанской СОШ была разработана программа работы с семьями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr.nebl_.sem_.docx | 33.42 КБ |
progr.siroty.docx | 31.94 КБ |
progr.sop_.docx | 49.79 КБ |
programma_semya.docx | 24.06 КБ |
programma_sps_detey-sirot.docx | 30.31 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Кызыл-Чыраанская средняя общеобразовательная школа
муниципального района «Тес-Хемский кожуун РТ»
Утверждено директором школы:__________
______________________________________
от «____»_______________ 201___ г.
Срок реализации программы 3 лет
Программа по организации работы
социального педагога
с неблагополучными семьями
с.Ак-Эрик
- Описание проблемы семейного неблагополучия и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом.
Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. В рамках программы развития «Школа-центр социальной адаптации» возникла создавать программу по организации работы с неблагополучными семьями.
Семья - первый устойчивый коллектив в жизни каждого человека, в процессе формирования личности играющий главенствующую роль: это первая ступенька социализации и самосознания личности. Именно семья играет важную роль не только в развитии общества и государства, но и в жизни каждого человека. Она дает ребенку и взрослому чувство защищенности, заботы и любви. В семье формируются понимание настоящего, уверенность в будущем и уважение к прошлому.
Трансформации в обществе не могли не повлиять на положение семьи; изменились ее состав и облик, содержание потребностей, социальные роли матери и отца, взаимоотношения с детьми. Период социально-экономического преобразования в стране отрицательно сказался на жизненном уровне семьи, породил в ней немало негативных явлений: растет социальное сиротство, безотцовщина, снижаются нравственные устои семьи, возникает насилие и жестокое обращение с детьми. Сегодня семья как никогда нуждается в социальной, психологической, педагогической, юридической и других видах помощи.
Мы все знаем, что семейное благополучие не подлежит точному измерению с помощью каких-либо универсальных показателей. Отдельные его составляющие: жилищные условия, уровень доходов, состояние здоровья членов семьи, можно сравнить со среднестатистическими показателями. Однако в целом благополучие семьи определяется самоощущением её членов - ответом на вопрос: «Хорошо им в семье или плохо?». И благополучие ребенка оценивается по главному критерию - по тому, хорошо ли ему в семье, чувствует ли он любовь и понимание, окружен ли заботой, имеет ли условия для полноценного развития.
Разумеется, в каждой семье есть проблемы, нередко они накапливаются, мешают спокойному течению жизни. Пьянство одного из членов семьи, частые ссоры по поводу и без, отсутствие работы и нехватка денег на элементарные нужды - что-то одно или все вместе, отравляет существование многим нашим согражданам и, прежде всего, детям. Вполне может наступить момент, когда по этим причинам на вопрос: «Хорошо ли живется в семье?» нельзя будет дать положительный ответ. И здесь возникает по терминологии социальной работы «проблемная семья».
Семья, замкнутая в своих проблемах, постепенно утрачивает влияние на ребенка и отторгает его. Ему недостает понимания и заботы, он чувствует себя лишним, все больше времени проводит вне дома. Если при ухудшении социально-экономического положения психологический климат в семье меняется так, что на улице ребенку становится лучше, чем дома - это неблагополучная семья.
Под неблагополучной семьей мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».
Одним из самых мощных неблагополучных факторов разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка является алкоголизм и наркотизация родителей. Они могут влиять не только в момент зачатия и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка. Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становятся невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях. Совместная жизнь с больным алкоголизмом и (или) находящимся под влиянием наркотиков приводит к серьезным психическим нарушениям у других членов семьи, комплекс которых обозначается у специалистов таким термином - созависимость.
Созависимость возникает в ответ на затянувшуюся стрессовую ситуацию в семье и приводит к страданию всех членов семейной группы. Особенно в этом плане уязвимыми являются дети. Отсутствие необходимого жизненного опыта, неокрепшая психика - все это приводит к тому, что царящая в доме дисгармония, ссоры и скандалы глубоко травмируют детскую душу, и последствия этого морально-психического травмирования зачастую накладывают глубокий отпечаток на всю дальнейшую жизнь.
Другим значительным фактором неблагополучия в семье выступает нарушение детско-родительских отношений. В таких семьях влияние на детей проявляется не прямо через образцы аморального поведения родителей, как это бывает в алкогольных семьях, а косвенно, вследствие хронически осложненных, фактически нездоровых отношений между супругами, которые характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения, нарастанием эмоционального отчуждения и преобладанием конфликтного взаимодействия. Независимо от того, является ли конфликтная семья шумной, скандальной, где повышенные тона становятся нормой взаимоотношений супругов, или тихая, где супружеские отношения отмечены полным отчуждением, стремлением избегать всякого взаимодействия, она отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может стать причиной различных асоциальных проявлений в виде отклоняющегося поведения.
В «неблагополучных семьях» складываются отношения, отрицательно влияющие на развитие личности ребенка, нарушающие его права, лишающие защиты. Неблагополучные семьи в большинстве своем не могут самостоятельно решать свои проблемы, возникающие при воспитании детей. Им необходима квалифицированная, систематическая и целенаправленная помощь. Дети, воспитывающиеся в «неблагополучных семьях», нуждаются в защите и поддержке со стороны педагогов - это дети особого педагогического внимания.
Государство обеспокоено и пытается найти пути решения проблем, касающихся самих неблагополучных семей, особенно детей, живущих в таких семьях. В нашем небольшом городе также существует данная проблема, которая требует участия в её разрешении большого числа заинтересованных лиц в защите прав детей.
Мы считаем, что школа также призвана стать одним из главных участников оказания помощи и содействия детям из неблагополучных семей, оказания сопротивления складывающимся ситуациям семейного неблагополучия.
Одним из важных направлений воспитательной работы нашей школы - является профилактика правонарушений и преступлений, девиантного поведения, бродяжничества, безнадзорности в детской среде, а также раннего семейного неблагополучия. Поэтому перед педколлективом школы поставлена задача - попытаться изменить сознание и поведение учащихся «группы риска» через направленное педагогическое воздействие, при котором происходит усиление положительных тенденций нравственного развития личности, то есть обеспечить каждому нуждающему в этом ребенку педагогическую поддержку.
Но решать эти задачи педагогам в одиночку невозможно, поэтому мы объединили усилия учителей, социального педагога, психолога, родителей, подразделений по делам несовершеннолетних ОВД по Тес-Хемскому району, инспекторов ОДН и ПДН, всех учителей и администрацию школы.
Наша школа располагается в центре села Ак-Эрик, по улице Ооржак Чадамба 20/1
Цель, задачи, сроки реализации программы.
Цель: создание единого воспитательного пространства «Родители-дети-учителя» и условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи в обществе и в дальнейшей его жизни.
Задачи:
- повысить профессиональную компетентность, заинтересованность классных руководителей, стимулировать деятельность педагогов, активно занимающихся проблемой работы с семьями обучающихся;
- оказывать своевременную психолого – педагогическую и медико – социальную помощь особо нуждающимся ученикам и их семьям;
- корректировать сложившиеся внутрисемейные стереотипы взаимоотношений и поведения у членов семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации;
- осуществление информационной и посреднической помощи семье «группы риска»;
-прослеживать дальнейшую жизнь выпускников школы-детей из неблагополучных семей;
- установить партнерские отношения с семьями обучающихся;
-содействовать формированию у членов семьи социально-коммуникативных навыков;
-снижать потребительские ориентации и общую пассивность;
- углубить педагогические знания родителей;
- вовлекать родителей в воспитательный процесс школы;
-оказать семьям и детям помощь в решении личных психоэмоциональных проблем, препятствующих развитию способности решать свои проблемы самостоятельно;
-преодолевать неблагополучия в детско-родительских отношениях, физического и психологического насилия в семьях, конфликтов, уклонения родителей от обязанностей по воспитанию детей;
-привлечь студентов высших и средних учебных заведений к работе с неблагополучными семьями;
-формировать у подростков осознанное отношение к роли родителей;
-создать условия для облегчения материального положения семьи;
-выработать у учащихся навыки релаксации и умения применять их в стрессовых ситуациях;
- совершенствовать организацию межведомственного взаимодействия по существующей проблеме
Программа реализуется в 2019-2022 годы
- Система программных мероприятий и ожидаемые результаты.
В ходе реализации программы планируется развитие сетевого взаимодействия учреждений, специалистов, занимающихся решением проблем семьи и детей.
Система программных мероприятий направлена на достижение целей и решение задач, заявленных в программе. Мероприятия разработаны с учетом индивидуальных особенностей неблагополучных семей. Выполнение мероприятий предполагается осуществлять в хронологической последовательности, с учетом логики решения задач по достижению целей.
Для достижения программных целей планируется выполнение основных мероприятий:
- организация профилактической работы с семьями по недопущению ситуации, приводящей к лишению родителей родительских прав;
-организация работы с родителями, лишенными родительских прав, по восстановлению семьи (оказание помощи в трудоустройстве, в решении жилищных вопросов, в лечении от алкогольной зависимости и пр.);
-организация родительских лекториев;
-организация общешкольного мероприятия, посвященного дню семьи, классных праздников с участием родителей;
-организация на базе учреждения кабинета социально-психолого-педагогической службы для оказания экстренной психологической, правовой помощи семьям, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей;
-создание комиссии оперативного реагирования для работы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;
- организация работы по вовлечению детей особой заботы в кружковую работу, как на уровне школы, так и города;
-участие в спортивных соревнованиях школы, города, района, в интеллектуальных школьных и городских мероприятиях, экскурсиях;
-организация льготного питания и проживания в пришкольном интернате детей из неблагополучных семей;
- организация досуга учащихся в каникулярное время;
- организация летней занятости детей из неблагополучных семей (летний лагерь с дневным пребыванием):
- помощь в профессиональном определении для учащихся 9 класса;
-изучение личностных особенностей детей из неблагополучных семей, контроль за посещаемостью и успеваемостью учащихся;
-диагностика психоэмоционального состояния учащихся, психологического климата в ученических коллективах, проведение бесед, групповых и индивидуальных занятий, игр, тренингов;
-организация работы с педагогическим коллективом: расширение знаний о роли семьи в профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления вредными привычками среди несовершеннолетних; расширение знаний о психологии развития личности детей;
-привлечение студентов и учащихся высших и средних учебных заведений (волонтеров) к организации работы с неблагополучными семьями.
По окончании реализации программы планируется получить следующие результаты:
-выявление семейного неблагополучия на ранней стадии кризиса семьи;
-повышение эффективности работы по реализации права ребенка на семью;
-выявление основных причин появления неблагополучных семей;
-повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения;
-создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности детей из неблагополучных семей;
-изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни;
-снижение заболеваемости среди учащихся «группы риска»;
-повышение обученности и уровня физической подготовки детей;
-снижение количества детей асоциального поведения и неблагополучных семей;
-формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях;
-рост заинтересованности родителей в оздоровлении подрастающего поколения;
-улучшение положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
-улучшение положения семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
-повышение профессиональной компетентности руководителей;
-расширение доступности и повышение качества социально-реабилитационных услуг, предоставляемых семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации.
- Управление программой и контроль за ходом ее реализации.
Текущее управление реализацией программы будет осуществляться администрацией школы.
Отчеты о ходе реализации программных мероприятий представляются государственному заказчику программы – Совету образовательного учреждения.
Контроль за выполнением мероприятий программы осуществляет директор МБОУ Кызыл-Чыраанской СОШ Эрендей А.В.
- Ресурсное обеспечение программы.
Учреждение обеспечено кадровыми, методическими, материально-техническими и финансовыми ресурсами, необходимыми для реализации программы.
Объём и источники финансирования Программы.
Бюджетное и внебюджетное финансирование, добровольные пожертвования (спонсорская помощь)
- Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации программы.
Эффективность реализации программы предполагается оценивать по следующим показателям:
Количественные показатели:
-уменьшение количества социально неблагополучных семей;
-уменьшение количества несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних;
-снижение количества детей, родители которых лишены родительских прав, до 0 человек.
- увеличение числа родителей из социально неблагополучных семей, трудоустроенных в течение года;
- количество детей в семьях, находящихся в социально опасном положении, снятых с учета комиссии по делам несовершеннолетних;
Качественные показатели:
-улучшение положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
-улучшение положения семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
-повышение уровня квалификации и компетентности специалистов учреждений социальной защиты.
Таким образом, реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
-сформировать в МБОУ Кызыл-Чыраанская СОШ среду, доброжелательную к детям, создать условия для комфортного и безопасного проживания детей из неблагополучных семей;
-защитить права и интересы семьи и детей;
-содействовать решению жизненных проблем семей;
-содействовать развитию системы семейных форм воспитания детей, повышению престижа института семьи.
-совершенствовать организацию межведомственного взаимодействия по существующей проблеме;
Социально-экономическая эффективность реализации Программы заключается в следующем:
- предотвращение жестокого обращения с детьми;
- развитие внутрисемейного сотрудничества между родителями и детьми, повышение авторитета родителей;
- оздоровление психологического климата в семье, восстановление детско-родительских и межличностных отношений, активизация скрытого положительного потенциала семьи;
- повышение психолого-педагогической компетенции взрослых членов семьи;
- формирование у детей способностей:
- адаптироваться в обществе, социальном пространстве;
- высказывать свою точку зрения, выслушивать и понимать других людей.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Социально-педагогическая защита обеспечивает физическую, психическую и нравственно-психологическую безопасность воспитанника в условиях образовательного учреждения; отстаивание его интересов и прав; создание материальных и нравственных условий для свободного развития его духовных и физических сил.
Основным направлением деятельности социального педагога школы является:
- Осуществление комплекса мероприятий по социально-правовой
защите личности обучающихся в школе;
- Изучение психолого-медико-педагогических особенностей
личности обучающихся и ее микросреды, условий жизни, профилактика правонарушений;
- Выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем,
конфликтных ситуаций, отклонений в поведении обучающихся и своевременное оказание им социальной помощи;
- Обеспечение сотрудничества с органами социальной защиты,
взаимодействие с представителями различных социальных институтов;
- Организация профориентационной работы, оказание помощи в
профессиональном самоопределении в соответствии с индивидуальными особенностями, склонностями, способностями обучающихся.
Используемые в работе нормативно-правовые документы:
- Конвенция о правах ребёнка (принята ООН 20.11.1989 г.)
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
- Гражданский Кодекс РФ
- Гражданский Процессуальный Кодекс РФ
- Семейный Кодекс РФ
- Жилищный Кодекс РФ
- Налоговый Кодекс РФ
- Трудовой кодекс РФ
- Уголовный кодекс РФ
- Федеральный Закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в законную силу с 24.07.2015 г.)
- Федеральный Закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О
дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
- Федеральный Закон от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
- Федеральный Закон от 16.04.2001 г. № 44-ФЗ «О
государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»
- Федеральный Закон от 24.07.1999 № 120-ФЗ «Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
- Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 г. № 423 «Об
отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»
17.Устав и локальные правовые акты школы-интерната;
- Должностные обязанности.
Функции социального педагога. Социальный педагог, оказывая социально-педагогическую помощь детям, подросткам, взрослому населению, выполняет следующие функции:
- аналитико-диагностическую
- прогностическую
- организационно-коммуникативную
- коррекционную
- координационно-организаторскую
- функцию социально-педагогической поддержки и помощи воспитанникам
- охранно-защитную
- социально-профилактическую
Цель программы: организация социально-педагогического сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте от 18 лет в условиях воспитательно-образовательного процесса.
Задачи программы:
- создание благоприятных условий для развития личности ребенка:
физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального
- обеспечение социальной защиты, охрана прав и интересов
воспитанников
- обеспечение гарантий соблюдения конституционных прав
воспитанников школы-интерната при решении жилищных проблем
- взаимодействие с социальными партнерами (учреждениями,
имеющими отношение к защите прав детей)
- оказание юридической и социальной поддержки выпускникам в
первые годы самостоятельной жизни
Предполагаемый результат. Социализация учащихся: гражданское
самосознание, общественная позиция, профессиональное самоопределение, потребность в самообразовании и активной творческой деятельности. Увеличение числа выпускников, обеспеченных жильем, трудоустроенных по востребованным на рынке труда специальностям.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
- Организационная работа: социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем учащихся (проверка личных дел учащихся на наличие необходимых документов, определение круга социальных проблем каждого учащегося).
- Защита и охрана прав детей: использование комплекса правовых норм, направленных на защиту прав и интересов учащихся (защита жилищных прав и охрана имущественных, оформление пенсий по потере кормильца, открытие лицевых счетов ведение наследственных дел, участие в судебных процессах в роли защитника прав ребенка).
- Работа с учреждениями и ведомствами, имеющими отношение к охране прав детей: установление контакта с представителями
государственных органов управления, общественных объединений, со всеми организациями, в которых необходимо представлять интересы обучающихся и выпускников (с отделами опеки и попечительства, пенсионным фондом и органами по социальной защите населения, со службами судебных приставов по вопросам о взыскании алиментов с родителей, уклоняющихся от участия в воспитании и содержании детей, с районными отделами Управления Федеральной Миграционной службы РФ, с КДН и ЗП, ПДН, с прокуратурой по соблюдению закона о несовершеннолетних).
- Изучение психолого-медико-педагогических особенностей детей: наблюдение поведения учащихся, выявление особенностей психического развития; раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся; отслеживание динамики развития ребенка; беседы с воспитанниками и педагогами по проблемным вопросам.
- Пропаганда правовых знаний: организация системы профилактических мер по предупреждению отклоняющегося поведения у детей и подростков; влияет на формирование их нравственно-правовой устойчивости (встречи учащихся школы с работниками правоохранительных органов, социальной защиты, службы занятости населения и др.)
- Повышение профессиональной компетенции: изучение законов, поправок, изменений; участие в семинарах и т.д.
- Мониторинг работы социального педагога: Анализ социально-
педагогической деятельности за год, выявление недоработок; составление плана на будущий учебный год с учётом недоработок прошлого года.
ПЛАН РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
МБОУ КЫЗЫЛ-ЧЫРААНСКАЯ СОШ МР «ТЕС-ХЕМСКИЙ КОЖУУН РТ»
Утвержден директором школы:
________________ Эрендей А.В.
«____»______________ 2018 г.
Программа
Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
на 2018 г.-2019 г.
С. АК-ЭРИК
Предварительный просмотр:
МБОУ КЫЗЫЛ-ЧЫРААНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ТЕС-ХЕМСКИЙ КОЖУУН РТ»
Утвержден
Директор школы_________
Эрендей А.В.
«___»________201___г
Срок реализации программы 5 лет
Рабочая программа
по работе с семьями
находящимися
в социально - опасном положении
Социальный педагог Шойдак У.К
2017– 2022 гг
1.Пояснительная записка
1.1. Актуальность
Никого не может оставить равнодушным к воспитанию детей в семьях, находящихся в социально опасном положении. В таких семьях утрачивается значительное число семейно – нравственных традиций, меняется отношение родителей к детям и, в конечном итоге, разрушается микросоциум семьи. Постепенно семья, находящаяся в социально опасном положении, обретает статус асоциальной семьи. В такой семье, родители, «утопая» в своих проблемах, становятся неспособными осуществлять свои права надлежащим образом, фактически бросая своих детей на произвол судьбы. Статистика свидетельствует, что за последние годы наблюдается рост количества семей, попадающих в социально опасное положение, среди них нередко встречаются и многодетные семьи. На это повлияли объективные факторы, в частности низкий уровень жизни, «хроническая» безработица, злоупотребление спиртными напитками. Вступив на такой путь, семья деградирует в социальном и моральном плане, обрекая на такое же существование и детей. Не удивительно, что дети уходят из дома, большую часть времени проводят на улице, тем самым пополняют асоциальные группы.
Сегодня возникла необходимость создания целевой программы реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении. Необходимо проводить последовательную работу с семьями из группы «риска», просматривать шаги их медленного возрождения. Однако стоит помнить, что здоровый микроклимат в семье – результат работы всех компетентных структур, поэтому работу по охране прав детства в семьях, находящихся в тяжелой жизненной ситуации и социально опасной жизненной ситуации, целесообразно проводить совместными усилиями социального педагога, администрации ОУ, районным инспектором по охране прав детства, классных руководителей, участковым педиатром и представителями органов внутренних дел. .
Программа направлена:
- на осуществление педагогически целесообразной коррекции с целью уменьшения силы негативного влияния на микроклимат в семье,
- на стимулирование положительных изменений в семье;
- на повышение уровня социальной защищенности детей, нейтрализацию влияния негативных факторов на личность ребенка и процесс его развития;
- на создание условий для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности детей.
1.2. Нормативно-правовая база
Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 №223-ФЗ; Федеральный закон от 24 июня 1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Федеральный закон №195-ФЗ от 10.12.1995 «Об основах социального обслуживания населения в РФ»; Приказ Министерства образования и науки от 03.02.2006г. № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений».
2. Концепция реабилитационной работы с семьей, находящейся в социально опасном положении
2.1. Цель: осуществление коррекционной, реабилитационной работы с семьей, находящейся в социально опасном положении.
2.2 Задачи:
- провести педагогически целесообразную коррекцию с целью создания положительного микроклимата в семье;
- организовать просветительскую работу среди родителей;
- защитить права детей, воспитывающихся в семьях, которые находятся в социально опасном положении;
- создать условия для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности детей.
2.3. Основные понятия
Семья – это часть общественной системы. Общество, влияя на семью, формирует определенный ее тип. Семья тоже оказывает воздействие на процессы и отношения в обществе.
Семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию.
Асоциальная семья – семья, в которой нарушаются права ребенка. Основными критериями, по которым семья может быть отнесена к категории, находящейся в социально опасном положении:
Жестокое обращение с ребенком, представляющее опасность для его жизни и здоровья.
Систематическое неисполнение обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетнего.
Отрицательное влияние родителей на ребенка (употребление алкоголя, аморальный образ жизни, употребление наркотических средств).
Вовлечение ребенка в совершение противоправных или антиобщественных действий (в употреблении спиртного, наркотиков, в занятие попрошайничеством, проституцией).
Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся, а именно:
конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирующий в неполных семьях, в ситуациях развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;
дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, когда не выработаны единый подход, общие требования к ребенку;
асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье. Для нее характерно систематическое употребление алкоголя, наркотиков, проявление немотивированной “семейной жестокости” и насилия.
Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации.
2.4. Принципы работы с семьями, находящимися в социально опасном положении
Принцип индивидуального подхода – реализуется путем осуществления реабилитационного процесса с учетом особенностей семьи.
Принцип законности – предусматривает соблюдение требований, законодательства РФ
Принцип комплексности – предполагает реализацию системного подхода в работе с семьей.
Принцип взаимодействия – определяет порядок работы с семьей всех компетентных структур.
Принцип ответственности – предполагает конкретных исполнителей поставленных целей.
2.5. Компетенция лиц, осуществляющих коррекционную, реабилитационную работу Формирование банка данных семей, находящихся в социально опасном положении .Оказание психологической, педагогической, правовой, материальной и информационной помощи семьям. Осуществление систематического контроля над деятельностью семей.
Анализ проводимой коррекционной, реабилитационной работы с семьями.
3. Организация коррекционной, реабилитационной работы с семьей, находящейся в социально опасном положении
Направление деятельности
Задачи, коррекционной, реабилитационной работы
Ожидаемый результат
1. Диагностика семьи, находящейся в социально опасном положении.
1. Обследование жилищно-бытовых условий.
2. Изучение образа жизни семьи.
3. Изучение особенностей личности членов семьи.
4. Выяснение общих проблем семьи.
5. Выяснение особенностей семейного воспитания.
6. Выявление положения детей в системе внутрисемейных взаимоотношений.
7. Выяснение близкого окружения семьи.
Создание банка данных семей, ее целей, ожиданий. Определение типа семьи, находящейся в социально опасном положении. Анализ полученных сведений, определение проблемы, путей ее решения с целью организации оказания помощи.
2. Организация работы с семьей.
2.1. Психологическая реабилитация
1. Психолого-педагогическое сопровождение в кризисных ситуациях (оказание психологической помощи и поддержки членам семьи в стрессовых ситуациях)
2. Проведение консультаций специалистов – психолога, социального педагога, педагогов, медицинского работника, проведение педагогических лекториев для семей, оказавшихся в социально опасной ситуации.
3. Пропагандирование здорового образа жизни.
Создание положительного микроклимата в семье.
Овладение основами педагогических знаний, теорией и практикой семейного воспитания.
2.2. Социальная реабилитация
1. Организация помощи в трудоустройстве.
2. Организация правовой защиты.
3. Оказание материальной помощи.
4. Вовлечение семьи в воспитательный процесс.
Включение семьи в коррекционную, реабилитационную работу, налаживания нравственных традиций семейного воспитания, восстановление положительных контактов семьи с окружением, решение бытовых проблем в семье, повышение статуса семьи до социального. Итог – изменение уклада жизни.
Приложение 1
Алгоритм изучения семьи.
Приступая к работе с семьёй, следует изучить её по следующим параметрам:
- состав семьи, её структура (полная, неполная, с одним ребенком, многодетная, родители разведены и т. д.);
- жилищно-бытовые условия, материальная обеспеченность;
- воспитательный потенциал семьи (сильный, неустойчивый, слабый, негативный).
Характер взаимоотношений в семье
" между взрослыми членами семьи (гармоничные, компромиссные, неустойчивые, мнимые, конфликтные, аморальные и др.);
" между другими членами семьи и ребёнком (слепое обожание, заботливость, равноправие, отчужденность, равнодушие, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность);
" позиция ребенка в семье (педагогически оправданная; "кумир семьи"; объект постоянных ссор взрослых, каждый из которых стремится привлечь его на свою сторону; предоставлен самому себе, никто им не интересуется; запуган авторитарным отношением, не уверен в себе, избегает общения с родителями; находится на положении "Золушки").
семья ведет здоровый образ жизни
один из родителей склонен к выпивкам, скандалам
родителей эпизодические запои, семейные скандалы
частые запои, дебоши, аморальное поведение родителей
повседневные проявления аморальности, алкоголизм родителей
Степень выраженности асоциальных, стяжательских взглядов, убеждений в семье:
семья характеризуется разумным сочетанием духовных и материальных потребностей
духовные потребности недооцениваются
для семьи характерна духовная, идейная индифферентность
преобладают стяжательские настроения
в семье допускаются любые средства достижения корыстных целей. Характер эмоциональных отношений в семье:
атмосфера дружбы, взаимопонимания и поддержки
отношения ровные, но без эмоциональной близости
эпизодически возникающие конфликты, отчуждение, холодность
эмоционально-холодные, отчужденные отношения
напряженно-конфликтные отношения
Положение ребенка в семье
" Я нужен и любим и люблю вас тоже;
" Я нужен и любим, вы существуете ради меня;
" Я нужен, но не любим и я от всей души хочу приблизиться к вам;
" Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое.
Первые две позиции оптимальны для развития ребёнка. Они обеспечиваются демократическим отношением к нему, признанием его права на свои вкусы, мысли, чувства.
Отношение ребенка к родителям:
- дорожит семейными отношениями;
- родители авторитетны;
- относится пренебрежительно;
- остро переживает драму;
- тяготеет к одному из членов семьи.
Первые две позиции оптимальны для развития ребёнка. Они обеспечиваются демократическим отношением к нему, признанием его права на свои вкусы, мысли, чувства.
Выделить те проблемы семьи, которые оказывают негативное воздействие на
ребёнка, могут приводить его в состояние скрытых и явных конфликтов (отклонения в поведении членов семьи:
алкоголизм, наркомания и т. д., низкий достаток, слабый воспитательный потенциал и т. д.)
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
учащегося _______ класса
1. Общие сведения о ребенке:
Ф.И.О.___________________________________________________________
Дата рождения ____________________________________________________
Домашний адрес __________________________________________________
Год поступления в школу ___________________________________________
2. Состояние здоровья и развития учащегося.
2.1. Общая оценка здоровья (по данным медицинской карты) _________________________________________________________________
2.2 Признаки повышенной нервозности: отсутствуют, повышенная утомляемость, пониженная работоспособность, подавленное настроение, повышенная возбудимость, вспышки гнева, агрессивность по отношению к сверстникам и учителям, отказ от контактов, общих дел, склонность к разрушительным действиям, другие признаки (нужное подчеркнуть).
2.3 Патологические влечения (нужное подчеркнуть):
– курение (не курит, эпизодически, систематически);
– употребление спиртных напитков (не употребляет, эпизодически, систематически);
– употребление ПАВ (не употребляет, пробовал один раз, систематически).
3. Социально-психологическая атмосфера семьи:
3.1 Сведения о родителях (нужное подчеркнуть):
Мать:
Ф.И.О. ____________________________________________________________
Место работы _____________________________________________________
Отец:
Ф.И.О.____________________________________________________________
Место работы______________________________________________________
3.2 Другие члены семьи _____________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.3 Условия жизни в семье:
3.3.1 Тип семьи (нужное подчеркнуть):
– благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера семьи положительная);
– неблагополучная, в том числе:
а) педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания, признаки: отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, жестокое обращение, систематические наказания, низкая осведомленность об интересах, о поведении ребенка вне школы);
б) нравственно неблагополучная (родители ведут аморальный образ жизни: пьянствуют, нигде не работают, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются);
в) конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера: между родителями постоянны конфликты, родители постоянно раздражительны, жестоки, нетерпимы).
3.3.2 Характер взаимоотношений родителей с ребенком (нужное подчеркнуть):
– семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка);
– чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот и усилий);
– попустительство (уклонение от активного участия и пассивность в воспитании ребенка, признание полной автономности ребенка);
– сотрудничество (отношения взаимного уважения, совместное переживание радости, горя и т. д.)
3.3.3 Стиль отношений в семье (нужное подчеркнуть):
– попустительски-снисходительный;
– позиция круговой обороны;
– демонстративный;
– педантично-подозрительный;
– увещевательный;
– отстраненно-равнодушный;
– воспитание по типу «кумир в семье»;
– непоследовательный.
3.3.4 Имеются ли отклонения в поведении кого-либо из членов семьи (алкоголизм, хулиганство, судимость и т. д.)? __________________________________________________________________
3.3.5 Организация режима труда и отдыха.
Какие обязанности ребенок выполняет в семье? __________________________________________________________________
Соблюдается ли режим дня? __________________________________________________________________
Кто и в какой степени помогает и контролирует выполнение домашнего задания? __________________________________________________________
Чем занимается в свободное время ____________________________________
__________________________________________________________________
4. Особенности учебной деятельности:
4.1 Успеваемость учащегося _________________________________________
4.2 Отношение к учению: положительное, нейтральное, равнодушное, отрицательное._____________________________________________________
4.3 Интеллектуальные возможности: высокие, средние, низкие.
4.4 Мотивы учения: познавательный интерес к предметам, осознание необходимости учиться в школьном возрасте, стремление получить оценку, заслужить одобрение взрослых и избежать наказания, стремление к самоуважению в группе сверстников (нужное подчеркнуть).
5. Положение в классном коллективе, отношение к нему:
5.1 Позиция учащегося в коллективе: лидер, предпочитаемый, отвергаемый, изолированный.
5.2 С кем из класса наиболее близок __________________________________
_________________________________________________________________
5.3 Взаимоотношения с другими одноклассниками: дружеские, деловые, конфликтные, ни с кем не общается.
5.4 Манера, стиль общения с окружающими:
– доминантный стиль (уверен в себе, стремится навязать свое мнение, легко перебивает, но не дает перебить себя, нелегко признает свою неправоту);
– недоминантный стиль (застенчив, уступчив, легко признает себя неправым, нуждается в поощрении при разговоре);
–экстраверт (постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, любопытен, открыт, полон внимания к окружающим);
– интроверт (не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре немногословен).
5.5 Отношение к общественному мнению:
– активно-положительное (стремится исправить недостатки, учесть замечания и т. п.);
– пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет);
– безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведения);
– негативное (спорит, не соглашается с замечаниями, поведения не меняет).
6. Отношение к общественной деятельности и общественно-полезному труду:
6.1 Выполнение общественных поручений: добросовестное, с инициативой, по настроению, недобросовестное, под нажимом.
6.2 Отношение к трудовым делам класса: принимает активное участие, безразличен, демонстративно отказывается.
6.3 Отношение к общественному имуществу: относится бережливо, по-хозяйски, равнодушно, демонстративно-пренебре-жительно, вплоть до умышленной порчи имущества.
7. Направленность интересов:
7.1 Проявляет интерес к деятельности: физической, умственной, организаторской, художественной (артистической, литературной, музыкальной, хореографической), спортивной, _______________________________________________________________
7.2 Каковы читательские интересы, какую литературу предпочитает, регулярность чтения (книг не читает, эпизодически, систематически).
7.3 В каких кружках (секциях) состоит (состоял)?______________________
________________________________________________________________
8. Психологические особенности личности:
8.1 Развитие познавательных процессов:
– внимание (устойчивое, переключаемое, рассеянное, отвлеченное);
– память (кратковременная, долговременная, процесс запоминания осмысленный, процесс запоминания механический);
– мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое, сформированы мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение; наблюдается ригидность мышления);
– речь (грамотная или неграмотная, внятная или невнятная, богатый или бедный словарный запас);
– воображение (развито, творческий подход к деятельности; слабо развито).
8.2 Сформированность волевых качеств:
– самостоятельность (познавательная, социально-бытовая)_______________
__________________________________________________________________
– настойчивость (способность доводить начатое дело до конца, прикладывать волевые усилия для достижения цели, отказывается от дела, не доводит до конца);
– дисциплинированность (присутствует, не принимает или не выполняет правила поведения, неадекватно реагирует на ситуацию и замечания).
8.3 Самооценка учащегося:
– адекватная (правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, личные возможности, достижения и поражения);
– завышенная (некритичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения);
– заниженная (излишне самокритичен, недооценивает свои положительные качества и личные достижения).
9. Особенности поведения:
9.1 Положительные поступки учащегося:
Как часто они совершаются__________________________________________
Возможные мотивы их совершения.
9.2 Отрицательные поступки (проступки), их проявления (эпизодические, систематические) и характер: грубость, прогулы, опоздания на уроки, нарушение дисциплины в классе, отказ от требований и поручений, не реагирует на замечания, отвлекает других от работы, обижает младших и слабых, дерется.
Укажите конкретные случаи _________________________________________
__________________________________________________________________
9.3 Отношение к своим проступкам: равнодушен, оправдывает, переживает, осуждает.
9.4 Как относится к педагогическим воздействиям: равнодушно, с ожесточением, понимает и старается выполнить требования.
9.5 Правонарушения учащегося: воровство, вымогательство у младших и слабых, грубые нарушения общественного порядка (хулиганство), избиение и проявление садистских наклонностей. Укажите конкретные случаи___________________________________________________________
9.6. Состоит на учете:
внутришкольном __________________________________________________
в ПДН____________________________________________________________
(КДН) ___________________________________________________________
Основание для постановки на учет __________________________________________________________________
«_____»______________20____г.
____________________
( подпись)
АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА И ЕГО СЕМЬИ
1. Дата обследования ____________________________________________
2. Ф. И. О. ребенка _______________________________________________________________
3. Кто проводит обследование и почему _______________________________________________________________
4. Дата рождения ________________________________________________
5. Место рождения _______________________________________________
6. Национальность _______________________________________________
7. Адрес проживания, телефон _____________________________________
________________________________________________________________
8. Адрес прописки, телефон ________________________________________
9. Состоит ли на учете в ИДН (да/нет) _______________________________
10. Приводы в милицию: __________________________________________
________________________________________________________________
Количество ______________________________________________________
Причины ________________________________________________________
________________________________________________________________
ОБУЧЕНИЕ
1. Место обучения __________________________________________________________________
2. Количество оконченных классов, дата окончания______________________
3. Успеваемость:
Русский язык _________
Литература __________
Алгебра __________
Геометрия _________
История__________
География_________
Биология__________
Иностранный язык __________
Физика _________
Химия _________
Физкультура_________
Труд ________
4.Отношения с учащимися (нужное подчеркнуть)
Положительные со всеми
Положительные с некоторыми
Нейтральные со всеми
Отрицательные с некоторыми
Отрицательные со всеми
5. Отношения с учителями (нужное подчеркнуть)
Положительные со всеми
Положительные с некоторыми
Нейтральные со всеми
Отрицательные с некоторыми
Отрицательные со всеми
6.Опоздания в учебное заведение (нужное подчеркнуть)
Есть
Частые
Периодические
Нет
7. Прогулы (нужное подчеркнуть)
Есть
Частые
Периодические
Нет
8.Реакция на похвалу (нужное подчеркнуть)
Напрашивается на похвалу
Положительная
Спокойная
Негативная
9.Реакция на порицание (нужное подчеркнуть)
Слезы
Безразличие
Изображает улыбку
Агрессия
10.Любимые предметы __________________________________________________________________
11.Нелюбимые предметы __________________________________________________________________
12.Способность к обучению (нужное подчеркнуть)
Хорошая
Средняя
Плохая
13. Статус в классе (нужное подчеркнуть)
Формальный лидер
Неформальный лидер
Изгой
«Шестерка»
ПОВЕДЕНИЕ
1.Пьянство (нужное подчеркнуть)
Не пьет
Эпизодически
Бытовое
Хроническое
2.Курение (нужное подчеркнуть)
Не курит
Эпизодически
Бытовое
Хроническое
3.Наркомания (нужное подчеркнуть)
Не употребляет
Эпизодически
Бытовая
Хроническая
4.Сексуальные ориентация (нужное подчеркнуть)
Форма
Гомосексуальная
Бисексуальная
Гетеросексуальная
Партнер
Постоянный
Не случайный
Случайный
5.Соблюдение режима (нужное подчеркнуть)
С желанием
Пассивное
Скрытое неприятие
Открытое неприятие
Агрессивное неприятие
6.Отношение к работе по дому, к дежурству
(нужное подчеркнуть)
Положительное
Пассивное
Скрытое неприятие
Открытое неприятие
Агрессивное неприятие
7.Отношение к производственному труду
(нужное подчеркнуть)
Положительное
Пассивное
Скрытое неприятие
Открытое неприятие
Агрессивное неприятие
8.Материальное положение ребенка в семье
(нужное подчеркнуть)
Высокое
Достаточное
Низкое
9.Отношение ребенка к его материальному обеспечению
(нужное подчеркнуть)
Положительное
Терпимое
Скрытое неприятие .
Открытое неприятие
10. Форма самообеспечения (нужное подчеркнуть)
Предпринимательство
Наемный квалифицированный труд
Наемный неквалифицированный труд
Попрошайничество
Иждивенчество
Воровство
Грабеж
Разбой
Проституция
ОТНОШЕНИЯ
Отношение к совместным социокультурным мероприятиям
(нужное подчеркнуть)
С семьей
Положительное
Пассивное
Скрытое неприятие
Открытое неприятие
Агрессивное неприятие
С классом
Положительное
Пассивное
Скрытое неприятие
Открытое неприятие
Агрессивное неприятие
АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ СЕМЬИ УЧАЩЕГОСЯ
______ класса
Ф. И. О. ________________________________________ дата______________ 20__ __ г.
Мы, нижеподписавшиеся, ___________________________________________
__________________________________________________________________
посетили семью ____________________________________________________
проживающую по адресу: с целью_____________________________________
Состав семьи ________ человек __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Семья занимает _________ кв. м. __________________________________________________________________
В момент посещения дома находились ________________________________
__________________________________________________________________
Санитарное состояние жилья на момент проверки _______________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Ребенок имеет место для занятий, отдыха______________________________
Место для сна _____________________________________________________
Ребенок ложится спать _____________________________________________
Загруженность домашними делами ___________________________________
Ребенок занят в свободное время _____________________________________
__________________________________________________________________
Родители контролируют выполнение домашних заданий __________________________________________________________________
Контакт осуществляется со школой __________________________________________________________________
Результат проверки (рекомендации, заключения) __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Подписи : _______________ (______________________________)
_______________ (______________________________)
_______________ (______________________________)
Определение обобщенного показателя
социального благополучия учащегося
При анализе характеристик конкретного ребенка набор баллов:
• ниже 30 – предполагает принадлежность ребенка к группе повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск);
• от 31 до 40 – социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы;
• более 40 – высокий уровень социального благополучия ребенка (чем больше баллов, тем выше уровень благополучия).
Литература:
Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании»; Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 №223-ФЗ; Федеральный закон от 24 июня 1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Федеральный закон №195-ФЗ от 10.12.1995 «Об основах социального обслуживания населения в РФ»; Приказ Министерства образования и науки от 03.02.2006г. № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений».
Никитина Л «Методика работы социального педагога»
Т.А Шишковец «Справочник социального педагога 5- 11 кл»
Предварительный просмотр:
Утвержден
Директор школы
____________ Эрендей А.В.
« _____»_____________2018г
Срок реализации программы: 2018 – 2023 годы
ПРОГРАММА
работы социального педагога с семьями
МБОУ Кызыл-Чыраанской СОШ
муниципального района «Тес-Хемский кожуун РТ»
Ак-Эрик, 2018
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
В современной социологии семья понимается как объединение людей, основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Семья всегда была первичным институтом социализации ребенка. Происходящее с семьей и в семье процессы, безусловно, отражаются на процессе становления личности. Между тем, молодежь, как правило, отрицает опыт родителей, культуру общения в семье. С другой стороны, большинство семей охвачено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоуправления многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития детей. Кроме того, огромный вред наносит воспитание детей в неблагополучных семьях – происходит снижение успеваемости ребенка или отторжение от школы вообще.
Создавшееся положение способствует детской безнадзорности, преступности, агрессивности и другим негативным явлением. Происходит отчуждение семьи от общества. Возросло количество разводов и одна из причин – отсутствие у молодежи сформированных навыков культурного поведения в семье. А семья, как полноценная составляющая общества, играет приоритетную роль в воспитании детей. И чем выше культура семьи, тем выше и культура общества.
Из всего сказанного ясно, что возрождение нормальной семьи и ее функцией как никогда приобрело первостепенное значение. Образовательное учреждение было, есть и останется одним из социальный институтов, обеспечивающих реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума, способное внести огромную лепту в восстановлении семейственности. Для реализации миссии МБОУ Кызыл-Чыраанской СОШ была разработана программа работы с семьями.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа рассчитана на учащихся 1-11 классов и их родителей.
Срок реализации программы 5 лет.
Программа предполагает работу с семьей в плане влияния на ее воспитательный потенциал. В программе выделены 4 раздела: «Педагогическое просвещение родителей», «Сотрудничество», «Работа с неблагополучными семьями», «Семь Я».
Раздел «Педагогическое просвещение родителей» предлагает педагогическое просвещение родителей и коррекцию принципов семейного воспитания, «Сотрудничество» - организацию совместного проведения свободного времени детей и родителей, «Работа с неблагополучными семьями» - защиту и интересов и прав ребенка в «трудных» семьях, изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи, привитие ответственного отношения к воспитанию детей, «Семь Я» - формирование личностных ориентаций учащихся, касающихся культуры родителей, обогащение семей опытом по воспитанию детей.
ЦЕЛЬ: Приобщение родителей к воспитательному процессу;
Обогащение родителей опытом воспитания;
Подготовка учащихся к будущей семейной жизни;
Формирование системы ценностных семейных ориентаций и разумных
отношений в любви, дружбе, семейной жизни.
ЗАДАЧИ:
- Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
- Организация психолого-медико-педагогического просвещения родителей через систему родительского всеобуча.
- Организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитании детей, использование активных форм просветительской деятельности.
- Создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель-ученик-родитель».
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: семейный уклад и традиции семей, родительский дом, генеалогическое древо, семейные корни, авторитет отца и матери, духовное общение в семье, взаимоотношение братьев и сестер, младших и старших, отношения к старикам и больным, защищенность ребенка в семье.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- Приобщение детей к ценностям семейной культуры, на этой основе сформированность духовности и нравственности.
- Овладение учащихся культурой семейных отношений.
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Привлечение к активному участию родителей в общешкольных мероприятиях.
- Сокращение числа неблагополучных семей.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ
1-й раздел «Педагогическое просвещение родителей»
ЦЕЛЬ: вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями; формирование активной педагогической позиции родителей.
Формы работы: лекции, семинары, практикумы, конференции, открытые уроки и классные мероприятия, индивидуальные тематические консультации, педагогические дискуссии, родительские собрания, психолого-педагогическое просвещение родителей, создание школьного родительского комитета, участие в социологических опросах изучение психологической атмосферы семьи и семейных отношений.
2-й раздел «Сотрудничество»
ЦЕЛЬ: организация сотрудничества школы и семьи по вопросам формирования высоконравственных качеств и культуры поведения учащихся; организация совместного досуга родителей и детей через совместные дела, праздники, экскурсии и т.д.
Формы работы: вечера-встречи, дежурство во время проведения дискотек и вечеров, помощь в укреплении материально-технической базы, совместные творческие дела, совместные спортивные соревнования, игры, совместные туристические и краеведческие походы, участие в творческих конкурсах, интеллектуальный марафон родителей и детей.
3-й раздел «Работа с неблагополучными семьями»
ЦЕЛЬ: предупреждение правонарушений и преступлений;
укрепление дисциплины среди учащихся.
Формы работы: посещение семьи, вовлечение детей в кружковую работу, составление карт и паспортов семьи, организация досуга учащихся из неблагополучных семей на каникулах, диагностика девиантного поведения, пресс-конференция «Беседа за круглым столом по проблемам профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения, оформление стенгазеты для родителей, диагностика психологического климата в семье, тематические классные часы «О правах ребенка», круглый стол для родителей «Решение семейных конфликтов», практические рекомендации родителям по проведению детьми летнего отдыха, проверка жилищно-бытовых условий, индивидуальная работа психолога с трудными детьми.
4-й раздел «Семь Я»
ЦЕЛЬ: формирование культуры семейных отношений, способности быть хорошим семьянином и жить счастливой семейной жизнью.
Формы работы: ежедневные добрые дела «Улыбка в доме», беседы, устный журнал «Азбука семейной жизни», деловая игра, совместные встречи с медицинскими работниками по вопросам «Планирование семьи и ребенка», вечера, диспуты, тестирование, обсуждение статей в СМИ, составление родословного дерева.
ПЛАН РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
СРОКИ | НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ |
СЕНТЯБРЬ |
|
ОКТЯБРЬ |
|
НОЯБРЬ |
|
ДЕКАБРЬ |
|
ЯНВАРЬ |
|
ФЕВРАЛЬ |
|
МАРТ |
|
АПРЕЛЬ |
|
МАЙ |
|
Приложение 1.
Заповеди школьника
- Свято храни честь своей семьи.
- Люби свою семью и делай ее лучше.
- Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи.
- Проявляй заботу и участие к близким и далеким родственникам.
- Подари родителям радость.
- Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам свей семьи.
- Доброе дело - дороже богатства.
- Жизнь – это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.
Приложение 2
Тематика родительских лекториев
- Ваш малыш – школьник.
- Физическое здоровье ребенка – залог успешности учебной деятельности.
- Нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни.
- Внутренняя и внешняя культура ребенка.
- Игра в жизни ребенка.
- Культура общения с компьютером.
- Права и обязанности ребенка в семье, в школе, в социуме.
- Книга и ее роль в жизни семьи.
- Вредные привычки и как с ними бороться.
- Уже не дети, еще не взрослые.
- Половые различия и проблемы пола.
- Причины детских суицидов.
- Когда родители в разводе.
- Как избежать конфликтов в семье.
- Трудности школьного ученичества.
- Как научить ребенка любить и быть любимым?
- Хорошие родители. Какие они?
- Система воспитательной работы в школе глазами родителей.
- Свободное время и развлечения учащихся.
- Одаренный ребенок в семье.
Предварительный просмотр:
МБОУ КЫЗЫЛ-ЧЫРААНСКАЯ СОШ МР «ТЕС-ХЕМСКИЙ КОЖУУН РТ»
Утверждено директором школы:
________________ Эрендей А.В.
«____»______________ 2018 г.
Программа
Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
на 2021 - 2022 у.г.
С. АК-ЭРИК
Пояснительная записка
Социально-педагогическая защита обеспечивает физическую, психическую и нравственно-психологическую безопасность воспитанника в условиях образовательного учреждения; отстаивание его интересов и прав; создание материальных и нравственных условий для свободного развития его духовных и физических сил.
Основным направлением деятельности социального педагога школы является:
- Осуществление комплекса мероприятий по социально-правовой
защите личности обучающихся в школе;
- Изучение психолого-медико-педагогических особенностей
личности обучающихся и ее микросреды, условий жизни, профилактика правонарушений;
- Выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем,
конфликтных ситуаций, отклонений в поведении обучающихся и своевременное оказание им социальной помощи;
- Обеспечение сотрудничества с органами социальной защиты,
взаимодействие с представителями различных социальных институтов;
- Организация профориентационной работы, оказание помощи в
профессиональном самоопределении в соответствии с индивидуальными особенностями, склонностями, способностями обучающихся.
Используемые в работе нормативно-правовые документы:
- Конвенция о правах ребёнка (принята ООН 20.11.1989 г.)
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
- Гражданский Кодекс РФ
- Гражданский Процессуальный Кодекс РФ
- Семейный Кодекс РФ
- Жилищный Кодекс РФ
- Налоговый Кодекс РФ
- Трудовой кодекс РФ
- Уголовный кодекс РФ
- Федеральный Закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в законную силу с 24.07.2015 г.)
- Федеральный Закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О
дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
- Федеральный Закон от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
- Федеральный Закон от 16.04.2001 г. № 44-ФЗ «О
государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»
- Федеральный Закон от 24.07.1999 № 120-ФЗ «Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
- Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 г. № 423 «Об
отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»
17.Устав и локальные правовые акты школы-интерната;
- Должностные обязанности.
Функции социального педагога. Социальный педагог, оказывая социально-педагогическую помощь детям, подросткам, взрослому населению, выполняет следующие функции:
- аналитико-диагностическую
- прогностическую
- организационно-коммуникативную
- коррекционную
- координационно-организаторскую
- функцию социально-педагогической поддержки и помощи воспитанникам
- охранно-защитную
- социально-профилактическую
Цель программы: организация социально-педагогического сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте от 18 лет в условиях воспитательно-образовательного процесса.
Задачи программы:
- создание благоприятных условий для развития личности ребенка:
физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального
- обеспечение социальной защиты, охрана прав и интересов
воспитанников
- обеспечение гарантий соблюдения конституционных прав
воспитанников школы-интерната при решении жилищных проблем
- взаимодействие с социальными партнерами (учреждениями,
имеющими отношение к защите прав детей)
- оказание юридической и социальной поддержки выпускникам в
первые годы самостоятельной жизни
Предполагаемый результат. Социализация учащихся: гражданское
самосознание, общественная позиция, профессиональное самоопределение, потребность в самообразовании и активной творческой деятельности. Увеличение числа выпускников, обеспеченных жильем, трудоустроенных по востребованным на рынке труда специальностям.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
- Организационная работа: социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем учащихся (проверка личных дел учащихся на наличие необходимых документов, определение круга социальных проблем каждого учащегося).
- Защита и охрана прав детей: использование комплекса правовых норм, направленных на защиту прав и интересов учащихся (защита жилищных прав и охрана имущественных, оформление пенсий по потере кормильца, открытие лицевых счетов ведение наследственных дел, участие в судебных процессах в роли защитника прав ребенка).
- Работа с учреждениями и ведомствами, имеющими отношение к охране прав детей: установление контакта с представителями
государственных органов управления, общественных объединений, со всеми организациями, в которых необходимо представлять интересы обучающихся и выпускников (с отделами опеки и попечительства, пенсионным фондом и органами по социальной защите населения, со службами судебных приставов по вопросам о взыскании алиментов с родителей, уклоняющихся от участия в воспитании и содержании детей, с районными отделами Управления Федеральной Миграционной службы РФ, с КДН и ЗП, ПДН, с прокуратурой по соблюдению закона о несовершеннолетних).
- Изучение психолого-медико-педагогических особенностей детей: наблюдение поведения учащихся, выявление особенностей психического развития; раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся; отслеживание динамики развития ребенка; беседы с воспитанниками и педагогами по проблемным вопросам.
- Пропаганда правовых знаний: организация системы профилактических мер по предупреждению отклоняющегося поведения у детей и подростков; влияет на формирование их нравственно-правовой устойчивости (встречи учащихся школы с работниками правоохранительных органов, социальной защиты, службы занятости населения и др.)
- Повышение профессиональной компетенции: изучение законов, поправок, изменений; участие в семинарах и т.д.
- Мониторинг работы социального педагога: Анализ социально-
педагогической деятельности за год, выявление недоработок; составление плана на будущий учебный год с учётом недоработок прошлого года.
ПЛАН РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа социального педагога
Данная рабочая программа будет полезна не только социальным педагогам шкоол, но и классным руководителям, заместителям директора по воспитательной работе. в программе отражено содержание, тематическое...
Рабочая программа социального педагога
Материал включает в себя цели и задачи работы социального педагога в школе, план работы школьного совета профилактики, план совместной работы социального педагога с классными руководителями и работу п...
Рабочая программа социального педагога
Социальный педагог – сотрудник школы, который создаёт условия для социального и профессионального саморазвития учащихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с у...
Рабочая программа социального педагога
Рабочая программа социального педагога...
Рабочая программа социального педагога.
Рабочая программа социального педагога....
Рабочая программа социального педагога
В течение последних лет мы можем наблюдать усиление роли образовательных и воспитательных учреждений в решении жизненных проблем ребёнка. Любое государственное учреждение, в стенах которого нахо...
Рабочая программа социального педагога
Рабочая прграмма социального педагога...