Социальный проект "Будущее за нами"
проект на тему

Щеголева Виктория Петровна

Проект по профилактике правонарушений среди детей и подростков МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №7 имени А.С. Пушкина» - «Будущее за нами».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnyy_proekt_budushchee_za_nami.docx137.17 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 7 ИМЕНИ А.С.ПУШКИНА»

Российская Федерация, 305001, Курская область, г. Курск, ул. Дзержинского, 95

тел.: 52-95-61, факс: 52-95-61, e-mail: kurskschool7@mail.ru

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Будущее за нами»

Автор проекта:

Щеголева В.П. – социальный педагог

Курск 2013

Краткая информационная справка об общеобразовательном учреждении.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №7 имени А.С. Пушкина» города Курска расположена в центре города на ул. Дзержинского. Организация педагогического процесса, расписание занятий и режим функционирования школы определяются требованиями и нормами Санитарно-эпидемиологических правил. Школа работает в режиме 6-дневной рабочей недели, начальные классы в пятидневном режиме. Продолжительность  урока – 40 минут. Среднее количество уроков в день: 1 ступень – 4-5 уроков; 2 ступень – 5-6 уроков; 3 ступень – 6 уроков. В школе I ступени действует группа продлённого дня, работающая соответственно до 18 часов. Школа работает в 2 смены: с 8.00 до 12.50 ч. и с 13.30 ч. до 18.05 ч.

Количество обучающихся  - 835 человек.

Из них воспитываются в многодетных семьях - 31 человек.

В неполных семьях - 149 человек.

Детей - инвалидов - 5 человек.

Детей, стоящих на внутришкольном контроле - 6 человек.

Дети, находящиеся под опекой – 6 человек.

Дети из малоимущих семей – 34 человека.

Неблагополучные семьи – 1.

Образовательное учреждение располагает квалифицированными кадрами, среди которых 2 заслуженных учителя РФ, 23 отличника Просвещения и Почетных работников общего образования РФ, 24 учителя высшей категории, 25 учителей первой категории, 1 кандидат наук, 5 победителей конкурса лучших учителей России в рамках ПНПО, 9 лауреатов городской премии педагогического мастерства «Признание», 5 победителей и участников конкурса педагогического мастерства «Учитель года».

Образовательный процесс осуществляется в 27 учебных кабинетах, кабинете музыки,  комнате для занятий физической культурой площадью 100 кв.м., на спортивной площадке, площадью 200 кв. м., мастерской со столярными и слесарными станками, кабинете обслуживающего труда, компьютерных классах. В школе есть актовый зал на 100 мест (100 кв.м.), медицинский кабинет, библиотека с книжным фондом 14 243 экземпляров, буфет на 50 посадочных мест.

Методическая тема МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №7 имени А.С. Пушкина» 2012-2013 учебного года: «Формирование ключевых образовательных компетентностей обучающихся через освоение системно-деятельностного подхода к обучению, воспитанию, развитию».

В 2012-2013 учебном году МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №7 имени А.С. Пушкина» работает над следующей методической проблемой педагогического коллектива: «Компетентностный подход в учебно-воспитательном процессе – основной способ повышения качества образования».

  1. Информационная карта Проекта.

  1. Наименование Проекта.

Проект по профилактике правонарушений среди детей и подростков МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №7 имени А.С. Пушкина» - «Будущее за нами».

  1. Адресная направленность.

Обучающиеся различных категорий МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №7 имени А.С. Пушкина» и их семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

  1. Цели и задачи Проекта.

Цели проекта:

  • обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами правонарушений среди подростков, их социальной реабилитации в современном обществе;
  • создать условия для эффективного функционирования и укрепления системы профилактики правонарушений.

Для создания и достижения указанных целей Проектом предусматривается решение следующих задач:

  • раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;
  • повышение уровня воспитательно-профилактической  работы с подростками в образовательном учреждении;
  • защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся;
  • осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;
  • осуществление  консультативно-профилактической работы  среди обучающихся,   педагогических  работников, родителей;
  • консолидация образовательных, воспитательных, культурных информационных ресурсов местного сообщества в систему профилактических мер, направленных на обеспечение безопасности личности, охрану прав, повышение уровня правосознания детей и подростков;
  • повышение доверия подростков к работе правоохранительных   органов, формирование позитивного общественного мнения о правоохранительной деятельности и результатах противодействия нарушениям общественного порядка;
  • совершенствование системы летнего досуга, отдыха и занятости несовершеннолетних и молодежи;
  • взаимодействие усилий всех организаций и учреждений для развития системы охраны общественного порядка и системы профилактики правонарушений;
  • развитие системы социальной профилактики правонарушений, направленной на активизацию борьбы с пьянством, алкоголизмом, наркоманией, преступностью, безнадзорностью, беспризорностью несовершеннолетних;
  • совершенствование нормативной правовой базы по профилактике правонарушений;
  • выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

  1. Сроки реализации Проекта.

        

Продолжительность Проекта – 2 учебных года (2013-2014, 2014-2015).

  1. Краткое описание мероприятий.

Проект содержит 4 блока деятельности: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с обучающимися, профилактическая работа с родителями.

Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».

Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных и вредных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.

Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска».

Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности.

Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути. Работа выстраивается в несколько этапов:

Этап

Содержание

Изучение подростка и окружающей его среды.

Диагностика подростка

Обеспечение психологической готовности подростка к изменению.

Беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности.

Накопление подростком нравственно-положительных качеств, поступков.

Стимулирование положительных поступков, изменений, профориентационная работа.

Самовоспитание

Поддержка подростка в процессе самовоспитания.

 

Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета профилактики школы.

Проект реализует администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, социальный педагог. В целях профилактики безнадзорности в школе работают разнообразные кружки и секции.

  1. Ресурсное обеспечение.

Финансирование Проекта осуществляется за счет привлечение внебюджетных средств, спонсорской помощи (партия «Единая Россия», депутаты Курского городского собрания Гладких Р.Е., депутат Курского городского собрания Бессонов Ю.В.).

Ресурсное обеспечение ОУ: актовый зал, спортивный зал, кабинет музыки, кабинет информатики, приспособленная спортивная площадка, медицинский кабинет, периодические издания: газета «Школьная Одиссея» и альманах «Пушкинец», кабинет психолога, кабинет заместителя директора по воспитательной работе, библиотека, уголок боевой славы, классные кабинеты, школьное телевидение, сайт школы: www//pushkin7.ucoz.ru.

        Трудовые ресурсы – органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Партнёры Проекта.

Комитет образования города Курска, Отдел образования, опеки и попечительства над несовершеннолетними Администрации Центрального округа города Курска, Курская епархия Русской Православной церкви, Управление охраны общественного здоровья города Курска, Комитет по делам молодёжи и туризму Курской области, УФСКН, ОП – 4, Управление по физической культуре и спорту города Курска, Комитет по молодежной, семейной и демографической политике города Курска, Управления культуры города Курска, наркологический диспансер, ОГУК «Курская областная научная библиотека имен Н.Н.Асеева».

Бенефициары Проекта.

В успешной реализации проекта могут быть заинтересованы представители разных групп общественности. Среди бенефициаров проекта:

  1. Обучающиеся школы.
  1. Родители обучающихся.
  1. Учителя, классные руководители.
  1. Администрация ОУ.
  1. Государство.

  1. Сведения о разработчике.

        Щеголева Виктория Петровна – социальный педагог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №7 имени А.С. Пушкина» города Курска работает в ОУ с 2009 года. В 2000 году закончила «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина». За время работы в должности «социального педагога» ею были разработаны и реализовываются на данный момент воспитательная программа «Будущее для всех», «Программа антинаркотического воспитания в школе через учебные предметы», «Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования».

        Также разработчик участвует вместе с детьми различных категорий в реализации городских целевых воспитательных программах «Мы можем все!», «Спасибо, нет!», «Касается каждого», по итогам которых имеет грамоты и призовые места.

  1. Описание Проекта.

  1. Анализ положения детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Основой разработки данного проекта по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних  является социальная неустроенность несовершеннолетних, неблагополучие в семьях, отсутствие материальных средств и возможности трудоустроиться. Характеризуя семьи, относящиеся к группе «риска», можно отметить ряд неблагополучных факторов:

  • социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия);
  • медико-социальные факторы (экономически неблагоприятные условия, либо хронические заболевания родителей, пренебрежение санитарно-гигиеническими требованиями);
  • социально – демографические факторы (неполная семья, многодетная,  семьи с повторным браком и сводными детьми, семьи с опекаемыми детьми);
  • социально-психологические факторы (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей, детей, педагогической несостоятельности родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями).

Наличие того или иного фактора социального риска в большинстве означают возникновение социальных отклонений в поведении детей, рождают беспризорность и преступность среди несовершеннолетних и требуют к себе повышенного внимания всех субъектов профилактики.

В связи с этим социально-педагогической службой МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №7 имени А.С. Пушкина» в начале каждого учебного года проводится работа по формированию банка данных детей различных категорий.

Проведем сравнительный анализ базы данных ОУ 2010-2011, 2011-2012 и 2012-2013 учебных годов:

Несмотря на то, что численность обучающихся некоторых категорий снижается, работа по профилактике правонарушений и преступлений среди детей и подростков продолжается, ведь данная проблема становится наиболее актуальной, так как появляется немало подростков, оказывающихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, бюджет которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, в результате чего они, как правило, предоставлены сами себе.

Положение детей имеет важнейшее значение для демографического развития, экономики, воспроизводства населения и трудовых ресурсов, других процессов развития страны. Наиболее тревожным является распространение социального сиротства, безнадзорности и беспризорности детей, различных форм насилия в отношении детей и их эксплуатации, рост подростковой преступности, низкий уровень жизни семей с детьми.

Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной  социально-экономической и духовно-нравственной ситуации, в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:

  • рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
  • массовые нарушения прав детей;
  • рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;
  • омоложение преступности;
  • увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении (неблагополучные отношения в семьях при полном отсутствии контроля со стороны родителей);
  • распространение культа силы (большинство преступлений, совершаемых подростками, готовятся и продумываются заранее, характеризуются дерзостью замысла, корыстной направленностью, агрессивностью, жестокостью);
  • педагогическая запущенность;
  • нежелание несовершеннолетнего учиться или работать, проблемы с трудоустройством;
  • наличие психических отклонений.

Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости  совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Анализ правонарушений, беседы с подростками, анкетирование показывает, что правонарушения в основном совершаются во внеурочное время.

Логика профилактики подсказывает необходимость создания  и дальнейшего развития в школе условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно, также повышения уровня общественной безопасности, дальнейшего укрепления общественного порядка. Сегодня необходимы не отдельные разрозненные попытки, пусть     и программного характера, а целая система продуманных и планомерных решений, направленная на выявление, нейтрализацию, ослабление и устранение причин и условий современной преступности.

С целью  систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики и был создан данный проект профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Хотелось бы отметить, что необходимым условием для обеспечения безнадзорности и правонарушений является исполнение федерального закона от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

  1. Основные понятия.

  • несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;
  • безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;
  • несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении  - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
  • антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, спиртных напитков, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;
  • семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
  • индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
  • бенефициары – лицо, которому предназначен денежный платеж, получатель денег, выгоды, прибыли, доходов;
  • беспризорность - особое социальное положение несовершеннолетнего, характеризующееся:
  • отсутствием постоянного места жительства (бездомностью);
  • разрывом отношений с родителями (лицами, их заменяющими), родственниками, педагогами, воспитателями и т.п.;
  • отчуждением от всех институтов социализации личности детей и подростков (семьи, учебно-воспитательных, досуговых, медицинских и т.п. учреждений);
  • незанятостью общественно полезным трудом (учебой, работой);
  • демогра́фия — наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению;
  • профориентация - система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии (с учётом особенностей личности), на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве;
  • ПАВ - природные или синтетически вещества, оказывающие стимулирующее или депрессивное воздействие на центральную нервную систему человека; группа лекарственных веществ с преимущественным влиянием на психику;
  • суицид – сознательный отказ человека от жизни, связанный с действиями, направленными на ее прекращение. Является одной из наиболее крайних форм отклоняющегося (девиантного) поведения;
  • девиантное поведение - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам: девиантное поведение может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм, это указывает на необходимость формирования нравственных привычек в относительно раннем возрасте;
  • дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи. К этой категории относятся дети, оставшиеся без попечения родителей;  дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями  здоровья; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях;  дети с отклонениями в поведении;
  • «группа риска» – категория людей, которые в силу своего социального положения и образа жизни не только подвержены опасным отрицательным воздействиям, но и представляют угрозу нормальной жизнедеятельности общества;
  • мониторинг - процесс наблюдения и регистрации данных о каком-либо объекте на неразрывно примыкающих друг к другу интервалах времени, в течение которых значения данных существенно не изменяются;
  • жестокое обращение с детьми – причинение физического или психологического ущерба ребенку в результате намеренных действий или небрежного обращения. Физическое жестокое обращение – это намеренное применение физической силы, чтобы причинить ущерб, травму или убить ребенка;
  • дезадаптация – процесс, при котором оказывается невозможным обучение по школьной программе, соответствующей интеллектуальным способностям ребенка, или пребывание в школе, согласующееся с принятыми дисциплинарными нормами.

  1. Принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

  • законность действий;
  • демократизм;
  • гуманное обращение с обучающимися;
  • поддержка семьи и взаимодействия с ней;
  • индивидуальный подход к несовершеннолетним;
  • конфиденциальность;
  • сочувствие

  1. Формы работы.

  • диагностика;
  • индивидуальные и групповые консультации;
  • совет профилактики школы;
  • лекции, как с администрацией школы, так и с приглашением специалистов различных профилактических учреждений;
  • круглые столы;
  • классные часы;
  • литературные гостиные;
  • тематические вечера;
  • спортивные состязания;
  • тренинги;
  • диспуты;
  • ролевые и деловые игры;
  • родительские собрания;
  • чтение художественной литературы с последующим обсуждением;
  • просмотр видеофильмов и телепередач и их анализ;
  • решение проблемных ситуаций;
  • организация «родительского всеобуча»;
  • работа по профориентации;
  • коррекция;
  • реабилитация;
  • профилактика.

  1. Методы работы.

  • дискуссия;
  • анкетирование;
  • беседы;
  • наблюдение;
  • рассуждение;
  • убеждение;
  • художественная аналогия;
  • экспериментирование;
  • проектная форма;
  • «аукцион профессий»;
  • рефлексия.

  1. Технология работы.

Технология работы Проекта заключается в систематизации методов, форм, которые позволяют своевременно выявить и предотвратить правонарушения среди обучающихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №7 имени А.С. Пушкина».

Для эффективной работы проводится мониторинг с использованием следующего материала:

  • А К Т

обследования материально - бытовых условий несовершеннолетнего

_______________________________________________________________

по адресу _______________________________________________________

“_______” __________________ 20   г.                                             г. Курск

Мы, нижеподписавшиеся: ___________________________________________

обследовали материально - бытовые условия подростка по поводу

__________________________________________________________________

Дата рождения _______________   Место учебы, работы _________________

Сведения о родителях ______________________________________________

Обстановка в семье в момент посещения:  _____________________________

Показания соседей о подростке: ______________________________________

Вывод: ____________________________________________________________

Подписи лиц, обследовавших

материально - бытовые

условия несовершеннолетнего:                                        ________________

  • Карта неблагополучной семьи

1. Ф.И.О. ребенка, проживающего в неблагополучной семье_____________________________________________________________

2. Дата рождения ___________________________________________________

3. Адрес проживания семьи, телефон __________________________________

4. Мать (Ф.И.О., дата рождения, образование, место работы, должность, размер зарплаты, рабочий телефон)__________________________________________________________

5. Отец (Ф.И.О., дата рождения, образование, место работы, должность, размер зарплаты, рабочий телефон) ___________________________________

6. Дети (Ф.И.О., дата рождения, где учатся, что посещают) __________________________________________________________________

7. Сведения о других членах семьи ____________________________________

8. Условия проживания (краткая характеристика жилья; условий, созданных для несовершеннолетних; наличие необходимой по сезону одежды, продуктов питания) ________________________________________________

9. Даты обследования семьи _________________________________________

10. Необходимая помощь (ремонт (ЖЭУ), материальная (органы социальной защиты, благотворительные организации), медицинская, психологическая)

__________________________________________________________________

11. Формы работы с семьей (посещения на дому, приглашения на Совет помощи семье и детям, КДН, привлечение к работе в классе, школе и другое) __________________________________________________________________

        Социальный педагог_______________________________

  • Бланк беседы с родителями

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 7 имени А.С. Пушкина» города Курска.

«___»  _____________     20 ____ г.                                        №   _____________

Ф.И.О. родителей  

Мама _____________________________________________________________

                                                                                ________________

                                                                                        (подпись)

Папа ______________________________________________________________                                                                                _______________

                                                                                        (подпись)

Ф.И.О. (ребенка, класс) _____________________________________________

                                                                                 ______________                                                                                                     (подпись)

Причина беседы с родителями ________________________________________

__________________________________________________________________

Присутствовали:       ______________            _________________________

                              ______________            _________________________

  • Карта

социального сопровождения семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации и нуждающейся в социальной помощи

Дата постановки на социальный патронаж _________________________

  1. Сведения о ребенке.

Фамилия _________  Имя____________ Отчество __________________

Дата рождения __________________

Учреждение образования (д/с, школа, др.) _______________________________  класс ___________________

Адрес проживания ____________________________________________

Стоит ли на учете в ПДН-ОМ, КДН (с какого времени)______________

  1. Сведения о родителях.

Тип семьи (категория_________________________________________

Ф.И.О. матери ______________________________________________

Дата рождения ________________________________________________

Адрес по прописке __________________телефон _________________

фактический ___________________ телефон _____________________

Образование ________________________________________________

Место работы ___________  должность телефон __________________

Ф.И.О. отца __________________________________________________

Дата рождения ________________________________________________

Адрес: по прописке __________________ телефон _________________

фактический __________________________ телефон ________________

Образование _________________________________________________

Место работы ______ должность________ телефон ________________

  1. Социальная характеристика семьи.

Жилищные условия ___________________________________________

Отношение родителей к воспитанию и обучению несовершеннолетнего

_____________________________________________________________Общий доход семьи / на 1 члена семьи ___________________________

Основные проблемы, в решении которых необходима помощь __________________________________________________________

План работы _________________________________________________

        Социальный педагог ______________________________                

  • Индивидуальная учетная карта подростка

Дата заполнения ____________ Дата рождения _________________________

Школа № _____________________ Класс _______________________________

Ф.И.О. ____________________________________________________________

Адрес: ____________________________________________________________

Телефон: домашний _______________________ рабочий _________________

Учет: КСППП, ОППН, школа, наркодиспансер, ОМ, другое ______________

Постановка: _____________________________________________________

Снятие: ________________________________________________________

  1. Здоровье __________________________________________________
  2. Поведение: в школе _________________________________________

в семье ___________________________________________

  1. Степень сознательности по отношению к учебе ____________________
  2. Стиль классного руководства __________________________________
  3. Отношение к педагогическому воздействию _______________________
  4. Общественная активность ______________________________________
  5. Отношение к коллективу _______________________________________
  6. Степень включенности в общении с одноклассниками ______________
  7. Тип семьи __________________________________________________
  8.  Сведения о родителях (Ф.И.О., образование, место работы, должность, доход семьи):

Мать ________________________________________________________

Отец  ________________________________________________________ Другие родственники __________________________________________

Дети (имя, дата рождения, место учебы, работы): ___________________

Жилищно-бытовые условия _____________________________________

Образ жизни семьи __________________________________________

Стиль семейного воспитания __________________________________

  1.  Роль ребенка в семье __________________________________________
  2.  Где занимается _______________________________________________
  3. Роль ребенка в семье ___________________________________________
  4.  Где занимается _______________________________________________

  • Представление на постановку обучающегося на ВШУ

 

Фамилия __________________________________________________________

Имя ______________________________________________________________

Отчество __________________________________________________________

____________________класса ____________________год рождения ________

За ________________________________________________________________

а также по представлению ___________________________________________

                                                    органов социальной защиты,

__________________________________________________________________

опеки (попечительства)

считаем необходимым обучающегося__________________________________

_____________________________________________________________класса

поставить на внутришкольный учет обучающихся,  находящихся в социально- опасном положении.

Заместитель директора по ВР _____________________________________                          

Классный руководитель ________________________________________

Психолог ____________________________________________________                                                                  

Социальный педагог ___________________________________________                                                  

  • Характеристика

«трудного» подростка

Фамилия, имя, отчество______________________________________________

Год рождения_____________        Класс_____________________

Классный руководитель______________________________________________

1. Состояние здоровья и развития обучающегося:

1. Общая оценка здоровья обучающегося______________________________

2.Признаки повышенной нервозности: отсутствуют, повышенная утомляемость, повышенная работоспособность, подавленное настроение, повышенная возбудимость, вспышка гнева, агрессивность по отношению к сверстникам, агрессивность по отношению к учителям, отказ от контактов, общих дел, склонность к разрушительным действиям, садизм и другие признаки__________________________________________________________

3. Патологические влечения:

  • курит (не курит, эпизодически, систематически);
  • употребляет спиртные напитки (не употребляет, эпизодически, систематически);
  • употребляет токсико – нарковещества (не употребляет, употреблял однократно, систематически);

4. Состоит на диспансерном учёте (по какому поводу)______________________

2. Психологическая атмосфера семьи:

  • благоприятная;
  • неблагоприятная;
  • крайне неблагоприятная.

1. Данные о родителях:

  • образование____________________________________________________
  • профессия, место работы_________________________________________

2. Другие члены семьи_________________________________________________

3. Тип семьи:

  • благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания), но отсутствует единство требований; ребёнок безнадзорен; жестокое обращение; имеют место систематические физические наказания; низкая осведомленность об интересах и поведении ребёнка вне школы;
  • нравственно неблагополучная (асоциальная; родители ведут аморальный образ жизни: пьянствуют, тунеядствуют, содержат притон, воспитанием детей не занимаются);
  • конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные конфликты, родители повышенно раздражительны, жестоки, нетерпимы).

4. Характеристика взаимоотношений родителей с ребёнком:

  • семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребёнка);
  • чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребёнка, ограждение от трудностей, забот, усилий);
  • попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребёнка, пассивность, признание полной автономии ребёнка);
  • сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радостей, горя и т.д.).

5. Организация режима труда и отдыха:

  • обязанности ребёнка в семье______________________________________
  • соблюдение режима дня__________________________________________
  • кто и в какой степени помогает и контролирует выполнение домашнего задания______________________________________________________________
  • как организованно общение учащегося в семье во время досуга, летнего отдыха, отпуска родителей_____________________________________________

3. Особенности учебной деятельности:

1.Успеваемость обучающегося_________________________________________

2.Отношение к учебе: положительное, нейтральное, отрицательное.

3.Интеллектуальные возможности обучающегося: высокие, средние, низкие.

4.Мотивы учения: познавательный интерес к предметам, осознание необходимости учиться в школьном возрасте, стремление получить отметку, заслужить одобрение взрослых, стремление избежать наказание, стремление к самоутверждению в группе сверстников.

4. Положение в классном коллективе, отношение к коллективу:

1. Позиция в коллективе: лидер, предпочитаемый, отвергаемый, изолированный.

2. Окружение (с кем из класса наиболее близок). Характер взаимного влияния

3. Взаимоотношения с одноклассниками__________________________________

4.  Манера, стиль общения с окружающими:

  • доминантный стиль (уверен в себе, стремится навязать своё мнение; легко перебивает, но не даёт перебить себя; нелегко признаёт свою неправоту);
  • не доминантный стиль (застенчив, устойчив, легко признаёт себя неправым, нуждается в поощрении при разговоре);
  • экстраверт (постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, любопытен, открыт, полон внимания к окружающим);
  • интроверт (не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре немногословен).

5. Отношение к общественному мнению__________________________________

5. Отношение к общественной деятельности

 и общественно -  полезному труду

1. Отношение к общественным поручениям_______________________________

____________________________________________________________________

2. Выполнение общественных поручений: добросовестное, недобросовестное, по настроению, «под нажимом», с инициативой.

3. Отношение к трудовым делам класса___________________________________

4. Отношение к физическому труду______________________________________

5. Отношение к общественному имуществу_______________________________

6. Направленность интересов:

1.Проявляет интерес к следующим видам деятельности: физический, умственный, технический труд; общественно – политическая, организаторская, художественная спортивная деятельность.

2. В каких кружках (секциях) состоит, состоял_____________________________

3. Кругозор: посещает ли и насколько часто театры, музеи, выставки; каковы читательские интересы________________________________________________

7. Особенности сферы свободного общения обучающегося:

1. Какое количество времени уделяется «уличному» общению в течение недели; часы вечернего прихода домой__________________________________________

2. С кем имеет дружеские отношения вне класса, каково их влияние на обучающегося _______________________________________________________

3. Постоянное или предпочитаемое место «уличного» общения______________

4. Чем предпочитает заниматься в процессе «уличного» общения_____________

8. Самооценка личности:

1. Уровень самооценки:

  • адекватная (правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, личные возможности и достижения);
  • завышенная (некритичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения);
  • заниженная (излишне самокритичен, недооценивает свои положительные качества и личные достижения).

2. Какими бы чертами хотел обладать, от каких бы хотел избавиться?_________

9. Особенности поведения

1. Положительные поступки обучающегося. Как часто они совершаются. Возможные мотивы их совершения______________________________________

2. Отрицательные поступки, их проявления (эпизодически, систематически), их характер (грубость, драки, опоздания на уроки, нарушение дисциплины, отказ от выполнения требований, поручений; не работает в классе на уроках и др.)___

____________________________________________________________________

3. Правонарушения: воровство, вымогательство у младших и слабых, избиение младших и слабых, жестокое обращение с животными, проявление садистских склонностей, грубые нарушения общественного порядка (хулиганство).

4. Отношение к своим поступкам: равнодушен, переживает, оправдывает, осуждает.

5.Как относится к мерам педагогического воздействия: с ожесточением, равнодушно, понимает и старается выполнить требования.

6. Состоит на учёте в КДН\ ВШК.

  • Листок беседы с обучающимся

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №7 им. А.С. Пушкина»

«____» ______________ 20 ____ г.                                         № ______

Ф.И.О. обучающегося, класс ____________________________________

Причина беседы  с обучающимся ________________________________

__________________________________________________________

Присутствовали:        ________________         /_____________________/

  • График индивидуальных консультаций со специалистами различных профилактических учреждений (КДН, ПДН, медицинские работники) для отдельных категорий обучающихся.

Учет обращений родителей, учителей, обучающихся и разрешение поставленных ими проблем (конфиденциальная информация).

Дата

Ф.И.О.

Категория клиента (обучающихся, родитель, учитель)

Краткое содержание проблемы

Рекомендации, время следующей встречи

        Социальный педагог __________________________________

  1. Описание мероприятий Проекта.

Организационная работа:

  • планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно с ПДН;
  • организация работы школьного Совета профилактики;
  • проведение тематических педагогических советов;
  • педагогический всеобуч для  родителей;
  • социально-педагогическая работа с детьми  «группы риска»;
  • составление социального паспорта классов, школы;
  • ведение картотеки обучающихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учёте, карты семьи;
  • проведение акции «Всеобуч» (посещение семей микрорайона школы, выявление обучающихся, не посещающих школу).
  • выявление и постановка на учёт детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.

Диагностическая работа:

  • анкетирование обучающихся 5-11-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ;
  • анкетирование обучающихся с целью выявления намерений по окончанию школы и дальнейших жизненных планов (7-11 кл.);
  • проведение диагностических методик изучения личности обучающегося: памятные даты моей жизни, моё состояние, блиц-опрос, самореклама, готовность к саморазвитию, сочинение и др.;
  • заполнение карты здоровья обучающихся.

Профилактическая работа со школьниками:

1 направление:

Предупредительно-профилактическая деятельность:

  • реализация системы  воспитательной работы школы;
  • проведение мероприятий совместно с ПДН;
  • классные часы по пожарной безопасности;
  • организация правового всеобуча;
  • профориентационная работа;
  • проведение бесед по профилактике употребления психоактивных веществ.

Организация досуговой деятельности обучающихся «группы риска»:

  • вовлечение обучающихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;
  • охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года;
  • оказание помощи в трудоустройстве в летний период на предприятиях города;
  • привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам.

     2 направление:

Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением.

Работа в этом направлении предполагает:

  • выявление причин отклонений в поведении;
  • беседы социального педагога,  классного руководителя, администрации школы с подростком;
  • приглашение на школьный  Совет по профилактике правонарушений;
  • беседы инспектора ПДН;
  • вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
  • направление ходатайств в КДН;
  • проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.

Профилактическая работа с родителями:

  • вовлечение в работу классных родительских комитетов;
  • привлечение родительской общественности в состав школьного Совета по профилактике правонарушений;
  • «День открытых дверей» для родителей;
  • привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий;
  • привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий;
  • выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный контроль;
  • посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении, направление ходатайств в КДН;
  • проведение родительского всеобуча:

Тема

Содержание

Профориентация школьников.

  • профориентация, её цели и задачи;
  • правильный и ошибочный выбор профессии;
  • занятость населения, ситуация на местном рынке труда;
  • важность самостоятельного и обоснованного выбора профессии вашим ребёнком.

Профилактика употребления ПАВ.

  • ПАВ и его влияние на организм ребенка;
  • как определить, что ребёнок начал употреблять ПАВ;
  • устойчивость подростка в обществе;
  • семейные конфликты - причина употребления подростком ПАВ;
  • как контролировать эмоциональное состояние ребёнка,
  • половые особенности подростков в системе профилактики ПАВ.

Профилактика правонарушений и преступлений.

  • права и обязанности семьи;
  • права, обязанности и ответственность родителей;
  • нравственные уроки семьи - нравственные законы жизни;
  • права и обязанности ребёнка в семье, в школе, в социуме;
  • причина детских суицидов;
  • досуговая деятельность обучающихся.

Организация консультаций специалистов: психологов, педагогов, медицинских работников, инспектора ПДН для родителей.

Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения.

Использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы, встречи с интересными людьми и другое.

Планируемые результаты:

1 блок

 

  • разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений;
  • создать банк данных по обучающимся и семьям «группы риска».

2 блок

 

  • получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи;
  • получение информации о «вредных» привычках обучающихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи;
  • получение информации о состоянии здоровья обучающихся.

3 блок

 

  • сформировать у обучающихся здоровый образ жизни;
  • сформировать твердую жизненную позицию ребёнка.

4 блок

 

  • создание приоритетного родительского воспитания;
  • организация педагогического просвещения родителей;
  • построение демократической системы отношений детей и взрослых как в семье, так и в коллективе.

  1. Критерии эффективности Проекта.

Данный проект является элементом деятельности по социально-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса. Основными критериями эффективности проекта являются:

  • создание единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами правонарушений среди подростков, их социальной реабилитации в современном обществе;
  • создание условий для эффективного функционирования и укрепления системы профилактики правонарушений;
  • тенденция к снижению правонарушений обучающихся, количество семей, находящихся в социально-опасном положении и в тяжело-жизненной ситуации.

  1. Ожидаемые результаты.

Предполагается, что реализация мероприятий, предусмотренных Проектом, позволит:

  • сократить число правонарушений среди несовершеннолетних;
  • повысить эффективность социально-реабилитационной работы с дезадаптированными, совершающими противоправные действия детьми и подростками;
  • вовлечь малоактивных обучающихся во внеурочную деятельность и общешкольные праздники;
  • привлечь к совместной деятельности по предупреждению правонарушений предприятия, учреждения, организации всех форм собственности, а также общественные объединения;
  • обеспечить развитие нормативно-правовой базы  профилактики правонарушений;
  • улучшить информационное обеспечение деятельности местных органов самоуправления и общественных объединений по обеспечению охраны общественного порядка на территории ОУ;
  • выработать коммуникативные навыки для адаптации в социуме и утверждения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации среди сверстников.
  1. Нормативно-правовая база.

  1. Конвенция о правах ребенка.
  2. Конституция Российской Федерации.
  3. РФ ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  4. Закон Курской области от 17.02.2000 г. № 13-ЗКО «Об образовании в Курской области».
  5. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (с изменениями).
  6. Семейный кодекс Российской Федерации.
  7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  8. Целевая программа «Духовно-нравственное воспитание детей в образовательных учреждениях города Курска»  на 2012-2014 гг. от 08.11.2010 г. № 293.
  9. ФЗ от 10.07.2001 № 87 «Об ограничении курения табака».
  10. Письмо Федерального агентства по образованию от 24.11.2005 г. № 14 11 272 03 «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях».
  11. ФЗ от 29.12.2010 г. № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
  12. Национальная доктрина образования в РФ 2000-2025 г.
  13. Конвенция профилактики злоупотребления психоактивных веществ в образовательной среде. Приказ МНО РФ № 619 от 28.02.00 г.
  14. Федеральный закон об ограничении курения табака от 10.06.01 г. № 87-03.
  15. Законы Российской Федерации:
  • «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.1996 г. № 12-ФЗ в редакции Федеральных законов от 16.11.1997 г. № 144-ФЗ, от 20.06.2000 г. №102-ФЗ, от7.08.2000 г.№ 122-ФЗ, от 27.12.2000 г. № 150-ФЗ, от 30.12.2001 г. № 194-ФЗ, от 13.02.2002 г. № 20-ФЗ, от 21.03.2002 г. № 31-ФЗ, от 25.06.2002 г. № 71-ФЗ, от 25.07.2002 г. № 112-ФЗ, от 24.12.2002 г. № 176-ФЗ, от 10.01.2003 г. № 11-ФЗ, от 7.07.2003 г. № 123-ФЗ, от 8.12.2003 г. № 169-ФЗ, от 23.12.2003 г. № 186-ФЗ, от 5.03.2004 г. № 9-ФЗ.
  • «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6.10.1999 г. № 184-ФЗ в ред. Федеральных законов от 29.07.2000 г. № 106-ФЗ, от 08.02.2001 г. № 3-ФЗ, от 07.05.2002 г. № 47-ФЗ, от 24.07.2002 г. № 107-ФЗ, от 11.12.2002 г. № 169-ФЗ, от 04.07.2003 г. № 95-ФЗ, от 19.06.2004 г. № 53-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 г. № 10-П, от 12.04.2002 г. № 9-П).
  • «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ в ред. Федеральных законов от 19.06.2004 г. № 53-ФЗ, от 12.08.2004 г. № 99-ФЗ.
  • «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ.
  • «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ.
  • «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и другие законодательные акты Российской Федерации» от 7.07.2003 г. № 111-ФЗ.
  • «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» от 16.04.2001 г. № 44-ФЗ.
  • «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» от 7.08.2000 г. № 122-ФЗ (с изм. и доп. от 29.12.2001 г.).
  • «О внесении дополнений в статью 123 Семейного кодекса Российской Федерации» от 2.01.2000 г. № 32-ФЗ.
  • «О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации» от 27.06.1998 г. № 94-ФЗ.
  • «О внесении изменений и дополнения в ст.8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 8.02.1998 г. № 17-ФЗ.
  • «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ.
  • «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР» от 25.06.1998 г. № 90-ФЗ.
  • «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 г. (с изм. и доп. от 24.11.1995 г., 18.06., 24.11, 30.12. 1996 г., 21, 29.07.1998 г., 17.07.1999 г., 10.07., 07.08.2000 г., 30.05., 28.12.2001 г.).

Нормативно-правовая база школьного уровня.

  • Устав МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №7 имени А.С. Пушкина».
  • Локальный акт «Положение о порядке постановки на внутришкольный учет и снятие с учета».
  • Локальный акт «Положение о Совете профилактики правонарушений и безнадзорности».
  • Локальный акт «Положение о проведении внеурочных мероприятий».
  • Локальный акт «Положение об образовательной программе дополнительного образования».
  • «Правила поведения обучающихся в школе».
  • Приказ «Об организации внеклассной деятельности».
  • Приказ «О соблюдении пожарной безопасности в здании школы и на прилегающей к ней территории».
  • Приказ «О создании добровольной дружины из числа педагогов и родителей «Семейный патруль».
  • Приказ «Об организации Совета профилактики».

  1. Организация управления Проектом и контроль за ходом его реализации.

Проект реализуется посредством проведения разных мероприятий, проводимых в школе, специализированных учреждениях.

Работа по разработке и реализации плана мероприятий школы будет сопровождаться специально организованными группами при участии не только учителей, классных руководителей, но и обучающихся школы - членов детских объединений «Содружество» и «Пилигрим», организацией круглого стола по обсуждению достигнутых результатов, информированием заинтересованных групп о выполнении поставленных задач.

По завершении каждого очередного этапа реализации Программы планируется представление отчета и информирование о достигнутых результатах всех заинтересованных групп.

По завершении действия Программы планируется публичная презентация полученных результатов, а также проведение мониторинга реализации Программы и  составление публичного доклада Советом по профилактике правонарушений среди подростков.

        Исполнителями Проекта являются:

  • Администрация и педагогический коллектив МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №7 имени А.С. Пушкина»;
  • Совет по профилактике правонарушений;
  • медицинский работник;
  • родительские комитеты школы и классов;
  • КДН, инспектор ПДН.

        Координацию работы по выполнению Проекта и контроль за ходом его реализации осуществляет Совет профилактики школы, в состав которой входят:

  • Улитина Е.В. – заместитель директора по воспитательной работе – председатель комиссии;
  • Щеголева В.П. – социальный педагог – заместитель председателя комиссии;
  • Атрепьева Д.В. – педагог-психлог – член комиссии;
  • Епишева О.В. – руководитель МО классных руководителей 1-4 классов – член комиссии;
  • Мезенцева Е.А. – руководитель МО классных руководителей 5-8 классов – член комиссии;
  • Гуторова Г.И. – руководитель МО классных руководителей 9-11 классов – член комиссии;
  • Орлова О.И. – специалист социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних;
  • Зайцева М.А. – врач-нарколог;
  • Нехороших Е.А. – инспектор ПДН ОП-4;
  • Творогова Н.А. – методист центра «Гармония».
  • Селезнева Е.Н. – председатель общешкольного родительского комитета.

  1. Ресурсное обеспечение.

Финансирование Проекта осуществляется за счет привлечение внебюджетных средств, спонсорской помощи (партия «Единая Россия», депутаты Курского городского собрания Гладких Р.Е., депутат Курского городского собрания Бессонов Ю.В.).

        Ресурсное обеспечение ОУ: актовый зал, спортивный зал, кабинет музыки, кабинет информатики, приспособленная спортивная площадка, медицинский кабинет, периодические издания: газета «Школьная Одиссея» и альманах «Пушкинец», кабинет психолога, кабинет заместителя директора по воспитательной работе, библиотека, уголок боевой славы, классные кабинеты, школьное телевидение, сайт школы: www//pushkin7.ucoz.ru.

        Трудовые ресурсы – органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

  1. Литература.

  • Большая энциклопедия психологических тестов [Текст] / авт.-сост. А. Карелин. – М.: Эксмо, 2009. – 416 с.
  • Борисенков, В. П. Проблема безнадзорности в России [Текст] / В. П. Борисенков // Педагогика. – 2005. – № 2. – С. 25–26.
  • Бочарова, В. Г. Педагогика социальной работы [Текст]: пособие / В. Г. Бочарова. – М.: Аргус, 1994. – 207с.
  • Дармодехин, С. В. Безнадзорность детей в России [Текст] / С. В. Дармодехин // Педагогика. – 2001. – № 5. – С. 4.
  • Демина В. С. Детская беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения [Текст] / В. С. Демина // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2002. – № 20. – С.17
  • Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей [Текст] / Под ред. А. П. Майорова. – М.: Инфра-М, 2001. – 316с.
  • Зайцева, Н. М. Первые шаги [Текст] / Н. М. Зайцева // Социальная работа. – 2007. – № 3. – С. 40–42.
  • Колесов, Д. П. Современный подросток [Текст] : учебное пособие / Д. П. Колесов. – М.: МПСИ Флинта, 2003. – 325с.
  • Кон И. С. Психология ранней юности [Текст] / И. С. Кон. – М. : Просвещение, 1991. – 386 с.
  • Кондрашенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков: Диагностика. Профилактика. Коррекция [Текст] : учеб. пособие / В. Т. Кондрашенко, С. А. Игумнов. – М.: Аверсов, 2008. – 291 с.
  • Кошкина, В. С. Психолого-педагогическое сопровождение детей [Текст] / В. С. Кошкина – М.: 2002.
  • Кулагина, И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) [Текст] : учеб. пособие / И. Ю. Кулагина. – М.: УРАО, 1999. – 336 с.
  • Миронов С. И. О положении детей в Российской Федерации [Текст] / С. И. Миронов // Известия. – 2005. – № 7. – С. 11–14.
  • Мельникова, Э. Б. Профилактика безнадзорности детей и подростков [Текст] / Э. Б. Мельникова // Правозащитник. – 1999. – № 2. – С. 86.
  • Методика и технология работы социального педагога [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Б. Н. Алмазов [и др.] ; под ред. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. – М.: Академия, 2002. – 368 с.
  • Мухина В. С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. – М. : Академия, 1997. – 475 с.
  • Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – 4-е изд., дополненное. – М. : ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. – 944 с.
  • Пищулин, Н. П. Исследование состояния, динамики и профилактики детской безнадзорности [Текст] / Н. П. Пищулин //МК. – 2004. – №3. – С. 36.
  • Поливанова, Л. Б. Психологическое содержание подросткового возраста [Текст] / Л. Б. Поливанова // Вопросы психологии. – 1992. – N5. – С. 65.
  • Попова, С. И. Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя [Текст] / С. И. Попова. – М.: 2005. – 176 с.
  • Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб. : Питер, 2000. – 385 с.
  • Ретуш, Л. А. Наш проблемный подросток: понять и договориться [Текст] / под ред. Л. А. Ретуш. – С-Пб. : 2001. – 297 с.
  • Рыбцова Л. Л. Основы практики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних [Текст]: учебное пособие для вузов / Ф. А. Мусаева. – М.: Академический проспект, 2003. – 408 с.
  • Семейное законодательство Российской Федерации [Текст] : сб. нормат. док. – М.: Вершина, 2003. – 160 с.
  • Словарь по социальной педагогике[Текст] : учеб. пособие для вузов / авт.-сост. Л. В. Мардахаев. – М. : Академия, 2002. – 368 с.
  • Словарь социального педагога и социального работника [Текст] / под ред. И. И. Калачевой, Я. Л. Коломенского, А. И. Левко. – Мн. : БелЭн, 2003. – 256 с.
  • Теория и практика профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Текст] / авт.-сост. В.В. Зикратов, С.Г. Четверных. – Барнаул : 2007. – 354 с.
  • Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних» (с изм. и доп. от 13 января 2001 г., 7 июля 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г.) [Текст] // СЗ РФ. – 1999. - №26
  • Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога [Текст] : учеб. пособие для вузов / М. В. Шакурова. – М. : Академия, 2002. - 272 с.
  • Шептенко, П. А. Методика и технология работы социального педагога [Текст] / П.А. Шептенко. – М.: Академия, 2001. – 286 с.
  • Эльконин, Д. Б. Введение в психологию развития [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1995. – 362 с.

  1. Содержание Проекта.

Реализация Проекта осуществляется в три этапа: подготовительный, внедрение, отслеживание и анализ результатов.

Название этапа

Содержание работы

I этап. Подготовительный

(сентябрь2013г. – январь 2014г.)

  • совершенствование нормативно – правовой базы;
  • определение стратегии и тактики деятельности;
  • укрепление межведомственного сотрудничества;
  • обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на профилактику правонарушений;
  • разработки методик и проведение в школе социологического исследования детей, учителей, родителей, направленной на профилактику правонарушений;
  • поиск форм и методов вовлечения обучающихся во внеурочную деятельность.

II этап. Внедрение (сентябрь – декабрь 2013г.)

  • оказание социальной и психолого-педагогической поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • использование в учебно-воспитательном процессе школы личностно-ориентированных приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля поведения.

III этап. Отслеживание и анализ результатов

(январь 2014г. –

май 2015г.)

  • обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации;
  • соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами;
  • определение перспектив развития школы в этом направлении.

Знаменательные даты, включенные в план реализации Программы.

  • 22 сентября – День семьи.
  • 1 октября – Международный день пожилых людей (акция «Помоги ближнему своему).
  • 3 октября – День трезвости и День борьбы с алкоголизмом (алкогольной зависимостью).
  • 4 ноября – День народного единства.
  • 6 ноября – Международный день толерантности.
  • 11 ноября – Всемирный день молодежи.
  • 15 ноября – Всероссийский день призывника.
  • 21 ноября – Всемирный день ребенка.
  • 26 ноября – Всемирный день матери.
  • 1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом.
  • 3 декабря – Международный день инвалидов.
  • 10 декабря – Международный день прав человека.
  • 12 декабря – День конституции РФ.
  • 19 декабря – Международный день помощи бедным.
  • 1 января – Всемирный день мира.
  • 3 февраля – День борьбы с ненормативной лексикой.
  • 1 марта -  Международный день борьбы с наркотиками.
  • 7 апреля – Всемирный день здоровья.
  • 15 мая – Международный день семьи.
  • 31 мая – Всемирный день борьбы с курением.
  • 1 июня – Всемирный день защиты детей.
  • 26 июня – Международный день борьбы с наркотиками.
  • Каждая вторая неделя – месяца встреча с инспектором ПДН.
  • Каждая третья неделя месяца – акция «Память» (Херсонское кладбище).
  • Каждая вторая суббота августа – день физкультурника.


Мероприятия по реализации Проекта.

Этапы

Наименование мероприятия

Сроки реализации

Ответственные лица

Организационные мероприятия.

На всех этапах.

Изучение и систематизация социальной структуры семей обучающихся школы.

Сентябрь, ежегодно.

Социальный педагог Щеголева В.П.,

классные руководители.

На всех этапах.

Выявление детей «группы риска», детей с девиантным поведением, детей из неблагополучных и малообеспеченных семей.

Сентябрь, ежегодно.

Социальный педагог Щеголева В.П.,

классные руководители.

На всех этапах.

Организация заполнения в классах социальных паспортов.

Сентябрь, ежегодно.

Социальный педагог Щеголева В.П.,

классные руководители.

На всех этапах.

Составление банка данных и социального паспорта школы.

До 15октября, ежегодно.

Социальный педагог Щеголева В.П.

На всех этапах.

Планирование и корректирование работы по профилактике правонарушений обучающихся школы совместно с КДН, ПДН и членами детских объединений «Содружество» и «Пилигрим».

В течение года.

Социальный педагог Щеголева В.П.

На всех этапах.

Организация работы Совета профилактики школы (по отдельному плану).

2 раза в месяц, ежегодно.

Заместитель директора

по ВР Улитина Е.В..

I этап.

Подготови-тельный.

Мониторинг обучающихся и их родителей (анкетирование, тестирование, индивидуальные и групповые беседы с целью выявления лиц, склонных к употреблению и вовлечению несовершеннолетних к употреблению наркотических средств, алкоголя и табака, а также склонных к правонарушениям).

Сентябрь-октябрь, ежегодно.

Социальный педагог Щеголева В.П.,

педагог-психолог Атрепьева Д.В..

На всех этапах.

 Участие в школьных традиционных делах, работе школьного телевидения и периодической печати.

В течение года.

Заместитель директора по ВР Улитина Е.В., социальный педагог Щеголева В.П.

На всех этапах.

Участие в городских, областных акциях, профилактических мероприятиях по линии Министерства образования, Управления образования при Администрации ЦО г. Курска, КДН, ПДН.

В течение года.

Заместитель директора по ВР Улитина Е.В., социальный педагог Щеголева В.П.

На всех этапах.

Своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях обучающихся:

  • индивидуальные беседы;
  • посещение семьи;
  • приглашение на Совет профилактики школы.

По мере необходимости.

Социальный педагог Щеголева В.П.

На всех этапах.

Организация и проведение школьных рейдов по месту жительства обучающихся «группы риска», в неблагополучные семьи.

1 раз в четверть.

Социальный педагог Щеголева В.П.

На всех этапах.

Участие в городских рейдах по месту жительства обучающихся, стоящих на учете в ПДН, КДН и ВШУ.

По плану ПДН и КДН.

Социальный педагог Щеголева В.П.

На всех этапах.

Заслушивать классных руководителей о работе с «трудными» детьми и неблагополучными семьями.

1 раз в четверть.

Классные руководители.

II этап.

Внедрение.

Проведение акции «День борьбы с вредными привычками», приуроченной к международным дням борьбы со СПИДОМ, борьбы с наркоманией и курением.

В течение года.

Социальный педагог Щеголева В.П.,

классные руководители.

II этап.

Внедрение.

Проведение акции по защите прав ребенка, посвященной Дню защиты детей.

1 июня, ежегодно.

Заместитель директора по ВР Улитина Е.В.

На всех этапах.

Изучение досуга несовершеннолетних, состоящих на ВШК, в отделе ПДН, детей из неблагополучных семей. Обеспечить вовлечение указанной категории несовершеннолетних в занятия кружков, секций, работающих в МБОУ, МДОУ.

В течение года.

Заместитель директора по ВР Улитина Е.В., классные руководители.

На всех этапах.

Организация  и проведение мероприятий по формированию здорового образа жизни, патриотическому воспитанию, стимулированию правопослушного поведения обучающихся.

В течение года.

Учителя физической культуры, обществознания, классные руководители.

II этап.

Внедрение.

Классные часы «Нормативно-правовые документы по профилактике правонарушений и преступлений».

В течение года.

Классные руководители.

На всех этапах.

Организация бесплатного питания для обучающихся различных категорий (малообеспеченные, многодетные, неполные, обучающиеся «группы риска», обучающиеся, находящиеся под опекой, дети-инвалиды).

В течение года.

Социальный педагог.

Организация контроля и мониторинга ситуации,

складывающейся в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

II этап.

Внедрение.

Совершенствование системы мониторинга и анализа состояния преступности и правонарушений, выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений и безнадзорности среди несовершеннолетних.

Постоянно.

Администрация ОУ, социальный педагог Щеголева В.П.

На всех этапах.

Продолжать формирование и корректировку банка данных и своевременное его пополнение на выявленные семьи, находящиеся в социально- опасном положении и нуждающиеся в государственной поддержке, неблагополучные семьи, где родители не исполняют своих обязанностей по воспитанию и обучению детей, отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

Постоянно.

Администрация ОУ, социальный педагог Щеголева В.П.

На всех этапах.

Постоянно проводить рейды по проверке неблагополучных семей имеющих несовершеннолетних детей; по местам концентрации подростков; осуществлять проверки дискотек с целью выявления безнадзорных подростков и несовершеннолетних правонарушителей, своевременно принимать к ним и их родителям меры воздействия.

Постоянно.

Администрация ОУ, социальный педагог Щеголева В.П.

На всех этапах.

Анализировать занятость обучающихся (в т.ч. детей «группы риска») в кружках, спортивных клубах и т.д.

Постоянно.

Администрация ОУ, социальный педагог Щеголева В.П.

Создание условий для профилактики детской безнадзорности, эффективной реабилитации и адаптации детей

из неблагополучных семей.

На всех этапах.

Совершенствовать систему трудоустройства несовершеннолетних в летний период и организацию каникулярного отдыха детей «группы риска».

Постоянно.

Администрация ОУ, социальный педагог Щеголева В.П.

II этап.

Внедрение.

Совершенствовать методику работы с родителями из неблагополучных семей, детей «группы риска», родительской общественностью по проблемам воспитания детей.

Постоянно.

Администрация ОУ, социальный педагог Щеголева В.П.

На всех этапах.

Вовлечение детей «группы риска» в классные и общешкольные мероприятия, волонтерское движение.

Постоянно.

Классные руководители.

На всех этапах.

 Участие в школьных традиционных делах, работе школьного телевидения и периодической печати.

В течение года.

Заместитель директора по ВР Улитина Е.В., социальный педагог Щеголева В.П.

На всех этапах.

Осуществлять контроль посещаемости занятий, текущей успеваемости, кружков, секций детей из неблагополучных семей.

Постоянно.

Администрация ОУ, социальный педагог Щеголева В.П.

На всех этапах.

Санаторно-курортное лечение детей, страдающих хроническими заболеваниями из социально-неблагополучных семей.

По возможности.

Администрация ОУ, социальный педагог Щеголева В.П.

Работа с социально-неблагополучными семьями.

I этап.

Подготови-тельный.

Заполнение карточек учета социально-неблагополучных семей.

Постоянно.

Социальный педагог

Щеголева В.П.

II этап.

Внедрение.

Вовлечение родителей из социально-неблагополучных семей в общественную жизнь школы и привлечение к воспитательной работе

с обучающимися.

Постоянно.

Классные руководители.

I этап. Подготови-тельный.

III этап. Отслеживание результатов.

Диагностика причин неблагополучия.

Постоянно.

Классные руководители.

На всех этапах.

Заседания Родительского комитета с приглашением родителей из социально-неблагополучных семей по рассмотрению вопросов о негативных явлениях в семейных отношениях.

1 раз в четверть.

Классные руководители, родительский комитет.

На всех этапах.

Контрольные обследования социально-неблагополучных семей.

1 раз в четверть.

Социальный педагог Щеголева В.П.

На всех этапах.

Приглашения на родительские собрания родителей из социально-неблагополучных семей.

Постоянно.

Классные руководители.

Работа с обучающимися различных категорий.

На всех этапах.

Акция «Рука помощи»

по выявлению детей, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством, другой противоправной деятельностью.

Октябрь, ежегодно.

Заместитель директора по ВР Улитина Е.В., социальный педагог Щеголева В.П., классные руководители, инспектор ПДН Нехороших Е.А.

На всех этапах.

Вовлечение обучающихся различных категорий детей в волонтерское движение и участие в традиционной школьной акции «Память» (Херсноское кладбище).

Каждая 3-я неделя месяца.

Социальный педагог Щеголева В.П., классные руководители, старшая вожатая Лукьянчикова И.И., ученическое соуправление.

II этап.

Внедрение.

Организация правового всеобуча для обучающихся школы

(с привлечением специалистов).

В течение года.

Заместитель директора по ВР, классные руководители, инспектор ПДН Нехороших Е.А.

На всех этапах.

Организация обследования условий жизни детей-сирот и детей, находящихся под опекой.

В течение года.

Классные руководители, социальный педагог Щеголева В.П.

На всех этапах.

Организация медицинского обследования подростков, в том числе подростков, склонных к курению, употреблению алкоголя, наркотических и токсических веществ.

В течение года.

Классные руководители, медицинский работник школы.

II этап.

Внедрение.

Организация помощи обучающимся в самоопределении на рынке труда (в поиске работы, в выборе профессий).

В течение года.

Заместитель директора по ВР Улитина Е.В., классные руководители с привлечением специалистов ГЦЗН.

На всех этапах.

Разработка и реализация программы «Каникулы», особенно для детей «группы риска» и «трудных семей», по направлениям:

  • организация временной занятости подростков по договору

с ГЦЗН г. Курска;

  • организация работы летнего оздоровительного лагеря;
  • организация работы профильных лагерей

и профильных отрядов.

Ежегодно в период летних каникул.

Заместитель директора по ВР Улитина Е.В., классные руководители с привлечением специалистов ГЦЗН, сотрудники социальной защиты г. Курска,  инспектор ПДН Нехороших Е.А.

На всех этапах.

Оказание помощи вновь прибывшим обучающимся в адаптации в новом классном коллективе.

По мере необходимости.

Социальный педагог Щеголева В.П.

На всех этапах.

Выявление фактов конфликтов среди обучающихся и решение проблемы школьной дезадаптации.

Постоянно.

Социальный педагог Щеголева В.П.,

классные руководители.

На всех этапах.

Лекторий по правовым вопросам с привлечением специалистов.

1 раз в месяц.

Социальный педагог.

II этап.

Внедрение.

Проведение тематических бесед и лекций с разъяснением обучающимся ответственности за совершение правонарушений 

(курение, употребление спиртных напитков, сквернословие).

В декаду «За здоровый образ жизни».

Социальный педагог Щеголева В.П.,

классные руководители.

На всех этапах.

Разъяснение обучающимся ответственности за заведомо ложные сообщения о фактах терроризма, о неподобающем поведении вблизи железных дорог.

В течение года.

Социальный педагог Щеголева В.П.,

классные руководители.

II этап.

Внедрение.

Проведение классных часов по разъяснению Устава школы и Правил поведения обучающихся в школе.

1 раз в год.

Социальный педагог Щеголева В.П.,

классные руководители.

Работа с семьями.

На всех этапах.

Изучение социальной структуры семей обучающихся, определение их социальных категорий.

Сентябрь, ежегодно.

Социальный педагог Щеголева В.П.,

классные руководители.

На всех этапах.

Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей,

неблагополучных семей.

Сентябрь, ежегодно.

Социальный педагог Щеголева В.П.,

классные руководители.

На всех этапах.

Организация адресной социальной, материальной помощи неблагополучным и малообеспеченным семьям.

В течение года.

Социальный педагог Щеголева В.П.,

классные руководители.

II этап.

Внедрение.

Консультирование родителей :

  • педагогами школы;
  • социальным педагогом;
  • медработником.

По мере необходимости.

Коллектив работников школы.

II этап.

Внедрение.

Организация тематической встречи родителей с руководителями образования, представителями правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения.

2 раза в год.

Заместитель директора по ВР Улитина Е.В., социальный педагог Щеголева В.П.

II этап.

Внедрение.

Обучение родителей приемам педагогического контроля за детьми 

"группы риска":

  • на "круглыхстолах";
  • на малых педсоветах.

1 раз в четверть.

Заместитель директора по ВР Улитина Е.В., социальный педагог Щеголева В.П., классные руководители.

Работа с педагогами.

На всех этапах.

Обзор новинок психолого-педагогической литературы по проблемам нравственно-правового воспитания Организация и проведение семинаров по проблемам педагогического общения с детьми, нравственно-правового воспитания.

Ежегодно на совещаниях и педагогических советах.

Библиотекарь школы.

На всех этапах.

Проверка планов воспитательной работы классных руководителей 1–11-х классов по следующим вопросам:

  • индивидуальная работа классных руководителей с неблагополучными семьями и «трудными» обучающимися;
  • работа по профилактике правонарушений, курения, наркомании, токсикомании, алкоголизма.

Каждую четверть.

Заместитель директора по ВР Щеголева В.П.

II этап.

Внедрение.

Проведение обучающих семинаров для классных руководителей 1–11-х классов:

  • «Опасные заблуждения, или Что мы думаем о наркотиках (факторы риска и причины употребления наркотиков)»;
  • «Как организовать работу с родителями по предупреждению алкоголизма и наркомании».

2013-2014 учебный год

2014-2015 учебный год

Заместитель директора по ВР Улитина Е.В.

с приглашением специалистов.

II этап.

Внедрение.

Проведение семинаров классных руководителей по темам:

  • «Анализ работы по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних за прошедший учебный год и приоритетные задачи воспитательной работы на новый учебный год»;
  • по нравственно-правовой тематике (согласно плану работы школы).

Ежегодно.

Заместитель директора по ВР Улитина Е.В.

с приглашением специалистов.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к написанию сочинения-повествования " С нами не соскучишься" (учебник М.М.Разумовской, 6 класс)

Подготовка к написанию сочинения-повествования с использованием приёмов технологии развития критического мышления....

КВН «Путешествуйте с нами по Африке»

Козлова Т.Н. КВН «Путешествуйте с нами по Африке» Раздел: Внеклассная работа. Преподавание географии. Использование разнообразных игровых форм и методов работы на уроке и во внеклассной деятельно...

Какие способы общения усваивают наши ученики в результате формально- ролевого общения с нами?

 способы общения  ученика и учителя в результате формально- ролевого общения  ...

Проект социальная реклама "За нами будущее"

Данный материал был представлен на конкурс лучшая реклама здорового образа жизни подростков. Был отмечен дипломом администрацией города...

Классный час 8-9класс " Между нами девочками ( Между нами мальчиками)" по профилактике ранней беременности

Воспитывая мальчика, мы растим мужчину.Воспитывая девочку, мы растим нацию.В 14-15 лет многие подростки торопятся приобрести первый сексуальный опыт, и этот опыт далеко не всегда бывает позитивным. Ра...

Круглый стол «Добрые отношения между нами», презентация "Добрые отношения между нами"

Круглый стол «Добрые отношения между нами», презентация "Добрые отношения между нами"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Zа нами будущее»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной их важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви...