Опыт работы «Диагностические технологии в работе социального педагога»
опыты и эксперименты на тему
Диагностическая функция — одна из основных в деятельности социального педагога. Согласно Методическому письму «О социально-педагогической работе с детьми» (1993), она предполагает постановку «социального» диагноза, для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний, проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_heno_v.v.docx | 28.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
с. САМБУРГ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
Модульная анкета
«обобщения передового педагогического опыта»
Блок 1. Общие сведения
- Адрес передового опыта Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «школа-интернат среднего (полного) общего образования» с. Самбург Пуровского района
1.2 Сведения об авторе (авторах) передового опыта.
Ф.И.О. | Должность | Образование | Стаж | Категория | Награды, звания |
Хэно Вета Владимировна | социальный педагог | высшее Курганский государственный университет, 2005 год. | 9 лет | первая категория |
|
1.3 Сведения об эксперте.
Ф.И.О. | Должность | Образование | Стаж | Категория | Награды, звания |
Блок 2. Теоретическая интерпретация опыта
2.1. Наименование темы опыта «Диагностические технологии в работе социального педагога»
2.2. Объект передового опыта Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «школа-интернат среднего (полного) общего образования» с. Самбург Пуровского района
2.3. Актуальность проблемы опыта
Сложности и противоречия современной жизни мощно влияют на несформированное сознание, чувства и поведение детей и молодежи.
«Дух общества», среда обитания с их стихийными, неписаными требованиями и принципами, словно гигантский и могучий пресс, мнут и ломают, часто уродуют взгляды и принципы людей, формируя их на новый лад, зачастую помимо воли самого человека, тем более –молодого, сводя на нет усилия тех, кто пытается его воспитать – родителей, учителей, педагогов».
Одна из самых болезненных проблем, переживаемых российским обществом, - потеря ценностных ориентиров у его членов, падение престижа семьи как социального института, рост числа разводов, алкоголизации нации.
Каждое новое поколение российской молодежи по целому ряду показателей социального положения и развития заметно уступает предыдущему. Оно менее развито в физическом, умственном, духовном и культурном отношениях, более безнравственно и криминально, с ярко выраженными проявлениями негативного отношения к труду отчуждения от общества, государства, политики, здоровой экономики.
Негативные процессы в жизни общества незамедлительно привели к проблемам в подрастающей молодежной среде.
- Падение экономического статуса молодежи, «… большая часть которой не имеет возможности, не может или не хочет трудиться, особенно заниматься производительным трудом».
- Резкое снижение социального статуса молодежи, значительная часть которой находится на грани бедности и нищеты в силу падения жизненного уровня, сокращения расходов на питание, отдых, образование, бытовые нужды.
- Кризис физического и морально-психологического состояния подрастающего поколения на фоне все ухудшающейся демографической ситуации в обществе.
- Усиление духовного кризиса молодежи, главенство идеологии материального накопительства, эгоизма, приспособленчества, асоциального поведения.
- Отсутствие благоприятных условий для активного участия молодежных организаций, молодежи в общественной жизни.
В условиях современного федерального устройства в последнее время формируется единый подход по основным направлениям государственной молодежной политики, которой должен дать подросткам не набор лозунгов, а хотя бы небольшой опыт возможности реальных социальных достижений.
Процесс формирования подрастающего поколения – воспитание компетентного гражданина России – на современном этапе идет крайне медленно. Тем не менее, заметно стремление молодежи к поиску собственной модели жизненного самоопределения.
Каждый, кто работает с подрастающим поколением, должен владеть психолого-педагогическими знаниями с целью предупреждения, выявления и оказания психолого-педагогической помощи детям и подросткам. Особенно детям и подросткам «группы риска», проживающим совершенно иной путь развития, чем их сверстники; они переносят множество травмирующих ситуаций, стрессов. Все пережитое ими в любом возрасте не проходит бесследно, влияет на психическое развитие ребенка.
Диагностическая функция — одна из основных в деятельности социального педагога. Согласно Методическому письму «О социально-педагогической работе с детьми» (1993), она предполагает постановку «социального» диагноза, для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний, проблем.
В данном случае предполагаю выявить уровень воспитанности школьников, выявить склонности к различным процессам, явлениям, выявить ценностные ориентиры личности учащихся, получить информацию о результативности работы.
2.4. Условия функционирования опыта
Диагностические методики: тест «Конфликтная ли вы личность?», «Шкала ситуативной тревожности и шкала личностной тревоги» (опросник Спилберга), профориентационный тест, «Психологический климат класса», Благодаря этим тестам, выявила следующие диагностические признаки: низкая познавательная активность и личностная незрелость; низкий уровень самоконтроля и самоорганизации в деятельности и поведении; сохранение инфантильности, слабоволие.
Блок 3. Практико-прикладная интерпретация опыта
3.1. Описание сущности опыта
Диагностика — важнейший компонент социальной технологии (цель—диагноз — прогноз — программа—внедрение—анализ). Вместе с тем в практике социальной деятельности сформировались собственно технологии диагностики, которые включают принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных методов исследования.
Алгоритм процедур типовой технологии предполагает:
ознакомление с клиентом, постановку задач, выделение предмета диагностики, выбор основных показателей или критериев;
измерение и анализ показателей;
формулирование и оформление выводов, заключение, постановку социального диагноза.
Одним из объектов диагностики выступает личность (ребенка, взрослого). В рамках социально-педагогической диагностики личности необходимо:
выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения;
уточнение социальной ситуации развития;
определение степени развитости или деформации различных свойств и качеств, обусловленных прежде всего включением человека в различные социальные связи (социальные установки, позиции, процессы адаптации и социализации, коммуникативные способности, психологическая совместимость и т.п.);
ранжирование, описание диагностируемых особенностей клиента, построение «социального портрета» личности.
В числе обязательных документов, составляемых социальным педагогом, — медико-психолого-педагогическая характеристика подопечных, которая относится к числу документов внутреннего пользования и не подлежит огласке.
Реализуя диагностическую функцию, социальный педагог руководствуется в своей деятельности следующими требованиями:
- соблюдать общие технологические требования: определить цель, выбрать наиболее эффективный диагностический инструментарий, непосредственно получить данные и провести их отбор, переработать и интерпретировать данные (статистическая обработка и качественный анализ), установить диагноз, составить прогноз развития ситуации и определить содержание социально-педагогической деятельности (особенности социально-педагогической деятельности) с конкретным подопечным;
- соблюдать этические нормы;
- защищать интересы подопечного: соблюдать принцип добровольности при обследовании; сообщать обследуемому цели изучения; информировать его о том, кто будет ознакомлен с полученными данными; знакомить его с результатами исследования, предоставляя ему возможность некоторой корректировки этих результатов, а также в собственно педагогических целях;
- обладать профессиональной компетенцией: знать теоретические основы, используемые средства диагностики; вести картотеки используемых методов, квалификационных нормативов, соблюдать профессиональную этику (сохранять втайне результаты, не допускать непрофессионалов к осуществлению методик и т.п.).
Социальный педагог самостоятельно выполняет диагностические операции, а также прибегать к услугам специалистов, применяя их данные в своей работе. Разные лица могут использовать диагностические данные с разными целями:
- социальный педагог — для последующей работы с данным подопечным;
- специалисты-смежники — для формулирования административного решения, постановки профильного или комплексного диагноза (в медицине, судебной практике, медико-психолого-педагогической экспертизе и т. п.);
- сам подопечный — в целях саморазвития, коррекции поведения и т.п.
Результаты диагностической деятельности оформляются социальным педагогом в единую «Карту-характеристику личности», «Медико-психолого-педагогическую характеристику личности» и т. п.
Существуют различные варианты, возможно комбинирование или создание собственного варианта, который бы отвечал практическим задачам деятельности.
Для составления этих и подобных карт-характеристик личности социальный педагог использует широкий спектр диагностических методик: социально-психологических, психологических, социологических, педагогических, медицинских.
3.2. Результативность опыта (цифры %)
Цель: изучение в выявлении способности школы содействовать развитию личности ребенка.
Задачи: выявить уровень воспитанности школьников, -получить информацию о результативности работы, -склонности к тем или иным процессам, явлениям, -выявление ценностных ориентиров личности учащихся.
Алгоритм проведения диагностик:
- Определение цели и задач исследования. Подбор критериев и показателей для определения результативности изучаемого явления.
- Выбор методик изучения.
- Подготовка диагностического инструментария.
- Исследование испытуемых.
- Обработка и интерпретация результатов исследования.
Выделила несколько видов диагностик.
- Психологическая диагностика есть измерение индивидуально-психологических свойств личности. Её целью является установление психологического диагноза как заключение об актуальном состоянии психологических особенностей личности и прогнозе их дальнейшего развития.
Диагностический минимум:
1 класс – Пакет методик на готовность, проективные методики, мотивационная анкета Лусканова.
4 класс – Мотивационная анкета (Лусканова); интеллектуальный тест, тест тревожности (Филипс).
5 класс - Мотивационная анкета, тест тревожности (Филипс), психологический климат класса.
8 класс – Мотивационная анкета, личностный опросник (Р.Кеттела), психологический климат класса.
10 класс – профориентационный тест, психологический климат класса, тревожность (Кандаш).
Благодаря этим тестам выявила следующие психодиагностические признаки:
- низкая познавательная активность и личностная незрелость;
- низкий уровень самоконтроля и самоорганизации в деятельности и поведении;
- повышенный интерес к ситуациям, включающим жестокость и агрессию;
- немотивированность, неадекватность поведения;
- отрицательное отношение к учению, к школе;
- сохранение инфантильности, слабоволие;
- раннее половое развитие.
- Социальная диагностика – это комплексный подход выявления и изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономические, культурно-правовые, нравственно-психологические, медико-биологические и санитарно-экологические состояния. Её целью является постановка социального диагноза, т. е. определение проблем людей и условий, необходимых для дифференцированной помощи. При проведении социальной диагностики можно использовать следующие вопросы:
- Какие сложности присущи отношениям между лицами, входящими в семью (другую социальную группу)?
- Существуют ли проблемы среди членов семьи?
- Насколько эффективны (неэффективны) формы общения?
- Каковы основные возможности для реализации сути формальных и неформальных ролей каждого участника семьи?
- Кто из окружения подопечного принимает значимые решения, каковы их последствия?
- Каковы основные конфликты, касающиеся подопечного, какие меры принимаются для их разрешения?
- Педагогическая диагностика – это изучение личности, индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания для более эффективной реализации его основных функций. Выделяют следующие требования к проведению педагогической диагностики:
- изучение личности должно быть направлено на поиск резервов личности, ее нераскрытых возможностей;
- диагностика не должна быть самоцелью, а должна носить стимулирующий характер;
- изучение личности необходимо осуществлять в процессе деятельности и общения;
- личность изучается не изолированно, а в контексте социальных отношений;
- нельзя делать выводы о личности только на основе одного диагностического метода.
- Социально-педагогическая диагностика – это специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов.
В работе использую диагностические методики:
- Опросник А.Басса и А.Дарк. Качества: все виды агрессии.
- Тест “Конфликтная ли вы личность?” Качества: конфликтность.
- Тест школьной тревожности. Качества: тревожность.
- Шкала ситуативной тревожности и шкала личностной тревоги (опросник Спилберга) Качества: тревожность.
- Шкала одиночества (Д.Рассе, Л.Пепо, М.Фергюсон). Качества: социальная изоляция, депрессия, скука.
Адрес внедрения опыта ЯНАО село Самбург, Пуровского района МКОУ «ШИС(П)ОО»
Дата заполнения анкеты «_15___»___мая___2012 г.
Подпись автора (авторов) анкеты ________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Социально-педагогическое проектирование, как форма инновационной технологии в деятельности социального педагога"
Презентация на методическое объединение...
ПРОГРАММА «ТЕХНОЛОГИИ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ»
Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утр...
Профориентационная работа для класного руководителей и социальных педагогов
Цикл разработок внеклассных мероприятий...
Педагогический опыт " Информационно-коммуникационные технологии в работе учителя математики и физики. 2 часть"
Материал по представлению педагогического опыта Бородулиной Л.В....
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САНАТОРИИ. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА.
Данная статья отражает специфические особенности воспитательной работы в образовательном учреждении детского санатория, описывает основные рекомендательные моменты работы социального педагога в учрежд...
Опыт применения вузовской технологии в работе с группами СПО.
Что такое технология обучения? Согласно определению ЮНЕСКО (1986 г.), это системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и тех...
организация работы с ОВЗ и СОП социального педагога
доклад социального педагога и к нему презентация - "организация работы социального педаога в МБОУ СОШ с.Чернава с обучающимися ОВЗ и семьями СОП...