Опыт работы «Диагностические технологии в работе социального педагога»
опыты и эксперименты на тему

Хэно Вета Владимировна

Диагностическая функция — одна из основных в деятельности социального педагога. Согласно Методическому письму «О соци­ально-педагогической работе с детьми» (1993), она предполагает постановку «социального» диагноза, для чего проводится изуче­ние личностных особенностей и социально-бытовых условий жиз­ни детей, семьи, социального окружения, выявление позитив­ных и негативных влияний, проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_heno_v.v.docx28.3 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

с. САМБУРГ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

Модульная анкета

«обобщения передового педагогического опыта»

Блок 1. Общие сведения

  1. Адрес передового опыта Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «школа-интернат среднего (полного) общего образования» с. Самбург Пуровского района

1.2 Сведения об авторе (авторах) передового опыта.

Ф.И.О.

Должность

Образование

Стаж

Категория

Награды, звания

Хэно Вета Владимировна

социальный педагог

высшее

Курганский государственный университет, 2005 год.

9 лет

первая категория

 

1.3 Сведения об эксперте.

Ф.И.О.

Должность

Образование

Стаж

Категория

Награды, звания

Блок 2. Теоретическая интерпретация опыта

2.1. Наименование темы опыта «Диагностические технологии в работе социального педагога»

2.2. Объект передового опыта Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «школа-интернат среднего (полного) общего образования» с. Самбург Пуровского района

2.3. Актуальность проблемы опыта

Сложности и противоречия современной жизни мощно влияют на несформированное сознание, чувства  и поведение детей и молодежи.

«Дух общества», среда обитания с их стихийными, неписаными требованиями и принципами, словно гигантский и могучий  пресс, мнут  и ломают, часто уродуют взгляды и принципы людей, формируя их на новый лад, зачастую помимо воли самого человека, тем более –молодого, сводя на нет усилия тех, кто пытается его воспитать – родителей, учителей, педагогов».

Одна из самых болезненных проблем, переживаемых российским  обществом, - потеря ценностных ориентиров у его членов, падение престижа семьи как социального института, рост числа разводов, алкоголизации нации.

Каждое новое поколение российской молодежи по целому ряду показателей социального положения и развития заметно уступает предыдущему. Оно менее развито в физическом, умственном, духовном и культурном отношениях, более безнравственно  и криминально, с ярко выраженными проявлениями негативного отношения к труду отчуждения от общества, государства, политики, здоровой экономики.

Негативные  процессы в жизни общества незамедлительно привели к проблемам в подрастающей молодежной среде.

- Падение экономического статуса молодежи, «… большая часть которой не имеет возможности, не может или не хочет трудиться, особенно заниматься производительным трудом».

- Резкое снижение социального статуса молодежи, значительная часть  которой находится на грани бедности и нищеты в силу падения жизненного уровня, сокращения расходов на питание, отдых, образование, бытовые нужды.

- Кризис физического и морально-психологического  состояния подрастающего поколения на фоне все ухудшающейся демографической ситуации в обществе.

- Усиление духовного кризиса молодежи, главенство идеологии материального накопительства, эгоизма, приспособленчества, асоциального поведения.

- Отсутствие благоприятных условий для активного участия молодежных организаций, молодежи в общественной жизни.

В условиях современного федерального устройства в последнее время формируется единый подход по основным направлениям государственной молодежной политики, которой должен дать подросткам не набор лозунгов, а хотя бы небольшой опыт возможности реальных социальных достижений.

Процесс формирования подрастающего поколения – воспитание компетентного гражданина России – на современном этапе идет крайне медленно. Тем не менее, заметно стремление молодежи к поиску собственной модели жизненного самоопределения.

Каждый, кто работает с подрастающим поколением, должен  владеть психолого-педагогическими знаниями с целью предупреждения, выявления и оказания психолого-педагогической помощи детям и подросткам. Особенно детям и подросткам «группы риска», проживающим совершенно иной путь развития, чем их сверстники; они переносят множество травмирующих ситуаций, стрессов. Все пережитое ими в любом возрасте не проходит бесследно, влияет на психическое развитие ребенка.

Диагностическая функция — одна из основных в деятельности социального педагога. Согласно Методическому письму «О социально-педагогической работе с детьми» (1993), она предполагает постановку «социального» диагноза, для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний, проблем.

В данном случае предполагаю выявить уровень воспитанности школьников, выявить склонности к различным процессам, явлениям, выявить ценностные ориентиры личности учащихся, получить информацию о результативности работы.

2.4. Условия функционирования опыта

Диагностические методики: тест «Конфликтная ли вы личность?», «Шкала ситуативной тревожности и шкала личностной тревоги» (опросник Спилберга), профориентационный тест, «Психологический климат класса», Благодаря этим тестам, выявила следующие диагностические признаки: низкая познавательная активность и личностная незрелость; низкий уровень самоконтроля и самоорганизации в деятельности и поведении; сохранение инфантильности, слабоволие.

Блок 3. Практико-прикладная интерпретация опыта

3.1. Описание сущности опыта 

Диагностика — важнейший компонент социальной технологии (цель—диагноз — прогноз — программа—внедрение—анализ). Вместе с тем в практике социальной деятельности сформировались собственно технологии диагностики, которые включают принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных методов исследования.    

Алгоритм процедур типовой технологии предполагает:

ознакомление с клиентом, постановку задач, выделение предмета диагностики, выбор основных показателей или критериев;

измерение и анализ показателей;

формулирование и оформление выводов, заключение, постановку социального диагноза.

Одним из объектов диагностики выступает личность (ребенка, взрослого). В рамках социально-педагогической диагностики личности необходимо:

выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения;

уточнение социальной ситуации развития;

определение степени развитости или деформации различных свойств и качеств, обусловленных прежде всего включением человека в различные социальные связи (социальные установки, позиции, процессы адаптации и социализации, коммуникативные способности, психологическая совместимость и т.п.);

ранжирование, описание диагностируемых особенностей клиента, построение «социального портрета» личности.

В числе обязательных документов, составляемых социальным педагогом, — медико-психолого-педагогическая характеристика подопечных, которая относится к числу документов внутреннего пользования и не подлежит огласке.

Реализуя диагностическую функцию, социальный педагог руководствуется в своей деятельности следующими требованиями:

- соблюдать общие технологические требования: определить цель, выбрать наиболее эффективный диагностический инструментарий, непосредственно получить данные и провести их отбор, переработать и интерпретировать данные (статистическая обработка и качественный анализ), установить диагноз, составить прогноз развития ситуации и определить содержание социально-педагогической деятельности (особенности социально-педагогической деятельности) с конкретным подопечным;

- соблюдать этические нормы; 

- защищать интересы подопечного: соблюдать принцип добровольности при обследовании; сообщать обследуемому цели изучения; информировать его о том, кто будет ознакомлен с полученными данными; знакомить его с результатами исследования, предоставляя ему возможность некоторой корректировки этих результатов, а также в собственно педагогических целях;

- обладать профессиональной компетенцией: знать теоретические основы, используемые средства диагностики; вести картотеки используемых методов, квалификационных нормативов, соблюдать профессиональную этику (сохранять втайне результаты, не допускать непрофессионалов к осуществлению методик и т.п.).

Социальный педагог самостоятельно выполняет диагностические операции, а также прибегать к услугам специалистов, применяя их данные в своей работе. Разные лица могут использовать диагностические данные с разными целями:

- социальный педагог — для последующей работы с данным подопечным;

- специалисты-смежники — для формулирования административного решения, постановки профильного или комплексного диагноза (в медицине, судебной практике, медико-психолого-педагогической экспертизе и т. п.);

- сам подопечный — в целях саморазвития, коррекции поведения и т.п.

Результаты диагностической деятельности оформляются социальным педагогом в единую «Карту-характеристику личности», «Медико-психолого-педагогическую характеристику личности» и т. п.

Существуют различные варианты, возможно комбинирование или создание собственного варианта, который бы отвечал практическим задачам деятельности.

Для составления этих и подобных карт-характеристик личности социальный педагог использует  широкий спектр диагностических методик: социально-психологических, психологических, социологических, педагогических, медицинских.

3.2. Результативность опыта (цифры %)

Цель: изучение в выявлении способности школы содействовать развитию личности ребенка.

Задачи: выявить уровень воспитанности школьников, -получить информацию о результативности работы, -склонности к тем или иным процессам, явлениям, -выявление ценностных ориентиров личности учащихся.

Алгоритм проведения диагностик:

  1. Определение цели и задач исследования. Подбор критериев и показателей для определения результативности изучаемого явления.
  2. Выбор методик изучения.
  3. Подготовка диагностического инструментария.
  4. Исследование испытуемых.
  5. Обработка и интерпретация результатов исследования. 

Выделила несколько видов диагностик.

  1. Психологическая диагностика есть измерение индивидуально-психологических свойств личности. Её целью является установление психологического диагноза как заключение об актуальном состоянии психологических особенностей личности и прогнозе их дальнейшего развития.

Диагностический минимум:

1 класс – Пакет методик на готовность, проективные методики, мотивационная анкета Лусканова.

4 класс – Мотивационная анкета (Лусканова); интеллектуальный тест, тест тревожности (Филипс).

5 класс - Мотивационная анкета, тест тревожности (Филипс), психологический климат класса.

8 класс – Мотивационная анкета, личностный опросник (Р.Кеттела), психологический климат класса.

10 класс – профориентационный тест, психологический климат класса, тревожность (Кандаш).

Благодаря этим тестам выявила следующие психодиагностические признаки:

- низкая познавательная активность и личностная незрелость;

- низкий уровень самоконтроля и самоорганизации в деятельности и поведении;

- повышенный интерес к ситуациям, включающим жестокость и агрессию;

- немотивированность, неадекватность поведения;

- отрицательное отношение к учению, к школе;

- сохранение инфантильности, слабоволие;

- раннее половое развитие.

  1. Социальная диагностика – это комплексный подход выявления и изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономические, культурно-правовые, нравственно-психологические, медико-биологические и санитарно-экологические состояния. Её целью является постановка социального диагноза, т. е. определение проблем людей и условий, необходимых для дифференцированной помощи. При проведении социальной диагностики можно использовать следующие вопросы:

- Какие сложности присущи отношениям между лицами, входящими в семью (другую социальную группу)?

- Существуют ли проблемы среди членов семьи?

- Насколько эффективны (неэффективны) формы общения?

- Каковы основные возможности для реализации сути формальных и неформальных ролей каждого участника семьи?

- Кто из окружения подопечного принимает значимые решения, каковы их последствия?

- Каковы основные конфликты, касающиеся подопечного, какие меры принимаются для их разрешения?

  1. Педагогическая диагностика – это изучение личности, индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания для более эффективной реализации его основных функций. Выделяют следующие требования к проведению педагогической диагностики:

- изучение личности должно быть направлено на поиск резервов личности, ее нераскрытых возможностей;

-  диагностика не должна быть самоцелью, а должна носить стимулирующий характер;

- изучение личности необходимо осуществлять в процессе деятельности и общения;

- личность изучается не изолированно, а в контексте социальных отношений;

- нельзя делать выводы о личности только на основе одного диагностического метода.

  1. Социально-педагогическая диагностика – это специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов.

В работе использую диагностические методики:

  1. Опросник А.Басса и А.Дарк. Качества: все виды агрессии.
  2. Тест “Конфликтная ли вы личность?” Качества: конфликтность.
  3. Тест школьной тревожности. Качества: тревожность.
  4. Шкала ситуативной тревожности и шкала личностной тревоги (опросник Спилберга) Качества: тревожность.
  5. Шкала одиночества (Д.Рассе, Л.Пепо, М.Фергюсон). Качества: социальная изоляция, депрессия, скука.

Адрес внедрения опыта ЯНАО село Самбург, Пуровского района МКОУ «ШИС(П)ОО»

 

Дата заполнения анкеты «_15___»___мая___2012 г.

Подпись автора (авторов) анкеты ________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «ТЕХНОЛОГИИ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ»

Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утр...

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САНАТОРИИ. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА.

Данная статья отражает специфические особенности воспитательной работы в образовательном учреждении детского санатория, описывает основные рекомендательные моменты работы социального педагога в учрежд...

Опыт применения вузовской технологии в работе с группами СПО.

Что такое технология обучения? Согласно определению ЮНЕСКО (1986 г.), это системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и тех...

организация работы с ОВЗ и СОП социального педагога

доклад социального педагога и к нему презентация - "организация работы социального педаога в МБОУ СОШ с.Чернава с обучающимися ОВЗ и семьями СОП...