Педагогический опыт " Информационно-коммуникационные технологии в работе учителя математики и физики. 2 часть"
методическая разработка на тему
Материал по представлению педагогического опыта Бородулиной Л.В.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка педагогического опыта «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя математики и физики. Часть 2»
Информационная карта | |
Общие сведения | |
Ф.И.О. автора опыта | Бородулина Любовь Валентиновна |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | МБОУ «Ярнемская средняя общеобразовательная школа» п. Улитино Плесецкий район Архангельская область |
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала | Учитель математики, физики и информатики |
Стаж работы | 22 года |
Сущностные характеристики опыта | |
Тематика инновационного педагогического опыта | 1. Комплексное применения ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности. 2. ИКТ – компетентность учителя и обучающихся в условиях введения ФГОС второго поколения. |
Источник изменений | Новые требования к результатам освоения образовательной программы общего образования |
Идея изменений | Изменение требований к условиям реализации образовательной программы общего образования |
Описание ситуации, в которой возникла педагогическая проблема, актуальность. | В условиях введения ФГОС нового второго поколения, наравне с профессиональными и коммуникативными компетентностями от учителя требуется владение и информационно-коммуникативными компетенциями. Метапредметные результаты освоения образовательной программы должны отражать формирование и развитие компетентности обучающихся в области использования ИКТ. Кроме того, актуальность проблемы вызвана изменениями требований к предметным результатам по математике, физике и информатике в области ИКТ, которые должны обеспечивать: 1. овладение способами представления и анализа статистических данных; 2. развитие умений описывать и анализировать массивы числовых данных; 3. формирование информационной культуры; 4. формирование навыков безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете. |
Цель: | Создание оптимальных условий для развития субъектности обучающихся, повышение качества образования посредством повышения ИКТ-компетентности учителя в условиях введения ФГОС нового поколения. |
Описание опыта.
Способы решения проблемы.
Деятельность учителя для решения указанной проблемы осуществляется по следующим направлениям:
1 направление. Повышение ИКТ-компетентности учителя в процессе самообразования.
2 направление. Обучение на дистанционных курсах различной тематики.
3 направление. Осуществление автоматического контроля.
4 направление. Построение уроков и занятий с применением программных мультимедийных средств.
Методический инструментарий, используемый в данном педагогическом опыте, для учителя и обучающихся - три взаимосвязанных компонента (по Кашель Н.Н.):
1. диагностический инструментарий (совокупность тестов, анкет, описательных процедур, интерпретация результатов);
2. инструкции, способствующие выполнению задач при помощи информационных и коммуникационных технологий;
3. контрольно-измерительные материалы, позволяют при выполнении заданий контролировать изменения, происходящие в уровне компетентности в области информатики и личностно профессиональном развитии.
Результаты работы учителя:
- Изучила научно-техническую литературу по данной проблеме.
- Приобрела практические навыки работы на ПК:
- установка и перестановка операционной системы Windows XP, Windows Vista, Windows 8;
- поиск и установка соответствующих драйверов системного и прикладного программного обеспечения;
- работа с лицензионными, условно-бесплатными и свободно распространяемыми программами;
- подключение периферийных устройств: принтеров, сканеров, мультимедийных средств, графических планшетов.
- Участвовала в семинаре «Информационные технологии в образовании ЭОР-2011» на курсах повышения квалификации в АО ИППК (сертификат от 07.11.2011г).
- Прошла самостоятельное обучение в сети Интернет на сайте www.zavuch.ru и независимое ИКТ тестирование на компьютерную грамотность в ЧОУ ДПО «Центр знаний», выдан сертификат серия Г №1999292-488828/2016 в подтверждение соответствия квалификационным требованиям в области ИКТ по результатам прохождения теста.
- Прошла обучение в АО ИППК РО на семинаре по проблеме: «Создание сайтов в конструкторе школьных сайтов» (справка от 21.05.2011г).
- Создала персональный сайт и сайт МБОУ «Ярнемская школа».
- Прошла обучение в виртуальном университете социальной сети работников образования на сайте http://nsportal.ru по теме «Личностно-ориентированный урок»
- Продолжила использование средств, обеспечивающие базовую подготовку: электронные учебники, являющиеся приложением к учебникам Мякишева Г.Я. и Буховцева Б.Б. «Физика 10 и 11 классы»; обучающая система «1С. Репетитор. Физика (1,5а)»; средства практической подготовки: тренажеры «Математика 5-11 классы. Практикум»; вспомогательные средства: «Виртуальная школа C&M». Уроки геометрии 7-11кл. Уроки алгебры 7-11 кл. Уроки физики 7-11 кл.
- Организация лабораторные практикумы с виртуальными моделями на уроках физики на сайте www.virtulab.ru .
- Проведение онлайн-тестов при подготовке обучающихся к ЕГЭ на сайте www.mathege.ru .
- Участие обучающихся в дистанционных заочных конкурсах на сайтах:
Практическое использование ИКТ на уроках и внеклассных занятиях.
1. План внеклассного мероприятия «Планеты Солнечной системы».
Возрастной состав детей – 7 – 14 лет.
Форма мероприятия – игра-путешествие.
Цель занятия: развитие познавательного интереса детей к научным сведениям о планетах Солнечной системы.
Задачи:
• Расширить знания детей о Солнечной системе, ее строении, об особенностях планет;
• Раскрыть зависимость продолжительности года, температурных характеристик от расположения планет в Солнечной системе;
• Познакомить детей с историческими событиями, связанными с освоением и покорением человеком космического пространства;
• Воспитывать чувство патриотизма и коллективизма.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, сопровождение-презентация «Планеты Солнечной системы», доска, жетоны.
Ход мероприятия.
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к занятию. Объявление темы, целей и задач занятия. Разбиение детей на команды – 2 космических корабля, придумывание названий. Выбор жюри.
2. Просмотр презентации «Планеты Солнечной системы». Целевая установка: обратить внимание на количество планет, особенности каждой планеты, отличие планет, интересные факты о планетах.
3. Просмотр фильма об освоении космоса человеком, о противоборстве Советского Союза и США при освоении.
4. Викторина «Космос» (если команда отвечает на вопрос – 2 балла, если соперники – 1 балл) – представлена в презентации.
1 тур (для уч-ся 5-6 кл) «Космический кроссворд».
2 тур (для уч-ся 1-4 кл) «Угадай-ка».
3 тур (для уч-ся 7-8 кл) «Точность».
4 тур (для всех) Блицтурнир – составить как можно больше слов из слова космонавтика.
5. Физкультминутка «Мы – космонавты» - инсценировка полета в космос на двух кораблях.
6. Просмотр фильма «Как покорить космос» о том, что необходимо для существования человека в космосе, что такое космический туризм, какая может быть жизнь в космосе в будущем.
7. Подведение итогов игры – путешествия.
2. План внеклассного мероприятия по математике «Математический марафон туристических агентств».
Цель: создать условия для осознания обучающимися значения математики в профессионально-туристической деятельности человека посредством решения задач с практическим содержанием.
Данная цель реализуются с помощью следующих задач:
1. Образовательные:
- способствовать закреплению знаний, умений и навыков по решению задач КИМ ОГЭ с практическим (экономическим, физическим, геометрическим, географическим) содержанием;
- формироватьумение решать задачи олимпиадного характера (логические, геометрические, на движение и части);
- применять знания о площадях, отрезках, векторах, скорости в нестандартных ситуациях;
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- формировать представление обучающихся о туризме как о профессиональной деятельности современного человека.
2. Развивающие:
- развивать сообразительность, любознательность, логическое мышление, пространственное воображение, внимание, память, речь;
- развивать умение планировать свою работу, работу в группе;
- развивать логическое мышление, пространственное воображение, внимание, память, фантазию;
- развивать осознанное позитивное эмоциональное отношение к себе и окружающему миру;
3. Воспитательные:
- прививать интерес к математике и истории родного края;
- формировать чувство товарищества, взаимопомощи, самостоятельности;
- воспитывать любовь к малой родине.
4.Здоровьесберегающие:
- создать благоприятные условия на занятии для сохранения здоровья школьников;
- организовать двигательную активность.
Ведущий вид деятельности участников: продуктивный, творческий, проблемный.
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Функция учителя: организатор соревнования.
Планируемый педагогический результат:
- усвоение предметного материала и возможность использования его в нестандартных ситуациях – в профессионально-туристической деятельности человека;
- установление межпредметных связей математики с экономикой, физикой, географией и др;
- умение находить общее решение на основе согласования позиций и учета интересов участников марафона.
Описание предварительной подготовки к мероприятию в рамках недели математики:
1 день – «Кастинг в турагентство». Цель – отбор одаренных и мотивированных детей для участия в математическом марафоне.
2 день – «Заочные курсы для тур-агентов по решению задач». Цель – определение способности детей самостоятельно организовывать сотрудничество при решении математических задач.
3 день – «Поисковая работа агентов».
4 день - Математический марафона туристических агентств.
Форма мероприятия – марафон (соревнование двух команд).
Материалы и оборудование: компьютер с подключенным мультимедиа проектором, 2 ноутбука для каждой команды с выходом в сеть Интернет; маркерная доска, бумага формата А3 и фломастеры; бумага и ручки для решения задач; карты местности, 2 компаса, 2 рюкзака с туристическим оборудованием и принадлежностями, гитара.
Правила проведения марафона: агентства по очереди выбирают этап, на каждом из которых они одновременно будут выполнять математическое задание. Если задание выполнено верно, то агентства получают 2 балла, если частично или с ошибками, то по 1 баллу, если неверно – 0 баллов. Кроме этого, в агентстве дается 1 жетон тем участникам, которые были самыми активными (их выбирают сотрудники фирмы) при решении каждого задания. Для выполнения каждого этапа в презентации представлена справочная информация, которой агентства могут воспользоваться при выполнении задания.
Победителем марафона считается команда, набравшая большее количество баллов за игру. И в каждом агентстве участниками определяется самый активный сотрудник по количеству жетонов. Выполнение заданий контролирует жюри.
Марафон проводится по презентации с гиперссылками-заданиями для игроков, обучающиеся выполняют задания и решают задачи.
Заключение, выводы.
Необходимость применения информационных компьютерных технологий в школьном образовании очевидна. В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением изменений в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
Литература.
- Будунов Г.М. Компьютерные технологии в образовательной среде «за» и «против». : Аркти, 2006
- Воробьева О.Я. Коммуникативные технологии обучения. Волгоград: Учитель, 2008
- Далингер В.А. Компьютерные технологии в обучении геометрии // Информатика и образование. – 2002.-№3
- Информационные технологии на уроках в начальной школе. / сост. О.В. Рыбьякова. – Волгоград: Учитель, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективность работы учителей математики и физики по обеспечению качественной подготовки учащихся к итоговой аттестации, проведение внеклассной работы.
Варианты подготовки учащихся к ЕГЭ...
Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда
Свою работу на логопункте я строю основываясь на программы по коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и Н.В. Нищевой. Данные прог...
Индивидуальный план работы учителя математики и физики
Индивидуальный план работы учителя математики и физики ...
Выступление на школьном методическом объединении учителей математики на тему "Современные технологии в работе учителя математики"
Выступление на ШМО учителей математики и информатики на тему "Современныетехнологии в работе учителя математики"...
Презентация обобщения педагогического опыта «Использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда»
Владение инновационными педагогическими технологиями — это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века! В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё боль...
Выступление на школьном методическом объединении учителей математики на тему "Современные технологии в работе учителя математики"
Школьная программа меняется постоянно, меняются типы экзаменов. Изменения в программах вызваны требованиями жизни, которая меняется. Новая жизнь потребовала новых знаний. Люди должны уметь считать сво...