Методическая разработка классного часа "Трагедия Бабьего Яра"
методическая разработка (10, 11 класс) по теме

Михайлова Валентина Ивановна

Методическая разработка может быть использована для проведения классных часов с обучающимися 1-3 курсов (10-11 классов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_klassnogo_chasa.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение    Воронежской области

 «Россошанский техникум сельскохозяйственного

 и строительного транспорта»

Конкурсная работа

« Память о Холокосте – путь к толерантности»

МЕТОДИЧЕСКАЯ

Разработка классного часа

 «Трагедия Бабьего Яра»

                                                      Подготовила:

социальный педагог В.И. Михайлова

п. Молодёжный, 2015

Цели и задачи классного часа «Трагедия Бабьего Яра».

  1. Образовательная
  • раскрыть понятие «Холокост» как пример антигуманистической, бесчеловечной политики.
  • познакомить с трагической историей Бабьего Яра.
  • повысить информационную политическую грамотность обучающихся.
  1. Развивающая
  • формировать навык социального восприятия прошлого и настоящего.
  • развивать монологическую речь и память обучающихся.
  1. Воспитывающая
  • обучать гуманному толерантному отношению к людям.
  • воспитывать чувства сопереживания, сострадания, неприятие жестокости и цинизма.
  • формировать мировоззренческую позицию молодёжи

Материалы и оборудование.

  • мультимедиа
  • фотодокументы
  • видеофильмы
  • записи музыкальных произведений

Сообщение темы классного часа, постановка цели и задачи (классный руководитель).

Фото «Жертвы Холокоста»

С2 Ведущий 1. Есть слово страшное на свете - Холокост,

                     В нем ужас, боль, трагедия вселенной,

                     А в то же время смысл в нём очень прост:

                     Горел народ наш в пасти огненной гиены

                     «Народ – на плаху!» - так решил маньяк

                     Кто ж мог такое зверство сотворить?

                     Другой народ – цивилизованный – вот так!

                     Никак не может это мозг переварить.

С3 Ведущий 2. О Холокост! Жива в сердцах людей

                     Трагедия еврейского народа

Завет Господний главный: «Не убий»

Отвергли изверги и не люди – уроды,

Но есть суд праведный на небе и земле,

Судьба евреев пусть весь мир тревожит

Вновь Холокост крадётся к нам во мгле

Мечом кровавым он планету уничтожит

С4 Ведущий 3. Так встаньте, люди, и скажите гадам: «Нет»

Не будьте слабовольными рабами,

Не прячьтесь, не гасите в доме свет,

Когда людей уничтожают рядом с вами.

Химеры, ложь, обман, из сердца прочь!

Объединимся пред врагом презренным.

Планете угрожает Холокост,

Грозит он человечеству забвеньем.

Проснитесь, люди, встаньте в полный рост,

Не пропустите ада повторенье.

С5 Учитель: Холокост (от лат. Holocaust – «всесожжение» - преследование и массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп (советских военнопленных, поляков, евреев, инвалидов и безнадёжно больных людей).

С6 Холокост начался в январе 1933 года, когда к власти пришёл Гитлер и фактически завершился 8 мая 1945 года.

В период между 1933 и 1945 годами во время Холокоста было убито более 11 миллионов мужчин, женщин и детей. Примерно 6 миллионов из них были евреями. Именно их фашисты собирались подвергнуть тотальному уничтожению, в том числе и в Советском Союзе.

С7 Звучит мелодия «22 июня ровно в 4 часа».

С8 Ведущий 1. Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года, а менее чем через 2 месяца, 19 сентября 1941 года фашистами была взята столица Советской Украины – город Киев.С9-10

С11 Появляется ведущий с газетой в руках.

Читает: Объявление немецкого командования.

Все жиды г. Киева и его окраин должны явиться в понедельник, 29 сентября 1941 года к 8 часам утра на угол  Мельниковой и Дегтяревской  улиц (возле кладбища). Взять с собой документы, деньги и ценные вещи, а также тёплую одежду, бельё и прочее. Кто из жидов не выполнит это распоряжение, и будет найден в другом месте, будет расстрелян.

Ведущий 2.Так начиналась Киевская трагедия «Бабий Яр»

(видео1 «Расстрел мирных граждан»)

 Ведущий 1. СВИДЕТЕЛЬСТВА ОЧЕВИДЦЕВ Воспоминания немецкого шофера  Хефера : «На своем грузовике я обогнал евреев, шедших колонной в том же направлении. На большой открытой поляне лежала груда одежды, за ней я ехал. С этого места я видел, что евреев заставляли сдавать ценные вещи, драгоценности, раздевали догола и палками загоняли в овраг… Когда они подходили к краю оврага, их укладывали на трупы уже застреленных евреев. Трупы лежали аккуратными рядами. . Расстрел производили два полицейских. Это был конвейер, не различавший мужчин, женщин, детей. Я настолько испугался, что не мог туда смотреть».

 С12-13  Ведущий 2. Самое зловещее место Киева - Бабий Яр - огромный ров пятидесятиметровой глубины 

С14 Ведущий 3.  Свидетельские показания Дины Проничевой, чудом выжившей в Бабьем Яру. «Приближаясь к Бабьему Яру, мы услышали стрельбу и нечеловеческие крики. Я начинала понимать что происходит, но маме ничего не говорила… Нам велели сдать документы, ценные вещи и раздеться. Один нацист подошел к маме и сорвал с ее пальца золотое кольцо. Я увидела, как группу за группой, раздетых людей подводят к яме и расстреливают…  Я своими глазами видела этот ужас…»

С15 Чтец. Стихотворение Мусы Джалиля «Варварство». Трагедии еврейского народа посвящается.

 С16

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришел хмельной майор и медными глазами

Окинул обреченных... Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,

И тучи опустились над землею,

Друг друга с бешенством гоня...

Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,

Как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля,

В последний раз детей поцеловало,

В последний раз...

Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас

Он обезумел. Гневно бушевала

Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,

Он падал, издавая вздох тяжелый.

Детей внезапно охватил испуг, —

Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,

Что вырвалось у женщины одной,

Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья

Еще не старой женщины. Она

Смотрела, ужаса полна.

Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.

— Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! —

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Прижала к сердцу, против дула прямо...

— Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь~-

И хочет вырваться из рук ребенок,

И страшен плач, и голос тонок,

И в сердце он вонзается, как нож.

— Не бойся, мальчик мой. Сейчас

вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. —

И он закрыл глаза. И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!

С17 Ведущий 1. За два дня - 29 и 30 сентября 1941 года в Бабьем Яру было расстреляно 3371 человек ( детей до трёх лет не считали).

   С18  На этом расстрелы не прекратились: 5 тыс. таборов цыган, советские военнопленные, пациенты психиатрической больницы, просто мирные граждане, всего до 200 тыс. человек стали жертвами Киевского Холокоста.

(видео2 « Над Бабьем Яром памятников нет!»)

Чтец на фоне презентации « Памятники и монументы жертвам трагедии» читает стихотворение «Дорога смерти».

С19

Я иду по дороге смерти,

Но живой я, ещё живой…

В Яр и женщины, и дети

Шли здесь в год 41- злой.

С20

Я иду и плачу горько,

Слёзы стынут в душе моей.

Почему нам досталось столько

Злобы, ненависти, смертей?

С21

Что мы в мир принесли  плохого,

Если Божьи пророки от нас?

Что осталось в жизни святого,

Если разум вокруг угас?

Учитель С22-25 : Украина… Незалежная, самостийная, сжигаемая ненавистью и братоубийственной войной, многострадальная сестра наша, неужели трагедия Бабьего Яра ничему не учит?

Чтец на фоне панорамы Киева читает стихотворение «Прекратить войну на Украине!»

Ведущий 2.

Прекратить войну на Украине!

Пожалейте, власти, свой народ!

Ведь подобно выжженной пустыне!

Станет мир, когда война пройдет!

Ведущий 3.

Прекратить войну на Украине!

Взять и просто запретить стрелять.

Плачет мать: взорвался сын на мине,

Хватит, люди, хватит воевать!

Ведущий 1.

Прекратить войну на Украине!

Ведь страдает в ней простой народ,

Сесть за стол в июня середине,

Чтоб был  снова светлым  небосвод.

Ведущий 2.

Прекратить войну на Украине!

Сказочно прекрасная страна!

Чтобы мир навеки был отныне

Жизнь одна, - для счастья нам дана.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа "Ремесло и искусство"

Работа по профориентации школьников должна проводиться постоянно. Данная разоаботка позволит развить коммуникативные способности учащихся; привить учащимся понимание ценности труда и ремесла ...

Методическая разработка классного часа на тему: "Классный час – телепередача «Человек и профессия»

Классный час – телепередача  «Человек и профессия» Цели: 1. Знакомство учащихся с профессиями.           2. Выявление профессиональных склон...

Методическая разработка классного часа ко Дню матери

Формирование нравственных ценностей, нравственных ориентиров учащихся...

Методическая разработка классного часа в помощь классному руководителю "Урок - мира!"

Замечатеный материал для проведения классного часа 1 сентября....

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...

Методическая разработка классного часа в рамках районного конкурса "Самый классный классный" для учащихся 5-9 класса на тему "Прикоснёмся к памяти душой"

РазработкаКлассного часа в форме устного журналана тему « Прикоснёмся к памяти душой»Цели:— развитие у учащихся чувства патриотизма, духовности, гордости за свой народ, отстояв...